Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манапова Ольга Николаевна, Занова Татьяна Сергеевна, Милюков Иван Васильевич, Разаманова Зуния Насретдиновна

В статье представлены промежуточные результаты функционирования региональной инновационной площадки в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж». Тема инновационного проекта нацелена на модернизацию образовательного процесса, обеспечивающего качественную подготовку студентов по техническим специальностям СПО. Разработана модель подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения. Рассмотрены методы и формы их комплексного использования в образовательном процессе. На основе изученных факторов, влияющих на качество подготовки студентов и механизмы его повышения, разработана система критериев оценки. Приводится модель процесса создания и использования цифровых образовательных ресурсов, предполагающая функционирование специалистов IT-подразделения. Новые формы и методы работы, способствующие развитию общих и профессиональных компетенций, представлены в итогах конкурса методических разработок. Представлены результаты мониторинга показателей качества обучения студентов технических специальностей по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и учебным практикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манапова Ольга Николаевна, Занова Татьяна Сергеевна, Милюков Иван Васильевич, Разаманова Зуния Насретдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BASED ON THE INTEGRATION OF TRADITIONAL AND E-LEARNING IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL INNOVATION PLATFORM

The article presents the intermediate results of the functioning of the regional innovation platform (RIP) at the South Ural State College. The topic of the innovative project is aimed to modernizing the educational process, providing high-quality training for students in the technical specialties of vocational education. A model for training students has been developed based on the integration of traditional and e-learning tools. The methods and forms of their complex use in the educational process are considered. On the basis of the studied factors affecting the quality of training of students and the mechanisms of its improvement, a system of assessment criteria has been developed. A model of the process of creating and using digital educational resources is given, which assumes the functioning of IT specialists. New forms and methods of work, contributing to the development of general and professional competencies, are presented in the results of the competition for methodological developments. The results of monitoring the indicators of the quality of teaching students of technical specialties in academic disciplines, interdisciplinary courses and educational practices are presented.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ»

3. Ob organizacii raboty po vnedreniju regional'noj celevoj modeli nastavnichestva v Cheljabinskoj oblasti: [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti 01/2428 ot 18 nojabrja 2020 g.], available at: https://minobr74.ru/documents/doc/11469 (accessed: 01.02.2021). (In Russian)

4. Pasport federal'nogo proekta «Molodye professionaly», available at: https://minobr.govmurman. ru/files/Nach_proekty/molodye_prof/fp_molodye_professionaly_09102019.pdf (accessed: 03.02.2021). (In Russian)

5. Masalimova A. R. Soderzhanie i tehnologii korporativnoj podgotovki nastavnikov: peda-gogicheskaja sostavljajushhaja : ucheb.-metod. posobie [Content and technologies of corporate training of mentors: pedagogical component: study guide. Allowance]. Kazan, Publishing house of KFU, 2015, 123 p. (In Russian)

6. Angelovskaya S. K. O primenenii proektnogo podhoda v sisteme jekologicheskogo vospitanija obuchajushhihsja professional'noj obrazovatel'noj organizacii [About the application of the project approach in the system of ecological education of students of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 2 (26), pp. 96-101. (In Russian)

7. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniju metodologii (celevoj modeli) nastavnichestva obuchajushhihsja dlja organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost' po obshheobrazovatel'nym, dopolnitel'nym obshheobrazovatel'nym i programmam srednego professional'nogo obrazovanija, v tom chisle s primeneniem luchshih praktik obmena opytom mezh-du obuchajushhimisja, available at: https://minobr.government-nnov.ru/?id=216241 (accessed: 03.02.2021). (In Russian)

8. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S., Filippov A. M. Didaktika praktiko-orientirovanno-go obrazovanija: monogr. [Didactics of practice-oriented education: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2020, 323 p. (In Russian)

Леушканова Ольга Юрьевна, директор ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Магнитогорск, е-таД: [email protected] Иванова Елена Юрьевна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Челябинская область, г. Магнитогорск, е-тай: [email protected]

Leushkanova Olga Yuryevna, director of Magnitogorsk Pedagogical College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, Russia, e-mail: [email protected]

Ivanova Elena Yuryevna, deputy Director of scientific and methodical work, Magnitogorsk Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, Russia, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Манапова, О. Н. Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения в рамках реализации региональной инновационной площадки / О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков, З. Н. Разаманова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 78-88.

УДК 377+001 ББК 74.57

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков, З. Н. Разаманова

В статье представлены промежуточные результаты функционирования региональной инновационной площадки в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж». Тема инновационного проекта нацелена на модернизацию образовательного процесса, обеспечивающего

качественную подготовку студентов по техническим специальностям СПО. Разработана модель подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения. Рассмотрены методы и формы их комплексного использования в образовательном процессе. На основе изученных факторов, влияющих на качество подготовки студентов и механизмы его повышения, разработана система критериев оценки. Приводится модель процесса создания и использования цифровых образовательных ресурсов, предполагающая функционирование специалистов ^-подразделения. Новые формы и методы работы, способствующие развитию общих и профессиональных компетенций, представлены в итогах конкурса методических разработок. Представлены результаты мониторинга показателей качества обучения студентов технических специальностей по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и учебным практикам.

Ключевые слова: качество подготовки, интеграция, традиционные и электронные средства обучения, электронный учебно-методический комплекс, цифровые образовательные ресурсы, модель подготовки студентов, модель создания цифровых образовательных ресурсов.

Основным направлением развития колледжа является обеспечение доступности, эффективности образовательного процесса для создания условий выполнения государственного задания в области подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров для региональной экономики. Механизмом реализации этих задач и направлений в колледже является создание информационной образовательной среды и широкое использование на ее основе развивающих, лич-ностно-ориентированных и практико-ориенти-рованных педагогических технологий [1].

От профессиональной образовательной организации в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; системы подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда [2].

Под качеством подготовки понимается комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Качество подготовки студентов представляет собой степень формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями и (или) потребностями заказчика.

В последнее время становится все более устойчивой тенденция востребованности на рынке труда студентов именно технических специальностей. Анализ успеваемости студентов специальностей технического профиля выявляет существенные проблемы сохранения контингента. В этих условиях важным аспектом профессиональной деятельности педагогического работника является формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и профессионального роста. Преподаватели ориентируются на поиск новых и совершенствование существующих видов и форм самостоятельной работы, создание условий для высокой активности обучающихся.

В связи с вышесказанным в колледже возникла необходимость модернизировать образовательный процесс с целью качественной подготовки студентов, используя инновационные подходы [3].

В 2018 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 мая 2018 г. № 01/1655 «О признании региональных инновационных площадок» в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (далее — ЮУГК) была организована работа по реализации инновационного проекта по теме «Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения».

При решении задач инновационного проекта, прежде всего, были изучены состояние и особенности традиционных и электронных средств обучения, их преимущества и недостатки. Сравнительный анализ данных особенностей,

выявленные положительные и отрицательные стороны обусловили необходимость разработки и использования инновационных подходов к организации образовательного процесса — современного электронного обучения, базирующегося на упорядоченном, логически правильном традиционном обучении. Необходимым условием успешного внедрения электронного обучения является интеграция традиционных приемов и методов обучения с инструментами и технологиями электронного.

Разработанная в процессе инновационной деятельности и апробированная в реальных

образовательных условиях модель подготовки студентов (рис. 1) представляет собой систему взаимосвязанных компонентов интеграции традиционных и электронных средств обучения, отражающих:

- дидактические особенности образовательного процесса;

- факторы, влияющие на качество подготовки студентов;

- этапы создания цифровых образовательных ресурсов;

- внедрение в образовательный процесс ЭУМК.

Рис. 1. Модель подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения

На следующем этапе реализации инновационного проекта были рассмотрены дидактические особенности образовательного процесса с использованием электронных и традиционных средств обучения.

Именно средства обучения как компонент дидактической системы выступают в качестве объекта между преподавателем и обучающимся для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Они оказывают решающее влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление личности.

Мы полагаем, что достижение результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе совокупности существующих средств обучения, как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий [4]. Эффективность применения средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Так, например, организация образовательного процесса с использованием электронных и традиционных средств обучения позволяет преподавателю применять активные методы обучения, способствующие ускоренному усвоению программы, выработке учебных умений:

1) в режиме словесных методов обучения использование электронных средств позволяет

Анализ педагогических исследований по применению электронных и традиционных средств обучения позволяет выделить следующие модели проведения уроков.

1. Урок с использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР) в качестве библиотеки наглядных пособий. Ведущей целью применения ЭОР на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его

осуществлять как подачу текстовой информации с экрана (текст, речь преподавателя), так и возможность многократно повторить такое же содержание в различных режимах;

2) в режиме наглядных методов появляется возможность не только демонстрации статичной информации (традиционные средства — натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации и т. д.), но и виртуального преобразования предметов в пространстве и на плоскости, а также визуализации процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях;

3) в режиме методов, ориентированных на практические действия обучающихся (упражнения, практические и лабораторные работы), становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечисленное в режиме виртуального практического действия с пошаговым объяснением и автоматизированной демонстрацией отдельных операций.

Следующей дидактической особенностью образовательного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Благодаря комплексному использованию электронных и традиционных средств обучения можно изменить приемы и содержание основных форм организации учебной работы (табл. 1).

эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в предметный контекст.

2. Диагональная схема урока в классе с несколькими компьютерами. Целью проведения такого варианта занятия с использованием новых информационных технологий является организация дифференцированного обучения для различных групп, обучающихся в условиях, когда количество компьютеров в аудитории ограничено, и работа может выполняться только в малых группах.

Таблица 1

Формы организации учебной работы при комплексном использовании электронных и традиционных средств обучения (ЭСО, ТСО)

Индивидуальная Парная/групповая Коллективная

Организации консультаций для обучающихся с целью поддержки или организации учебного процесса Организация проектной деятельности (интернет-проекты, работы в рамках учебных ЭСО, ТСО) Использование ЭСО, интернет-сервисов в компьютерном классе (обобщение и систематизация знаний, контроль навыков, тренаж и пр.) Веб-экскурсии по интерактивным музеям

Использование онлайн-конферен-ций (форумов, чатов) Использование ЭСО и цифровых технических средств в компьютерном классе, предметном кабинете Интернет-проекты для обучающихся

Формы организации работы на интегрированном уроке:

1) урок на основе групповой работы;

2) лабораторно-практические занятия с использованием материалов ЭОР на основе самостоятельной работы обучающихся;

3) урок, построенный на основе индивидуальной работы обучающегося с ЭОР.

Исходя из всего вышеперечисленного отметим, что происходящий процесс информатизации образования способствует изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность преподавателя и обучающегося. Обучающийся может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и др. Преподаватель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать обучающихся, следить за динамикой обучения и развитием обучающегося [5].

С целью поиска путей повышения качества подготовки студентов были изучены факторы, влияющие на качество подготовки студентов, и механизмы его повышения.

При исследовании данной проблемы были проведены два анкетирования обучающихся. Вопросы, сформулированные в первой анкете,

дали возможность выявить помехи в изучении учебной дисциплины (профессионального модуля) — далее УД (ПМ); во второй анкете — мнение студентов о мерах, которые, с их точки зрения, нужно предпринять, для того чтобы изучение УД (ПМ) стало более успешным и интересным.

На основе анализа результатов опроса выделена система ведущих факторов, которые были сгруппированы в несколько блоков.

1. Блок, связанный с содержанием материала, подлежащего усвоению в соответствии с ФГОС СПО по учебной дисциплине (профессиональному модулю).

2. Блок, связанный с учебно-методическим обеспечением, с которым работают студенты в процессе обучения.

3. Блок, связанный с педагогическим мастерством преподавателя и его личностными качествами.

4. Блок, связанный с материально-технической базой обучения.

5. Блок, связанный с внешней средой студента, которая оказывает влияние на состояние его здоровья, отношение к учебе, мировоззрение и т. д.

В результате решения данной задачи инновационного проекта по каждому из факторов разработаны показатели повышения качества подготовки студентов (табл. 2).

Таблица 2

Показатели повышения качества подготовки студентов

_Показатель_

Совершенствование качества содержания образования

1. Количество обучающихся технических специальностей, абсолютно успевающих по теоретической подготовке (% от общего количества участвующих в реализации РИП)_

2. Количество обучающихся технических специальностей, качественно успевающих по теоретической подготовке (% от общего количества участвующих в реализации РИП)_

3. Количество обучающихся технических специальностей, абсолютно успевающих по практической подготовке (% от общего количества участвующих в реализации РИП)_

4. Количество обучающихся технических специальностей, качественно успевающих по практической подготовке (% от общего количества участвующих в реализации РИП)

5. Количество обучающихся технических специальностей, продолжающих обучение (% от общего количества участвующих в реализации РИП)_

6. Количество обучающихся технических специальностей, абсолютно успевающих (% от общего количества участвующих в реализации РИП)_

7. Количество обучающихся технических специальностей, качественно успевающих (% от общего количества, участвующих в реализации РИП)_

8. Сохранность контингента (% продолжающих обучение, участвующих в реализации РИП, от общего количества поступивших)_

Разработка преподавателями учебно-методической литературы, утвержденной на методическом совете 1. Количество видов учебно-методической документации (шт.) 1.1. Количество учебно-теоретической литературы (шт.)

Окончание таблицы 2

_Показатель_

1.2. Количество учебно-методической литературы (шт.)

1.3. Количество вспомогательной литературы (шт.)

1.4. Количество электронных учебно-методических комплексов (шт.)

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров

1. Количество педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории

2. Количество преподавателей, прошедших ДПО по направлению «Методика профессионального обучения»

3. Количество преподавателей, прошедших ДПО по направлению «Цифровизация образования»

4. Количество преподавателей, повысивших квалификацию по инновационной деятельности неформально и информально

5. Количество публикаций педагогических и руководящих работников по материалам ИП_

6. Количество выступлений педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности (% от общего кол-ва преподавателей)

7. Количество преподавателей, принимающих участие в профессиональных конкурсах в рамках реализации инновационной деятельности (% от общего кол-ва преподавателей)

8. Доля молодых специалистов до 35 лет, участвующих в реализации ИП (% от общего кол-ва педагогических работников, участвующих в реализации ИП)

Совершенствование материально-технической базы

1. Количество обновленных комплектующих АРМ, серверов, процессоров (шт.)

2. Количество приобретенных АРМ по целевым субсидиям (шт.)

3. Количество установленного программного обеспечения для реализации электронного и дистанционного обучения

Совершенствование качества воспитательного процесса

1. Количество обучающихся, испытывающих интерес к изучению УД (ПМ)

2. Количество обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы

3. Количество обучающихся, участвующих в конкурсах профессиональной направленности

4. Количество обучающихся, участвующих в мероприятиях непрофессиональной направленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно сложным и значимым этапом реализации инновационного проекта является разработка и апробация электронных учебно-методических комплексов по техническим специальностям СПО.

Развитие компьютерной сферы не стоит на месте, появляются иные технологии, существующие продукты и программы для обучения в свою очередь проявляются в новых формах. Необходимым условием успешного внедрения электронного обучения является интеграция традиционных приемов и методов обучения с инструментами и технологиями Е-learning.

Максимально адаптированный контент для электронного обучения реально подготовить, только если программисты, руководители и преподаватели будут взаимодействовать друг с другом. В связи с этим создание и использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), организация электронного обучения с применением ДОТ реализуется в соответствии с моделью, предполагающей функционирование специалистов 1Т-подразделения.

Основанием для разработки являются нормативные локальные акты: Положение об организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ЮУГК в условиях введенного на территории Челябинской области режима повышенной готовности, Положение по разработке электронных учебных курсов по дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю программы подготовки специалистов среднего звена, Положение об инновационной площадке государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный колледж».

В соответствии с представленной моделью (рис. 2) преподаватели разрабатывают содержательную часть (лекции, тесты, комплексные профессиональные ситуации, практические задания в Word) в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (курса) или профессионального модуля и отправляют на рассмотрение ПЦК [6].

Рис. 2. Модель организации работы по созданию и использованию ЦОР

Предметно-цикловая комиссия рассматривает содержательную часть учебно-методического комплекса, проверяет на соответствие с ФГОС СПО. При необходимости вносит изменения и корректирует. Направляет окончательный вариант в информационно-образовательный отдел.

Информационно-образовательный отдел:

- выполняет структурирование материала на цифровой платформе Moodle;

- разрабатывает дизайн: представление лекционного материала в электронных курсах в виде, удобном для восприятия, выбор цветовой гаммы, единого стиля оформления, визуальное выделение главного и важного материала, дополнительного материала;

- размещает тесты, комплексные профессиональные ситуации, практические задания на цифровой платформе;

- согласовывает с преподавателем дополнительные блоки: разъяснения учебного материала по наиболее сложным разделам, интернет-ссылки, словарь терминов (глоссарий), нормативные базы;

- осуществляет полное сопровождение электронного курса: настройку записи групп студентов и преподавателей на курс, даты и времени прохождения лекций и практических занятий и т. д.

Учебно-методический отдел рецензирует электронный учебно-методический комплекс на соответствие утвержденной структуре, указанной в локальных актах.

Методический совет рекомендует электронный учебно-методический комплекс к использованию в образовательном процессе.

Отдел инженерной службы и технической поддержки занимается поддержанием стабильной работы программного обеспечения, серверов и компьютерной сети.

В результате в период реализации инновационного проекта специалистами 1Т-отдела созданы цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники) по четырем дисциплинам и семи профессиональным модулям трех образовательных программ.

Базовыми при разработке учебников были следующие положения [7]:

1) обеспечение выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучаемого;

2) практико-ориентированность;

3) возможность реализации творческого потенциала педагога.

В настоящее время продолжается апробация этих электронных учебников.

Решение задачи освоения педагогическими работниками новых форм и методов работы, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций, представлено в итогах внутриучрежденческого конкурса методических разработок уроков (практических занятий) на основе интеграции традиционного и электронного обучения педагогических работников ГБПОУ «ЮУГК».

Всего в конкурсе приняли участие 22 педагога (9,5 % от общего количества педагогов колледжа) по трем номинациям.

1. В номинации «Методическая разработка урока (практического занятия) по учебной дисциплине» можно выделить:

- использование «диагональной схемы» на этапе «самостоятельное выполнение обучающимися заданий» в программном продукте МооШе;

- виртуальное воспроизведение экспериментального задания, применяемое на этапе «формирование умений, отработка знаний» в электронном учебном пособии;

- использование групповой формы работы с обучающимися на этапе «инструктаж к выполнению практического задания» с использованием электронного образовательного ресурса (мультимедийной презентации);

- форму работы со студентами в микрогруппах при помощи управляющей программы на этапе «инструктаж к выполнению практического задания».

2. В номинации «Методическая разработка урока (практического занятия) по междисциплинарному курсу профессионального модуля» можно отметить:

- использование групповой формы работы с обучающимися на этапе «закрепление и систематизация знаний» с использованием электронного образовательного ресурса;

- индивидуальную форму работы со студентами при помощи разработанного электронного учебного пособия в программном продукте «АСУ Procollege» на этапе «актуализация опорных знаний», обработку результатов лабораторной работы в программе MS Excel на этапе «выполнение лабораторной работы»;

- индивидуально-групповую форму работы со студентами при выполнении отчета практической работы в программе MS Word на этапе «выполнение практической работы»;

- форму работы со студентами в микрогруппах при помощи разработанного электронного учебного пособия в программном продукте «АСУ ProCollege» на этапе «закрепление и систематизация знаний».

3. В номинации «Методическая разработка урока (практического занятия) учебной практики профессионального модуля» среди конкурсных работ можно отметить модель занятия, содержащего этап «актуализация опорных знаний», с использованием электронного образовательного ресурса (ЭОР).

С целью осуществления обратной связи с обучающимися по оценке электронных учебно-методических комплексов и дальнейшей корректировки содержания ЭУМК разработана анкета «Оценка ЭУМК по учебной дисциплине (профессиональному модулю)». Анкета представляет собой отзыв о пройденном курсе, оценку его структуры и содержания, а также оценку преподавателя.

На завершающем этапе реализации инновационного проекта был проведен мониторинг показателей качества обучения студентов технических специальностей по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и учебным практикам (табл. 3).

Таблица3

Показатели качества обучения студентов технических специальностей за период функционирования РИП

Наименование элементов ООП 2018/19 уч. г. Традиционное обучение 2019/20 уч. г. Дистанционное обучение 2020/21 уч. г. Интегрированное обучение

Абсолютная Качественная Абсолютная Качественная Абсолютная Качественная

успеваемость, % успеваемость, % успеваемость, % успеваемость, % успеваемость, % успеваемость, %

Учебные дисциплины 91 62,75 76,5 49,25 93,5 70,5

МДК 98,12 54,97 86,56 40,28 99,1 56,5

УП 97,95 61,16 89,84 57,12 97,1 78

ИТОГО 95,6 59,6 84,3 48,8 96,5 68,3

Рис. 3. Диаграммы сравнительного анализа абсолютной и качественной успеваемости при традиционном, дистанционном и интегрированном обучении

Сравнительный анализ, представленный в диаграммах (рис. 3), показывает динамику абсолютной и качественной успеваемости за пе-риод функционирования РИП. В 2018/19 уч. г. в образовательном процессе использовались средства традиционного обучения, которое носило преимущественно репродуктивный характер. При переходе на дистанционное обучение в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий (2019/20 уч. г) мы наблюдаем значительное снижение успеваемости студентов, что говорит о низких навыках самостоятельности и самоорганизации обучающихся, а также недостатке эмоционального воздействия личности преподавателя на студента. В период 2020/21 уч. г. студенты проходили обучение интегрировано, используя цифровые образовательные ресурсы. Показатели качества значительно повысились.

Вывод: модернизация образовательного процесса и инновационный подход к его организации на основе интеграции традиционного и электрон-

ного обучения обеспечивает более качественную подготовку студентов по техническим специальностям СПО.

В перспективе по совершенствованию работы инновационной площадки можно отметить следующие направления:

1) осуществление обратной связи с обучающимися по оценке электронных учебно-методических комплексов и дальнейшей корректировке содержания ЭУМК разработана анкета «Оценка ЭУМК по учебной дисциплине (профессиональному модулю)»;

2) проведение мониторинга качества подготовки студентов по разработанной системе показателей;

3) проведение комплексного анализа инновационной деятельности;

4) корректировка инновационной модели подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения;

5) систематизация деятельности по разработке и использованию ЭУМК в учебном процессе.

Библиографический список

1. Шмелькова, Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л. В. Шмелько-ва // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2016. — № 8(30). — С. 1-4.

2. Вызовы цифрового будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2017-2018 годах : колл. моногр. / под ред. Г. В. Осипова, С. В. Рязанцева, В. К. Левашова, Т. К. Ростовской. — Москва : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2018. — 716 с. — ISBN 978-5-905790-36-2.

3. Программа реализации инновационного проекта «повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения»: Материалы ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (г. Челябинск, 29 мая 2018 г.). — URL: http://www.ecol.edu.ru/files/ shared/programma_realizacii_innovacionnogo_proekta.pdf (дата обращения 02.12.2020).

4. Разаманова, З. Н. Дидактические особенности образовательного процесса с использованием электронных и традиционных средств обучения / З. Н. Разаманова // Формирование цифровой образовательной среды для повышения качества подготовки студентов : материалы Педагогических чтений (04 февраля 2020 г., г. Челябинск). — Челябинск : Изд. центр ГБПОУ «ЮУГК», 2020. — Вып. 7. — С. 47-57.

5. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва : Педагогическое общество России, 1998. — 640 с. — ISBN 5-93134-001-7.

6. Манапова, О. Н. Современные тенденции цифровизации образования : программа повышения квалификации / О. Н. Манапова. — Челябинск : Изд. центр ГБПОУ «ЮУГК», 2019. — 9 с.

7. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9 (13). — С. 26-28.

For citation: Manapova, O. N. Improving the quality of training students of technical specialties of secondary vocational education based on the integration of traditional and e-learning in the framework of the implementation of the regional innovation platform / O. N. Manapova, T. S. Zanova, I. V. Milyukov, Z. N. Razamanova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 78-88.

IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION BASED ON THE INTEGRATION OF TRADITIONAL AND E-LEARNING IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL INNOVATION PLATFORM

O. N. Manapova, T. S. Zanova, I. V. Milyukov, Z. N. Razamanova

The article presents the intermediate results of the functioning of the regional innovation platform (RIP) at the South Ural State College. The topic of the innovative project is aimed to modernizing the educational process, providing high-quality training for students in the technical specialties of vocational education. A model for training students has been developed based on the integration of traditional and e-learning tools. The methods and forms of their complex use in the educational process are considered. On the basis of the studied factors affecting the quality of training of students and the mechanisms of its improvement, a system of assessment criteria has been developed. A model of the process of creating and using digital educational resources is given, which assumes the functioning of IT specialists. New forms and methods of work, contributing to the development of general and professional competencies, are presented in the results of the competition for methodological developments. The results of monitoring the indicators of the quality of teaching students of technical specialties in academic disciplines, interdisciplinary courses and educational practices are presented.

Key words: quality of training, integration, traditional and electronic teaching aids, electronic educational and methodological complex, digital educational resources, a model of student training, model of creation of digital educational resource.

References

1. Shmelkova L. V. Kadry dlja cifrovoj jekonomiki: vzgljad v budushhee [Personnel for the digital economy: a look into the future], Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire [Additional professional education in the country and the world], 2016, no. 8 (30), pp. 1-4. (In Russian)

2. Osipov G. V., Ryazantsev S. V., Levashov V. K., Rostovskaya T. K. (ed.) Vyzovy cifrovogo budushhego i ustojchivoe razvitie Rossii. Social'no-politicheskoe polozhenie i demograficheskaja situacija v 2017-2018 godah : monogr. [Challenges of the digital future and sustainable development of Russia. Socio-political situation and demographic situation in 2017-2018: monograph.]. Moscow, Perspective, 2018, 716 p. ISBN 978-5-905790-36-2. (In Russian)

3. Programma realizacii innovacionnogo proekta «povyshenie kachestva podgotovki studen-tov tehnicheskih special'nostej srednego professional'nogo obrazovanija na osnove integracii tradi-cionnogo i jelektronnogo obuchenija»: Materialy GBPOU "Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj kolledzh" (g. Cheljabinsk, 29 maja 2018 g.), available at: http://www.ecol.edu.ru/files/shared/programma_real-izacii_innovacionnogo_proekta.pdf (accessed: 02.12.2020). (In Russian)

4. Razamanova Z. N. Didakticheskie osobennosti obrazovatel'nogo processa s ispol'zovaniem jelektronnyh i tradicionnyh sredstv obuchenija [Didactic features of the educational process using electronic and traditional teaching aids], Materialy Pedagogicheskih chtenij "Formirovanie cifro-voj obrazovatel'noj sredy dlja povyshenija kachestva podgotovki studentov" (04 fevralja 2020 g., g. Cheljabinsk) [Materials of Pedagogical Readings "Formation of a digital educational environment to improve the quality of student training" (February 04, 2020, Chelyabinsk)]. Chelyabinsk, Ed. center GBPOU "YUGK", 2020, Vol. 7, pp. 47-57. (In Russian)

5. Pidkasistyj P. I. (ed.) Pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej [Pedagogy: textbook. manual for students of pedagogical universities and pedagogical colleges]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 1998, 640 p. ISBN 5-93134-001-7. (In Russian)

6. Manapova O. N. Sovremennye tendencii cifrovizacii obrazovanija : programma povyshenija kvalifikacii [Modern trends in digitalization of education: advanced training program]. Chelyabinsk, Ed. center GBPOU "YUGK"», 2019, 9 p. (In Russian)

7. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj or-ganizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy [Information and educational environment of a professional educational organization — change of the educational paradigm], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Professional education and labor market], 2014, no. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)

Манапова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, е-тай: [email protected]

Занова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, е-таЛ: [email protected]

Милюков Иван Васильевич, заместитель директора по производственному обучению ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, е-mail: [email protected]

Разаманова Зуния Насретдиновна, методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, е-mail: [email protected]

Manapova Olga Nikolaevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Zanova Tatyana Sergeevna, Deputy Director for Academic Affairs, South Ural State College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Milyukov Ivan Vasilievich, Deputy Director for Industrial Training, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Razamanova Zunia Nasretdinovna, methodologist, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Федосеева, З. А. Традиции и инновации в методической работе системы среднего профессионального образования в условиях современных вызовов / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 88-97.

УДК 377 ББК 74.57

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

З. А. Федосеева

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников, непрерывное совершенствование их профессионального мастерства, раскрытие творческого потенциала находятся в плоскости стратегических задач развития образования. В статье обсуждается пробле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.