Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Сведения для цитирования: Баранова, Н. А. Непрерывное повышение педагогического мастерства как условие развития цифровой образовательной среды колледжа / Н. А. Баранова, З. Н. Разаманова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 56-61.
УДК 374/377 ББК 74.4:74.57
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
Н. А. Баранова, З. Н. Разаманова
В статье приводится опыт построения системы совершенствования педагогического мастерства преподавателей для формирования и развития цифровой образовательной среды в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в рамках работы региональной инновационной площадки по проблеме «Повышение качества подготовки студентов техническихспециальностей СПО на основе интеграции традиционного и электронного обучения». Обсуждается содержание формального и неформального повышения квалификации, систематизируются цифровые инструменты и технологии, используемые в инновационном образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые инструменты и технологии, инновационные педагогические технологии, непрерывное повышение квалификации.
Сегодня ресурсы мирового информационного пространства, средства информационных и коммуникационных технологий, инфраструктура становятся компонентами образовательной среды и влияют на закономерности, принципы и подходы к образованию, изменяя в том числе формы и средства обучения, применяемые в образовательном процессе [1].
Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта, используется его идея, причем в новых условиях, новыми средствами на новом уровне...
К. Д. Ушинский
Внедрение федеральных государственных : образовательных стандартов среднего профес-■ сионального образования (далее по тексту — [ ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения современных образовательных технологий и интерактивных методов и средств в процессе обучения [2].
Развертывание образовательной деятельности в условиях функционирования региональной инновационной площадки по проблеме «Повышение качества подготовки студентов технических специальностей СПО на основе интеграции традиционного и электронного обучения» в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (далее — колледж) требует внедрения инноваций в педагогическую практику.
Вслед за В. И. Загвязинским мы полагаем, что «новое в педагогике — не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые впитали в себя прогрессивное начало, которое дает возможность в переменных условиях и ситуациях эффективно решать задачи воспитания и образования. Для того, чтобы реализацию нового предопределяли позитивные изменения, необходимо, чтобы оно было средством решения актуальных для конкретного учебного заведения заданий, выдержало требовательную экспериментальную проверку» [3].
Поскольку грамотные педагогические кадры, готовые формировать и развивать цифровую образовательную среду, — это одно из необходимых условий для повышения качества подготовки студентов в современных условиях [4], в колледже организовано непрерывное совершенствование педагогического мастерства преподавателей по применению цифровых инструментов, как формальное, так и неформальное [5].
К примеру, в рамках инновационной деятельности разработана и успешно реализуется программа повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования», целью которой является формирование представлений о современных тенденциях циф-ровизации и информатизации в среднем профессиональном образовании [6]. В ходе освоения программы слушатель должен уметь:
- выбирать наиболее эффективные виды сетевого взаимодействия в образовании;
- разрабатывать и организовывать формы электронного обучения в среднем профессиональном образовании;
- применять методики и педагогические технологии использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе;
- соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами;
- использовать знание нормативных документов и знание предметной области цифровизации и информатизации современного образования;
- проектировать и корректировать электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами конкретного образовательного процесса;
- владеть средствами использования электронных образовательных ресурсов в практике современного образования;
- анализировать и оценивать инновационные подходы к реализации образовательных программ СПО и (или) ДПП и (или) программ профессионального обучения, находить в различных источниках информацию, необходимую для решения профессиональных задач и самообразования [7].
В неформальной части были предусмотрены педагогические чтения по теме «Формирование цифровой образовательной среды для повышения качества подготовки студентов», участники которых обменялись положительным опытом ведения образовательной деятельности с помощью цифровых инструментов.
Одним из направлений инновационной педагогической деятельности является ведение образовательного блога. Использование данного веб-сайта в качестве инструмента организации обучения позволяет преподавателю повысить не только свою квалификацию (информационную компетентность, информационную культуру), но и расширить «среду» процесса взаимодействия со студентами. Таким образом, блог выступает как одно из средств реализации требований ФГОС СПО. Среди имеющихся в сети интернет-ресурсов наши коллеги из предметно-цикловой комиссии «Финансовые дисциплины» для создания блога выбрали платформу «Blogspot.ru Google». Использование возможностей данного ресурса помогло преподавателям рационально планировать учебные занятия, организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу обучающихся, провести методический эксперимент по выбору форм и методов обучения, а также решить проблему работы с неуспевающими и немотивированными по разным причинам обучающимися.
Сочетание таких инновационных направлений, как активное и интерактивное обучение, позволяет гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми.
Интерактивное обучение с использованием ресурсов цифровой образовательной среды усиливает познавательную мотивацию, способствует
формированию коммуникативной компетентности и цифровой грамотности, обеспечивает не только понимание изучаемого, но и применение его в типичных и нестандартных ситуациях. На учебных занятиях по менеджменту в группах специальности 43.02.10 «Туризм» преподавателями применяются следующие интерактивные формы и методы во взаимосвязи с цифровой средой:
- кейс-метод;
- метод проектов;
- работа с сайтами туроператоров;
- цифровые учебно-методические комплексы в программной оболочке «Moodle».
Работа с информационными ресурсами, связанными с профессиональной деятельностью, позволяет закрепить и углубить формируемые результаты обучения. Так, преподаватели предметно-цикловой комиссии «Экономические дисциплины» активно внедряют в практику следующие инструменты:
1) CRM (Customer Relationship Management) — автоматизированный сервис для менеджеров, позволяющий учитывать потенциальных клиентов, отслеживать заказы, оплаты, воронку продаж и т. д. Содержит все необходимые инструменты для связи с клиентами и инструменты контроля и планирования;
2) SMM (Social Media Marketing) — инструмент интернет-маркетинга по привлечению потребителей через социальные сети. К числу наиболее распространенных средств относится таргетированная реклама;
3) ЕГАИС, «Меркурий» и другие информационные системы, которые помогают открывать больше возможностей во многих сферах и стимулировать студентов к предпринимательской деятельности.
Методическая копилка колледжа богата примерами использования электронных словарей и переводчиков на уроках иностранного языка. Изучив существующий перечень подобных пособий офлайн и онлайн, наши коллеги из предметно-цикловой комиссии «Иностранные языки» представили на педагогических чтениях анализ особенностей применения методических приемов с использованием электронных пособий, подчеркнув ряд их преимуществ над бумажными.
Одним из эффективных инструментов реализации построения системы нормативно-правового и учебно-методического обеспечения цифровой образовательной среды является автоматизированная система «1С: Колледж». Система помогает подготовить, структурировать
внутренние локальные акты, а также способствует совершенствованию учебно-методического комплекса дисциплин и специальностей. Учебно-методическая деятельность представлена двумя разделами: «Нормативные документы» и «Методическая работа». У каждого есть свои цели, задачи и преимущества. Например, в разделе «Нормативные документы» создано направление «Инновационная деятельность», что дает возможность автоматически вывести отчет о формировании нормативно-правовых и учебно-методических документов в рамках реализации инновационного регионального проекта.
Формирование Единой информационной образовательной среды (ЕИОС) колледжа и интеграция элементов ее информационного образовательного пространства являются закономерным шагом в развитии. Создание единой площадки для обмена информацией между преподавателями, кураторами, администраторами и студентами колледжа становится наиболее удобной и доступной формой коммуникации. Личный кабинет студента, по мнению большинства преподавателей, позволяет более оперативно решать педагогические задачи по формированию профессиональных компетенций у студентов колледжа, а также административные — по сохранности контингента, но наиважнейшим моментом остается готовность педагога и студента работать в новых условиях предоставленного информационного пространства. В связи с этим педагогический коллектив находится в постоянном поиске современных методов, средств и приемов для формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, проводит систематическую инструктивную работу по правилам использования таких инструментов.
В рамках педагогических чтений был проведен обучающий семинар «Порядок проведения аттестации педагогических работников в информационной системе „Аттестация"». Таким образом, преподавательский состав был ознакомлен с новой процедурой осуществления экспертизы результатов их деятельности на базе информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, разработанной и внедренной в Челябинской области.
Обобщая опыт преподавателей, можно систематизировать используемые ими цифровые инструменты, системы, программы для формирования общих и профессиональных компетенций студентов (табл. 1).
Таблица 1
Ведущие цифровые инструменты и системы при формировании цифровой образовательной среды
Название ресурса Особенности и границы применения ресурса
Электронная образовательная среда АСУ «Procollege» хранение огромного массива данных; организация аудиторной и самостоятельной работы студентов; создание и ведение электронного учебно-методического комплекса по элементам образовательной программы; организация диалогового процесса обсуждения нового материала по теме в режиме «вопрос-ответ» с использованием таких инструментов, как «Форум» и «Чат»
Программный продукт «1С: Колледж ПРОФ» систематизация и формирование электронной базы нормативно-правового и учебно-методического обеспечения; хранение огромного массива данных; фиксация результатов взаимодействия администрации и преподавательского состава
Прикладная программа «Electronics Workbench» предназначена для схемотехнического моделирования аналоговых и цифровых радиоэлектронных устройств различного назначения; позволяет использовать контрольно-измерительные приборы (КИП), по внешнему виду, органам управления и характеристикам максимально приближенные к их промышленным аналогам (основное преимущество)
Образовательный блог преподавателя на платформе «Blogspot.ru Google» инструмент организации обучения; расширяет среду процесса взаимодействия со студентами; решает проблему работы с неуспевающими и немотивированными по разным причинам обучающимися
CRM (Customer Relationship Management) автоматизированный сервис для менеджеров (перечень инструментов для связи с клиентами, инструментов контроля и планирования); система учета и хранения информации о клиентах, этапах заключения сделки (позволяет учитывать потенциальных клиентов, отслеживать заказы, оплаты, воронку продаж и т. д.)
SMM (Social Media Marketing) инструмент интернет-маркетинга по привлечению потребителей через социальные сети
Документ-камера позволяет улучшить работу с учебником, рисунком, тестом, увеличить любую мелкую деталь до максимальных размеров; на демонстрируемой схеме можно выделить тот или иной фрагмент, можно нажать на кнопку «стоп-кадр» и зафиксировать изображение, в это время можно переворачивать страницы, менять картинку. Такой метод работы позволяет экономить время преподавателя, освобождая от подготовки презентации, которая заменяется показом «живой» картинки
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что система повышения профессионального мастерства преподавателей по работе в непрерывно развивающейся цифровой образовательной среде колледжа, выстроенная в рамках функционирования
региональной инновационной площадки, — необходимое условие для продвижения вперед профессиональной образовательной организации в целом и каждого педагога в отдельности и обеспечения качества подготовки современных специалистов.
Библиографический список
1. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.
2. Разаманова, З. Н. Дидактические особенности образовательного процесса с использованием электронных и традиционных средств обучения / З. Н. Разаманова // Формирование цифровой образовательной среды для повышения качества подготовки студентов : материалы Педагогических чтений, 04 февраля 2020 г. — Вып. 7. — Челябинск : Издательский центр ГБПОУ «ЮУГК», 2020. — С. 47-57.
3. Сущность педагогической инноватики. — URL: https://banauka.ru/2418.html (дата обращения: 31.07.2020).
4. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февраля 2019 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2019. — С. 9-14.
5. Сичинский, Е. П. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич, З. А. Федосеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2018. — № 8. — С. 72-75.
6. Манапова, О. Н. Современные тенденции цифровизации образования : программа повышения квалификации / О. Н. Манапова. — Челябинск : ГБПОУ «ЮУГК», 2019. — 9 с.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : [приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н] // Консультант Плюс : правовая база. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/ (дата обращения: 31.07.2020).
For citation: Baranova, N. A. Continuous improvement of pedagogical skills as a condition for the development of the digital educational environment of the college / N. A. Baranova, Z. N. Razamanova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 56-61.
CONTINUOUS IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL SKILLS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE
N. A. Baranova, Z. N. Razamanova
The article describes the experience of building a system for improving the teaching skills of teachers for the formation and development of a digital educational environment at the South Ural State College within the framework of the regional innovation platform on the problem of «Improving the quality of training students in technical specialties of secondary vocational education based on the integration of traditional and e-learning». The content of formal and informal professional development is discussed. The digital tools and technologies used in the innovative educational process are systematized.
Key words: digital educational environment, digital tools and technologies, innovative pedagogical technologies, continuous professional development.
References
1. Stashkevich I. R. Informatizatsiya kak strategicheskiy faktor razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, No. 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)
2. Razamanova Z. N. Didakticheskie osobennosti obrazovatel'nogo protsessa s ispol'zovaniem elektronnykh i traditsionnykh sredstv obucheniya [Didactic features of the educational process using electronic and traditional teaching tools]. Formirovanie tsifrovoy obrazovatel'noy sredy dlya povysheniya kachestva podgotovki studentov: materialy Pedagogicheskikh chteniy, 04 fevralya 2020 [«Formation of a digital educational environment to improve the quality of student training» Materials of Pedagogical Readings (04 February 2020)], Vol. 7, Chelyabinsk, Publishing Center GBPOU «YUGK», 2020, pp. 47-57. (In Russian)
3. Sushchnost' pedagogicheskoy innovatiki [The essence of pedagogical innovation], available at: https://banauka.ru/2418.html (accessed: 31.07.2020).
4. Stashkevich I. R. Usloviya podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki v srednem professionalem obrazovanii [Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education], Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki : materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Srednee professionale obrazovanie v informatsionnom obshchestve» (g. Zlatoust, 1 fevralya 2019 g.). [Personnel for the digital economy: materials of the IV International scientific and practical conference «Secondary vocational education in the information society» (Zlatoust, February 1, 2019)], Chelyabinsk, Publishing house CHIRPO, 2019, pp. 9-14. (In Russian)
5. Sichinsky E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuous professional development of workers of secondary vocational education of the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], 2018, No. 8., pp. 72-75. (In Russian)
6. Manapova O. N. Sovremennye tendentsiitsifrovizatsiiobrazovaniya:programma povysheniya kvalifikatsii [Modern trends in digitalization of education: advanced training program]. Chelyabinsk: GBPOU «YUGK», 2019. 9 p. (In Russian)
7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 608n]. Consultant Plus [site], available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186851/ (accessed: 31.07.2020). (In Russian)
Баранова Наталья Александровна, преподаватель-методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]»
Разаманова Зуния Насретдиновна, методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Baranova Natalya Aleksandrovna, teacher-methodologist of the South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Razamanova Zuniya Nasretdinovna, Methodologist of the South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Леушканова, О. Ю. Аналитическое и прогностическое обоснование программы инновационной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа по теме: «Результативность процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа» / О. Ю. Леушканова, В. А. Беликов, Е. Ю. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 61-69.
УДК 377+001 ББК 74.57
АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГНИТОГОРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ТЕМЕ: «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»
О. Ю. Леушканова, В. А. Беликов, Е. Ю. Иванова
В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности инновационной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа. Авторами статьи доказывается, что успешность инновационной деятельности колледжа обеспечивается, если в рамках темы инновационной работы в колледже сформированы единое инновационное образовательное пространство, готовность специалистов к осуществлению профессиональной деятельности, повышен уровень научно-методологической компетентности и педагогической квалификации преподавателей, создано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в целом.