4. Stashkevich I. R. Usloviya podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki v srednem professionalem obrazovanii [Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education], Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki : materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Srednee professionale obrazovanie v informatsionnom obshchestve» (g. Zlatoust, 1 fevralya 2019 g.). [Personnel for the digital economy: materials of the IV International scientific and practical conference «Secondary vocational education in the information society» (Zlatoust, February 1, 2019)], Chelyabinsk, Publishing house CHIRPO, 2019, pp. 9-14. (In Russian)
5. Sichinsky E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuous professional development of workers of secondary vocational education of the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], 2018, No. 8., pp. 72-75. (In Russian)
6. Manapova O. N. Sovremennye tendentsiitsifrovizatsiiobrazovaniya:programma povysheniya kvalifikatsii [Modern trends in digitalization of education: advanced training program]. Chelyabinsk: GBPOU «YUGK», 2019. 9 p. (In Russian)
7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» [prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 608n]. Consultant Plus [site], available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_186851/ (accessed: 31.07.2020). (In Russian)
Баранова Наталья Александровна, преподаватель-методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]»
Разаманова Зуния Насретдиновна, методист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Baranova Natalya Aleksandrovna, teacher-methodologist of the South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Razamanova Zuniya Nasretdinovna, Methodologist of the South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Леушканова, О. Ю. Аналитическое и прогностическое обоснование программы инновационной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа по теме: «Результативность процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа» / О. Ю. Леушканова, В. А. Беликов, Е. Ю. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 61-69.
УДК 377+001 ББК 74.57
АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГНИТОГОРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ТЕМЕ: «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»
О. Ю. Леушканова, В. А. Беликов, Е. Ю. Иванова
В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности инновационной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа. Авторами статьи доказывается, что успешность инновационной деятельности колледжа обеспечивается, если в рамках темы инновационной работы в колледже сформированы единое инновационное образовательное пространство, готовность специалистов к осуществлению профессиональной деятельности, повышен уровень научно-методологической компетентности и педагогической квалификации преподавателей, создано учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: инновационная деятельность, профессионализация образования, практико-ориентированное обучение, дуальное образование, цифровая педагогика, цифровизация обучения и образования, полифункциональная образовательная модель колледжа.
Анализ стратегических и нормативных документов показывает, что изменения в социально-экономической жизни общества в требованиях к качеству профессионального образования обусловили новые подходы к развитию системы среднего профессионального образования. Реализация стратегических направлений в деятельности Магнитогорского педагогического колледжа обозначена в Программе развития ГБПОУ «МПК» на 2019-2023 гг. Программа призвана осуществить этапы модернизации колледжа с учетом развития общества, образования, региональной экономики и отраслей промышленности и культуры в Челябинской области и в городе Магнитогорске. Ее содержание в целом определяет основные аспекты организации инновационной деятельности нашего колледжа.
Программа инновационной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа по теме «Результативность процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа» разработана в соответствии с особенностями образовательной деятельности колледжа, с учетом всех направлений профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Разработка программы осуществлялась с учетом потребностей общества в конкурентоспособных специалистах среднего звена и социально-экономических особенностей города Магнитогорска и Челябинской области. В программе представлены проблемы среднего профессионального образования, выполнен проблемно ориентированный анализ деятельности ГБПОУ «МПК», определены условия, средства и пути их решения [1; 2].
Разработка программы инновационной деятельности осуществлялась творческими группами педагогов колледжа по направлениям подготовки обучающихся. Структура программы определена с учетом логики инновационной образовательной деятельности колледжа [3-5]. Программа построена в соответствии с требованиями практико-ориентированного подхода к образовательной деятельности колледжа, а также с учетом положений личностно ориентированного подхода, программно-целевого, системного и информационно-технологического подходов.
Программа рассчитана на три года. Основным итогом ее реализации предусматривается разработка комплекса организационно-педагогических условий обеспечения результативности процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа и практико-ориентированных мер формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся колледжа в соответствии с современными социально-экономическими условиями и образовательным заказом организаций и предприятий города и региона.
Актуальность темы проекта определяется:
1) необходимостью и востребованностью многоуровневой профессионализации;
2) востребованностью на практике специалистов среднего звена с высоким уровнем сфор-мированности общих и профессиональных компетенций;
3) количественным ростом специалистов со средним профессиональным образованием и развитием возможностей их трудоустройства;
4) региональными преимуществами Магнитогорского педагогического колледжа.
Приведем некоторые пояснения по пунктам актуальности.
Во-первых, высокий уровень востребованности работы по данной тематике.
Необходимость обеспечения профессионализации обучающихся школ, организаций дополнительного образования, студентов колледжа, практическая ориентированность СПО в ситуации цифровизации системы образования, развитие практико-ориентированных и цифровых технологий в сфере образования востребованы временем, экономикой и культурой, диктуются образовательным заказом и поддерживаются широкой общественностью [6; 7]. В профессиональном сообществе педагогов широко распространены понятия профессионализации, пра-ктико-ориентированного обучения (дуального образования), цифровой педагогики, цифровиза-ции обучения и образования.
Современные требования к профессиональному образованию и условия его реализации определяют использование новых форм образования типа стажировочных площадок и информационно-коммуникационных техно-
логий, что и является базой, средством и способом дальнейшего развития среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Методически профессионализация, практическая ориентация и цифровизация образования опираются на образовательные стандарты СПО, комплекс подходов и предполагают широкое внедрение современной цифровой базы образовательного процесса путем формирования пра-ктико-ориентированной информационно-образовательной среды (ПО ИОС).
Профессионализация, практическая ориентация и цифровизация современного среднего профессионального образования является важнейшей государственной задачей. Так, 1 марта 2018 г. Президент России В. В. Путин, выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, сказал: «С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-обра-зование, телемедицина, что само по себе крайне важно, мы с вами это понимаем... Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей — это колоссальный прорывной ресурс» [8].
На международном уровне в январе 2020 г. в Казахстане в рамках Евразийского межправительственного совета состоялось обсуждение проблем цифровизации экономики и других сфер общественной жизни, и была подтверждена ее актуальность.
31 января 2020 г. ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области, Министерства информационных технологий и связи Челябинской области была проведена V Международная научно-практическую конференция «Среднее профессиональное образование в информационном обществе: развитие личности в условиях цифровой трансформации общества» и издан сборник материалов этой конференции «Развитие личности в условиях цифровой трансформации».
Существенно возросли требования к уровню профессиональной подготовки обучающихся, целям, содержанию и технологиям профессионального образования студентов СПО, в том числе и педагогического образования. Следует исходить из того, что в настоящее время обществу требуются конкурентоспособные выпускники организаций СПО, обладающие комплексом общих и профессиональных компетенций,
способные качественно выполнять профессиональную деятельность, самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений.
Во-вторых, значительный рост количественных показателей деятельности образовательных организаций системы СПО РФ.
В Российской Федерации наблюдается количественный рост абитуриентов и обучающихся организаций СПО, которые рассматривают среднее профессиональное образование как основу профессиональной карьеры и базу для получения высшего образования.
В Магнитогорском педагогическом колледже в настоящее время обучаются более 2000 студентов, и их количество стабильно растет. Образовательная деятельность колледжа носит практико-ориентированный характер. Также в образовательной деятельности ГБПОУ «МПК» используется большое количество устройств, подключенных к сети Интернет, практически все студенты и преподаватели являются активными его пользователями. Это отражает общемировую тенденцию роста числа потребителей интернет-ресурсов, которых к 2023 г. в мире станет более 25 миллиардов, что в два с лишним раза превысит показатели 2020 г.; будет представлено более трех эксабайт информационных данных (эквивалент 750 миллионов DVD), которые создаются каждый день [9].
В-третьих, рост значимости образовательной деятельности Магнитогорского педагогического колледжа как регионального фактора развития г. Магнитогорска и Челябинской области.
Мы отмечаем, что на современном этапе экономическое развитие Челябинской области и города Магнитогорска характеризуется существенными позитивными изменениями — рост объемов производства, улучшение большинства макроэкономических показателей, увеличение реальных доходов населения, повышение потребительского спроса, развитие образовательного заказа, рост потребности в кадрах со средним профессиональным образованием. Отмечается финансовая стабильность, увеличивается приток инвестиций в экономику региона, различные сферы социальной и экономической жизни предоставляют место инновациям, производству высокотехнологичной продукции и услуг. Это привело к изменениям в требованиях к трудовым ресурсам — главным показателем в настоящее время является качество подготовки выпускников образовательных организаций.
При этом развитие среднего профессионального образования определено в качестве приоритета развития экономики области и города [10].
В силу сложившихся обстоятельств в южной части Челябинской области ГБПОУ «МПК» на данный момент является единственной образовательной организацией СПО гуманитарного профиля. От активности и эффективности образовательной деятельности ГБПОУ «МПК» в значительной мере зависит решение комплекса социальных проблем — профессионализация, цифровизация образования, формирование общего культурного уровня, профессиональное развитие личности в соответствии с потребностями организаций и предприятий в регионе. Решить эти проблемы можно только коллективными усилиями в условиях полифункциональной образовательной модели.
Таким образом, с учетом представленных факторов коллектив ГБПОУ «МПК» в конце 2019 г. пришел к выводу о наличии высокого уровня актуальности проблемы обеспечения результативности процесса непрерывной профессионализации обучающихся с учетом полифункциональности образовательной деятельности педагогического колледжа и сформулировал тему инновационной деятельности — «Результативность процесса непрерывной профессионализации в полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа».
Для решения представленной проблемы инновационной деятельности колледж имеет все необходимые условия:
- современную материальную базу и техническое оснащение;
- широкий спектр востребованных и лицензированных образовательных программ подготовки обучающихся;
- высококвалифицированный преподавательский состав с высоким уровнем мотивации к инновационной деятельности;
- готовый к творческой, научно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности коллектив обучающихся;
- результативную поддержку инновационной деятельности колледжа на уровне города и области со стороны руководства, выпускников, родителей обучающихся и населения.
В аспекте темы инновационной деятельности колледж активно развивает отношения социального партнерства с работодателями, вузами, учреждениями образования, культуры, спорта, социальной защиты населения. Базами практик являются лучшие образовательные организации города Магнитогорска и прилега-
ющих районов области. Трудоустройство выпускников осуществляется преимущественно по профилю их специальности.
Созданные интеллектуальные и материальные ресурсы колледжа, вся образовательная деятельность и общественная жизнь нашей профессиональной образовательной организации успешно направляются на реализацию стратегической цели — подготовку кадров, адаптированных к современным условиям, на формирование нового поколения россиян — профессионалов, культурных, образованных граждан, самостоятельных и ответственных специалистов, способных своим трудом содействовать процветанию страны, развитию ее интеллектуального потенциала.
На основе маркетингового анализа внешней среды [11; 12] можно сделать вывод, что колледж в целом удовлетворяет запросам потребителей. Но со вступлением в силу новых документов в области образования в рамках майских указов Президента РФ В. В. Путина, государственной программы Челябинской области «Развитие профессионального образования в Челябинской области», Стратегии кадрового обеспечения промышленного роста области актуальной становится реализация приоритетных направлений профессионального образования. К таким направлениям относится тема программы инновационной деятельности нашего колледжа.
Проблема реализуемого колледжем проекта заключается в поиске ответа на вопрос: «Каким образом в современных социально-экономических условиях, в ситуации практической ориентированности и цифровизации образования преподаватели колледжа могут обеспечить профессионализацию и подготовить обучающихся к эффективной профессиональной деятельности в условиях реальной практики?».
В решении этой проблемы мы руководствуемся следующей концептуальной идеей — обеспечить высокий уровень готовности абитуриентов, обучающихся и выпускников колледжа к профессиональной деятельности. Это становится возможным, если обеспечить непрерывность профессионализации обучающихся на основе сознательного выбора ими направления и специальности образования, практико-ори-ентированного характера образовательной деятельности, ее взаимосвязи с реальным производством в различных сферах.
В условиях цифровизации образования меняются его технологии, появляются новые средства и формы, растут возможности обучающихся в получении информации из многообразных
источников. Это приводит к серьезной перестройке образовательной деятельности в колледже, смене роли преподавателя в образовании.
В соответствии с представленными факторами результативность процесса непрерывной профессионализации обучающихся и процесса их подготовки к профессиональной деятельности может быть обеспечена только в рамках полифункциональной образовательной модели педагогического колледжа.
Полифункциональная образовательная модель педагогического колледжа рассматривается нами как целостное системное представление образовательной деятельности педагогического колледжа в совокупности всех его компонентов и функций — профессионально ориентированный компонент и соответствующая функция деятельности; деятельностно-технологический компонент и соответствующая функция деятельности; результативно-компетентностный компонент и соответствующая функция деятельности; образовательная среда и соответствующая функция деятельности по установлению взаимосвязи со всеми субъектами и объектами образовательной среды [13].
В реализации программы работы субъектами инновационной деятельности ГБПОУ «МПК» являются:
- отделения, кафедры ГБПОУ «МПК», обучающиеся и преподаватели ГБПОУ «МПК»;
- городские образовательные организации дошкольного, начального и среднего общего образования, учреждения дополнительного образования города Магнитогорска и прилегающих районов;
- субъекты сетевого взаимодействия на основе договоров о сотрудничестве (сетевые партнеры), отдельные потребители образовательных услуг;
- лица разных возрастных категорий.
В соответствии с представленными особенностями полифункциональной образовательной модели деятельности педагогического колледжа в ГБПОУ «МПК» основными направлениями инновационной деятельности по представленной теме нами определены следующие компоненты-функции.
1. Ранняя профессионализация обучающихся средних общеобразовательных организаций.
2. Цифровизация образования обучающихся колледжа.
3. Обеспечение практико-ориентированно-го характера обучения студентов колледжа, сторонних граждан, в том числе по коротким программам.
Все три направления мы рассматриваем как взаимосвязанные, но имеющие свои особенности.
Ранняя профессионализация образования обучающихся средних общеобразовательных организаций осуществляется с целью разработки и экспериментальной проверки дидактической системы ранней профессионализации в условиях преемственности общеобразовательного и среднего профессионального образования.
Ранняя профессионализация обучающихся школ обусловливает повышение качества подготовки специалиста среднего звена, так как способствует формированию системы профессиональных понятий; представления и интереса учащихся к будущей профессии; первоначальных профессионально значимых умений и навыков.
Целью такого направления инновационной деятельности ГБПОУ «МПК», как цифрови-зация образования, мы полагаем обеспечение подготовки обучающихся к профессиональной деятельности по всем направлениям и специальностям с использованием современных цифровых образовательных технологий.
Цифровизация образования в ГБПОУ «МПК» содействует оптимизации процесса профессионального образования, то есть гарантирует достижение максимального качества подготовки специалиста среднего звена с меньшей затратой сил и времени.
Направление инновационной деятельности по обеспечению практико-ориентированного характера обучения осуществляется нами с целью разработки и реализации образовательных технологий, гарантирующих овладение обучающимися практически значимыми компетенциями, способностями, ориентированными на их практическое применение в профессиональной сфере, формирование опыта практической деятельности.
Содержание инновационной деятельности ГБПОУ «МПК» уточнено по всем направлениям в комплексном плане мероприятий, к выполнению которых колледж уже приступил в марте — апреле 2020 года.
Первым весомым результатом работы колледжа по программе инновационной деятельности стали проведение в дистанционной форме Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профессионального образования в условиях реализации компетент-ностного подхода» (16 апреля 2020 г.) и публикация сборника материалов этого форума.
Мы отмечаем широкое географическое и организационное представительство участников конференции.
Организаторами конференции, кроме Магнитогорского педагогического колледжа, выступили авторитетные образовательные организации — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Российская Федерация) и государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования» (г. Челябинск, Российская Федерация).
В конференции приняли участие преподаватели, руководители и работники отечественных и зарубежных образовательных организаций высшего, среднего профессионального, начального и общего среднего образования, таких как:
1) Сибайский институт Башкирского государственного университета (г. Сибай, Республика Башкортостан); Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (г. Магнитогорск, Челябинская обл.); Чеченский государственный университет (г. Грозный, Чеченская Республика);
2) Юрюзанский технологический техникум (г. Юрюзань, Челябинская обл.); Южноураль-
ский энергетический техникум (г. Южноуральск, Челябинская обл.); Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» (г. Магнитогорск, Челябинская обл.); Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова (г. Копейск, Челябинская обл.); Ирбитский гуманитарный колледж (г. Ирбит, Свердловская обл.); Первомайский техникум промышленности строительных материалов (п. Первомайский, Челябинская обл.); Кос-танайский высший медицинский колледж (г. Кос-танай, Республика Казахстан);
3) Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района (с. Тогу-зак, Республика Казахстан);
4) МДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида» (г. Магнитогорск, Челябинская обл.).
Мы отмечаем, что темы практически всех выступлений и статей участников соответствуют теме программы инновационной деятельности нашего колледжа, что еще раз подтверждает ее актуальность и востребованность.
С учетом этого коллективу и руководству Магнитогорского педагогического колледжа остается только обеспечить выход интеллектуальной продукции, практически значимой для системы среднего профессионального образования (табл. 1)
Таблица 1
Предполагаемая результативность инновационной деятельности ГБПОУ «МПК»_
Направление инновационной деятельности Выход интеллектуальной продукции
Ранняя профессионализация Программа и учебный план онлайн-уроков по профориентации и допрофессиональной подготовке молодежи. Общеобразовательные общеразвивающие программы для школьников (в том числе открытых онлайн-уроков). Интерактивная образовательная карта. Методические рекомендации по работе интерактивных площадок в рамках профессиональной ориентации. Профориентационный проект «Профессиональный компас»
Обеспечение практико-ориентированного характера образования (колледж — стажировочная площадка) Положения о стажировочной площадке. Актуализированное Положение о практике обучающихся колледжа. Пакет диагностических материалов с анализом результатов диагностики. Сборники разработок и материалов работы стажиро-вочных площадок. Программы работы стажировочных площадок по направлениям подготовки и с учетом контингента
Цифровизация образовательной деятельности колледжа (цифровая образовательная среда Магнитогорского педагогического колледжа) Пакет цифровых образовательных ресурсов. Онлайн-курсы учебных занятий (основного и дополнительного образования). Система сертификации слушателей онлайн-курсов по направлениям
Реализация программы инновационной деятельности колледжа может быть признана эффективной, если нам удастся:
- повысить у обучающихся уровень сформи-рованности знаний практической направленности (показатели — представления обучающихся средних образовательных организаций о будущей профессии, владение обучающимися цифровыми технологиями и программами, знания обучающимися колледжа особенностей профессиональной деятельности);
- обеспечить сформированность общих пра-ктико-ориентированных и цифровых учебно-познавательных и учебно-профессиональных умений (вербальная и невербальная креатив-
ность, техническая понятливость, сформиро-ванность трудовых действий, необходимых для выполнения практических заданий);
- повысить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- обеспечить сформированность качеств личности обучающихся, актуальных для готовности к профессиональной деятельности в современных условиях (уровни — личной тревожности, коммуникативного контроля, общительности, самооценки и потребности в достижении успеха).
В возможности достижения отмеченных результатов у коллектива и руководства Магнитогорского педагогического колледжа сомнений нет.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды / В. А. Беликов, О. Ю. Леушканова, О. А. Пундикова, В. М. Тучин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4. — С. 12-19.
2. Романов, П. Ю. Моделирование процесса формирования исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования / П. Ю. Романов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2003. — № 3. — С. 35-39.
3. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования : монография /
B. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев, А. М. Филиппов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 323 с. — ISBN 978-5-16-015686-6.
4. Вазина, К. Я. Инновационное образование — вызов времени / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. — Н. Новгород : ВГИПУ, 2007. — 152 с.
5. Тубер, И. И. Реализация ФГОС по ТОП-50 — стратегия взаимодействия / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2. — С. 29-33.
6. Дегтярев, Е. В. Понимание в контексте неклассического и постнеклассического типов научной рациональности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2015. — № 3. — С. 110-114.
7. Bochkareva, T. Preparation of the Future Teacher for Work with Gifted Children / T. Bochkareva, E. Akhmetshin, E. Osadchy, P. Romanov, E. Konovalova // Journal of Social Studies Education Research. — 2018 — Т. 9. — № 2. — С. 251-265.
8. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. — URL: http://kremlin. ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 27.07.2020).
9. Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой,
C. А. Шомовой. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 413 с. — ISBN 978-5-7598-1189-3.
10. Алексеева, Н. Г. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства / Н. Г. Алексеева, С. В. Зотова // Сборник статей ЧелИРПО. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2005. — С. 104-110.
11. Башарина, О. В. Теоретические основы проблемы кадрового обеспечения региональной экономики / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2. — С. 19-28.
12. Краснопевцева, И. В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы / И. В. Краснопевцева // Вестник ННГУ. — 2013. — № 31. — С. 315-321.
13. Жукова, Е. Д. Полифункциональная модель педагога профессионального образования / Е. Д. Жукова, Д. С. Занин. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifunktsionalnaya-model-pedagoga-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.07.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. — URL: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 23.07.2020).
For citation: Leushkanova, O. Yu. Analytical and predictive justification of program of the innovative activity of the Magnitogorsk pedagogical college on the theme: «The effectiveness of the continuous professionalization process in a multifunctional educational model of a teacher training college» / O. Yu. Leushkanova, V A. Belikov, E. Yu. Ivanova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 61-69.
ANALYTICAL AND PREDICTIVE JUSTIFICATION OF PROGRAM OF THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE MAGNITOGORSK PEDAGOGICAL COLLEGE ON THE THEME: "THE EFFECTIVENESS OF THE CONTINUOUS PROFESSIONALIZATION PROCESS IN A MULTIFUNCTIONAL EDUCATIONAL MODEL OF A TEACHER TRAINING COLLEGE"
O. Yu. Leushkanova, V. A. Belikov, E. Yu. Ivanova
The article deals with the content and functional features of innovative activities of the Magnitogorsk pedagogical College. The authors proved that the success of innovative activities of the College is ensured if under the theme of innovative work in College and a single innovative educational space formed by the willingness of experts to the professional activity, an increased level of scientific and methodological competence of teachers, improved pedagogic qualification of teachers, created educational-methodical support of educational process in General.
Key words: innovative activity, professionalization of education, practice-oriented training, dual education, digital pedagogy, digitalization of training and education, multifunctional educational model of the College.
References
1. Belikov V. A., Loshkanov O. Y., Puncikova O. A., Tuchin V. M Otsenka sostoyaniya i formirovanie programmy razvitiya organizatsii SPO s uchetom faktorov i tendentsiy izmeneniya vneshney sotsial'no-ekonomicheskoy sredy [Assessment of the status and development of the program of development of the organization SPO taking into account factors and trends in the external socio-economic environment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, No 4, pp. 12-19. (In Russian)
2. Romanov P. Yu. Modelirovanie protsessa formirovaniya issledovatel'skikh umeniy obuchayushchikhsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Modeling of the process of formation of research skills of students in the system of continuous pedagogical education], Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin Orenburg state University], 2003, No. 3. pp. 35-39. (In Russian)
3. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S., Filippov A. M. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovaniya: monografiya [Didactics of practice-oriented education: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2020, 323 p. (In Russian)
4. Vazina K. Ya., Petrov Yu. N. Innovatsionnoe obrazovanie — vyzov vremeni [Innovative education — the challenge of time]. N. Novgorod, VGIPU, 2007, 152 p. (In Russian)
5. Tuber I. I., Krashakova T. U. Realizatsiya FGOS po TOP-50 — strategiya vzaimodeystviya [Realization ofthe FSES in the TOP-50—interaction strategy], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, No. 2, pp. 29-33. (In Russian)
6. Degtyaryov E. V. Ponimanie v kontekste neklassicheskogo i postneklassicheskogo tipov nauchnoy ratsional'nosti [Understanding in the context of non-classical and post-non-classical types of scientific rationality], Intellekt. Innovatsii. Investitsii. [Intelligence. Innovations. Investments], 2015, No. 3, pp. 110-114. (In Russian)
7. Bochkareva T., Akhmetshin, E., Osadchy E., Romanov P., Konovalova E. Preparation of the Future Teacher for Work with Gifted Children, Journal of Social Studies Education Research, 2018, Vol. 9, No. 2, pp. 251-265. (In English)
8. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 1 marta 2018 goda [Presidential address to the Federal Assembly on the 1st of March, 2018], available at: http:// kremlin.ru/events/president/ news/56957. (accessed: 27.07.2020). (In Russian)
9. Kachkaeva A. G., Shomova S. A. (ed.) Mul'timediynaya zhurnalistika : uchebnik dlya vuzov [Multimedia journalism: university textbook]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 2017. 413 p. (In Russian)
10. Alekseeva N. G., Zotova S. V. Didakticheskoe obespechenie kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh formirovaniya mnogourovnevogo obrazovatel'nogo prostranstva [Didactic quality assurance of secondary vocational education in the conditions of formation of multilevel educational space], Sbornik statey ChelIRPO [Digest of articles of Chelirpo], Chelyabinsk, 2005, pp. 104-110. (In Russian)
11. Basharina O. V. Teoreticheskie osnovy problemy kadrovogo obespecheniya regional'noy ekonomiki [Theoretical foundations of the problem of staffing of the regional economy], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, No. 2, pp. 19-28. (In Russian)
12. Krasnopevtseva I. V. Professional'nyy disbalans rynka truda kvalifitsirovannoy rabochey sily [Professional imbalance of the labor market of qualified labor force], Vestnik NNSU [Bulletin NNSU], 2013, No. 31, pp. 315-321. (In Russian)
13. Zhukova E. D., Zhanin D. S. Polifunktsional'naya model' pedagoga professional'nogo obrazovaniya [Multifunctional model of a professional education teacher], available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/polifunktsionalnaya-model-pedagoga-professionalnogo-obrazovaniya. (accessed: 23.07.2020). (In Russian)
14. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo obrazovaniya (FGOS SPO) novogo pokoleniya [Federal state educational standards of secondary vocational education (FSES SPO) of the new generation], available at: http://www.edu.ru/abitur/ act.86/index.php. (accessed: 23.07.2020) (In Russian)
Леушканова Ольга Юрьевна, директор ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Магнитогорск, е-mail: [email protected]
Беликов Владимир Александрович, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО «Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета», доктор педагогических наук, профессор, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Иванова Елена Юрьевна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Челябинская область, г. Магнитогорск, е-mail: [email protected]
Leushkanova Olga Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, director, Magnitogorsk pedagogical College, e-mail: [email protected]
Belikov Vladimir Alexandrovich, Researcher at the Sibay Institute (branch of Bashkir State University), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: belickov. [email protected]
Ivanova Elena Yuryevna, deputy Director of scientific and methodical work, State Budgetary Professional Educational Institution "Magnitogorsk Pedagogical College", Magnitogorsk, Russia, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Формы повышения квалификации педагогов в США / О. А. Суйкова, З. М. Большакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 69-74.
УДК 374 (73) ББК 74.4(7США)
ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В США
О. А. Суйкова, З. М. Большакова
В статье дается обзор некоторых форм повышения квалификации и обучения педагогов в Соединенных Штатах Америки на основе изучения данных исследования, проведенного Стэнфордским центром политики обеспечения возможностей в области образования США в партнерстве с Национальным советом по повышению квалификации персонала (в настоящее время «Learning Forward»).
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов в США, формы повышения квалификации учителей США, формальное и неформальное педагогическое обучение.