Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1776
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕССЕНДЖЕРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕССЕНДЖЕРЕ VIBER / ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ / ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕССЕНДЖЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манапова Ольга Николаевна, Подин Максим Станиславович

Авторы статьи обосновывают тезис, что современные мессенджеры являются не только способом передачи сообщений, но и необходимым средством образовательной коммуникации. Анализируя сильные и слабые стороны мессенджеров-лидеров, обсуждают преимущества и недостатки использования мессенджеров в учебном процессе профессиональной образовательной организации (ПОО). Реализуя задачи исследования по совершенствованию образовательного процесса в ПОО посредством применения мессенджеров, авторы рассматривают систему взаимодействия структурных подразделений ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в мессенджере Viber и приводят результаты анкетирования педагогических работников колледжа, позволившие выявить самые популярные веб-сервисы и преобладающие формы коммуникации преподавателей с обучающимися. Представлен рейтинг достоинств и недостатков использования мессенджеров в учебном процессе, а также перечислены виды научно-исследовательских работ, защита которых была организована с использованием веб-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манапова Ольга Николаевна, Подин Максим Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MESSENGERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: STRENGTHS AND WEAKNESSES

The authors of the article substantiate the thesis that modern instant messengers are not only a way of transmitting messages, but also a necessary means of educational communication. Analyzing the strengths and weaknesses of leading messengers, they discuss the advantages and disadvantages of using messengers in the educational process of a vocational educational organization (VEO). The authors consider the system of interaction between the structural units of the South Ural State College in the Viber messenger, implementing the objectives of the study to improve the educational process in VEO through the use of instant messengers. They provide the results of a survey of college teachers, which allowed identifying the most popular web services and the prevailing forms of communication among teachers with students. A rating of the advantages and disadvantages of using instant messengers in the educational process is presented, as well as the types of research projects, the protection of which was organized using web services.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ»

Education], 2018, available at: https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2019/02/%D0%93%D0%B0% D0%B9%D1%81D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%9E%D0%A3_0/oD0%A6%D0%93-1. pdf (accessed: 28.04.2021). (In Russian)

8. Baimuratova L. R., Dolgova O. A., Imaeva G. R. [and others] Cifrovaja gramotnost' dlja jekonomiki budushhego [Digital literacy for the economy of the future]. Moscow, NAFI, 2018, 86 p. (In Russian)

9. Shakhramanyan M., Osipov A., Korol M. Rossijskaja «dorozhnaja karta» perehoda na BIM. God spustja [Russian «road map» of the transition to BIM. A year later], Otraslevoj zhurnal «Stroitel'stvo». [Construction magazine], 2018, no. 4, pp. 34-36, available at: http://ancb.ru/files/ pdf/pc/0traslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2018_god_04_2018_pc.pdf (accessed: 12.05.2021). (In Russian)

Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Тубер Игорь Иосифович, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: tuber@ sustec.ru

Krashakova Tatyana Yudovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, South Ural State Technical College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Tuber Igor Iosifovich, Director of the South Ural State Technical College, Candidate of Pedagogy, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Манапова, О. Н. Современные мессенджеры в учебном процессе профессиональной образовательной организации: сильные и слабые стороны / О. Н. Манапова, М. С. Подин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 54-59.

УДК 377:004 ББК 74.57

СОВРЕМЕННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

О. Н. Манапова, М. С. Подин

Авторы статьи обосновывают тезис, что современные мессенджеры являются не только способом передачи сообщений, но и необходимым средством образовательной коммуникации. Анализируя сильные и слабые стороны мессенджеров-лидеров, обсуждают преимущества и недостатки использования мессенджеров в учебном процессе профессиональной образовательной организации (ПОО). Реализуя задачи исследования по совершенствованию образовательного процесса в ПОО посредством применения мессенджеров, авторы рассматривают систему взаимодействия структурных подразделений ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» в мессенджере Viber и приводят результаты анкетирования педагогических работников колледжа, позволившие выявить самые популярные веб-сервисы и преобладающие формы коммуникации преподавателей с обучающимися. Представлен рейтинг достоинств и недостатков использования мессенджеров в учебном процессе, а также перечислены виды научно-исследовательских работ, защита которых была организована с использованием веб-сервисов.

Ключевые слова: цифровые технологии, мессенджеры, эффективность учебного процесса, структура взаимодействия в мессенджере Viber, формы коммуникации, достоинства и недостатки мессенджеров.

Цифровые технологии — неотъемлемая часть жизни современного человека, поэтому они не могут не влиять на образование вообще и на организацию и проведение учебных занятий в частности.

Исследование организации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях Челябинской области в условиях вынужденной изоляции 2020 года показало готовность педагогических работников региона ре-ализовывать учебный процесс дистанционно [1]. Собственные многолетние исследования [2] позволяют вслед за авторами современных публикаций [3; 4] утверждать, что преподаватель может и должен построить учебное занятие таким образом, чтобы цифровизация из «противника» учебного процесса превратились в его «сторонника». А для этого нужно в первую очередь изменить собственную точку зрения на ситуацию, когда студента «от телефона не оторвешь» [5].

Как известно, мессенджер — это программа или веб-сервис для быстрого обмена сообщениями. Обычно речь идет не только о текстовых сообщениях, но и о текстовых файлах, картинках, видео; некоторые мессенджеры позволяют проводить голосовые и видеоконференции. Таких программ сейчас очень много, и самые популярные из них — Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Skype, ICQ, Telegram, «МультиФон».

Исследуя возможности лидирующих мес-сенджеров, мы выделили их сильные и слабые стороны.

Сильная сторона Mail.ru — бесплатная почта, быстрый и удобный интерфейс, неограниченный объем ящика, надежная защита от спама и вирусов, мобильная версия и приложения для смартфонов; слабая сторона — большое количество рекламы в почте и медленная загрузка информации. Viber поддерживает большое количество эмодзи, стикеров и фонов для чата; здесь доступно создание открытых чатов, возможен одновременный звонок на всех устройствах. Слабыми сторонами Viber являются: проблемы с безопасностью, большое количество спама, отсутствие возможности совершения видеовызовов группе пользователей и обмен файлами только определенных форматов. WhatsApp — приложение, которое работает с высокой скоростью, отличается простотой в использовании, но его недостатком является то, что в групповом чате может общаться до 100 пользователей одновременно, что в три раза меньше, чем у Skype. Один из самых популярных сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-встреч — Zoom — отличается стабильной работой плат-

формы. Здесь в распоряжении организатора все инструменты: демонстрация с экрана, интерактивная доска, запись видеоконференции. Однако, к сожалению, данный мессенджер имеет сложный интерфейс и часто подвергается ха-керским атакам.

Использование мессенджеров в обучающих целях становится новой социальной практикой и привлекает внимание ученых [6].

Среди преимуществ использования мессен-джеров в учебном процессе можно выделить следующие:

- привычность интерфейса и самой коммуникативной среды для обучающихся позволяет сэкономить время на их адаптацию к новому образовательному пространству;

- многие ресурсы, являясь бесплатными, тем не менее, обладают значительным функционалом для реализации образовательных задач;

- функционал социальных сервисов позволяет не только хранить, но и создавать цифровой контент, а также делиться им; в конечном счете обучающиеся участвуют в процессе создания знаний и обмена ими;

- мультимедийные возможности видео-, аудио-, интерактивных социальных сервисов позволяют значительно разнообразить представление учебного материала;

- учебная деятельность с помощью мессен-джеров способствует развитию мотивов обучения, связанных с самореализацией, самовыражением, отсутствием боязни потерпеть неудачу, просоциальным поведением и т. д.;

- применение технологий форумов, блогов, вики, других средств позволяет обучающимся самостоятельно или совместно создавать учебный материал, что, в свою очередь, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, развивает критическое мышление, рефлексию и др.;

- обучение с помощью мессенджеров позволяет формировать у обучающихся XXI века навыки, связанные с умением не только найти информацию, но и переработать ее и на ее основе создать новую;

- поддержка обучения в среде социальных сервисов позволяет не ограничиваться только формальными занятиями в аудитории, а расширить образовательное пространство, предоставляя педагогическую поддержку во внеаудиторное время.

Несмотря на перечисленные достоинства мессенджеров, необходимо выделить и определенные их недостатки. Среди главных проблем

использования мессенджеров в образовании — отсутствие сетевого этикета между обучающимися, невысокий уровень владения мессендже-рами у преподавателей, затрудненность доступа к мессенджерам из учебных аудиторий.

Любой мессенджер — неформальная, всегда доступная площадка, канал связи между директором организации и руководителями структурных подразделений. В целом мессенджер — универсальный канал связи, который можно использовать для общения и с родителями, и с коллегами, и с обучающимися. Если беспокоит необходимость получать обилие обратной связи в группе, можно завести в мессенджере свой канал [7].

Создание и использование мессенджеров в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» (ГБПОУ «ЮУГК») реализуется согласно схеме, предполагающей взаимодействие всех структурных подразделений колледжа по соответствующим направлениям (рис. 1).

В ГБПОУ «ЮУГК» для управления образовательным процессом создано порядка десяти крупных групп общения, причем основным используемым мессенджером является ^Ьег. Так, на базе коллектива нашего колледжа мы создали группу в ^Ьег «ЮУГК — сила!!!» с целью оптимизировать взаимодействие специалистов разного уровня и направленности и улучшить психологический климат в коллективе.

Назначением чатов являются:

- обмен актуальной информацией;

- обмен нормативной документацией;

- опросы, анкеты, инструкции;

- организационные вопросы (оперативные совещания);

- поддержка связи с родителями;

- согласование расписания учебных занятий;

- доска почета (поздравления с успехами преподавателей, студентов) и т. д.

Рис. 1. Схема взаимодействия структурных подразделений колледжа в мессенджере Viber

Как в стенах образовательной организации, так и вне аудитории студенты обращаются к смартфонам, популярным социальным сетям для просмотра контента и общения с друзьями, к мессен-джерам и другим продуктам мультимедиа, к которым у обучающихся есть доступ «здесь и сейчас».

Использование мессенджеров способствует осознанию студентами того факта, что преподаватель говорит с ними на одном языке: информация преподавателя, опубликованная в чате, воспринимается как более неформальная и тем самым вызывает интерес у обучающихся.

Важнейшим показателем эффективности использования мессенджера как образовательной платформы является возможность применения этой платформы для обмена информационными ресурсами, ссылками, рекомендациями.

С целью исследования применения мессен-джеров преподавателями колледжа в образовательном процессе было проведено анкетирование, в котором приняли участие 166 преподавателей. Исследование показало, что педагогический коллектив в основном пользуется такими мессен-джерами, как Mail.ru (68,1 %), Viber (66,9 %), WhatsApp (54,8 %), Zoom (30,7 %), Skype (21,7 %). Менее популярными мессенджерами являются Telegram, Facebook Messenger, WeChat и IMO.

Преобладающими формами коммуникации с обучающимися колледжа являются пересылка документов (78,3 %), обмен текстами и аудиосо-общениями (69,9 %), создание групповых чатов (62 %), оценка результатов ответов студентов (54,8 %).

Большинство опрошенных считают, что использование мессенджеров не может заменить академического аудиторного общения с преподавателем, работы с учебником, использования классических методических материалов (30,1 %). Одним из основных минусов применения мессенджеров является трудоемкость реализации воспитательных целей (28,9 %) и подготовки материала для преподавателя (27,7 %).

Написание исследовательской работы — обязательный этап обучения в каждой образовательной организации. Индивидуальный проект студента показывает, как тот умеет самостоятельно находить и исследовать информацию, как применяет знания практически, как научился выбирать инструменты и как с ними работает. Используемые преподавателями колледжа в учебном процессе мессенджеры дают возможность организовать дистанционную защиту различных видов исследовательских работ. Используя возможности мессенджера Skype, 24,6 % преподавателей проводили защиту курсовых проектов и выпускных квалификационных

работ; WhatsApp является популярным мессенд-жером для организации защиты рефератов и индивидуальных проектов (15 %); МЬег используется преподавателями для защиты обучающимися эссе (14,4 %).

Анкетирование педагогических работников ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», проведенное в рамках исследования по применению мессенджеров для организации учебного процесса, подводит к главному вопросу: «Повышает ли использование современных мес-сенджеров эффективность учебного процесса?». Конечно, этот вопрос требует дополнительного независимого изучения, однако 61,2 % педагогов, участвовавших в анкетировании, ответили на него утвердительно, 12,1 % — отрицательно и 26,7 % затруднились ответить.

Подводя итог, подчеркнем, что мессендже-ры — это современная форма социальной коммуникации, которая открывает новые возможности для общения. Также они оказывают неоценимую помощь в образовательном процессе. Благодаря мессенджерам коммуникация в образовательной организации начинает приобретать трехсторонний характер (преподаватель, обучающиеся и родители), что, в свою очередь, может благоприятно сказаться на процессе обучения.

Не каждый преподаватель способен создать сайт или написать программу для компьютера (смартфона). Когда мы говорим о цифровиза-ции образования, речь должна идти не только (и даже не столько) о создании новых цифровых продуктов, но и об использовании уже существующих, тех, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Их применение не требует специальных навыков, продолжительного обучения, специализированных классов, разработки (покупки) и установки программного обеспечения, выделения дополнительных часов в программе. Полагаем, что именно такое решение — использовать уже существующие мессенджеры — является методически правильным. Речь должна идти в первую очередь о новых принципах организации учебного процесса.

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. Система непрерывного повышения квалификации работников ПОО Челябинской области в части освоения дистанционных образовательных технологий / И. Р. Сташкевич, О. В. Башарина, С. В. Савельева // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 40-50.

2. Манапова, О. Н. Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного образования в рамках реализации региональной инновационной площадки / О. Н. Манапова, Т. С. Занова, И. В. Милюков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 78-88.

3. Крашакова, Т. Ю. Создание условий, обеспечивающих разработку и использование педагогами профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного контента / Т. Ю. Крашакова, И. И. Тубер // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4. — С. 62-66.

4. Шабунина, Н. С. Дистанционные технологии обучения студентов профессиональных образовательных организаций дисциплинам естественно-научного цикла / Н. С. Шабунина, О. Е. Ивандикова, И. И. Секерина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1. — С. 57-62.

5. Власова, Н. В. Мессенджеры как обучающая среда : статья для конкурса «Большая перемен@» / Н. В. Власова // Яндекс Дзен. — [сайт]. — 2019. — URL: https://zen.yandex.ru/media/ digitalteacher/messendjery-kak-obuchaiuscaia-sreda-5d09078dee9efa00afeeba19 (дата обращения: 21.06.2021).

6. Муха, В. Н. Проблематика повседневности и социальных практик в современной социологии / В. Н. Муха // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке : материалы науч. конф. к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского (г. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2016 г.). — Санкт-Петербург : Изд-во ООО «Скифия-принт», 2016. — С. 322-324.

7. Рейтинг мессенджеров 2020 // Coba. — [сайт]. — 2020. — URL: https://coba.tools/ compilation/reiting-messendzherov-2018 (дата обращения: 21.06.2021).

For citation: Manapova, O. N. Modern messengers in the educational process of a professional educational organization: strengths and weaknesses / O. N. Manapova, M. S. Podin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 3 (31). — P. 54-59.

MODERN MESSENGERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: STRENGTHS AND WEAKNESSES

O. N. Manapova, M. S. Podin

The authors of the article substantiate the thesis that modern instant messengers are not only a way of transmitting messages, but also a necessary means of educational communication. Analyzing the strengths and weaknesses of leading messengers, they discuss the advantages and disadvantages of using messengers in the educational process of a vocational educational organization (VEO). The authors consider the system of interaction between the structural units of the South Ural State College in the Viber messenger, implementing the objectives of the study to improve the educational process in VEO through the use of instant messengers.

They provide the results of a survey of college teachers, which allowed identifying the most popular web services and the prevailing forms of communication among teachers with students. A rating of the advantages and disadvantages of using instant messengers in the educational process is presented, as well as the types of research projects, the protection of which was organized using web services.

Key words: digital technologies, instant messengers, the effectiveness of the educational process, the structure of interaction in the Viber messenger, forms of communication, the advantages and disadvantages of messengers.

References

1. Stashkevich I. R., Basharina O. V., Savelyeva S. V. Sistema nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii rabotnikov POO Cheljabinskoj oblasti v chasti osvoenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [The system of continuous professional development of VEO workers in the Chelyabinsk region in terms of mastering distance educational technologies], Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2020, vol. 12, no. 4, pp. 40-50. (In Russian)

2. Manapova O. N., Zanova T. S., Milyukov I. V. Povyshenie kachestva podgotovki studentov tehnicheskih special'nostej srednego professional'nogo obrazovanija na osnove integracii tradi-cionnogo i jelektronnogo obrazovanija v ramkah realizacii regional'noj innovacionnoj ploshhadki [Improving the quality of training students of technical specialties of secondary vocational education

based on the integration of traditional and electronic education in the framework of the implementation of a regional innovation platform], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1 (29), pp. 78-88. (In Russian)

3. Krashakova T. Yu., Tuber I. I. Sozdanie uslovij, obespechivajushhih razrabotku i ispol'zovanie pedagogami professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij cifrovogo obrazovatel'nogo kontenta [Creation of conditions ensuring the development and use of digital educational content by teachers of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 4, pp. 62-66. (In Russian)

4. Shabunina N. S., Ivandikova O. E., Sekerina I. I. Distancionnye tekhnologii obucheniya stu-dentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij disciplinam estestvenno-nauchnogo cikla [Distance learning technologies for students of professional educational organizations in the disciplines of the natural science cycle], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 1., p. 57-62. (In Russian)

5. Vlasova N. V. Messendzhery kak obuchajushhaja sreda : stat'ja dlja konkursa «Bol'shaja peremen@» [Messengers as a learning environment: article for the competition «Big Change @»], Jandeks Dzen [YandexZen], 2019, available at: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/messend-jery-kak-obuchaiuscaia-sreda-5d09078dee9efa00afeeba19 (accessed: 21.06.2021). (In Russian)

6. Muha V. N. Problematika povsednevnosti i social'nyh praktik v sovremennoj sociologii [Problems of everyday life and social practices in modern sociology], Materialy nauch. konf. K 100-letiju Russkogo sociologicheskogo obshhestva imeni M. M. Kovalevskogo «Rossijskoe sociologicheskoe soobshhestvo: istorija, sovremennost', mesto v mirovoj nauke» (g. Sankt-Peterburg, 10-12 nojabrja 2016 g.) [Materials of scientific. conf. to the 100th anniversary of the M. M. Kovalevsky Russian Sociological Society «Russian sociological community: history, modernity, place in world science» (St. Petersburg, November 10-12, 2016)], St. Petersburg, Publishing house of LLC «Scythia-print», 2016, pp. 322-324. (In Russian)

7. Rejting messendzherov 2020. Coba, 2020, available at: https://coba.tools/compilation/reiting-messendzherov-2018 (accessed: 21.06.2021). (In Russian)

Манапова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: olga4kpa@ mail.ru

Подин Максим Станиславович, инженер-программист ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Manapova Olga Nikolaevna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Podin Maxim Stanislavovich, Software Engineer, South Ural State College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Семенова, Л. М. Структурно-содержательная модель персональной имиджевой карты будущего специалиста / Л. М. Семенова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 59-66.

УДК 378 ББК 74.58

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИМИДЖЕВОЙ КАРТЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Л. М. Семенова

В настоящее время рынок труда предъявляет высокие требования к выпускникам вузов, которые должны быть наделены профессиональными (hard skills) и надпрофессиональными (soft skills) навыками и компетенциями, в том числе имиджелогической и форсайт-компетенциями. Один из методов формирования этих компетенций — разработка персональной имиджевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.