Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Георгиевна, Данченок Лариса Александровна, Егошина Ольга Леонидовна, Климович Наталья Викторовна, Мутовин Сергей Илларионович

Внимание к творческим индустриям в мире, обусловленное развитием информационно-коммуникативных технологий и ростом экономического клада от интегрированных с ними культурных индустрий в развитие стран за счет роста спроса на продукты культуры, инвестиционной привлекательности и имиджа, в конце 90-х годов приобрело глобальный масштаб, о чем свидетельствует внимание к ним ООН, Юнеско и др. международные организации, рост научных исследований и публикаций по данной теме. Это был период введения и формулирования понятий «креативная индустрия», «креативная экономика», «креативные города». В России, имеющей значительный творческий потенциал людей, одну из лучших культурных индустрий, внимание государства к творческим индустриям, имеющим потенциал для экономического роста как страны и отдельных территорий, а также для развития человеческого капитала, было незначительным. В начале 2020-х годов, когда пандемия коронавируса усилила экономический кризис и серьезные социальные последствия, что привело к развитию комплексного кризиса, определенного авторами статьи как «синергетический кризис», большинство развитых стран, видя в творческих индустриях значительный потенциал экономического развития, усилили их государственную поддержку. Осознавая мировой тренд, правительство России готовит в 2021 году Концепцию развития творческих индустрий и инструментов их государственной поддержки, анализ содержания которой показывает неизбежные проблемы реализации намеченных перспектив развития индустрий и эффективности их господдержки, что стимулировало авторов к написанию статьи, обозначающей необходимость и направления научного обоснования сущности творческих индустрий, роли в социально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутова Татьяна Георгиевна, Данченок Лариса Александровна, Егошина Ольга Леонидовна, Климович Наталья Викторовна, Мутовин Сергей Илларионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SCIENTIFIC APPROACH TO RESEARCH CREATIVE INDUSTRIES IN MODERN CONTEXT

Interest to creative industries, determined by the development of information and communication technologies and the growth of the economic contribution from the cultural industries integrated with them to the development of countries due to the growth in demand for cultural products, as well as investment attractiveness and image, in addition to the growth of scientific research and publications acquired a global scale in the late 90s, as evidenced by the attention paid to them by the UN, UNESCO and other international organizations. It was the period of introduction and formulation of such concepts as creative industry, creative economy, and creative cities. In Russia, with its significant creative potential and one of the best cultural industries, the government attention to creative industries with the potential for economic growth of both the country and individual territories, as well as for the human capital development, was insignificant. In the early 2020s, when the coronavirus pandemic intensified the economic crisis and led to serious social consequences, culminating in the development of a complex crisis, defined by the authors of the article as a «synergistic crisis», most developed countries strengthened their state support, recognizing a significant potential for economic development in creative industries. Realizing the global trend, in 2021 the Russian government prepared the Concept for the Development of Creative Industries and tools for their state support. An analysis of its content demonstrates inevitable challenges in implementing the targeted prospects for the industries development and efficiency of their state support, which stimulated the authors to write a paper indicating the necessity and directions for scientific substantiation of the essence of creative industries and their role in the social and economic development of the country.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.14:339.

Бутова Татьяна Георгиевна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры международной и управленческой экономики, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация. Данченок Лариса Александровна,

Доктор экономически наук, профессор, профессор кафедры маркетинга,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация. Егошина Ольга Леонидовна,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры международной и управленческой экономики,

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

г. Красноярск, Российская Федерация.

Климович Наталья Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры теоретической экономики

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,

г. Красноярск, Российская Федерация.

Мутовин Сергей Илларионович,

доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник,

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация.

ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Москва, Российская Федерация.

Butova Tatiana Georgievna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor at the Department of International and Management Economics,

Siberian Federal University

Krasnoyarsk, Russian Federation.

Danchenok Larisa Aleksandrovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor at the Department of Marketing

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russian Federation.

Egoshina Olga Leonidovna,

Ph.D. in Economics,

Associate Professor at the Department of International and Management Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation. Klimovich Natalya Viktorovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor,

Associate Professor at the Department of Theoretical Economics, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation.

102

Mutovin Sergey Illarionovich,

Doctor of Economics, Professor,

Chief Researcher,

Siberian Federal University,

Krasnoyarsk, Russian Federation.

Research Institute of the Federal Penitentiary Service,

Moscow, Russian Federation.

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

DEVELOPING SCIENTIFIC APPROACH TO RESEARCH CREATIVE INDUSTRIES IN MODERN CONTEXT

Внимание к творческим индустриям в мире, обусловленное развитием информационно-коммуникативных технологий и ростом экономического клада от интегрированных с ними культурных индустрий в развитие стран за счет роста спроса на продукты культуры, инвестиционной привлекательности и имиджа, в конце 90-х годов приобрело глобальный масштаб, о чем свидетельствует внимание к ним ООН, Юнеско и др. международные организации, рост научных исследований и публикаций по данной теме. Это был период введения и формулирования понятий «креативная индустрия», «креативная экономика», «креативные города». В России, имеющей значительный творческий потенциал людей, одну из лучших культурных индустрий, внимание государства к творческим индустриям, имеющим потенциал для экономического роста как страны и отдельных территорий, а также для развития человеческого капитала, было незначительным. В начале 2020-х годов, когда пандемия коронавируса усилила экономический кризис и серьезные социальные последствия, что привело к развитию комплексного кризиса, определенного авторами статьи как «синергетический кризис», большинство развитых стран, видя в творческих индустриях значительный потенциал экономического развития, усилили их государственную поддержку. Осознавая мировой тренд, правительство России готовит в 2021 году Концепцию развития творческих индустрий и инструментов их государственной поддержки, анализ содержания которой показывает неизбежные проблемы реализации намеченных перспектив развития индустрий и эффективности их господдержки, что стимулировало авторов к написанию статьи, обозначающей необходимость и направления научного обоснования сущности творческих индустрий, роли в социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: творческие индустрии, креативные индустрии, творческие индустрии, креативная экономика, направления научных исследований креативных индустрий.

Interest to creative industries, determined by the development of information and communication technologies and the growth of the economic contribution from the cultural industries integrated with them to the development of countries due to the growth in demand for cultural products, as well as investment attractiveness and image, in addition to the growth of scientific research and publications acquired a global scale in the late 90s, as evidenced by the attention paid to them by the UN, UNESCO and other international organizations. It was the period of introduction and formulation of such concepts as creative industry, creative economy, and creative cities. In Russia, with its significant creative potential and one of the best cultural industries, the government attention to creative industries with the potential for economic growth of both the country and individual territories, as well as for the human capital development, was insignificant. In the early 2020s, when the coronavirus pandemic intensified the economic crisis and led to serious social consequences, culminating in the development of a complex crisis, defined by the authors of the article as a «synergistic crisis», most developed countries strengthened their state support, recognizing a significant potential for economic development in creative industries. Realizing the global trend, in 2021 the Russian government prepared the Concept for the Development of Creative Industries and tools for their state support. An analysis of its content demonstrates inevitable challenges in implementing the targeted prospects for the industries development and efficiency of their state support, which stimulated the authors to write a paper indicating the necessity and directions for scientific substantiation of the essence of creative industries and their role in the social and economic development of the country.

Keywords: creative industries, creative cities, creative economy, creative industries research areas.

ВВЕДЕНИЕ

Творческие или креативные индустрии многих зарубежных стран более 20-ти лет являются объектами внимания государства в связи с растущей ролью в социально-экономическом развитии развитых стран. Развитие коммуникативных и цифровых технологий и их внедрение в сферу культуры расширило дифференциацию продуктов отраслей культуры и их глобальную доступность потребителям, что значительно повысило роль индустрии культуры в экономике. Динамизм распространения творческой индустрии в экономическое развитие и рост в ВВП стран, обусловил внимание политиков и ученых, внедряющих в практику новые понятия — творческие или креативные индустрии, креативная экономика [8, 9, 12, 13, 14, 19], «креативный город» [7], креативное

103

общество [10]. В течение последних десяти лет российские ученые активно начали исследования в области культурных индустрий, трансформирующихся от социокультурной деятельности в экономическую деятельность творческих индустрий. Проводились исследования как зарубежного, так и российского опыта развития творческих индустрий [2, 5, 6, 9, 11, 14] Новые направления исследований в рамках креативной экономики [8, 11, 12, 13, 17, 20] и креативной географии [4].

Современные условия общественного развития, вызванные пандемией ковида, усложнении задачи социально-экономического развития стран [1, 18]. А с другой стороны выявили возможности роста творческих отраслей, считавшихся выполняющими больше социальные функции. Это обусловило поиски эффективных инструментов стимулирования и государственной поддержки творческих отраслей в развитых странах [1, 16, 18]. В это время в России большее внимание правительства уделялось развитию малого и среднего бизнеса, туризма и интернет-технологиям [16]. Между тем это не спасало эти виды бизнеса [3], что вызвало необходимость обратить вникание на поиски успешно развивающихся индустрий. Одной их них являются творческие индустрии, что сделало их предметом государственной поддержки и обусловило принятие нормативного документа «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.».

В настоящее время в условиях кризиса общественно-экономических явлений вопросы сохранения и развития потенциала творческих индустрий как секторов экономики, а также разработки программных мер государственной поддержки, все активнее должны становиться предметами научных исследований, решать научные проблемы в данной области знаний, обеспечивать научное обоснование разрабатываемых нормативных документов и программ государственной поддержки.

Анализ публикаций по теме за последние 3 года показал, что российских научных исследований в этой области недостаточно, часто приходится сталкиваться с простой компиляцией определений и подходов, без критического осмысления. И необязательно это связано с особенностью развития страны и условий. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Сущность проведенного авторами исследования является определение проблем проводимых в России научных исследований в области творческих индустрий. Цель исследования заключается в разработке предложений по формированию направлений научных исследований для научного обоснования принимаемых нормативных документов и обеспечения результативности принимаемых в России мер по государственной поддержке творческих индустрий для выхода из экономического и социального кризиса.

Цель исследования потребовала формулирование задач, заключающихся в:

• выявлении проблем научных исследований;

• определении приоритетных направлений исследования;

• разработке предложений по совершенствованию понятийного аппарата исследования творческих индустрий;

• обосновании роли творческих индустрий в экономическом и социальном развитии России в условиях пандемии и постковидном восстановлении экономки.

Законодательные акты должны четко определить понятия. Это делает необходимым формирование российской школы исследования в области творческих индустрий с определением области знаний и формированием методологии исследования. Полученные результаты исследования, на наш, взгляд помогут в становлении данной школы РЕЗУЛЬТАТЫ

Культурная индустрия, представляющая совокупность отраслей, производящих дифференцированные продукты, в рыночной экономике всегда рассматривалась как сектор экономики. В традиционной экономической теории отрасли культуры представляют собой «правильный сектор экономики», так они обладают отличительными ресурсами, производственным процессом и выпускают продукцию [20]. Интеграция отраслей культуры и информационно-коммуникативных и цифровых технологий, значительно расширившая дифференциацию продуктов и их доступность потребителям, обусловила значительное повышение роли индустрии культуры в экономике и привела к динамизму экономических результатов деятельности в ВВП стран. Как отмечено в Концеп-

104

ции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [15].

Повышение роли культурных индустрий в экономическом развитии стран в свою очередь вызвало «творческий» всплеск исследователей в области внедрения новых терминов. Так, политиками и исследователями стал активно употребляться термин «креативные индустрии» в начале 1980-х гг. после опубликования ЮНЕСКО доклада О. Жирара, ставшего, как отмечают некоторые авторы, попыткой создать концепцию к прикладному анализу и оценки состояния индустрии культуры [9]. Таким образом, термин «креативные индустрии» сформирован на основе роста экономического значения индустрии культуры. Однако структура входящих в состав креативных отраслей была расширена за счет включения отраслей, не относящихся к индустрии культуре, но близких по воздействию на потребителей и роли в экономике стран. В это же время сформулировано одно из первых определений понятия «креативные индустрии» как деятельности, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности (цит. по [9]).

Проведенный контент-анализ научных публикаций российских исследователей показал, что данное определение не было критически осмысленно и используется как каноническое и не было сформулировано авторских определений, отражающих суть креативных индустрий. Между тем анализ определения показал, что оно не раскрывает сути креативных индустрий как совокупности видов экономической деятельности, не дает определения продукта, особенности технологий, а использование интеллектуальной собственности как ресурса представляется нам ошибочным постулатом, который повторяется в ряде публикаций. Уточнение сущности понятия «креативные индустрии» должно быть научно обосновано и отражать сущность деятельности креативных индустрий, а также ответить на вопрос идентично ли понятие другому — «творческие индустрии», или они разные по сути. Это обусловлено тем, что одни авторы используют термин «креативные индустрии» [2, 9, 5, 11, 12, 13, 14, 17, 19], другие — «творческие индустрии» [7, 14, 15], третьи используют оба термина [6]. На наш взгляд, это разные термины, отражающие одно понятие, поскольку «творческие» — это перевод английского слова creative, a «креативные» — его транскрипция.

Между тем, использование единых терминов и понятий в области творческих индустрий требуется для формирования программ государственной поддержки, поэтому считаем, что данное в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. [15]. Определение понятия «творческие индустрии» играет важную роль целеполагания, определяя мотивирующую цель деятельности индустрий как гармоничное развитие личности и рост качества жизни российского общества, что связывает развитие личности и общества.

Между тем анализ формулировки определения творческих индустрий как сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества [15] показал, что ряд утверждений требуют уточнения на научной основе.

Таким образом, мы сформулировали одну из научных проблем в области исследования творческих индустрий — отсутствие понятийного аппарата, включающего базовые понятия и определение их сущности, релевантные творческим индустриям. Нам представляется необходимым определить ключевое понятие для обозначения всех отраслей творческой индустрии, определяющее специфику творческой индустрии, которое станет основой для определения и формулирования базовых понятий. На творчестве базируется вся человеческая и общественная деятельность. Некоторые авторы правильно на наш взгляд начинают исследования в данной области с пореде-ния ключевого понятия, например, «креативность» [10]. Однако оно обобщенное и может применяться во всех областях. В контексте экономической сущности творческих индустрий мы предлагаем использовать понятие «творческая деятельность», определение которого требует научного основания. Введение в научный оборот и практическую деятельность терминов «творческие

105

индустрии» и «креативные индустрии» поставили перед наукой вопрос об определение сущности продукта творческих индустрий, понятия творческих индустрий, а также о соотношении понятий творческие индустрии и культурные индустрии.

В качестве базовых понятий творческой деятельности нами предлагаются следующие: продукт творческой деятельности, технология творческой деятельности, ресурсы творческой деятельности, творческие отрасли, творческая индустрия, классификация отраслей творческой индустрии.

Одной из проблем является смешение понятий «творческие индустрии» и «культурные индустрии». Это обусловлено тем, что в научных и практических публикациях, нормативных документах нет общепринятых подходов различные ли это индустрии или можно использовать как синонимы. Необходимо определить объективность отнесения творческих индустрий только к культурным индустриям [5, 7, 14] и как отмечается в нормативных документах, в частности в Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [15], что является серьезным препятствиям для определения отраслей, формирующих предложения по государственной поддержке.

Расширение взглядов на состав творческих индустрий и определение их в экономические отрасли вызвало введение политиками и учеными терминов «креативная экономика» [13, 19], а также перенесение понятия в пространственную плоскость на территории, в частности, креативный город [7] и даже на все общество через создание «креативного общества» [10]. Следует определить возможность использования термина «креативный» в данных понятиях.

Судя по существующим предложениям для обеспечения государственной поддержки творческих индустрий в России, Концепция, определяя целеполагание как создание условия для обеспечения качества жизни и развитие человека, больше ориентирована на индустрию культуры и экономическое развитие бизнеса в сфере культуры для экономического развития страны,

Анализ литературы показал еще одну проблему. Нам представляется необходимость научного обоснования роли творческих индустрий в социально-экономическом развитии в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса и в посткризисном восстановлении экономики и общества в целом. В настоящее роль творческой индустрии рассматривается в основном в экономической плоскости в качестве одного из источников роста несырьевого сектора экономики, экспорта, причем дающего возможность изменить структуру экспорта в пользу высокотехнологичной продукции, креативных услуг и цифровых сервисов, что повышает международную инвестиционную привлекательность страны, способствуют гуманитарному присутствию за рубежом и развитию имиджа России [9]. На наш взгляд роль творческих индустрий более широкая и распространяется на всю общественную деятельность и линую деятельность. ВЫВОДЫ

Проведенные авторами исследования позволили выявить проблемы, требующие научного обоснования:

• определение базовых терминов в области творческих индустрий;

• определение понятия «творческие индустрии»;

• формирование структуры творческих индустрий.

Авторами в результате проведенного исследования предложены:

• перечень базовых понятий, релевантных творческой деятельности,

• атрибутивный подход к формированию понятия «творческие индустрии»», включающего определение продукта творческой деятельности, особенности технологий и ресурсов.

Роль творческих индустрий в процессе экономического развития в постковидный период возрастает, а также растет роль творческих технологий в обеспечении социальной стабильности и личного благосостояния людей. Между тем появляются и проблемы, связанные с негативным влиянием некоторых продуктов творческой деятельности, что требует серьезного исследования.

Проведенные исследования показали, что рост значения творческих индустрий в условиях экономического и социального кризиса требует постоянных эмпирических исследований. С этой целью нами предлагается формировать научную школу по исследованию творческих индустрий и определить к какой области знаний она будет относиться, а также методологию научного исследования. Нам представляется, что Концепции развития творческих (креативных) индустрий как

106

нормативный документ является стимулом для формирования научной школы, которая позволит принимать научно-обоснованные программы государственной поддержки творческих индустрий, а также улучшить качество нормативных документов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов В. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии / В. Белов // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. — 2020. — 2. — С. 83-90.

2. Буката Дж.Ф. Теоретические подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индустрий / Дж.Ф. Буката, А.А. Сидорня // Молодой исследователь Дона. — 2018. — N° 2 (44). — С. 155-161.

3. Год умирающего бизнеса: где и почему в России исчезают индивидуальные предприниматели. 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.forbes.ru/svoi-biznes/437999-god-umirausego-biznesa-gde-i-pocemu-v-rossii-iscezaut-individual-nye-predprinimateli (дата обращения: 28.11.2021).

4. Заборцева Т.И. Креативная экономика и креативная география: методологические подходы и практика / Т.И. Заборцева, А.В. Балязина // Известия Иркутского государственного университета. — 2019. — Т. 29. — С. 53-67.

5. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре : анализ зарубежного опыта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Елена Валентиновна Зеленцова; Российский институт культурологии. — Москва, 2008. — 30 с.

6. Зеленцова Е. Исследование «Творческие индустрии. Российский профиль» / Е. Зеленцова, Е. Мельвиль // Агентство «Творческие индустрии», Москва, 2011. — Режим доступа: creativeindustries.ru/uploads/userfiles/ file/CI_Russian_profile_RU.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

7. Зотова Л.Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов / Л.Р. Зотова // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. № 11. — С. 1465-1490.

8. Каменских М.А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценке уровня развития креативной экономики США и России / М.А. Каменских // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 20. — С. 16-20.

9. Каверина Н.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) / Н.А. Каверина, А.И. Гретченко, А.А. Гретченко // Вестник СГСЭУ — 2019. — № 1. — С. 58-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Качераускас Т. Креативность и концепция креативного общества в социологии / Т. Качераускас // Социологические исследования. — 2017. — № 10. — С. 26-35.

11. Креативные индустрии как сектор инновационной экономики города Красноярска: отчет о НИР / Лаптева М.А., Румянцев М.В., Зеленцова Е.В. и др. [Электронный ресурс]. — Красноярск. 2011. — Режим доступа: ci-kras.ru/CIK.pdf (дата обращения 30.10 2021).

12. Creative economy report 2013 special edition. UNESCO [Electronic Resource]. — 2013. — Access Mode: www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf (date of the application: 20.10.2021).

13. Creative Economy Outlook. Trends in international trade in creative industries 2002-2015 [Electronic Resource]. — 2018. — Access Mode: unctad.org/system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf (date of the application: 18.06.2021).

14. Новосельская В.В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования / В.В. Новосельская // Вестник МГУКИ. — 2017. — № 4. — С. 164-174.

15. Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/ 402845784/ (дата обращения: 19.11.2021).

16. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс]. — 2020. — 20 марта. — Режим доступа: economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/plan_pervoоcherednyh _meropriyatiy_po_obespecheniyu_ustoychivogo_razvitiya_ekonomiki_v_usloviyah_u hudsheniya_situacii _v_svyazi_s_rasprostraneniem_novoy_koronavirusnoy_infekcii.html (дата обращения: 19.11.2021).

17. Румянцев М.В. Междисциплинарное исследование креативных индустрий и творческой экономики Красноярска / М.В. Румянцев, М.А. Лаптева, Е.В. Зеленцова, Е.Х. Мельвиль, С.В. Андреева // Культурологический журнал. — 2012. — № 1 (7). — С. 7.

18. Симэн Е. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 / Е. Симэн, М.Ю. Шерешева // Государственное управление. Электронный вестник. — 2020. — № 79. — С. 25-48.

19. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / Дж. Хокинс; пер. с англ. И. Щербаковой. —Москва: Классика-XXI, 2011. — 256 с.

20. Freeman A. Is Creation an Industry? A Constructive Critique of the Economics of the Cultural and Creative Industries / A. Freeman. — L. : London Metropolitan University Business School, 2012. — 21 р.

107

SPISOKLITERATURY

1. Belov V Posledstviya pandemii koronavirusa dlya ekonomiki Germanii / V Belov // Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Yevropy RAN. — 2020. — 2. — S. 83-90.

2. Bukata Dzh.F. Teoreticheskiye podkhody k izucheniyu tendentsiy i perspektiv razvitiya kreativnykh industriy / Dzh.F. Bukata, A.A. Sidornya // Molodoy issledovatel' Dona. — 2018. — № 2 (44). — S. 155-161.

3. God umirayushchego biznesa: gde i pochemu v Rossii ischezayut individual'nyye predprinimateli. 2021 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.forbes.ru/svoi-biznes/437999-god-umirausego-biznesa-gde-i-pocemu-v-rossii-iscezaut-individual-nye-predprinimateli (data obrashcheniya: 28.11.2021).

4. Zabortseva T.I. Kreativnaya ekonomika i kreativnaya geografiya: metodologicheskiye podkhody i praktika / T.I. Zabortseva, A.V Balyazina // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2019. — T. 29. — S. 53-67.

5. Zelentsova Ye.V Stanovleniye i razvitiye kreativnykh industriy v sovremennoy kul'ture: analiz zarubezhnogo opyta: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata kul'turologii / Yelena Valentinovna Zelentsova; Rossiyskiy institut kul'turologii. — Moskva, 2008. — 30 s.

6. Zelentsova Ye. Issledovaniye «Tvorcheskiye industrii. Rossiyskiy profil'» / Ye. Zelentsova, Ye. Mel'vil' // Agentstvo «Tvorcheskiye industrii», Moskva, 2011. — Rezhim dostupa: creativeindustries.ru/uploads/userfiles/ file/CI_Russian_profile_RU.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2021).

7. Zotova L.R. Kreativnyy gorod: tvorcheskiye industrii i razvitiye gorodov / L.R. Zotova // Kreativnaya ekonomika. — 2015. — Tom 9. № 11. — S. 1465-1490.

8. Kamenskikh M.A. Teoretiko-metodicheskiye podkhody k ponyatiyu «kreativnaya ekonomika» i otsenke urovnya razvitiya kreativnoy ekonomiki SSHA i Rossii / M.A. Kamenskikh // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. — 2013. — № 20. — S. 16-20.

9. Kaverina N.A. Sovremennoye razvitiye kreativnykh industriy v Rossii (opyt stolitsy i regionov) / N.A. Kaverina, A.I. Gretchenko, A.A. Gretchenko // Vestnik SGSEU. — 2019. — № 1. — S. 58-64.

10. Kacherauskas T. Kreativnost' i kontseptsiya kreativnogo obshchestva v sotsiologii / T. Kacherauskas // Sotsiologicheskiye issledovaniya. — 2017. — N° 10. — S. 26-35.

11. Kreativnyye industrii kak sektor innovatsionnoy ekonomiki goroda Krasnoyarska: otchet o NIR / Lapteva M.A., Rumyantsev M.V., Zelentsova Ye.V i dr. [Elektronnyy resurs]. — Krasnoyarsk. 2011. — Rezhim dostupa: ci-kras.ru/CIK.pdf (data obrashcheniya 30.10 2021).

12. Creative economy report 2013 special edition. UNESCO [Electronic Resource]. — 2013. — Access Mode: www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf (date of the application: 20.10.2021).

13. Creative Economy Outlook. Trends in international trade in creative industries 2002-2015 [Electronic Resource]. — 2018. — Access Mode: unctad.org/system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf (date of the application: 18.06.2021).

14. Novosel'skaya V.V Kreativnyye industrii v innovatsionnom razvitii territoriy: osobennosti funktsionirovaniya / VV Novosel'skaya // Vestnik MGUKI. — 2017. — № 4. — S. 164-174.

15. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya tvorcheskikh (kreativnykh) industriy i mekhanizmov osushchestvleniya ikh gosudarstvennoy podderzhki v krupnykh i krupneyshikh gorodskikh aglomeratsiyakh do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 20 sentyabrya 2021 g. № 2613-r. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/402845784/ (data obrashcheniya: 19.11.2021).

16. Plan pervoocherednykh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki v usloviyakh ukhudsheniya situatsii v svyazi s rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infektsii [Elektronnyy resurs]. — 2020. — 20 marta. — Rezhim dostupa: economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/ plan_pervoocherednyh_meropriyatiy_po_obespecheniyu_ustoychivogo_razvitiya_ekonomiki_v_usloviyah_u hudsheniya_situacii_v_svyazi_s_rasprostraneniem_novoy_koronavirusnoy_infekcii.html (data obrashcheniya: 19.11.2021).

17. Rumyantsev M.V. Mezhdistsiplinarnoye issledovaniye kreativnykh industriy i tvorcheskoy ekonomiki Krasnoyarska / M.V. Rumyantsev, M.A. Lapteva, Ye.V. Zelentsova, Ye.Kh. Mel'vil', S.V. Andreyeva // Kul'turologicheskiy zhurnal. — 2012. — № 1 (7). — S. 7.

18. Simen Ye. Gosudarstvennaya politika KNR v otnoshenii kitayskikh malykh i srednikh predpriyatiy v usloviyakh pandemii COVID-19 / Ye. Simen, M.YU. Sheresheva // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. — 2020. — № 79. — S. 25-48.

19. Khokins Dzh. Kreativnaya ekonomika: kak prevratit' idei v den'gi / Dzh. Khokins; per. s angl. I. Shcherbakovoy. — Moskva: Klassika-XXI, 2011. — 256 s.

20. Freeman A. Is Creation an Industry? A Constructive Critique of the Economics of the Cultural and Creative Industries / A. Freeman. — L.: London Metropolitan University Business School, 2012. — 21 р.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.