РЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
УДК 304.44:332.146 В. В. Новосельская
Министерство культуры Республики Крым
Статья посвящена особенностям функционирования креативных индустрий и их роли в инновационном развитии территорий. При анализе особенностей функционирования креативных индустрий в России подчёркивается, что само понятие данного сектора остаётся расплывчатым, на сегодняшний день оно окончательно не сформулировано ни на уровне законодательных актов, ни в стратегии социокультурной политики, ни в инновационной сфере, а сами креативные индустрии находятся в стадии своего становления. Несмотря на целый ряд проблем, креативные индустрии в России развиваются, и при государственной, политической, инвестиционной, общественной поддержке возможно успешное развитие данного сектора креативной экономики, что благотворно скажется на социально-культурном и экономическом уровне территориального развития.
Ключебые слова: культура, креативные индустрии, картирование, креативный кластер, креативная экономика, культурный продукт.
The article is devoted to the peculiarities of the creative industries functioning and their role in the innovative development of territories. When analyzing the features of the functioning of creative industries in Russia, it is emphasized that the very notion of this sector remains vague to the present day and has not been finally formulated either at the level of legislative acts, or in the strategy of social and cultural politics or in innovation, and the creative industries themselves are in the stage of their development becoming. Despite a number of problems, creative industries in Russia
НОВОСЕЛЬСКАЯ ВЕРА (АРИНА) ВАДИМОВНА - кандидат педагогических наук, Министр культуры Республики Крым, Россия
NOVOSELSKAYA VERA (ARINA) VADIMOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Minister ofCulture of the Republic of Crimea, Russia
V. V. Novoselskaya
Ministry of Culture of the Republic of Crimea, Council of Ministers of the Republic of Crimea, Kirov Ave., 13, 295005, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federate
CREATIVE INDUSTRIES IN INNOVATIVE DEVELOPMENT
OF TERRITORIES: FEATURES OF FUNCTIONING
e-mail: [email protected]. © Новосельская В. В., 2017
^ Социально-культурная деятельность if
are developing. The successful development of that sector ofthe creative economy is possible in the event of state, political, investment, public support. A beneficial effect on the socio-cultural and economic level of territorial development is expected.
Keywords-, culture, creative industries, the mapping, creative cluster, creative economy, cultural product.
Для цитирования: Новосельская В. В. Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78). С. 164-174.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в поиске новых возможностей и ресурсов территориального инновационного развития. В начале XXI века ведущие страны мирового сообщества находятся в условиях перехода к постиндустриальной экономике, подразумевающей использование информационных технологий, интеллектуального и социокультурного ресурсов и эффективное внедрение научно-технических инноваций. Именно в таком ключе происходит и реализация «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», основной целью которой является долгосрочное устойчивое развитие России, включающее как экономические перспективы (достижение высокого уровня благосостояния населения), так и геополитические (закрепление роли Российской Федерации как мирового политического лидера). Достижение этих целей возможно только при переходе к инновационной социально-экономической модели развития [17].
Рассмотрение привлечения культуры как ресурса развития территорий является одной из ключевых проблем наук в области государственного и муниципального управления. В социально-экономической сфере инновации неотделимы от творческого процесса, в значительной степени связанного с культурой. Дея-
тельность, объединяющая инновации в социально-культурной, политической и экономической сферах и представляющая собой производство и распространение товаров и услуг на основе творчества и интеллектуального капитала, получила в конце XX века название креативных (творческих) индустрий. Как феномен уникального взаимодействия экономики, политики и культуры креативные индустрии выходят далеко за рамки социокультурной сферы и позволяют развиваться в ключе экономических, политических, социально-культурных и научно-технологических изменений, сопровождающих процесс наступления постиндустриального общества. На сегодняшний день это одна из самых обсуждаемых и вызывающих интерес инновационных стратегий территориального развития, около двадцати лет существующая на Западе и активно внедряемая в последние годы в России. Мировой экономический кризис 2008-2009 годов послужил своеобразным катализатором перепрограммирования отечественной экономики в сторону необходимости привлечения культуры и творчества в экономическое развитие российских регионов и муниципалитетов. В данном ключе нам представляется особо актуальными рассмотрение и анализ особенностей понимания креативных индустрий как ресурса иннова-
ционного территориального развития и фактора повышения её конкурентоспособности. Таким образом, цель статьи заключается в анализе и рассмотрении особенностей функционирования креативных индустрий в инновационном развитии территорий.
Основные этапы формирования и особенности функционирования креативных индустрий. Рассматривая возможности инновационного развития территорий, всё большее число авторов обращает внимание на потенциал культуры, понимая под ней не узкоспециализированную дотационную сферу, а особый ресурс развития наряду с сырьем и промышленностью. Так, О. Н. Астафьева рассматривает культуру как самоорганизующуюся систему, которая «воспроизводит креативную (нелинейную, неустойчивую, нестабильную) среду, в которой осуществляется смена инновационных обновлений и становление традиций [3]». Инновационные стратегии развития регионов средствами культуры наиболее полно воплощаются в креативных ин-дустриях, с 1998 года ставших приоритетным направлением государственной и муниципальной культурной политики Великобритании. К началу XXI века концепция «креативных индустрий» является «одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение как к культуре, так и к экономике [6]». В самом широком смысле — это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [8]». Данное определение было сформулировано
Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году и является общепринятым на сегодняшний день. По сути, creative industries являются деятельностью по созданию, производству и распространению товаров и услуг, основанных на творчестве и интеллектуальном капитале. Они были признаны отдельным сектором экономики в конце 90-х годов ХХ века. Первоначально, согласно опубликованной Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании карте креативных инду-стрий в 1998 году, этот сектор экономики состоял из 13 подсекторов, однако в 2001 году в работе Дж. Хокинса «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» [18] количество подсекторов было увеличено до 15.
К основным элементам, на которых основывается существование креативных индустрий, относится обязательное наличие художественной (творческой) составляющей, соединение культуры с менеджментом, экономикой и технологией, создание рыночной продукции, экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью.
Согласно классификации ЮНКТАД1, в креативные индустрии входят четыре отрасли, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии. Во-первых - культурное наследие, являющееся «источником вдохновения» для творчества и креативных индустрий. К нему относятся культурные достопримечательности (музеи, выставки и библиотеки) и ремёсла, праздники и фестивали тради-
1 Конференция ООН по торговле и развитию, занимающаяся исследованием креативной экономики на глобальном уровне.
ционной культуры. Второй отраслью является искусство, включающее индустрии исполнительского (живое исполнение, опера, кукольный театр и другие) и изобразительного искусства (арт-рынки, антикварные салоны, живопись и фотография и пр).
Медиа-индустрии, являющиеся третьей отраслью, включают печатную продукцию и публикации, аудиовизуальную культуру и новые медиа (видеоигры, программное обеспечение).
Секторы, производящие функциональные товары и услуги, такие, например, как «дизайн: дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки; новые медиа: программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент; креативные услуги: архитектура, реклама, культурные и рекреационные услуги, исследования и разработки, цифровые и другие смежные услуги; креативные услуги [1, с. 10]», объединяются в отрасль функционального креатива.
Картирование как инструмент выявления инновационного культурного потенциала территории. Одним из наиболее важных этапов инновационного территориального развития посредством креативных индустрий является картирование культурных ресурсов, или составление своеобразной «культурной карты» территории: от поверхностного сбора информации до глубокого анализа и выработки предложений по развитию. Именно картирование учитывает особенности культуры той или иной территории, её потребности и возможности, является основой для формирования культурной политики и руководством по использованию культуры в инновацион-
ном развитии. Методика картирования, предложенная британским экспертом Дж. Брауном, в обязательном порядке учитывает такие аспекты, как изучение культурного, социально-экономического, юридического, образовательного и других контекстов; определение поддержки (федеральной, региональной, муниципальной и т.п.), которая оказывается или может оказываться институтам культуры, индустриям и пр.; выявление заинтересованных организаций и компаний, процента занятости, рынков, доходов и расходов; изучение потребностей региона и путей его дальнейшего развития [5].
Создание креативных кластеров. Суть креативных индустрий состоит в трансформации творческого и интеллектуального ресурса в «творческий продукт». Данная деятельность предполагает появление на определённом этапе особых креативных пространств - креативных кластеров. Они способствуют комплексному региональному развитию, выполняя такие функции, как «внедрение новых управленческих и экономических механизмов, создание новых технологических цепочек, интеграция на мировые рынки производства творческих благ ... Культурные сети, союзы, ассоциации, развитые неформальные связи и опыт сотрудничества друг с другом начинают играть первостепенную роль в развитии рынков творческих индустрий [13]». Это получило название «кластерного подхода» в культурном секторе, пользующегося популярностью за счёт возможностей сближения институтов культуры с другими сегментами в экономике. Так, наиболее распространённым примером такой интеграции являются туристические кластеры.
Креативные кластеры могут различаться по профилю деятельности, по масштабу производства, в зависимости от цели их создания. Кластеры, располагающиеся обычно в заброшенных зданиях заводов и промышленных предприятий, помогают в освоении и модернизации таких убыточных городских пространств.
На сегодняшний день «кластерное» взаимодействие сектора культуры и различных индустриальных отраслей является одним из активно поддерживаемых мировым сообществом элементов инновационной экономической стратегии территориального развития. В этом ключе создание и развитие креативных кластеров является одним из приоритетных направлений социокультурной политики. Так, как отмечает М. Гнедовский, для успешного осуществления креативного развития необходима, с одной стороны, хорошо продуманная льготная система налогообложения, инвестиционная поддержка, а с другой - система посредников (специальных агентств креативных индустрий) между креативными кластерами и органами регионального и муниципального управления [6].
Производство и потребление продукта в креативных индустриях включает такие стадии, как создание культурного продукта, этап креативного менеджмента и этап потребления [6, с. 12]. Сам сектор территориальной креативной экономки достаточно сложен и складывается из крупных коммерческих предприятий (теле- и киноиндустрии, индустрии звукозаписи, интернет-компании), городских креативных кластеров (малый и средний бизнес, специализацией которого является в основном культурный туризм), агентств креативных индустрий
(так называемых посредников, основной целью которых является оказание поддержки конкретным креативным кластерам и секторам творческой экономики во взаимодействии с властью), традиционных институтов культуры (музеи, театры, библиотеки, концертные залы и т.д.) и креативного класса, создающего особую творческую среду [6].
Креативные индустрии в инновационном территориальном развитии: российский опыт. Инновационное развитие территорий в России имеет свои особенности, особенно это касается привлечения культуры и креативных индустрий в качестве его ресурсной базы. В основном уклон делается на высокотехнологичное индустриальное развитие, однако если учитывать определение инноваций, данное в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», -«конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте [14]», то креативные индустрии, основанные на творческом процессе, являются важным ресурсом стратегического инновационного развития [4]. Несмотря на то, что сфера культуры до сих пор рассматривается достаточно узко и однобоко (в качестве дотационного и убыточного сегмента), на сегодняшний день уже фиксируются некоторые положительные сдвиги в сторону восприятия культуры как ресурса в рамках креативной экономики. Так, как отмечает Н. Кочеляева, тенденции, наметившиеся в региональной культурной политике России, позволяют говорить о
выходе за пределы «узкоспециализированного» восприятия культуры и использовании в качестве культурных активов культурного наследия, брендировании региона, историко-культурных ценностей и т.п. Эти тенденции «являются важными приоритетами территориального развития, повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала региона [11]». На законодательном уровне ресурсное понимание культуры также находит свою поддержку. Так, в проекте Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», в отличие от действующего закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», учитывается и социально-экономический потенциал культуры [15].
На сегодняшний день понятие сектора креативных индустрий в России остаётся расплывчатым и окончательно не сформулировано ни на уровне законодательных актов, ни в стратегии социокультурной политики, ни в инновационной сфере, а сам сектор креативных инду-стрий находится в стадии своего становления. Это связано с тем, что Россия позже присоединилась к процессам постиндустриального развития, и в настоящий момент полноценными постиндустриальными центрами по праву считаются только Москва и Санкт-Петербург, где и расположена львиная доля креативных кластеров. Большинство же регионов остаётся за чертой постиндустриализма, они сконцентрированы в основном на промышленном производстве. Тем не менее, как отмечает М. В. Матецкая, «доступная статистика показывает, что творческие индустрии играют весьма заметную роль в экономике России ... и их вклад в вало-
вой внутренний продукт (ВВП) в России составил 6,06%. Кроме того, многие международные исследователи и аналитики творческих отраслей подтверждают, что экономика России имеет большой потенциал для роста и большие возможности для творческих отраслей [13]».
В России достаточно активно развивается идея креативных кластеров. Так, в 2005 году в Москве был создан «Центр дизайна ARTPLAY» - первый творческий кластер, расположившийся в здании бывшей фабрики «Красная Роза»: «Здесь находятся уже несколько десятков творческих компаний - в основном дизайнеры и архитекторы, а также кафе, ресторан, выставочный зал и прочая инфраструктура, необходимая для того, чтобы кластер был не только производственной площадкой, но и клубом, и публичным местом [6]». Вслед за этим довольно быстро появились и другие кластеры: центр «Арт-Стрелка», расположенный в бывшем здании фабрики «Красный Октябрь», «Фабрика» на Бауманской, «Винзавод» [7].
С 2003 года в России «осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики — "План действий для России", а в феврале 2004 года при участии Института был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России. Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году - агентство "Творческие индустрии", в задачи которого входит реализация проектов творческой экономки, привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке
программы Европейского союза ТЛ515 был создан "Центр развития творческих индустрий" [7]».
К важной особенности креативных индустрий в России относится и уклон в сторону культурного наследия и традиционной культуры, что проявляется и в тематике фестивалей, и в продвигаемых идеях по развитию территорий. Это понимание кардинально отличается от европейского, в частности - британского, восприятия креативных индустрий как внедрения высокотехнологичных достижений в культуру (мультимедиа, компьютерные игры, звукозапись, дизайн и мода).
Основные проблемы внедрения креативных индустрий в территориальном развитии России. Основные сложности внедрения креативных индустрий в научно-исследовательских кругах связывают с довольно сильными противоречиями между сферой культуры и бизнесом, недостаточной экономической и маркетинговой осведомленностью государственных учреждений культуры, неспособных стать полноправными членами рынков культуры, отсутствием профессиональных сообществ в творческой среде, дефицитом действительно качественных творческих продуктов [16].
Так, Е. Зеленцова, рассматривая состояние сферы креативной экономики в России, выделяет ряд проблем в сфере российских креативных индустрий. К базовым социально-экономическим проблемам относится отсутствие честной конкуренции; негативное воздействие слабой экономики; теневая экономика; слабое развитие малого и среднего бизнеса; высокие социальные взносы [9]. Среди специфических проблем она отме-
чает «молодость рынков», предпочтение импорта, противоречие между культурой и коммерцией, неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров, слабость сетевых структур, дефицит качественных творческих продуктов. Специфика креативных индустрий в России, как отмечает Е. Зеленцова, заключается ещё и в том, что в них задействованы в основном предприятия малого и среднего бизнеса, а их доля у нас составляет 15-20%, в то время как в США их 50-60%, в Китае - 55%, в странах ЕС - до 70%, а в Канаде - 90% [9].
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, креативные индустрии в России развиваются [2], и уже накоплен значительный опыт инновационного развития территорий (регионов и муниципалитетов) на основе культурного ресурса. Так, сегодня по пути креативного развития идут не только постиндустриальные Москва и Санкт-Петербург, но и такие регионы и муниципалитеты, как Архангельск, Крым, Пермь, Коломна, Карелия, Калужская область. Довольно глубокий и подробный анализ современного состояния креативных индустрий, их особенностей, проблем и тенденций в России представлен в исследовании «Творческие индустрии: российский профиль», подготовленном агентством «Творческие индустрии» (Москва), проведенном в августе 2011 года совместно с Институтом России и Восточной Европы (Финляндия) в рамках совместного финско-российского проекта «Креативный компас» [10].
В своих исследованиях эксперты и специалисты в области инновационного развития средствами культурных ресурсов сходятся в том, что при государственной, политической, инвестиционной, об-
щественной поддержке возможно успешное развитие данного сектора креативной экономики в России, что благотворно скажется на социально-культурном и экономическом уровне территориального развития.
Таким образом, проанализировав и рассмотрев особенности функционирования креативных индустрий в инновационном развитии территорий, мы приходим к тому, что именно культура является стратегическим ресурсом инновационного территориального развития, способствуя не только созданию качественно лучших социальных условий, но и возрастанию его конкурентоспособности. Ресурсное восприятие и использование культурных объектов ведёт к развитию креативности, улучшению социально-культурной атмосферы и экономическому росту территории за счёт прибыли от учреждений сферы культуры, увеличения процента занятости населения, снижения уровня безработицы и увеличения благосостояния жителей данного региона вследствие развития транспортного, пищевого, туристического и других сопутствующих сфере культуры сегментов. Стратегии развития территорий средствами культуры наиболее полно воплощаются в креативных индустриях, к началу XXI века ставших одной из наиболее распространённых в мире инновационных технологий в сфере культуры и экономики. В настоящее время креативные индустрии являются особым индикатором уровня развития государств, регионов и муниципалитетов, определяя их территориальный потенциал, они способствуют социальному возрождению, формированию творческой региональной и городской среды,
способствуют созданию рабочих мест. Всесторонняя поддержка (политическая, экономическая и социальная)внедрения инноваций в сфере культуры, развития креативных индустрий способствует презентации разнообразия культурной продукции; реструктуризации производства, что, в свою очередь, ускоряет выход из экономического кризиса и рост конкурентоспособности территорий. Являясь основой для культурного туризма, креативные индустрии способствуют созданию территориального бренда, формированию региональной или городской идентичности, возрождению территорий, выходу из политического кризиса путём появления новых, достаточно креативных методов и идей, решению социальных задач разного уровня [12].
Российский опыт внедрения креативных индустрий как ресурса инновационного развития региона имеет свои особенности и проблемы. Понятие сектора креативных индустрий в России остаётся расплывчатым и окончательно не сформулировано ни на уровне законодательных актов, ни в стратегии социокультурной политики, ни в инновационной сфере, а сам сектор креативных индустрий находится в стадии своего становления. Для России характерен уклон в сторону культурного наследия и традиционной культуры; узкоспециализированное и дотационное понимание культуры; большинство регионов остаётся за чертой постиндустриализма, они сконцентрированы в основном на промышленном производстве. Основные сложности внедрения креативных индустрий связывают с довольно сильными противоречиями между сферой культуры и бизнесом, недостаточной экономической и маркетинговой
осведомленностью государственных учреждений культуры, неспособных стать полноправными членами рынков культуры, отсутствием профессиональных сообществ в творческой среде, дефицитом действительно качественных творческих продуктов.
Несмотря на всё это, креативные индустрии в России развиваются, и в своих
исследованиях эксперты и специалисты сходятся в том, что при государственной, политической, инвестиционной, общественной поддержке возможно успешное развитие данного сектора креативной экономики в России, что благотворно скажется на социально-культурном и экономическом уровне территориального развития.
Примечания
1. Альжанова Ф. Креативная экономика: теоретическая концепция и её практическое применение // Казахский экономический вестник. 2012. № 4. С. 1-16.
2. Астафьева О. Н. Выступление «Творческие индустрии в стратегии государственной культурной политики» на круглом столе «Культурные индустрии: теории и практики в контексте современных социальных трансформаций» // Вопросы культурологии. 2013. № 2. С. 9-13.
3. Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 1-3) // Культурологический журнал : электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2010. № 2. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/20.html&j_id=3 (дата обращения: 03.03.2017).
4. Белокрылова О. С., Дубская Е. С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России // Terra Economicus. 2013. Том 11 (номер № 4.2). С. 5-11.
5. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории [Электронный ресурс] // Институт культурной политики : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/64.html (дата обращения: 03.03.2017).
6. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (25).
7. Гончарик А. Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс] // Агентство «Творческие индустрии» : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10 февраля 2010 года. URL: http://creativeindustries.ru/rus/publications/6 (дата обращения: 02.03.2017).
8. Зеленцова Е. На пути к творческой экономике [Электронный ресурс] // Агентство «Творческие индустрии» : [веб-сайт]. Электрон. дан. 15 августа 2008 года. URL: http:// creativeindustries.ru/rus/publications/2 (дата обращения: 02.03.2017).
9. Зеленцова Е. В., Мельвиль Е. Х. Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Культурологический журнал : электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2011. № 4 (6). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/92. html&j_id=8 (дата обращения: 05.03.2017).
10. Зеленцова Е, Мельвиль Е. Творческие индустрии: российский профиль [Электронный ресурс] // Агентство «Творческие индустрии» : [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва, 2011-2012. 59 с. URL: http://creativeindustries.ru/uploads/userfiles/file/CI_Russian_profile_RU_.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
11. Кочеляева Н. А. Стратегическое планирование в сфере культуры: российский опыт региональной культурной политики // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Том I (Культурология). С. 206-211.
12. Кузовникова Л. Ю. Картирование культурных ресурсов как этап развития творческих индустрий: Эссе // Экология культуры : Информационный бюллетень. 2004. № 2. С. 82-102.
13. Матецкая М. В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2012/0l/3l/l269679204/Matetskaya_ шег^ОП^Цдата обращения: 11.03.2017).
14. Петрухина Е. В. Основные факторы инновационного развития регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22/1. С. 56-65.
15. Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [законопроект № 617570-5] // Российская газета : [веб-сайт]. Электрон. дан. 26 октября 2011. URL: http://rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html (дата обращения: 15.03.2017).
16. Раков С. Ю. Культура как ресурс регионального развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.slideshare.net/rsy128/ss-26483414 (дата обращения: 03.03.2017).
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/
18. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / [пер. с англ. И. Щербаковой]. Москва : Классика-XXI, 2011. 256 с.
References
1. Alzhanova F. Kreativnaya ekonomika: teoreticheskaya kontseptsiya i ee prakticheskoe prime-nenie [The creative economy: theoretical concept and its practical application]. Kazakhskii ekono-micheskii vestnik [Kazakh economic Bulletin]. 2012, no. 4, pp. 1-16.
2. Astafyeva O. N. Vystupleniye "Tvorcheskiye industrii v strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki" na kruglom stole "Kul'turnyye industrii: teorii i praktiki v kontekste sovremennykh sotsi-al'nykh transformatsiy" [Speech "Creative Industries in the Strategy of the State Cultural Policy" at the round table "Cultural Industries: Theories and Practices in the Context of Modern Social Transformations"]. Voprosy kul'turologii. 2013, no. 2, pp. 9-13.
3. Astafyeva O. N. Kul'turnaia politika: teoreticheskoe poniatie i upravlencheskaia deiatel'nost' (Lektsii 1-3) [Cultural policy: a theoretical concept and management activities (Lectures 1-3)]. Journal of Cultural Research. 2010, no. 2. Available at: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/20. html&j_id=3 (accessed: 03.03.2017).
4. Belokrylova O. S., Dubskaya E. S. World experience of emerging ofthe creative economy and the opportunities of its use in Russia. Terra Economicus. 2013, vol. 11 (no. 4.2), pp. 5-11. (In Russian)
5. Braun Dzh. Kul'turnye industrii. Vyiavlenie kul'turnykh resursov territorii [Cultural industries. Identification of cultural resources of the territory]. Available at: http://www.cpolicy.ru/ analytics/64.html (accessed: 03.03.2017).
6. Gnedovsky M. Tvorcheskiye industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii [Creative industries: a political challenge for Russia]. Otechestvennye zapiski [Notes ofthe Fatherland]. 2005, no. 4 (25).
7. Goncharik A. Politika v oblasti tvorcheskikh industriy: zarubezhnyy opyt i rossiyskiye re-alii [The policy in the field of creative industries: foreign experience and Russian realities]. Available at: http://creativeindustries.ru/rus/publications/6 (accessed: 02.03.2017).
8. Zelentsova E. Na puti k tvorcheskoy ekonomike [On the way to creative economy]. Available at: http://creativeindustries.ru/rus/publications/2 (accessed: 02.03.2017).
9. Zelentsova E. V., Melvil E. Razvitiye tvorcheskikh industriy v Rossii: problemy i perspektivy [Development of Creative Industries in Russia: Problems and Prospects]. Journal of Cultural Research. 2011, no. 4 (6). Available at: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/92.html&j_id=8 (accessed: 05.03.2017).
lift ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2017 ♦ 4 (78) июль - август ^
10. Zelentsova E. V., Melvil E. Tvorcheskiye industrii: rossiyskiy profil' [Creative Industries: Russian Profile]. Available at: http://creativeindustries.ru/uploads/userfiles/file/CI_Russian_profile_RU_. pdf (accessed: 11.03.2017).
11. Kochelyaeva N. A. Strategic Planning in the Sphere of Culture: Russian Experience of Regional Cultural Policy. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2015, no. 2, vol. I, pp. 206-211. (In Russian)
12. Kuzovnikova L. Yu. Kartirovaniye kul'turnykh resursov kak etap razvitiya tvorcheskikh indus-triy: Esse [Mapping of cultural resources as a stage of development of creative industries: Essays]. Ekologiya kul'tury: Informatsionnyy byulleten [Ecology of Culture: Information Bulletin]. 2004, no. 2, pp. 82-102.
13. Matetskaya M. V. Kul'turnyye industrii kak innovatsii v kul'ture, menedzhmente, tekhnologi-yakh [Cultural industries as innovations in culture, management, technologies]. Available at: https://www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011.pdf (accessed: 11.03.2017).
14. Petrukhina E. V. Major factors of innovative development ofregions. Belgorod State University Scientific bulletin. Series: History. Political science. Economics. Information technologies. 2012, no. 7 (126), issue 22/1, pp. 56-65. (In Russian)
15. Proyekt Federal'nogo zakona "O kul'ture v Rossiyskoy Federatsii" [Draft Federal Law "On Culture in the Russian Federation"]. Available at: http://rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html (accessed: 15.03.2017).
16. Rakov S. Yu. Kul'tura kak resurs regional'nogo razvitiya [Culture as a resource of regional development]. Available at: https://www.slideshare.net/rsy128/ss-26483414 (accessed: 03.03.2017).
17. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/
18. Howkins J. (2001) The Creative Economy: How People make money from ideas. (In Rus. ed.: Khokins Dzh. Kreativnaya ekonomika: kak prevratit' idei v den'gi [Creative economics: how to turn ideas into money]. Moscow, Publishing House «Classica 21», 2011. 256 p.)