Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 75-82. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р. 75-82.
Научная статья УДК 338.467.6
DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-75-82
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКИХ (КРЕАТИВНЫХ) ИНДУСТРИЙ РЕГИОНОВ
TOPICAL ISSUES OF THE DEVELOPMENT
OF THE INFRASTRUCTURE OF CREATIVE (CREATIVE)
INDUSTRIES OF THE REGIONS
Лилия Аубакировна ЕНИКЕЕВА
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, профессор кафедры финансов и учета Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, доктор экономических наук, профессор, е[email protected]
Liliya A. ENIKEEVA
Professor at the Department of Management of the Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, St. Petersburg State University of Film and Television, Professor at the Department of Finance and Accounting, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Doctor of Economics, Professor, е[email protected]
Таисия Андреевна СОРВИНА
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
Taisiya A. SORVINA
Professor at the Department of Management of the Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы развития инфраструктуры творческих (креативных) индустрии, в российских регионах. Представлены характеристики креативного сектора экономики отдельных территорий: численность занятых, число организаций креативных индустрий, число индивидуальных предпринимателей в разрезе креативных индустрий с делением на городские бизнес-индустрии и локальные индустрии. Обосновано доминирование городских бизнес-индустрий, как по численности занятых, так и по числу организаций среди других индустрий креативного сектора. Систематизированы направления государственной поддержки развития инфраструктуры творческих (креативных) индустрий и творческого (кре-
© Еникеева Л. А., Сорвина Т. А., 2022.
ативного) предпринимательства. Определены принципы и приоритеты развития инфраструктуры творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства в сложившихся политических и экономических условиях.
Ключевые слова: креативные индустрия, креативная экономика, инфраструктура, городская агломерация, городская бизнес-индустрия, креативная специализация, межстоличное пространство
Abstract. The article discusses the development of the infrastructure of creative industries in large Russian regions. The characteristics of the creative sector of the economy of individual territories are presented: the number of employees, the number of organizations of creative industries, the number of individual entrepreneurs in the context of creative industries divided into urban business industries and local industries. The dominance of urban business industries, both in terms of the number of employees and the number of organizations among other industries of the creative sector is justified. The directions of state support for the development of the infrastructure of creative (creative) industries and creative (creative) entrepreneurship are systematized. The principles and priorities of the development of the infrastructure of creative industries and creative entrepreneurship in the current political and economic conditions are determined.
Keywords: creative industry, creative economy, infrastructure, urban agglomeration, urban business industry, creative specialization, interstellar space
Формирование потенциала развития и роста доли креативных индустрий в структуре экономики стран и регионов является ключевым направлением политики устойчивого развития. Это связано с становлением новой концепции социально-экономического развития, согласно которой культурные ресурсы, творчество и креативное лидерство в условиях постиндустриальной экономики являются определяющими факторами в развитии территорий.
Творческие (креативные) индустрии как сложная и комплексная форма организации деятельности ориентированы на создание продуктов, имеющих высокую символическую ценность для потребителей. Потенциал креативных индустрий как сектора экономики определяет совокупность ключевых факторов, формирующих более высокую стоимость и конкурентоспособность креативных продуктов. К ключевым факторам, определяющим потенциал креативных (творческих) индустрий региона следует отнести человеческий
капитал, финансовые ресурсы, коммуникации, инфраструктуру. Также для креативных инду-стрий характерны более адаптивные условия и формы привлечения трудовых ресурсов, что позволяет применять новое видение к проблеме кадрового обеспечения креативных проектов.
С 80-х гг. прошлого столетия началось глобальное распространение политик культурных индустрий в странах с различным уровнем экономического развития. Формирование концепций регионального социально-экономического развития с учетом потенциала креативных индустрий обеспечивает сбалансированность функционирования как основных, так и связанных производств и услуг, высокую конкурентоспособность, развитие экономического потенциала территорий, активизацию социальной и экономической деятельности коммерческих структур.
Проблема развития креативных индустрий как фактора стабильного развития террито-
рии на международном уровне неоднократно поднималась UNESCO. Экспертами был сформулирован базовый концепт, определяющий приоритетность развития этой сферы. Концепт строился, прежде всего, на решении проблемы занятости населения и формирования привлекательности территорий для внешних и внутренних туристов. Также была обозначена проблема неравенства доступа различных стран к ресурсам и инвестициям, без которых не может происходить стабильного развития креативного сектора экономики.
После этого посыла политики и программы развития креативных индустрий были сформированы в ряде стран, в том числе Сингапуре, Китае, Германии, Нидерландах. Этот опыт показал, что политика развития креативных индустрий позволяет интегрировать интересы всего территориального сообщества и объединять инициативы правительства, местных властей, предпринимателей, населения, общественности. Несмотря на низкую доходность и ликвидность традиционных видов деятельности в составе креативных индустрий, реализация комплексных мер их развития находит положительную оценку у разных социальных институтов в зарубежных странах и в России.
Наиболее широкое применение в международной практике получило субсидирование культурных индустрий. Оно способствует созданию рабочих мест и качественно новой занятости в тех регионах, откуда в результате изменения территориальной структуры производства и производственных связей уходила традиционная индустриальная занятость.
В России также идет формирования креативного класса, что определяет потребность в создании институтов поддержки творческих (креативных) индустрий и требует инфраструктурного развития креативного сектора экономики регионов.
В сложившихся политических и экономических условиях, утвержденная правительством 20 сентября 2021 года № 2613-р «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее -
Концепция) призвана реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учетом их особенностей и специфики развития [1]. Законодательное закрепление понятия «творческие (креативные) индустрии» позволяет перейти к формированию нормативно-правовых механизмов обеспечения их развития. Запланирована разработка комплекса мер по их поддержке, внедрению новых форматов образования в сфере творческих индустрий, развитию инфраструктуры, финансового обеспечения, цифровых сервисов для творческих предпринимателей, в том числе за счет налогового стимулирования и привлечения частных инвестиций [2].
Так, многие представители бизнеса и региональных институтов развития начинают делиться собственным опытом о действующих проектах в их субъектах, обсуждать новые меры поддержки творческих предпринимателей [3; 4; 5].
Например, генеральный директор АО «Скейлит», соучредитель ООО «Франчайзинг-Интеллект» Мария Кизима справедливо отмечает, что «необходим системный подход к поддержке креативных и творческих отраслей, в частности особые налоговые режимы, кластерная инфраструктура, эффективная система защиты интеллектуальной собственности, доступные инструменты масштабирования бизнеса и многое другое. Регионам необходимо включаться в реализацию федеральной концепции, как минимум для того, чтобы избежать оттока талантов из региона, стимулировать развитие бизнеса и изменить качество жизни людей в территории» [3].
Министерство культуры России также разработало проект плана мероприятий по реализации в Концепции 2022-2024 гг. [6].
В рамках утвержденной концепции развития творческих (креативных) индустрий к ним следует относить те «сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гар-
монично развитой личности и рост качества жизни российского общества» [1].
Согласно данной концепции, государственная поддержка развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства предполагает поддержку по следующим направлениям (рисунок 1).
В специальном выпуске научного центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках Национального проекта «Наука», посвященному вопросам креативной специализации российских городов, по данным на май 2021 г. представлены результаты исследования 197 городов России с численностью населения более 100 тыс. человек. Для каждого были определены размеры креативного сектора (численность занятых, число организаций креативных индустрий, число индивидуальных предпринимателей (ИП)), его структура в разрезе креативных индустрий с делением на городские бизнес-индустрии и локальные индустрии (рисунок 2) [7].
Согласно данным результатам исследования [7], пока городские бизнес-индустрии домини-
руют, как по численности занятых (69,6%), так и по числу организаций (73,2%) и ИП (72,4%) среди других индустрий креативного сектора (рисунок 2).
На рисунке 3 представлены данные о численности городов с соответствующей специализацией индустрий креативного сектора.
Определение креативных специализаций городов, согласно методике, представленной в отчете [7], было проведено для каждой креативной индустрии в каждом городе выборки (рисунок 4).
Коэффициент креативной специализации, рассчитываемый как соотношение доли занятых в креативной индустрии в общей численности занятых в городе и аналогичного показателя по городам выборки. Значение индекса, превышающее 1, свидетельствует о том, что индустрия превалирует в отраслевой структуре занятости данного города и входит в число его креативных специализаций [7].
В г. Санкт-Петербурге и г. Москве одни из самых высоких значений коэффициентов креативной специализаций (более 1) практически по всем видам (рисунок 4).
Рисунок 1 - Направления государственной поддержки развития инфраструктуры творческих
(креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства [1] Figure 1 - Directions of state support for the development of the infrastructure of creative industries
and creative entrepreneurship [1]
Рисунок 2 - Структура развития городских бизнес-индустрий и локальных индустрий в 197 городах России (проценты, май 2021 г.) [7, с. 10] Figure 2 - Structure of development of urban business industries and local industries in 197 Russian cities (percentages, may 2021) [7, с. 10]
Рисунок 3 - Число городов с соответствующей специализацией: городских бизнес-индустрий
и локальных индустрий (май 2021 г.) [7, с. 11] Figure 3 - Number of cities with relevant specialization: urban business industries and local industries
(May 2021) with [7, с. 11]
Значение коэффициента креативной специализации:
□ низкое (< 0,5)
□ среднее (0,5 - 0,7)
□ высокое (0,7 - 1,0)
■ очень высокое (> 1,0)
Рисунок 4 - Число городов с соответствующей креативной специализацией: городских бизнес-индустрий и локальных индустрий (май 2021 г.) [7, с. 29-42] Figure 4 - Number of cities with relevant specialization: urban business industries and local industries
(May 2021) with [7, с. 29-42]
Проблемными для Санкт-Петербурга является «образование в креативных индустриях» и «телерадиовещание» (менее 0,5). Ленинградская область, к сожалению, видимо в выборку не вошла.
Проблемными для г. Москвы являются «промыслы и ремесла» (менее 0,5), так как они
сосредоточены в городах Московской области более 1 (г. Наро-Фоминск, г. Орехово-Зуево, г. Раменское, г. Сергиев-Посад).
Конечно, особое место в данной Концепции занимают положения по развитию инфраструктуры креативных (творческих) индустрий крупных городских агломераций [1; 8].
Основным результатом реализации данной концепции должно стать «изменение качества жизни всего населения РФ, возможность вовлечения всех талантов в национальную экономику, получение экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал и творческий труд» [1; 9; 10; 11;12].
Для получения кумулятивного эффекта в креативном секторе экономики государственная поддержка развития инфраструктуры творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства не должна останавливаться на крупных и крупнейших городских агломерациях. С одной стороны, выстраивание эффективной инфраструктуры творческих (креативных) индустрии крупных городских агломераций невозможно без формирования единого культурного пространства сопредельных территорий регионов и содействия построению цепочек создания и дистрибуции товаров и услуг с высокой долей творческого труда.
Для этого важно в процессе развития инфраструктуры и поддержки творческого (креативного) предпринимательства охватить межстоличные пространства, например, межстоличное пространство Санкт-Петербург-Москва.
Также перспективным направлением является применение механизма локальной территориальной интеграции, которая обеспечивается за счет функциональных связей субъектов креативного предпринимательства
регионов на основе получения коллективного доступа и совместного использования ресурсов и инфраструктуры.
С другой стороны при разработке институциональных механизмов поддержки креативного сектора экономики следует учитывать лучшие практики применения цифровых технологий и искусственного интеллекта при реализации инфраструктурных проектов на конкретных территориях. Поэтому при разработке механизмов развития креативного сектора экономики следует реализовать принцип сочетания цифровой и территориальной инфраструктур, что предполагает учет как территориальной специфики, так и тенденции цифровизации, определяющих потребительские тренды при формировании креативного продукта.
Решение задачи формирования инфраструктуры, обеспечивающей развитие и устойчивый экономический рост творческих (креативных) индустрий регионов, определяется потребностью формирования единого культурного пространства и обеспечения сбалансированного развития креативной экономики. Поэтому непрерывный и динамичный процесс управления развитием инфраструктуры творческих (креативных) индустрий является важнейшим фактором роста качества жизни населения, залогом динамичного социально-экономического развития территорий, а также роста потенциала креативного предпринимательства.
Список источников
1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р [«О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года] URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222 (дата обращения: 14.06.2022).
2. Минкультуры предлагает закрепить понятие института творческих индустрий в законодательстве. URL: https://tass.ru/kultura/14511175 (дата обращения: 14.06.2022).
3. Регионы взялись за креативные индустрии. URL: https://rg.ru/2021/11/02/regiony-vzialis-za-kreativnye-industrii.html (дата обращения: 14.06.2022).
4. Ковалева Е. Н. Креативный сектор экономики Москвы: тенденции и направления развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. №1. URL:
• https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-sektor-ekonomiki-moskvy-tendentsii-i-I napravleniya-razvitiya (дата обращения: 14.06.2022).
: 5. Залевская М.А., Морданов М. А. Состояние и перспективы развития креативных
• индустрий: опыт Югры // Этап. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ : sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-kreativnyh-industriy-opyt-yugry (дата обращения:
14.06.2022).
\ 6. Минкультуры России разработало проект плана мероприятий по реализации
• в 2022-2024 годах Концепции развития креативных индустрий (28 апреля 2022).
• URL:https://culture.gov.ru/press/news/minkultury_rossii_razrabotalo_proekt_plana_ : meropriyatiy_po_realizatsii_v_2022_2024_godakh_kontseptsi/ (дата обращения:
14.06.2022).
: 7. Креативные специализации российских городов. Научный дайджест. Спецвыпуск.
I URL: https://www.hse.ru/data/2022/02/16/1747086382/Human_Capital_NCMU_Digest_
• Special_Issue_Creative_Cities_02-2022.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
: 8. Кореньков А. О. Инфраструктурные факторы развития креативных инду-
• стрий // Инновации и инвестиции. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ : infrastrukturnye-faktory-razvitiya-kreativnyh-industriy (дата обращения: 14.06.2022).
: 9. Мельников О. Н. Логистика интеллектуально-креативной деятельности при организации выполнения бизнес-проектов // Российское предпринимательство. 2013.
: № 24 (246). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logistika-intellektualno-kreativnoy-
• deyatelnosti-pri-organizatsii-vypolneniya-biznes-proektov (дата обращения: 14.06.2022). : 10. Гамбеева Ю. Н., Смей В. М. Роль креативных индустрий в социально-экономиче-
• ском развитии территории // Вестник ЧелГУ 2021. №6 (452). URL: https://cyberleninka. I ru/article/n/rol-kreativnyh-industriy-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-territorii (дата
• обращения: 14.06.2022).
I 11. Белокрылова О. С., Дубская Е. С. Мировой опыт формирования креативной эконо-
: мики и возможности его использования в России // Пространство экономики. 2013.
• № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-formirovaniya-kreativnoy-: ekonomiki-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya-v-rossii (дата обращения: 14.06.2022).
• 12. Швалов П. Г. Формирование логистической инфраструктуры городской агломе-I рации. автореферат дис. кандидата экономических наук / Байкал. гос. ун-т эконо-
• мики и права. Иркутск, 2014. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-' logisticheskoi-infrastruktury-gorodskoi-aglomeratsii (дата обращения: 14.06.2022)
Статья поступила в редакцию 16.06.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 16.06.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.