Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: ОПЫТ ЮГРЫ'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: ОПЫТ ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ТВОРЧЕСКАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залевская Мария Александровна, Морданов Максим Андреевич

В настоящее время определен рост числа исследований, посвященных анализу и развитию креативных индустрий, их рассмотрению в качестве механизма экономического роста. Данное положение связано с растущей значимостью и важностью обозначенного сектора, а также той ролью, которую он играет в региональном развитии, инновациях, формировании социального капитала и во влиянии на устойчивое развитие страны или региона. Авторы в статье характеризуют креативные индустрии как эффективную форму взаимодействия бизнеса и культуры, инструмент обеспечения экономического роста России в период перехода к инновационной сфере жизнедеятельности, акцентируют внимание на условиях развития креативных индустрий. Рост числа субъектов творческой сферы и численности работников в креативных отраслях подтверждают растущую значимость креативной экономики и креативных кластеров. Авторами определены преимущества и особенности развития креативных индустрий на примере одного из регионов Российской Федерации. Цель исследования заключается в оценке направлений развития креативных индустрий с учетом российских региональных особенностей социальной и экономической сфер общества. В рамках исследования проведен SWOT-анализ компонентов развития России в контексте совершенствования креативных индустрий и их применимости как важного элемента экономического роста страны. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей бизнес-сферы и органов власти, научного сообщества, иных заинтересованных лиц в развитии креативных индустрий на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES: THE EXPERIENCE OF UGRA

Currently, there is an increase in the number of studies devoted to the analysis and development of creative industries, their consideration as a mechanism of economic growth. This position is associated with the growing importance and importance of the designated sector, as well as the role it plays in regional development, innovation, the formation of social capital and in influencing the sustainable development of a country or region. The authors in the article characterize creative industries as an effective form of interaction between business and culture, a tool for ensuring the economy in the period of transition to the innovative sphere of life, focus on the conditions of development of creative industries. The growing number of subjects of the creative sphere and the number of employees in creative industries confirm the growing importance of the creative economy and creative clusters. The authors have identified the advantages and features of the development of creative industries on the example of one of the regions of the Russian Federation Federation. The purpose of the study is to assess the directions of development of creative industries, taking into account the Russian regional features of the social and economic spheres of society. In the framework of the study, a SWOT analysis of the development components was carried out Russia in the context of improving creative industries and their applicability as an important element of the country's economic growth. The results of the study may be of interest to representatives of the business sector and authorities, the scientific community, and other interested persons in the development of creative industries at various levels.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ: ОПЫТ ЮГРЫ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 322.1 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-1-77-91

Состояние и перспективы развития креативных индустрий: опыт Югры

В настоящее время определен рост числа исследований, посвященных анализу и развитию креативных индустрий, их рассмотрению в качестве механизма экономического роста. Данное положение связано с растущей значимостью и важностью обозначенного сектора, а также той ролью, которую он играет в региональном развитии, инновациях, формировании социального капитала и во влиянии на устойчивое развитие страны или региона. Авторы в статье характеризуют креативные индустрии как эффективную форму взаимодействия бизнеса и культуры, инструмент обеспечения экономического роста России в период перехода к инновационной сфере жизнедеятельности, акцентируют внимание на условиях развития креативных индустрий. Рост числа субъектов творческой сферы и численности работников в креативных отраслях подтверждают растущую значимость креативной экономики и креативных кластеров. Авторами определены преимущества и особенности развития креативных индустрий на примере одного из регионов Российской Федерации. Цель исследования заключается в оценке направлений развития креативных индустрий с учетом российских региональных особенностей социальной и экономической сфер общества. В рамках исследования проведен SWOT-анализ компонентов развития России в контексте совершенствования креативных индустрий и их применимости как важного элемента экономического роста страны. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей бизнес-сферы и органов власти, научного сообщества, иных заинтересованных лиц в развитии креативных индустрий на различных уровнях.

Ключевые слова: креативность, креативные индустрии, креативная экономика, творческая сфера, экономическое развитие, модели развития.

М. А. Залевская

М. А. Морданов

Введение

Сегодня мировое сообщество признает креативные индустрии важным инструментом экономического роста и развития [4; 11]. Концепция креативных индустрий развивается с 1990-х годов, когда правительства различных государств ввели политику систематического развития и продвижения высокотехнологичных секторов, культуры и сферы развлечений. Креативные индустрии представляют особый интерес для исследований из-за их синерге-тического эффекта с различными сферами деятельности и постиндустриальных характеристик: гибкая организация, широкое использование технологий и развитие талантов

© М. А. Залевская, 2022 © М. А. Морданов, 2022

индивидов [11]. Кроме того, креативные индустрии охватывают весь спектр видов хозяйственной деятельности: от творческих предпринимателей и микропредприятий до крупных транснациональных корпораций [13].

За последнее десятилетие креативные индустрии стали важным сектором мировой экономики. Обозначенная сфера деятельности оказывает существенное влияние на социальные и культурные аспекты жизни общества [14].

Термин «креативные индустрии» интерпретировался по-разному в различных контекстах с начала его использования в австралийском докладе 1994 года «Креативная нация». В целях уточнения содержания обозначенного понятия Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮН-КТАД) стандартизировала определение и классификацию секторов креативных индустрий для статистического и аналитического использования [16]. Как отмечает ЮНКТАД, креативные индустрии представляют собой синергию различных видов деятельности, основанных на знаниях, которые обладают достаточным потенциалом для коммерциализации доходов [15]. В то же время данный сектор имеет непосредственную связь с разработкой, производством и распространением интеллектуальных или художественных товаров и услуг, в которых основными ресурсами выступают творчество и интеллектуальный капитал. Креативные индустрии имеют большое значение как механизм экономического роста и включают в себя различные отрасли. В рамках обозначенной сферы функционируют разные некоммерческие организации, рекреационные, развлекательные и культурные учреждения (например, музеи и театры), коммерческие организации и наукоемкие компании по производству медиапродукции.

В ходе исследования был использован ряд общелогических методов, таких как абстрагирование, посредством которого произведено мысленное отвлечение креативных индустрий от культурной сферы; анализ и синтез, в рамках которых рассмотрен характеризуемый сегмент как система взаимосвязанных элементов в их взаимодействии. В качестве частного метода исследования был применен контент-анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, работы которых посвящены особенностям формирования креативных индустрий как современного направления развития общества.

Креативные индустрии — новый инструмент совершенствования глобальной экономики

Вклад креативных индустрий в экономику многих стран сегодня довольно высок — 10 и более процентов ВВП. Кроме того, эти отрасли способствуют актуализации культурных и духовных ценностей, развивают творческий потенциал населения и тем самым оказывают положительное влияние на качество жизни граждан и устойчивость общества в целом. Креативные индустрии рассматриваются как эффективная современная модель экономического роста: их капитализация в мире — более 2,3 трлн долларов [17].

В то же время в России медленнее и позже, чем в ряде зарубежных стран, начали уделять внимание развитию и поддержке креативного сектора экономи-

ки. Это привело к его отставанию на новых растущих рынках, что снижает в том числе общую конкурентоспособность нашей страны.

Концепция креативных индустрий напрямую связана с региональной и национальной спецификой. В мире отсутствует универсальное прикладное понимание их применения. Как следствие, не существует общих и простых критериев для идентификации компаний, относящихся к креативному сегменту экономики.

Современное состояние таких структур в России характеризуется тем, что органами региональной и федеральной власти концепция креативных индустрий не в полной мере рассматривается в качестве потенциального и эффективного инструмента экономического развития. Одна из основных характеристик креативных индустрий — принципиальная взаимозависимость, обеспечивающая синергию различных видов экономической деятельности, основанных на индивидуальном таланте и творческих способностях индивидов, оказывается барьером для комплексного формирования и вовлечения данного сектора в развитие субъектов и страны. Российская система управления экономикой исходит из возможности и необходимости взаимодействия с отдельной индустрией или совокупностью отраслей, обладающих единой производственной логикой. Такой подход оправдан в рамках индустриального подхода, однако неприменим в случае с новой экономикой, базовый ресурс которой — знание — трансформируется в результаты производственной деятельности наряду с иными отраслями промышленности.

Потенциал креативных индустрий как важный элемент развития России: современное состояние, проблемы и направления совершенствования

Важность развития креативных индустрий в Российской Федерации подтверждается интеграцией термина «творческие (креативные) индустрии» в понятийное поле законодательства страны о культуре и предпринимательстве. Утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (далее — Концепция) стало важным и значимым событием в правовой сфере в силу необходимости легитимации характеризуемого направления деятельности и определения приоритетов, принципов и направлений государственной поддержки креативных индустрий в стране [6].

Понятие «творческие (креативные) индустрии» является собирательным для различных сфер деятельности, в которых хозяйствующие субъекты осуществляют производство товаров и услуг, обладающих экономической ценностью в рамках гармонического формирования личности и повышения качества жизни общества. Обозначенный производственный процесс реализуется в ходе творческой и культурной активности, при непосредственном распоряжении интеллектуальной собственностью. В настоящее время к сфере креативных (творческих) индустрий относятся: индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия, искусства, современные медиа и производство цифрового контента, а также прикладные творческие отрасли [6].

Креативные индустрии представляют собой синергию культуры, традиционно считающейся в России дотационной сферой, и предпринимательства, обладающего в случае взаимосвязи с креативной экономикой рядом особенностей: взаимодействием с высокотехнологичными областями и инновационным производством, преобладанием микро- и малых бизнесов, отсутствием необходимости в сырьевой базе.

При этом отмечено отставание в экономическом развитии Российской Федерации по представленным показателям. В частности, по итогам 2020 года в России объем затрат на исследования и разработки года составил 1,1% от ВВП (1 174,5 млрд рублей), что на 2,6% больше, чем в предыдущем году. Такой прирост недостаточен для активного роста высокотехнологичных отраслей. При этом положительная динамика не способствовала изменению позиции России среди ведущих стран по величине затрат на науку в расчете по паритету покупательной способности национальных валют. В соответствующем рейтинге Российская Федерация занимает 9 место (45,4 млрд долларов США). Лидерами являются США (657,5 млрд долларов), Китай (525,7), Япония (173,3), Германия (147,5), Республика Корея (102,5), Франция (72,8), Индия и Великобритания (более 58 и 56 млрд долларов США соответственно) [6].

Хотя развитие малого и среднего предпринимательства (далее МСП) — один из ключевых факторов диверсификации экономики, его доля в ВВП России не превышает 20% [8]. В настоящее время МСП представляет собой один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны, создает предпосылки для развития конкуренции и способствует снижению зависимости от сырьевого экспорта. Показатели развития МСП в России традиционно ниже, чем в крупнейших или активно развивающихся экономиках мира. Опыт промышленно развитых стран показывает, что до 60% ВВП обеспечивает малый бизнес. На предприятиях микро- и малого бизнеса в развитых странах работает примерно половина населения, в России же, по оценкам экспертов, 27% [8; 10].

Основой российского экспорта является продукция топливно-энергетического комплекса, доля которого по итогам 2020 года составляет более 63% и традиционно стабильно превышает 60% на протяжении длительного периода [5].

Развитие креативных индустрий представляет собой комплексное направление деятельности, которое состоит во взаимодействии органов власти и представителей бизнес-сообщества. В целях определения инструментов подобного синтеза и повышения значимости исследуемого сектора представляется возможным проведение SWOT-анализа компонентов развития Российской Федерации.

В рамках анализа потенциала и перспектив России в сфере развития креативных индустрий можно выделить следующие преимущества страны в мировом сообществе:

— богатое традиционное культурное наследие;

— значительное международное влияние классической культуры;

— широкий спектр региональных и локальных традиций и идентичностей;

— региональное лидерство в ряде креативных индустрий: исполнительские

искусства, народные ремесла и производство компьютерных игр;

— мировую популярность ряда проектов в сфере производства программного обеспечения.

В то же время к недостаткам следует отнести следующие элементы развития Российской Федерации, во многом связанные с существовавшими и нерешенными проблемам советской формации:

— низкий уровень предпринимательской активности;

— высокую долю компаний и ИП в «серой» зоне экономики;

— недостаточное внимание со стороны курирующих органов власти к развитию креативных индустрий в плане легитимации сектора;

— отсутствие механизмов управления креативной экономикой и оценки вклада субъектов творческой сферы в экономическое развитие региона и страны;

— низкий уровень синергии образовательной сферы и инструментов развития творческого потенциала индивидов.

Среди потенциальных возможностей, сопутствующих повышению значимости и приоритета развития креативных индустрий в рамках регионального и федерального развития России, можно выделить:

— капитализацию локальной идентичности и использование культурного влияния;

— ускоренное развитие общероссийских и региональных брендов;

— дальнейшее наращивание экспорта продуктов креативной сферы;

— создание продуктов в ИТ-сфере, высоких технологий, дизайна.

Также можно определить угрозы и барьеры, способные уменьшить эффективность различных мер и мероприятий для поддержки креативных индустрий:

— геополитическая неопределенность Российской Федерации в мировом сообществе;

— формализация и бюрократизация механизмов развития креативных ин-дустрий;

— отток человеческого капитала как следствие нестабильной политико-экономической ситуации;

— недоверие представителей творческой сферы к инструментам административной поддержки.

В случае реализации системных государственных мер и механизмов поддержки сферы креативных индустрий в Российской Федерации представляется возможным увеличение к 2030 году ряда показателей: доли креативных индустрий в структуре ВВП в размере 6% (текущее значение — 2,21%), доли занятости в творческих профессиях до 15% (при текущем уровне — 4,7%), достижение положительного сальдо экспорта-импорта продуктов и услуг креативной сферы (текущий объем экспорта креативных услуг — 7,4 млрд долларов США, импорт — 10,4 млрд долларов США; креативных товаров — 1,7 и 5,7 млрд долларов США соответственно) [6].

Отметим, что вклад креативных индустрий в экономику Российской Федерации может быть рассчитан на основании данных по ОКВЭД. Представим

некоторые виды экономической деятельности, которые могут интерпретироваться как креативные и используются в статистических расчетах:

— деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений;

— деятельность в области дизайна;

— производство и распространение кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;

— производство игр и игрушек;

— издание компьютерных игр и прочих программных продуктов;

— деятельность в области художественного творчества;

— деятельность информационных агентств;

— деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества [1].

В то же время процесс оценки вклада креативных индустрий в экономику страны сопровождается следующим перечнем проблем, снижающих точность получаемого результата.

Во-первых, отсутствие в официальных базах значений среднесписочной численности работников, осуществляющих свою деятельность в креативной сфере, а также объемов выручки компаний, относящихся к креативным индустриям.

Во-вторых, ряд ОКВЭД не учитывается в расчетах, так как включает множество подвидов деятельности, напрямую не относящихся к креативным индустриям (например, производство коммуникационного оборудования, издание программного обеспечения, производство оптических приборов, фото- и кинооборудования, производство текстильных изделий и иные).

Кроме того, существует сложность в оценке объема рынка креативных индустрий в силу отсутствия в официальных статистических данных сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности наиболее распространенных организаций бизнеса в креативных индустриях — микропредприятиях.

Еще одна проблема развития и оценки креативных индустрий в России — функционирование многих представителей креативных индустрий — юридических лиц и ИП — в «серой зоне».

Сектор креативных индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости произведенных товаров, что определяет высокую значимость со стороны предпринимателей и инвесторов. Для многих отраслей сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития потенциала и реализации проектов широким слоям населения. Также деятельность креативных индустрий направлена на преодоление ограничений развития, связанных с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателей творческой сферы, на сохранение и увеличение человеческого капитала в регионах и муниципалитетах, обеспечение сбалансированного территориального развития.

Современное состояние и совершенствование креативных индустрий: региональный аспект

В Российской Федерации позже, чем во многих ведущих зарубежных странах, было определено приоритетное значение развития креативных индустрий. Вместе с тем в ряде субъектов были приняты региональные законы развития характеризуемого сегмента:

— Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря

2019 года № 1736-р «Об утверждении концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года»;

— Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 июля

2020 года № 70-оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;

— Постановление правительства Новосибирской области от 8 июня 2021 года № 212-п «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Новосибирской области».

Отметим, что посредством утверждения первого регионального закона в ХМАО—Югре урегулированы отдельные вопросы развития и поддержки субъектов креативных индустрий. Данный закон может быть рекомендован в качестве модельного нормативного правового акта и стать ориентиром для нормативного обеспечения развития креативных индустрий в иных регионах России. Ключевые задачи регионального закона — обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики округа, сохранение идентичности национальных и культурных ценностей и создание в Югре условий для творческой реализации индивидов, обеспечения инновационного развития сферы культуры и образования [3].

Приоритетным направлением развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в ближайшей перспективе является создание полноценной экосистемы поддержки субъектов креативных индустрий, при которых каждый заинтересованный сможет реализовать свой творческий потенциал и коммерциализировать его.

В 2021 году впервые вручалась национальная премия «Russian Creative Award», учрежденная для выявления и поддержки проектов с инновационным походом, оказавших существенное влияние на развитие креативных отраслей в России. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вошел в число пяти претендентов на звание «Креативный регион» (наряду с Москвой и Нижним Новгородом, Ульяновской областью, Республикой Саха (Якутия)) [9].

В настоящее время определен вектор смены приоритетного направления развития региона — уход от монопрофильности, повышение ценности идеи и инвестиций в человека — главный капитал во всем мире. Экономика знаний определяет сегодня развитие ведущих государств мира, поэтому возникает необходимость эффективного применения подобного компонента как тренда экономического совершенствования.

По данным Агентства стратегических инициатив, приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП Югры составляет более 2%, выручка креативного

бизнеса в регионе в 2019 году — более 40,6 млрд рублей (0,6% от суммарной выручки всех компаний региона). Доля креативных индустрий в ВВП России составила 4,98% (более 5 трлн рублей), более 9,6% от всех организаций страны — представители креативных индустрий, суммарная выручка которых составила более 10 735 млрд рублей [1].

В регионе уделяется внимание сохранению уникальной культуры коренных малочисленных народов Севера — хантов и манси, что отражается как в музейных экспозициях, праздновании традиционных праздников (День ворона, День медведя), так и содействии промысловому и ремесленному делу (работа с мехом, замшей, кожей животных и рыбьей кожей, деревом, резьба по кости, плетение из корня кедра) на базе «Центра народных художественных промыслов и ремесел» (Ханты-Мансийск). Ремесленная деятельность в дальнейшем получит широкое развитие через создание локальных мастерских и их продвижение в качестве местных брендов одежды, аксессуаров, мебели и домашней утвари.

Несмотря на индустриальный характер экономики, для городов ХМАО — Югры характерно относительно высокое качество городской среды. Аутентичная среда, вписанная в природный ландшафт, позволяет экспериментировать с архитектурным обликом городов и предъявляет креативным специалистам требования по сохранению самодостаточности архитектурных решений, отказу от типовых проектов застройки, фокусировке на поиске решений для преодоления негативных климатических особенностей города.

В регионе с населением свыше 1 687 тысяч человек действует более двадцати высших учебных заведений и заведений среднего профессионального образования, а также обширная филиальная сеть. Культурно-образовательная инфраструктура особенно развита в столице региона. Здесь функционируют государственные музеи (включая старейший музей округа — Музей природы и человека, музей под открытым небом «Торум Маа»), картинная галерея Фонда поколений, концерт-но-театральный центр, Центр культуры и народных ремесел, Центр искусств для одаренных детей Севера, открытое пространство «Археопарк». Среди инициатив, связанных с уличным искусством, стоит отметить местный проект «Юграфити» (Нижневартовск) и проект «Стенограффия» (Ханты-Мансийск), а также выставки стрит-арта, объединяющие молодежь города.

Ханты-Мансийск уже несколько лет подряд принимает Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». У столицы региона есть потенциал для превращения в успешную кинолокацию за счет особенностей смены сезонов и уникального сочетания природного и городского пространства, имеющего экспортный потенциал.

В Ханты-Мансийске и Сургуте существует несколько платформенных решений, которые имеют потенциал стать точкой притяжения креативных специалистов: библиорум «Буква», арт-пространство «Вдох», тайм-кафе «Арт-квартира 86», культурный центр «Порт» и другие.

В числе существующих в информационном поле проектов, релевантных проблематике развития креативных индустрий:

— международный фестиваль креативных индустрий СгеашеШа;

— школы креативных индустрий;

— арт-резиденции в Нягани, Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске;

— культурно-спортивный кластер «СпортЗавод»;

— коворкинг-центры общения представителей творческой сферы, обмена идеями, опытом, поиска инвестора и партнера для совместных проектов в Сургуте, Советском районе, Нижневартовске и Радужном;

— креативный этнокластер «Казымская КУЛЬТбаза», где воссозданы места проживания ханты и манси, действуют мастерские традиционных ремесел, организованы туристические маршруты;

— проект по созданию туристической деревни на базе деревни Усть-Манья, туристическо-этнографический комплекс «Сорни Сэй»;

— «Дом ремесленника» в Ханты-Мансийске.

Генерализация российского и международного опыта развития креативных индустрий позволяет выделить несколько сценариев, в полной мере применимых к Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, которые определят перспективный социально-экономический вклад отдельных креативных отраслей. Выбор плана должен базироваться на общем стратегическом видении и может учитывать основные векторы развития других направлений новой экономики и приоритетных проектов по таким направлениям, как туризм, агропромышленный комплекс, нефтегазовый сектор, медицина, ИТ-технологии.

В рамках инерциального сценария, который характеризуется сохранением инфраструктурных ограничений при относительном ухудшении конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, можно предположить следующий результат развития креативных индустрий в регионе. Если меры и механизмы поддержки обозначенного сектора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре не будут интегрированы в существующую экономическую и культурную политику, в ближайшие годы начнет нарастать отставание по линии развития креативной экономики по сравнению с другими регионами страны. Вклад креативных индустрий в ВРП региона будет расти несущественно, что не обеспечит достижения целевых показателей регионального развития к 2025 году, согласно Концепции развития креативных индустрий в ХМАО-Югре на период 2020—2025 годов, в частности, не удастся сформировать экосистему развития креативной индустрии и увеличить ее вклад в ВРП до 0,5%.

Иной, средовой сценарий предполагает, с одной стороны, использование креативных индустрий как инструмента развития городского окружения, включая рост количества и качества городских сервисов, с другой — создание культурных, образовательных и досуговых площадок и активностей для подготовки и удержания креативных специалистов или их целевой аудитории [2]. Средовой сценарий не требует значительных инвестиций со стороны государства или региона и исходит из необходимости модернизации существующей инфраструктуры (музеев, театров, библиотек, вузов, домов культуры, парковых зон и иных общественных пространств). Реализация подобного сценария способствует развитию имеющегося

культурного капитала и местной идентичности, распространению урбанистических и экологических инициатив, фестивалей, арт-проектов.

В рамках применения неспециализированного сценария не предполагается реализация узкофокусированных мер, обозначенный план связан с ускоренным развитием креативной экономики через создание общей материальной и социальной инфраструктуры — платформ для взаимодействия широкого круга креативных специалистов, а также системы совершенствования компетенций и льгот для самозанятых и предпринимателей, работающих в сфере креативных индустрий. Финансовая поддержка может быть реализована по линии институтов поддержки МСП и осуществляться вне зависимости от стратегических приоритетов развития региона. Отметим, что следование данному сценарию не позволит в краткосрочной перспективе получить гарантированный экономический эффект, однако существенно отразится на качестве человеческого капитала и создаст предпосылки для диверсификации и увеличения количества МСП, действующих в рамках как креативных, так и иных отраслей.

Фокусированный сценарий предполагает непосредственные экономические эффекты для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В рамках плана по каждому из потенциально перспективных направлений (дизайн, архитектура, медиа, кино) разрабатывается специализированный набор мер и механизмов, гарантирующих полный цикл функционирования индустрии: от подготовки специалистов до продвижения продукта. Необходимую фокусировку может обеспечить привлечение события всероссийского, международного масштаба или развитие существующих (например, «Дух огня»). Речь прежде всего идет о событиях, реализованных в формате мультидисциплинарного фестиваля. В российской практике почти отсутствуют мероприятия подобного масштаба, однако опыт проведения ряда мероприятий, таких как музыкальные фестивали Primavera Sound (Барселона), Flow (Хельсинки), Glastonbury (Глэстонбери), фестивали искусств Burning Man (Блэк-Рок), Midburn (Неведе) и Cochella (Калифорния) демонстрируют значительный потенциал и значимость подобных мероприятий. В числе релевантных российских мероприятий и проектов: музыкальные фестивали «Стереолето» (Санкт-Петербург), «Дикая мята» (Тула), VK Fest (Санкт-Петербург), выставка уличного искусства, музыки и новой городской культуры «StreetVision» (Томск), кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи) и иные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Набор базовых мер и механизмов комплексной поддержки, различные разносторонние решения в общем виде могут выглядеть следующим образом.

1. Институциональные:

— формирование системы регионального мониторинга в сфере креативных индустрий;

— создание субъекта поддержки креативных предпринимателей (проектный офис / фонд), совершенствование нормативно-правовой базы, реализация стратегии и дорожной карты.

2. Инфраструктурные и имиджевые:

— формирование площадок / платформ для взаимодействия и ускоренного

комплексного развития креативных проектов;

— трансформация имеющейся культурно-досуговой, образовательной и технологической инфраструктуры;

— включение городов округа в специализированные сообщества и сети креативных городов России и мира;

— акселерация городских брендов Югры, включение в федеральные проекты поддержки экспорта креативных продуктов и услуг;

— формирование новых специализированных мероприятий (форумы, фестивали) / интеграция тематики «Креативные индустрии» в существующие событийные форматы;

— урбанистическая трансформация городов.

3. Экономические:

— создание системы мер экономической поддержки (грантов / льгот / преференций) для креативных предпринимателей;

— проектные частно-государственные партнерства в сфере креативных ин-дустрий (городской дизайн, система закупок, аутсорсинг).

4. Образовательные:

— разработка образовательных треков по направлению «Креативные индустрии» и «Креативное предпринимательство» в рамках системы среднего, высшего и дополнительного образования;

— реализация проектов трансформации местных культурных традиций в конкурентоспособные креативные продукты-сервисы.

Заключение

Креативные индустрии признаны ключевым фактором экономического роста, а капитальные инвестиции являются основополагающим компонентом для развития бизнеса в творческих отраслях. Существующие концептуальные и эмпирические данные свидетельствуют о том, что региональные социальные и экономические условия имеют решающее значение для креативных индустрий, и эти характеристики создают условия, которые могут стимулировать творчество и предпринимательское поведение. Урбанизация экономики способствует развитию креативных индустрий за счет создания новых знаний и перекрестного обогащения различных специальностей.

Содержание и особенности креативных индустрий основываются на определенных контекстах и специфических чертах, которые встречаются в развитых странах, прежде всего в Северной Америке, Европе и Австралии. Многие страны за пределами этих контекстов также начали принимать эту идею в качестве инструмента для национального и местного развития. Сегодня является важным понимание региональной специфики креативных индустрий за пределами развитых стран с точки зрения экономического стабильного развития с учетом географических и этнических особенностей отдельно взятого региона. Именно поэтому экономически эффективный и рациональный выбор сценария развития креативных индустрий представляет высокую значимость для любого региона

Российской Федерации, в частности Ханты-Мансийского автономного округа, функционирование экономической и социальной сферы которого определяется в большей степени сложными климатическими условиями, особенностями этнического состава населения и производством уникальных товаров и услуг с учетом локальной идентичности.

Литература

1. Атлас креативных индустрии Российской Федерации | Т. Журавлева и др. Москва: Центр городских компетенций АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2021. 558 с.

2. Закон ХМАО — Югры от 27 июля 2020 года № 70-оз «О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре». Консультант Плюс. URL: http:||www.consultant.ru|regbase| cgi|online. cgi?req=doc; base=RLAW926; n=215274#8vHtruS42PihS7ao1 (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий II Ценности и смыслы. 2020. № 5(69). С. 6-27.

4. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития I Т. В. Абанкина и др. Москва: Grey Matter, 2021. URL: https:||www.hse. ru|data|2021|07|11|1434062388|CI_ 1 .pdf (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

5. О внешней торговле в 2020 году II Федеральная служба государственной статистики. URL: https:||www.gks.ru|bgd|free|b04_03|IssWWW.exe| Stg|d02|32.htm. (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» II Консультант Плюс. URL: http:||www.consultant.ru| docu-ment|cons_doc_LAW_396332|(дата обращения: 9 февраля 2022 года).

7. Ратай Т. В. Затраты на науку в России в 2020 году || Наука. Технологии. Инновации. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2021. 9 сентября. URL: https:||issek.hse.ru|mirror| pubs|share|504081839.pdf (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

8. Специальный доклад Президенту Российской Федерации «МСП Пост-ковид. Время для системных решений» || Экспертный центр при Уполномоченном представителе Президента Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнес. URL: http:||doklad.ombudsmanbiz.ru|2021|7.pdf (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

9. Шорт-лист номинантов Russian Creative Awards || Национальная премия в области креативных индустрий «Russian Creative Awards». URL:

https://rc-awards.ru/post/69 (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

10. Юсупова С. М. Роль малого предпринимательства в экономике России // Вектор экономики. 2020. № 8 (50). С. 5.

11. Lampel J., Germain O. Creative industries as hubs of new organizational and business practices. Journal of Business Research, 2016, no. 69 (7): 2327-2333.

12. Landoni P., Dell'Era C, Frattini F., Petruzzelli A., Verganti R, Manelli L. Business model innovation in cultural and creative industries: Insights from three leading mobile gaming firms. Technovation. 2019. 92-93. 102084. DOI: 10.1016/j.technovation.2019.102084.

13. Li Feng. The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends. Technovation. 2020. 92-93. 102012. DOI: 10.1016/j.technovation.2017.12.004

14. Santoro G., Bresciani S., Papa A. Collaborative modes with Cultural and Creative Industries and innovation performance: The moderating role of heterogeneous sources of knowledge and absorptive capacity. Technovation. 2018. 92-93. 102040. DOI: 10.1016/j.technovation.2018.06.003.

15. UNCTAD. Creative Economy Outlook: Trends in International Trade in Creative Industries. 2018. URL: https://unctad.org/system/files/official-docu-ment/ditcted2018d3_en.pdf (дата обращения: 9 февраля 2022 года).

16. UNCTAD. Creative Economy Report 2008. The Challenge of Assessing the Creative Economy: towards Informed Policy-making. Harvard Business Review, vol. 8.

Reference

1. Atlas kreativnyh industrii Rossiyskoy Federacii [Atlas of Creative Industries of the Russian Federation], ed. by T. Zhuravleva etc. Moscow: Center for Urban Competences ANO "Agency for Strategic Initiatives to Promote New Projects", 2021, 558 p. (in Russian).

2. Zakon HMAO — Yugry ot 27 iyulya 2020 goda No. 70-oz "O kreativnyh industriyah v Hanty-Mansiyskom avtonomnom okruge — YuUgre". Konsul'tant Plyus [Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra No. 70-oz dated 27 July, 2020 "On Creative Industries in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra"] (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

3. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Systemic transformations in the field of education in the context of the introduction of digital technologies. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2020, no. 5(69), pp. 6-27 (in Russian).

4. Kreativnye industrii v Rossii: tendencii i perspektivy razvitiya [Creative industries in Russia: trends and prospects of development], ed. by T. V. Abanki-na et al. Moscow: Gray matter, 2021. Available at: https://www.hse.ru/ data/2021/07/11/1434062388/CI_1.pdf (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

5. On foreign trade in 2020. Federal State Statistics Service. Available at: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/32.htm (ac-

cessed: 9 February, 2022) (in Russian).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 20 sentyabrya 2021 goda No. 2613-r "Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) in-dustriy i mekhanizmov osushchestvleniya ih gosudarstvennoy podderzhki v krupnyh i krupneyshih gorodskih aglomeraciyah do 2030 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2613-r dated 20 September, 2021 "On approval of the Concept of Development of creative (creative) industries and mechanisms for their state support in large and largest urban agglomerations until 2030"]. Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_396332 (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

7. Ratai T. V. The costs of science in Russia in 2020. Nauka. Tekhnologii. Inno-vacii. Nacional'nyy issledovatel'skiy universitet "Vysshaya shkola ekonomiki" [Science. Technologies. Innovation. National Research University "Higher School of Economics"], 2021, 9 September. Available at: https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/504081839.pdf (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

8. Special'nyy doklad Prezidentu Rossiyskoy Federacii "MSP Postkovid. Vre-mya dlya sistemnyh resheniy" [Special report to the President of the Russian Federation "SME Postkovid. Time for system solutions"]. Ekspertnyy centr pri Upolnomochennom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federacii po zashchite prav predprinimateley po voprosam malogo i srednego biznes [Expert Center under the Authorized Representative of the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs on small and medium-sized businesses]. Available at: http://doklad.ombudsmanbiz. ru/2021/7.pdf (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

9. Shortlist of nominees for the Russian Creative Awards. National Award in the field of creative industries "Russian Creative Awards". Available at: https://rc-awards.ru/post/69 (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

10. Yusupova S. M. The role of small entrepreneurship in the Russian economy. Vektor ekonomiki [Vector of Economics], 2020, no. 8 (50), p. 5 (in Russian).

11. Lampel J., Germain O. Creative industries as centers of new organizational and business practices. Journal of Business Research, 2016, no. 69 (7): 23272333.

12. Landoni P., Dell'Era S., Frattini F., Petruzzelli A., Verganti R., Manelli L. Innovations in business models in the cultural and creative industries: Ideas of three leading mobile gaming companies. Technovation, 2019, 92-93. 102084. DOI: 10.1016/j.technovation.2019.102084.

13. Li Feng. () Digital transformation of business models in creative industries: a holistic structure and new trends. Technovation, 2020, 92-93. 102012. DOI: 10.1016/j.technovation.2017.12.004

14. Santoro G., Bresciani S., Papa A. Modes of cooperation with cultural and creative industries and innovative activity: the constraining role of heterogeneous sources of knowledge and the ability to assimilate. Technovation, 2018, 92-93.

102040. DOI: 10.1016/j.technovation.2018.06.003.

15. UNCTAD. Prospects for the Creative Economy: Trends in international trade in creative industries. 2018. Available at: https://unctad.org/system/files/of-ficial-document/ditcted2018d3_en.pdf (accessed: 9 February, 2022) (in Russian).

16. UNCTAD. Report on the Creative Economy for 2008. The task of assessing the creative economy: towards the development of sound policy. Harvard Business Review, volume 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.