Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ "УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ"'

ЦИФРОВОЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ "УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородовская Лилия Зелимхановна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

Данная работа посвящена актуальной теме обновления образовательных программ подготовки бакалавров в эпоху цифровой трансформации. В статье представлен новый набор цифровых компетенций, необходимый будущему учителю музыки в условиях цифровой трансформации общего образования. Предлагается пополнить компетентностную модель бакалавра профиля «Учитель музыки» сквозными цифровыми технологиями: искусственный интеллект; дополненная, виртуальная, расширенная и смешанная реальность; большие данные. В работе проведен анализ документов на наличие требований к освоению цифровых компетенций будущими учителями музыки - ФГОС 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», новый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)»; Стандарт WorldSkills (компетенция R57 «Преподавание музыки в школе»); стратегия цифровой трансформации общего образования, предлагаемые министерством образования и науки компетенции будущего (FutureSkills). Компетентностная модель выпускника профиля «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер» создана на материале Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) 2021 года, обновленной и защищенной как проект в процессе обучения в университете г. Иннополис в рамках программы повышения квалификации «Внедрение цифровых технологий в образовательные программы». Предлагается обновить весь комплекс цифровых компетенций обучающихся по данному профилю: нами разработаны индикаторы достижения для универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Учитывая большую общественную значимость цифровой трансформации как национальной цели развития России до 2030 года, данная обновленная компетентностная модель выпускника может быть полезной для многих вузов, готовящих бакалавров в области музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородовская Лилия Зелимхановна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPONENT OF COMPETENCE MODEL OF BACHELOR MUSIC TEACHER

This work is devoted to the topic of updating the undergraduate programs in the era of digital transformation. The article presents a new set of digital competencies necessary for a future music teacher in the context of the digital transformation of general education. It is proposed to supplement the competence model of the Bachelor of the Music Teacher profile with end-to-end digital technologies: artificial intelligence; augmented, virtual, augmented and mixed reality; big data. The paper analyzes documents for the presence of requirements for the development of digital competencies by future music teachers - FSES 3++ (Federal state educational standards)in direction 44.03.01 Pedagogical Education, the new professional standard Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher); WorldSkills standard (competence R57 Teaching music in school); strategy of digital transformation of general education, competencies of the future (FutureSkills), proposed by the Ministry of Education and Science. The competence model of a graduate of the profile Music Teacher, Vocal Teacher, Choirmaster is presented on the basis of the Main Professional Education Program 2021, updated and defended as a project in the learning process at the University of Innopolis as part of the advanced training program Introduction of Digital Technologies into Educational Programs. In order to update the entire complex of digital competencies of students of this profile, we have developed indicators for achieving the universal, general professional and professional competencies. Considering the great social significance of digital transformation as a national goal of Russia’s development until 2030, this updated graduate competence model can be useful for many universities preparing bachelors in the field of music education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ "УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ"»

УДК 378+372.878

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-199-207

ЦИФРОВОЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ «УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ»

Бородовская Лилия Зелимхановна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры этно-художественного творчества и музыкального образования, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: lilianotka@yandex.ru

Явгильдина Зилия Мухтаровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: zilia.javgi@gmail.com

Данная работа посвящена актуальной теме обновления образовательных программ подготовки бакалавров в эпоху цифровой трансформации. В статье представлен новый набор цифровых компетенций, необходимый будущему учителю музыки в условиях цифровой трансформации общего образования. Предлагается пополнить компетентностную модель бакалавра профиля «Учитель музыки» сквозными цифровыми технологиями: искусственный интеллект; дополненная, виртуальная, расширенная и смешанная реальность; большие данные. В работе проведен анализ документов на наличие требований к освоению цифровых компетенций будущими учителями музыки - ФГОС 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», новый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)»; Стандарт WorldSkills (компетенция R57 «Преподавание музыки в школе»); стратегия цифровой трансформации общего образования, предлагаемые министерством образования и науки компетенции будущего (FutureSkills). Компетентностная модель выпускника профиля «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер» создана на материале Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) 2021 года, обновленной и защищенной как проект в процессе обучения в университете г. Иннополис в рамках программы повышения квалификации «Внедрение цифровых технологий в образовательные программы». Предлагается обновить весь комплекс цифровых компетенций обучающихся по данному профилю: нами разработаны индикаторы достижения для универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Учитывая большую общественную значимость цифровой трансформации как национальной цели развития России до 2030 года, данная обновленная компетентностная модель выпускника может быть полезной для многих вузов, готовящих бакалавров в области музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, цифровая трансформация, цифровые технологии, компетенции будущего.

DIGITAL COMPONENT OF COMPETENCE MODEL OF BACHELOR MUSIC TEACHER

Borodovskaya Liliya Zelimkhanovna, Associate Professor, PhD in Art History, Associate Professor of Department of Ethno-art Creativity and Music Education, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: lilianotka@yandex.ru

Yavgildina Ziliya Mukhtarovna, Professor, Dr of Pedagogical Sciences, Vice-rector for Research, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: zilia.javgi@gmail.com

This work is devoted to the topic of updating the undergraduate programs in the era of digital transformation. The article presents a new set of digital competencies necessary for a future music teacher in the context of the digital transformation of general education. It is proposed to supplement the competence model

of the Bachelor of the Music Teacher profile with end-to-end digital technologies: artificial intelligence; augmented, virtual, augmented and mixed reality; big data. The paper analyzes documents for the presence of requirements for the development of digital competencies by future music teachers - FSES 3++ (Federal state educational standards)in direction 44.03.01 Pedagogical Education, the new professional standard Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher); WorldSkills standard (competence R57 Teaching music in school); strategy of digital transformation of general education, competencies of the future (FutureSkills), proposed by the Ministry of Education and Science. The competence model of a graduate of the profile Music Teacher, Vocal Teacher, Choirmaster is presented on the basis of the Main Professional Education Program 2021, updated and defended as a project in the learning process at the University of Innopolis as part of the advanced training program Introduction of Digital Technologies into Educational Programs. In order to update the entire complex of digital competencies of students of this profile, we have developed indicators for achieving the universal, general professional and professional competencies. Considering the great social significance of digital transformation as a national goal of Russia's development until 2030, this updated graduate competence model can be useful for many universities preparing bachelors in the field of music education.

Keywords: music education, digital transformation, digital technologies, future skills.

Цифровая трансформация как национальная цель развития Российской Федерации до 2030 года затрагивает сегодня практически все сферы жизни [12]. Федеральные министерства и крупные предприятия создали проекты стратегий цифровой трансформации и уже работают над изменениями процессов. Основным условием успешности стратегических изменений сегодня становится наличие хорошо подготовленных кадров, способных к непрерывному обучению и работе в условиях стремительно обновляющихся технологий. Поэтому цифровые профессиональные компетенции сотрудников многих отраслей сегодня выходят на первый план. В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» предполагается достижение «цифровой зрелости» сферы образования, что для будущих школьных учителей означает умение работать в цифровой образовательной среде, а для вузов - интеграцию в цифровую инфраструктуру Минобрнауки [8]. Ключевые показатели оценки цифровой зрелости вуза непосредственно затрагивают вопросы повышения уровня цифровых компетенций преподавателей и студентов [10].

Профессия школьного учителя музыки сегодня также нуждается в обновленной компетент-ностной модели, с учетом цифровой трансформации общего образования (ЦТ ОО). Многие вузы создали компетентностные карты и/или модели выпускника по разным профилям подготовки. В этих комплексных документах важное место

начинают занимать цифровые компетенции, как общегражданские, так и узкопрофессиональные. Определенные корректировки в процесс подготовки студентов вносит и требование об импор-тозамещении программного обеспечения и приложений. И это может стать темой отдельного исследования, так как традиционно музыкальные компьютерные программы и приложения -зарубежные и дорогостоящие. Задание отечественным программистам и разработчикам на создание аналогов нотных редакторов и виртуальных студий может растянуться на долгие годы или вообще не осуществимо.

В данной работе мы рассмотрим, какие новые цифровые компетенции уже внесены в Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) подготовки бакалавра «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер» (сокращенно -«Учитель музыки») на примере Казанского государственного института культуры (КазГИК). Так как именно ОПОП является базовым документом для формирования компетентностной модели выпускника, то в первую очередь была обновлена ОПОП (2021). Основная цель этой работы -выявление комплекса цифровых компетенций будущего, необходимого учителям музыки в период цифровой трансформации. Предварительно требуется проанализировать, какие компетенции уже есть и что необходимо в них изменить. К уже имеющимся наборам компетенций по ФГОСу 3++, профессиональному стандарту «Педагог

(педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (далее - профстандарт) [9], по Стандарту WorldSkills (компетенция R57 «Преподавание музыки в школе») предлагается добавить компетенции будущего FutureSkills [2]. Компетенции FutureSkills сегодня разрабатываются для разных вузовских специальностей, они связаны со стандартами WorldSkills [14] и со сквозными цифровыми технологиями. Future Skills - «это не только специальные знания, навыки и владение современными технологиями, это еще и надпрофессиональные умения» [3].

Кроме этого отечественные и зарубежные исследователи предлагают ряд компетенций, необходимых всем современным выпускникам вузов и отдельно по специальности «Учитель музыки». Казахстанский педагог и ученый А. А. Ермек-баев разработал авторскую модель профессиональной подготовки учителя музыки на основе интегративного подхода, которая сочетает развитие научно-исследовательских, исполнительских, композиторских, просветительских, педагогических способностей, навыков и умений [5, с. 12]. Н. И. Гендина определяет «информационную культуру личности» [3, с. 15] как особую часть культуры человека, предполагающую не только успешное ведение профессиональной деятельности, но и сформированный навык «фильтрации» ложной информации [3, с. 19]. А. А. Якуб, рассматривая специфику профессиональной деятельности учителя музыки в современном обществе, приходит к выводу, что это должен быть «музыкант-универсал», и с сожалением отмечает, что «большинство учителей имеют слабое представление о педагогических возможностях электронных музыкальных инструментов, цифровых приложений и музыкально-компьютерных технологий» [13, с. 64].

Зарубежные авторы предлагают анализ проблемы подготовки учителей музыки в условиях образовательных изменений и пишут о важности формирования рефлексивной компетентности у будущего учителя музыки. Авторы работы понимают «рефлексивную компетентность как профессиональное качество личности, которое позволяет эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивных способностей, вклад в развитие и самораз-

витие, а также продвижение творческого подхода в профессиональной деятельности» [16, с. 208]. Средствами формирования рефлексивной компетенции у будущих учителей музыки являются визуализация, тестирование, электронные учебники, видео, мультимедиа, приоритет отдается рефлексивному практикуму [16, с. 205].

Группа исследователей ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (Е. П. Александров, А. М. Хрулева и Юань Кай) изучила проблему «педагогической устойчивости и способности противостоять негативным внешним факторам», помогающим достичь успеха в преподавании». В этой работе нас привлекла модель «профессиональной Я-концепции будущего учителя музыки», состоящая из трех блоков: музыкальность, которая определяется когнитивными, эмоциональными и конативны-ми элементами; педагогическое отношение, обусловленное этикой профессии, педагогическими и психологическими знаниями; технологический комплекс, включающий навыки взаимодействия, диагностики, планирования и проектирования [19, с. 944]. Мы также согласны с авторами других исследований, что в процесс подготовки будущего учителя музыки должна быть сформирована культура непрерывного самообразования [4], которая может стать основой для будущего профессионального развития.

Одна из важных компетенций, которую необходимо формировать у будущих учителей музыки, - это межкультурная компетенция. Во всем мире все больше осознают проблемы, связанные с культурным разнообразием, обусловленным этническими, языковыми, религиозными, социально-экономическими и образовательными различиями учащихся школ. Было проведено исследование для учителей музыки в Израиле и Финляндии [17]. Большинство коллег в рамках опроса считали, что им не хватает всесторонних знаний о различных музыкальных культурах, которые представляли их ученики [17, с. 68-69].

Кроме профессиональных компетенций сегодня к выпускникам вузов на рынке труда предъявляются и некоторые общие требования, которые исследователи представили в 4 группах - общепрофессиональные, коммуникационные, поведенческие и аналитические [1, с. 62]. Современные работодатели также оценивают новых сотруд-

ников по компетенциям hard и soft skills и рекомендуют вузам заранее включать их в учебные программы [18].

В области цифровых компетенций особое место будет занимать искусственный интеллект, заявленный в ЦТ ОО как одна из приоритетных технологий в школьных сервисах. В ОПОП 2022 года по профилю «Учитель музыки» (КазГИК) уже введена дисциплина «Искусственный интеллект и большие данные». Уже несколько лет мы активно внедряем эту цифровую технологию в учебную дисциплину «Сбор и расшифровка музыкального фольклора» для автоматической нотации музыкальных текстов народных песен со студентами направления «Народная художественная культура». Результаты данной работы представлены в различных научных исследованиях, наиболее полно в статье в музыковедческом журнале «Rast Müzikoloji Dergisi» в 2022 году [15].

В качестве методологической основы были использованы материалы разработки Пермского национального исследовательского политехнического университета. Авторы этой работы отмечают комплексный характер проектирования прогнозной модели выпускника, учитывающей не только ФГОС, но и запросы работодателей, а также кафедр вуза, ведущих подготовку данного профиля [6]. Для обновления компетентностной модели выпускника направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Учитель музыки», в эпоху цифровой трансормации мы использовали более широкий спектр документов. За основу модели будет взята ОПОП 2021 года бакалавра профиля «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер» КазГИК, адаптированная под цифровые компетенции во время обучения в университете города Иннополиса на программе повышения квалификации «Внедрение цифровых технологий в образовательные программы».

Был проведен сравнительный анализ разных источников, который показал, что для создания компетентностной модели выпускника сегодня необходимо учитывать не только ФГОС, профстандарты, но и большое количество других нормативных документов. Мы актуализировали ОПОП направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Учитель музыки» (2021), на предмет включения цифровых компетенций из основных образовательных стандартов, проф-

стандартов, документов по цифровой трансформации общего образования, стандартов World-Skills (для СПО), требований работодателей и перспективных FutureSkills. Стандарт WorldSkills, хотя и предназначен для СПО, является актуальным и для подготовки бакалавров, так как многие абитуриенты, поступающие после музыкальной школы, не проходили обучение в колледжах. Включение компетенций WorldSkills в ОПОП подготовки бакалавров несомненно обогатит учебные программы будущих учителей музыки.

ФГОС 3++ предусматривает следующие компетенции для развития цифровых навыков: «способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) (ОПК-2)»; «способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-9)». В нашей вузовской ОПОП мы расширили цифровыми компетенциями индикаторы достижения УК-6 («способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни») и ПК-5 («способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп») с учетом развития цифровых технологий. Для освоения цифровых компетенций в ОПОП 2022 года включены следующие дисциплины: «Информационные технологии и защита информации», «Музыкальная информатика» (была до 2022 года), «Цифровые технологии в культуре и образовании», «Искусственный интеллект и большие данные».

Профессиональные компетенции по стандарту WorldSkills (R57), расписанные в разделе № 4 «Цифровизация музыкально-педагогической деятельности», практически соответствуют содержанию дисциплины «Музыкальная информатика» в нашем вузе: это такие темы, как «современные специальные (музыкальные) компьютерные про-граммы-аудиоредакторы, основы преобразования звука в цифровой формат; основные характеристики протокола MIDI; основные форматы записи и воспроизведения музыки; основы работы со звуковыми файлами и MIDI-файлами; основы работы со звуковым оборудованием,

MIDI-клавиатурой и др.» [11]. Итоговое задание включает аранжировку песни, создание видеоклипа, что также соответствует планируемым ОПОП навыкам наших студентов.

Профстандарт, вступивший в силу с 1 сентября 2022 года, содержит определенный набор цифровых компетенций, необходимых будущим школьным учителям:

- владение ресурсами электронной образовательной среды;

- владение общепользовательской цифровой грамотностью;

- владение общепедагогической ИКТ-компе-тентностью;

- владение средствами цифровой коммуникации и знание норм информационной безопасности;

- умение использовать цифровое учебное оборудование.

Стратегия цифровой трансформации общего образования включает в себя шесть разработок: сервис «Библиотека цифрового образовательного контента», сервисы для школьников «Цифровой помощник ученика», «Цифровое портфолио ученика»; система управления в образовательной организации; сервисы «Цифровой помощник родителя» и «Цифровой помощник учителя». Сквозные цифровые технологии, которые планируется развивать в рамках проекта, - это виртуальная реальность (в форме виртуальных учебных лабораторий) и искусственный интеллект (сервисы проверки домашних заданий и др.). Эти компетенции будут осваиваться в результате изучения дисциплин «Информационные технологии и защита информации», «Цифровые технологии в культуре и образовании», «Искусственный интеллект и большие данные» [7].

Компетенции FutureSkills пока четко не определены в музыкальном образовании, и мы прогнозируем их с учетом стратегий цифровой трансформации высшего образования, сферы культуры и искусства. Мы считаем перспективными цифровые технологии, которые будут применяться не только в образовательном процессе, но и во внеурочной, просветительской работе учителя музыки в школе, а также в дополнительном музыкальном образовании:

- искусственный интеллект (AI);

- большие данные (BigData);

- Интернет вещей (IoT);

- дополненная (АЯ), виртуальная (УЯ), смешанная (МЯ) и расширенная реальность (ХЯ);

- голографические и мультимедийные технологии.

Уже сегодня активно развиваются мировые и отечественные проекты с вышеназванными цифровыми технологиями, которые можно использовать в работе учителя музыки в качестве дополнительного материала на занятиях. Задача вузовской программы обучения - внедрение этих цифровых технологий в образовательный процесс, знакомство с возможностями мобильных приложений и специальных программ. В ОПОП «Учитель музыки» 2021 года (КазГИК) предусмотрены следующие цифровые компетенции, разработанные нами на основе ФГОС 3++:

1) создает и достраивает индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования, в том числе на образовательной цифровой платформе «УНТИ 2035» в рамках национального проекта «Кадры для цифровой экономики» (УК-6);

2) демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (ОПК-2);

3) планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ, в том числе с применением дистанционных и цифровых технологий («Яндекс. Телемост», «Сферум» и др. отечественные сервисы) (ОПК-7);

4) владеет навыками решения стандартных задач музыканта с применением информационных технологий на основе освоенных компьютерных программ (ОПК-9);

5) умеет использовать возможности компьютерных музыкальных программ и обучающих мобильных приложений для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-9);

6) владеет навыками реализации культурно-просветительских программ в соответствии с потребностями различных социальных групп, в том числе с использованием цифровых мультимедийных технологий, а также АЯ/УЯ-техноло-гий (ПК-5).

На основе проведенного анализа потребностей работодателей в условиях цифровой трансформации до 2030 года в ОПОП 2021 года профи-

ля «Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер» были включены многие новые цифровые компетенции. Предлагаемая ниже итоговая таблица может дополнить компетентностную модель вы-

Результаты анализа показывают, что многие цифровые технологии, заявленные в перспективных государственных документах, пока не представлены в ФГОС 3++, обозначены устаревшим термином «информационные технологии», не отражающим перспективы цифровой трансформации. Однако эти цифровые технологии практически все будут востребованы в рамках FutureSkills, необходимых будущим учителям музыки для создания инновационных междисциплинарных образовательных проектов и электронных образовательных ресурсов.

Приходим к выводу, что компетентностная модель выпускника профиля «Учитель музыки» с учетом вышеизложенных факторов необходимой цифровой трансформации общего образования должна быть дополнена многими сквозными цифровыми технологиями, что позволит в опережающем формате готовить бакалавров к работе в новых условиях быстро меняющихся сервисов, инструментов и образовательных технологий. Компетентностная модель выпускника КазГИК (профиль «Учитель музыки») с учетом цифровой трансформации рисуется нам следующим образом:

- гражданин, имеющий сформировавшуюся «информационную культуру личности»;

пускника профиля «Учитель музыки» цифровыми компетенциями (см. табл. 1). В таблице обозначены знаками «+», «-» и словом «частично» наличие компетенций в перечисленных документах.

- человек, обладающий рефлексивной, межкультурной компетенцией и определенной педагогической устойчивостью в современных условиях бурно меняющегося мира;

- профессионал, выстраивающий индивидуальную траекторию саморазвития на образовательной цифровой платформе «УНТИ 2035» в рамках национального проекта «Кадры для цифровой экономики»;

- современный учитель, владеющий общегражданскими, коммуникационными, поведенческими, аналитическими, общепрофессиональными, профессиональными и цифровыми компетенциями;

- продвинутый пользователь цифровых технологий Futш"eSkШs для инновационной работы в области цифровых и мультимедийных проектов на стыке разных видов искусств для основного и дополнительного образования.

Таким образом, компетентностная модель выпускника профиля «Учитель музыки» должна быть постоянно обновляющейся и соответствующей условиям современного мира, новым технологиям и реальным запросам работодателей, учеников и их родителей.

Таблица 1

Цифровые компетенции бакалавра профиля «Учитель музыки»

Компетенции/документы ФГОС 3++ Проф. стандарт WorldSkills (R57) ОПОП ЦТ ОО FutureSkills

1. Универсальные (УК-6 в нашей ОПОП) - - - + - +

2. Общепрофессиональные (ОПК-2, ОПК-7, ОПК-9) + + ОПК-9 + + +

3. Профессиональные - - частично + частично +

4. Цифровая технология А1 - - - + + +

5. Цифровые технологии АЯ, 'УЯ, МЯ, XR - - - частично частично +

6. Цифровая технология BigData - - - частично частично +

7. Мультимедийные технологии - + + + + +

Литература

1. Беленов О. Н., Шилова И. В. Какие компетенции выпускников вузов востребованы на региональном рынке труда // Вестник ВГУ Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 57-63.

2. В программы российских вузов включают стандарты WorldSkills [Электронный ресурс]. - URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46766&sphrase_id=290774 (дата обращения: 21.05.2022).

3. Гендина Н. И. Информационная культура личности в системе образования информационного общества: реализация научного наследия С. А. Сбитнева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 42. - С. 13-19.

4. Дыганова Е. А., Явгильдина З. М. Компетентностный подход в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта на основе метода конкурсной подготовки // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 3. - С. 124-130.

5. Ермекбаев А. А. Профессиональная подготовка учителя музыки Казахстана на основе интегративного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. - Саратов, 2021. - 22 с.

6. Лобов Н. В., Столбова И. Д., Столбов В. Ю., Данилов А. Н. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 25-33.

7. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.edu. gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd (дата обращения: 21.05.2022).

8. Приказы Минцифры России № 600 от 18.11.2020 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [Электронный ресурс]. - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/12/prikaz_mc_18_11_2020_600.pdf (дата обращения: 21.05.2022).

9. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)"» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182 (дата обращения: 21.05.2022).

10. Саввинов В. М., Иванов П. П., Стрекаловский В. Н. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2021. - № 2(22). - С. 28-40.

11. Техническое описание компетенции R57 Преподавание музыки в школе. - Союз «Ворлдскиллс Россия», 2017. - 42 с.

12. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 21.05.2022).

13. Якуб А.А. Специфика профессиональной деятельности учителя музыки в современном обществе [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. - № 6. - С. 62-66. -URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11925 (дата обращения: 21.05.2022).

14. WorldSkills в России [Электронный ресурс]. - URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills (дата обращения: 21.05.2022).

15. Borodovskaya L. Z., Yavgildina Z. M., Dyganova E. A. et al. Automatic musical transcription of the Tatar folk song: comparative analysis of AI-powered programs [Электронный ресурс] // Rast Musicology Journal. - 2022. - Vol. 10, № 1. - P. 147-161. - URL: https://doi.org/10.12975/rastmd.20221018 (дата обращения: 21.05.2022).

16. Davila L. S. C., Shetelia N. Reflexive Competence in the Structure of Future Music Teachers' Training: the Modern Vector of Research [Электронный ресурс] // Trends and prospects of the education system and educators'professional training development. - Lumen, 2020. - С. 205-217. - URL: https://doi.org/10.18662/978-1-910129-28-9.ch013 (дата обращения: 21.05.2022).

17. Miettinen L. et al. Initiating mobilizing networks: Mapping intercultural competences in two music teacher programmes in Israel and Finland [Электронный ресурс] // Research Studies in Music Education. - 2018. - Т. 40, №. 1. - С. 67-88. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1321103X18757713 (дата обращения: 21.05.2022).

18. Pang E. et al. Competencies for fresh graduates' success at work: Perspectives of employers [Электронный ресурс] // Industry and Higher Education. - 2019. - Т. 33, - №. 1. - С. 55-65. - URL: https://journals.sagepub.com/ doi/full/10.1177/0950422218792333 (дата обращения: 21.05.2022).

19. Pavlovich A. E., Mikhailovna K. A., Kai Y. Pedagogical stability of future music teachers and technology of its formation during educational process [Электронный ресурс] // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/ Egyptology. - 2020. - Т. 17, №. 6. - С. 935-946. - URL: https://www.archives.palarch.nl/index.php/jae/article/ view/802 (дата обращения: 21.05.2022).

References

1. Belenov O.N., Shilova I.V. Kakie kompetentsii vypusknikov vuzov vostrebovany na regional'nom rynke truda [What competencies of university graduates are in demand in the regional labor market]. Vestnik VGU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of VSU. Series: Economics and Management], 2017, no. 1, pp. 57-63. (In Russ.).

2. V programmy rossiyskikh vuzov vklyuchayut standarty WorldSkills [WorldSkills standards are included in the programs of Russian universities]. (In Russ.). Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=46766&sphrase_id=290774 (accessed 21.05.2022).

3. Gendina N.I. Informatsionnaya kul'tura lichnosti v sisteme obrazovaniya informatsionnogo obshchestva: realizatsiya nauchnogo naslediya S.A. Sbitneva [Information culture of the individual in the education system of the information society: the implementation of the scientific heritage of S.A. Sbitnev]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 13-19. (In Russ.).

4. Dyganova E.A., Yavgildina Z.M. Kompetentnostnyy podkhod v formirovanii kul'tury samoobrazovaniya budush-chego pedagoga-muzykanta na osnove metoda konkursnoy podgotovki [Competence-based approach in the formation of a culture of self-education of a future teacher-musician based on the method of competitive training]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts], 2017, no. 3, pp. 124-130. (In Russ.).

5. Ermekbaev A.A. Professional'naya podgotovka uchitelya muzyki Kazakhstana na osnove integrativnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Professional training of a music teacher in Kazakhstan based on an integrative approach. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Saratov, 2021. 22 p. (In Russ.).

6. Lobov N.V., Stolbova I.D., Stolbov V.Yu., Danilov A.N. Kompetentnostnaya model' vypusknika: opyt proektirovaniy [Graduate Competency Model: Design Experience]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2013, no. 6, pp. 25-33. (In Russ.).

7. Pasport strategii Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya [Strategy passport Digital transformation of education]. (In Russ.). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd (accessed 21.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Prikazy Mintsifry Rossii № 600 ot 18.11.2020 "Ob utverzhdenii metodik rascheta tselevykh pokazateley natsional'noy tseli razvitiya Rossiyskoy Federatsii "Tsifrovaya transformatsiya " [Orders of the Ministry of Digital Development of Russia No. 600 dated November 18, 2020 "On Approval of Methods for Calculating Target Indicators of the National Development Goal of the Russian Federation "Digital Transformation"]. (In Russ.). Available at: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/12/prikaz_mc_18_11_2020_600_.pdf (accessed 21.05.2022).

9. Proekt Prikaza Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Ped-agog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (uchitel') ''» (podgotovlen Mintrudom Rossii 31.01.2022) [Draft Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation «On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of primary general, basic general, secondary general education) (teacher)"» (prepared by the Ministry of Labor of Russia on January 31, 2022)]. (In Russ.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56809182 (accessed 21.05.2022).

10. Savvinov V.M., Ivanov P.P., Strekalovskiy V.N. Metody i printsipy otsenki tsifrovoy zrelosti obrazovatel'nykh organizatsiy [Methods and principles for assessing the digital maturity of educational organizations]. Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya [Bulletin of the North-Eastern Federal University. M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy], 2021, no. 2(22), pp. 28-40. (In Russ.).

11. Tekhnicheskoe opisanie kompetentsii R57 Prepodavanie muzyki v shkole [Technical Description of Competence R57 Music Teaching in Schools]. Union "WorldSkills Russia" Publ., 2017. 42 p. (In Russ.).

12. Ukaz Prezidenta RF «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030»]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (accessed 21.05.2022).

13. Yakub A.A. Spetsifika professional'noy deyatel'nosti uchitelya muzyki v sovremennom obshchestve [The specifics of the professional activity of a music teacher in modern society]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experiential Education], 2019, no. 6, pp. 62-66. (In Russ.). Available at: https:// expeducation.ru/ru/article/view?id=11925 (accessed 21.05.2022).

14. WorldSkills v Rossii [WorldSkills in Russia]. (In Russ.). Available at: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-world-skills (accessed 21.05.2022).

15. Borodovskaya L.Z., Yavgildina Z.M., Dyganova E.A. [et al.] Automatic musical transcription of the Tatar folk song: comparative analysis of AI-powered programs. Rast Musicology Journal, 2022, vol. 10, no. 1, pp. 147-161. (In Engl.). Available at: https://doi.org/10.12975/rastmd.20221018 (accessed 21.05.2022).

16. Davila L.S.C., Shetelia N. Reflexive Competence in the Structure of Future Music Teachers' Training: the Modern Vector of Research. Trends and prospects of the education system and educators'professional training development. Lumen, 2020, pp. 205-217. (In Engl.). Available at: https://doi.org/10.18662/978-1-910129-28-9.ch013 (accessed 21.05.2022).

17. Miettinen L. et al. Initiating mobilizing networks: Mapping intercultural competences in two music teacher programmes in Israel and Finland. Research Studies in Music Education, 2018, vol. 40, no. 1, pp. 67-88. (In Engl.). Available at: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1321103X18757713 (accessed 21.05.2022).

18. Pang E. et al. Competencies for fresh graduates' success at work: Perspectives of employers. Industry and Higher Education, 2019, vol. 33, no. 1, pp. 55-65. (In Engl.). Available at: https://journals.sagepub.com/ doi/full/10.1177/0950422218792333 (accessed 21.05.2022).

19. Pavlovich A.E., Mikhailovna K.A., Kai Y. Pedagogical stability of future music teachers and technology of its formation during educational process. PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 2020, vol. 17, no. 6, pp. 935946. (In Engl.). Available at: https://www.archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/802 (accessed 21.05.2022).

УДК 379.8.093

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-207-216

СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОСУГА И ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Матвеева Елена Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: moniket@yandex.ru

Досуг в структуре свободного времени благодаря развитию науки и технологий становится тем временем, которое современное общество стремится использовать не только на восполнение сил после работы, но в значительной степени на творчество и самосовершенствование. Несомненной ценностью современного человека является сфера его свободного от обязательств времени. Досуговая деятельность по сравнению с другими видами человеческой деятельности предоставляет населению больше возможностей для проявления социальной активности. Общими тенденциями в области организации свободного времени населения мира является стремление совершенствовать свой досуг.

Сфера досуга, слабо регулируемая взрослыми в силу занятости другими социально значимыми видами деятельности, дает молодежи возможность свободного выражения своих потребностей. Досуг воспринимается ими не только как основная сфера жизни, но и как время и виды деятельности, на которые взрослые не могут посягать. Молодежная субкультура в первую очередь проявляется в досуговых увлечениях и интересах, в досуге проявляется поведенческая автономия молодежи.

На основе данных эмпирических исследований автора в статье показаны тенденции, которые были характерны для сферы молодежного досуга ранее (2010-2018), и определены современные досуговые практики как способы личностной идентификации новых поколений посредством досугового творчества в социальных сетях. Социальные сети пользуются популярностью у молодежи, в социальных сетях формируется новое досуговое пространство.

Автор приходит к выводу, что общество вступило в эпоху так называемой «креативной экономики», где досуг является важнейшей сферой экономических и идеологических действий ведущих социальных институтов, формирующих основы будущего общества, и, одновременно, инструментом повышения качества жизни населения планеты.

Ключевые слова: молодежь, свободное время, креативная экономика, социальные сети, виртуальный досуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.