Научная статья на тему 'Особенности реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки учителей музыки'

Особенности реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / TEACHER OF MUSIC / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОХОД / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE-BASED MODEL / COMPETENCE-BASED CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Валерия Сергеевна, Стеганцева Ирина Петровна

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки будущих учителей музыки в контексте реализации компетентностного подхода в рамках направления «Педагогическое образование». В работе представлена компетентностная модель подготовки учителей музыки, включающая в себя специальные профессиональные компетенции, которые в полной мере отражают музыкально-педагогическую направленность образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярошенко Валерия Сергеевна, Стеганцева Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of Implementation of Competence-based Approach at Training of Music Teachers

The article is devoted to problems of vocational training of future teachers of music in the context of realization of competence-based approach within the Pedagogical education direction. The competence-based model of training of teachers of music including special professional competences, which fully reflect a musical and pedagogical orientation of the educational program, is presented in work.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки учителей музыки»

20/6/f-

the conducting. Depending on the psychological and creative abilities, the particularity of the students' attitude, their attachment to three main types of the individual looses: emotionally-artistic, intellectually-coghitative and laodicean -is determined. The text also deals with five derivative species of these types: emotionally-intellectual, emotionally-unstable, creative, kinesthetic (technical) and inert. The author stresses that there are no severe, irresistible edges between the mentioned types and their species any way.

Key words: musical pedagogy, conducting art, types of the individual looses.

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Наука, 1973. - 660 с.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 1997. - 384 с.

3. Подуровский В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. - М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС», 2001. - 320 с.

4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. ф-тов высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и [др.]; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 368 с.

В. С. Ярошенко, И. П. Стеганцева

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

В настоящее время система отечественного музыкально-педагогического образования находится в состоянии серьезного преобразования. С одной стороны, неоспоримы прописные истины о роли музыкального искусства в становлении личности ребенка, развитии его духовно-нравственных качеств. С другой стороны, огромное давление оказывает современная экономическая ситуация в нашей стране, которая не способствует развитию доступного общего музыкального образования. Несмотря на это, стоит отметить, что музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития, и история музыкального образования восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. В связи с этим в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям.

Система музыкального образования в России имеет ярко выраженные национальные особенности и традиции. Она складывалась не одно столетие, причем в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и культурной обстановки в стране. В 30-50-е гг. XX столетия музыкальное образование обосабливается в особую отрасль музыкально-педагогической науки при четко выраженных двух основных направлениях в сфере изучения историко-педагогических про-

блем в зависимости от их ориентации на специальное или общее музыкальное образование. Задачей специального музыкального образования является обучение будущих профессиональных музыкантов. Задача общего музыкального образования - обучение музыке по возможности всех, в том числе не имеющих предварительной подготовки. Собственно говоря, именно в этом и состоит миссия музыкально-педагогического вузовского образования в подготовке учителей музыки.

В настоящее время эта сложившаяся система музыкально-педагогического образования претерпевает серьезные изменения. Это касается и всего высшего образования в целом, прежде всего, в плане перехода на принципиально новую уровневую образовательную модель (бакалавриат и магистратура). Как отмечает Анисимов П. В., «.. .новый стандарт предполагает интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, включения инновационных, информационных и интерактивных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы студентов» [1, с. 3].

Необходимо учесть, что в результате четырехлетнего обучения бакалавр должен быть подготовлен к осуществлению профессиональной деятельности в образовании, социальной сфере и сфере культуры. В связи с этим возникает вопрос о необходимости создания новых технологий и методик в профессиональной подготовке учителя музыки. Предполагается оптимизация структуры, содержания, форм и методов обучения и включение инновационных, информационных и интерактивных обучающих технологий, а также методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

В соответствии с федеральными государственными стандартами высшего образования, к выпускникам предъявляются принципиально новые требования. На момент завершения освоения образовательной программы высшего образования выпускник должен обладать не просто набором знаний, умений и навыков, но и сформированными общекуль-

турными и профессиональными компетенциями.

Федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) определены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения вне зависимости от выбранного профиля образовательной программы. Специальные профессиональные компетенции, предполагающие формирование специальных знаний, умений и навыков, определяются основными образовательными программами по профилю подготовки, разрабатываемыми вузами.

В Липецком государственном педагогическом университете кафедра музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусств не осталась в стороне от разработки специальных профессиональных компетенций. Эти компетенции формируются у студентов в процессе освоения профессиональных дисциплин. В модернизированном образовательном стандарте профессиональный блок отсутствует, но эти дисциплины являются содержанием профессиональной подготовки (теория и методика музыкального образования; теория и методика преподавания мировой художественной культуры; музыкальная психология; основы музыкальной педагогики; основы исследовательской деятельности педагога-музыканта; сольфеджио; хоровой класс, дирижирование, основы инструментальной подготовки; основы вокальной подготовки; история зарубежной музыки; история русской музыки; история музыкального образования; теория и история мировой художественной культуры, русское православное искусство; теория музыки и др.).

В связи с этим коллективом кафедры разрабатывается научно-методическое направление «Актуальные проблемы формирования у студентов специальных профессиональных компетенций в системе вузовского музыкально-педагогического образования», кото-

Конструктивная профессиональная деятельность СПК-6 История музыки; История музыкального образования

СПК-7 Основы музыкальной педагогик; Театрализация народных праздников

Музыкальная исполнительская деятельность СПК-1 Сольфеджио; История музыки; История музыкального образования; Теория музыки; Анализ музыкальных произведений

СПК-2 Концертмейстерский класс; Основы инструментальной подготовки

СПК-3 Хоровой класс; Дирижирование и ЧХП.

СПК-4 Вокальный ансамбль; Народное ансамблевое пение; Основы вокальной подготовки.

Коммуникативно-организаторская профессиональная деятельность СПК-5 НИР; Практики; Государственный экзамен

СПК-9 Теория и методика преподавания МХК; Государственный экзамен

Исследовательская деятельность СПК-6 История музыки; История музыкального образования.

СПК-8 Теория и методика преподавания МХК; Теория и история МХК; Искусство XX века; Русское православное искусство; Введение в искусствознание

в

м

ы н в

рое имеет прикладную направленность и нацелено на решение проблем профессиональной подготовки учителя музыки.

Как известно, конечная цель музыкально-педагогического образования - подготовка выпускника к музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности в общеобразовательном учреждении и в системе дополнительного образования детей. Эта готовность невозможна без сформиро-ванности набора соответствующих знаний, навыков и умений. Однако даже хорошо и в полной мере усвоенные предметные знания не всегда могут обеспечить молодому специалисту успех в педагогической работе. Обучение в высшей школе - не только сообщение и усвоение информации, формирование определенных навыков и умений. Это процесс, который должен моделировать предстоящую целостную профессиональную деятельность (а не ее отдельные составляющие), создавать условия для приобретения широкого базового образования.

Таким образом, исходя из того, что вектор развития профессионального образования изменился от знаниевой парадигмы к компетентностной, была разработана компе-тентностная модель профессиональной подготовки учителя музыки, в которой представлены специальные профессиональные компетенции в соответствии с теми видами музыкально-педагогической деятельности, к которым готовится будущий учитель музыки в процессе профессиональной подготовки, сформулированные Э. Б. Абдуллиным и Е. В. Николаевой: конструктивная профессиональная деятельность; музыкальная исполнительская деятельность; коммуникативно-организаторская профессиональная деятельность; исследовательская деятельность [2].

Опираясь на содержание представленных видов деятельности, были сформулированы специальные профессиональные компетенции и составлена карта компетенций (или иначе называемые структуры элементов компетенции: знать, уметь, владеть).

Схема 2. Карта компетенций

Код компетенции Знать Уметь Владеть

СПК-1 Владение системой знаний по истории и теории музыки Основные направления, теоретические положения, понятия ведущих разделов современного музыкознания; выдающиеся произведения музыкального искусства, этапы и закономерности его развития; сложившиеся музыкальные стили и жанры. Использовать музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания для обобщения и оценивания различных тенденций в музыкальном искусстве и его развитии; для определения стилевой принадлежности произведений, их роли в развитии тех или иных жанров. Навыками изложения теоретического материала с использованием основных музыковедческих понятий, анализа музыкальных произведений разных музыкальных стилей и жанров.

СПК-2 Способность использовать теоретические знания и практические навыки в освоении методов и способов работы над музыкальным произведением. Специфику сольного исполнительства, особенности деятельности аккомпаниатора, основы теории обучения на музыкальном инструменте, основные методы и способы работы над исполнительским освоением музыкального произведения. Анализировать изучаемое произведение, дать словесный комментарий к исполняемым произведениям, использовать все средства музыкальной выразительности для воплощения замысла композитора. Основными методами и способами работы над выразительным исполнением музыкальных произведений, включающих комплекс пианистических навыков.

СПК-3 Владение основными техниками дирижирования и приемами вокально-хоровой работы. Методы и приемы современного вокально-хорового обучения, специфику работы с детским хором; теоретические основы дирижерской техники; содержание современных программ и учебников по музыке для учащихся школы; хоровой и песенный репертуар. Читать и транспонировать хоровые партитуры на фортепиано и в процессе вокально-хорового исполнения; выявлять круг основных задач и трудности хормейстера при работе над изучаемым сочинением; выполнять практические задания по переложению партитур для различных составов и типов хора. Основными приемами хорового письма; пением и дирижированием одного голоса с одновременной игрой всей партитуры; навыками чтения с листа хоровых партитур на фортепиано; транспонирования хоровых партитур в заданную тональность; навыками работы с хором и вокальным ансамблем.

СПК-4 Владение основами вокальной культуры и певческими навыками; основами сценического движения и пластической культуры певца Сущность вокального исполнительства в деятельности педагога-музыканта; вокальный репертуар; методы и приемы работы с детскими голосами. Применять основные приемы вокальной деятельности и навыки сольного и ансамблевого пения. Профессиональными основами вокальной техники, спецификой исполнения вокальных произведений; современными методами педагогической работы в разных звеньях музыкального образования.

СПК-5 Способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях музыкального обучения детей младшего и среднего школьного возраста Основные отечественные и зарубежные концепции музыкального обучения детей младшего и среднего школьного возраста Осуществлять практическую деятельность по применению знаний основных отечественных и зарубежных концепций музыкального обучения детей младшего и среднего школьного возраста Системой понятий по методике преподавания музыки в младших и средних классах школы

20/6//-

Код компетенции Знать Уметь Владеть

СПК-6 Готовность обобщать и использовать в профессиональной деятельности отечественный и мировой опыт педагогики музыкального образования. Сущность историко-педагогического подхода к рассмотрению проблем музыкального образования; закономерности и исторические этапы становления и развития общего музыкального образования; Осуществлять профессионально-ориентированный историко-педагогический анализ воззрений музыкантов на решение актуальных проблем музыкального образования; актуализировать опыт, выработанный в процессе становления и развития музыкального образования, в собственной практической музыкально-педагогической и культурно-просветительской деятельности. Навыками организации культурно- просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся

СПК-7 Владение методами и приемами обучения детей разных возрастов основным видам музыкальной деятельности. Теоретические основы педагогики общего музыкального образования; основные методы, приемы и средства музыкального образования; содержание программ по музыке; виды музыкальной деятельности; формы организации учебно-воспитательного процесса. Осуществлять теоретический анализ категорий и положений педагогики музыкального образования; организовывать музыкально-образовательный процесс на основе осуществления конструктивной, исполнительской и организаторской деятельности. Навыками пения в вокально-хоровом коллективе; навыками игры на детских музыкальных инструментах; диагностическими методами оценки музыкальных знаний и способностей учащихся.

СПК-8 Способность понимать движущие силы и закономерности процесса развития истории искусств, критически анализировать информацию по истории, теории и методологии искусства Основные технологии, методы и приемы освоения произведения искусства, движущие силы и закономерности процесса развития истории искусств Профессионально осмыслить исторический процесс в его причинно-следственных связях, критически анализировать информацию по истории, теории, методологии искусства Системой знаний по истории, теории, методологии искусства

СПК-9 Готовность применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, история отечественного искусства в образовательных организациях начального, основного и среднего общего образования. Педагогические принципы и методы, основные постулаты теории обучения и воспитания, тенденции современного мирового образовательного пространства; современные нетрадиционные авторские формы занятий и методику их организации. Применять понятийный аппарат курса; создавать тематические и поурочные планы; выбирать максимально соответствующую содержанию форму занятия, способ подачи учебного материала. Навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере; культурой и профессиональной этикой педагога

Представленные компетенции формируются в учебно-образовательном процессе не для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики, ко-

торые помогают, на наш взгляд, лучшему установлению межпредметных связей. Формирование одной компетенции включает в себя не только изучение различных дисцип-

лин, но и сочетание разных форм обучения: лекции, семинары, индивидуальные занятия, а также прохождение практик и выполнение заданий для самостоятельной работы.

Отметим, что компетентностная модель представляет соглашение между работодателем и разработчиком основной образовательной программы относительно целей и ожидаемых результатов освоения этой программы. На наш взгляд, именно представленная компетентностная модель отвечает современным запросам системы общего музыкального образования относительно учителя музыки в системе современного общего образования: он должен иметь сформированную устойчивую мотивацию к музыкально-педагогической педагогической деятельности; владеть специальными знаниями и исполнительскими умениями в области музыкального искусства; обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, развитым интеллектом, высоким уровнем общей культуры и нравственности. При этом, на наш взгляд, важно, что личностные характеристики (широкая эрудиция, педагогическая интуиция, развитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности) имеют в современной социокультурной ситуации более весомое значение, поскольку общее музыкальное образование должно быть нацелено, в первую очередь, на реализацию высокого воспитательного потенциала музыкального искусства, содержащего нравственно-этические и эстетические идеалы.

В данном контексте остаются актуальными принципы, сформулированные Д. Б. Кабалевским: процесс общего музыкального образования должен быть направлен на воспитание не музыканта, но человека; формирование взглядов обучающихся на музыку неотделимо от формирования их взглядов на жизнь в целом.

Таким образом, в настоящее время, на наш взгляд, должно произойти смещение акцентов в профессиональной подготовке учителя музыки с музыкально-исполнительского вида деятельности на культурно-просветительский.

Хотелось бы отметить, что представленная компетентностная модель не является окончательной. Данная модель является открытой структурой, которая постоянно дорабатывается в соответствии с меняющимися направлениями развития высшего образования, федеральными государственными образовательными стандартами общего и высшего образования, а также социальным запросом в области образования.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки будущих учителей музыки в контексте реализации компетентно-стного подхода в рамках направления «Педагогическое образование». В работе представлена компетентностная модель подготовки учителей музыки, включающая в себя специальные профессиональные компетенции, которые в полной мере отражают музыкально-педагогическую направленность образовательной программы.

Ключевые слова: учитель музыки, высшее профессиональное образование, компе-тентностный поход, специальные профессиональные компетенции, компетентностная модель.

SUMMARY

The article is devoted to problems of vocational training of future teachers of music in the context of realization of competence-based approach within the Pedagogical education direction. The competence-based model of training of teachers of music including special professional competences, which fully reflect a musical and pedagogical orientation of the educational program, is presented in work.

Key words: teacher of music, higher education, competence-based campaign, special professional competences, competence-based model.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов П. В. Модернизация высшего музыкально-педагогического образования в России: материалы III Международной научно-практической очно-заочной конференции Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития. Нижне-

20/6-

вартовск, 19-20 апреля 2011 г. / отв. ред. Э. Б. Абдуллин. - Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2011. - С. 3-9.

2. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

Э. А. Валит

УДК 371.134:78

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ

МУЗЫКАЛЬНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

оспитание гармоничной, всесторонне развитой личности - одно из приоритетных направлений развития любого цивилизованного общества. Немаловажная роль в этом отводится формированию у обучающихся эстетического отношения к миру, развитию духовной сферы, приобщению к высокому миру искусства. Особое место в профессиональной подготовке занимают такие учебные дисциплины, как «Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях», «Теория и практика современного музыкального образования». В ходе изучения курса освещаются наиболее важные вопросы методики музыкального воспитания и образования, история развития отечественной и зарубежной музыкально-педагогической мысли, основы теории

преподавания музыки и концепция музыкального образования, различные виды музыкальной деятельности, раскрывается методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.

Цель статьи - раскрыть основные вопросы методики преподавания музыки в школе с использованием современных музыкально-образовательных технологий.

На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - самосовершенствования, способности развивать себя, реализуя свои природные задатки.

Реформирование российского образования охватывает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Внедрение новых технологий в педагогический процесс и деятельность образовательных учреждений создает предпосылки для нетрадиционного приобщения обучающихся к изучению учебных дисциплин, делает обучение более эффективным.

В государственном образовательном стандарте для предметов образовательной области «Искусство» приводятся рекомендации по использованию инновационных технологий в образовательном процессе. В настоящее время инновационные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации образования, призванное изменить роль и функции участников образовательного процесса, а также повысить качество обучения.

Известно много информационных технологий в учебном процессе. Они широко используются в преподавании курсов «Теория и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.