УДК 78.071.2 : 784
Желудкова Валентина Ильинична кандидат культурологии,
доцент кафедры хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, заслуженный работник культуры Республики Мордовия
К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНТЕГРАТИВНЫЙ АСПЕКТ) [1]
Zheludkova Valentina Ilyinichna
PhD in Cultural Science, Assistant Professor of the Choral Conducting, Singing and Music Teaching Department, Mordvinian State Pedagogical Institute Honored Figure of Culture of the Republic of Mordovia
CONCERNING IMPROVEMENT OF THE CHORAL CONDUCTING TRAINING OF THE MUSIC TEACHERS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL MUSIC TEACHERS’ TRAINING (INTEGRATIVE ASPECT) [1]
Аннотация:
В данной статье автор раскрывает вопросы, связанные с дирижерско-хоровой подготовкой учителя музыки в вузе в современных условиях российской системы профессионального музыкального образования. Образовательный процесс рассмотрен с позиций компетентностного и интегративно-целостного подходов.
Ключевые слова:
учитель музыки, музыкальное образование, дирижерско-хоровая подготовка, интеграция, педагогическая интеграция, компетенция.
Summary:
The article is concerned with the choral conducting training of the music teachers in a higher school under the modern conditions of the Russian vocational musical education system. The author considers the educational process from the perspective of the competence-focused and integrative approaches.
Keywords:
music teacher, music education, choral conducting training, integration, educational integration, competence.
Тенденции изменения современной социокультурной ситуации, характеризующиеся целым рядом трансформаций как в структуре, так и в содержании музыкального образования, выдвигают на первый план один из основных принципов - интеграцию всех воспитательных сил общества. В связи с этим меняются и подходы к исследованию всей системы музыкально-образовательного процесса. Значительные изменения происходят и в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки в системе профессионального музыкально-педагогического образования. В свете новой педагогической идеологии, подготовка преподавателей требует не только улучшения содержания и методики обучения в целях достижения высокого уровня компетентности и высокой профессиональной культуры обучающихся, но, что является очень важным в условиях обновляющегося общества, становления и развития духовной культуры личности [2]. Поэтому совершенно очевидна актуальность и научно-практическая значимость исследуемой проблемы.
Смена целевых ориентиров в профессиональной подготовке учителей музыки связана с введением ряда новых методологических оснований, на которых базируется процесс модернизации высшей школы, что обусловило изменение всех компонентов методической системы, и, в первую очередь, ее содержания. Основная цель обучения студента-музыканта в вузе - помочь ему состояться как личности и как профессионалу. Осуществить данное стремление возможно только на основе преемственности музыкального образования - обучения в музыкальной школе, в музыкальном училище, в вузе на музыкально-педагогическом факультете.
Основой построения дирижерско-хорового профессионального образования с его культурной целостностью служит компетентностный подход [3, с. 46]. Он включает в себя мотивационную, поведенческую, когнитивную, операционально-технологическую, этическую, эстетическую, социальную составляющие, а также результаты обучения. В процессе обучения в вузе у будущего учителя музыки должны быть сформированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Целостный компонент дирижерско-хорового образования учителя музыки как определенная профессиональная культура возможен посредством педагогической интеграции. Интеграция в музыкальной педагогике может служить средством развития и совершенствования научно-педагогического знания и самого музыкально-педагогического процесса [4]. Процесс педаго-
гической интеграции структурно и содержательно представляет собой целостную совокупность эвристико-методологических, сущностно-категориальных, общетеоретических составляющих, между которыми существуют отношения взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополняемости.
Содержательный компонент профессионального дирижерско-хорового образования предполагает как наследование социального опыта, так и творение опыта культурного. Необходимой предпосылкой успешного решения этих проблем является существенное повышение культуры учителя музыки в период его профессиональной подготовки в вузе. Оперируя высокохудожественными образцами произведений вокально-хоровой культуры, происходит постепенное самоопределение ценностного сознания обучающегося. Эстетическое и нравственное сознание формируется в контексте вокально-хоровой культуры, культуры в целом, и знаменует качественный скачок от простых удовольствий к уровню духовных ценностных ориентаций личности.
Формирование педагогической культуры как интегрированного начала будущего учителя музыки возможно только в условиях его готовности жить по законам культуры и красоты, когда будет создана платформа стремительного роста, движения его в направлении «субъект, индивидуальность, личность» [5, с. 141]. Мы предполагаем, что в решении данного вопроса большую роль играет дирижерско-хоровая подготовка студентов в вузе, способная сформировать культурное образовательное пространство «как специфическое качество единства, как результат конструктивной деятельности», характеризующееся единством отражения, отношения и поведения [б, с. 39]. Культурное пространство предполагает постоянное внимание к развитию у студента-музыканта, поющего в хоре и работающего с хором в качестве дирижера, способностей к диалогическому общению, познанию другого человека и самопознанию, формированию данных к музыкальному восприятию и мышлению, отношения к другому человеку как высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с ним. В этой связи дирижерско-хоровая подготовка учителя музыки в современной системе высшего музыкального образования требует существенных изменений, интенсификации, новых подходов, направлений и форм педагогической деятельности.
Модернизация содержания образования по специальным учебным предметам хоровой направленности в вузе проецируется в культурологический контекст, с разработкой новых культуросообразных методов, в основе образовательной технологии которых лежит междисциплинарная интеграция. Реализация принципа культуросообразности с его ведущим механизмом культуроосво-ения - продуктивным воображением, выступает одним из важнейших механизмов обучения музыканта. На первый план в вокально-хоровом исполнительстве выдвигается культуротворчество.
Дирижерско-хоровая подготовка студентов в вузе, включающая в себя пение в хоре, дирижирование хором, игру на музыкальных инструментах, музыкально-теоретическую оснащенность и другие приоритетные способности учителя музыки, предстает как интегрированная полимодальность в единстве компонентов искусства и образования, общего и специфического предметного знания, социокультурного опыта и культуротворческого развития. Образовательная тенденция развития хорового исполнительства осуществляется на основе интеграции, принципов функциональной полноты, последовательности, системности и преемственности. Поэтому, в целях повышения эффективности подготовки музыкантов-профессионалов высшей школы, необходимо придавать большое значение выявлению условий более удачного протекания интеграционных действий в дирижерско-хоровом образовании. Кроме того, интеграция уже сама «служит условием, средством повышения эффективности и сокращения сроков овладения основами профессионального мастерства» студентов в педагогическом вузе [7].
Концепция всестороннего и гармоничного развития личности предстает как теория ее интеграции, «как в плане единства личных и публичных интересов, так и в аспекте взаимозависимости, единства всех ее сторон и параметров, то есть целостности» [8, с. 19]. Согласно И.П. Яковлеву, «требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс работал на личность» [9].
Интегративно-целостный подход к подготовке учителя музыки в вузе способствует формированию их профессионально-педагогической дирижерско-хоровой мобильности. Интеграционные процессы играют ведущую роль на всех уровнях дирижерско-хорового образования. Системотехническая парадигма, осуществляемая в музыкально-педагогической деятельности, имея своей основой «взаимодействие частей», выражает лишь внешние проявления интеграции, тогда как педагогическая интеграция должна иметь дело с трансформациями (метаморфозами) внутреннего порядка, каковыми являются процессы развития, становления и формирования человека культуры. Таким образом, органическая парадигма педагогической интеграции представляет собой важнейшую составляющую интегративно-целостного подхода, реализуемого в ходе осуществления педагогической деятельности.
В качестве основополагающего существенного признака музыкально-педагогической интеграции выступает человеконаправленность. Это означает, что педагогическая интеграция в дирижерско-хоровой деятельности, на каком бы уровне она не проходила (методологическом, теоретическом, практическом), конечным «продуктом» являет качественные преобразования в человеке, связанные с развитием, становлением и формированием интегративно-целостных качеств. Развивающий потенциал интеграции тем больше, чем разнообразней, разнохарактерней и разнокачественней состав исходных данных музыканта. Однако, наличие разнокачественного исходного материала в сфере дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки (профессионально-педагогические знания, формы и методы образования, технологии, навыки и способы деятельности, цели обучения) не означают получения желаемого результата автоматически. К высокому результату ведет только организованная, целенаправленная интегративная работа и идеальные условия по ее достижению.
Таким образом, дирижерско-хоровую подготовку учителя музыки нельзя рассматривать как простое освоение определенных музыкальных способностей, поскольку главное направление в ней - формирование человека, обладающего целостным восприятием, интегративноцелостным мышлением. Последнее в процессе дирижерско-хоровой деятельности приводит к продуктивно-творческой интеграции, которая представляет собой трансформацию психологических новообразований в музыканте. Это дает возможность представить целое как живой развивающийся организм, управляющий своими частями, которым одновременно присущи как определенная специализация, так и функциональная взаимозависимость. Педагогическая интеграция характеризуется как процесс и результат взаимодействия структурных элементов содержания дирижерско-хорового образования, сопровождающихся ростом системности и уплотненности знаний студента-музыканта, посредством раскрытия внутренних потенций целого, осуществляемых в «интегрированной среде» [10, а 28].
Подготовка специалиста дирижерско-хорового профиля связана с универсализацией музыкального образования и культуры, интеграцией хоровой практики с наукой, изменениями в содержании труда дирижера-хоровика, характеризующегося взаимодействием различных функций - производственно-технологических, организационно-управленческих, научноисследовательских и методических, психолого-педагогических, информационно-аналитических, исполнительских, проектных. Как видим, дирижерско-хоровая педагогическая деятельность, располагающая широким спектром способов проявления творческой активности, имеет поли-функциональную природу. Поэтому в подготовке учителя музыки в вузе имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании многомерного, профессиональнокомпетентного человека с полифоническим типом мышления. В связи с этим, необходимо создавать условия для построения качественно новой человеконаправленной педагогики, теоретическими предпосылками создания которой может стать педагогическая интеграция.
Итак, компетентностный подход и педагогическая интеграция представляются важным средством интенсификации дирижерско-хоровой подготовки учителей музыки в вузе. Они структурно и содержательно представляют собой целостную совокупность эвристико-методологических, сущностно-категориальных, общетеоретических составляющих, между которыми существуют отношения взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополняемости.
Ссылки и примечания:
1. Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта 2.1.1. Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий Программы стратегического развития института на 2012-2016 гг.
2. Приказ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (“Бакалавр”)». Российское образование. Федеральный образовательный портал. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m788.html (дата обращения: 01. 12.2013).
3. Татьянина Т.В. Курсы повышения квалификации как средство развития профессиональной компетентности педагога высшей школы // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С. 45-48.
4. Молоствова И.Е. Художественно-интерпретационный подход в музыкально-образовательном процессе: сущность,
аспекты реализации // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2009. № 2 (3). С. 141-145.
5. Молоствова И.Е. Музыкант: Субъект, индивидуальность, личность // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусства. 2008. № 3 (24). С. 217-221.
6. Листвина Е.В. Риски образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1 (9). С. 38-43.
7. Беляева А.П. Интеграционные процессы в содержательном компоненте профессионального образования // Педагогика. 1996. № 3. С. 22.
8. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л., 1987. 96 с.
9. Там же. С. 24.
10. Казакова Л.А. Интегрированная воспитательная среда как условие осуществления социального воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 2 (6). С. 27-32.