Г. Н. Курбонова. Взаимосвязь учебных дисциплин в структуре и содержании государственного экзамена...
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
УДК 78.087.5
Г. Н. Курбонова
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА У БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»
Поиск эффективных форм проведения итоговых государственных аттестационных испытаний является актуальной задачей профессиональных образовательных организациий. Компетенция как интегративное образование требует взаимосвязи учебных дисциплин и в процессе обучения бакалавров, и в ходе проведения итоговых испытаний. Государственный экзамен становится междисциплинарным испытанием. Кафедра музыки и музыкального образования института искусств предлагает одну из возможных форм проведения государственного междисциплинарного испытания у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Музыка»). Он позволяет проверить уровень сформированности профессиональных, прежде всего специальных компетенций.
Ключевые слова: государственный междисциплинарный экзамен, специальные компетенции, учебные дисциплины.
С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», переходом на двухуровневую систему образования, активным внедрением в систему высшего профессионального образования компетентностного подхода актуализировался вопрос поиска эффективных форм проведения итоговой государственной аттестации (ИГА), что повлекло переосмысление сложившегося практического опыта ее проведения.
В соответствии с предшествующим Государственным образовательным стандартом (ГОС) ИГА по специальности 050601 «Музыкальное образование» включала два государственных экзамена: по музыкальному исполнительству и дирижированию хором и работе с хором, а также защиту выпускной квалификационной работы (ВКР). Действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Музыка») определен один государственный экзамен и защита ВКР. Закономерно возникает вопрос, каким он должен быть?
На кафедре музыки и музыкального образования института искусств Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова накоплен многолетний опыт подготовки педагогов-музыкантов для Республики Хакасия и юга Красноярского края в соответствии с ГОС по специальности 050601 «Музыкальное образование». В разработке Программы ИГА по ФГОС мы исходили из следующих положений:
- профиль «Музыка» сложен и многогранен. С одной стороны, он ориентирован на подготовку педагога-музыканта с достаточно широкими возможностями в области музыкально-образовательной деятельности через освоение таких дисци-
плин, как «сольное инструментальное исполнительство», «класс хорового дирижирования», «вокальный класс», «хоровое пение и практическая работа с хором», «теория музыкального образования», с другой - создает условия для индивидуального профессионального образования студента, благодаря индивидуальной форме занятий по музыкально-исполнительским дисциплинам;
- взаимосвязь видов деятельности (музыкально-исполнительской, музыкально-теоретической, музыкально-педагогической, культурно-просветительской и др.) в профессиональной подготовке студента обусловлена комплексным характером профессиональной деятельности учителя музыки в школе. Процесс формирования профессиональных, особенно специальных компетенций, актуализировал задачу взаимосвязи и интеграции учебных дисциплин. Как справедливо отмечает Н. А. Диденко, компетентностный поход позволяет «поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированное требование к результату образовательного процесса» [1]. Итоговая государственная аттестация как форма оценки готовности выпускника к осуществлению профессиональных видов деятельности основывается на принципе междисциплинарного взаимодействия и интеграции учебных дисциплин в формировании профессиональных компетенций у бакалавра профиля «Музыка». Государственный экзамен опирается на данный принцип, потому характеризуется как междисциплинарный. В его структуре выделяются два модуля: музыкально-исполнительский и теоретико-методический. Между модулями существует взаимосвязь. Она реализуется через включение музыкального материала, исполненного студентом в рамках музыкально-исполнительского модуля, в педагогические ситуации на уроке
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)
музыки в школе. Что он же демонстрирует на теоретико-методическом модуле?
Рассматривая далее каждый модуль, отметим, что они позволяют оценить сформированность специальных компетенций выпускника, под которыми понимаем вид профессиональных компетенций, характеризующий готовность выпускника к осуществлению узкопрофессиональной, в данном случае музыкально-педагогической деятельности.
Музыкально-исполнительский модуль проходит в два этапа в форме концертных выступлений. На первом этапе студент исполняет сольную инструментальную программу, состоящую из двух произведений разных композиторских стилей и направлений в музыкальном искусстве, на втором -управляет исполнением одного хорового произведения, подготовленного им в ходе учебных занятий. Данный модуль демонстрирует опыт эмоционально-ценностного отношения выпускника к музыкальному искусству, опыт его творческой исполнительской деятельности.
Выбор произведений для государственной программы первого этапа основан на дифференцированном подходе, так как на профиле «Музыка» обучаются студенты с разным уровнем предшествующей музыкальной подготовки и специализации. Студенты, окончившие музыкальный колледж по одной из специализаций («Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Инструменты народного оркестра»), имеют более основательную подготовку, поэтому им предлагается более сложный вариант инструментально-исполнительской программы. Выпускникам специальностей «музыкальное образование», «хоровое дирижирование», «теория музыки», а также выпускникам детских музыкальных школ и детских школ искусств, имеющим иную инструментальную подготовку, предлагается менее сложный вариант программы.
Важно учитывать, что инструментальное исполнительство - это вид творческой деятельности, требующий развития у студентов соответствующих музыкально-исполнительских умений и навыков, художественного мышления. За время обучения в вузе студент должен овладеть исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров и форм, что происходит в процессе аудиторной и самостоятельной работы над музыкальными произведениями.
Педагоги-музыканты отмечают, что для выпускника данного профиля (или направленности) важно овладение культурой инструментального исполнительства, накопление опыта индивидуально-творческой интерпретации музыкальных произ-
ведений, исполнения музыки, написанной для детей, развитие артистических качеств, необходимых для музыкально-просветительской деятельности. Необходимое качество будущего учителя музыки, способствующее его профессиональному росту в самостоятельной музыкально-педагогической деятельности, - умение осуществлять анализ и самоанализ исполнительской деятельности.
Этот этап экзамена позволяет проверить сфор-мированность такой специальной компетенции, как «способность исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста». Заметим, что на протяжении всего периода обучения в вузе на формирование данной компетенции ориентирован ряд дисциплин: «Сольное инструментальное исполнительство», «Концертмейстерский класс», «Общее фортепиано». Дополнительно разработаны и реализуются курсы по выбору (КПВ): «Основной музыкальный инструмент», «Инструментальный ансамбль», «Фортепианный ансамбль».
Содержание второго этапа государственного междисциплинарного экзамена предполагает оценку сформированности компетенций в другой музыкально-исполнительской деятельности, которую можно назвать как «искусство управления хором». Студент дирижирует произведением с сопровождением или асарре11а, при этом демонстрирует индивидуально-творческую интерпретацию произведения. Представленная концертная программа готовится выпускником с преподавателем по дисциплине «Класс хорового дирижирования» и руководителем учебного хора студентов в течение учебного года.
Данный этап государственного междисциплинарного экзамена позволяет оценить уровень сфор-мированности другой специальной компетенции -«готов руководить хоровыми коллективами в общем и дополнительном образовании и осуществлять вокально-хоровую работу в учебной и вне-учебной деятельности». В формировании данной компетенции взаимосвязаны дирижерско-хоровые дисциплины: «Хоровое пение и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования», «Хороведение», а также курсы по выбору: «Руководство профессиональным хором», «Вокально-хоровые технологии», «Постановка дирижерского аппарата» и др.
Теоретико-методический модуль проходит в устной форме, где выпускник отвечает на вопросы модуля, а далее демонстрирует выполнение практического задания на примере музыкального произведения, исполненного им же на инструменте или под его управлением хором в рамках музыкально-исполнительского модуля (инструменталь-
Г. Н. Курбонова. Взаимосвязь учебных дисциплин в структуре и содержании государственного экзамена..
ное или хоровое произведение по выбору студента). Модуль проводится по билетам. В билете два вопроса: теоретический и методический с практическим показом. Теоретический вопрос предполагает устный ответ, который позволяет оценить сформированность такой специальной компетенции, как «готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей, применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания в музыкально-образовательной деятельности». Перечень вопросов определяется с учетом содержания ряда дисциплин, формирующих компетенцию, а потому тесно взаимосвязанных: «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «История музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы». В этом процессе участвуют дисциплины по выбору: «Введение в профессию педагога-музыканта», «Арт-практики в музыкальном образовании». В соответствии требованиями ФГОС Программа ИГА ежегодно обновляется.
Отвечая на второй вопрос, как мы отметили ранее, студент должен смоделировать педагогическую ситуацию с включением одного произведения из программы музыкально-исполнительского модуля в содержание музыкальных занятий с учащимися. Указать для какой возрастной группы, с какими музыкально-педагогическими задачами предлагается это произведение. Задание готовится студентом заблаговременно. Студент «проигрывает» педагогическую ситуацию, иллюстрируя голосом или на инструменте музыкальный материал. В этом процессе оценивается сформированность таких специальных компетенций: «готов анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей, применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания в музыкально-образовательной деятельности»; «готов осуществлять процесс музыкального образования, анализ и оценку его качества, проектирование содержания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся». В формировании компетенций, наряду с уже перечисленными, участвуют такие учебные дисциплины, как «Анализ музыкальных произведений», «История зарубежной музыки», «История русской музыки»; КПВ «Полихудожественные технологии в музыкальном образовании», «Музыкально-педагогический анализ произведений», «Изучение школьного репертуара» и др.
Таким образом, государственный междисциплинарный экзамен представляет собой достаточно сложную по структуре и содержанию форму итоговых испытаний. Однако его содержание является гибким и вариативным. В зависимости от тре-
бований работодателя и рыночных условий можно достаточно быстро внести коррективы, определив круг компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника.
Следует отметить, что содержание модулей предоставляет возможность выпускнику проявить творчество, самостоятельность и активность в подготовке к итоговым испытаниям. Преподаватели осуществляют педагогическое сопровождение данного процесса [2]. Как пишет Т. В. Дмитриева, «современное профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов, способных активно, инициативно, творчески, продуктивно, самостоятельно и осознанно решать профессиональные задачи. Перечисленные качества являются атрибутивными характеристиками субъ-ектности как интегративного свойства личности»
[3].
Считаем, что альтернативой данной форме итоговых испытаний могла бы стать подготовка и проведение выпускником полноценного урока музыки в общеобразовательной школе, где все эти же компоненты будут представлены в естественной и более органичной целостности. Однако есть ряд вопросов, затрудняющих такой выбор. Во-первых, в какой-то мере смещается акцент в подготовке студентов к ИГА с дисциплин, которые осваиваются на протяжении четырех лет, причем со значительным объемом часов («Сольное инструментальное исполнительство», «Класс хорового дирижирования», «Хоровое пение и практическая работа с хором»), на дисциплины музыкально-педагогического характера («Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования» и пр.), которым отводится гораздо меньше учебного времени. Свою компетентность в части владения специальными компетенциями выпускник может продемонстрировать в образовательных организациях разного уровня: дошкольного, общего, дополнительного. Предложенная форма ИГА демонстрирует готовность выпускника к профессиональной деятельности в более широком образовательном пространстве. Во-вторых, далеко не все средние общеобразовательные школы оснащены таким стационарным музыкальным инструментарием, который позволил бы выпускнику качественно исполнить музыкальную программу. В-третьих, возникают трудности организационного характера, связанные с проведением государственного экзамена в разных образовательных организациях в разное время. Потому на современном этапе мы считаем более эффективным проведение государственного междисциплинарного экзамена именно в такой форме, повышающей ответственность и педагогов и выпускников профиля «Музыка».
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
Список литературы
1. Диденко Н. А. Анализ структуры предметно-специализированных компетенций выпускников по специальности «педагогика и психология» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 89-931.
2. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 109-113.
3. Дмитриева Т. В. Структурно-уровневая модель развития учебной активности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 27-35.
Курбонова Г. Н., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.
Ул. Ленина, 90, Абакан, Республика Хакассия, Россия, 655017. E-mail: kurbonova.g@mail.ru
Материал поступил в редакцию 19.02.2015.
G. N. Kurbonova
THE RELATIONSHIP OF ACADEMIC DISCIPLINES IN THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE STATE EXAM
FOR BACHELORS PROFILE "MUSIC"
The search for effective forms of the final state certification testing is an important task of professional educational organizations. At the heart of modern professional education lies the competence model of bachelor. Competence as an integrative education requires the relationship of academic disciplines in the process of training of bachelors, and during final testing. Final state certification of bachelors of majors teacher education, profile "Music" includes a state exam and graduation. State exam becomes an interdisciplinary challenge. The Department of music and music education of the Institute of arts offers one of the possible forms of the State interdisciplinary tests for bachelors of this profile. It allows to check the level of development of professional, first of all, special competencies that characterize the quality of preparation of graduates for specific professional activities.
Key words: state interdisciplinary examination, special competence, training disciplines.
References
1. Didenko N. A. Analiz struktury predmetno-spetsializirovannykh kompetentsiy vypusknikov po spetsial'nosti "pedagogika i psikhologiya" [The analysis of structure of subject-specialized competences of the graduates of the specialty "Pedagogy and psychology"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol. 1 (91), pp. 89-93 (in Russian).
2. Manuzina E. B. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye studentov v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical support of students in educational institutions of higher professional education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 1 (103), pp. 109-113 (in Russian).
3. Dmitrieva T. V. Strukturno-urovnevaya model' razvitiya uchebnoy aktivnosti studentov [Structural-layered model of students' learning activity development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 1 (142), pp. 27-35 (in Russian).
Kurbonova G. N.
Khakass State University after N. F. Katanov.
Ul. Lenina, 90, Abakan, Republic Khakasia, Russia, 655017. E-mail: kurbonova.g@mail.ru