ВЕСТНИК КАЗГУКИ №4 2022 Раздел I. Педагогика и образование
УДК 378.1
Р.Ш. Ахмадиева, Н.Б. Пугачева, Р.С. Гарифуллина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Культурно-досуговые учреждения один из субъектов реализации государственной культурной политики. Цель исследования - дать характеристику взаимодействия творческих вузов и культурно-досуговых учреждений как основы качественной подготовки кадров в контексте требований профессиональных стандартов. Методологическую основу исследования составили принципы традиций и инноваций, которые отражают состояние науки, обеспечивают преемственность в процессе подготовки кадров, ориентируют на стратегическое развитие взаимодействия творческих вузов и культурно-досуговых учреждений. Основные результаты исследования состоят в определении и научном обосновании задач государственного института культуры по обеспечению подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений: создание условий для удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности; организация системы опережающей подготовки кадров. Создание условий для удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности обуславливает организацию научно-образовательного процесса как интегрированной системы, объединяющей научно-педагогическую деятельность преподавателей, учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов. Реализация образовательных программ по разным направлениям и уровням подготовки обеспечивает рост человеческого потенциала и его капитализацию. Опережающая подготовка кадров предусматривает формирование у будущих специалистов цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века.
Ключевые слова: культурно-досуговые учреждения, опережающая подготовка кадров, подготовка творческих кадров, цифровые компетенции, профессиональные навыки 21 века, взаимодействие творческих вузов и учреждений культуры, институт культуры
Rosa Sh. Akhmadieva, Natalya B. Pugacheva, Rezeda S. Garifullina INTERACTION BETWEEN CREATIVE UNIVERSITIES AND CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS AS THE BASIS FOR HIGH-QUALITY TRAINING IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS
Cultural and leisure institutions are one of the subjects of the implementation of the state cultural policy. The purpose of the study is to characterize the interaction of creative universities and cultural and leisure institutions as the basis for high-quality training in the context of the requirements of professional standards. The methodological basis of the study was formed by the principles of traditions and innovations, which reflect the state of science, ensure continuity in the process of training personnel, and orients towards the strategic development of interaction between creative universities and cultural and leisure institutions. The main results of the study consist in the definition and scientific substantiation of the tasks of the state institute of culture in providing training for cultural and leisure institutions: creating conditions for meeting the cultural and educational needs of the individual; organization of advanced training system. Creating conditions to meet the cultural and educational needs of the individual determines the organization of the scientific and educational process as an integrated system that combines the scientific and pedagogical activities of teachers, educational, cognitive and research activities of students. The implementation of educational programs in various areas and levels of training ensures the growth of human potential and its capitalization. Advanced training of personnel provides for the formation of digital competencies and professional skills of the 21st century in future specialists.
Key words: cultural and leisure institutions, advanced training of personnel, training of creative personnel, digital competencies, professional skills of the 21st century, interaction between creative universities and cultural institutions, institute of culture
Введение
Актуальность исследования обусловлена позиционированием культуры как общественного блага, обеспечивающего сохранение единого культурного пространства и территориальной целостности России; формирование ценностей и нравственных идеалов; совершенствование воспитания и самовоспи-
тания граждан. В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года обозначено, что повышение качества подготовки кадров для сферы культуры - один из механизмов реализации Стратегии. Для этого предусмотрено включение в процесс подготовки кадров профессиональных союзов и общественных организаций в сфере культуры
[9]. Культурно-досуговые учреждения - один из субъектов реализации государственной культурной политики, который призван обеспечить реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере культуры. Культурно-досуговые учреждения создают условия и предоставляют услуги для удовлетворения гражданами своих культурно-образовательных потребностей. Для жителей небольших городов и сельских поселений культурно-досуговые учреждения - это единственный доступный им ареал культуры. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для культурно-досуговых учреждений - это фактор их устойчивого развития.
Объект исследования - процесс подготовки кадров для учреждений культуры. Предмет исследования - подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений в контексте требований профессиональных стандартов. Цель исследования - дать характеристику взаимодействия творческих вузов и куль-турно-досуговых учреждений как основы качественной подготовки кадров в контексте требований профессиональных стандартов.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составили принципы традиций и инноваций. Принцип традиций обеспечивает использование лучшего опыта, сохранение преемственности и существование константы в процессе подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений. Принцип инноваций предусматривает организацию подготовки кадров на основе постоянных, целесообразных изменений, опирающихся на современные технологии. Диалектическая взаимосвязь принципов традиций и инноваций отражает состояние науки, обеспечивают преемственность в процессе подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений, ориентирует на стратегическое развитие взаимодействия творческих вузов и культурно-досуговых учреждений для подготовки кадров в контексте требований профессиональных стандартов.
В процессе исследования применен комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели. Теоретические методы составили: абстрагирование, анализ, синтез, обобщение российского опыта взаимодействия творческих вузов и культур-но-досуговых учреждений для подготовки кадров в контексте требований профессиональных стандартов. Эмпирические методы составили: экспертный опрос, наблюдение,
беседы. В экспертном опросе приняло участие 57 человек: 4 руководителя государственного института культуры разного уровня (средний возраст - 48 лет); 7 руководителей региональных органов управления культурой (средний возраст - 53 года); 46 руководителей культурно-досуговых учреждений (средний возраст - 39 лет). Были составлены удобные выборки руководителей государственного института культуры, руководителей региональных органов управления культурой и руководителей культурно-досуговых учреждений. Никто из них не отказался от участия в экспертном опросе.
Литературный обзор
Анализ литературы о взаимодействии творческих вузов и культурно-досуговых учреждений в процессе подготовки кадров позволяет говорить о ее многоаспектности, отраженной в правовых актах, исследованиях российских и зарубежных авторов. Следует отметить, что в российском законодательстве не определено понятие «культурно-досуговые учреждения», не прописаны все виды культурно-досуговой деятельности. В Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2021 года) определено, что учреждения культуры -российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры (ст. 4) [14]. Законодательное определение понятия «культурно-досуговые учреждения» не только устранит правовой пробел, но и позволит конкретизировать их функции, поставить перед творческими вузами адекватные задачи по подготовке кадров в контексте требований профессиональных стандартов.
В современных условиях увеличения социокультурных рисков подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений должна способствовать развитию человеческого потенциала, как ключевому ресурсу и главному конкурентному преимуществу России в текущий период. В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных цен-
ностей» подчеркнуто, что воспитание в духе уважения к традиционным ценностям - один из ключевых инструментов государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей будет способствовать сохранению общероссийской гражданской идентичности, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации [11].
В действующий федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) были внесены изменения в статьи 36.1 и 40 [13]. В число субъектов, обладающих правом инициировать проведение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры, включены и муниципальные округа (изменение абзаца четвертого части шестой статьи 36.1). В статью 40, регламентирующую полномочия органов местного самоуправления в области культуры, включен абзац, определяющий полномочия органов местного самоуправления муниципального округа. Внесенные изменения актуализируют внимание государства к культурно-досуговым учреждениям и обеспечивают им поддержку на всех уровнях государственного и муниципального управления.
В 2006 году в связи с реформой местного самоуправления и субъективным толкованием на местах некоторых норм федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что повлекло дестабилизацию деятельности организаций культуры, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ были разработаны методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов [7]. Необходимость противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей, а также новая редакция федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обуславливают разработку методических указаний для органов местного самоуправления по
реализации полномочий в области культуры.
На страницах журнала уже неоднократно поднимались вопросы организации образовательного процесса в творческих вузах [5] и подготовки специалистов для учреждений культуры [3; 10]. Однако исследования уважаемых авторов имеют прикладной характер и не затрагивают фундаментальных основ профессиональной подготовки специалистов для культурно-досуговых учреждений [2; 4]. За рубежом подготовка кадров для учреждений культуры рассматривается в контексте циф-ровизации экономики [15]. Несомненно, результаты зарубежных авторов имеют значение для отбора и структурирования содержания образования, избежания рисков. Однако подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений основана прежде всего на национальных традициях и требованиях профессиональных стандартов. Все изложенное и актуализировало тему исследования «Взаимодействие творческих вузов и культурно-досуговых учреждений как основа качественной подготовки кадров в контексте требований профессиональных стандартов».
Результаты
Основные результаты исследования состоят в определении и научном обосновании задач государственного института культуры по обеспечению подготовки кадров для куль-турно-досуговых учреждений в контексте требований профессиональных стандартов. Выяснено, что процесс взаимодействия государственного института культуры и культур-но-досуговых учреждений ориентирован на качественную подготовку высококвалифицированных кадров в контексте требований профессиональных стандартов посредством решения следующих задач: создание условий для удовлетворения культурно-
образовательных потребностей личности; организация системы опережающей подготовки кадров.
Для решения задачи по созданию условий для удовлетворения культурно-
образовательных потребностей личности в государственном институте культуры реализуются образовательные программы по направлениям подготовки на уровне бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантуры и ассистентуры-стажировки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Общий контингент обучающихся на бакалавриате, магистратуре и спе-циалитете на 01 апреля 2022г. составлял 1857. В том числе 361 целевых студента. Ко-
личество выпускников 2021 года составило 335 человек. Из них 111 выпускников завершили обучение с дипломом отличия, что составило 33%. Общий контингент обучающихся в аспирантуре и ассистентуре-стажировке на 01 апреля 2022г. составлял 45 человек. По программам дополнительного профессионального образования на 01 апреля 2022 г. обучалось 4000 человек.
К особым достижениям можно отнести обучение по образовательной программе «Хореографическое искусство», по которой вуз прошел Международную аккредитацию. Образовательная программа «Педагогика хореографического искусства» получила положительную внешнюю оценку на соответствие стандартам и руководству по международной специализированной аккредитации совместной образовательной программы высшего и послевузовского образования. Это позволило вузу получить лицензию по двойным дипломам совместно с Казахской национальной академией хореографии.
Особое место в реализации образовательной политики вуза занимают вопросы качественной и доступной профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На 01 апреля 2022 г. обучалось 12 студентов: 3 студента с нарушением зрения, 4 студента с нарушением опорно-двигательного аппарата и 5 студентов с общими заболеваниями. Для слепых и слабовидящих студентов адаптированы программы по направлениям подготовки: Режиссура театрализованных представлений и праздников; Искусство народного пения; Музыкальное искусство эстрады.
В вузе на базе учебного управления функционирует учебно-методический отдел по работе со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Системно прорабатываются вопросы создания безбарьерной архитектурной среды. Прилегающая территория к зданиям института доступна для маломобильных граждан. Профессиональная ориентация абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование у них осознанного и адекватного профессионального самоопределения, подбор одной или нескольких образовательных программ в соответствии с состоянием здоровья, собственными интересами и способностями.
В вузе реализуется образовательная программа для магистров «Адаптивная хореография», которая ориентирована на подго-
товку студентов с детскими и взрослыми хореографическими коллективами инвалидов (проект «Крылья счастья», где работают с инвалидами-колясочниками). В 2022 году вуз стал площадкой проведения регионального этапа чемпионата Абилимпикс. На базе вуза прошли состязания по компетенциям «дизайн плаката», «дизайн персонажей/анимация». 13 студентов и 7 преподавателей прошли обучение и получили сертификат волонтера Аби-лимпикс.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации вуз стал инициатором и организатором Всероссийского конкурса талантов и творчества для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и педагогов, работающих с данной категорией детей. Конкурс называется «Я могу! Творчество без границ» и вошел в Реестр Всероссийских конкурсов. В рейтинге Реестра конкурс входит в первую группу.
В вузе успешно функционирует Центр непрерывного образования и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства. Центр организует систему непрерывного образования, основанную на стратегии «образование через всю жизнь», начиная с ранней профессиональной ориентации и завершая обучением слушателей «третьего возраста».
Таким образом, вуз обладает необходимой учебно-методической базой для подготовки бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов. Научно-образовательный процесс представляет интегрированную систему, объединяющую научно-педагогическую деятельность преподавателей, учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов. Реализация образовательных программ по разным направлениям и уровням подготовки обеспечивает рост человеческого потенциала и его капитализацию.
Все изложенное обусловило включение в число стратегий развития вуза расширение межинституционального сетевого взаимодействия. Такое взаимодействие предусматривает продуктивное сотрудничество вуза с профильными образовательными учреждениями, творческими общественными организациями, учреждениями культуры и искусства в России и за рубежом, министерствами и ведомствами, заинтересованными в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений, с целью организации многоуровневого образовательного процесса по програм-
мам высшего образования и формирования у студентов междисциплинарных компетенций.
Опережающая подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений предусматривает формирование цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века.
Для решения задачи по организации системы опережающей подготовки кадров в вузе реализуются курсы повышения квалификации по направлению «Цифровая культура». Направление ориентировано на перспективные потребности отрасли культуры и увеличение числа специалистов, владеющих навыками 21 века, а также способных с помощью культурных ценностей реализовывать инновационные программы гражданско-патриотического воспитания молодежи, программы противодействия экстремизму и терроризму.
В 2021г. повысили квалификацию специалисты из 54 субъектов Российской Федерации. Всего обучение прошло 3500 слушателей, в том числе 696 специалистов региональных культурно-досуговых учреждений. В 2022 году повысили квалификацию специалисты уже из 65 субъектов Российской Федерации. Всего обучение прошло 4000 слушателей, в том числе 489 специалистов региональных куль-турно-досуговых учреждений. Таким образом, имеет место снижение количества специалистов региональных культурно-досуговых учреждений, повышающих квалификацию.
Эмпирические методы исследования показали, что студенты активно вовлекаются в научные мероприятия разного уровня. Например, студенты были привлечены к таким мероприятиям международного уровня, как: саммит по культуре и образованию «Цифровые технологии в сфере культуры» и круглый стол по итогам саммита «Подготовка кадров в области цифровизации для сферы культуры»; форум Kazan Digital Week; симпозиум «Проекты в культуре: современные модели, цифровые технологии и концепции развития»; круглый стол «Проблемы и перспективы развития региональных художественных традиций в эпоху цифровизации»; Хака-тон «Цифровая Арт-терапия»; виртуальный музейный (онлайн) трек «Фестиваль Digital проектов» и другие.
Студенты успешно участвовали в роли слушателей и докладчиков на мероприятиях всероссийского уровня: вебинаре «Цифровые технологии в культуре: вызовы и перспективы»; круглом столе с презентацией федеральной инновационной площадки «Научно-
образовательный этнокультурный центр народов Поволжья»; Фестивале образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусств «Региональная палитра»; дискуссионной площадке «Перспективы сотрудничества региональных кинематографистов с федеральными кинокомпаниями и онлайн-площадками». В вузе ежегодно организуются Неделя молодежной науки «Молодежь. Наука. Культура»; творческие и научные встречи с представителями иностранных государств (международные конкурсы вокалистов «Сандугач - Соловей», конкурс-фестиваль традиционной художественной культуры «Этномириада», конкурс-фестиваль «Ильха-мият» и другие).
Выяснено, что участие студентов в научных мероприятиях разного уровня, творческих и научных встречах способствует развитию цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века.
На 19 ежегодном форуме Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2022 года Президент нашей страны отметил, что «так называемая культура отмены выкашивает всё живое и творческое, не даёт развиваться свободной мысли ни в одной из областей: ни в экономике, ни в политике, ни в культуре» [1]. Поэтому важной составляющей в системе опережающей подготовки кадров стала международная договорная база вуза, которая представлена 46 соглашениями с зарубежными научными и образовательными организациями из 24 стран мира, и одним соглашением по реализации программы двойного диплома. Международное сотрудничество вуза обеспечивает развитие у студентов способности к межкультурному взаимодействию, адаптации и эффективной работе в различных культурах.
В рамках реализации национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» на базе вуза создан Инжиниринговый центр, как инструмент внедрения последних научных разработок в отрасль культуры и коммерциализации научных, образовательных, социально-культурных инноваций [6].
Инжиниринговый центр осуществляет разные виды деятельности. Например, проектирование и автоматизация отраслевых бизнес-процессов в области дизайна, конструирования, производства национальной одеж-
ды, декоративно-прикладного искусства; формирование каталога аутентичных артефактов по народной художественной культуры, на основе которого создаются проекты и эскизы современной продукции; организацию интерактивного музея технологий декоративно-прикладного искусства Поволжья и Приуралья; создание прототипа продукта с помощью виртуального тренажера. Потенциал Инжинирингового центра может быть использован при выполнении работ по заказам культурно-досуговых учреждений. К работе в инжиниринговом центре активно привлекаются студенты для получения опыта разработки инновационных продуктов для сферы культуры и продвижения их на рынок.
Таким образом, организация системы опережающей подготовки кадров для культурно-досуговых учреждений обеспечивает интегрированное и целенаправленное развитие у студентов цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века по индивидуальным образовательным траекториям, а также системную целостность образовательных программ в вертикальной и горизонтальной структуре образовательного процесса.
Все изложенное обусловило включение в число стратегий развития вуза повышение научно-технологического потенциала для создания новых технологий и конкурентоспособных продуктов. На практике стратегия предусматривает цифровизацию образовательного процесса, а также создание и совершенствование научных и творческих школ по профилям подготовки. Цифровизация образовательного процесса позволит запустить образовательно-научные платформы, создать виртуальные учебные лаборатории, мультимедийные учебные комплексы, цифровые оценочные средства. Создание и совершенствование научных и творческих школ по профилям подготовки обеспечит интеграцию индивидуальных достижений преподавателей в образовательную практику и подготовку высококвалифицированных специалистов.
Обсуждение
Наряду с изложенным, выяснено, что имеют место проблемы трудоустройства выпускников по специальности и востребованности культурно-досуговыми учреждениями цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века, сформированных у студентов.
Результат трудоустройства выпускников вуза 2021 года составляет 88%. На сайте Фе-
деральной службы государственной статистики (Росстата) в разделе «Официальная статистика» представлен подраздел «Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах», в котором отрасль культуры даже не выделена [12]. Сегодня среди российских вузов большой популярностью пользуется проект «Профстажировки 2.0» [8]. Проект включает платформу, на которой студент встречается с потенциальным работодателем и получает реальную задачу (кейс). В рамках этой задачи выполняются курсовые и выпускные квалификационные работы. При успешном решении задачи работодатель приглашает студента на стажировку с целью выявления реальных деловых качеств и компетенций, поддержки профессионального развития активной целеустремленной молодежи. На онлайн-платформе проекта уже доступно более 4900 кейсов от работодателей (Минстрой России, «СИБУР Холдинг», «Россети», «Ростелеком», «Аэрофлот», «РЖД» и др.). Сфера культуры здесь не представлена. Между тем, у вуза есть опыт подобного проекта. Студенты принимают участие в конкурсе научных работ на соискание стипендии регионального Министерства культуры.
Результаты экспертного опроса показали, что для решения проблемы целесообразно: 1) активизировать процесс разработки федеральной программы «Земской работник культуры»; 2) разработать план развития кадрового потенциала культурно-досуговых учреждений, повышения престижности и привлекательности профессий в сфере культуры; 3) усилить взаимодействие образовательных учреждений в сфере культуры и искусства с потенциальными работодателями в целях повышения качества подготовки профильных специалистов; 4) инициировать конкурс научных практикоориентированных работ на соискание стипендии регионального Министерства культуры с привлечением партнеров-работодателей, в частности культурно-досуговых учреждений; 5) разработать проект «Моя работа» и обеспечить сопровождение студентов творческих вузов по траектории «от абитуриента до трудоустройства». В рамках проекта на сайте регионального Министерства культуры разместить информацию о вакансиях в культурно-досуговых учреждениях региона, ресурсах для самостоятельного поиска работы, правилах составления резюме и прохождении собеседования, а также портфолио лучших выпускников творческих вузов; 6) организовать дуальную си-
стему обучения, при которой теоретические знания студенты получают в вузе, а практические умения, навыки - в культурно-досуговом учреждении.
Проблема востребованности культурно-досуговыми учреждениями сформированных у студентов цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века привлекла внимание большинства экспертов. Выявлено, что с одной стороны, культурно-досуговые учреждения активно функционируют. Это проявляется в росте числа посещений мероприятий, увеличении поступлений от оказания услуг на платной основе. Однако, с другой стороны, имеет место сокращение числа культурно-досуговых учреждений на селе и неравномерность их расположения в территориальном аспекте, уменьшение количества участников клубных формирований, однообразие культурного потребления; слабая материальная база культурно-досуговых учреждений и даже отсутствие доступа к сети Интернет в сельской местности. Таким образом, возникает противоречие между требованиями государства и общества к качеству образовательного процесса в творческих вузах и неудовлетворительным состоянием многих культурно-досуговых учреждений. Это создает трудности для применения выпускниками сформированных компетенций и профессиональных навыков. В свою очередь такие трудности нивелируют мотивацию к обучению.
В советское время культурно-досуговые учреждения постоянно поддерживались государством. Интерес государства был обусловлен не только профильными видами деятельности культурно-досуговых учреждений, но и огромным значением в пропагандистской и идеологической работе и гражданско-патриотическом воспитании. Между тем, потенциал культурно-досуговых учреждений может помочь в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей, развитии культурной самобытности многонационального народа региона, пропаганде национальных традиций и обычаев, поддержке русского и национального языков, гармонизации общественных отношений, укреплению межнационального единства и межконфессионального согласия. Во многих сельских поселениях существуют мастера-энтузиасты, возрождающие традиционные народные промыслы, подчас уникальные, бытовавшие только в конкретной местности. Работа их не имеет прямого экономического смысла. Это форма
досуга, творческой деятельности, сохранения ремесел. Культурно-досуговые учреждения могут знакомить общественность с таким творчеством, пропагандировать культурное богатство своего региона.
Результаты экспертного опроса показали, что для решения проблемы востребованности культурно-досуговыми учреждениями сформированных у студентов цифровых компетенций и профессиональных навыков 21 века целесообразно: 1) внести в региональный Закон «О культуре» понятие «культурно-досуговое учреждение», под которым понимать учреждение, осуществляющее социально-культурную, просветительскую, рекреационную деятельность и предоставляющее культурные блага для удовлетворения гражданами своих культурно-образовательных потребностей в процессе досуга; 2) ускорить внедрение в культурно-досуговые учреждения профессиональных стандартов как характеристику квалификации, необходимой творческому работнику для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ), а также актуализировать штатное расписание в связи с установленными уровнями квалификации; 3) разработать модельный стандарт деятельности культурно-досуговых учреждений и создать систему адекватной оценки их достижений, обеспечивающую социальный лифт для инициаторов успешных культурных проектов; 4) в целях оказания методической помощи главам муниципальных образований, муниципальным органам управления культуры и культурно-досуговым учреждениям разработать методические рекомендации по реализации полномочий в области культуры; 5) на базе вуза организовать технопарк как межинституциональный комплекс, обеспечивающий научно-методическое сопровождение культурно-досуговых учреждений при подготовке заявок на гранты, осуществлении профильных видов деятельности; 6) объединить ресурсы регионального Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства с вузовским Центром непрерывного образования и повышения квалификации специалистов сферы культуры и искусства; 7) разработать и внедрить межинституциональный портал «Культурный регион» для продвижения региональных социально-культурных продуктов и услуг и повышения их доступности для широких слоев населения; популяризации культурных ценностей региона; информиро-
вания жителей и гостей о предстоящих собы- фективной деятельностью. Устранение про-тиях в сфере культуры региона; организации тиворечия между требованиями государства межрайонных смотров и конкурсов культур- и общества к качеству образовательного про-но-досуговых учреждений. цесса в творческих вузах и неудовлетвори-
Заключение тельным состоянием культурно-досуговых
Подготовка кадров для культурно- учреждений - императив качественной под-досуговых учреждений сопряжена с их эф- готовки высококвалифицированных кадров.
Литература:
1. XIX Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/69695 (дата обращения: 5.11.2022).
2. Балдин Д.С., Якушкина Г.В. Становление категории социально-культурного воспитания молодёжи в oтечественной педагогике // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 2. - С. 135-141.
3. Калегина О.А., Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. Взаимодействие вуза и работодателя как основа подготовки востребованных специалистов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 4. - С. 149-156.
4. Кучекеева Л.А. Формирование профессиональных компетенций студентов специальности звукорежиссура средствами социально-культурной деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 1. - С. 167-173.
5. Мишина А.В., Явгильдина З.М., Мишина Н.В. Дистанционные технологии в контексте персонализации компетентностной подготовки бакалавров художественно-педагогического направления // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 3. - С. 111-115.
6. Национальный проект «Наука» [Электронный ресурс] .- Режим доступа : http://government.ru/info/35565/ (дата обращения: 5.11.2022).
7. Приказ Минкультуры России от 25.05.2006 № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества» [Электронный ресурс] .- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902048212 (дата обращения: 5.11.2022).
8. Профстажировки 2.0[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://onf.ru/profstazhirovki-project/ (дата обращения: 5.11.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (с изменениями на 30.03.2018)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420340006?section=status (дата обращения: 5.11.2022).
10. Терехов П.П. О педагогической подготовке менеджера в вузе культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 2. - С. 98-104.
11. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] .- Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 10.11.2022).
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 5.11.2022).
13. Федеральный закон от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (дата обращения: 5.11.2022).
14. Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://base.garant.ru/12111286/#friends (дата обращения: 5.11.2022).
15. Romero-Rodríguez L.M., Contreras-Pulido P., Pérez-Rodríguez M.A. Media competencies of university professors and students. Comparison of levels in Spain, Portugal, Brazil and Venezuela // Cultura y Educacion. -2019. - Vol. 31. - № 2. - P. 326-368.
References:
1. XIX Ezhegodnoe zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa : http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/69695 (data obrashcheni-ya: 5.11.2022).
2. Baldin D.S., YAkushkina G.V. Stanovlenie kategorii social'no-kul'turnogo vospitaniya molodyozhi v otechestvennoj pedagogike // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. -
№ 2. - S. 135-141.
3. Kalegina O.A., Kormishina G.M., YAshina N.G. Vzaimodejstvie vuza i rabotodatelya kak osnova podgotov-ki vostrebovannyh specialistov / / Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 4. - S. 149-156.
4. Kuchekeeva L.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov special'nosti zvukorezhissura sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 1. - S. 167-173.
5. Mishina A.V., YAvgil'dina Z.M., Mishina N.V. Distancionnye tekhnologii v kontekste personalizacii kompe-tentnostnoj podgotovki bakalavrov hudozhestvenno-pedagogicheskogo napravleniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 3. - S. 111-115.
6. Nacional'nyj proekt «Nauka» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa : http://government.ru/info/35565/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).
7. Prikaz Minkul'tury Rossii ot 25.05.2006 № 229 «Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanij po realizacii voprosov mestnogo znacheniya v sfere kul'tury gorodskih i sel'skih poselenij, municipal'nyh rajonov i Metodicheskih rekomendacij po sozdaniyu uslovij dlya razvitiya mestnogo tradicionnogo narodnogo hudozhestvennogo tvorchestva» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/902048212 (data obrashcheniya: 5.11.2022).
8. Profstazhirovki 2.0[Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://onf.ru/profstazhirovki-project/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).
9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 N 326-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda (s izmeneniyami na 30.03.2018)» [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/420340006?section=status (data obrashcheniya: 5.11.2022).
10. Terekhov P.P. O pedagogicheskoj podgotovke menedzhera v vuze kul'tury // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2021. - № 2. - S. 98-104.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohr-aneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Elektronnyj resurs] .- Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).
12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).
13. Federal'nyj zakon ot 09.10.1992 № 3612-1 «Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture» (red. ot 30.04.2021) [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102018866 (data obrashcheniya: 5.11.2022).
14. Federal'nyj zakon ot 15.04.1998 N 64-FZ «O kul'turnyh cennostyah, peremeshchennyh v Soyuz SSR v re-zul'tate Vtoroj mirovoj vojny i nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii (red. ot 11.06.2021) [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/12111286/#friends (data obrashcheniya: 5.11.2022).
15. Romero-Rodríguez L.M., Contreras-Pulido P., Pérez-Rodríguez M.A. Media competencies of university professors and students. Comparison of levels in Spain, Portugal, Brazil and Venezuela / / Cultura y Educacion. -2019. - Vol. 31. - № 2. - P. 326-368.
УДК 316.77:316.324.8
Р.З. Богоудинова, С.Д. Бородина, А.Р. Мансурова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Информационная безопасность как неизбежное следствие информатизации общества становится мировой проблемой. Феномен информационной безопасности, его многокомпонентность и динамичность является объектом исследования целого комплекса научных дисциплин - технических и социально-гуманитарных, включая педагогику.
Глобальное информационное пространство не только «дополняет» человека (информацией, знаниями, опытом), но еще и ограничивает, лишая свободы творчества, самопроявления и т.п., ведь «все на свете знания» изложены в источниках, которые нужно лишь найти.
Противоречие между накопленной информацией, ее гигантским объемом и возможностями человека по ее освоению получило разрешение в возникновении в теории и практике такой темы, как информационная безопасность. Начиная с XXI века субъектом решения проблемы информационной безопасности становится не только институт (государство, образование, культура), но и личность. Это обстоятельство сразу же кооптировало педагогику как научную и учебную дисциплину в арсенал средств подготовки личности к жизни в глобальном информационном пространстве.