Научная статья на тему 'Проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза'

Проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / EDUCATIONAL POLICY / PEDAGOGICAL EDUCATION / PROJECT ACTIVITY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

В статье рассматривается проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза. Анализируя современные подходы к реализации образовательной политики, автор раскрывает опережающий характер педагогического образования. Опираясь на системный подход к проекту как к деятельности, направленной на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, в статье в качестве основного результата деятельности педагогического вуза рассматривается подготовка педагогов нового типа, которые не только имеют глубокие предметные знания, но и владеют современными психолого-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями. Раскрывается взаимосвязь между качеством образования и качеством жизни человека. В статье представлен опыт реализации проектной деятельности в Уральском государственном педагогическом университете. Приоритетные проекты вуза по всем основным направлениям деятельности раскрываются через призму обеспечения устойчивого развития университета. Представлены проекты, реализуемые в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; проекты, направленные на развитие социокультурной среды для самореализации обучающихся, социальное партнерство в образовательном пространстве региона, а также международные культурно-образовательные инициативы университета. В статье подробно раскрыта активность университета по созданию педагогического кластера Свердловской области. Целью этой деятельности является системное объединение образовательных организаций региона в единый педагогический кластер, обеспечивающий лидерство Свердловской области в сфере непрерывного педагогического образования. На достижение этой цели направлена деятельность УрГПУ как инновационной региональной площадки по теме: «Инновационная модель системы подготовки кадров в рамках регионального кластера педагогического образования». Задачей инновационной площадки является разработка модели развития профориентационной работы в педагогических классах на базе общеобразовательных школ; педагогической интернатуры; системы воспитательной работы в вузе, нацеленной на формирование граждански активной и социально-ответственной личности, что обеспечивает создание системы подготовки кадров, мотивированных на работу по профессии, в рамках регионального педагогического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the project activity as a mechanism of sustainable development of pedagogical university. Analyzing modern approaches to the implementation of educational policy, the author reveals the advanced nature of pedagogical education. Based on a systematic approach to the project as an activity aimed at implementing specific goals and solving specific problems, the article considers training of teachers of a new type, who not only have deep subject knowledge, but also possess modern psychological, pedagogical and information and communication technologies; this is the main goal pedagogical university. The interrelation between the quality of education and the quality of human life is revealed. The article presents the experience of project activities in the Ural State Pedagogical University (USPU). Priority projects of the university in all major areas of activity are revealed through the prism of sustainable development of the university. It also describes projects implemented in educational, research and innovation activities, projects aimed at the development of socio-cultural environment for self-realization of students, social partnership in the educational space of the region, as well as international cultural and educational initiatives of the university. The article describes in detail the activity of USPU to create a Pedagogical cluster of the Sverdlovsk region. The purpose of this activity is to unite educational organizations of the region in a single pedagogical cluster, providing leadership of the Sverdlovsk region in the field of continuous pedagogical education. To achieve this goal, USPU, as an innovative regional platform, introduces a project "Innovative model of the training system within the regional cluster of pedagogical education". The task of the innovation platform is to work out a model for the development of vocational guidance in pedagogical classes in secondary schools; pedagogical internship; system of educational work at the university, aimed at the formation of a civil active and socially responsible person, which is ensured by the system of training of staff motivated to work in the profession within the regional pedagogical cluster.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза»

УДК 378.637:378.14

ББК Ч448.904 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

К 88-летию УрГПУ

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, ректор, Уральский государственный педагогический университет; 620017,

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 206; e-mail: minyurova@uspu.me.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная политика; педагогическое образование; проектная деятельность, педагогические университеты.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проектная деятельность как механизм устойчивого развития педагогического вуза. Анализируя современные подходы к реализации образовательной политики, автор раскрывает опережающий характер педагогического образования. Опираясь на системный подход к проекту как к деятельности, направленной на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, в статье в качестве основного результата деятельности педагогического вуза рассматривается подготовка педагогов нового типа, которые не только имеют глубокие предметные знания, но и владеют современными психолого-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями. Раскрывается взаимосвязь между качеством образования и качеством жизни человека. В статье представлен опыт реализации проектной деятельности в Уральском государственном педагогическом университете. Приоритетные проекты вуза по всем основным направлениям деятельности раскрываются через призму обеспечения устойчивого развития университета. Представлены проекты, реализуемые в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности; проекты, направленные на развитие социокультурной среды для самореализации обучающихся, социальное партнерство в образовательном пространстве региона, а также международные культурно-образовательные инициативы университета. В статье подробно раскрыта активность университета по созданию педагогического кластера Свердловской области. Целью этой деятельности является системное объединение образовательных организаций региона в единый педагогический кластер, обеспечивающий лидерство Свердловской области в сфере непрерывного педагогического образования. На достижение этой цели направлена деятельность УрГПУ как инновационной региональной площадки по теме: «Инновационная модель системы подготовки кадров в рамках регионального кластера педагогического образования». Задачей инновационной площадки является разработка модели развития профориентационной работы в педагогических классах на базе общеобразовательных школ; педагогической интернатуры; системы воспитательной работы в вузе, нацеленной на формирование граждански активной и социально-ответственной личности, что обеспечивает создание системы подготовки кадров, мотивированных на работу по профессии, в рамках регионального педагогического кластера.

Minyurova Svetlana Aligaryevna,

Doctor of Psychology, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: minyurova@uspu.me.

PROJECT ACTIVITY AS A MECHANISM

OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: educational policy; pedagogical education; project activity; pedagogical university.

ABSTRACT. The article deals with the project activity as a mechanism of sustainable development of pedagogical university. Analyzing modern approaches to the implementation of educational policy, the author reveals the advanced nature of pedagogical education. Based on a systematic approach to the project as an activity aimed at implementing specific goals and solving specific problems, the article considers training of teachers of a new type, who not only have deep subject knowledge, but also possess modern psychological, pedagogical and information and communication technologies; this is the main goal pedagogical university. The interrelation between the quality of education and the quality of human life is revealed. The article presents the experience of project activities in the Ural State Pedagogical University (USPU). Priority projects of the university in all major areas of activity are revealed through the prism of sustainable development of the university. It also describes projects implemented in educational, research and innovation activities, projects aimed at the development of socio-cultural environment for self-realization of students, social partnership in the educational space of the region, as well as international cultural and educational initiatives of the university. The article describes in detail the activity of USPU to create a Pedagogical cluster of the Sverdlovsk region. The purpose of this activity is to unite educational organizations of the region in a single pedagogical cluster, providing leadership of the Sverdlovsk region in the field of continuous pedagogical education. To achieve this goal, USPU, as an innovative regional platform, introduces a project "Innovative model of the training system within the regional cluster of pedagogical education". The task of the innovation platform is to work out a model for the development of vocational guidance in pedagogical classes in secondary schools; pedagogical internship; system of educational work at the university, aimed at the formation of a civil active and socially responsible person, which is ensured by the system of training of staff motivated to work in the profession within the regional pedagogical cluster.

Актуальные задачи государственной политики в сфере образования на современном этапе представлены в национальных проектах «Образование» и «Наука», в федеральных и региональных приоритетных проектах. Проектная деятельность обеспечивает возможность реализации стратегических инициатив в сфере высшего образования [11]. Для педагогического образования, нацеленного по своей сути на опережающее развитие, так как оно обращено к специалистам, которые будут обучать и воспитывать будущие поколения страны, проектная деятельность становится необходимым механизмом устойчивого развития [10].

Управление проектами как методология опирается на системный подход к проекту как к деятельности, направленной на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, результаты которых выражаются в терминах: времени; затрат; качества результата [1]. Основным результатом деятельности педагогического вуза является подготовка педагогов нового типа, имеющих глубокие знания в предметной области, владеющих современными психолого-педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями [4; 12; 13; 14]. Качество образования определяет качество жизни человека: если человек получает качественное образование, он обеспечивает себе высокое качество жизни. Отсюда внимательное отношение к качеству образования в условиях глобализации [2; 6; 7; 8]. Основной проблемой современного образования становится переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: в рамках одного типа деятельности необходимо «вырастить» принципиально иной [5; 9]. Проектная деятельность позволяет гармонично осуществить этот переход, так как позволяет обучающимся уже на стадии получения профессиональной подготовки попробовать себя в реальной практической деятельности [3; 15].

Целью данной статьи является представление опыта перехода на проектное управление Уральского государственного педагогического университета.

Ориентация на качество образования, ценностное отношение к традициям, открытость изменениям являются основанием устойчивого развития Уральского государственного педагогического университета как научно-образовательного центра для подготовки и непрерывного образования педагогов, а также специалистов социальной, гуманитарной и естественнонаучной

сфер деятельности.

Университет опирается на важные вехи создания высшей педагогической школы на Урале:

— в 1871 г. при 1-й Екатеринбургской женской гимназии был открыт педагогический класс, началась подготовка кадров для сельских и городских начальных учебных заведений;

— по данным переписи 1911 г. 24,7% учителей и 8,3% учительниц имели среднее педагогическое образование, около 50% учительниц окончили гимназии или епархиальные училища;

— 18 октября 1912 г. был основан Екатеринбургский учительский институт для подготовки народных учителей, его первый выпуск состоялся осенью 1915 г., всего институт просуществовал семь лет;

— 25 августа 1930 г. был создан Уральский индустриально-педагогический институт для подготовки преподавательских кадров для школ, ФЗУ и ФЭС;

— в 1932 г. вуз был переименован в Уральский педагогический институт, ставший площадкой создания разветвленной сети рабфаков для подготовки учителей;

— в 1933 г. вуз получил название Свердловский государственный педагогический институт и на протяжении шестидесяти лет осуществлял подготовку многих поколений научно-педагогических кадров для Уральского региона;

— в 1993 г. СГПИ прошел аттестацию в качестве университета и был переименован в Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ).

Сегодня Уральский государственный педагогический университет является динамично развивающимся центром образования, науки, культуры федерального уровня. В составе университета 9 институтов, 3 факультета, 42 кафедры. Количество обучающихся достигает 10 000 человек, трудовой коллектив насчитывает 1000 человек. Университет реализует 169 основных профессиональных образовательных программ по 14 укрупненным группам направлений, в том числе 101 программа бакалавриата, 49 магистерских программ и 19 программ подготовки аспирантов. В университете действует Центр непрерывного образования, реализующий 111 программ профессиональной переподготовки и 210 программ повышения квалификации, а также обще-развивающие программы дополнительного образования для детей и взрослых.

Уральский государственный педагогический университет является 100% эффективным вузом, стабильно выполняет все

© Минюрова С. А., 2018

показатели мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, осуществляемого Министерством образования и науки Российской Федерации: по качеству образовательной деятельности, востребованности выпускников, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности (2015, 2016, 2017 гг.). По результатам оценки качества приема УрГПУ устойчиво входит в топ-10 лучших российских педагогических вузов (2015, 2016, 2017 гг.).

Деятельность УрГПУ основывается на принципах гуманизма, патриотизма, гражданственности, ориентирована на сотрудничество и взаимодействие с обществом, нацелена на достижение высокого уровня профессионализма для обеспечения качественного образования высококвалифицированных специалистов. Университет ориентирован на создание развивающей образовательной среды для подготовки профессионалов, способных осуществлять процесс обучения, воспитания и личностного роста человека на протяжении жизненного пути и позиционирует себя как центр открытого педагогического образования, который обеспечивает:

— проектирование и реализацию стратегических инициатив в сфере образования в масштабе федеральных, региональных, муниципальных преобразований;

— создание и трансфер знаний, технологий, уникального образовательного опыта как вклад в подготовку человеческих ресурсов, готовых к опережающему социально-экономическому развитию;

— преемственность программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, реализующихся в разнообразных форматах вариативных образовательных платформ, ориентированных на гуманистические идеалы, принятие уникальности каждого человека;

— качественное изменение образовательной среды региона через становление социально-педагогического кластера, обеспечивающего интеллектуальное развитие территории.

Многогранность задач развития университета в динамичной социокультурной среде требует выявления проблемных зон и вероятных рисков:

— позитивные демографические тенденции создают рост потребности в подготовке педагогических кадров для дошкольного, начального, среднего образования, но при этом остаются вопросы трудоустройства выпускников в регионе из-за усложнения социально-экономической ситуации на рынке труда, а также недостаточно выстроенной системы их личностно-профессиона-

льного послевузовского сопровождения;

— переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего образования, внедрение профессиональных стандартов задает высокую динамику обновления учебно-методической документации вуза, ставит задачу разработки современных моделей организации образовательного процесса, что требует развития системы непрерывного внутрикорпоративного обучения как педагогического коллектива, так и административного и учебно-вспомогательного персонала;

— колебание спроса на продукцию научно-инновационной деятельности вызывает необходимость усилить информирование о результатах исследований научных школ университета через их представление в реферируемых научных изданиях российского и международного уровня, проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов, а также обмен научной литературой на многосторонней основе;

— образовательные потребности и социальные ожидания новых поколений обучающихся стимулируют обновление подходов к организации многоуровневой и разноплановой системы воспитательной работы, поиск современных моделей развития студенческого самоуправления, направленных на формирование гражданской позиции, ценностных ориентаций молодых людей, поддержку их общественных инициатив;

— постоянно растущий уровень затрат на содержание имущественного комплекса, отставание учебной, научно-лабораторной, материально-технической базы от уровня, необходимого современному вузу, а также уровня технологической оснащенности российской школы, требует привлечения дополнительных источников финансирования, совершенствования уровня финансового менеджмента.

Понимание современных вызовов и требований рынка труда, установка на образование как базовую ценность общества, нацеленность на сохранение высоких темпов развития - значимые условия успешной реализации стратегии развития университета на новом этапе.

Проектное управление как способ организации активности позволяет университету не только успешно реализовывать деятельность, но и осуществлять качественные преобразования по всем основным направлениям развития.

1. Модернизация образовательной деятельности

Приоритетные проекты УрГПУ: «За качественное образование» (внедрение «Студенческого стандарта качества педагогического образования» в образовательную дея-

тельность), «Инклюзивное образование» (реализация непрерывного образования педагогов по проблемам инклюзивного образования, разработки адаптированных образовательных программ), «Университетская библиотека в цифровом пространстве» (интеграция электронных ресурсов университета на единой платформе для повышения эффективности сопровождения образовательного процесса), «Дополнительные программы для детей и подростков», (непрерывное образование педагогов по проблемам дополнительного образования детей и подростков, реализация общеразвивающих программ для детей и подростков), «Целевая подготовка педагогов» (обеспечение целевой подготовки обучающихся с последующим трудоустройством в регионе и послевузовским сопровождением), «Педагогическая интернатура» (углубленная практико-ориен-тированная модульная подготовка обучающихся к педагогической деятельности на базе лучших образовательных организаций региона), «Корпус общественных наблюдателей ГИА и ЕГЭ» (создание условий для участия обучающихся в работе корпуса наблюдателей как альтернативной форма прохождения практики, курсов по выбору).

2. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности

Приоритетные проекты УрГПУ: «Ин-новатика» (создание условий для повышения эффективности, конкурентоспособности, востребованности инновационной научно-исследовательской деятельности ученых УрГПУ), «Уральская инженерная школа: образование педагогов» (подготовка учителей физики, технологии, информатики и педагогов дополнительного образования к работе с инновационным оборудованием), «Академия детского изобретательства» (внедрение технологии комплексного развития творческих способностей детей в образовательных организациях региона).

3. Развитие социокультурной среды для самореализации обучающихся

Приоритетные проекты УрГПУ: «Живая история» (создание условий для граж-данско-патриотического воспитания подрастающего поколения через вовлечение в социально значимую деятельность, добровольчество, творческие события), «Центр добровольчества и волонтерства» (реализация инициатив и оказание поддержки при организации и проведении общественно значимых мероприятий), «Венок национальных культур» (организация событий, мероприятий, направленных на взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание обучающихся разных национальностей), «Социальные сети: площадка взаимодействия молодежи» (создание условий для

развития у молодежи компетенций продуктивного и конструктивного взаимодействия в социальных сетях), «Выбираем здоровый образ жизни» (организация физкультурной, спортивной активности в университете и регионе с целью формирования культуры здорового образа жизни), «Ассоциация выпускников УрГПУ» (организация взаимодействия между выпускниками УрГПУ, создание условий для сохранения и передачи традиций университетского сообщества студентам разных поколений).

4. Социальное партнерство в образовательном пространстве региона

Приоритетные проекты УрГПУ: «Современная школа: педагог нового поколения» (повышение имиджа, социального признания профессиональной деятельности педагога), «Педагогические мастерские» (создание условий для трансляции и масштабирования лучших педагогических практик), «Ассоциация молодых педагогов Свердловской области» (организация послевузовского сопровождения молодых педагогов региона), «Педагоги - наставники» (создание условий для организации взаимодействия между опытными и начинающими педагогами), «Ресурсный центр по подготовке вожатых и сопровождению детского движения» (организация подготовки вожатых и тьюторов для психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учебной и внеучебной деятельности), «Мы вместе: инклюзивное образование» (реализация переподготовки, повышения квалификации педагогов образовательных организаций по проблемам инклюзивного образования, организация мероприятий, направленных на интеграцию людей с особыми потребностями в образовательную и социокультурную среду).

5. Международные культурно-образовательные инициативы

Приоритетные проекты УрГПУ: «Учить и учиться по-русски» (разработка и внедрение методического и психолого-педагогического обеспечения обучения русскому языку как иностранному, организация стажировок, академического обмена, научно-образовательных событий с вузами Китая), «Глобальные партнеры в образовании» (реализация культурно-образовательных программ «Глобальное понимание», «Глобальное лидерство» совместно с университетами-партнерами более чем из 25 стран мира посредством проведения учебных курсов в виртуальной образовательной среде), «Межкультурный диалог по-русски» (проведение учебных занятий в рамках дополнительного образования, организация стажировок, академического обмена, научно-образовательных событий с вузами Поль-

ши, Словакии, Болгарии).

По решению Ученого совета университета в 2018-2019 учебном году стартовали проекты «Когнитивные исследования в образовании» (руководитель С. Л. Фоменко), «Профессорское собрание» (руководитель В. А. Герт), «Лига экспертов» (руководитель Е. В. Коротаева), «Психология образования» (руководитель Н. Н. Васягина), «Детская академия изобретательства» (руководитель С. А. Новоселов), «Современная школа» (руководитель Н. М. Паэгле), «Ресурсный центр по подготовке вожатых и сопровождению детского движения» (руководитель И. А. Ларионова).

Ориентируясь на реализацию национального проекта «Образование», Уральский государственный педагогический университет активно взаимодействует с региональной системой образования. В 2018 г. Уральский государственный педагогический университет инициировал создание Педагогического кластера Свердловской области. Соглашение о создании кластера подписано 28 августа 2018 г. на августовском областном педагогическом совещании. Педагогический кластер определяется как добровольное объединение исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, юридических лиц, направленных на осуществление деятельности по развитию педагогического образования и на интеграцию в непрерывную систему подготовки педагогических кадров на территории Свердловской области. Основной целью является системное объединение образовательных организаций региона в единый педагогический кластер, обеспечивающий лидерство Свердловской области в сфере непрерывного педагогического образования.

Перед участниками Педагогического кластера поставлены следующие задачи:

• формирование и развитие инфраструктуры кластера, в том числе путем кооперации, развития эффективного сетевого взаимодействия через трансфер новых педагогических технологий, совместных научно-исследовательских, научно-образова-тельных, учебно-методических центров и лабораторий, центров оценки компетенций и других инфраструктурных проектов, включая межкластерное, межотраслевое, межведомственное взаимодействие;

• содействие развитию материально-технической, информационной базы организаций кластера для обеспечения непрерывной системы подготовки педагогических кадров на основе модернизации и обновления, а также оптимизации кооперационных связей внутри кластера;

• внедрение современных методов проектного управления в организациях кластера, обеспечение координации и реализации совместных проектов и программ с привлечением организаций кластера, организация взаимодействия с российскими и зарубежными организациями педагогического профиля по выполнению образовательных, научно-исследовательских, социокультурных проектов;

• организация эффективного взаимодействия участников кластера с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• содействие проведению государственной политики в области занятости, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, трудоустройства выпускников педагогических направлений подготовки колледжей и вузов, оказания эффективной помощи педагогическим работникам в профессиональной и социальной адаптации;

• обеспечение анализа кадрового состава и потребности в кадрах образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, потребности в получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования в целях подготовки предложений по формированию государственного задания;

• поддержка деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, на востребованность и конкурентоспособность педагогической профессии, на формирование позитивного образа преподавателя, учителя в общественном сознании;

• обеспечение высококвалифицированными преподавательскими кадрами системы непрерывной педагогической подготовки (допрофессиональной, профессиональной), переподготовки и повышения квалификации Свердловской области.

Уральский государственный педагогический университет обладает значимыми ресурсами для деятельности в рамках Педагогического кластера Свердловской области. Так, УрГПУ является инновационной региональной площадкой по теме: «Инновационная модель системы подготовки кадров в рамках регионального кластера педагогического образования». Задачей инновационной площадки является разработка модели развития профориентационной работы в педагогических классах на базе общеобразовательных школ, педагогической интернатуры, системы воспитательной работы в вузе,

нацеленной на формирование граждански активной и социально-ответственной личности, что обеспечивает создание системы подготовки кадров, мотивированных на работу по профессии, в рамках регионального кластера педагогического образования.

Педагогические классы — это программа дополнительного образования, направленная на формирование мотивации на дальнейшую самореализацию в педагогической профессии. Основная цель работы педагогического класса — формирование у обучающихся целенаправленной профессионально-педагогической ориентации, устойчивого интереса к педагогической деятельности. Педагогические классы рассматриваются как первая ступень педагогического образования и первая профессиональная проба. Приглашая обучающихся в педагогический класс, преследуются две взаимодополняющие цели: с одной стороны, выявление мотивированных на педагогическую профессию молодых людей, которые при наличии определенных условий (ранней профессионализации и последующего целевого набора в колледж и вуз) решают задачу обеспечения системы регионального образования профессиональными кадрами, с другой стороны — создаем дополнительные возможности для гуманитаризации Урала как старопро-мышленого региона (молодые люди вне зависимости от места их будущей работы понимают и реализуют в своей деятельности, в том числе и как будущие родители, гуманитарные ценности). В 2018-2019 учебном году в Свердловской области работает 11 педагогических классов, обучающихся по програм-

мам, разработанным в УрГПУ.

Обучение в педагогическом вузе в русле проекта модернизации педагогического образования предполагает тесную связь теоретического, предметного и практического компонентов в подготовке специалиста. Для этого был разработан и реализуется проект «Педагогическая интернатура». Педагогическая интернатура - образовательная программа, включающая в себя систему теоретических курсов и практик (стажировок) на базе школ партнеров для студентов-бакалавров, обучающихся на третьем курсе по направлениям подготовки УГСН «Образование и педагогические науки». Цель педагогической интернатуры заключается в приведении структуры, содержания и технологий педагогической подготовки в соответствие с утвержденным профессиональным стандартом педагога и новыми федеральными стандартами школьного образования.

Таким образом, включенность в реализацию национальных проектов, а также региональных стратегических инициатив предполагает усиление позиции УрГПУ в ряду ведущих педагогических вузов страны как открытого динамично развивающегося центра подготовки высококвалифицированных профессионалов для сферы образования, мотивированных на активное участие в инновационном развитии общества, а также общественное и профессиональное признание реализуемых университетом исследовательских проектов и экспертно-аналитиче-ского сопровождения модернизационных процессов в системе образования Свердловской области, Уральского региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтыникова Н. В., Герасев А. Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза (из опыта Новосибирского государственного педагогического университета) [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 5. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskie-prioritety-razvitiya-sovremennogo-pedagogicheskogo-vuza-iz-opyta-novosibirskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo (дата обращения: 20.12.2018).

2. Ардашкин И. Б. Ценности современного образования как фактор развития: мировые тенденции и перспективы России [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2014. — № 384. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-mirovye-tendentsii-i-perspektivy-rossii (дата обращения: 20.12.2018).

3. Бабаев Б. Д., Чекмарев В. В., Смольянинова Ю. В. Формирование нового типа воспроизводства кадров с высшим профессиональным образованием веление времени [Электронный ресурс] / / Экономика образования. — 2012. — № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-tipa-vosproizvodstva-kadrov-s-vysshim-professionalnym-obrazovaniem-velenie-vremeni (дата обращения: 20.12.2018).

4. Балакирева Э. В. Педагогическое образование в контексте развития современного представления о педагогической профессии [Электронный ресурс] / / Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-kontekste-razvitiya-sovremennogo-predstavleniya-o-pedagogicheskoy-professii (дата обращения: 20.12.2018).

5. Басалаева Н. В. Образование как пространство становления смыслов [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2007. — № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-kak-prostranstvo-stanovleniya-smyslov (дата обращения: 20.12.2018).

6. Бережнова Е. В. Образование как ценность [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО. — 2014. — № 2 (35). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-tsennost (дата обращения: 20.12.2018).

7. Бисько А. Т. Три обоснования образования как общечеловеческой ценности [Электронный ресурс] // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2010. — № 2 (4). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-obosnovaniya-obrazovaniya-kak-obschechelovecheskoy-

tsennosti (дата обращения: 20.12.2018).

8. Бойченко Г. Н., Кундозерова Л. И. Образование как ценность личности, семьи и социума [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2012. — № 3. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-tsennost-lichnosti-semi-i-sotsiuma (дата обращения: 20.12.2018).

9. Бондаревская Е. В. Образовательно-профессиональный стандарт как инструмент инновационного развития педагогического образования в федеральном университете [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. — 2015. — № 3 (98). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelno-professionalnyy-standart-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-federalnom (дата обращения: 20.12.2018).

10. Бордовский Г. А. Педагогическое образование как фактор устойчивого развития российского общества [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 8. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 20.12.2018).

11. Гречко М. В. Развитие вуза в условиях модернизации экономики [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2011. — 210 с. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25487955.

12. Кадакин В. В., Шукшина Т. И. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. — 2013. — № 4. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-bazovyy-tsentr-podgotovki-uchitelya (дата обращения: 20.12.2018).

13. Мазур И. И. Управление проектами : справочное пособие / под ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — М. : Высшая школа, 2001. — 875 с.

14. Прохорова М. П., Семченко А. А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 4 (12). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-mehanizmy-realizatsii-innovatsionnogo-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.12.2018).

15. Соломин В. П. Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2014. — № 1. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-universiteta-v-novyh-usloviyah-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.12.2018).

REFERENCES

1. Altynikova N. V., Gerasev A. D. Strategicheskie prioritety razvitiya sovremennogo pedagogicheskogo vuza (iz opyta Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta) [Elektronnyy resurs] // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2013. — № 5. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-razvitiya-sovremennogo-pedagogicheskogo-vuza-iz-opyta-novosibirskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo (data obrashcheniya: 20.12.2018).

2. Ardashkin I. B. Tsennosti sovremennogo obrazovaniya kak faktor razvitiya: mirovye tendentsii i perspektivy Rossii [Elektronnyy resurs] // Vestn. Tom. gos. un-ta. — 2014. — № 384. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-mirovye-tendentsii-i-perspektivy-rossii (data obrashcheniya: 20.12.2018).

3. Babaev B. D., Chekmarev V. V., Smol'yaninova Yu. V. Formirovanie novogo tipa vosproizvodstva kadrov s vysshim professional'nym obrazovaniem velenie vremeni [Elektronnyy resurs] // Ekonomika obrazovaniya. — 2012. — № 1. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novogo-tipa-vosproizvodstva-kadrov-s-vysshim-professionalnym-obrazovaniem-velenie-vremeni (data obrashcheniya: 20.12.2018).

4. Balakireva E. V. Pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste razvitiya sovremennogo predstavleniya o pedagogicheskoy professii [Elektronnyy resurs] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. — 2002. — № 3. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-kontekste-razvitiya-sovremennogo-predstavleniya-o-pedagogicheskoy-professii (data obrashcheniya: 20.12.2018).

5. Basalaeva N. V. Obrazovanie kak prostranstvo stanovleniya smyslov [Elektronnyy resurs] // Vestnik KGPU im. V. P. Astafeva. — 2007. — № 1. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-prostranstvo-stanovleniya-smyslov (data obrashcheniya: 20.12.2018).

6. Berezhnova E. V. Obrazovanie kak tsennost' [Elektronnyy resurs] / / Vestnik MGIMO. — 2014. — № 2 (35). — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-tsennost (data obrashcheniya: 20.12.2018).

7. Bis'ko A. T. Tri obosnovaniya obrazovaniya kak obshchechelovecheskoy tsennosti [Elektronnyy resurs] // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. — 2010. — № 2 (4). — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-obosnovaniya-obrazovaniya-kak-obschechelovecheskoy-tsennosti (data obrashcheniya: 20.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Boychenko G. N., Kundozerova L. I. Obrazovanie kak tsennost' lichnosti, sem'i i sotsiuma [Elektronnyy resurs] // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. — 2012. — № 3. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-tsennost-lichnosti-semi-i-sotsiuma (data obrashcheniya: 20.12.2018).

9. Bondarevskaya E. V. Obrazovatel'no-professional'nyy standart kak instrument innovatsionnogo razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v federal'nom universitete [Elektronnyy resurs] / / Izvestiya VGPU. — 2015. — № 3 (98). — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelno-professionalnyy-standart-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-federalnom (data obrashcheniya: 20.12.2018).

10. Bordovskiy G. A. Pedagogicheskoe obrazovanie kak faktor ustoychivogo razvitiya rossiyskogo obshchest-va [Elektronnyy resurs] // Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. — 2010. — № 8. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-kak-faktor-ustoychivogo-razvitiya-rossiyskogo-obschestva (data obrashcheniya: 20.12.2018).

11. Grechko M. V. Razvitie vuza v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [Elektronnyy resurs]. — Rostov n/D. :

IPO PI YuFU, 2011. — 210 s. — Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=25487955.

12. Kadakin V. V., Shukshina T. I. Pedagogicheskiy vuz kak bazovyy tsentr podgotovki uchitelya [Elek-tronnyy resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 4. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-bazovyy-tsentr-podgotovki-uchitelya (data obrash-cheniya: 20.12.2018).

13. Mazur I. I. Upravlenie proektami : spravochnoe posobie / pod red. I. I. Mazura i V. D. Shapiro. — M. : Vysshaya shkola, 2001. — 875 s.

14. Prokhorova M. P., Semchenko A. A. Kontseptual'nye osnovy i mekhanizmy realizatsii innovatsionnogo razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2015. — № 4 (12). — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-i-mehanizmy-realizatsii-innovatsionnogo-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 20.12.2018).

15. Solomin V. P. Deyatel'nost' universiteta v novykh usloviyakh razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / / Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. — 2014. — № 1. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-universiteta-v-novyh-usloviyah-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 20.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.