Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ БИБЛИОТЕК / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФОРСАЙТ-СЕССИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА ВУЗА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брежнева В. В., Шукшин С. И.

Библиотечно-информационные учреждения являются активными участниками построения цифрового общества. Выделены основные направления, требующие от сотрудников владения цифровыми компетенциями: формирование ресурсной базы, организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей, продвижение библиотечно-информационных услуг. Основная ответственность за формирование цифровых компетенций ложится на высшие учебные заведения, готовящие кадры для библиотечно-информационных учреждений. В статье дана характеристика нормативных документов, определяющих содержание образовательных программ вузов, а также исследований, направленных на выявление наиболее востребованных компетенций, например, форсайт-сессии «Библиотекарь будущего» и «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», состоявшиеся в 2021 году. На примере деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры показаны направления формирования цифровых компетенций обучающихся всех уровней образования: совершенствование цифровой среды вуза; организация учебной деятельности, включая учебные дисциплины основной образовательной программы, практическое обучение, курсовые и дипломные работы; внеучебная деятельность, включая проектную, волонтерскую и творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брежнева В. В., Шукшин С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF LIBRARIANS: PROBLEMS OF FORMATION

Libraries are active participants in building a digital society; accordingly, their employees must be professionally proficient in digital competencies. The main areas that require employees to possess digital competencies are identified: the formation of a resource base, the organization of library and information services for users, and the promotion of library and information services. The main responsibility for the formation of digital competencies lies with higher education institutions that train staff for libraries. The article gives a description of the normative documents that determine the content of educational programs of universities; studies aimed at identifying the most sought-after competencies, for example, the foresight sessions “Librarian of the Future” and “Librarian Competences: Continuity of Development and Breakpoints”, held in 2021. On the example of the activities of the St. Petersburg State Institute of Culture, the directions for the formation of digital competencies of students at all levels of education are shown: improving the digital environment of the university; organization of educational activities, including academic disciplines of the main educational program, practical training, term papers and theses; extracurricular activities, including project, volunteer and creative activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

References:

1. Bardakov N.D. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i/ili obrazovanie ustojchivogo razvitiya / N.D. Bardakov // Innovacionnye nauchnye issledovaniya. - 2021. - № 4-3 (6). - S. 167-172.

2. Bibliotechnoe delo i obrazovanie: soderzhanie, organizaciya, cifrovizaciya: sbornik materialov mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj online-konferencii, posvyashchennoj 30-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazah-stan. - Almaty, 2021. - 118 s.

3. Vajcekhovich N.YU. Sostoyanie i strategii razvitiya vysshego bibliotechnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii (po rezul'tatam anketirovaniya prepodavatelej) / N.YU. Vajcekhovich // Vestnik Belorusskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 1 (43). - S. 89-100.

4. Vajcekhovich N.YU. Cifrovizaciya kak strategicheskij prioritet razvitiya bibliotechnogo obrazovaniya / N.YU. Vajcekhovich // Biblioteka. Kul'tura. Obshchestvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Oryol, 2022. - S. 174-180.

5. Gendina N.I. Cifrovizaciya bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti i bibliotechnogo obrazovaniya: tekhnokraticheskie i gumanitarnye komponenty / N.I. Gendina // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 52. - S. 170-181.

6. Global'naya deklaraciya Rewired o podklyuchenii k Internetu v interesah obrazovaniya / YUNESKO. -URL:https://en.unesco.org/futuresofeducation/sites/default/files/2022-02/Rewired%20Global%20 Declara-tion% 20on%20Connectivity%20for%20Education.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2021).

7. Gosudarstvennaya programma «Cifrovoj Kazahstan». Postanovlenie pravitel'stva Kazahstana ot 12 dek-abrya 2017 goda № 827. - URL: https://primeminister.kz/assets/media/tsifrly-azastan-memlekettik-badarlamasy.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2021).

8. Kazahskij nacional'nyj universitet im. al'-Farabi: oficial'nyj sajt. - URL: https://www.kaznu.kz/ru (data obrashcheniya: 5.11.2021).

9. Kovalenko S.N. Cifrovaya transformaciya otrasli obrazovaniya v Kazahstane / S.N. Kovalenko, ZH.T. Sa-gandykova, I.M. Uvalieva / / Nauchnyj vzglyad na sovremennye problemy obshchestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza, 2022. - S. 35-39.

10. Muldahmetov Z.M. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya v Kazahstane / Z.M. Muldahmetov, A.M. Gaz-aliev // CHelovecheskij kapital. - 2021. - № S5-3 (149). - S. 53-57.

11. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vysshego obrazovaniya: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21 dekabrya 2021 g. № 3759-r. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo /prime /doc/403203308/ (data obrashcheniya: 5.11.2021).

12. Pasport strategii «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya». - Moskva, 2021. -URL:https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68 f2dd/download/4030/ (data obrashcheniya: 5.11.2021).

13. Transformaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah informatizacii i cifrovizacii / Bugubaeva R.O., Bespae-va R.S., Berezyuk V.I., Erzhanov M.S. // Vestnik universiteta Turan. - 2021. - № 3 (91). - S. 272-277.

14. Uvarov A.YU. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya v Rossii segodnya (po materialam II rossijsko-kitajskoj konferencii issledovatelej obrazovaniya «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i iskusstvennyj intellekt») / A.YU. Uvarov // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). - 2021. - № 4. - S. 3-16.

УДК 378.602.016:004(476-25)

В.В. Брежнева, С.И. Шукшин

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Библиотечно-информационные учреждения являются активными участниками построения цифрового общества. Выделены основные направления, требующие от сотрудников владения цифровыми компетенциями: формирование ресурсной базы, организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей, продвижение библиотечно-информационных услуг. Основная ответственность за формирование цифровых компетенций ложится на высшие учебные заведения, готовящие кадры для библиотечно-информационных учреждений.

В статье дана характеристика нормативных документов, определяющих содержание образовательных программ вузов, а также исследований, направленных на выявление наиболее востребованных компетенций, например, форсайт-сессии «Библиотекарь будущего» и «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», состоявшиеся в 2021 году.

На примере деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры показаны направления формирования цифровых компетенций обучающихся всех уровней образования: совершенствование цифровой среды вуза; организация учебной деятельности, включая учебные дисциплины

основной образовательной программы, практическое обучение, курсовые и дипломные работы; внеучебная деятельность, включая проектную, волонтерскую и творческую деятельность.

Ключевые слова: цифровые компетенции библиотекарей, подготовка кадров для библиотек, высшие учебные заведения, востребованность компетенций, форсайт-сессии, цифровая среда вуза, основная образовательная программа, внеучебная деятельность

Valentina V. Brezhneva, Sergey I. Shukshin DIGITAL COMPETENCIES OF LIBRARIANS: PROBLEMS OF FORMATION

Libraries are active participants in building a digital society; accordingly, their employees must be professionally proficient in digital competencies. The main areas that require employees to possess digital competencies are identified: the formation of a resource base, the organization of library and information services for users, and the promotion of library and information services. The main responsibility for the formation of digital competencies lies with higher education institutions that train staff for libraries.

The article gives a description of the normative documents that determine the content of educational programs of universities; studies aimed at identifying the most sought-after competencies, for example, the foresight sessions "Librarian of the Future" and "Librarian Competences: Continuity of Development and Breakpoints", held in 2021.

On the example of the activities of the St. Petersburg State Institute of Culture, the directions for the formation of digital competencies of students at all levels of education are shown: improving the digital environment of the university; organization of educational activities, including academic disciplines of the main educational program, practical training, term papers and theses; extracurricular activities, including project, volunteer and creative activities.

Key words: digital competencies of librarians, training for libraries, higher education institutions, demand for competencies, foresight sessions, university digital environment, main educational program, extracurricular activities

Введение

Современные библиотеки всех типов и видов ориентированы на активное использование в своей деятельности современных информационно-коммуникационных технологий. Можно выделить следующие основные направления этой деятельности:

- формирование ресурсной базы: оцифровка фондов, формирование собственных электронных библиотек и коллекций, подписка на полнотекстовые и библиографические базы данных и пр.

- организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей. Особенно эти процессы активизировались в условиях пандемии коронавируса. В качестве примера можно привести электронную доставку документов, виртуальное справочное обслуживание, обслуживание с использованием личных кабинетов пользователей, единый электронный читательский билет, предоставление возможности интегрированного поиска по всем ресурсам библиотеки или библиотечного консорциума, подготовку буктрейлеров, виртуальных выставок, экскурсий и пр.

- продвижение библиотечно-информационных продуктов и услуг, информирование пользователей. Сегодня каждая библиотека стремится иметь свой сайт или группу (группы) в различных социальных сетях, овладевает тонкостями подготовки их контента, технологиями интернет-

маркетинга и пр.

Как следствие, сотрудники библиотек должны профессионально владеть цифровыми компетенциями. В этих условиях особая ответственность ложится на высшие учебные заведения, готовящие кадры для библиотеч-но-информационных учреждений.

Материалы и методы

Проведенное исследование включает контент-анализ опубликованных материалов, в числе которых нормативно-правовые документы, определяющие содержание образовательных программ вузов, и методические документы, посвященные формированию цифровых компетенций будущих сотрудников библиотечно-информационных учреждений, построению цифрового общества.

Литературный обзор

Стратегическим ориентиром для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность. Бакалавриат» и 51.04.06 «Библио-течно-информационная деятельность. Магистратура», является «Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года [7]. Выделим положения этого документа, определяющие вектор цифровой ориентации разрабатываемых вузами основных и дополнительных образовательных программ.

В разделе «III. Развитие основных направлений библиотечного дела» Стратегии выделен специальный подраздел «3. Развитие ин-

формационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек». В качестве одного из механизмов решения основных задач Стратегии в части развития информационных технологий и цифровой трансформации деятельности библиотек выделено «повышение квалификации и профессиональной переподготовки кадров для цифровой трансформации деятельности библиотек» [7, с. 15]. В подразделе «5. Кадровое обеспечение развития библиотечного дела» в качестве механизма решения основных задач Стратегии в части кадрового обеспечения библиотечного дела обозначено «формирование системы подготовки специалистов в области цифровой грамотности населения» [7, с. 21].

Профессиональное библиотечное сообщество с нетерпением ждет утверждения Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [6]. Этот документ уже прошел все стадии согласования, и мы очень надеемся, что к моменту выхода статьи из печати уже можно будет ссылаться на номер приказа Минтруда о его утверждении. Профессиональный стандарт пронизан цифровой философией, приведем только один пример:

3.5. Обобщённая трудовая функция: библиографическая и информационно-аналитическая деятельность

3.5.3. Трудовая функция: создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов

• Трудовые действия: проектирование информационного продукта (библиографического указателя, базы данных, электронной библиотеки, цифровой коллекции), определение его целевого и пользовательского назначения

• Необходимые умения: использовать в библиотеке методики и технологии создания электронных библиотек и цифровых коллекций различного целевого назначения и содержания

• Необходимые знания: цифровые технологии и их применение в процессах сбора, обработки, анализа, агрегации, передачи документов и данных в библиотеках

Результаты

Профессиональное вузовское сообщество предвидело эти требования и отразило их в профессиональных компетенциях, включенных в Примерную основную образовательную программу, которая хоть и не обрела статус

нормативного документа, но послужила для образовательных организаций ориентиром при разработке своих образовательных программ. В качестве примера приведем профессиональную компетенцию бакалавра:

ПК-5. Готов к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий

• ПК-5.1. Знать: основные направления автоматизации библиотечно-информационных процессов; технологические процессы библиотечного производства как объекты автоматизации, программно-технические средства из реализации; принципы построения, технологические возможности, типовую структуру АБИС/САБ, назначение отдельных подсистем и автоматизированных рабочих мест (АРМ); методику пред-проектного обследования процессов библиотечного производства как объектов автоматизации; принципы организации и функциональные возможности корпоративных биб-лиотечно-информационных систем и сетей

• ПК-5.2. Уметь: использовать в библиотечной практике различные виды информационно-коммуникационных технологий; формировать и использовать электронные информационные ресурсы, отвечающие запросам пользователей; осуществлять выбор актуальных решений в процессе формирования и эксплуатации автоматизированных библиотечно-информационных систем

• ПК-5.3. Владеть: навыками создания электронных информационных ресурсов; автоматизированными библиотечно-информационными технологиями; навыками работы в АБИС

После официального утверждения Профессионального стандарта вузовскому сообществу предстоит консолидированная работа под руководством учебно-методического совета (УМС) по библиотечно-информационной деятельности по корректировке профессиональных компетенций и основных образовательных программ с учетом опережающего опыта Московского государственного института культуры, принимавшего участие в разработке Профессионального стандарта.

Мы охарактеризовали официальные документы, определяющие работу образовательных организаций по подготовке кадров для цифровых библиотек. Но и сами библиотеки занимают активную позицию по выработке требований к своим сотрудникам. В качестве примера хочется привести крупные исследо-

вания, всколыхнувшие профессиональное сообщество, а именно:

- Форсайт-сессия «Библиотекарь будущего» (25-26 февраля 2021 г.). Организаторы РГБ и Иркутская ОУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского [2]. Одним из результатов форсайт-сессии «Библиотекарь будущего» было отражение нашей профессии в «Атласе новых профессий 3.0.», подготовленном коллективом Сколково. В этом Атласе мы отнесены к социальной сфере под следующими названиями: «Библиограф 5D», «Информационный куратор», «Edutainment-продюсер» [1, с. 268269.].

- Форсайт-сессия «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», в рамках III Международного библиографического конгресса (27-30 апреля 2021 г.). Организаторы РГБ и ГПНТБ СО РАН [8]. В статье Н.С. Редькиной, подготовленной по результатам форсайт-сессии «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва» приведен «Сводный рейтинг компетенций библиографа», составленный по результатам опроса участников форсайта. Мы позволили выбрать из него те компетенции, которые можно отнести к цифровым, сохранив их расположение в соответствие с первоисточником [8, с. 66-68.]:

Навыки работы со средствами компьютерной техники

Навыки работы со средствами коммуникационных технологий

Навыки работы с облачными технологиями и сервисами

Знания и навыки работы с веб-технологиями

Знания и навыки работы с мобильными технологиями

Знания и навыки работы с технологиями социальных сетей

Навыки управления данными Знание программных средств обработки разных видов информации, данных

Навыки производства вебкастов и подка-стов

Навыки работы с алгоритмами искусственного интеллекта

Знания и навыки работы с ГИС-технологиями

Навыки программирования Расположение в рейтинге во многом определялось выполняемыми должностными обязанностями участников опроса и их принадлежностью к разным видам библиотек. Еще одно исследование, к которому хоте-

лось бы привлечь внимание, проведено преподавателями Белорусского государственного университета культуры и искусств [3]. Исследование проведено в формате анкетирования студентов выпускного курса, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Целью опроса было определение мнений и ожиданий студентов относительно новых тенденций в образовательной практике и цифровых перспектив развития библиотечного образования. В результате установлено, что студенты считают перспективным вектором развития информационно-технологический подход к библиотечному образованию. В преподаваемых на факультете информационно-документных коммуникаций курсах студенты предлагают сделать упор на дистанционное обслуживание пользователей, программирование, аналитику данных, цифровые технологии, нейросети, нанотехнологии, цифровой маркетинг, основы веб-дизайна, создание и дизайн электронных ресурсов, основы работы с графическими редакторами.

Как видно из приведенных примеров, важность формирования цифровых компетенций сотрудников библиотек констатируется сегодня на всех уровнях организации библиотеч-но-информационной деятельности.

Обсуждение

На примере библиотечно-

информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры мы хотели бы показать направления формирования цифровых компетенция обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Мы поставили перед собой цель - подготовка высокопрофессиональных кадров, способных выстраивать работу библиотек в цифровой среде и их интеграцию в единое информационное пространство.

Важно отметить, что это комплексная работа, в структуре которой условно можно выделить учебную деятельность, внеучебную деятельность и инфраструктуру вуза. Рассмотрим эти направления подробнее.

■ Цифровая среда вуза, доступ к которой осуществляется через сайт, а также внутреннюю сеть.

Цифровая (электронная) информационно-образовательная среда вуза с включает в себя систему дистанционного обучения (СДО) МооШе; электронные сервисы библиотеки, включая электронный каталог, электронную библиотеку, доступ к ЭБС, предоставление

услуг в дистанционном формате; портфолио студентов, а также личные кабинеты студентов, преподавателей и сотрудников; платформы для проведения видеоконференций и пр. Активно развивается Единая приемная Института, которая работает в режиме «Одного окна», что позволяет работникам и студентам решать кадровые и другие вопросы онлайн. Оказание услуг сконцентрировано в одном месте, начиная от подачи документов до выдачи результатов, когда административные процедуры остаются для обратившегося скрытыми «за кадром». Цифровая среда вуза постоянно развивается и соответствует требованиям пункта 4.2.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность.

■ Учебная деятельность, включая учебные дисциплины основной образовательной программы, практическое обучение, курсовые и дипломные работы.

Важно отметить, что цифровые компетенции формируются как в рамках дисциплин, непосредственно на них ориентированных, так и опосредованно, поскольку весь современный образовательный процесс строится с использованием компьютерной техники, цифровых информационных ресурсов и технологий их обработки. В качестве примера можно привести: Библиотечно-

информационные технологии, Информационный менеджмент, Автоматизированные биб-лиотечно-информационные системы, Корпоративные библиотечные сети, Отраслевые информационные ресурсы, Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий, Аналитико-синтетическая переработка информации, Организация деятельности библиотек для детей и молодежи в цифровой среде, Аналитические технологии, Медиакоммуникации в библиотечно-информационной сфере, Профессиональные коммуникации в библиотечно-

информационной сфере, Информационный сервис, Управление информационными ресурсами, Информационное предупреждение кризисных ситуаций, Интеллектуальный капитал предприятия, Информационная поддержка проектов инновационного развития, Информационное право и ряд других как базовых, так и профильных дисциплин.

В процессе выполнения практических, курсовых и выпускных квалификационных работ студентами создаются цифровые информаци-

онные продукты: сайты, буктрейлеры, виртуальные выставки и экскурсии, видеообзоры, базы данных и пр. Выступления на семинарах и защита проектов сопровождаются презентациями и постерами.

Эффективность процесса формирования цифровых компетенций повышает деловое сотрудничество с библиотечно-

информационными учреждениями - базами практики, которые обладают уникальными технологиями и ресурсами, позволяющими, например, проводить наукометрические исследования, осваивать процессы оцифровки книжных памятников, присвоения уникальных цифровых идентификаторов (DOI), подготовки информационных продуктов в профессиональных программах, которые нет смысла приобретать вузу для единичного использования, но знание которых повышает конкурентоспособность обучающихся и пр.

■ Внеучебная деятельность, включая проектную, волонтерскую и творческую деятельность.

Важно отметить, что цифровые компетенции формируются у студентов не только в процессе освоения основной образовательной программы, но и во внеучебное время. Если освоение основной образовательной программы является обязательным для всех обучающихся, то во внеучебной деятельности студенты принимают участие по собственному желанию, но опыт показывает, что есть студенты, которые успевают проявить себя во всех направлениях деятельности и именно эти студенты к моменту окончания вуза уже имеют приглашения на работу в ведущие библиотеки нашей страны. Проектная, волонтерская и творческая деятельность в вузе обязательно ориентированы на профессию. В качестве примера можно привести волонтерский студенческий отряд «Почтальоны добра», в который входят студенты 1-4 курсов (бакалавриат и магистратура) библиотечно-информационного факультета очной формы обучения. Участники отряда принимают участие в организации и проведении социально значимых мероприятий в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создавая, в том числе для них цифровые информационные продукты.

В качестве примера проектной деятельности можно привести совместный с Российской библиотечной ассоциацией (РБА) проект «Объединяя студентов - растим профессионалов». Проект представляет собой серию тематических вебинаров, каждый из которых

имеет свою самостоятельную тематику, что тенций сотрудников библиотек с каждым го-позволяет сконцентрироваться на проблеме и дом будет возрастать. Основная нагрузка по увидеть разные аспекты ее решения. Проект формированию цифровых компетенций ло-рассчитан на инициативное участие студен- жится на все уровни системы непрерывного тов вузов и ссузов Российской Федерации, го- библиотечного образования: среднее профес-товящих кадры для библиотек. В каждом ве- сиональное образование - бакалавриат - ма-бинаре на конкурсной основе принимает уча- гистратура - дополнительное профессио-стие один представитель от образовательной нальное образование. Современные высшие организации. учебные заведения обладают существенным

Участие в волонтерской и проектной дея- потенциалом формирования цифровых ком-тельности позволяет студентам не только петенций обучающихся, определяемым рядом наладить профессиональные контакты, но и составляющих: цифровая среда вуза, структу-усовершенствовать свои цифровые компе- ра основной образовательной программы, тенции, например, подготовка информацион- предоставление обучающимся возможностей ных продуктов и проведение мероприятий с для развития во внеучебное время, професси-применением информационных и коммуни- онализм профессорско-преподавательского кационных технологий (съемка и монтаж ви- состава и сотрудников, профессиональные деороликов, подготовка и верстка буклетов, контакты с библиотеками - базами практиче-афиш, постеров к мероприятиям и проектам, ского обучения. Сформированные цифровые презентаций, сопровождение проекта в соци- компетенции обучающихся являются показа-альных сетях и др.). телем конкурентоспособности как выпускни-

Заключение ков, так и вуза.

Важность формирования цифровых компе-

Литература:

1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - Москва: Альпина ПРО, 2021. -472 с.

2. Библиотекарь будущего. Форсайт-сессия. Итоговое резюме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://irklib.ru/forsayt-sessiya-bibliotekar-budushchego/Itogovoe%20rezyume%20forsajt-sessii%20Bibliotekar%20budushchego%2025-26%20fevralya%202021.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

3. Козленко Е. Ю., Вайцехович Н. Ю. Библиотечно-информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов // Библиосфера. - 2022. - № 2. - С. 28-37.

4. Олефир С. В. Цифровые компетенции педагога-библиотекаря общеобразовательной организации: структура и формирование [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - №1 (50). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsifrovye-kompetentsii-pedagoga-bibliotekarya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-struktura-i-formirovanie (дата обращения: 18.09.2022).

5. Пекшева М. А. Актуальные компетенции информационно-библиотечных специалистов: по материалам зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Культура и образование.- 2020. - №3 (38).-Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-kompetentsii-informatsionno-bibliotechnyh-spetsialistov-po-materialam-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 18.09.2022).

6. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: проект [Электронный ресурс] // https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 N 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

8. Редькина Н. С. Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва/ / Библиосфера. - 2021. - № 4. - С. 59-77.

References:

1. Atlas novyh professij 3.0 / pod red. D. Varlamovoj, D. Sudakova. - Moskva: Al'pina PRO, 2021. - 472 s.

2. Bibliotekar' budushchego. Forsajt-sessiya. Itogovoe rezyume [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://irklib.ru/forsayt-sessiya-bibliotekar-budushchego/Itogovoe%20rezyume%20forsajt-sessii%20Bibliotekar%20budushchego%2025-26%20fevralya%202021.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

3. Kozlenko E. YU., Vajcekhovich N. YU. Bibliotechno--informacionnoe obrazovanie cifrovoj epohi: ozhidaniya studentov // Bibliosfera. - 2022. - № 2. - S. 28-37.

4. Olefir S. V. Cifrovye kompetencii pedagoga-bibliotekarya obshcheobrazovatel'noj organizacii: struktura i formirovanie [Elektronnyj resurs] // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2022. -

№1 (50). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovye-kompetentsii-pedagoga-bibliotekarya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-struktura-i-formirovanie (data obrashcheniya: 18.09.2022).

5. Peksheva M. A. Aktual'nye kompetencii informacionno-bibliotechnyh specialistov: po materialam za-rubezhnyh issledovanij [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i obrazovanie.- 2020. - №3 (38).- Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-kompetentsii-informatsionno-bibliotechnyh-spetsialistov-po-materialam-zarubezhnyh-issledovaniy (data obrashcheniya: 18.09.2022).

6. Professional'nyj standart «Specialist po bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti»: proekt [Elektronnyj resurs] // https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.03.2021 N 608-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya bibliotechnogo dela na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

8. Red'kina N. S. Kompetencii bibliografa: nepreryvnost' razvitiya i tochki razryva// Bibliosfera. - 2021. - № 4. - S. 59-77.

УДК 37

А.А. Рабазанова

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЛОГИСТОВ

В статье рассматриваются условия компетентностного развития будущих специалистов - логистов в учебном процессе образовательного учреждения в условиях цифровизации. Выделяются идеи компетентностного подхода, заложенные в основу развития профессионального образования будущих логистов. Особое внимание уделяется цифровизации образования, которая в настоящее время носит глобальный характер, отражаясь на переменах в развитии самого общества, системы общественных отношений. Широкое внедрение цифровых инструментов и технологий в образовательный процесс, во все виды учебной деятельности выступает важной стороной развития современного образования. Формирование цифрового образовательного пространства - основа эффективного перехода к цифровой экономике. В статье приводятся некоторые результаты проводимого исследования, направленные на изучение самооценки студентами уровня своей продвинутости в пользовании интернет-ресурсами, интернет-технологиями. Уровень данной готовности обучающихся к работе с современными технологиями - залог успешной реализации цифровизации обучения сегодня, реализации себя в профессии завтра.

Ключевые слова: цифровизация; компетентностное развитие; логистика; образование; компетентностный подход; самооценка студента

Ainur A. Rabazanova DIGITALIZATION AS A CONDITION FOR COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE LOGISTICS

The article discusses the conditions for the competence-based development of future logistics specialists in the educational process of an educational institution in the context of digitalization. The ideas of a competency-based approach are highlighted, which form the basis for the development of professional education for future logisticians. Particular attention is paid to the digitalization of education, which is currently global in nature, reflecting on changes in the development of society itself, the system of social relations. The widespread introduction of digital tools and technologies in the educational process, in all types of educational activities, is an important aspect of the development of modern education. The formation of a digital educational space is the basis for an effective transition to a digital economy. The article presents some results of the ongoing research aimed at studying students' self-assessment of their level of advancement in the use of Internet resources and Internet technologies. The level of this readiness of students to work with modern technologies is the key to the successful implementation of the digitalization of education today, the realization of oneself in the profession tomorrow.

Key words: digitalization; competence development; logistics; education; competence approach; student self-esteem

Введение

В последнее время активно развивается одно из направлений профессионального образования, связанное с подготовкой логистов. Это объясняется ростом требований рынка труда, к количеству специалистов, вовлеченных в производственные логистические процессы. Современный рынок нуждается в логи-

стах, способных эффективно решать производственные задачи любого уровня сложности, готового оптимально быстро осваивать новый программный продукт. Необходимо думать о качестве их подготовки таких специалистов с учетом современных педагогических технологий, средств, методов и форм профессионального образования. В этой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.