Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ'

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ДОКТОРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Г.В., Яшина Н.Г.

Глобальная декларация Rewired о подключении к Интернету в интересах образования предлагает новые направления цифровой трансформации образования. Ее цель - повышение информационно-коммуникационной грамотности населения и развитие кадрового потенциала всех сфер экономики. В соответствии с этим во многих странах были разработаны основополагающие документы, определяющие стратегию цифровой трансформации образования. В Республике Казахстан данное направление закреплено в Государственной программе «Цифровой Казахстан», предполагающей развитие ресурсов и инфраструктуры для учащихся и студентов, обеспечивающих эффективный доступ к знаниям, организацию и проведение различных мероприятий. В статье проанализированы цифровые образовательные технологии, используемые в подготовке библиотечных специалистов на всех уровнях обучения: 6B03205 «Библиотечные информационные системы» (бакалавриат) - казахское, русское и английское отделения; 7M03206 «Библиотечные информационные системы» (магистратура); 8D03206 «Библиотечные информационные системы» (докторантура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Г.В., Яшина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION IN THE KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER A. AL-FARABI: DIGITAL TRANSFORMATION

The Rewired Global Declaration on Connectivity for Education offers new directions for the digital transformation of education. Its goal is to increase the information and communication literacy of the population and develop human resources in all sectors of the economy. In accordance with this, fundamental documents have been developed in many countries that define the strategy for the digital transformation of education. In the Republic of Kazakhstan, this direction is enshrined in the State Program «Digital Kazakhstan», which involves the development of resources and infrastructure for students and students, providing effective access to knowledge, organizing and holding various events. The article analyzes digital educational technologies used in the training of library specialists at all levels of education: 6B03205 «Library Information Systems» (undergraduate) - Kazakh, Russian and English departments; 7M03206 «Library Information Systems» (master's degree); 8D03206 «Library Information Systems» (doctoral studies).

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»

УДК 378.1

Г.В. Матвеева, Н.Г. Яшина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Глобальная декларация Rewired о подключении к Интернету в интересах образования предлагает новые направления цифровой трансформации образования. Ее цель - повышение информационно-коммуникационной грамотности населения и развитие кадрового потенциала всех сфер экономики. В соответствии с этим во многих странах были разработаны основополагающие документы, определяющие стратегию цифровой трансформации образования. В Республике Казахстан данное направление закреплено в Государственной программе «Цифровой Казахстан», предполагающей развитие ресурсов и инфраструктуры для учащихся и студентов, обеспечивающих эффективный доступ к знаниям, организацию и проведение различных мероприятий.

В статье проанализированы цифровые образовательные технологии, используемые в подготовке библиотечных специалистов на всех уровнях обучения: 6B03205 «Библиотечные информационные системы» (бакалавриат) - казахское, русское и английское отделения; 7M03206 «Библиотечные информационные системы» (магистратура); 8D03206 «Библиотечные информационные системы» (докторантура).

Ключевые слова: вузы, библиотечно-информационное образование, цифровизация, бакалавриат, магистратура, докторантура

Galina V. Matveeva, Nadezhda G. Yashina LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION IN THE KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY NAMED AFTER A. AL-FARABI: DIGITAL TRANSFORMATION

The Rewired Global Declaration on Connectivity for Education offers new directions for the digital transformation of education. Its goal is to increase the information and communication literacy of the population and develop human resources in all sectors of the economy. In accordance with this, fundamental documents have been developed in many countries that define the strategy for the digital transformation of education. In the Republic of Kazakhstan, this direction is enshrined in the State Program «Digital Kazakhstan», which involves the development of resources and infrastructure for students and students, providing effective access to knowledge, organizing and holding various events.

The article analyzes digital educational technologies used in the training of library specialists at all levels of education: 6B03205 «Library Information Systems» (undergraduate) - Kazakh, Russian and English departments; 7M03206 «Library Information Systems» (master's degree); 8D03206 «Library Information Systems» (doctoral studies).

Key words: universities, library and information education, digitalization, bachelor's, master's, doctoral studies

Введение

С начала пандемии большое количество учащихся и студентов перешли на онлайн-обучение. Чтобы сделать процесс обучения доступным и комфортным для каждого учащегося, образовательные учреждения и органы управления образованием разрабатывают планы цифровой трансформации и внедряют необходимые изменения.

В декабре 2021 года на саммите RewirEd под эгидой ЮНЕСКО была представлена Глобальная декларация Rewired о подключении к Интернету в интересах образования [6]. Она предлагает новые направления цифровой трансформации образования, выдвигает принципы и обязательства, обеспечивающие на базе интернет-технологий развитие инклюзивного образования, реализацию принципов справедливости, равноправия и уважения прав человека.

В последние несколько лет во многих

странах были разработаны основополагающие документы, определяющие стратегию цифровой трансформации образования.

Так, в 2021 г. Министерством просвещения Российской Федерации разработан и утвержден паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования», которая включает межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли «Образование (общее)». Реализация проекта рассчитана на 2021-2030 годы [12].

Также в целях достижения Министерством науки и высшего образования России уровня «цифровой зрелости» при реализации полномочий по развитию отрасли науки и образования в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и выполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации

от 4 февраля 2021 г. № ДЧ-П10-1369 разработана и утверждена «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» [11].

Задачами цифровой трансформации являются:

- повышение качества высшего образования и научных исследований за счет развитие пяти основных блоков: «Цифровые сервисы», «Информационные системы», «Управление данными», «Инфраструктура», «Кадры»;

- внедрение инструментов поддержки стратегических решений;

- повышение эффективности работы органов управления наукой и высшим образованием и образовательных и научных организаций учреждений с помощью цифровых инструментов;

- создание средств поддержки участия предпринимателей, органов власти, государственных предприятий в процессах развития науки и высшего образования.

В Республике Казахстан данное направление закреплено в Государственной программе «Цифровой Казахстан» [7]. Цифровизация в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании направлена на повышение информационно-коммуникационной грамотности населения и развитие кадрового потенциала всех сфер экономики. Она предполагает развитие ресурсов и инфраструктуры для учащихся и студентов, обеспечивающих эффективный доступ к знаниям, организацию и проведение различных мероприятий (хакатоны, олимпиады, конкурсы и т. д.). В программе заявлены требования пересмотра профессиональных стандартов высшего и послевузовского образования по всем специальностям исходя из требований рынка труда и с учетом необходимости формирования у выпускников цифровых компетенций. Планируется привлечение студентов к реализации ИКТ-проектов в различных отраслях экономики.

Современное библиотечно-информацион-ное образование в эпоху цифровизации развивается вместе с развитием новых информационных технологий, инновационного библиотечного опыта, обеспечивает формирование новых компетенций библиотечных кадров.

В Казахском национальном университете им. Аль-Фараби представлены все уровни библиотечно-информационного образования: бакалавриат, магистратура, докторантура.

Материалы и методы

В исследовании использовался метод анализа опубликованных и неопубликованных документов. Анализ документов - это форма качественного изучения, в которой используется систематическая процедура для анализа документальных свидетельств и ответов на конкретные исследовательские вопросы. Подобно другим методам анализ документов требует повторного просмотра, изучения и интерпретации данных. Были проанализированы публикации в периодической печати за последние 5 лет, труды научных конференций, материалы, представленные на официальных сайтах органов управления и образовательных учреждений, учебные планы и программы по направлениям подготовки библиотечно-информационных специалистов.

Метод позволил определить основные направления цифровой трансформации биб-лиотечно-информационного образования, методы и технологии цифровизации в образовании, ее влияние на формирование содержания образования, развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций выпускников.

Литературный обзор

Проблемы цифровой трансформации образования сегодня все чаще поднимаются на страницах печати. В статье А.Ю. Уварова [14] даётся обзор современных образовательных инициатив и государственных программ (Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации») в области использования информационных технологий, которые способствуют повышению результативности работы учебных заведений, должны обеспечить преодоление нового цифрового разрыва, или разрыва в использовании цифровых технологий. Определены направления и специфика цифровой трансформации образования, обозначены параметры разработки и апробации цифровых учебно-методических комплексов, а также мониторинга цифровой трансформации образования.

Интересна статья Н.Д. Бардакова [1], в которой рассматривается диалектическое воздействие цифровой трансформации образования на глобальную стратегию устойчивого развития (ОУР), даётся характеристика внедрения модели образования устойчивого развития (ОУР) в Российской Федерации и оцен-

ки её реализации отечественными экспертами. Обращается внимание на стратегические риски и негативные тенденции в условиях глобальных вызовов и кризисов, ведущих к модели неустойчивого развития (НУР) и недостаточного использования цифровых технологий в нашей стране на современном этапе. Подчёркивается важность и необходимость учёта рисков обучения и воспитания «цифрового студенчества», а также сохранения онтологического ядра образования -«возделывание человечности».

В статье сотрудников Центра электронного и дистанционного обучения «Информационные технологии» З.М. Мулдахметова и А.М. Газалиева представлена информация о состоянии и перспективах развития цифровизации образования в Казахстане [10]. Публикация коллектива авторов из Восточно-Казахстанского регионального центра новых технологий в образовании также раскрывает особенности процесса цифровой трансформации образования в Республике Казахстан и процессов обновления планируемых образовательных результатов, компонентов и форм учебной работы в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов [9].

Большой интерес представляет статья «Трансформация высшего образования в условиях информатизации и цифровизации» [13], в которой затронуты актуальные проблемы реформирования казахстанской системы высшего образования.

Удалось выявить также достаточно большое количество публикаций, посвященных непосредственно цифровизации библиотеч-но-информационного образования. В публикации Н.И. Гендиной рассматриваются технократические и гуманитарные компоненты цифровизации библиотечно-информацион-ной деятельности и библиотечного образования [5], отмечается оппозиция категорий «гуманизм» и «технократизм». В результате исследования цифровых информационных ресурсов, размещенных на сайтах центральных библиотек 85 субъектов РФ, делается вывод о необходимости расширения цифровых компетенций библиотечно-информационных специалистов и обновления содержания учебных программ в библиотечных вузах и колледжах, а также в системе повышения квалификации библиотекарей.

Статьи Н.Ю. Вайцехович также раскрывают проблемы и перспективы цифровой трансформации библиотечно-информационного

образования. Автор проанализировала современные тенденции развития библиотечно-информационного образования в условиях цифровизации, исследовала содержательные, дидактические и организационные аспекты цифровых трансформаций; востребованность в реальном образовательном процессе современных цифровых технологий, готовность профессорско-преподавательского состава к внедрению новых дидактических средств, систематизировала подходы практикующих преподавателей к оценке приоритетных направлений развития библиотечно-информационного образования, включающие целевые ориентиры, содержание и модели обучения [3]. Н.Ю. Вайцехович рассматривает цифровизацию как стратегический приоритет развития библиотечного образования [4].

В декабре 2021 г. в г. Алматы (Казахстан) состоялась международная научно-практическая опНпе-конференция, посвященная 30-летию Независимости Республики Казахстан «Библиотечное дело и образование: содержание, организация, цифровизация» [2], на которой было представлено большое количество докладов, поднимающих проблемы цифровой трансформации библиотечно-информационного образования, его связи с практикой, с внедрением новых информационных технологий в библиотечную работу и потребностью библиотек в высококвалифицированных специалистах, владеющих современными технологиями.

Результаты

В Казахском национальном университете им. аль-Фараби активно применяются цифровые образовательные технологии. Корпоративная информационная система управления вузом «ип^ег» объединяет различные электронные сервисы для пользователей:

- общие информационные сервисы: новости, объявления, нормативные документы, часто задаваемые вопросы, рекомендуемые ссылки, телефонный справочник, обмен сообщениями, управление профилем, мобильное приложение, академическая задолженность, финансовая задолженность, родительский доступ;

- сервисы управления пользователями: приемная кампания, управление кадрами, управление доступом к корпоративным ресурсам;

- сервисы электронного документооборота: приказы и распоряжения по движению студентов, приказы на стипендию, ведомости, справки, индивидуальные учебные планы,

дипломы и приложения и пр.;

- сервисы организации учебного процесса: управление учебно-методическими материалами, регистрация на дисциплины, журнал посещаемости и успеваемости, дистанционное обучение, аттестация, практика, тестирование, генерация экзаменационных билетов, дополнительное обучение;

- сервисы поддержки учебного процесса: каталог дисциплин, аудиторный фонд, учебные планы, академические календари, дисциплинарные группы, управление параметрами аттестации, расписание занятий/ экзаменов/ консультаций, педагогическая нагрузка;

- сервисы мониторинга, контроля и анализа учебного процесса: индикативный план, рейтинг преподавателей, рейтинг студентов, анкетирование пользователей, статистические отчеты, аналитические отчеты, расширенный поиск, антиплагиат, утверждение документов, контроль нарушений;

- сервисы социально-воспитательного процесса: сопровождение обучающегося ку-ратором-эдвайзером, учет мероприятий, кружков и общественных объединений, управление социальными характеристиками обучающегося;

- сервисы подачи электронных заявлений: заявление на отчисление, на перевод, заявление на академический отпуск, заявление на заграничную командировку и др.;

- сервисы администрирования системы: управление справочной информацией, ролевая политика, история действий пользователей, архивирование данных, конфигурация системы;

- интеграционные сервисы: выгрузка данных, загрузка данных по кадрам из системы 1С Управление персоналом, загрузка данных по оплате, стипендии из системы 1С-Бухгалтерия, интеграция е-услуг с системой электронного документооборота Directum, выгрузка данных в систему контроля доступа, выгрузка данных по образовательному процессу в корпоративные информационные ресурсы, обеспечение единого входа в корпоративную информационную систему, WiFi, корпоративная почта, загрузка научных публикаций из ИС Наука.

Кроме того, в учебном процессе используется модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися.

Цифровые образовательные технологии используются в процессе подготовки библио-течно-информационных специалистов на всех уровнях обучения. Подготовка ведется по следующим направлениям:

- 6В03205 «Библиотечные информационные системы» (бакалавриат) - казахское, русское и английское отделения;

- 7М03206 «Библиотечные информационные системы» (магистратура);

- 8D03206 «Библиотечные информационные системы» (докторантура).

Модель выпускника по направлению подготовки 6В03205 «Библиотечные информационные системы» (бакалавриат) отражает современные тенденции развития библио-течно-информационной деятельности, в том числе и в сфере цифровизации. Она включает такие цифровые компетенции как:

- способность понимать сущность и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий; характеризовать архитектуру компьютерных систем и сетей; использовать электронные информационные ресурсы; использовать программное и техническое обеспечение автоматизированных информационных систем для реализации различных информационных процессов; анализировать и обосновывать выбор методов и средств защиты информации;

-способность анализировать основные тенденции развития информационных технологий и обосновывать направления использования их в библиотечном деле; эффективно пользоваться электронными каталогами; использовать современные системы информационного и технического обеспечения биб-лиотечно-информационной деятельности и управления библиотечным делом, необходимые для выполнения профессиональных задач;

- способность применять эффективные методы поиска информации и выполнения запросов пользователей с помощью электронных поисковых систем; использовать информационные технологии для решения профессиональных задач;

- способность пользоваться различными базами данных;

- способность оценивать и выбирать программное обеспечение для реализации биб-лиотечно-информационных процессов;

- способность создавать каталоги, библиографические указатели на основе цифровых технологий;

- способность создавать электронные биб-

лиотеки; применять современные методы сбора, хранения и обработки информации при создании электронных библиотек;

- способность применять системы знаний и навыки использования информационных технологий в процессе поиска и обработки профессиональной информации при удовлетворении разнообразных профессиональных информационных потребностей пользователей.

Развитию цифровых компетенций уделяется большое внимание и в процессе подготовки магистров по направлению 7M03206 «Библиотечные информационные системы». Выпускник должен быть готов:

- реализовать основные автоматизированные процессы сбора, анализа, обработки, хранения, поиска, распространения информации с помощью современных вычислительных технологий;

- осуществлять оценку инновационного потенциала библиотечного дела, в том числе в области цифровой трансформации;

- оценивать информацию из различных, в том числе электронных средств информации;

- использовать современные методы комплектования фонда, в том числе электронными документами;

- разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий и внеаудиторной работы по библиотековедческим, библиографоведческим, книговедческим и информационным дисциплинам в организациях высшего и профессионального образования с применением новых образовательных технологий.

В число дисциплин, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки 7M03206 «Библиотечные информационные системы», входят: «Управление цифровыми ресурсами», «Информационные сети и системы», «Электронные ресурсы и системы управления базами данных».

Цифровые компетенции выпускника по направлению подготовки 8D03206 «Библиотечные информационные системы» (докторантура) предполагают его способность проводить научные исследования в области циф-ровизации библиотек, создавать сайты и электронные библиотеки, управлять цифровыми информационными ресурсами, осуществлять оценку, выбор и внедрение автоматизированных библиотечно-информацион-ных систем, управлять их проектированием и развитием. Учебный план докторантуры включает такие дисциплины, как «Сайтостро-

ение в библиотечном деле», «Теория и практика цифровой библиотеки», «Управление метаданными электронных библиотек», «Организация и использование сетевых информационных ресурсов», «Организация и проектирование деятельности АБИС».

В учебном процессе на всех уровнях подготовки используется современное программное обеспечение - офисные программы, сервисы для создания сайтов, для совместной работы, профессиональное программное обеспечение, в том числе демонстрационные версии различных автоматизированных биб-лиотечно-информационных систем. Использование профессиональных программных продуктов позволяет приблизить учебный процесс к практике, моделировать рабочие ситуации, создает условия для более полного включения учащихся в библиотечную работу.

Обсуждение

Проведенное исследование позволило выделить основные направления цифровизации библиотечно-информационного образования в Казахском национальном университете им. аль-Фараби:

- использование корпоративной многофункциональной информационной системы управления вузом;

- использование различных систем дистанционного обучения, в том числе модульной обучающей среды Moodle, сервисов для организации онлайн- конференций и совместной работы Zoom, Google meet, Microsoft teams и др.;

- организация массовых открытых онлайн-курсов («Информационно-коммуникационные технологии», «Разработка МООК», «Организация научных исследований» и др.);

- цифровизация содержания библиотечно-информационного образования, включение в модель выпускника новых цифровых компетенций;

- использование в учебном процессе современного профессионального программного обеспечения, используемого в библиотеках.

Для быстрого развития информационных технологий, цифровизации всех сфер жизни общества необходимо регулярно обновлять содержание библиотечно-информационного образования, дополнять модель выпускника новыми компетенциями, востребованными на рынке труда.

Заключение

Невозможно переоценить важность цифровой трансформации в библиотечно-

информационном образовании. Это открыва- совершенно новых образовательных техноло-ет более широкие возможности для учащихся гий являются ключевыми факторами в при-и преподавателей, помогает повысить уро- влечении их внимания и повышении их го-вень вовлеченности учащихся. товности к обучению.

Это также отличный способ улучшить Цифровая трансформация в образовании навыки преподавания. Поскольку процессы направлена на повышение вовлеченности и цифровизации затрагивают все сферы жизни доступности за счет интерактивного и общества, преподаватели и руководители об- настраиваемого обучения. В результате обра-разовательных учреждений также должны зование становится более вариативным, все-внедрять новые информационные техноло- сторонним и инклюзивным. гии в учебный процесс. Цифровая трансфор- Цифровизация образования затрагивает и мация обеспечивает большую безопасность его содержание. Формирование у выпускни-данных, повышает точность и обеспечивает ков цифровых компетенций стало сегодня более объективную оценку успеваемости необходимым условием подготовки высокоучащихся. квалифицированного и востребованного биб-

Предоставление учащимся более настраи- лиотечно-информационного специалиста. ваемых возможностей и предоставление им

Литература:

1. Бардаков Н.Д. Цифровая трансформация образования и/или образование устойчивого развития / Н.Д. Бардаков // Инновационные научные исследования. - 2021. - № 4-3 (6). - С. 167-172.

2. Библиотечное дело и образование: содержание, организация, цифровизация: сборник материалов международной научно-практической online-конференции, посвященной 30-летию независимости Республики Казахстан. - Алматы, 2021. - 118с.

3. Вайцехович Н.Ю. Состояние и стратегии развития высшего библиотечного образования в условиях цифровизации (по результатам анкетирования преподавателей) / Н.Ю. Вайцехович // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 1 (43). - С. 89-100.

4. Вайцехович Н.Ю. Цифровизация как стратегический приоритет развития библиотечного образования / Н.Ю. Вайцехович // Библиотека. Культура. Общество: материалы II Международной научно-практической конференции. - Орёл, 2022. - С. 174-180.

5. Гендина Н.И. Цифровизация библиотечно-информационной деятельности и библиотечного образования: технократические и гуманитарные компоненты / Н.И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 52. - С. 170-181.

6. Глобальная декларация Rewired о подключении к Интернету в интересах образования / ЮНЕСКО. - URL:https://en.unesco.org/futuresofeducation/sites/default/files/2022-02/Rewired%20Global%20 Declaration%20on%20Connectivity%20for%20Education.pdf (дата обращения: 5.11.2021).

7. Государственная программа «Цифровой Казахстан». Постановление правительства Казахстана от 12 декабря 2017 года № 827. - URL: https://primeminister.kz/assets/media/tsifrly-azastan-memlekettik-badarlamasy.pdf (дата обращения: 5.11.2021).

8. Казахский национальный университет им. аль-Фараби: официальный сайт. - URL: https://www.kaznu.kz/ru (дата обращения: 5.11.2021).

9. Коваленко С.Н. Цифровая трансформация отрасли образования в Казахстане / С.Н. Коваленко, Ж.Т. Сагандыкова, И.М. Увалиева // Научный взгляд на современные проблемы общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2022. - С. 35-39.

10. Мулдахметов З.М. Цифровая трансформация образования в Казахстане / З.М. Мулдахметов, А.М. Газалиев // Человеческий капитал. - 2021. - № S5-3 (149). - С. 53-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo /prime /doc/403203308/ (дата обращения: 5.11.2021).

12. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». - Москва, 2021. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c 4fd7db31026f68f2dd/download/4030/ (дата обращения: 5.11.2021).

13. Трансформация высшего образования в условиях информатизации и цифровизации / Бугубаева Р.О., Беспаева Р.С., Березюк В.И., Ержанов М.С. // Вестник университета Туран. - 2021. - № 3 (91). - С. 272277.

14. Уваров А.Ю. Цифровая трансформация образования в России сегодня (по материалам II российско-китайской конференции исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект») / А.Ю. Уваров // Образовательные технологии (г. Москва). - 2021. - № 4. - С. 3-16.

References:

1. Bardakov N.D. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i/ili obrazovanie ustojchivogo razvitiya / N.D. Bardakov // Innovacionnye nauchnye issledovaniya. - 2021. - № 4-3 (6). - S. 167-172.

2. Bibliotechnoe delo i obrazovanie: soderzhanie, organizaciya, cifrovizaciya: sbornik materialov mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj online-konferencii, posvyashchennoj 30-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazah-stan. - Almaty, 2021. - 118 s.

3. Vajcekhovich N.YU. Sostoyanie i strategii razvitiya vysshego bibliotechnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii (po rezul'tatam anketirovaniya prepodavatelej) / N.YU. Vajcekhovich // Vestnik Belorusskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 1 (43). - S. 89-100.

4. Vajcekhovich N.YU. Cifrovizaciya kak strategicheskij prioritet razvitiya bibliotechnogo obrazovaniya / N.YU. Vajcekhovich // Biblioteka. Kul'tura. Obshchestvo: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Oryol, 2022. - S. 174-180.

5. Gendina N.I. Cifrovizaciya bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti i bibliotechnogo obrazovaniya: tekhnokraticheskie i gumanitarnye komponenty / N.I. Gendina // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2020. - № 52. - S. 170-181.

6. Global'naya deklaraciya Rewired o podklyuchenii k Internetu v interesah obrazovaniya / YUNESKO. -URL:https://en.unesco.org/futuresofeducation/sites/default/files/2022-02/Rewired%20Global%20 Declara-tion% 20on%20Connectivity%20for%20Education.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2021).

7. Gosudarstvennaya programma «Cifrovoj Kazahstan». Postanovlenie pravitel'stva Kazahstana ot 12 dek-abrya 2017 goda № 827. - URL: https://primeminister.kz/assets/media/tsifrly-azastan-memlekettik-badarlamasy.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2021).

8. Kazahskij nacional'nyj universitet im. al'-Farabi: oficial'nyj sajt. - URL: https://www.kaznu.kz/ru (data obrashcheniya: 5.11.2021).

9. Kovalenko S.N. Cifrovaya transformaciya otrasli obrazovaniya v Kazahstane / S.N. Kovalenko, ZH.T. Sa-gandykova, I.M. Uvalieva / / Nauchnyj vzglyad na sovremennye problemy obshchestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza, 2022. - S. 35-39.

10. Muldahmetov Z.M. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya v Kazahstane / Z.M. Muldahmetov, A.M. Gaz-aliev // CHelovecheskij kapital. - 2021. - № S5-3 (149). - S. 53-57.

11. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii nauki i vysshego obrazovaniya: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21 dekabrya 2021 g. № 3759-r. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo /prime /doc/403203308/ (data obrashcheniya: 5.11.2021).

12. Pasport strategii «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya». - Moskva, 2021. -URL:https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68 f2dd/download/4030/ (data obrashcheniya: 5.11.2021).

13. Transformaciya vysshego obrazovaniya v usloviyah informatizacii i cifrovizacii / Bugubaeva R.O., Bespae-va R.S., Berezyuk V.I., Erzhanov M.S. // Vestnik universiteta Turan. - 2021. - № 3 (91). - S. 272-277.

14. Uvarov A.YU. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya v Rossii segodnya (po materialam II rossijsko-kitajskoj konferencii issledovatelej obrazovaniya «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i iskusstvennyj intellekt») / A.YU. Uvarov // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). - 2021. - № 4. - S. 3-16.

УДК 378.602.016:004(476-25)

В.В. Брежнева, С.И. Шукшин

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Библиотечно-информационные учреждения являются активными участниками построения цифрового общества. Выделены основные направления, требующие от сотрудников владения цифровыми компетенциями: формирование ресурсной базы, организация библиотечно-информационного обслуживания пользователей, продвижение библиотечно-информационных услуг. Основная ответственность за формирование цифровых компетенций ложится на высшие учебные заведения, готовящие кадры для библиотечно-информационных учреждений.

В статье дана характеристика нормативных документов, определяющих содержание образовательных программ вузов, а также исследований, направленных на выявление наиболее востребованных компетенций, например, форсайт-сессии «Библиотекарь будущего» и «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва», состоявшиеся в 2021 году.

На примере деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры показаны направления формирования цифровых компетенций обучающихся всех уровней образования: совершенствование цифровой среды вуза; организация учебной деятельности, включая учебные дисциплины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.