МИР БИБЛИОТЕК
Научная статья
УДК 378.602.016:004(476-25) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37
Библиотечно-информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов1
Е. Ю. Козленко , Н. Ю. Вайцехович
ос О
>-
ос с
ОС
m
Козленко Елена Юрьевна,
Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, Минск, 220007, Республика Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационно-аналитической деятельности
ORCID: 0000-0002-6621-260X e-mail: elenakozlenko@rambler.ru
Вайцехович Надежда Юрьевна,
Белорусский государственный университет культуры и искусств, ул. Рабкоровская, 17, Минск, 220007, Республика Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-аналитической деятельности
ORCID: 0000-0001-7904-3043 e-mail: jinglebells@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.02.2022 Получена после доработки 20.04.2022 Принята для публикации 25.04.2022
Аннотация. В контексте развивающейся цифровой среды библиотечного образования актуально исследование потребностей и ожиданий студентов как участников образовательного процесса и непосредственных потребителей образовательных услуг. Статья содержит результаты анкетирования студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Целью опроса было определение мнений и ожиданий студентов относительно новых тенденций в образовательной практике и цифровых перспектив развития библиотечного образования. Исследование проводилось рабочей группой в рамках выполнения контрактной научно-исследовательской работы «Исследовать тенденции и пути развития библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий». Опрос затрагивал такие аспекты, как перспективный вектор подготовки библиотечных кадров, работа библиотеки в цифровой среде и готовность студентов к ней, использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. В результате установлено, что студенты считают перспективным вектором развития библиотечного образования информационно-технологический (информационные дисциплины как основа подготовки). В преподаваемых на факультете информационно-документных коммуникаций курсах студенты предлагают сделать упор на дистанционное обслуживание пользователей, программирование, аналитику данных, цифровые технологии, нейросети, нанотехнологии, цифровой маркетинг, основы веб-дизайна, создание и дизайн электронных ресурсов, основы работы с графическими редакторами. Оценивая важность различных видов работы библиотеки в цифровой среде, респонденты как наиболее важную отметили «работу с электронными каталогами и базами данных». Менее всего студенты считают себя готовыми к «работе по созданию электронных информационных ресурсов» и «работе по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам». В процессе дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 наибольшей проблемой стало увеличение нагрузки и усложнение процесса обучения, чуть меньшие сложности вызвали технические проблемы коммуникации. Определен комплекс мер, необходимых для повышения качества и конкурентных преимуществ библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий с позиций студентов.
© Е. Ю. Козленко, Н. Ю. Вайцехович, 2022
1 Статья подготовлена на основе выполненной научно-исследовательской работы по заказу Министерства культуры Республики Беларусь «Исследовать тенденции и пути развития библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий» (с 01.04.2021 по 15.12.2021).
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, цифровизация, студенты, обучение, ожидания студентов, Республика Беларусь
Для цитирования: Козленко Е. Ю., Вайцехович Н. Ю. Библиотечно-информационное образование цифровой эпохи: ожидания студентов // Библиосфера. 2022. № 2. С. 28-37. https://doi. о^/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37.
Library and Information Education in the Digital Age: Students' Expectations Elena Yu. Kozlenko , Nadezhda Yu. Vaytsekhovich
Kozlenko Elena Yurievna,
Belarusian State University of Culture and Arts, Rabkorovskaya str., 17, Minsk, 220007, Republic of Belarus, Cand. of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of Information and Analytical Activity
ORCID: 0000-0002-6621-260X e-mail: elenakozlenko@rambler.ru
Vaytsekhovich Nadezhda Yurievna,
Belarusian State University of Culture and Arts, Rabkorovskaya str., 17, Minsk, 220007, Republic of Belarus, Cand. of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Department of Information and Analytical Activity ORCID: 0000-0001-7904-3043 e-mail: jinglebells@mail.ru
Received 17.02.2022 Revised 20.04.2022 Accepted 25.04.2022
Abstract. In the context of an evolving digital environment of library education, it is important to study the needs and expectations of students as participants of the educational process and the direct consumers of educational services. This paper presents the results of a questionnaire survey of students studying on the specialty "Library and Information Activities" at the Belarusian State University of Culture and Arts. The objective of the survey was to determine the students' vision of new trends in educational practice and the prospects for the development of library education associated with digitalization. The study was conducted by the working group as a part of the contract research "Explore trends and ways of development of library and information education in the digital age". The survey touched upon such research areas as a promising vector for the development of library education, students' readiness for library activities in a digital environment, and the use of information and communication technologies in the learning process. It was found that the students consider the information and technological courses as a promising vector for the development of library education (information courses as the basis for training). In the courses taught at the Faculty of Information and Document Communications, students would like to focus on remote user service, programming, data analytics, digital technologies, neural networks, nanotechnologies, digital marketing, web design basics, the creation and design of electronic resources, the basics of working with graphic editors and other. Assessing the importance of various types of library work in the digital environment, students marked "Working with electronic catalogs and databases" as the most important one. Least of all, students consider themselves ready for the "Work to create electronic information resources" and "Work to provide access to electronic information resources". In the process of distance learning during the epidemic COVID-19, the greatest difficulty was the increase of the workload, the complication of the learning process. Of less significance were the technical communication problems. A set of measures from the viewpoint of students to improve the quality and competitive advantages of library and information education in the digital age is defined. Keywords: library and information education, LIS, digitalization, students, learning process, student expectations, Republic of Belarus Citation: Kozlenko E. Yu., Vaytsekhovich N. Yu. Library and Information Education in the Digital Age: Students' Expectations. Bibliosphere. 2022. № 2. P. 28-37. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-28-37.
ш I— О s с ш s ш
CL
Введение
Быстрое развитие технологий и цифрового контента, появление новых моделей информационного обмена и систем распространения знаний привели к значительным изменениям в сфере библиотечно-информационного образования. Основным образовательным трендом стало расширение междисциплинарных связей с информационными, управленческими и поведенческими науками, сближение информационных дисциплин и, в значительном количестве случаев, - включение LIS в широкое поле информационных наук как одного из значимых компонентов (Raju, 2021; Wang, 2018). В качестве важнейших изменений отмечается также возросшая роль практико-ориентированного подхода в обучении (Клюев, 2018; Huggins, 2017; Wyman, Imamverdiyev, 2018), распространение онлайн-образования и цифровых образовательных инициатив (Грузова, 2015; Pujar, Tadasad, 2016; Shem, 2015; Wöjcik, 2015), реструктуризация преподаваемых курсов и разнообразие средств их доставки (Horvat et al., 2017). В контексте происходящих трансформаций актуально исследование потребностей и ожиданий студентов как одних из участников образовательного процесса, заинтересованных в его результатах.
Для изучения тенденций и путей развития библиотечно-информационного образования цифровой эпохи важно не только определение знаний, способностей, умений и навыков студентов, но и отслеживание и понимание их мнений об образовательном процессе, особенностях профессионального становления, планов и перспектив дальнейшего трудоустройства. Современные студенты в своем большинстве активные, творческие, независимые, требовательные, не боящиеся трудностей. Являясь прямыми потребителями образовательных услуг и активными участниками образовательного процесса, они готовы критично и смело определить проблемные и перспективные зоны этого процесса, заявить о своих ожиданиях.
Проводимые специалистами исследования чаще ориентированы на выявление удовлетворенности студентов различных специальностей качеством образования и преподавания, ожиданий от процесса обучения и внеучебной деятельности, карьерных ожиданий и профессио-3 нальных траекторий. В отношении студентов § библиотечной специальности отмечаются иссле-5 дования мотивации выбора библиотечной про-ос фессии (Зыгмантович, Козленко, 2011; Павлова, ос 2014), мотивационной структуры личности сту-5 дентов как основы профессионального становления (Мишова, Огнева, 2016), оценки качества образовательного процесса с позиций студентов 30 (Мингазова и др., 2011) и др.
Методы
Как указывает В. Я. Ядов, опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей (Ядов, 1972).
В рамках выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства культуры Республики Беларусь «Исследовать тенденции и пути развития биб-лиотечно-информационного образования в век цифровых технологий» (руководитель -Ю. Н. Галковская, исполнители - Н. Ю. Вайцехович, С. В. Зыгмантович, Е. Ю. Козленко) в мае 2021 г. был проведен сплошной анкетный опрос студентов выпускного (четвертого) курса Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ), обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)», - всего 34 человека.
Одной из задач опроса являлось определение эффективных мер повышения качества и конкурентных преимуществ библиотечно-информационного образования в образовательном пространстве Республики Беларусь. Исследовались мнения студентов как о наличном состоянии процесса обучения, так и мнения об их ожиданиях и перспективах библиотечно-информационного образования. Анкетный опрос проводился сразу после завершения студентами производственной (преддипломной) практики, итоги которой были защищены со средним баллом курса 9,3. Анкетирование и обработка полученных статистических данных проходили в автоматизированном режиме с использованием онлайн-сервиса Google Forms (приложение).
Результаты
Перспективный вектор подготовки библиотечных кадров
Одним из прогностических являлся вопрос о перспективном векторе подготовки библиотечных кадров. Респондентам был предложен выбор из четырех вариантов, отражающих сложившиеся в мировой практике подходы и концептуальные фокусы исследований развития библиотечного образования: информационно-технологический (информационные дисциплины как основа подготовки); гуманитарный (культура, искусство, творчество как основа подготовки); социальный (социальные коммуникации, аналитика как основа подготовки);
полидисциплинарная подготовка без приоритетных направлений.
Опрошенные студенты перспективным вектором подготовки библиотечных кадров видят информационно-технологический - 44% ответов, почти в два раза меньше они заинтересованы в полидисциплинарной подготовке без приоритетных направлений - 24% ответов, по 15% ответов отдано гуманитарному и социальному векторам.
Показателен в этом контексте перечень учебных дисциплин, предлагаемых опрошенными студентами для совершенствования библиотечно-информационного образования. Значительную их часть занимают предложения, связанные с 1Т-технологиями и цифровизацией:
• дистанционное обслуживание пользователей (электронная доставка документов, выполнение информационных справок и т. п.);
• программирование;
• цифровые технологии;
• нейросети;
• нанотехнологии,
• цифровой маркетинг / автоматизация маркетинга; SMM;
• основы веб-дизайна;
• работа библиотеки с социальными сетями;
• продвижение библиотек и информационных центров в социальных медиа; цифровая среда как место продвижения библиотечных ресурсов и услуг;
• цифровой библиотечный менеджмент;
• информационная безопасность;
• основы работы с видеоформатом;
• дизайн электронных ресурсов, их создание, основы работы с графическими редакторами, основы работы в фото- и видеоредакторах;
• «визуал» социальных сетей;
• инструментарий рекламной деятельности в цифровой среде;
• работа с программами и приложениями по созданию контента для сайта и социальных сетей библиотек;
• разработка сайтов с ранних курсов.
Отдельным блоком идут предложения по преподаванию социальных коммуникаций, библиотечного копирайтинга, библиотечной журналистики, организации редакторской деятельности, типографике. Такие предложения ожидаемы, поскольку соответствуют современным тенденциям развития библиотечной практики и интересам студенческой молодежи в целом; в настоящий момент они уже находят свою реализацию в учебном процессе факультета информационно-документных коммуникаций и выделены в самостоятельные учебные дисциплины («Алгоритмизация и основы программирования», «Базы данных», «Библиотечные компьютерные сети», «Программно-техническое обеспечение», «Проектирование автоматизированных
библиотечно-информационных систем», «Редак-ционно-издательская деятельность библиотек», «Технология создания web-сайтов», «Технология создания баз данных в библиотеках», «Электронные библиотеки» и др.) и темы в учебных дисциплинах (например, в программу учебной дисциплины «Библиотечно-информационный маркетинг» включена тема «Тенденции развития маркетинга библиотечно-информационной деятельности», в содержании которой рассматриваются преимущества интернет-маркетинга, маркетинговые интернет-коммуникации, инструменты некоммерческого интернет-маркетинга и др.).
В предложениях опрошенных студентов, кроме выше обозначенных, прозвучали аналитика данных, информационная аналитика, культура речи, культура общения, эстетика, психология делового общения, психология управления, проектная деятельность библиотек, статистика, управление библиотекой (преподаватель - специалист, который занимает или занимал руководящую должность в библиотеке), иностранное библиотечное дело, психология на профессиональном уровне, источниковедение, краеведческая деятельность, введение практического модуля «Слепой метод печати». Отметим, что в разных объемах данные предложения также уже реализуются в учебном процессе БГУКИ.
Некоторые студенты отмечали, что требуется больший упор на практическую деятельность, в том числе увеличение количества часов на практические работы по АБИС, базам данных, актуализация содержания и методик преподавания имеющихся учебных дисциплин. Четыре опрошенных студента внесли предложения сделать акцент на изучении художественной литературы, особенно современной.
В целом, в количественном соотношении перечень предложенных студентами учебных дисциплин в значительной степени совпадает с соотношением выделенных ими перспективных векторов подготовки библиотечных кадров в век цифровых технологий.
Цифровая среда для библиотек и готовность студентов к работе в ней
Респондентам были заданы несколько вопросов о важности различных видов работы библиотеки в цифровой среде и готовности студентов к их выполнению по завершении обучения. Оценивая по пятибалльной шкале важность различных видов работы библиотеки в цифровой среде, опрошенные студенты из восьми предложенных позиций как наиболее важную отметили «работу с электронными каталогами и базами данных» (Хср=4,85), как наименее важные - «работу с социальными сетями» и «работу по продвижению продуктов и услуг библиотек» (Хср=4,55).
ш I-О х с ш
X
ш о.
По таким же позициям было предложено оценить свою готовность к осуществлению видов работы библиотеки в цифровой среде - и здесь примечательно, что студентами «работа с социальными сетями» определена как тот вид работы, к которому они готовы более всего (Хср=4,47). Менее всего опрошенные студенты считают себя готовыми к «работе по созданию электронных информационных ресурсов» и «работе по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам» (Хср=3,61 и Хср=3,73 соответственно).
Использование ИКТ в процессе обучения
Как указывает Ю. Н. Галковская, пандемия COVID-19 явилась своеобразным толчком для пересмотра взглядов на средства дистанционного обучения, а также снятия психологических барьеров у студентов и преподавателей в отношении передачи и восприятия учебной информации с помощью электронных посредников, различных информационно-коммуникационных средств (Галковская, 2021, с. 128). Для студентов при использовании ИКТ в процессе обучения во время пандемии наибольшей сложностью стало увеличение нагрузки и усложнение процесса обучения - 50% ответов, чуть меньшие сложности вызвали технические проблемы коммуникации - 38% ответов. Трудности с выполнением практических заданий без объяснения преподавателем и психологические барьеры при обучении в дистанционном режиме не столь значимы - 24 и 21% ответов соответственно. Менее всего студентов заботило отсутствие взаимодействия с группой - 3% ответов, при этом данный показатель явился особенной сложностью для опрошенных преподавателей - 70% ответов. Такое соотношение вполне естественно: студентам для эффективного обучения взаимодействие с группой никогда не являлось решающим фактором, в то время как для преподавателя непосредственное взаимодействие со студенческим коллективом и каждым отдельным студентом является основой любой педагогической технологии. Не столкнулись со сложностями при использовании дистанционных средств обучения два опрошенных студента, ухудшение зрения и неготовность преподавателей к такому виду обучения отмечены в 3% ответов.
Среди главных преимуществ дистанцион-3 ного обучения опрошенные студенты обозна-О чили возможность индивидуального темпа 5 обучения (79 % ответов), мобильность и опе-Ёг ративность связи между студентом и препода-ос вателем (65 % ответов) и снижение временных 5 затрат на обучение (62 % ответов). При этом отметим, что студентами почти в равной степени определяется увеличение нагрузки как слож-32 ность дистанционного обучения и снижение
временных затрат как его преимущество. Положительно студентами был оценен опыт дистанционного подключения других лекторов, экспертов - как преимущество дистанционного обучения эта возможность отмечена в 41 % ответов. В меньшей степени как преимущества дистанционного обучения опрошенными студентами отмечены повышение ответственности, упор на объяснение и обсуждение (а не на передачу знаний), повышение учебной мотивации -29, 29, 21 % ответов соответственно.
Исходя из ответов студентов на вопросы о сложностях и преимуществах дистанционного обучения логичным видится их преимущественный выбор смешанной формы обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (сочетание занятий в аудиториях с онлайн-обучением) как наиболее результативной - 77% ответов. Вероятно, в большей степени это связано с возможностями индивидуального, студентоцентрированного обучения, парадигмы которого широко внедряются в современное высшее образование. Привычная ранее дневная форма обучения отмечена студентами как наиболее результативная только в 9 % ответов.
Результаты дополнительного исследования
Дополнительно через полгода после выпуска студентам, участвующим в анкетировании, было предложено по методу свободных ассоциаций завершить фразу «Библиотечно-информационное образование в век цифровых технологий это - ...». Среди ответов в большинстве отмечаются «ориентация на работу с автоматизированными информационными системами», «обновление содержания учебных дисциплин», «разработка новых учебных планов», «внедрение новых предметов или изменение старых (если это нужно)», «видеовстречи с новаторами библиотечной специфики и профессионалами библиотечного дела из разных стран и регионов», что по общему посылу коррелирует с данными анкетирования.
Обсуждение
Анкетный опрос студентов выпускного курса БГУКИ по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» позволил выявить проблемные и перспективные зоны образовательного процесса с точки зрения студентов как прямых потребителей образовательных услуг и активных участников этого процесса.
В частности, перспективным вектором подготовки библиотечных кадров в век цифровых технологий студенты видят информационно-технологический, их ответы по векторам подготовки в целом схожи с ответами преподавателей,
имеются небольшие в процентном соотношении различия. Информационно-технологический вектор уже сегодня активно внедряется в образовательный процесс: появляются соответствующие учебные дисциплины («Автоматизация обработки текстовой информации», «Основы алгоритмизации и программирования», «Электронные библиотеки» и др.), с 2022 г. актуализируется перечень направлений подготовки по специальности («Библиотечно-информационная деятельность. Аналитика», «Библиотечно-информационная деятельность. Цифровиза-ция»). При этом, на наш взгляд, важно не забывать о гуманитарной составляющей библиотечно-информационного образования, взять в основу позицию профессора А. В. Соколова: «Следует признать, что никто не позаботится о библиотекарях, если они сами не докажут свое право на существование в грядущем информационном обществе. Главный аргумент в этом доказательстве: целевое назначение библиотек - гуманистическая миссия; средство достижения этой цели -информационные функции» (Соколов, 2013, с. 21). В этом контексте больше показателен перечень учебных дисциплин, предлагаемых опрошенными студентами для совершенствования библиотечно-информационного образования: значительную их часть занимают предложения, связанные с ^-технологиями и цифровизацией, малая часть предложений связана с общением и литературой.
Определяя по пятибалльной шкале важность различных видов работы библиотеки в цифровой среде, опрошенные студенты все предложенные позиции оценили более или менее равнозначно, при этом в оценке собственной готовности к их выполнению студенты не в полной мере готовы к «работе по созданию электронных информационных ресурсов» и «работе по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам», что важно учитывать при разработке и внедрении в образовательный процесс соответствующих учебных курсов или усилении практической составляющей имеющихся учебных дисциплин.
При использовании дистанционных средств обучения во время COVID-19 сложнее всего студентам оказалось справиться с увеличением нагрузки и усложнением процесса обучения. Среди главных преимуществ дистанционного обучения отмечены возможность индивидуального темпа обучения, мобильность и оперативность связи между студентом и преподавателем. При этом студентами выбрана смешанная форма обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» как наиболее предпочтительная, что в привычных условиях (вне пандемии коронавируса) сопряжено с рядом существенных проблем, рабочими вариантами остаются дневная/заочная и дистанционная
формы обучения. Как указывают авторы статьи «Об образе высшего образования в постко-видную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка», пандемия COVID-19 стала катализатором многих процессов цифро-визации всех сфер жизни общества (Бегалинов и др., 2021, с. 114), многими исследователями подтверждается, что в перспективе предоставление качественного дистанционного образования в чистом или смешанном виде станет преобладающей тенденцией развития всей сферы образования в цифровую эпоху. В «Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 20192025 годы» определено, что по итогам реализации Концепции в том числе получит широкое развитие дистанционное обучение2. Кроме того, с 1 февраля 2022 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, среди форм получения образования предусматривающие дистанционную - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий3.
Выводы
Обобщим комплекс мер, необходимых для повышения качества и конкурентных преимуществ библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий с позиций ожиданий студентов:
- расширение спектра предлагаемых учебных дисциплин по выбору, ориентированных на смежные с библиотечно-информационной деятельностью практики, и их адаптация под запросы студентов как потребителей образовательных услуг;
- усиление профессиональной подготовки (в том числе практической) в области создания электронных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним;
- развитие дистанционных форм библиотечно-информационного образования.
Перечисленные меры в комплексе с обобщенным зарубежным опытом в области биб-лиотечно-информационного образования, оценкой современного состояния библиотечно- ^ информационного образования Респуб- н лики Беларусь в разрезе мнений работодателей ^
с
--ш
2 Концепция цифровой трансформации процессов в си- ^ стеме образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы. URL: q_ https://crit.bspu.by/wp-content/uploads/2021/08/concept.pdf (дата X обращения: 22.10.2021). ^
3 Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании // Pravo.by. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p 0=H12200154&p1=1 (дата обращения: 13.02.2022). 33
(базовых организаций-заказчиков кадров) (Зыгмантович, 2021) и профессорско-преподавательского состава факультета информационно-документных коммуникаций БГУКИ показывают, что развитие библиотечно-информационного образования в условиях цифровизации может иметь реальный инновационный эффект при условии управляемого использования технологий в новых образовательных форматах, изменения содержательных и дидактических подходов, моделей и форматов обучения. Не менее важными остаются и четыре ключевых навыка, определяемые многими зарубежными специалистами: критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и творчество (Cathy, 2017; Trilling, 2009).
Библиотечно-информационное образование цифровой эпохи имеет ресурсы для дальнейшего изучения, в том числе с позиций студентов, эти исследования востребованы как в теоретической, так и в практической плоскости.
Трудности таких исследований связаны, во-первых, с многомерностью современного библио-течно-информационного образования, во-вторых, с уникальностью и потенциалом самой библиотеки. Тем не менее очевидна перспектива построения эффективного библиотечно-информационного образования, согласованного всеми заинтересованными сторонами: органами управления сферы культуры, структурами формирования библиотечных кадров, работодателями и студенческой молодежью.
Благодарность
Авторы выражают благодарность членам временного научного коллектива по выполнению научно-исследовательской работы «Исследовать тенденции и пути развития библио-течно-информационного образования в век цифровых технологий» Ю. Н. Галковской и С. В. Зыгмантович.
GC О
>-
GC С GC CG
Список источников / References
Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в постковид-ную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 110-123 [Begalinov AS, Ashilova MS and Begalinova KK (2021) On the image of higher education in the post-teen age: forming and developing a new order of thinking. Science for Education Today 11(1): 110-123. (In Russ.)]. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.07.
Галковская Ю. Н. Трансформация подходов к организации образовательного процесса на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКИ в условиях пандемии COVID // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. 2021. № 4. С. 127-135 [Galkovskaya YuN (2021) Transformation of approaches to organizing the educational process at the Faculty of Information and Document Communications of BSUKI in the context of COVID pandemic. Vesn ik Belaruskaga dzyarzhavnaga universiteta kul'tury i mastatstvav 4: 127-135. (In Russ.)].
Грузова А. А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 205. С. 131-140 [Gruzova AA (2015) E-learning technologies in library and information education. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 205: 131-140. (In Russ.)].
Зыгмантович С. В. Подготовка специалистов биб-лиотечно-информационной сферы для работы в цифровой среде: ожидания работодателей // Материалы VIII Международного конгресса
«Библиотека как феномен культуры». Библиотеки в условиях пандемии: новые возможности, новые решения. Минск, 2021. С. 89-96 [Zygmantovich SV (2021) Training of library and information specialists to work in a digital environment: employers' expectations. Materialy VIII Mezhdunarodnogo kongressa «Biblioteka kak fenomen kul'tury». Biblioteki v usloviyakh pandemii: novye vozmozhnosti, novye resheniya. Minsk, pp. 89-96. (In Russ.)].
Зыгмантовiч С. В., Казленка А. Ю. Матывацыя бiблiятэчнай дзейнасщ у структуры прафесшнага самавызначэння будучых спецыялктау // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта культуры i мастацтвау. 2011. № 2. С. 94-101 [Zygmantovich SV and Kazlenka AYu (2011) Motivation of library activity in the structure of professional self-determination of future specialists. Vesnik Belaruskaga dzyarzhavnaga universiteta kul'tury i mastatstvav 2: 94-101. (In Beloruss.)].
Клюев В. К. Практико-ориентированное обучение как приоритет подготовки библиотечных кадров // Библиография и книговедение. 2018. № 6. С. 13-18 [Klyuev VK (2018) Practice-oriented training as a priority of library staff training. Bibliografiya i knigovedenie 6: 13-18. (In Russ.)].
Мингазова Д. Н., Мовчан Н. И., Сопин В. Ф. От анкетирования студентов к обобщенной оценке качества образовательного процесса // Открытое образование. 2011. № 1. С. 33-44 [Mingazova DN, Movchan NI and Sopin VF (2011) From student questionnaires to a generalized assessment of the quality of the educational process. Otkrytoe obrazovanie 1: 33-44. (In Russ.)].
Мишова В. В., Огнева Э. Н. Исследование мотиваци-онной структуры личности как основы профессионального становления студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная
деятельность» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37-2. С. 143-150 [Mishova VV and Ogneva EhN (2016) Studying the motivational structure of personality as the base of the professional formation of students on training direction «Library and information activities». Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 37-2: 143-150. (In Russ.)].
Павлова А. С. О профессиональной ориентации как важнейшем звене в системе непрерывного библио-течно-информационного образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2014. № 3. С. 36-41 [Pavlova AS (2014) About professional orientation as the most important link in the system of continuous library and information education. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 3: 36-41. (In Russ.)].
Соколов А. В. Информатизация и гуманизация как ориентиры библиотечной политики // Вестник культуры и искусств. 2013. № 2. С. 7-22 [Sokolov AV (2013) Informatization and humanization as guidelines of library policy. Vestnik kul'tury i iskusstv 2: 7-22. (In Russ.)]
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Москва : Наука, 1972. 240 с. [Yadov VA (1972) Sociological research: methodology, program, methods. Moscow: Nauka. (In Russ.)].
Cathy ND (2017) The new education: how to revolutionize the university to prepare students for a world in flux. New York: Basic Books.
Horvat A, Kajberg L, Oguz ES and Tammaro AM (2017) LIS Education. Global Library and Information
Science. Berlin, Boston, 504-536. DOI: https://doi. org/10.1515/9783110413120-022.
Huggins S (2017). Practice-based learning in LIS education: an overview of current trends. Library Trends 66(1): 13-22.
Pujar SM and Tadasad PG (2016) MOOCs - an opportunity for international collaboration in LIS education. New Library World 117(5/6): 360-373. DOI: https://doi.org/10.1108/NLW-07-2015-0048.
Raju J (2021) Shaping LIS education for blended professionals in a pluralist information environment: global reflections. Journal of Education for Library and Information Science 62(4): 366-382. DOI: https://doi. org/10.3138/jelis-62-4-2020-0024.
Shem M (2015) Digital library education: global trends and issues. Journal of Education and Practice 6(17): 66-70.
Trilling B (2009) 21st century skills: learning for life in our times. San Francisco: Jossey-Bass.
Wang L (2018) Twinning data science with information science in schools of library and information science. Journal of Documentation 74(6): 1243-1257. DOI: https://doi.org/10.1108/JD-02-2018-0036.
Wojcik M (2015) Potential use of augmented reality in LIS education. Education and Information Technologies 21(6): 1555-1569. DOI: https://doi.org/10.1007/ s10639-015-9399-z.
Wyman A and Imamverdiyev M (2018) Global trends and transformations in library science education. Information and Learning Sciences 119(3/4): 215-225. DOI: https://doi.org/10.1108/ILS-11-2017-0110.
ш I— О x с ш
X
ш
CL
Приложение
Уважаемые студенты!
Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью изучения тенденций и путей развития библиотечно-информационного образования в век цифровых технологий. Ваши искренние ответы лягут в основу рекомендаций по совершенствованию системы профессиональной подготовки по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» и будут способствовать развитию кадровых ресурсов библиотек.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. В какой мере Вы удовлетворены своей теоретической и практической подготовкой к осуществлению профессиональной деятельности в библиотеке? (оцените по 5-балльной шкале, где 5 - максимальная оценка)
Вид подготовки 1 2 3 4 5
теоретическая
практическая
2. Оцените по пятибалльной шкале следующие утверждения о получаемом Вами образовании (обведите в кружок цифру, где 5 - самая высокая оценка, 1 - самая низкая)
Библиотечно-информационные дисциплины значимы для моей будущей профессиональной деятельности 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Обучение позволяет приобрести профессиональные практические умения 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Я готов работать в любых учреждениях информационно-документной сферы 1 - 2 - 3 - 4 - 5
У меня есть возможность личностного развития во время обучения 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Учебно-программные и учебно-методические материалы доступны 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Преподавателями используются эффективные педагогические технологии, которые помогают лучше усваивать материал 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Осуществляется индивидуальное консультирование студентов 1 - 2 - 3 - 4 - 5
В обучении используются электронные коммуникационные средства 1 - 2 - 3 - 4 - 5
3. Выскажите свое мнение о перспективном векторе подготовки библиотечных кадров в век цифровых технологий (можно выбрать только один вариант ответа или предложить свой вариант)
□ информационно-технологический (информационные дисциплины как основа подготовки)
□ гуманитарный (культура, искусство, творчество как основа подготовки)
□ социальный (социальные коммуникации, аналитика как основа подготовки)
□ полидисциплинарная подготовка без приоритетных направлений
□ свой вариант_
4. Если бы у Вас была возможность предложить новые учебные дисциплины для совершенствования библиотечно-информационного образования, то какие дисциплины Вы бы порекомендовали? (напишите не менее трех)
5. Оцените важность следующих видов работы библиотеки в цифровой среде? (обведите в кружок цифру, где 5 - самая высокая оценка, 1 - самая низкая)
Работа с электронными каталогами и базами данных 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с пользователями в режиме удаленного обслуживания 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по созданию электронных информационных ресурсов 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с социальными сетями 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Проектная деятельность 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по продвижению продуктов и услуг библиотек 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с современной цифровой техникой 1 - 2 - 3 - 4 - 5
6. Оцените свою готовность к осуществлению следующих видов работы библиотеки в цифровой среде (обведите в кружок цифру, где 5 - самая высокая оценка, 1 - самая низкая)
Работа с электронными каталогами и базами данных 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с пользователями в режиме удаленного обслуживания 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по созданию электронных информационных ресурсов 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по обеспечению доступа к электронным информационным ресурсам 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с социальными сетями 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Проектная деятельность 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа по продвижению продуктов и услуг библиотек 1 - 2 - 3 - 4 - 5
Работа с современной цифровой техникой 1 - 2 - 3 - 4 - 5
7. С какими сложностями Вы столкнулись при использовании дистанционных средств обучения? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
□ увеличение нагрузки, усложнение процесса обучения
□ сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя
□ недостаточное методическое сопровождение
□ психологические затруднения при обучении в дистанционном режиме
□ проблемы усвоения материала
□ технические проблемы коммуникации
□ отсутствие взаимодействия с группой
□ свой вариант_
8. Какие преимущества дистанционного обучения Вы можете подтвердить на основе собственного опыта? (можно выбрать несколько вариантов ответа)
□ возможность индивидуального темпа обучения
□ повышение учебной мотивации за счет изменения образовательной среды
□ повышение ответственности
□ снижение временных затрат на обучение
□ упор на объяснение и обсуждение, а не на передачу знаний
□ мобильность и оперативность связи между студентом и преподавателем
□ возможность дистанционного подключения других лекторов, экспертов
□ свой вариант_
9. Какая форма обучения по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)», по Вашему мнению, была бы наиболее результативной? (выберите, пожалуйста, один вариант ответа)
□ дневная форма
□ заочная форма
□ дистанционная форма (онлайн-обучение)
□ смешанная форма (сочетание занятий в аудиториях с онлайн-обучением)
Благодарим за участие в опросе!
ш I-О X
с ш
X
ш о.