Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАКАЗЧИКИ КАДРОВ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козленко Елена Юрьевна

Показан рост значимости социокультурной деятельности как общественной ценности, ее возможности и потенциал в деятельности библиотек, что обуславливает необходимость формирования и развития соответствующих профессиональных компетенций библиотечных специалистов. Раскрыты особенности их формирования на разных уровнях получения образования (среднее специальное, высшее, дополнительное) в Республике Беларусь. Соотнесены компетенции в социокультурной деятельности действующего Образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-23 01 11 «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» Республики Беларусь и результаты научно-исследовательской работы «Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности “библиотечно-информационная деятельность” на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров». Обозначены актуальные проблемы и решения в организации образовательного процесса в формировании компетенций в социокультурной деятельности на факультете информационно-документных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козленко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ACTIVITY IN THE CONTEXT OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION AND EMPLOYERS’ REQUIREMENTS

The growing importance of sociocultural activity as a public value, its opportunity and potential in the work of libraries is indicated. That causes the need to build and develop suitable professional competences of librarians. The major features of building the competences are revealed according to educational grounding (college, higher education or extended education) of the Republic of Belarus. Competences in sociocultural activity of current educational standard of undergraduate degree in specialty 1-23 01 11 Library and Information Activity of the Republic of Belarus and the research insights «The development of competency-based model of a graduating student with a degree in Library and Information Activity based on studying employers’ requirements» are correlated. Topical issues and solutions of organizing the educational process in the context of developing competences in sociocultural activity on the Faculty of Information and Document Communications of the educational establishment «The Belarusian State University of Culture and Arts» are defined.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

УДК [02:004]:37(476)

Е. Ю. Козленко

Социокультурная деятельность в контексте библиотечно-информационного образования и требований работодателей

Показан рост значимости социокультурной деятельности как общественной ценности, ее возможности и потенциал в деятельности библиотек, что обуславливает необходимость формирования и развития соответствующих профессиональных компетенций библиотечных специалистов. Раскрыты особенности их формирования на разных уровнях получения образования (среднее специальное, высшее, дополнительное) в Республике Беларусь. Соотнесены компетенции в социокультурной деятельности действующего Образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-23 01 11 «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» Республики Беларусь и результаты научно-исследовательской работы «Разработать ком-петентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности "библио-течно-информационная деятельность" на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров». Обозначены актуальные проблемы и решения в организации образовательного процесса в формировании компетенций в социокультурной деятельности на факультете информационно-документных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

Ключевые слова: социокультурная деятельность, социокультурные технологии, публичные библиотеки, профессиональные компетенции, заказчики кадров, библиотечно-информационное образование

Elena Yu. Kozlenko Sociocultural activity in the context of library and information education and employers' requirements

The growing importance of sociocultural activity as a public value, its opportunity and potential in the work of libraries is indicated. That causes the need to build and develop suitable professional competences of librarians. The major features of building the competences are revealed according to educational grounding (college, higher education or extended education) of the Republic of Belarus. Competences in sociocultural activity of current educational standard of undergraduate degree in specialty 1-23 01 11 Library and Information Activity of the Republic of Belarus and the research insights «The development of competency-based model of a graduating student with a degree in Library and Information Activity based on studying employers' requirements» are correlated. Topical issues and solutions of organizing the educational process in the context of developing competences in sociocultural activity on the Faculty of Information and Document Communications of the educational establishment «The Belarusian State University of Culture and Arts» are defined.

Keywords: sociocultural activity, sociocultural technologies, public libraries, professional competences, personnel customers, employers, library and information education DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-112-117

Современная социокультурная деятельность библиотек по своему внутреннему содержанию и формам давно вышла за рамки прежней культурно-просветительной работы, библиотека все чаще начинает восприниматься как значимое многофункциональное общественное пространство, предоставляющее возможности для интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения. Ю. А. Переверзева обращает внимание на философско-социальную суть и общественное значение социально-культурной деятельности, которая, с одной стороны,

выполняет социализирующую функцию, с другой - призвана поддерживать благоприятный климат в социуме, заботиться о духовно-нравственном здоровье индивидуумов, формировать их ценностные ориентации, и что именно в данном ракурсе, начиная с 20-х гг. ХХ в., работают библиотеки, а социально-культурная функция стала важнейшей в блоке их сущностных функций [1, с. 36-37].

Исследователи отмечают, что сегодня каждая библиотека встает перед выбором: прекратить свое существование или обрести себя в новом качестве, определяя при

этом как тенденцию ближайших нескольких лет переориентацию библиотек, превращение в культурно-интеллектуальные или культурно-досуговые центры, выполнение несвойственных ранее функций [2]. Все чаще именно успешность социокультурной деятельности становится одним из факторов востребованности библиотеки.

В настоящее время интерес к социокультурной деятельности библиотек значительно вырос, в библиотеках Республики Беларусь всех уровней формируются соответствующие подразделения или службы. Рост значимости социокультурной деятельности как общественной ценности, ее возможности и потенциал в деятельности библиотек обуславливают необходимость формирования и развития профессиональных компетенций библиотечных специалистов в социокультурной деятельности.

Анализ информационного массива показывает, что обособленно вопросы формирования компетенций непосредственно библиотечных специалистов в социокультурной деятельности, кроме как в образовательных стандартах, рассматриваются незначительно. Ориентиры в данном направлении дают публикации по формированию компетенций и подготовке специалистов социокультурной сферы в целом (А. Д. Жарков, Л. И. Козловская, В. Б. Мещеряков, Г. Н. Новикова, П. П. Терехов, О. А. Чижевская и др.), а также публикации (Ю. В. Жегульская, Г. А. Иванова, С. В. Савки-на и др.) и диссертационные исследования (Е. В. Мирошниченко, В. В. Перепелица) по вопросам подготовки библиотечных специалистов к культурно-досуговой деятельности, научные работы по формированию отдельных компетенций библиотекарей-библиографов и подготовке библиотечных специалистов (Ю. Н. Галковская, С. В. Зыг-мантович, Н. В. Лопатина, А. М. Мазуриц-кий, И. С. Пилко, Г. Б. Паршукова и др.). Так или иначе, реализация социокультурной деятельности в библиотеке сегодня не ограничивается знанием технологии, она предполагает многоаспектное образование в педагогике, психологии, философии, культурологии, маркетинге и др.

Целью данной работы является исследовать социокультурную деятельность в контексте библиотечно-информационно-го образования и требований работодателей, выявить точки их соприкосновения и обозначить перспективные направления формирования соответствующих компетен-

ций на уровне высшего библиотечно-ин-формационного образования в Республике Беларусь. Достижению цели способствовало использование системного и социально-коммуникационного подходов, методов источниковедческого и контент-анализа. В основу исследования социокультурной деятельности в контексте библиотечно-ин-формационного образования легла практика подготовки соответствующих специалистов в учебных заведениях Республики Беларусь и содержание действующего Образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-23 01 11 «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» (утвержден Постановлением Министерства образования Республики Беларуси 30.04.2015) [3], в контексте требований работодателей -результаты научно-исследовательской работы по заданию Министерства культуры Республики Беларусь «Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности "библиотечно-информационная деятельность" на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров» [4; 5].

Библиотечные специалисты в повседневной работе реализуют различные направления социокультурной деятельности, которые требуют особых теоретических и технологических знаний, индивидуальных качеств и навыков. Профессиональные компетенции в социокультурной деятельности приобретаются будущими библиотечными специалистами на разных уровнях образования (среднее специальное, высшее, дополнительное), однако методологическая насыщенность характерна для него на уровне высшего образования. Отметим, что в Республике Беларусь учреждение образования «Могилевский государственный колледж искусств» обеспечивает получение среднего специального образования по направлению «библиотечно-клубная работа», в рамках которого преподаются учебные дисциплины «Режиссура массовых зрелищ и праздников», «Формы, методы и технологии клубной работы», «Сценическая речь», «Организация и режиссура любительского кружка кукол» и другие.

Цели формирования компетенций на уровне высшего образования обусловливаются социальным заказом общества, проявляющимся в профессиональных и квалификационных требованиях к специалистам. Обратимся к образовательному стандарту.

Образовательный стандарт высшего образования I ступени по специальности 1-23 01 11 «Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)» среди видов профессиональной деятельности специалиста предусматривает социально-культурную, среди задач профессиональной деятельности выделяет осуществление социально-культурной деятельности в условиях библиотеки, среди профессиональных компетенций в социально-культурной деятельности прописывает: ПК-8. - «Устанавливать и поддерживать прочные связи с различными социальными институтами (семья, школа, учреждения культуры, образования, предприятия и др.) с целью формирования благоприятной социокультурной среды; развивать социальное партнерство с местными властями и общественностью»; ПК-9. - «Организовывать и проводить информационно-просветительские, образовательные, культурно-творческие, культурно-досуговые и рекре-ационно-оздоровительные мероприятия»; ПК-10. - «Формировать безбарьерную библиотечную среду для обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями»; ПК-11. - «Использовать психолого-педагогические методы во время библиотечного обслуживания и проведения разнообразных социально-культурных мероприятий». В практике деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (БГУКИ) указанные компетенции детерминируют содержание образования в процессе изучения учебного модуля «Социокультурная деятельность библиотек», включающего разделы и соответствующие учебные дисциплины «Теория и история социокультурной деятельности библиотек» и «Технология социокультурной деятельности библиотек» [6].

В 2019 г. на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКИ была реализована научно-исследовательская работа по заданию Министерства культуры Республики Беларусь «Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности "библиотечно-информационная деятельность" на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров», результаты которой на основе проведения экспертного опроса с участием высококвалифицированных специалистов библиотеч-но-информационных учреждений (всего

27) показали, что в общем рейтинге видов деятельности, которые должны освоить выпускники БГУКИ, социально-культурная деятельность находится на четвертом месте (после производственно-технологической, информационно-аналитической, инновационно-методической), при этом эксперты со стороны публичных библиотек выделили ее второй по значимости.

Важнейшими компетенциями при осуществлении социально-культурной деятельности респонденты считают способность организовывать и проводить социокультурные мероприятия, а также способность устанавливать и поддерживать связь с различными учреждениями, организациями, СМИ, органами власти, способность создавать и использовать краеведческие ресурсы для решения задач социокультурного развития. Чуть менее значимы готовность организовывать пространство библиотеки и участвовать в разработке и реализации социокультурных проектов и программ. Самый низкий процент значимости у компетенции знать особенности формирования безбарьерной библиотечной среды. В своем большинстве выделенные компетенции соотносимы с компетенциями, приведенными в Образовательном стандарте.

Результаты анализа приоритетных видов деятельности, значимых для специалистов различных видов библиотек, позволили определить потенциально важные направления подготовки по специальности «библиотечно-информационная деятельность», в том числе, выделить направление «Социально-культурные технологии в библиотечно-информационной сфере» (для библиотек-заказчиков кадров, находящихся в ведении Министерства культуры Республики Беларусь). В разработанной компетентностной модели такого специалиста нашли отражение все выделенные экспертами существенные компетенции в социально-культурной деятельности (с незначительной коррекцией некоторых формулировок).

В итоговую компетентностную модель выпускника по направлению «Социально-культурные технологии в библиотечно-информационной сфере» в соответствии с требованиями заказчиков-кадров вошли следующие дополнительные к компетенциям действующего Образовательного стандарта компетенции: способность создавать и использовать краеведческие

ресурсы для решения задач социокультурного развития; способность к созданию благоприятной социокультурной среды библиотеки (в экспертной анкете - организовывать пространство библиотеки); готовность участвовать в разработке и реализации социокультурных проектов и программ. Таким образом, результаты исследования требований заказчиков-кадров к компетенциям выпускника учреждения высшего образования по специальности «библиотечно-информационная деятельность» обогащают номенклатуру формируемых соответствующих компетенций в образовательном процессе; предложенные в разработанной по итогам исследования компетентностной модели компетенции не только отражают подходы к пониманию теоретиками и практиками библиотечно-ин-формационного образования содержания и объема социокультурной деятельности библиотечно-информационных учреждений, но и соответствуют требованиям работодателей.

Естественно, в рамках имеющихся академических часов упомянутых выше учебных дисциплин «Теория и история социокультурной деятельности библиотек» и «Технология социокультурной деятельности библиотек» на уровне высшего образования сформировать и развить востребованные профессиональные компетенции библиотечных специалистов в социокультурной деятельности в полном объеме невозможно.

Актуальными в этом контексте являются налаживание межкафедральных связей, разработка диагностического инструментария для объективной оценки сформированных компетенций в области социокультурной деятельности, формирование соответствующего информационного и учебно-методического обеспечения на базе современных информационно-коммуникативных технологий. Среди перспектив данного направления деятельности следует обозначить также содержательное расширение рассмотренных учебных дисциплин с вычленением отдельных разделов в самостоятельные учебные дисциплины, введение в них новых содержательных единиц, например технологии организации библиотечного пространства, и др.

Вместе с тем с учетом результатов научно-исследовательской работы «Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специ-

альности "библиотечно-информационная деятельность" на основе изучения требований организаций-заказчиков кадров» и разработанных на их основе компетентностью моделей, можно утверждать, что профильная подготовка востребованных и компетентных в социокультурной деятельности библиотек выпускников должна стать задачей ближайшего времени.

В исследуемом контексте отметим, что кафедрой библиотечно-информацион-ной деятельности в качестве кафедральной научно-исследовательской темы на 2021-2025 гг. заявлена тема «Библиотека как социально-культурный институт: современное состояние и стратегии развития», в рамках которой планируется исследовать концептуальные подходы к проблеме сущности и социально-культурного значения библиотечного дела, направления, структуру, средства и технологии деятельности библиотек при реализации социально-культурных функций, пути усовершенствования подготовки кадров для реализации функций библиотеки как социально-культурного института.

Помимо уровня высшего образования, развитие профессиональных компетенций библиотечных специалистов в социокультурной деятельности осуществляется в рамках программ повышения квалификации Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГУКИ. Так, в 2020 г. на базе института была организована программа «Публичная библиотека как субъект социокультурной деятельности в регионе» (для заведующих, библиотекарей отделов обслуживания публичных библиотек), в содержании которой многоаспектно были рассмотрены направления и технологии социокультурной деятельности публичных библиотек. Слушателями по итогам усвоения программы были подготовлены обстоятельные рефераты по организации при библиотеках любительских объединений, использованию игровых технологий в работе с пользователями библиотек, особенностям подготовки и проведения квест-игр, новым формам организации социокультурных мероприятий, библионочи как современной формы организации социокультурной деятельности в библиотеке, организации культурно-массовых акций публичными библиотеками, роли библиотеки в организации летнего отдыха детей, ивент-мероприятиям в публичных библиотеках Беларуси и другие.

Несомненно, полезными для повышения квалификации библиотечных специалистов в социокультурной деятельности являются проводимые на базе библиотек и образовательных учреждений семинары, школы профессионального мастерства, проекты. В частности, в рамках совместного проекта «Современная библиотека» кафедры библиотечно-информационной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» и Совета молодых ученых БГУКИ организовываются публичные лекции, мастер-классы, выступления и интервью с представителями профессионального библиотечного сообщества, учеными-библиотековедами, библиографоведами и книговедами [7]. Проект реализуется при поддержке секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации. В 2020 г. в материалах онлайн-лекций проекта были затронуты вопросы виртуальных проектов библиотек, библиотуризма, коворкинг-цен-тров в библиотеках, культурных инициатив как инструмента и ресурса развития библиотеки и другие.

Одним из путей самообразования библиотечных специалистов и повышения их компетентности в социокультурной деятельности является целенаправленная, систематическая, самостоятельная работа по плану индивидуального развития, соответствующего как востребованным направлениям социокультурной деятельности библиотек, так и личным интересам и предпочтениям.

В этом ряду профессиональная коммуникация библиотечных специалистов в форме информирования об осуществляемой социокультурной деятельности и применяемых технологиях в профессиональной печати, на конференциях и симпозиумах, на сайтах библиотек и в социальных сервисах занимает важное место в общей стратегии формирования и развития соответствующих компетенций, так как технология обучения на примере является достаточно эффективной.

Таким образом, значимость и потенциал социокультурной деятельности в работе библиотек очевидны; позиции формирования соответствующих профессиональных компетенций определены в действующем образовательном стандарте, широкий пе-

речень профессиональных компетенций в социокультурной деятельности библиотек обозначен в требованиях организаций-заказчиков кадров; в том или ином соотношении профессиональные компетенции в социокультурной деятельности формируются на всех уровнях получения библио-течно-информационного образования и в процессах самообразования. Дальнейшему исследованию подлежат расширение перечня соответствующих преподаваемых учебных дисциплин и повышение эффективности их преподавания на основе изучения тенденций развития современных направлений библиотечно-информационной деятельности и складывающихся приоритетов в профессиональном библиотечно-ин-формационном и смежном образовании, в том числе зарубежном, а также требований работодателей.

Список литературы

1. Переверзева Ю. А. Библиотека как современный социально-культурный центр: теоретические и организационные вопросы деятельности // Библиотека как феномен культуры: материалы Междунар. конгресса, Минск, 23-24 окт. 2013 г. / Нац. б-ка Беларуси. Минск, 2013. С. 36-41.

2. Фазлиева Л. Ю., Шуклина Е. А. Социокультурные услуги библиотеки: институциональные функции и тенденции развития // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (39). С. 139-146.

3. Вышэйшая адукацыя. Першая ступень: ^ец. 1-23 01 11 Бiблiятэчна-iнфармацыйная дзейнасць (па напрамках). Квалiфiкацыя залежыць ад напрам-ку спец.: АСВА 1-23 01 11-2014. Уведз. 2015-09-01. Мшск: М-ва адукацьп Рэсп. Беларусь, 2015. 41 с.

4. Разработать компетентностную модель выпускника учреждения высшего образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» на основе изучения требований организаций заказчиков кадров: отчет о НИР / науч. рук. Ю. Н. Галковская; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. Минск: БГУКИ, 2019. 374 с. Гос. регистрация № 20191125.

5 Галковская Ю.Н., Зыгмантович С. В., Козленко Е. Ю. и др. Проектирование компетентностной модели выпускника по специальности «Библиотеч-но-информационная деятельность» / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. Минск: БГУКИ, 2020. 285 с.

6. Козленко Е. Ю. Решения, проблемы и перспективы преподавания учебной дисциплины «Технология социокультурной деятельности библиотек» // Библиотека. Культура. Общество:

материалы Междунар. науч.-практ. конф., Орел, 19-20 дек. 2018. Орел, 2019. С. 100-106.

7. Современная библиотека / Каф. библ.-информ. деятельности Челяб. гос. ин-та культуры, Совет молодых ученых Белорус. гос. ун-та культуры и искусств // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ club194749859 (дата обращения: 12.01.2021).

References

1. Pereverzeva U. A. Library as a modern sociocultural center: theoretical and organizational issues of activity. Library as a cultural phenomenon: materials of the Intern. Congress, Minsk, Oct. 2324.2013. Minsk, 2013, 36-41 (in Russ.).

2. Fazliyeva L. Yu, Shuklina Ye. A. Socio-cultural library service: its institutional functions and the new development trends. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2015. 6 (39), 139-146 (in Russ.).

3. Вышэйшая адукацыя. Першая ступень: ^ец. 1-23 01 11 Бiблiятэчна-iнфармацыйная дзейнасць (па напрамках). Квалiфiкацыя залежыць ад напрам-ку спец.: АСВА 1-23 01 11-2014. Уведз. 2015-09-01. Мшск: М-ва адукацьп Рэсп. Беларусь, 2015. 41.

4. Halkowskaya J. N. (sci. advisor). To develop a competency model of a graduate of a higher education institution in the specialty «Library and Information Activity» based on the study of the requirements of organizations of customers of personnel: research report / The Belarusian State Univ. of Culture and Arts. Minsk, 2019. 374. State registration № 20191125 (in Russ).

5. Galkovskaya Yu. N., Zygmantovich S. V., Kozlenko E. Yu., et al. Designing a competency model of a graduate in the specialty «Library and information activities» / Min. of Culture of the Rep. of Belarus, Belarus State Univ. of Culture and Arts. Minsk: Belarus State Univ. of Culture and Arts, 2020. 285 (in Russ).

6. Kozlenko E. Ju. Solutions, problems and prospects for teaching the discipline «Technology of sociocultural activity of libraries». Library. Culture. Society: materials of the Intern. sci.-practical conf., Oryol, Dec. 19-20, 2018. Oryol, 2019. 100-106 (in Russ.).

7. Modern library / Dep. of Library and Inform. Activity of the Chelyabinsk State Inst. of Culture and Arts, Council of Young Scientists of the Belarusian State Univ. of Culture and Arts. VKontakte. URL: https:// vk.com/club194749859 (accessed: Jan. 12.2021) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.