УДК [021 : 002.5] : 378 (083.74) (476)
Ю. Н. Галковская
Актуализации образовательных стандартов по специальности «библиотечно-информационная деятельность»
в Республике Беларусь
Акцентируется внимание на ключевых изменениях в информационной сфере, которые существенно влияют на требования к знаниям и умениям специалистов библиотечно-информационных учреждений. Приводятся образовательные стандарты Республики Беларусь, лежащие в основе подготовки кадров по специальности «библиотечно-информационная деятельность». Отмечается, что в Республике Беларусь актуальным направлением деятельности в области библиотеч-но-информационного образования является обновление образовательных стандартов, учебных планов, пересмотр компетенций, которыми должны владеть выпускники по специальности «библиотечно-информационная деятельность». Акцентируется, что при выявлении компетенций основное внимание уделяется их соответствию потребностям библиотечно-информационной практики, а также конкурентоспособным характеристикам. Описываются результаты обновления учебного плана магистратуры Белорусского государственного университета культуры и искусств, приводятся примеры компетенций, заложенных в учебный план. Как результат обобщения зарубежных публикаций и практического опыта по актуализации образовательных стандартов в Республике Беларусь делаются выводы об основных содержательных аспектах обучения библиотечно-информационных специалистов на современном этапе.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, ступени образования, образовательные стандарты, компетенции, библиотекарь-библиограф, Республика Беларусь
Yulia N. Galkowskaya
Updating educational standards in the specialty «Library and information activities» in the Republic of Belarus
The author focuses on key changes in the information sphere, which significantly affect the knowledge and skills requirements of library and information institutions. She cites the educational standards of the Republic of Belarus that underlie the training in the specialty "library and information activities". The author notes that in the Republic of Belarus, an important area of activity in the field of library and information education is the update of educational standards, curricula, revision of competencies that graduates in the specialty "library and information activities" should possess. The scientist focuses on the fact that the identification of competencies focuses on their compliance with the needs of library and information practices, as well as competitive characteristics. The material describes the results of updating the curriculum of the magistracy of the Belarusian State University of Culture and Arts, provides examples of the competencies embodied in the curriculum. As a result of the generalization of foreign publications and practical experience on the updating of educational standards in the Republic of Belarus, the author makes conclusions about the main content aspects of teaching library and information specialists at the current stage.
Keywords: library and information education, stages of education, educational standards, competences, librarian-bibliographer, Republic of Belarus. DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-146-150
В настоящее время библиотечная практика и вслед за ней библиотечно-информацион-ное образование Республики Беларусь претерпевают значительные преобразования в силу интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий и изменения внешней среды функционирования библиотек:
• коренным образом меняются технологии создания и распространения информации;
• происходит усиление информационного компонента во всех видах и отраслях деятельности, возрастает роль информационно-аналитических знаний и умений для организации информационных потоков и ресурсов;
• цифровой контент приобретает доминирующее значение в системе распространения знаний; библиотеки, наряду с формированием фондов на печатных носителях, активно включаются в работу по организации доступа к электронным информационным ресурсам, создают цифровые коллекции;
• претерпевают изменение модели, стратегии поиска, распространения и предоставления информации;
• происходит усиление роли библиотек в продвижении результатов научно-исследовательской деятельности: библиотеки оказывают содействие в отслеживании индексов цитирования, в размещении материалов в репозиториях, проводят
наукометрические исследования, применяют количественные и качественные методы для анализа, оценки и продвижения результатов научной деятельности;
• расширяются границы присутствия библиотек в виртуальном пространстве, в мобильных приложениях.
Происходящие преобразования существенно влияют на требования к знаниям и умениям специалистов библиотечно-информационной сферы и обусловливают решение такой задачи, как пересмотр содержания обучения, которое должно соответствовать содержанию и способам будущей профессиональной деятельности обучающихся.
В настоящее время в Республике Беларусь подготовка кадров для учреждений библиотеч-но-информационной сферы ведется на основе образовательных стандартов:
• ОСВО 1-23 01 11-2014. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23.01.11 Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям) (введен 01.09.2015) [1];
• ОСВО 1-23 80 01-2012 Высшее образование. Вторая ступень (магистратура). Специальность 1-23 80 01 Библиотековедение, библиографоведе-ние и книговедение (введен 01.09.2012) [2].
Актуализируют задачу обновления образовательных стандартов также рекомендации Ми-
Сегодня на первой ступени высшего образования основное внимание уделяется соответствию формируемых компетенций, потребностям библи-отечно-информационной практики, что предполагает владение знаниями и умениями, связанными
нистерства образования Республики Беларусь, в которых отмечается важность усиления практи-коориентированности образования на первой ступени образования и преобладания научной и инновационной составляющей - на второй ступени. Таким образом, в образовательной среде Республики Беларусь активно идет работа по актуализации стандартов, в частности по специальности «биб-лиотечно-информационная деятельность».
Для уменьшения разрыва между содержанием подготовки в учреждениях высшего образования по специальности «библиотечно-информационная деятельность» и требованиями к специалистам со стороны общества, целесообразным является: во-первых, обобщение национального и зарубежного опыта в области развития высшего библиотеч-но-информационного образования в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий; во-вторых, выявление перспективных направлений пересмотра образовательных стандартов и содержания обучения по специальности «библиотечно-информационная деятельность» в Республике Беларусь.
В настоящее время специалистами в области библиотечно-информационного образования Республики Беларусь пересматриваются виды деятельности и компетенции, которыми должны владеть выпускники специальности (табл. 1).
с формированием информационных ресурсов, их аналитико-синтетической обработкой, предоставлением доступа к ресурсам, обслуживанием пользователей, социокультурной, проектной, аналитической деятельностью (табл. 2).
Таблица 1
Виды профессиональной деятельности выпускников специальности «библиотечно-информационная деятельность»
Ступень обучения Виды профессиональной деятельности
по действующему стандарту по проекту изменений и дополнений
I ступень • производственно-технологическая; • социально-культурная; • организационно-управленческая; • научно-исследовательская; • инновационно-методическая • производственно-технологическая; • социокультурная; • организационно-управленческая; • научно-исследовательская; • информационно-аналитическая; • информационно-коммуникационная; • проектная
II ступень (магистратура) • научно-исследовательская; • научно-педагогическая; • инновационная; • организационно-управленческая; • производственно-технологическая • научно-исследовательская; • научно-педагогическая; • информационно-аналитическая; • инновационная
Таблица 2
Направления формирования компетенций на первой ступени высшего образования по специальности 1-23 01 11 Библиотечно-информационная деятельность (по видам деятельности)
Виды профессиональной деятельности Проблемное поле формируемых компетенции (сокращенно)
Производственно-технологическая формирование информационных ресурсов, каталогизация и поддержка электронного каталога, обслуживание пользователей, формирование информационной культуры пользователей
Социально-культурная развитие социального партнерства, проведение информационно-просветительских, образовательных, культурно-досуговых и др. мероприятий, создание безбарьерной среды, владение психолого-педагогическими основами обслуживания
Инновационно-методическая изучение мирового инновационного опыта, его применение, консалтинговая помощь библиотекам, разработка организационно-технологической документации
Научно-исследовательская методы научно-исследовательской работы в библиотечно-информационной деятельности, проведение научных исследований, изучение эффективности библиотечно-информационной деятельности
Организационно-управленческая правовые основы деятельности библиотек, библиотечно-информационный менеджмент и маркетинг, управление персоналом, работа малых коллективов в процессе проектной деятельности
Следует отметить, что подготовка на первой ступени высшего образования по специальности 1-23 01 11 Библиотечно-информационная деятельность в Белорусском государственном университете культуры и искусств идет по двум направлениям: менеджмент и автоматизация. При обучении на направлении «менеджмент» основное внимание отводится таким предметным полям, как инновационный, технологический менеджмент, финансово-экономическая деятельность библиотек, система менеджмента качества, документационное обеспечение управления. При подготовке по направлению «автоматизация» - технологические процессы в автоматизированных библиотечно-информацион-ных системах (АБИС); информационно-лингвистическое и программно-техническое обеспечение АБИС, проектирование и создание баз данных, электронных библиотек, веб-сайтов, администрирование библиотечных компьютерных сетей.
Учитывая, что требования к знаниям и умениям специалистов библиотечно-информационной сферы в эпоху цифровых технологий претерпевают значительную трансформацию, белорусскими учеными и практиками предпринимаются попытки исследовать накопленный теоретический материал, практический опыт для определения круга компетенций, необходимых выпускникам. При выявлении компетенций основное внимание уделяется их соответствию потребностям библиотечно-информа-
ционной практики, а также конкурентоспособным характеристикам.
В Республике Беларусь к проблемам подготовки специалистов библиотечно-инфор-мационной сферы и изучению компетенций обращаются, прежде всего, преподаватели Белорусского государственного университета культуры и искусств: изучается зарубежный опыт отбора компетенций, востребованных в современных библиотеках; исследуются требования к компетенциям со стороны заказчиков кадров; рассматриваются проблемы формирования отдельных видов компетенций и др. Проблемам библиотечно-информационного образования Республики Беларусь посвящен ряд работ таких авторов, как С. В. Зыгмантович, В. А. Касап, В. Е. Леончиков, С. В. Маланухина, Л. И. Манукян, Р. С. Мотульский, Е. Э. Политевич, Н. А. Яцевич, Ю. Н. Галковская и др. Преподаватели университета работают как над самостоятельными исследованиями, так и принимают участие в разработке научных тем кафедр. В частности, сотрудники кафедры библиотеч-но-информационной деятельности в настоящее время работают над пятилетней темой «Трансформация библиотеки и библиотечной профессии в современной социокультурной ситуации» (2016-2020 гг.).
В зарубежном бибилиотековедении компетенции специалиста библиотечно-информа-
ционной сферы, как правило, определяются профессиональными библиотечными ассоциациями. Значимый вклад в изучение требований к специалистам в условиях цифровой среды вносят библиотечные ассоциации Великобритании, США, Канады и Австралии. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить В. Орме (V. Orme), Ю. Чои (Y. Choi), Э. Расмуссена, (E. Rasmussen), П. Нонса-кумьян (P. Nonthacumjane) и др.
Изучение широкого ряда публикаций по проблемам компетенций [3-10], позволяет сделать вывод, что основными содержательными аспектами обучения библиотечно-информационных специалистов на современном этапе должны быть:
• информационная этика и политика, этические и правовые аспекты создания и распространения информации;
• история книжной культуры и библиотечно-информационной деятельности, национальные достижения в области библиотечного дела;
• формирование, предоставление и использование информационных ресурсов, коллекций;
• управление информационными ресурсами: организация, обработка, извлечение, сохранение в различных форматах;
• управление записями, архивирование, сохранение цифровых данных;
• создание и использование баз данных, коллекций, управление ими;
• управление знаниями,анализ и интерпретация контекстов, в которых информация создается, описывается, хранится, упорядочивается, извлекается, распространяется, модифицируется и используется;
• изучение, анализ, интерпретация информации;
• классификация и систематизация информации;
• разработка доступных и удобных в использовании информационных систем и интерфейсов;
• описание информации, ориентированное на пользователя, категоризация информации, ее оцифровка, сохранение и восстановление;
• сущность метаданных и возможности их применения, создание метаданных с целью организации постоянного доступа к информационным ресурсам в он-лайн среде, управление метаданными;
В сфере обслуживания пользователей наиболее актуальны:
• выявление и изучение информационных потребностей пользователей библиотек;
• информационное поведение, его изучение;
• особенности обслуживания определенных групп пользователей;
• клиентоориентированное обслуживание пользователей библиотек;
• разработка услуг с учетом информацион-
ных и социокультурных потребностей пользователей, маркетинг услуг;
• проектирование и предоставление специализированных информационных услуг и продуктов;
• перспективы и особенности применения информационно-коммуникационных технологий на всех этапах подготовки и продвижения биб-лиотечно-информационных продуктов и услуг;
• повышение грамотности и содействие обучению;
• содействие формированию информационной грамотности и способности критически оценивать информацию;
• эффективный поиск и использование информации;
Не менее важным считается управление деятельностью библиотек, оценка результатов их деятельности:
• стратегия, планирование и управление в библиотечно-информационной сфере;
• управление библиотечной средой, физическими и цифровыми активами, находящимися в ведении библиотеки;
• количественная и качественная оценка деятельности библиотечно-информационных учреждений, использования информационных ресурсов, оценка полезности и эффективности библиотечно-информационных продуктов, услуг;
• проведение научных исследований.
Обозначенные выше актуальные аспекты
обучения библиотечно-информационных специалистов ложатся в основу пересмотра учебных планов и образовательных стандартов по специальности «библиотечно-информационная деятельность» в Белорусском государственном университете культуры и искусств.
Самостоятельным направлением работы является определение компетенций выпускников магистратуры, актуализация содержания обучения в магистратуре. В феврале 2019 г. закончена работа по обновлению учебного плана магистратуры, по которому будут обучаться будущие магистры в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Среди компетенций, которыми должны владеть выпускники магистратуры, в частности закреплены:
• уметь выявлять, анализировать и предотвращать потенциальные угрозы целостности, доступности и конфиденциальности информации в библиотечно-информационных системах;
• быть способным осуществлять научно-исследовательскую деятельность в библиотечно-ин-формационной сфере, применять основные методологические подходы, систему научных методов, современные концепции, используемые в библиотековедении, библиографоведении, книговедении при решении научных и практических задач;
• быть способным к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации при подготовке научного исследования в области библиотечно-информационной деятельности и смежных областей, к постановке цели исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения;
• быть готовым проводить наукометрические исследования, применять количественные и качественные методы для анализа, оценки и продвижения результатов научной деятельности, владеть основами работы с библиографическими базами данных научных публикаций;
• быть способным осуществлять информационно-аналитическую деятельность, владеть основами управления знаниями, информационного мониторинга и прогнозирования в науке и образовании;
• владеть методиками, педагогическими технологиями преподавания библиотечно-информа-ционных дисциплин, основами моделирования их содержания;
• владеть методологией педагогических исследований, методикой проведения педагогического эксперимента, реализуемого в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения;
• владеть знаниями и практическими умениями в области управления образовательными проектами системы непрерывного библиотеч-но-информационного образования;
• обладать знаниями о профессиологиче-ских концепциях, методах профессиологии, быть способным разрабатывать на научной основе требования к компетенциям специалистов биб-лиотечно-информационных учреждений;
• быть готовым к социальному партнерству, взаимодействию с профессиональными и общественными объединениями, органами власти, владеть знаниями о принципах, уровнях и формах социального партнерства, технологиями ведения переговоров.
Такой круг компетенций обусловлен научно-исследовательской и научно-педагогической направленностью магистратуры по специальности 1-23 80 01 Библиотечно-информационная деятельность в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Научно-исследовательский компонент предполагает, что выпускники магистратуры будут способны решать стоящие перед наукой задачи, в частности осуществлять дальнейшую разработку методологических и теоретических основ книжной культуры, формирования электронных информационных ресурсов, библиотечно-инфор-мационного образования, наукометрических исследований и др. Научно-педагогический компонент ориентирован на подготовку магистров как будущих педагогов по профильной специальности. Магистры-педагоги должны владеть образовательными технологиями формирования профессиональных
компетенций будущих специалистов библиотечно-информационной сферы, должны быть способными разрабатывать, реализовывать образовательные проекты и управлять ими.
Таким образом, можно констатировать, что обновление образовательных стандартов и содержания обучения по специальности «библиотеч-но-информационная деятельность» в Республике Беларусь является актуальным направлением деятельности, в которую вовлечены ведущие специалисты библиотечно-информационного образования Республики. Последовательно ведется работа, направленная на приведение в соответствие учебных планов и образовательных стандартов к требованиям времени: осуществляется анализ зарубежных и отечественных публикаций, посвященных проблемам трансформации требований работодателей к знаниям, умениям, опыту выпускников учреждений высшего образования по специальности «библио-течно-информационная деятельность»; изучаются требования организаций-заказчиков кадров к компетенциям и содержанию обучения, выявляются основные тенденций в изменении требований к компетенциям библиотекарей-библиографов на современном этапе; выявляются компетенции, которыми должен владеть конкурентоспособный специалист библиотечно-информационной сферы.
Список литературы
1. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 11 Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям). Квалификация зависит от направления специальности: ОСВО 1-23 01 11-2014. Введ. 01.09.2015. Минск: М-во образования Респ. Беларусь, 2015. 38 с.
2. Высшее образование. Вторая ступень (магистратура). Специальность 1-23 80 01 Библиотековедение, би-блиографоведение и книговедение. Степень Магистр (по отраслям наук): педагогических, исторических, филологических, технических: ОСВО 1-23 80 01-2012. Введ. 01.09.2012. Минск: М-во образования Респ. Беларусь, 2012. 18 с.
References
1. Higher education. First stage. Speciality 1-23 01 11 Library and Information Activity (majors in). Qualification is determined by the major: Educational Standard of Higher Education 1-23 01 11-2014. Introduced 01.09.2015. Minsk: Ministry of Education of the Republic of Belarus, 2015. 38 (in Russ.).
2. Higher education. Second stage (master's studies). Speciality1 -23 80 01 Library Science, Bibliography Studies, Bibliology: Degree (according to the field of science): Master of Arts in Education, Master of Arts in History, Master of Arts in Philology, Master of Science in Technology major : Educational Standard of Higher Education 1-23 80 01-2012. Introduced 01.09.2012. Minsk: Ministry of Education of the Republic of Belarus, 2012. 18 (in Russ.).