Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР / ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качева Елена Валерьевна

Проблема исследования и обоснования ее актуальности. В статье рассматривается проблема развития профессиональных компетенций работников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях цифровой трансформации образования и модернизации деятельности библиотек системы общего образования. Цель исследования: определить направления развития цифровых компетенций библиотечных специалистов в системе повышения квалификации и представить возможности электронной образовательной платформы Гбу дпо чиппкро для реализации данных направлений. Методология (материалы и методы). В качестве методов исследования в работе были использованы аналитический метод обобщенной оценки и метод статистической обработки полученных данных. Результаты. Проанализированы условия формирования цифровых компетенций слушателей дополнительной профессиональной программы, реализуемой в цифровой образовательной среде. Представлен опыт реализации программы, предложены и аргументированы формы работы в цифровой образовательной среде для развития профессиональных компетенций библиотечных специалистов системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER-LIBRARIAN IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE EXPERIENCE OF THE ADVANCED TRAINING PROGRAM

The research problem and the rationale for its relevance. The article deals with the problem of development of professional competencies of school librarians and information and library centers in the digital transformation of education and modernization of the libraries of general education. The goal of research. We will determine the directions of development of digital competencies of library professionals in the system of advanced training and present the possibilities of the electronic educational platform of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators for the implementation of these directions. Methodology. The analytical method of generalized assessment and the method of statistical processing of the obtained data were used as methods of research in the work. Results. The article analyzes the conditions for the formation of digital competencies of the students of the additional professional program, implemented in a digital learning environment. Presented the experience of implementing the program, proposed and argued forms of work in a digital learning environment for the development of professional competencies of library professionals in general education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Современная школа

УДК 378.091.398+027.8+004.77

Развитие профессиональных компетенций педагога-библиотекаря в цифровой образовательной среде: опыт реализации программы повышения квалификации

Е. В. Качева

https://orcid.org/0000-0002-9793-4349 helgoct@gmail.com

Development of professional competencies of a teacher-librarian

in the digital educational environment:

the experience of the advanced training program

E. V. Kacheva

Аннотация

Проблема исследования и обоснования ее актуальности. В статье рассматривается проблема развития профессиональных компетенций работников школьных библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях цифровой трансформации образования и модернизации деятельности библиотек системы общего образования. Цель исследования: определить направления развития цифровых компетенций библиотечных специалистов в системе повышения квалификации и представить возможности электронной образовательной платформы ГБУ ДПО ЧИППКРО для реализации данных направлений. Методология (материалы и методы). В качестве методов исследования в работе были использованы аналитический метод обобщенной оценки и метод статистической обработки полученных данных. Результаты. Проанализированы условия формирования цифровых компетенций слушателей дополнительной профессиональной программы, реализуемой в цифровой образовательной среде. Представлен опыт реализации программы, предложены и аргументированы формы работы в цифровой образовательной

среде для развития профессиональных компетенций библиотечных специалистов системы общего образования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article deals with the problem of development of professional competencies of school librarians and information and library centers in the digital transformation of education and modernization of the libraries of general education. The goal of research. We will determine the directions of development of digital competencies of library professionals in the system of advanced training and present the possibilities of the electronic educational platform of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators for the implementation of these directions. Methodology. The analytical method of generalized assessment and the method of statistical processing of the obtained data were used as methods of research in the work. Results. The article analyzes the conditions for the formation of digital competencies of the students of the additional professional program, implemented in a digital learning environment. Presented the experience of implementing the program, proposed and

argued forms of work in a digital learning environment for the development of professional competencies of library professionals in general education.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, цифровые компетенции, электронная образовательная среда, школьная библиотека, информационно-библиотечный центр, педагог-библиотекарь, повышение квалификации.

Keywords: professional competencies, digital competencies, e-learning environment, school library, information and library center, teacher-librarian, advanced training.

Введение. Быстрый темп обновления информации делает фактически неактуальными уже те знания, которые получает выпускник во время своего обучения в высшем учебном заведении. Многообразие источников информации, а также форм обмена всевозможной информацией, обеспечивают увеличившуюся необходимость человечества в информационном потреблении. Нынешняя виртуальная среда является носителем огромного объема информации, она обладает специфическими инструментальными возможностями, так как в ней моделируются или воспроизводятся все ранее освоенные человечеством формы и способы потребления и обработки информации, конструируются новые [1, с. 133]. Происходящие процессы формируют новый запрос общества на обучение и воспитание будущего гражданина, удовлетворение которого зависит от эффективного функционирования современной школы, всех ее структурных подразделений, в том числе и школьной библиотеки [2]. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности педагога-библиотекаря, в том числе сформированных у него цифровых компетенций.

Если принимать во внимание процесс цифровой трансформации библиотек, то необходимо учитывать, что:

1) современные цифровые технологии чаще всего становятся профессиональными дефицитами библиотечных работников системы общего образования по объективным (большая загруженность и интенсивность рабочего времени библиотечного работника школы или его неполная занятость, старая компьютерная техника, отсутствие интернета) и субъективным

(от неприятия в целом до неуверенности, что указанные технологии могут принести пользу) причинам;

2) новые концепции развития библиотек подразумевают отход от книгоцентристской позиции и учет особенностей развития современных школьников (создание и использование комфортных условий, интерактивные, деятель-ностные формы работы с читателями, отвечающие их потребностям по форме и содержанию);

3) в новых условиях необходим новый стиль мышления, новая культура взаимодействия, которые предполагают изменение привычек, трудовых навыков, представление о процессе достижения результатов.

Модернизация школьных библиотек в информационно-библиотечные центры1 актуализировало такие направления работы, как внедрение электронных образовательных технологий в библиотечную деятельность, продвижение чтения в электронной среде, использование в библиотечной практике электронных образовательных ресурсов и электронных библиотек и др. Все это требует целенаправленного формирования и развития цифровых профессиональных компетенций педагога-библиотекаря, чтобы школьная библиотека, информационно-библиотечный центр стали не только точкой доступа к разноформатным образовательным ресурсам, но и центром развития медиа-информационной грамотности, центром чтения, в том числе и в цифровой среде.

Следовательно, библиотечным работникам системы общего образования необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность, придерживаться современной философии обслуживания, владеть современными технологиями управления информацией и гибко применять их, чтобы эффективно повышать уровень информационного управления библиотекой и способствовать развитию библиотеки [3].

Обзор литературы. Проблема развития профессиональных компетенций библиотечных

1 Концепция развития школьных информационно-библиотечный центров РФ : приказ Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 № 715. URL: http ://rusla. ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ ID=5982 (дата обращения 01.04.2022).

работников не раз поднималась в научной и профессиональной печати.

Н. И. Гендина, рассматривая цифровизацию информационно-библиотечной сферы, обращает внимание на особенности технократического и гуманитарного подходов для профессиональной подготовки библиотечных специалистов [4]. Обзор моделей компетенций для сотрудников зарубежных специальных библиотек освещает в своей работе И. Е. Парамонова [5].

Особенно широко в научной литературе представлены разнообразные подходы в определении профессиональных, в том числе цифровых, компетенций библиотечных работников высших учебных заведений. Так, в работе Е. Н. Касянчук представлены результаты социологического исследования «Цифровые компетенции научной библиотеки Сибирского федерального университета». Цифровые компетенции исследовались на основе информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, создание цифрового контента и умения решать технические задачи [6, с. 158]. Модель информационной компетентности М. С. Мамонтовой сформирована на основе когнитивного, деятельностно-творческого и личностно-мотивационного компонентов [7]. Универсальная компетентностная модель библиотечных работников представлена в публикации Н. И. Мытько [8].

Другой поход в моделировании профессиональных компетенций представлен в исследовании О. В. Макеевой. Автор предлагает основываться на нормативных документах (профессиональных стандартах) и запросах работодателей. Комплексный характер такой модели обеспечивается базовым минимумом, который содержится в законодательных актах, и вариативной частью, которую определяет специфика деятельности библиотеки в зависимости от принадлежности ее к тому или иному виду [9]. Этот же автор в коллективной работе, посвященной непрерывному профессиональному образованию библиотечных специалистов, акцентирует внимание читателей на модернизации системы дополнительного профессионального образования, включения в нее инновационных педагогических технологий, направленных на формирование новых профессиональных компетенций, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионализма специалистов библиотечной отрасли [10].

Наиболее интересной, на наш взгляд, является модель, предложенная Р. А. Барышевым. Представленная многомерная модель основана на объединении «жестких» навыков (когнитивные, функциональные и коммуникативные компетенции) и «мягких» (коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление) [11].

Анализ научной литературы показал, что большая часть публикаций направлена на определение цифрового профиля компетенций работников вузовских библиотек. Присутствует явная недостаточность освещения темы в отношении библиотекарей школьных библиотек и информационно-библиотечных центров. Подходы к развитию цифровых компетенций данной категории делаются в работах Е. Н. Ястребцевой [12], Е. В. Качевой [13], О. М. Данилюк [2], Н. В. Кубрак [3] и др. Все работы рассматривают свой аспект развития компетенций. Но тем не менее в публикациях можно выделить общие аспекты рассматриваемой проблемы. Так, например, все исследователи указывают на важность информационных (поиск, анализ оценка информации, развитие критического мышления) и коммуникативных компетенций (коммуникации в социальных сетях и телекоммуникационной среде) у школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей. Все авторы отмечают необходимость изменения подходов к повышению квалификации библиотечных работников общего образования, в том числе указывают на недостаточное использование возможностей цифровой образовательной среды.

Методология (материалы и методы). Основным методом предлагаемого исследования является аналитический метод обобщенной оценки информации и практических результатов по развитию профессиональных компетенций педагогов-библиотекарей и библиотекарей общеобразовательных организаций Челябинской области.

Аналитический метод обобщенной оценки информации позволил выявить различные подходы к определению модели цифровых компетенций библиотечных работников и определить возможности их формирования посредством цифровой образовательной среды.

Обобщен и представлен опыт повышения квалификации специалистов библиотек общеобразовательных организаций Челябинской области на цифровой образовательной платформе. Результаты освоения программы квалификации представлены на основе анализа статистических данных итоговой диагностики и мониторинга удовлетворенности слушателей.

Результаты исследования. Программа раз-вития2 государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2021-2022 гг. определила основную цель как обеспечение мобильности дополнительного профессионального образования в современных условиях цифровизации образования. Размещение дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) на обновленной образовательной платформе (LMS Moodle) стимулировало изменение подходов к подаче учебного материала и организации текущего контроля знаний.

Для достижения указанной цели ДПП повышения квалификации «Развитие школьных информационно-библиотечных центров как условие обеспечения современного качества образования» для педагогических работников системы общего образования была трансформирована для реализации на цифровой образовательной платформе, созданной в институте. В измененном формате программа доступна слушателям с сентября 2021 г.

Предложенная Р. А. Барышевым модель цифровых компетенций библиотекарей, на наш взгляд, можно использовать и для сотрудников школьных библиотек, поскольку последняя также является специальной библиотекой, а функции педагога-библиотекаря схожи с функциями библиотечных специалистов библиотек высших учебных заведений. Кроме того, данная модель представляет набор характеристик, позволяющих сотруднику организации успешно выполнять его должностные обязан-

2 Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2021-2022 годы / под общей ред. А. В. Хохлова. Челябинск : ЧИППКРО, 2021. 112 с.

ности, а также решать различные задачи по достижению стратегических целей, стоящих перед образованием, и удовлетворять потребности своих читателей [11, с. 139]. Предлагаем рассмотреть реализацию данной модели в рамках предложенной ДПП.

В компоненте «жестких» компетенций автор модели выделяет когнитивные (знания законодательных и нормативно-правовых актов в области образования, информационно-библиотечной деятельности, информационной безопасности в цифровой среде; тенденций цифровизации сферы образования и библиотечной деятельности и др.), функциональные (умения использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации для реализации направлений деятельности библиотеки; производить поиск и оценку информации в различных источниках; использовать мультимедиа в информационно-библиотечной деятельности и т. д.) и коммуникативные (способность постоянно совершенствовать профессиональные знания и умения, приобретать новые навыки реализации библио-течно-информационных процессов в цифровой среде; содействовать развитию цифровых компетенций и формированию информационной культуры пользователей библиотеки и др.) компетенции [11, с. 140-141]. По сути, данные навыки являются основой профессиональной компетентности и коррелируются с требованиями профессионального стандарта педагога-библиотекаря3. На развитие этих же компетенций направлена и рассматриваемая ДПП. Соответственно, выделенные в модели компетенции развиваются у слушателей на протяжении всей программы.

«Мягкие» компетенции модели, на наш взгляд, отражает не столько процессы цифро-визации экономики, а связанную с этим процессом проблему культурного взаимодействия в цифровой среде. Данные навыки (коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление) позволяют

3 Специалист в области воспитания : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/420390300 (дата обращения: 10.04.2022).

библиотекарям повышать эффективность и востребованность своей работы. Но их развитие трудно осуществлять без электронной образовательной среды. Размещение программы повышения квалификации в такой среде требует, прежде всего, изменения инструментария подачи учебного материала. Кроме того, нужно понимать, что возможности цифровой образовательной среды позволяют формировать различные навыки контекстно.

Например, при изучении функционала школьных информационно-библиотечных центров слушатели составляют ментальную карту «Функции школьных библиотек и информационно-библиотечных центров». Коллабораци-онный способ выполнения задания позволяет систематизировать знания слушателей (когнитивные навыки), развить навыки сотрудничества (коммуникативные навыки), поскольку выполнения задания происходит одновременно с помощью одного из телекоммуникационных сервисов, а также развивает технологические навыки.

Знакомство с темой «Информационная культура обучающихся и педагогов. Формирование метапредметных результатов обучения в рамках программ по информационной культуре личности» предполагает изучение понятийного аппарата по данной тематике. Слушателям предлагается глоссарий, который является на самом деле справочным аппаратом данной темы. Но системного знакомства с новыми понятиями при этом не происходит. Поэтому практическое задание предложено слушателям в форме кроссворда, в который зашифрованы все понятия темы. При этом происходит не только многократное закрепление понятия, но и развитие способности анализировать информацию, критическое мышление, компьютерная грамотность. Кроме того, слушатели получают пример проведения занятия со школьниками, что, в свою очередь, работает на развитие функциональных компетенций библиотечных работников.

Семинар по теме «Тексты новой природы» подразумевают двухфазную работу слушателей. Подготовка текста, содержащего информацию о двух видах текстов новой природы, требует от слушателя определенного уровня поисковых, аналитических и оценочных компетенций. Следовательно, идет развитие когни-

тивных навыков. Размещение текста на платформе способствует развитию технологических компетенций. Вторая фаза - взаимооценивание работ - позволяет не только закрепить формирование когнитивных компетенций, но и развивать коммуникацию и сотрудничество в цифровой среде.

Использование интерактивной доски сервиса padlet.com в обучении позволяет развить коммуникативные навыки. Так же, как и при обсуждении на форумах, например, проблем внеурочной деятельности или использования в практике работы школьных библиотек электронных ресурсов.

Занятие по медиаграмотности (фейкам), например, позволяет сравнить тексты, оценить их с помощью подсказок-критериев, провести некий фактчекинг. Знакомство со стратегиями чтения, новостной грамотностью, кликбейтам проходит в игровой форме: слушатели составляют тексты на основе известных сказок по заданным критериям. Получается не только полезно, но и увлекательно.

Эффективность использования инструментов цифровой образовательной среды института подтверждают и результаты итоговой диагностики обучения: только 10% слушателей (3 человека) отмечают оставшиеся дефициты умений анализировать эффективность собственной деятельности, а 28% констатируют расширение арсенала аналитических умений. 37,5% слушателей за время обучения переосмыслили значимость и по-новому взглянули на методику использования в своей деятельности современных электронных образовательных ресурсов. И еще 21,4% констатировали, что полученные знания позволят им успешно организовать работу по оперативному представлению своего опыта и быстрому обмену информацией.

Мониторинг удовлетворенности слушателей также подтверждает результативность использования цифровой образовательной среды для развития профессиональных компетенций библиотечных специалистов сферы общего образования: 85,2% слушателей высоко оценили соответствие методов обучения целям учебного занятия; 92,6% отметили, что средства обучения, в том числе цифровые образовательные ресурсы, применены обоснованно; 96,3% отметили качественность представленных ресурсов. Та-

кое же количество слушателей отметили, что учебные занятия ориентированы на практическую деятельность слушателей и формирование профессиональных компетенций.

Обсуждение. Использование электронной образовательной среды института позволяет комплексно и контекстно формировать «жесткие» и «мягкие» цифровые компетенции библиотечных работников. В таблице 1 представлены инструменты электронной образовательной платформы, используемые в рассматриваемой ДПП. Следовательно, реализация ДПП

на цифровой образовательной платформе позволяет достичь следующих результатов:

- во-первых, соблюдаем баланс технократического и гуманистического аспектов: знакомим с технологиями с точки зрения миссии библиотек, их главной задачи развития ребенка;

- во-вторых, используем цифровую образовательную среду института для развития не только технологических компетенций, но и функциональных, коммуникативных и когнитивных компетенций.

Инструмент электронной образовательной среды Содержание деятельности слушателей Формируемые компетенции

Интерактивная лекция с вопросами для самопроверки Знакомство с учебной информацией. Анализ полученной информации «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные. «Мягкие» навыки: критическое мышление; саморазвитие в условиях неопределенности

Кроссворд Анализ, сопоставление и оценка полученных знаний «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные; технологические. «Мягкие» навыки: критическое мышление; коммуникация в цифровой образовательной среде; креативное мышление; саморазвитие в условиях неопределенности

Форумы Составление текста по теме форума для его последующего размещения; анализ и оценка информации из сообщений других слушателей. Размещение комментария «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные; технологические; коммуникативные. «Мягкие» навыки: критическое мышление; коммуникация в цифровой образовательной среде; креативное мышление; саморазвитие в условиях неопределенности

Гиперссылка (организация работы на интерактивной доске padlet) Составление текста для размещения на сервисе. Размещение информации в цифровой образовательной среде «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные; технологические; коммуникативные. «Мягкие» навыки: критическое мышление; коммуникация в цифровой образовательной среде; креативное мышление; саморазвитие в условиях неопределенности; управление информацией и данными

Гиперссылка (организация работы в сервисах по созданию ментальных карт) Поиск и анализ основной и дополнительной информации. Структурирование и классификация информации для представления ее в карте. Визуализация информации. Размещение информации в цифровой образовательной среде «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные; технологические; коммуникативные. «Мягкие» навыки: критическое мышление; коммуникация в цифровой образовательной среде; креативное мышление; саморазвитие в условиях неопределенности; управление информацией и данными

Таблица 1

Сопоставление элементов цифровой образовательной среды и профессиональных компетенций библиотечных работников

Инструмент электронной образовательной среды Содержание деятельности слушателей Формируемые компетенции

Семинар Составление текста по теме семинара; анализ и оценка информации; размещение информации в цифровой образовательной среде; взаимооценивание работы другого слушателя «Жесткие» навыки: когнитивные; функциональные; технологические; коммуникативные. «Мягкие» навыки: критическое мышление; коммуникация в цифровой образовательной среде; креативное мышление; саморазвитие в условиях неопределенности; управление информацией и данными

Заключение. Происходящий сегодня процесс изменений деятельности школьных библиотек и информационно-библиотечных центров обусловлен развитием информационно-коммуникационных технологий, автоматизацией информационно-библиотечных процессов, «погружением» в цифровую среду [14]. Использование новых, в том числе цифровых, технологий в своей работе повышает значимость и доверие к библиотекам в глазах подрастающего поколения.

Это, в свою очередь, отчасти решает задачи воспитания функционально грамотной личности, обладающей, в том числе, читательской компетентностью и медийно-информационной культурой.

Последовательное развитие и глобальные трансформации современного общества обнаруживают острую необходимость прогрессивного проектирования основных шагов цифро-визации в сфере школьного образования. В сознании современного человека цифровая среда уже неотделима от жизнедеятельности. И в социальной практике вся окружающая действительность заполнена цифровыми инструментами. В этой связи обучение грамотному использованию цифровых средств призвано разрушить барьеры между реально существующим миром и доцифровой эпохой.

Все эти процессы требуют изменения подхода к повышению квалификации. Дополнительное профессиональное образование, организованное в цифровой образовательной среде, может способствовать решению возникающих профессиональных дефицитов сотрудников общего образования, в том числе специалистов библиотек и информационно-библиотечных центров, при условии комплексного подхода к развитию профессиональных компетенций. Такую преференцию может дать организация повышения квали-

фикации библиотекарей и педагогов-библиотекарей в цифровой образовательной среде, возможности которой позволяют не только сформировать необходимые компетенции, но и выявить профессиональные дефициты, реализовать индивидуальный образовательный маршрут.

Библиографический список:

1. Токарева, Е. Г. Преимущества и недостатки цифровой трансформации образовательной среды / Е. Г. Токарева. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Цифровое образование: от прогнозов к реальности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 21-22 апреля 2021 г.): в 2 ч. / Министерство образования и наук Кузбасса, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Академия педагогических наук Казахстана, Общество «Знание» Монголии, Московский педагогический государственный университет, Кемеровский государственный университет, Челябинский институт развития профессионального образования. - Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. - Ч. 2. -С. 133-135.

2. Данилюк, О. М. Ключевые компетентности школьного библиотекаря: общая характеристика / О. М. Данилюк. - Текст : электронный // Библиотека школы. - 2014. - № 4 (16). -С. 12-16. - URL: http://www.e-osnova.ru/ PDF/osnova_21_16_7979.pdf (дата обращения: 11.04.2022).

3. Кубрак, Н. В. Модернизация школьных библиотек в условиях цифровой трансформации образования / Н. В. Кубрак. - Текст : электронный // Проблемы современного образования. - 2020. - № 6. - С. 199-205. - URL: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/199205.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

4. Гендина, Н. И. Цифровизация информационно-библиотечной деятельности и библиотечного образования: технократические и гуманитарные компоненты / Н. И Гендина. -Текст : непосредственный // Вестник Кем-ГУКИ. - 2020. - № 52. - С. 170-181.

5. Парамонова, И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт / И. Е. Парамонова - Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 7. - С. 3-13.

6. Касянчук, Е. Н. Профессиональные компетенции библиотекарей в цифровой образовательной среде института / Е. Н. Касянчук. -Текст : непосредственный // Информатизация образования и методы электронного обучения: цифровые технологии в образовании : труды IV Международной научной конференции (Красноярск, 6-9 октября 2020 г.). - Красноярск : СФУ, 2020. - С. 157-164.

7. Мамонтова, М. С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе / М. С. Мамонтова. - Текст : непосредственный // Вестник КазГУКИ. - 2011. - № 4. -С.109-111.

8. Мытько, Н. И. Универсальная компетент-ностная модель подготовки библиотечно-информационных кадров / Н. И. Мытько. -Текст : непосредственный // Библиография и книговедение. - 2018. - № 2 (415). - С. 97-104.

9. Макеева, О. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики / О. В. Макеева. - Текст : электронный // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2019. - № 4. -С. 84-88. - URL: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88 (дата обращения: 11.04.2022).

10. Макеева, О. В. Непрерывное профессиональное образование в развитии профессионализма библиотечных специалистов / О. В. Макеева, Н. С. Матвеева, А. М. Бегишева. -Текст : непосредственный // ЦИТИСЭ. - 2019. -№ 4 (21). - С. 500-508.

11. Барышев, Р. А. Формирование модели цифровых компетенций сотрудников университетских библиотек / Р. А. Барышев. - Текст : непосредственный // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 9. - С. 129-149.

12. Ястребцева, Е. Н. 33 совета по применению в библиотеке интернета / Е. Н. Ястребце-

ва. - Москва : Библиомир, 2015. - 224 с. -Текст : непосредственный.

13. Интернет-ресурсы как инструмент повышения читательской активности школьников : учебно-методическое пособие для школьных библиотек / авт.-составитель Е. В. Каче-ва. - Москва : РШБА. 2017. - 104 с. - Текст : непосредственный.

14. Пилко, И. С. Обучение цифровым технологиям в цифровой образовательной среде / И. С. Пилко. - Текст : электронный // Культура: теория и практика. - 2020. - № 3 (36). - URL: http://theoryofculture.rU/issues/114/1362/ (дата обращения: 17.04.2022).

References:

1. Tokareva, E. G. Advantages and disadvantages of digital transformation of the educational environment [Preimushchestva i nedostatki cifrovoj transformacii obrazovatel'noj sredy], Professional Education and Youth Employment: XXI century. Digital Education: from forecasts to reality: proceedings of International Scientific-Practical Conference (Kemerovo, 21 -22 April 2021). Ministry of Education and Science of Kuzbass, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Society "Knowledge" of Mongolia, Moscow State Pedagogical University, Kemerovo State University, Chelyabinsk Institute of Professional Education Development, 2021, Vol. 2, pp.133-135.

2. Danilyuk, O. M. Key competencies of the school librarian: a general description [Klyuchevye kompetentnosti shkol'nogo bibliote-karya: obshchaya harakteristika], School Library, 2014, No. 4 (16), pp. 12-16. Available at: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_21_16_7979. pdf (accessed date: 04/11/2022).

3. Kubrak, N. V. Modernization of school libraries in the digital transformation of education [Modernizaciya shkol'nyh bibliotek v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya], Problems of Modern Education, 2020, No. 6, pp. 199-205. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2020-6/199205.pdf (accessed date: 04/05/2022).

4. Gendina, N. I. Digitalization of information and library activities and library education: technocratic and humanitarian components [Cifrovizaciya informacionno-bibliotechnoj deyatel'nosti i bibliotechnogo obrazovaniya:

tekhnokraticheskie i gumanitarnye komponenty], Bulletin of Kemerovo State Institute of Culture, 2020, No. 52, pp. 170-181.

5. Paramonova, I. E. Competency models for special librarians: foreign experience [Modeli kompetencij dlya sotrudnikov special'nyh bibli-otek: zarubezhnyj opyt], Scientific and Technical Libraries, 2019, No. 7, pp. 3-13.

6. Kasyanchuk, E. N. Professional competencies of librarians in digital educational environment of the institute [Professional'nye kompetencii bibliotekarej v cifrovoj obrazovatel'noj srede insti-tuta], Informatization of education and methods of e-learning: digital technologies in education: Proceedings of IV International scientific conference (Krasnoyarsk, 06-09 October 2020). Krasnoyarsk: SFU, 2020, pp. 157-164.

7. Mamontova, M. S. Information competence of a library specialist as a topical problem in modern society [Informacionnaya kompetentnost' bib-liotechnogo specialista kak aktual'naya problema v sovremennom obshchestve], Bulletin of Kazan State Institute of Culture, 2011, No. 4, pp.109-111.

8. Mytko, N. I. Universal competence model of library and information staff training [Univer-sal'naya kompetentnostnaya model' podgotovki bibliotechno-informacionnyh kadrov], Bibliography and Book Science, 2018, No. 2 (415), pp.97-104.

9. Makeeva, O. V. Competences of library specialists in the era of digital economy [Kompetencii bibliotechnyh specialistov v epohu cifrovoj

ekonomiki], Proceedings of State Public Scientific-Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2019, No. 4, pp. 84-88. Available at: https://doi.org/10.209 13/2618-7515-2019-4-84-88 (accessed date: 04/11/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Makeeva, O. V., Matveeva, N. S., Begisheva, A. M. Continuous professional education in the development of professionalism of library professionals [Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v razvitii professionalizma bibliotech-nyh specialistov], 2019, No. 4 (21), pp. 500-508.

11. Baryshev, R. A. Forming a model of digital competencies of university library staff [Formiro-vanie modeli cifrovyh kompetencij sotrudnikov universitetskih bibliotek], Scientific and Technical Libraries, 2019, No. 9, pp. 129-149.

12. Yastrebtseva, E. N. 33 tips for use in the Internet library [33 soveta po primeneniyu v bibli-oteke Interneta], Moscow: Biblomir, 2015. 224 p.

13. Kacheva, E. V. Internet-resources as a tool to increase the reading activity of schoolchildren: educational-methodical manual for school libraries [Internet-resursy kak instrument povysheniya chitatel'skoj aktivnosti shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya shkol'nyh bibliotek], Moscow, 2017. 104 p.

14. Pilko, I. S. Teaching digital technology in a digital learning environment [Obuchenie cifrovym tekhnologiyam v cifrovoj obrazovatel'noj srede], Culture: Theory and Practice, 2020, No. 3 (36), Available at:http://theoryofculture.ru/issues/114/ 1362/ (accessed date: 04/17/2022).

Образец для цитирования статьи:

Качева, Е. В. Развитие профессиональных компетенций педагога-библиотекаря в цифровой образовательной среде: опыт реализации программы повышения квалификации / Е. В. Качева. -Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2022. - № 2 (51). - С. 109-117.

Example for article citation:

Kacheva, E. V. Development of professional competencies of a teacher-librarian in the digital educational environment: the experience of the advanced training program [Razvitie professional'ny'h kompetencij pedagoga-bibliotekarya v cifrovoj obrazovatel'noj srede: opy't realizacii programmy' povy'sheniya kvalifikacii], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 2 (51), pp.109-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.