Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

В последние годы активно обсуждается вопрос о цифровой экономике, цифровых компетенциях и цифровой трансформации в целом. Цифровая трансформация предусматривает фундаментальные изменения в деятельности образовательных организаций, основанные на современных подходах к управлению, обучению, использованию широкого спектра открытых и безопасных ресурсов, совершенствовании цифровых компетенций участников образовательного процесса. В данной работе поставлена цель выявления цифровых компетенций педагога-библиотекаря общеобразовательной организации, необходимых для эффективной деятельности в цифровой образовательной среде, а также направлений их совершенствами в ходе повышения квалификации. Обладая данными компетенциями, педагог-библиотекарь сможет оказывать влияние на развитие компетенций школьников, повышение качества образования. В статье проведен обзор публикаций, отражающих вопросы формирования цифровых компетенций, педагогов, библиотечных специалистов, учащихся школ. Методология (материалы и методы). В работе выполнен анализ научной литературы и обобщены результаты практической деятельности по развитию цифровых компетенций педагогов и педагогов-библиотекарей. На основе анализа научной литературы определены компоненты цифровых компетенций, выделены знания, навыки и установки, необходимые для их развития. Рассмотрены результаты исследования цифровых компетенций педагогов общеобразовательных организаций; обобщен практический опыт повышения квалификации педагогов-библиотекарей. Результаты. Дано понятие цифровые компетенции. Определена их структура. Выделены компоненты цифровых компетенций педагога-библиотекаря, знания, навыки и установки цифровой грамотности. Цифровая грамотность базируется на информационной, компьютерной, медиа, коммуникативной грамотности и понимании значения технологических инноваций в профессиональной деятельности. Исследованы «жесткие» и «гибкие» навыки, необходимые для соответствия специалистов профессиональному стандарту. Приведены результаты тестирования школьников, учителей и педагогов-библиотекарей в области развития цифровых компетенций. Представлена программа повышения квалификации специалистов школьных библиотек в области использования информационных технологий, реализованная в ГБУ ДПО ЧИППКРО. В выводах определены направления совершенствования подготовки библиотечных специалистов школьных библиотек. Практическая значимость заключается в определении профессиональных дефицитов педагогов-библиотекарей в ходе повышения квалификации: недостаточно активное использование открытых электронных ресурсов, облачных технологий, сетевых библиотек и хранилищ. На основании выявленных недостатков в цифровых компетенциях представленная программа повышения квалификации педагогов-библиотекарей может быть дополнена модулями, ориентированными на развитие информационных, медийных, коммуникативных, компетенций в развивающейся цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF A TEACHER-LIBRARIAN: STRUCTURE AND FORMATION

The research problem and the rationale for its relevance. The digital economy, digital competencies and digital transformation in general have been actively discussed in recent years. Digital transformation involves fundamental changes in the activities of educational organizations, based on modern approaches to management, learning, the use of a wide range of open and safe resources, and the improvement of digital competencies of participants in the educational process. This research aims to identify the digital competencies of the teacher-librarian of the general education organization, necessary for effective action in the digital educational environment, as well as directions for their improvement in the course of professional development. Possessing these competencies, the teacher-librarian will be able to influence the development of competencies of students, improving the quality of education. The article provides a review of publications reflecting the formation of digital competencies, teachers, librarians and schoolchildren. Methodology (materials and methods). In the work performed an analysis of the scientific literature and summarized the results of practical work on the development of digital competencies of teachers and teacher-librarians. Based on the analysis of scientific literature identified components of digital competencies, highlighted the knowledge, skills and attitudes necessary for their development. The results of the study of digital competencies of teachers of educational organizations are considered; summarized the practical experience of professional development of teachers-librarians. Results. The concept of digital competencies is given. Their structure is defined. The components of digital competence teacher-librarian, knowledge, skills and attitudes of digital literacy are identified. The digital literacy is based on information, computer, media, communication literacy and understanding of the importance of technological innovation in professional activities. The “hard” and “flexible” skills necessary for professionals to meet the professional standard are investigated. The results of testing students, teachers and teacher-librarians in the development of digital competencies are given. The program of professional development for school librarians in the use of information technology, implemented at the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators is presented. The conclusions identify areas for improving the training of library specialists of school libraries. Practical relevance lies in identifying professional deficits of teacher-librarians in the course of professional development: not enough active use of open electronic resources, cloud technologies, network libraries and repositories. Based on the identified deficiencies in digital competencies presented professional development program for teacher-librarians can be supplemented with modules focused on the development of information, media, communication competencies in the developing digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ»

УДК 023.5+378.091.398

Цифровые компетенции педагога-библиотекаря общеобразовательной организации: структура и формирование

С. В. Олефир

https://orcid.org/0000-0001-9967-8898 svol efir@yandex.ru

Digital competencies of a teacher-librarian: structure and formation

S. V. Olefir

Аннотация

В последние годы активно обсуждается вопрос о цифровой экономике, цифровых компетенциях и цифровой трансформации в целом. Цифровая трансформация предусматривает фундаментальные изменения в деятельности образовательных организаций, основанные на современных подходах к управлению, обучению, использованию широкого спектра открытых и безопасных ресурсов, совершенствовании цифровых компетенций участников образовательного процесса. В данной работе поставлена цель выявления цифровых компетенций педагога-библиотекаря общеобразовательной организации, необходимых для эффективной деятельности в цифровой образовательной среде, а также направлений их совершенствами в ходе повышения квалификации. Обладая данными компетенциями, педагог-библиотекарь сможет оказывать влияние на развитие компетенций школьников, повышение качества образования. В статье проведен обзор публикаций, отражающих вопросы формирования цифровых компетенций, педагогов, библиотечных специалистов, учащихся школ.

Методология (материалы и методы). В работе выполнен анализ научной литературы и обобщены результаты практической деятельности по развитию цифровых компетенций педагогов и педагогов-библиотекарей. На основе анализа научной литературы определены компоненты цифровых компетенций, выделены знания, навыки и установки, необхо-

димые для их развития. Рассмотрены результаты исследования цифровых компетенций педагогов общеобразовательных организаций; обобщен практический опыт повышения квалификации педагогов-библиотекарей.

Результаты. Дано понятие цифровые компетенции. Определена их структура. Выделены компоненты цифровых компетенций педагога-библиотекаря, знания, навыки и установки цифровой грамотности. Цифровая грамотность базируется на информационной, компьютерной, медиа, коммуникативной грамотности и понимании значения технологических инноваций в профессиональной деятельности. Исследованы «жесткие» и «гибкие» навыки, необходимые для соответствия специалистов профессиональному стандарту. Приведены результаты тестирования школьников, учителей и педагогов-библиотекарей в области развития цифровых компетенций. Представлена программа повышения квалификации специалистов школьных библиотек в области использования информационных технологий, реализованная в ГБУ ДПО ЧИППКРО. В выводах определены направления совершенствования подготовки библиотечных специалистов школьных библиотек.

Практическая значимость заключается в определении профессиональных дефицитов педагогов-библиотекарей в ходе повышения квалификации: недостаточно активное использование открытых электронных ресурсов, облачных технологий, сетевых библиотек и хранилищ.

На основании выявленных недостатков в цифровых компетенциях представленная программа повышения квалификации педагогов-библиотекарей может быть дополнена модулями, ориентированными на развитие информационных, медийных, коммуникативных, компетенций в развивающейся цифровой среде.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The digital economy, digital competencies and digital transformation in general have been actively discussed in recent years. Digital transformation involves fundamental changes in the activities of educational organizations, based on modern approaches to management, learning, the use of a wide range of open and safe resources, and the improvement of digital competencies of participants in the educational process.

This research aims to identify the digital competencies of the teacher-librarian of the general education organization, necessary for effective action in the digital educational environment, as well as directions for their improvement in the course of professional development. Possessing these competencies, the teacher-librarian will be able to influence the development of competencies of students, improving the quality of education. The article provides a review of publications reflecting the formation of digital competencies, teachers, librarians and schoolchildren.

Methodology (materials and methods). In the work performed an analysis of the scientific literature and summarized the results of practical work on the development of digital competencies of teachers and teacher-librarians. Based on the analysis of scientific literature identified components of digital competencies, highlighted the knowledge, skills and attitudes necessary for their development. The results of the study of digital competencies of teachers of educational organizations are considered; summarized the practical experience of professional development of teachers-librarians.

Results. The concept of digital competencies is given. Their structure is defined. The components of digital competence teacher-librarian, knowledge, skills and attitudes of digital literacy are identified. The digital literacy is based on information, computer, media, communication literacy and understanding of the importance of technological innovation in professional activities. The

"hard" and "flexible" skills necessary for professionals to meet the professional standard are investigated. The results of testing students, teachers and teacher-librarians in the development of digital competencies are given. The program of professional development for school librarians in the use of information technology, implemented at the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators is presented. The conclusions identify areas for improving the training of library specialists of school libraries.

Practical relevance lies in identifying professional deficits of teacher-librarians in the course of professional development: not enough active use of open electronic resources, cloud technologies, network libraries and repositories. Based on the identified deficiencies in digital competencies presented professional development program for teacher-librarians can be supplemented with modules focused on the development of information, media, communication competencies in the developing digital environment.

Ключевые слова: цифровые компетенции, педагог-библиотекарь, профессиональный стандарт, школьная библиотека, повышение квалификации.

Keywords: digital competencies, teacher-librarian, professional standard, school library, advanced training.

Введение. В последние годы активно обсуждается вопрос о цифровой экономике, цифровых компетенциях и цифровой трансформации в целом. Цифровая трансформация в экономике, образовании, культуре не сводится только к использованию информационных технологий. Цифровая трансформация - это глубинное преобразование структуры и стратегии развития организации, ее услуг и продукции, способов их реализации. Цифровая трансформация предусматривает фундаментальные изменения в деятельности образовательных организаций, основанные на современных подходах к управлению, обучению, использованию широкого спектра открытых и безопасных ресурсов.

Наблюдается негативная тенденция недостаточного темпа цифровой трансформации в стране. При этом практика показывает, что основной сложностью при цифровой трансформации являются не технологии, а люди: их

привычки и культура (62%), недостаток цифровых навыков (43%), их представления о том, как все устроено и как должно быть устроено (38%) [1, с. 13]. Для библиотечных специалистов, работающих с информацией, предоставляющих информационные услуги, продвигающих чтение детей и подростков, условием цифровой трансформации в деятельности является цифровая грамотность. Рассмотрим это утверждение подробнее.

Широкие возможности цифровых технологий, используемые в инновационной экономике, стали доступны для развития образования. Однако инновации останутся в стороне от школьного образовательного процесса, если его участники - педагоги, педагоги-библиотекари и учащиеся не овладеют современными компетенциями, которые позволяют осваивать цифровой мир. Проведенное экспертами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) исследование доказывает, что школьные учителя, педагоги-библиотекари должны формировать основы цифровой грамотности школьников с раннего возраста в условиях меняющегося цифрового мира. Ведь школа важнейший социальный институт в жизни каждого человека [1, с. 3]. Хотя результаты исследования показывают, что уровень цифровых компетенций педагогов в целом выше, чем у учащихся, требуется постоянное развитие компонентов цифровой культуры педагогов-библиотекарей в ходе обучения в вузе, повышения квалификации и самообразования.

Обзор литературы. В настоящее время на международном уровне выделены цифровые компетенции, необходимые педагогам и обучающимся, разработаны критерии их оценки, методики и программы развития. Так, в документах ЮНЕСКО к цифровым компетенциям относятся умение искать, оценивать, использовать и создавать информацию с помощью цифровых технологий и средств коммуникации. Причем требуются навыки поиска в различных источниках, имеющих различную форму представления. Выделим два основных документа, посвященных данному вопросу: «Медийная и информационная грамотность: учебная программа ЮНЕСКО для учителей»1 (в России

1 Медийная и информационная грамотность: учебная программа ЮНЕСКО для учителей.

с 2012 г.) и «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО: редакция 3»2 (с 2019 г.). В Евросоюзе по Плану развития цифрового образования с 2017 г. к цифровым компетенциям относят навыки цифрового сотрудничества и безопасности, креативность в решении задач. Основой компетентности является цифровая грамотность, дополненная техническими и интеллектуальными навыками, пользовательскими и профессиональными навыками работы в цифровой среде.

В России цифровые компетенции рассматриваются в связи с переходом информационной деятельности граждан в цифровую среду. К цифровым компетенциям относят способность и готовность к использованию базового набора знаний и умений в области информационной и коммуникационной деятельности в цифровой среде. Эти компетенции лежат в основе мировоззренческого и эмоционально-ценностного компонента цифровой культуры.

Проблеме формирования цифровой компетентности и цифровой культуры в период с 2012 г. по настоящее время посвящены исследования отечественных ученых: С. А. Бешен-кова [2], Н. И. Гендиной [3], Е. В. Гнатышиной [4], Е. Е.Елькиной [5], С. Д. Каракозова [6], Н. П. Петровой [7], Р. А. Шаухаловой [8] и др.

В исследованиях С. А. Бешенкова [2], Е. В. Гнатышиной [4], С. Д. Каракозова [6] и других констатируется процесс цифровизации в сфере образования: смена формата носителей информации на цифровой, расширение необходимых компетенций в использовании информационных ресурсов, обновление подходов к поиску, обработке и сохранению информации.

Основные социальные и образовательные аспекты, тенденции в образовании в условиях цифровой трансформации общества выделены Е. В. Гнатышиной. Это расширение спектра цифровых информационных ресурсов, ускоряющийся темп цифрового обмена, экранное представление и восприятие информации усиливают. Для освоения новой образовательной среды, по мнению автора, необходимо развитие

2 Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО: редакция 3. ГКД: ШрБУ/Ше. unesco.org/ru/publications/struktura-ikt-kompetentnos ti-uchitelej-rekomendatsii-unesco/ (дата обращения: 14.04.2020).

компьютерных и коммуникативных компетенций [4, с. 8].

Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева [7], Р. А. Ша-ухалова [8] отмечают появление новых цифровых технологий в сфере образования и их значительный педагогический потенциал. Рассмотрены, в частности, облачные технологии, позволяющие хранить огромное количество информации при обеспечении удобного доступа к ресурсам. Развитие высокоскоростного интернета, появление смартфонов и планшетов, развитие социальных сетей и сервисов расширяет использование цифровых средств и инструментов, делает образовательное пространство человека практически неограниченным. Однако все исследователи отмечают, что огромный потенциал цифровых технологий используется не в полной мере, что обусловлено недостаточной цифровой грамотностью педагогов и приводит к возникновению цифрового разрыва, необходимости его преодоления.

В работах Н. И. Гендиной [3] цифровая культура и цифровые компетенции педагога, библиотечного и информационного специалистов рассмотрены на основе уровней информационной подготовки. Предложены методы оценки компетенций. Ценностно-мотивацион-ный уровень цифровых компетенций, навыки, способность и готовность работы с цифровыми ресурсами будущих педагогов даны в работе Р. А. Шаухаловой [8].

Таким образом, исследователи отмечают рост потребности в цифровых компетенциях педагогов, педагогов-библиотекарей, информационных специалистов и учащихся для успеш-

ного освоения информационного пространства, эффективной деятельности в цифровой среде. В работах выявляются компоненты цифровых компетенций и методы их формирования.

Методология (материалы и методы). Основными методами исследования в данной работе являются анализ научной литературы и результатов практической деятельности по развитию цифровых компетенций школьных педагогов и педагогов-библиотекарей. На основе анализа научной литературы определены компоненты цифровых компетенций, выделены знания навыки и установки, необходимые для их развития. Рассмотрены результаты исследования цифровых компетенций педагогов общеобразовательных организаций, обобщен практический опыт повышения квалификации педагогов-библиотекарей.

Согласно определению ООН, «цифровая грамотность - это способность безопасно и надлежащим образом управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [9]. То есть цифровые компетенции включают цифровую грамотность, а также знания, навыки и установки, необходимые современному специалисту. В исследовании НАФИ выделены отдельные компоненты цифровой грамотности: информационная, компьютерная, медиа, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям. Компоненты цифровых компетенций педагога-библиотекаря представлены нами в таблице 1.

Виды грамотности Знания Навыки Установки

Информационная Роль информации и ее источников Эффективный поиск информации, анализ и оценка ее качества Использование информации согласно этическим нормам

Компьютерная Устройство и принцип действия компьютера Использование компьютера в обыденной и профессиональной деятельности Понимание назначения компьютера, целей и возможностей его использования

Медийная Критический анализ медиа-контента Эстетические и креативные навыки медиакон-тента, фактчекинг Медиабезопасность: защита персональных данных и защищенность от психологических угроз

Таблица 1

Компоненты цифровых компетенций педагога-библиотекаря

Виды грамотности Знания Навыки Установки

Коммуникативная Различие цифровых коммуникаций и живого общения Обмен знаниями, коммуникация в социальных сетях Этика общения в цифровой среде

Отношение к технологическим инновациям Понимание технологических трендов Навыки использования технологических инноваций Понимание пользы технологических инноваций для работы и учебы

Рассмотрим подробнее компоненты цифровых компетенций.

Для библиотечных специалистов и пользователей определено, что информационная грамотность предполагает «выявление и осознание собственных информационных потребностей; поиск информации в предполагаемых источниках; анализ найденной информации и оценку ее качества; организацию и хранение информации, в том числе с использованием облачных технологий; эффективное ее применение согласно этическим нормам» [10, с. 26]. В современном мире важен поиск информации в различных источниках и умение прекратить ее поиск, так как лавинообразный ее рост не позволяет собрать все доступные данные.

Компьютерная грамотность основана на использовании компьютера в обыденной и профессиональной деятельности, на понимании назначения компьютера, целей и возможностей его использования.

Медийная грамотность предполагает развитые эстетические и креативные навыки деятельности в медиасреде, навыки критического анализа, то есть понимание и целей и значения медиаконтен-та, интерпретацию информации с использованием аналитических инструментов.

Навыкам медиабезопасности уделяется особое внимание, так как открытость интернет-пространства может быть опасной для репутации и жизни людей. Медиабезопасность можно рассматривать с различных позиций. Во-первых, это защищенность персональных данных в интернете: пересылаемых документов, фото и видео, данных банковских карт и др. Во-вторых, умение избегать вредоносных контактов и контента. Навыки медиабезопасности обеспечивают защищенность от психологических угроз, кибербуллинга и различных видов давления со стороны пользователей интернета. Обучение пользователей в данном направлении необходимо вести начиная с самого юного возраста. Существуют также онлайн-курсы,

например лаборатории Касперского, по которым каждый может обучиться самостоятельно. Навыки медиабезопасности позволяют находить выход из затруднительных ситуаций в сети и избегать их.

В отдельных документах медийная и информационная грамотность объединяются в единое понятие МИГ - «медийно-информационная грамотность» [10]. Отметим, что идеи формирования медийно-информа-ционной грамотности развиваются в стране. Такие курсы существуют для школьников, молодежи, студентов (Московской педагогический государственный университет, Челябинский государственный институт культуры), в системе повышения квалификации школьных библиотечных специалистов в ЧИППКРО, для библиотечных пользователей Челябинской областной библиотеки для молодежи и др.

Рассматривая коммуникативные компетенции, обратимся к понятиям «жестких» - узких профессиональных навыков и «гибких» -надпрофессиональных, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

К жестким навыкам относятся как физические навыки, такие как работа с оборудованием, так и интеллектуальные навыки - чтение, письмо, работа на компьютере. Получить «жесткие» навыки можно в учебных заведениях профессиональной подготовки, их легко оценить и проверить с помощью тестов и экзаменов, они остаются с человеком навсегда, полученные знания трудно забыть.

«Гибкие» навыки нельзя измерить и сложно оценить. Для коммуникабельности, пунктуальности, лидерства и креативности нет количественных оценок, уровень компетенций либо соответствует требованиям, либо нет. «Гибкие» знания приобретаются в результате регулярной деятельности, общения и взаимодействия. Без постоянного использования «гибкие» навыки быстро угасают.

Гибкие навыки необходимы для развития коммуникативной грамотности, которая основана на общении в социальных сетях, представлении собственной информации и обмене новыми знаниями, умении выражать свое понимание и мнение, различиях цифровых коммуникаций и живого общения.

Для педагога-библиотекаря, специалиста в области воспитания профессиональный стандарт определяет трудовую функцию, основанную преимущественно на «жестких» навыках: информационно-библиотечное сопровождение учебного процесса. Эта обобщенная трудовая функция включает трудовые действия по формированию, учету и обработке, организации и сохранению библиотечного фонда, созданию развивающего комфортного книжного пространства в библиотеке ОУ, ведению справоч-но-поискового аппарата, работе с документами в электронном формате.

Но две другие трудовые функции «проведение у обучающихся мероприятий по формированию информационной культуры» и «организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению» основаны преимущественно на «гибких» навыках. Для реализации данных функций требуется владение компонентами коммуникативной, медийной, компьютерной грамотности.

Например, при обслуживании учащихся в соответствии с профстандартом необходимы навыки, которые базируются на МИГ педагога-библиотекаря:

- формирование сознательного и ответственного информационного поведения учащихся, навыков критического мышления, фактчекинга, навыков оформления научно-исследовательской и учебной деятельности;

- обеспечение информационной безопасности учащихся;

- организация книжных выставок в традиционном и цифровом форматах;

- осуществление индивидуальной, групповой и массовой работы по развитию читательской культуры, медийно-информационной и цифровой грамотности;

- применение технологии социального партнерства и сетевого взаимодействия в продвижении детской книги и приобщении к чтению пользователей детского возраста и др.;

Требуются знания: общих тенденций развития цифровых технологий и социальных медиа и их применение в библиотечно-информационной деятельности, методологических и психолого-педагогических основ работы по формированию информационной, медийной, коммуникативной грамотности.

Получить новые знания в современном мире стало намного проще: есть интернет и электронные библиотеки, разнообразные возможности дистанционного формального, неформального и информального образования. Однако для компетентного специалиста и учащегося не менее важны установки: на использование информации и общение согласно этическим нормам, следование правилам медиабезопасно-сти, понимание пользы технологических инноваций и др.

Результаты исследований. В международном журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» опубликованы результаты тестирования уровня медийно-информационной грамотности российских школьников-победителей олимпиады по цифровой экономике, и педагогов, победителей профессионального конкурса. Результаты этих исследований показывают, что показатели компетенции значительно улучшаются при целенаправленном формировании МИГ, развитии личности на основе навыков БОЙ^кШ, поиска, анализа, обработки информации, эффективного устранения имеющихся пробелов, сокращения уровня риска в процессе интернет-коммуникации [11].

Результаты исследований НАФА показывают, что учителя школ значимо опережают своих учеников по информационной, компьютерной, медийной и коммуникативной грамотности, но отстают по отношению к инновациям. Наибольший разрыв получен по индексу «компьютерная грамотность», где педагоги опережают учащихся на 30 пунктов. Однако учащиеся активнее используют технологические новинки: современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, относятся к ним значительнее позитивнее педагогов, легко разбираются в вопросах использования [1, с. 15].

По данным исследования, 21% педагогов используют цифровые технологии в профессиональной деятельности менее 5 лет. Наиболее активно в повседневной жизни используется интернет (91%), компьютеры (84%) и со-

циальные сети (71%). Педагоги интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами (77%).

Аналогичные результаты дает выходная диагностика по курсу повышения квалификации педагогов-библиотекарей в ЧИППКРО «Современные информационные технологии в профессиональной деятельности школьного библиотекаря». Более 35% специалистов используют цифровые технологии менее 5 лет. Наиболее активно используют технологии в профессиональной деятельности педагоги-библиотекари от 35 по 45 лет (51%). 32% педагогов-библиотекарей подтверждают актуальность использования информационных технологий в профессиональной деятельности, у 20% специалистов сформировано понимание значимости умения работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде. Более 45% активно используют компьютеры, ресурсы интернета в своей деятельности для продвижения чтения. Однако лишь 20% обращаются к сетевым ресурсам ЧИППКРО и другим образовательным ресурсам для самообразования.

В названном курсе рассматриваются концептуальные основы использования электронных ресурсов в школьной библиотеке для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. В теоретической части даются обзоры библиотечных сайтов, блогов, сервисов социальной сети. В дистанционном режиме обучающиеся выполняются практические задания, направленные на развитие медийной и информационной грамотности: проектируют развитие медиатеки в образовательной организации, формирование медиаинформационной грамотности учащихся, а также использование технологических инноваций - автоматизированных информационно-библиотечных систем.

Обсуждение. Выявлено, что для педагогов и библиотечных специалистов необходимо уметь работать с цифровыми ресурсами: оценивать и отбирать образовательные ресурсы, создавать и обмениваться цифровыми ресурсами соответствующими целям обучения, индивидуальным особенностям учащихся и стилю преподавания. При этом нужно пользоваться ресурсами в соответствии с законами об авторском праве и правилами медиабезопасности. Эффективным является переход к использова-

нию ресурсов в режиме доступа, взамен режиму владения, то есть подключение к электронным библиотекам и хранилищам данных.

Для педагогов-библиотекарей важно понимание возможностей электронного образовательного пространства, электронных библиотек и хранилищ, цифровых сервисов визуализации информации, тестирования, интерактивных средств. Так, цифровые компетенции библиотечного специалиста позволяют мотивировать учащихся, сделать процесс обучения и познания интереснее и современнее.

Таким образом, исследования цифровой грамотности российских педагогов позволяют выявить, что способности педагога, педагога-библиотекаря передавать ученику необходимые знания, установки на развитие и навыки самостоятельного познания, основывается на цифровой грамотности специалиста и его профессиональных информационных компетенциях.

Заключение. Базовые цифровые компетенции - базовый уровень знаний и умений использования ИКТ необходимы в настоящее время в повседневной и профессиональной деятельности. Новые ценности образовательной и культурной среды требуют понимания новых ценностей от библиотечного специалиста: развития культурных, профессиональных, цифровых компетенций; гибкости мышления, креативности, умения генерировать новые идеи; активного участия в преобразованиях в образовательной организации; умения выдвигать и обосновывать интеллектуальные инновации будущего развития; активное формирование корпоративной культуры профессионального сообщества. Развитие цифровых компетенций учащихся также является составной частью цифровой компетентности учителя, педагога-библиотекаря. Для этого необходимы информационная грамотность, навыки сетевого общения и совместная работа в цифровой среде, ответственное использование цифровых технологий, навыки создания, отбора и оценки цифрового контента. Поэтому необходимо дополнить модули курсов повышения квалификации библиотечных специалистов школьных библиотек практическими заданиями по критическому мышлению, оценке достоверности информации - фактчекингу; ориентировать на расширение общения, обмен профессиональным опытом в социальных сетях, цифровое

общение с учащимися и коллегами; превращение школьных библиотек в информационно-библиотечные центры, дружественное и безопасное пространство традиционных и цифровых технологий.

Библиографический список:

1. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Айма-летдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева и др. ; Аналитический центр НАФИ. - Москва : Изд-во НАФИ, 2019. - 84 с. - Текст : непосредственный.

2. Бешенков, С. А. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты / С. А. Бешенков, М. И. Шутикова, Э. В. Миндзаева. - Текст : непосредственный // Педагог XXI век. - 2016. - № 4. - С. 87-93.

3. Гендина, Н. И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек : монография / Н. И. Гендина. - Москва : Литера, 2016. - 391 с. -Текст : непосредственный.

4. Гнатышина, Е. В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е. В. Гнатышина, А. А. Саламатов. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017.- № 8. - С. 18-24.

5. Елькина, Е. Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики / Е. Е. Елькина. - Текст : непосредственный // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2018. - Вып. 2. - С. 195-203.

6. Каракозов, С. Д. Трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде: современная образовательная информатика / С. Д. Каракозов, Н. И. Рыжова, А. Ю. Уваров. -Текст : непосредственный // Информатизация образования: теория и практика : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Омск : Изд.-во ФГБОУ ВО «ОмГПУ» - 2016. - С. 20-21.

7. Петрова, Н. П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5. - С. 353-355.

8. Шаухалова, Р. А. Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета / Р. А. Шаухалова. - Текст : непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12, № 2 (48). - С. 63-69.

9. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator" United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.

10. Жилавская, И. В. Опыт тестирования школьников по уровню медийно-информационной грамотности / И. В. Жилав-ская. - Текст : непосредственный // Медиа, информация, коммуникация. - 2019. - № 30. -С.19-27.

References:

1. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O.A. Digital literacy of Russian teachers. Preparedness for the use of digital technologies in the educational process [Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologij v uchebnom processe], Analytical center NAFI, Moscow: NAFI Publishing House, 2019. 84 p.

2. Beshenkov, S. A., Shutikova, M. I., Min-dzaeva, E. V. From information to convergent technologies: educational aspects [Ot infor-macionnyh k konvergentnym tekhnologiyam: obrazovatel'nye aspekty], Pedagog XXI century, 2016, No. 4, pp. 87-93.

3. Gendina, N. I. Information education and information culture as a factor of personal security in the global information society: the possibilities of educational organizations and libraries: monograph [Informacionnoe obrazovanie i infor-macionnaya kul'tura kak faktor bezopasnosti lich-nosti v global'nom informacionnom obshchestve: vozmozhnosti obrazovatel'nyh organizacij i bibli-otek: monografiya], Moscow: Litera, 2016. 391 p.

4. Gnatyshina, E. V., Salamatov, A. A. Digitali-zation and the formation of digital culture: social and educational aspects [Cifrovizaciya i formiro-vanie cifrovoj kul'tury: social'nye i obrazovatel'nye aspekty], Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, No. 8, pp. 18-24.

5. Elkina, E. E. Digital culture: concept, models and practices [Cifrovaya kul'tura: ponyatie, modeli i praktiki], Information society: education, science, culture and future technologies, 2018, Issue 2, pp.195-203.

6. Karakozov, S. D., Ryzhova, N. I., Uvarov, A. Y. Transformation of the educational process in the digital educational environment: modern educational informatics [Transformacii uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatel'noj srede: sovremennaya obrazovatel'naya in-formatika], Informatization of Education: Theory and Practice Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2016, pp. 20-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Petrova, N. P., Bondareva, G. A. Digitaliza-tion and digital technologies in education [Cifrovizaciya i cifrovye tekhnologii v obra-zovanii], World of Science, Culture, Education, 2019, No. 5, pp. 353-355.

8. Shaukhalova, R. A. Organizational-pedagogical conditions of formation of digital culture of university students [Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya cifrovoj kul'tury studentov universiteta], Modern Higher School: Innovative Aspect, 2020, Vol. 12, No. 2 (48), pp. 63-69.

9. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator" United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.

10. Zhilavskaya, I. V. Experience of testing schoolchildren on the level of media and information literacy [Opyt testirovaniya shkol'nikov po urovnyu medijno-informacionnoj gramotnosti], Media, Information, Communication, 2019, No. 30, pp. 19-27.

Образец для цитирования статьи:

Олефир, С. В. Цифровые компетенции педагога-библиотекаря общеобразовательной организации: структура и формирование / С. В. Олефир. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1 (50). - С. 15-23.

Example for article citation:

Olefir, S. V. Digital competencies of a teacher-librarian: structure and formation [Cifrovy'e kompe-tencii pedagoga-bibliotekarya obshheobrazovatelnoj organizacii: struktura i formirovanie], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 1 (50), pp. 15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.