Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВР / МУЗЕОЛОГИЯ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Меркулова Альмира Шевкетовна

Введение. В современных условиях развития ные государственные образовательные стандарты, общества происходят глобальные изменения требо-на основе которых осуществляется подготовка бакаваний к будущему специалисту-выпускнику высшего лавров и магистров в сфере культуры. В данном исслеучебного заведения. На это направлены федераль-довании сделана попытка соотнести компетентностную модель выпускника-бакалавра вуза по направлениям подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Библиотечноинформационная деятельность» сопряженным ей профессиональным стандартам и требованиям современного рынка труда в области культуры, в частности требованиям к реализации ключевых компетенций цифровой экономики. Методология. В рамках проводимого исследования был использован анализ нормативных документов, теоретической и научно-методической литературы, также анализ компетенций и сопоставление их индикаторов для выявления и обоснования наличия в основных образовательных программах по музеологии и библиотечно-информационной деятельности ключевых компетенций цифровой экономики. Результаты. В рамках исследования выявлено, что в основных образовательных программах по музеологии и библиотечно-информационной деятельности категории компетенций, универсальные и общепрофессиональные компетенции, направленные на решение задач цифровой экономики, едины. В формировании готовности выпускника к решению задач цифровой экономики используется лишь одна общепрофессиональная компетенция. Была выявлена тождественность дисциплин, читаемых сразу в двух направлениях («Информационная культура», «Информационные технологии»), формирующих данную компетенцию. Особенно она раскрывается в профессиональных и профильных дисциплинах направлений подготовки «Музеология» и «Библиотечно-информационная деятельность». Заключение. Обосновывается необходимость системной подготовки специалистов в области музеологии и библиотечно-информационной деятельность в рамках развития цифровизации в сфере культуры и ее внедрения в основные направления работы музея и библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Меркулова Альмира Шевкетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN MUSEOLOGY AND LIBRARY-INFORMATION ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF CULTURE DIGITALIZATION

Introduction. In modern conditions of development of society, there are global changes in the requirements for a future specialist-graduate of a higher educational institution. This is the goal of the Federal State Educational Standards, on the basis of which the training of bachelors and masters in the field of culture is carried out. In this study, an attempt is made to correlate the competence model of a graduate-bachelor of the university in the areas of training “Museology and protection of cultural and natural heritage” and “Library and information activities” associated with professional standards and the requirements of the modern labor market in the field of culture, in particular, the requirements for the implementation of key competencies of the digital economy. Materials and Methods. As part of the study, the method of analysis of regulatory documents, theoretical and scientific-methodical literature, as well as analysis of competencies and comparison of their indicators was used to identify and substantiate the presence of key competencies of the digital economy in the main educational programs in museology and library and information activities. Results. The study revealed that in the main educational programs in museology and library and information activities, the categories of competencies, universal and general professional competencies aimed at solving the problems of the digital economy are the same. Only one general professional competence is used in the formation of the graduate's readiness to solve the problems of the digital economy. The identity of the disciplines read in two directions at once (“Information culture”, “Information technology”), which form this competence, was revealed. It is especially revealed in professional and specialized disciplines of the areas of training “Museology” and “Library and information activities”. Conclusions. The necessity of systematic training of specialists in the field of museology and library and information activities within the framework of the development of digitalization in the field of culture and its implementation in the main areas of work of the museum and library is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ»

References

1. Soyuz «Molodye professionaly (Vorldskills Rossiya)» [Union "Young Professionals (Worldskills Russia)"]. Available at: https://worldskills.ru/media-czentr/novosti/demonstraczionnyij-ekzamen-perevoditsya-v-distanczionnyij-format.html (accessed 09.04.2020). (In Russian).

2. Oficial'naya informaciya o koronaviruse v Rossii [Official information on the coronavirus in Russia]. Available at: https:// stopkoronavirus.rf/news/20200405-1449.html (accessed 12.04.2020). (In Russian).

3. Associaciya rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij [Association of leaders of educational organizations]. Available at: https://www.educationmanagers.ru/novosti_/lyubov-duhanina/ (accessed 12.04.2020). (In Russian).

4. Informacionnyj byulleten' o rezul'tatah monitoringa kachestva podgotovki kadrov 2019, GIVC MIREA [Newsletter on the results of monitoring the quality of personnel training 2019, GIECC MIREA]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=spo (accessed 04.04.2020). (In Russian).

5. Svodnaya forma SPO-2 «Svedeniya o material'no-tekhnicheskoj i informacionnoj baze, finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti professional'noj obrazovatel'noj organizacii» Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Consolidated form SPO-2 "Information on the material and technical and information base, financial and economic activities of a professional educational organization", Ministry of Education of the Russian Federation]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/statistics/ (accessed 06.04.2020). (In Russian).

6. Svodnaya forma SPO-1 «Svedeniya ob obrazovatel'noj organizacii, osushchestvlyayushchej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazo-vatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya» Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii [Consolidated form SPO-1 "Information about the educational organization that carries out educational activities on educational programs of secondary vocational education" Ministry of Education of the Russian Federation]. Available at: https://edu.gov.ru/activity/ statistics/ (accessed 14.04.2020). (In Russian).

7. Metodicheskie rekomendacii Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 iyulya 2015 g. № 06-846 «Metodicheskie

rekomendacii po organizacii uchebnogo processa po ochno-zaochnoji zaochnojformam obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah, realizuyushchih osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy srednego professional'nogo obrazovaniya» [Methodical recommendations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 20, 2015 No. 06-846 «Methodical recommendations on the organization of the educational process in part-time and parttime forms of training in educational organizations implementing the main professional educational programs of secondary vocational education"]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71076382/ (accessed 27.04.2020). (In Russian).

8. Sajt Volgogradskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Website of the Volgograd State Agrarian University]. Available at: http://www.volgau.com/ (accessed 06.04.2020). (In Russian).

9. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie» [The national project «Education»]. Available at: https://projectobrazovanie. ru/#project20 (accessed 14.04.2020). (In Russian).

10. Sajt Stavropol'skogo televideniya SVOEtv [Website of the Stavropol Television CBOET]. Available at: https://stv24.tv/ novosti/prepodavateli-stavropolskogo-kolledzha-razobrali-kompyutery-pod-raspisku/ (accessed 14.04.2020). (In Russian).

11. Professional'noe obrazovanie v RF [Vocational education in the Russian Federation]. Available at: http://prof-obr.rf/board/20-1-0-4708 (accessed 12.04.2020). (In Russian).

12. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Murmanskojoblasti [The Ministry of Education and Science of the Murmansk Region]. Available at: https://minobr.gov-murman.ru/ (accessed 12.04.2020). (In Russian).

13. Lomteva E. V., Bedareva L. Yu. Perekhod vypusknikov 9-h klassov shkol v sistemu professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Transition of graduates of 9th classes schools to the vocational educational sistems: problems and prospects]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2019, vol. 1, no. 3 (60), pp. 56-72. DOI: 10.24411/2224-0772-2019-10017. (In Russian).

14. Trudoustrojstvo molodezhi. Opyt raboty ili Horoshee obrazovanie [Youth employment. Work experience or Good education]. Ed. T. L. Klyachko. Moscow, 2019, pp. 16. (In Russian).

УДК/UDC 378/069 Д. Д. Родионова, А. Ш. Меркулова

D. Rodionova, A. Merkulova

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕОЛОГИИ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

MODERN TRENDS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN MUSEOLOGY AND LIBRARY-INFORMATION ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF CULTURE DIGITALIZATION

Введение. В современных условиях развития общества происходят глобальные изменения требований к будущему специалисту-выпускнику высшего учебного заведения. На это направлены федераль-

ные государственные образовательные стандарты, на основе которых осуществляется подготовка бакалавров и магистров в сфере культуры. В данном исследовании сделана попытка соотнести компетентност-

ную модель выпускника-бакалавра вуза по направлениям подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и «Библиотечно-информационная деятельность» сопряженным ей профессиональным стандартам и требованиям современного рынка труда в области культуры, в частности требованиям к реализации ключевых компетенций цифровой экономики.

Методология. В рамках проводимого исследования был использован анализ нормативных документов, теоретической и научно-методической литературы, также анализ компетенций и сопоставление их индикаторов для выявления и обоснования наличия в основных образовательных программах по музео-логии и библиотечно-информационной деятельности ключевых компетенций цифровой экономики.

Результаты. В рамках исследования выявлено, что в основных образовательных программах по музеологии и библиотечно-информационной деятельности категории компетенций, универсальные и общепрофессиональные компетенции, направленные на решение задач цифровой экономики, едины. В формировании готовности выпускника к решению задач цифровой экономики используется лишь одна общепрофессиональная компетенция. Была выявлена тождественность дисциплин, читаемых сразу в двух направлениях («Информационная культура», «Информационные технологии»), формирующих данную компетенцию. Особенно она раскрывается в профессиональных и профильных дисциплинах направлений подготовки «Музеология» и «Библиотечно-инфор-мационная деятельность».

Заключение. Обосновывается необходимость системной подготовки специалистов в области музеологии и библиотечно-информационной деятельность в рамках развития цифровизации в сфере культуры и ее внедрения в основные направления работы музея и библиотеки.

Introduction. In modern conditions of development of society, there are global changes in the requirements for a future specialist-graduate of a higher educational institution. This is the goal of the Federal State Educational Standards, on the basis of which the training of bachelors and masters in the field of culture is carried out. In this study, an attempt is made to correlate the competence model of a graduate-bachelor of the university in the areas of training "Museology and protection of cultural and natural heritage" and "Library and information activities" associated with professional standards and the requirements of the modern labor market in the field of culture, in particular,

the requirements for the implementation of key competencies of the digital economy.

Materials and Methods. As part of the study, the method of analysis of regulatory documents, theoretical and scientific-methodical literature, as well as analysis of competencies and comparison of their indicators was used to identify and substantiate the presence of key competencies of the digital economy in the main educational programs in museology and library and information activities.

Results. The study revealed that in the main educational programs in museology and library and information activities, the categories of competencies, universal and general professional competencies aimed at solving the problems of the digital economy are the same. Only one general professional competence is used in the formation of the graduate's readiness to solve the problems of the digital economy. The identity of the disciplines read in two directions at once ("Information culture", "Information technology"), which form this competence, was revealed. It is especially revealed in professional and specialized disciplines of the areas of training "Museology" and "Library and information activities".

Conclusions. The necessity of systematic training of specialists in the field of museology and library and information activities within the framework of the development of digitalization in the field of culture and its implementation in the main areas of work of the museum and library is substantiated.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, бакалавр, музеология, биб-лиотечно-информационная деятельность, компетент-ностная модель, компетенции цифровой экономики.

Keywords: educational standard, professional standard, bachelor, museology, library and information activities, competence model, competencies of the digital economy.

Введение

В современном мире происходят глобальные изменения требований к будущему специалисту-выпускнику вуза. Сегодняшний выпускник должен быть больше «универсальным солдатом», чем узким специалистом [10]. Именно на это направлены федеральные государственные образовательные стандарты, на основе которых осуществляется подготовка бакалавров и магистров в сфере культуры. Согласно требованиям, предъявляемым к модернизированным Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования 3++, необходимо согласовывать результаты подготовки бакалавров и магистров с профессиональными стан-

дартами [6]. Данное требование реализовано в определении перечня профессиональных стандартов по каждому направлению подготовки в соответствии с результатами подготовки выпускников вузов [7].

В данном исследовании сделана попытка соотнести компетентностную модель выпускника-бакалавра вуза по направлениям подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и 51.03.06 «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» [2] с сопряженными с ней профессиональными стандартами и требованиями современного рынка труда в области культуры, в частности требованиями реализации ключевых компетенций цифровой экономики. Уделяя особое внимание в исследовании компетенциям цифровой экономики, мы основываемся на трансформации таких учреждений культуры, как музей и библиотека, большая часть основных направлений деятельности которых (работа с фондами, просветительская, образовательная, выставочная деятельность, создание электронных продуктов и услуг, продвижение цифровых ресурсов в информационной среде) на сегодняшний день уже связана с цифровизацией и сохранением историко-культурного наследия в новом цифровом формате. Соответственно, требование к выпускнику данных направлений подготовки меняется. Основная образовательная программа подготовки в связи с новыми требованиями современной реальности должна носить опережающий характер и быть практико-ориентированной с первого дня.

Методология

В рамках заявленной темы основным методом исследования стал анализ нормативной (федеральные образовательные стандарты по направлениям подготовки, сопряженные с ними профессиональные стандарты, разработанные основные образовательные программы и примерные образовательные программы), теоретической и научно-методической литературы. Кроме того, был произведен сопоставительный анализ компетенций, направленных на выделение ключевых компетенций цифровой экономики, а также анализ индикаторов достижения универсальных компетенций по обозначенным направлениям подготовки. Инструментарий структурно-функционального метода был положен в основу ФГОС ВО и профессиональных стандартов в их совокупности для разработки основных образовательных программ по музеологии и библиотечно-информационной деятельности.

Результаты

Согласно определению О. В. Солодянкиной [8], ком-петентностная модель выпускника по направлению подготовки (квалификации) - комплексный интегрированный образ конечного результата образования в вузе по направлению подготовки (квалификации).

Для оценки компетентностной модели выпускника вуза и его готовности к профессиональной деятельности установлена взаимосвязь между моделью выпускника и моделью специалиста (рис. 1).

Профессиональный стандарт

С ч Обобщенная трудовая функция

Трудовая функция Трудовая функция

(■ N Обобщенная трудовая функция

Трудовая функция Трудовая функция

Знания Умения Владения (навыки)

J 1 к Г Ч к Г ^ к j

Знания

Универсальные компетенции (УК)

_Умения_J^ Владения (навыки) j

Общепрофессиональные компетенции

Профессиональные компетенции

Объекты профессиональной деятельности

ПКО

ПК

ИК

ФГОС ВО

Рис. 1. Взаимосвязь компетентностных моделей выпускника и специалиста

Рис. 2. Взаимосвязь ключевых компетенций цифровой экономики с подготовкой специалистов

Анализ показал, что взаимосвязь компетентност-ных моделей реализуется через интеграцию индикаторов компетенций (знаний умений и владений), приобретаемых выпускником в процессе обучения, с необходимыми знаниями, умениями и владениями, закрепленными в соответствующих профессиональных стандартах. Проведенный анализ позволяет выявить и оценить общие для выпускника и специалиста индикаторы, которые позволят выпускнику вуза быть готовым к реализации требований, предъявляемых профессиональным стандартом специалисту.

Согласно приоритетным задачам цифровой экономики и реализации национального проекта «Цифровая культура», учреждениям культуры (музеям и библиотекам) необходимо формировать ключевые компетенции: коллаборации в цифровой среде, самоор-

ганизации в условиях неопределенности, креативного мышления, управления информацией и данными и критического мышления в цифровой среде [3]. Настоящие ключевые компетенции нашли свое отражение в ФГОС 3++ (музейном и библиотечном), где они характеризуются через категории компетенций и комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций (рис. 2).

Чтобы обозначить взаимосвязь компетентност-ной модели выпускника с основными ключевыми компетенциями цифровой экономики, был проведен анализ образовательных программ бакалавриата, который показал, что в данных программах категории компетенций, универсальные и общепрофессиональные компетенции, направленные на решение задач цифровой экономики едины (табл. 1).

Таблица 1

Комплекс компетенций, направленный на решение ключевых компетенций цифровой экономики

Ключевые компетенции цифровой экономики Категории компетенций в ФГОС 3++ Универсальные общепрофессиональные компетенции ФГОС 3++

Коммуникация и кооперация Коммуникация Командная работа и лидерство Межкул ьтурное взаимодействие УК 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК 4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) УК 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

Саморазвитие в условиях неопределенности Самоорганизация и саморазвитие УК 6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК 7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Креативное мышление Разработка и реализация проектов УК 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Управление информацией и данными Информационные и цифровые технологии, информационная культура ОПК 2. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. ОПК 3. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Критическое мышление в цифровой среде Системное и критическое мышление УК 1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

С целью содержательного исследования формирования готовности выпускников вуза реализовы-вать ключевые задачи цифровой экономики был проведен сопоставительный анализ индикаторов универсальных и общепрофессиональных компетенций и определены учебные дисциплины, их формирующие, в каждом из анализируемых направлений подготовки (табл. 2).

Исходя из данных таблицы 1, в формировании готовности выпускника к решению задач цифровой экономики используется одна общепрофессиональная компетенция, в анализируемых образовательных программах она сформулирована по-разному. Так, в «Музеологии» - это «способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных техноло-

Таблица 2

Результаты сопоставительного анализа индикаторов универсальных компетенций по направлениям подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» [4] и 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» [5] (фрагмент)

Универсальные компетенции

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Библиотечно-информационная деятельность

УК 1. Способен осуществлять поиск,

критический

анализ и синтез

информации,

применять

системный

подход для

решения

поставленных

задач

УК 1.1. Знать основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологии. УК 1.2. Знать особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; методологические основы системного подхода.

УК 1.3. Знать основные виды исторических источников. УК 1.4. Уметь использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. УК 1.5. Уметь формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе системного подхода.

УК 1.6. Уметь самостоятельно анализировать культурологическую, естественно-научную, историческую, психолого-педагогическую информацию. УК 1.7. Уметь определять информационную емкость различных видов исторических источников. УК 1.8. Уметь применять методы исторического, культурологического, социологического и педагогического исследования в музеологии. УК 1.9. Уметь сопоставлять различные точки зрения на события и явления, аргументировано обосновывать свое мнение.

УК 1.10. Владеть навыками публичной речи, аргументации, изложения собственного видения рассматриваемых проблем, ведения дискуссий и полемики.

УК 1.11. Владеть методами сбора, анализа и обобщения гуманитарной информации; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний.

УК 1.12. Владеть приемами использования целостной картины мира, диалектическим и системным взглядом на объект анализа, навыками рефлексии. УК 1.13. Владеть навыками внутренней и внешней критики различных видов исторических источников. УК 1.14. Владеть навыками анализа и синтеза информации, связанной с проблемами современного общества, а также о природе и технологиях, формирования основ личностного мировоззрения. УК 1.15. Владеть методикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения исторических и культурологических фактов, явлений

УК 1.1. Знать: основы системного подхода, методов поиска, анализа и синтеза информации. основные виды источников информации; основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологи, экономики; особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории; основные методы научного исследования. УК 1.2. Уметь: осуществлять поиск, анализ, синтез информации для решения поставленных экономических задач в сфере культуры; использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные философские принципы в ходе анализа и оценки социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни на основе системного подхода; самостоятельно анализировать общенаучные тенденции и направления развития социогуманитарных наук в условиях информационного общества; самостоятельно анализировать культурологическую, естественнонаучную, историческую, психолого-педагогическую информацию; определять ценностные свойства различных видов источников информации; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессиональной деятельности; сопоставлять различные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументировано обосновывать свое мнение. УК 1.3. Владеть: навыками системного применения методов поиска, сбора, анализа и синтеза информации; навыками внутренней и внешней критики различных видов источников информации; способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современного общества, а также природой и технологиями формирования основ личностного мировоззрения; методологией и методикой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения наиболее значимых фактов, явлений, процессов в социогуманитарной сфере

Окончание таблицы 2

Универсальные компетенции Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Библиотечно-информационная деятельность

УК 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК 2.1. Знать принципы и методы правового регулирования общественных отношений. УК 2.2. Знать основы конституционного строя РФ, конституционные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности граждан и конституционные запреты; общие положения российского права. УК 2.3. Знать правовые основы, принципы и нормативно-правовую базу государственной политики в сфере противодействия терроризму, культурной политике. УК 2.4. Уметь самостоятельно ориентироваться в составе законодательства РФ, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем. УК 2.5. Уметь выделять в текстах актов законодательства и подзаконных актов нормы права и уметь применять их в профессиональной деятельности. УК 2.6. Владеть приемами поиска по общей теории государства и права, а также российского конституционного, административного, гражданского, трудового, жилищного, семейного, уголовного права. УК 2.7. Владеть навыками общего толкования нормы права УК 2.1. Знать: основные понятия общей теории государства и права, а также российского конституционного, административного, гражданского, трудового, жилищного, семейного, уголовного права; принципы и методы правового регулирования общественных отношений; основы конституционного строя РФ, конституционные права и свободы человека и гражданина, нормативно-правовую базу государственной политики в сфере культуры, в сфере противодействия терроризму. УК 2.2. Уметь: самостоятельно ориентироваться в составе законодательства РФ, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем; анализировать и обобщать информацию о приоритетных направлениях развития библиотечно-информационной сферы. УК 2.3. Владеть: основными понятиями общей теории государства и права, а также российского конституционного, административного, гражданского, трудового, жилищного, семейного, уголовного права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УК 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК 3.1. Знать концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде; УК 3.2. Знать профессионально важные качества и компетенции руководителя, необходимые для его работы в команде как лидера.; УК 3.3. Уметь реализовывать методы оценки уровня развития команды и этапов ее деятельности. УК 3.4. Уметь оценивать эффективность деятельности команды. УК 3.5. Владеть способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде. УК 3.6. Владеть методическими приемами профилактики и устранения факторов, провоцирующих раскол в команде УК 3.1. Знать: особенности, правила и приемы социального взаимодействия в команде; особенности поведения выделенных групп людей, с которыми осуществляет взаимодействие, учитывать их в своей деятельности; основные теории мотивации, лидерства; стили лидерства и возможности их применения в различных ситуациях. УК 3.2. Уметь: организовать собственное социальное взаимодействие в команде; определять свою роль в команде; принимать рациональные решения и обосновывать их; планировать последовательность шагов для достижения заданного результата. УК 3.3. Владеть: навыками организации работы в команде для достижения общих целей; навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии и полемики

УК 6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК 6.1. Знать природу деятельности и ее внутреннее строение, закономерности протекания психических процессов, механизмы регуляции поведения и деятельности, виды и функции эмоций. УК 6.2. Знать сущность личности и индивидуальности, структуру личности и движущие силы ее развития. УК 6.3. Знать психолого-педагогические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования социокультурных общностей. УК 6.4. Знать психолого-педагогические особенности воспитания, обучения, развития личности. УК 6.5. Уметь учитывать природу деятельности и ее внутреннее строение, закономерности протекания психических процессов, механизмы регуляции поведения и деятельности, виды и функции эмоций. УК 6.6. Уметь использовать методы социологии при решении социальных и профессиональных задач. УК 6.7. Уметь применять разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни. УК 6.8. Владеть приемами организации собственной познавательной деятельности. УК 6.9. Владеть приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях УК 6.1. Знать: сущность личности и индивидуальности, структуру личности и движущие силы ее развития. УК 6.2. Уметь: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития; анализировать эффективность, планировать свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата; применять разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни. УК 6.3. Владеть: навыками эффективного целеполагания; приемами организации собственной познавательной деятельности; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях

гий и с учетом основных требований информационной безопасности», а в «Библиотечно-информационной деятельности» в содержание данной компетенции включена дополнительно фраза «на основе информационной и библиографической культуры».

В ходе анализа данной общепрофессиональной компетенции сопоставлялись индикаторы компетенции и их формирование в дисциплинах образовательных программ. Исследование показало, что по направлениям «Музеология» и «Библиотечно-информацион-ная деятельность» индикаторы компетенции практически не совпадают по формулировкам, кроме умения «решать стандартные задачи профессиональной

деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности».

При сопоставлении содержания индикаторов можно отметить, с одной стороны, их детализиро-ванность по направлению «Музеология», а с другой стороны, их имплицитную идентичность в анализируемых направлениях подготовки. В то же время по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» индикаторы укрупнены и это не оказывает отрицательного воздействия на формирование компетенции посредством индикаторов (табл. 3).

Таблица 3

Образовательная программа

Общепрофессиональные компетенции

Индикаторы компетенции

Наименование дисциплины

51.03.04

«Музеология

и охрана

объектов

культурного

и природного

наследия»

ОПК 2. Способен решать

стандартные задачи

профессиональной

деятельности

с применением

информационно-

коммуникационных

технологий

и с учетом основных

требований

информационной

безопасности

Знать:

методику создания и редактирования информационных ресурсов, связанных с профессиональной деятельностью; поисковые системы и информационные ресурсы по вопросам музеологии и сохранения историко-культурного и природного наследия; способы включения объектов историко-культурного наследия в современное социокультурную пространство с использованием ИКТ; основные понятия, используемые при применении информационно-коммуникационных технологий; тенденции и перспективы развития информационных технологий в музейной деятельности. Уметь:

отбирать необходимую информацию из различных информационных источников, анализировать и обобщать полученную информацию по музеологии и охране объектов культурного и природного наследия; использовать теоретические основы и методологию историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея с применением компьютерной техники; применять имеющиеся знания в области музеологии и охраны культурного и природного наследия для решения профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий; решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности; использовать базовые и прикладные информационные технологии для решения задач основной деятельности музея; использовать информационные ресурсы Интернет в музейной сфере; уметь осуществлять обоснованный выбор вида, метода и технологии создания и применения информационных технологий в деятельности музеев; организовывать работы по созданию и редактированию контента музейного сайта. Владеть:

навыками изучения и критического анализа научной информации в области музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия; методикой сохранения объектов культурного наследия с использованием ИКТ; основными методами работы на персональном компьютере с базовыми и прикладными программными средствами; процессами преобразования информации в информационных сетях; навыками применения сетевых информационных технологий в музейной деятельности.

Правоведение; Комплектование, учет и хранение музейных фондов; Научное

проектирование музейной экспозиции; Научное

проектирование

музейной экспозиции;

Культурно-

образовательная

деятельность музея;

Информационные

технологии

в музейной

деятельности;

Информационная

культура музеолога

Результаты сопоставительного анализа компетенций, индикаторов и формирующих их дисциплин по направлениям подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (фрагмент)

Окончание таблицы 3

Образовательная программа Общепрофессиональные компетенции Индикаторы компетенции Наименование дисциплины

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» ОПК-3. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической кул ьтуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Знать: основные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями для решения стандартных задач профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности; информационные процессы профессиональной деятельности; основы теории, нормативную базу, составляющие и пути формирования информационной и библиографической культуры. Уметь: применять информационно- коммуникационные технологии с учетом основных требований информационной безопасности; осуществлять самодиагностику уровня профессиональной информационной компетентности. Владеть: навыками применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности; методами повышения уровня информационной и библиографической культуры для решения задач профессиональной деятельности. Информационная культура личности; Информационные технологии; Сетевые технологии; Формирование баз данных; Автоматизированные библиотечно- информационные системы; Мультимедийные технологии; Корпоративные библиотечно- информационные системы;

Сопоставление дисциплин, формирующих данную компетенцию, позволяет отметить тождественность дисциплин, читаемых сразу в двух направлениях («Информационная культура», «Информационные технологии»). Особенно данная компетенция раскрывается в профессиональных и профильных дисциплинах направлений подготовки «Музеология» и «Библио-течно-информационная деятельность».

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, мы можем с уверенностью утверждать, что созданные образовательные программы по подготовке бакалавров музеоло-гов и бакалавров в области библиотечно-информаци-онной деятельности на основе ФГОС ВО 3++, примерных основных образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами, ориентированы как на современный рынок труда, так и на будущие потребности данного рынка. Таким образом, уже реализуется учет компетенций цифровой экономики в требованиях к результатам высшего образования в ФГОС ВО в рамках укрупненной группы направлений подготовки 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты», в частности по направлениям «Музеология и ООКПН» и «Библиотечно-информаци-онная деятельность». Все это в совокупности направлено на реализацию цифровизации в сфере культуры и подготовки специалистов музеологов и библиотекарей, способных, во-первых вести реестры и оказывать государственные услуги (Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); реестр похищенных, пропавших и утраченных культурных ценностей; Государствен-

ный каталог музейного фонда, справочно-библиогра-фическое и информационное обслуживание, в том числе предоставление доступа к справочно-поиско-вому аппарату библиотек, базам данных), во-вторых, непосредственно участвовать в цифровой трансформации государственного управления (статистика отрасли; платформа открытых данных Минкультуры России; Автоматизированная система учета продажи билетов; Единая аналитическая система Мин-культуры России), в-третьих, войти в единое информационное пространство в сфере культуры и популяризации культурного наследия (Национальная электронная библиотека; портал «Культура РФ»; виртуальные музеи, виртуальная и дополненная реальность, мобильные приложения) [1]. В рамках практико-ориентированного обучения по данным направлениям подготовки как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры начинают решаться задачи, поставленные в рамках национального проекта «Цифровая культура» [9], суть которых в расширении внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны и создание системы мониторинга востребованности информационных ресурсов, оцифровка и включение в Национальную электронную библиотеку оцифрованных книжных памятников, а также создание мультимедиагидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологий дополненной реальности.

Все это в совокупности позволяет считать, что на сегодняшний день решается проблема подготовки кадров для реализации национальных проектов по цифровизации сферы культуры, а также готовится основа для внедрения в практику вузов стандарта

четвертого поколения, в рамках которого предполагается формирование идентичных компетенций и индикаторов по укрупненной группе специальностей и обучение идентичным общепрофессиональным дисциплинам в течение первых двух лет и формирование ядра профессии, а затем индивидуализация обучения по направлениям подготовки.

Литература

1. Аристархов А. А. Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика. URL: http:// komitet2-3.km.duma.gov.ru/upload/site16/AristarhovGD_ doklad.pdf (дата обращения: 29.09.2020).

2. Брагина Г М., Меркулова, А. Ш. Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки // Библиосфера. 2015. № 4. С. 13-20.

3. Об утверждении методик расчета показателей Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 г. № 41. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ prikaz_minekonom-razvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41. html (дата обращения: 02.10.2020).

4. Основная образовательная программа по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» уровень высшего образования бакалавриат. URL: http://www.kemguki.ru/upload/iblock/6a5/2020_ OPOP_MD_bak.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

5. Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» уровень высшего образования бакалавриат [Электронный ресурс]. URL: http://www.kemguki. ru/upload/iblock/fcd/BPSSHO-s-titulnikom.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

6. Родионова Д. Д. Образовательные и профессиональные стандарты: практика внедрения в основные профессиональные образовательные программы (на примере ОПОП «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия») // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1 (37). С. 146-152.

7. Родионова Д. Д., Меркулова А. Ш. Дискурсивный анализ формирования базовых дисциплин укрупненной группы направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» в рамках перехода на модернизированные ФГОС ВО // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 180-190.

8. Солодянкина О. В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты). Ижевск, 2015. 70 с.

9. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/ digital-culture/ (дата обращения: 29.09.2020).

10. Феофанова О. А., Родионова Д. Д. Взаимодействие вуза культуры и краеведческого музея в контексте современных подходов к профессиональной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45, Т. 2. С. 207-212.

References

1. Aristarkhov A. A. Cifrovizaciya v sfere kul'tury. Zakonodatel'stvo i pravoprimenitel'naya praktika [Digitalization in the sphere of culture. Legislation and law enforcement practice]. Available at:

http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/upload/site16/AristarhovGD_ doklad.pdf (accessed 29.09.2020). (In Russian).

2. Bragina G. M., Merkulova A. Sh. Novyj format itogovoj gosu-darstvennoj attestacii bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'»: tekhnologiya razrabotki [A new format of bachelors' final state certification in the field of training "Library-information activity": a development technology]. Bibliosphere, 2015, no. 4, pp. 13-20. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelejFederal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» Nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika RossijskojFederacii» [On the approval of methods for calculating indicators of the Federal project «Personnel for the Digital Economy» of the National Program «Digital Economy of the Russian Federation»]. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated January 24, 2020. No. 41. Available at: https://www.economy.gov.ru/ material/dokumenty/prikaz_minekonom-razvitiya_rossii_ot_24_ yanvarya_2020_g_41.html (accessed 02.10.2020). (In Russian).

4. Osnovnaya obrazovatel'naya programma po napravleniyu 51.03.04 «Muzeologiya i ohrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya» uroven' vysshego obrazovaniya bakalavriat [The main educational program in the direction 51.03.04 "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage" level of higher education bachelor's degree]. Available at: http:// www.kemguki.ru/upload/iblock/6a5/2020_0P0P_MD_bak.pdf (accessed 02.09.2020). (In Russian).

5. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma po napravleniyu podgotovki 51.03.06 «Bibliotechno-informaci-onnaya deyatel'nost'» uroven' vysshego obrazovaniya bakalavriat [The main professional educational program in the direction of preparation 51.03.06 "Library and information activities" level of higher education bachelor's degree]. Available at: http:// www.kemguki.ru/upload/iblock/fcd/BPSSHO-s-titulnikom.pdf (accessed 02.09.2020). (In Russian).

6. Rodionova D. D. Obrazovatel'nye i professional'nye standarty: praktika vnedreniya v osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy (na primere OPOP «Muzeologiya i ohrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya») [Educational and professional standards: practice of implementing in basic professional educational programs (on the example of educational programs "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 1 (37), pp. 146-152. (In Russian).

7. Rodionova D. D., Merkulova A. Sh. Diskursivnyj analiz formirovaniya bazovyh disciplin ukrupnennoj gruppy napravlenij podgotovki 51.00.00 «Kul'turovedenie i sociokul'turnye proekty» v ramkah perekhoda na modernizirovannye FGOS VO [Discursive analysis of the formation of the basic disciplines of the integrated group of preparation directions 51.00.00 "Culture and socio-cultural projects" in the transition to renovated Federal Educational Standards]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2019, no. 47, pp. 180-190. (In Russian)

8. Solodyankina O. V. Razrabotka dokumentov po modelirovaniyu i opredeleniyu putej formirovaniya kompetencij vypusknika vuza (teoreticheskie i metodicheskie aspekty). [Development of documents for modeling and determining the ways of forming the competencies of a university graduate (theoretical and methodological aspects)]. Izhevsk, 2015, 70 p. (In Russian).

9. Federal'nyj proekt «Cifrovaya kul'tura» [Federal project «Digital culture»]. Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (accessed 29.09.2020). (In Russian).

10. Feofanova O. A., Rodionova D. D. Vzaimodejstvie vuza kul'tury i kraevedcheskogo muzeya v kontekste sovremennyh podhodov k professional'noj kommunikacii [Interaction of the university of culture and local history museum in the context of modern approaches to the professional communication]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2018, no. 45, vol. 2, pp. 207-212. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.