Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / SCIENTIFIC LIBRARIES / COMPETENCE OF INFORMATION AND LIBRARY SPECIALISTS / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FOREIGN LIBRARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекшева Мария Андреевна

Научные библиотеки, функционирующие в исследовательской среде, могут принимать полноценное участие в процессах роста и развития инфраструктуры научно-технической информации. Для этого им необходимо активно развивать технологическую и организационную составляющие, а также уделять должное внимание профессиональной подготовке и непрерывному развитию информационно-библиотечных специалистов. Зарубежные библиотеки имеют большой опыт в части профессиональной адаптации к цифровой трансформации и изменениям инфраструктуры научных исследований и коммуникаций. В статье представлен обзор зарубежных материалов, посвящённых вопросам актуальных компетенций информационно-библиотечных специалистов. На основе изученного материала составлена матрица знаний и навыков информационно-библиотечных специалистов (по материалам зарубежной печати), включающая более 150 элементов профессиональных компетенций библиотечного специалиста. Сделан вывод о необходимости адаптации представленной матрицы к специфике отечественных библиотек и потребностям отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALS OF MODERN INFORMATION INFRASTRUCTURE: REVIEW OF FOREIGN PRESS MATERIALS

Scientific libraries that operate in a research environment can fully participate in the growth and development of the scientific and technical information infrastructure. To do this, they need to actively develop the technological and organizational components, as well as pay due attention to the professional training and continuous development of information and library specialists. Foreign libraries have extensive experience in professional adaptation to digital transformation and changes in the research and communication infrastructure. The article presents an overview of foreign materials on the issues of current competencies of information and library specialists. Based on the studied material was compiled the "Matrix of knowledge and skills of information and library specialists (based on materials from foreign press)", which includes more than 150 elements of professional competencies of a library specialist. The conclusion is made about the need to adapt the presented matrix to the specifics of domestic libraries and the needs of the industry.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-95-114

Мария Андреевна ПЕКШЕВА,

младший научный сотрудник Центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия

e-mail: onir@cbibl.uran.ru

Научные библиотеки, функционирующие в исследовательской среде, могут принимать полноценное участие в процессах роста и развития инфраструктуры научно-технической информации. Для этого им необходимо активно развивать технологическую и организационную составляющие, а также уделять должное внимание профессиональной подготовке и непрерывному развитию информационно-библиотечных специалистов. Зарубежные библиотеки имеют большой опыт в части профессиональной адаптации к цифровой трансформации и изменениям инфраструктуры научных исследований и коммуникаций. В статье представлен обзор зарубежных материалов, посвященных вопросам актуальных компетенций информационно-библиотечных специалистов. На основе изученного материала составлена матрица знаний и навыков информационно-библиотечных специалистов (по материалам зарубежной печати), включающая более 150 элементов профессиональных компетенций библиотечного специалиста. Сделан вывод о необходимости адаптации представленной матрицы к специфике отечественных библиотек и потребностям отрасли.

Ключевые слова: научные библиотеки, компетенции информационно-библиотечных специалистов, профессиональная подготовка, повышение квалификации, зарубежные библиотеки.

PROFESSIONALS OF MODERN INFORMATION INFRASTRUCTURE: REVIEW OF FOREIGN PRESS MATERIALS

Mariya A. Peksheva, Junior Researcher of the Central Scientific Library of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia

e-mail: onir@cbibl.uran.ru

Scientific libraries that operate in a research environment can fully participate in the growth and development of the scientific and technical information infrastructure. To do this, they need to actively develop the technological and organizational components, as well as pay due attention to the professional training and continuous development of information and library specialists. Foreign libraries have extensive experience in professional adaptation to digital transformation and changes in the research and communication infrastructure. The article presents an overview of foreign materials on the issues of current competencies of information and library specialists. Based on the studied material was compiled the "Matrix of knowledge and skills of information and library specialists (based on materials from foreign press)", which includes more than 150 elements of professional competencies of a library specialist. The conclusion is made about the need to adapt the presented matrix to the specifics of domestic libraries and the needs of the industry.

Keywords: scientific libraries, competence of information and library specialists, professional training, professional development, foreign libraries

Введение

За последние десятилетия роли и задачи библиотечных специалистов по всему миру претерпели значительные изменения. На Всемирном библиотечном конгрессе в 2019 году (Афины) состоялась дискуссионная встреча в формате Knowledge Cafe, объединившая около 150 информационных специалистов со всего мира. Информационные работники разной направленности сошлись во мнении, что перемены находятся в центре деятельности библиотек независимо от того, включают ли они «цифровую трансформацию, сотрудничество с традиционными или нетрадиционными агентствами или создание новых и захватывающих возможностей для взаимодействия». Задача библиотеки - «учиться, расти, развиваться и преуспевать в условиях перемен» [24].

Высокая значимость непрерывного развития в условиях перемен определяет необходимость трансформации ролей и компетенций библиотечного специалиста. В публикациях отечественных авторов представлены основные катализаторы этих трансформаций и возникающие на их фоне новые роли и компетенции [см.: 1-5]. Как отмечают авторы, изменения в научной сфере детерминируются цифровизацией, непрерывным ростом объёмов научных материалов и способов их распространения, популяризацией идей открытой науки, возрастанием роли исследовательских данных и рядом других факторов. Анализ литературы показывает, что отечественные авторы, рассуждая о будущем научных библиотек и библиотечной профессии, активно ссылаются на зарубежных коллег. Перечисленные тенденции и связанные с ними изменения ролей и задач библиотекарей широко освещаются на страницах зарубежной печати и находят отражение в большом количестве документов зарубежных библиотечных ассоциаций.

Уделяя большое внимание профессиональному развитию информационных работников, зарубежные специалисты развивают альтернатив-

ные традиционному образовательному процессу методы повышения квалификации. Например, проект интегрированного обучения на рабочем месте (программа стажировки академических библиотек Торонто, TALint [46]) или учебная программа, направленная на создание инновационного профиля цифрового библиотекаря (проект BIBLIO: Boosting digital skills and competencies for librarians in Europe [9]). Примером прогрессивного содействия развитию профессионального библиотечного сообщества за рубежом выступают проекты WebJunction и Skilltype. WebJunction

- онлайн-проект, разработанный Online Computer Library Center (OCLC) и объединяющий на одной платформе бесплатные образовательные курсы и вебинары по различным направлениям библиотечного дела. Skilltype

- приложение для профессионалов в области информации, предназначенное для анализа, развития и обмена опытом. Основатель проекта Тони Зандерс (Tony Zanders) позиционирует его как приложение, «которое поможет сохранить библиотечное дело», поскольку будет содействовать обмену профессиональными навыками и интересами, откроет доступ к персонализированным ресурсам профессионального развития и даст библиотекам «знания, необходимые для подготовки своих организаций к будущему» [18].

Приведенные примеры свидетельствуют о передовом опыте зарубежных информационно-библиотечных служб в части профессиональной адаптации к цифровым трансформациям, в частности - к изменениям инфраструктуры научных исследований и коммуникаций. В связи с этим представляется актуальным комплексный анализ компетенций информационно-библиотечных специалистов, которые, по мнению зарубежных авторов, будут наиболее востребованы сегодня и в ближайшем будущем.

Цель настоящего исследования - выявление компетенций, знаний и навыков информационно-библиотечных специалистов, актуальных сегодня и в ближайшем будущем, на основе анализа зарубежной профессиональной литературы.

Базой исследования выступили статьи и материалы зарубежных авторов, опубликованные в период с 2015 по 2020 год. Поиск публикаций по теме осуществлялся в базе Scopus, в открытых репозиториях и на сайтах профессиональных ассоциаций (IFLA Library, NASIG, American Library Association, Online Computer Library Cente - OCLC и других). Изучены цитируемые и цитирующие публикации, что несколько расширило изначальный временной охват публикаций. Всего проанализировано более 50 публикаций зарубежных авторов, включая профили компетенций, составленные под эгидой библиотечных ассоциаций и профессиональных научно-исследовательских организаций.

Информация о компетенциях и навыках, отраженных в изученных материалах, условно разделена на два блока: общие компетенции и компе-

тенции в области научных коммуникаций. Общие компетенции, знания и навыки лежат в основе профессиональной деятельности каждого информационно-библиотечного специалиста, независимо от типа и ведомственной принадлежности организации. Компетенции в сфере научных коммуникаций охватывают широкий комплекс знаний и навыков, имеющих особое значение для библиотек и информационных служб, функционирующих в исследовательской среде. Как итог составлена матрица знаний и навыков, охватывающая ключевые направления работы информационно-библиотечного специалиста без привязки к конкретным функциональным ролям. Матрица является компиляцией материалов, представленных в зарубежных публикациях. Исходя из значительных размеров (более 150 элементов) данные не размещены непосредственно в статье, а представлены в открытом доступе в системе ResearchGate. Включенные в матрицу данные могут быть положены в основу разработки отечественных профилей компетенций информационно-библиотечных специалистов, использоваться для определения или уточнения научно-информационными организациями комплекса компетенций и навыков, согласующихся с их миссиями, целями и задачами, использоваться информационно-библиотечными сотрудниками для построения стратегии профессионального развития и самопрезентации.

Общие компетенции и навыки

В профессиональной литературе существуют различные подходы к определению понятия «компетенции». Как отмечает Мелисса Фрей-зер-Арнотт (Melissa Fraser-Arnott) [26], не существует единого общепринятого определения компетенций, оно может зависеть от дисциплинарного, географического и культурного контекстов. Автор отмечает, что, несмотря на некоторые различия в определениях, все они рассматривают компетенции в широком смысле как «совокупность знаний, навыков, умений и моделей поведения - с некоторыми упоминаниями о личностных характеристиках». В данной статье указанное определение используется как базовое. Под навыками здесь будут пониматься компоненты компетенций, представляющие собой «практическую способность, средство выполнения действий» [13]. Биргит Шмидт (Birgit Schmidt) и соавторы [49] также определяют навыки как «точные и определённые способности», которые объединяются в целостные концепции - компетенции.

Базовыми документами по общим компетенциям и навыкам библиотечных и информационных сотрудников выступает ряд профилей (списков) компетенций зарубежных профессиональных ассоциаций. Американская библиотечная ассоциация (American Library Association, ALA) выпустила в начале 2009 года «Основные компетенции ALA в области библиотечного дела» (ALA's Core Competences of Librarianship) [6]. Документ вклю-

чает «базовые знания, которыми должны обладать все лица, окончившие аккредитованную ALA магистерскую программу по библиотечно-информа-ционным исследованиям» [6]. Профиль включает восемь категорий знаний и навыков: 1) основы профессии; 2) информационные ресурсы; 3) организация записанных знаний и информации; 4) технологические знания и навыки; 5) справочно-пользовательские услуги; 6) исследования; 7) непрерывное образование и обучение на протяжении всей жизни; 8) администрирование и управление. Характер элементов, включённых в каждую категорию компетенций документа, свидетельствует скорее о его теоретической направленности, нежели о конкретных практических навыках. «Основные компетенции ALA в области библиотечного дела» определяют вектор развития практических навыков библиотечного специалиста, набор которых будет варьироваться в зависимости от типа библиотеки, занимаемой должности и выполняемых функций. Профиль компетенций Американской библиотечной ассоциации лёг в основу многих документов, разработанных как библиотечными ассоциациями США, так и международными организациями.

Одним из самых объёмных и масштабных документов, посвящённых картированию профессиональных компетенций библиотечных и информационных специалистов, является «Индекс компетенций для библиотечной сферы» (Competency Index for the Library Field) [17]. Документ выпущен в 2009 году в рамках проекта WebJunction, OCLC. «Индекс компетенций для библиотечного сферы» представляет собой компиляцию утверждений о компетенциях. Он создан на основе 12 профилей компетенций при участии 23 экспертов и включает шесть категорий компетенций верхнего уровня: 1) управление библиотекой; 2) персональные и межличностные компетенции; 3) общественные услуги; 4) технический сервис; 5) технологии базовые; 6) технологии: системы и ИТ. Документ содержит описание более 170 подробно детализированных компетенций и охарактеризован разработчиками как «меню категорий и компетенций, из которых человек или библиотека могут выбирать и комбинировать в соответствии с их конкретными потребностями и структурами» [17].

Канадской ассоциацией исследовательских библиотек (Canadian Association of Research Libraries, CARL) в 2010 году опубликован документ «Ключевые компетенции для библиотекарей CARL XXI века» (Core competencies for 21st Century CARL librarians) [19]. Документ описывает ключевые компетенции для библиотекарей, работающих в исследовательской среде. Описываемые знания и навыки сгруппированы в следующие категории: 1) фундаментальные знания; 2) навыки межличностного общения; 3) лидерство и управление; 4) развитие коллекций; 5) информационная грамотность; 6) исследования и вклад в профессию; 7) навыки в области информационных технологий. Специфика профиля компетен-

ций CARL, отличающая его от ранее описанных документов, заключается в его ориентации на исследовательскую среду.

В 2016 году Специальной ассоциацией библиотек (Special Libraries Association, SLA) разработан документ «Компетенции для информационных специалистов» (The Competencies for Information Professionals) [16]. Он включает шесть категорий ключевых компетенций (core competencies) и краткий перечень «стимулирующих» компетенций (enabling competencies). Последние относятся к разряду «мягких» навыков и не являются уникальными по отношению к специалистам информационной сферы, но «жизненно важны для профессионального успеха и развития карьеры» [16]. Ключевые компетенции включают: 1) сервис в области информации и знаний; 2) информационные системы и технологии; 3) информационные ресурсы; 4) поиск и анализ информации и данных; 5) организацию данных, информации и активов знаний; 6) информационную этику.

Описанные документы представляют собой малую часть общего потока профилей и заявлений, созданных зарубежными библиотечными ассоциациями. Их основная цель - формирование чёткого представления о знаниях и навыках, необходимых для современного информационного специалиста.

Зарубежные авторы анализируют и компилируют профили компетенций и делают собственные выводы о наиболее востребованных компетенциях. Мелисса Фрейзер-Арнотт (Melissa Fraser-Arnott) в своём исследовании [26] анализирует 15 профилей компетенций информационных специалистов, составленных в Австрии, Канаде, США и Великобритании. Автор сравнивает компетенции информационных специалистов из разных областей деятельности (архивы, библиотеки, информационные центры) и создаёт комбинированный профиль. Представленный краткий перечень «может служить инструментом для информационных специалистов в планировании их деятельности по обучению и профессиональному развитию и облегчению коммуникации между информационными профессиями с различным информационным фоном» [26]. Автор приводит пять категорий компетенций: 1) сотрудничество, обслуживание клиентов и коммуникация; 2) организационное понимание и стратегическое согласование; 3) управление программами и услугами; 4) технические компетенции в области управления записями, информацией и знаниями; 5) личностные качества. Указанные категории включают 43 элемента, которые носят достаточно общий характер и не уточняются конкретными навыками.

Дженни Бронштейн (Jenny Bronstein) [13] использует другой метод сбора информации и анализирует три различных набора данных: объявления о вакансиях, описания курсов академических программ по библиотечно-информационным наукам, а также данные, собранные в ходе опроса директоров библиотек и информационных центров. По итогам проведён-

ного исследования автором составлена типология компетенций, включающая 49 навыков, классифицированных по четырём кластерам: 1) предоставление информационных услуг; 2) организация информации; 3) технологические навыки; 4) личностные компетенции. Автор отмечает, что анализ каждой из трёх выборок данных демонстрирует приоритетность различных кластеров компетенций. Так, в объявлениях о вакансиях получили наибольшее количество упоминаний компетенции, входящие в кластер личностных: межличностные отношения, библиотечный опыт и знание иностранного языка. Директора библиотек чаще отмечали навыки, связанные с организацией информации: каталогизация и классификация, а также компьютерные навыки и навыки поиска информации. Описания курсов академических программ сосредоточены главным образом на технологических навыках: сетевое управление и информационные навыки. Общий вывод исследования заключается в том, что традиционные библиотечные компетенции, такие как организация информации и эффективное предоставление информационных услуг, остаются в основе профессии. «Специалисты библиотечно-информационной деятельности должны поддерживать те навыки, которые определяли профессию на протяжении десятилетий, одновременно будучи открытыми для новых идей, проявляя интерес к изучению новых технологий и разработке новых подходов для удовлетворения потребностей своих пользователей» [13].

Важность фундаментальных навыков и одновременно необходимость постоянного развития подчёркивается в статье Яред Маммо Чери-нет ^а^ Матто ^еппе^ [14], посвященной будущим ролям и навыкам библиотекарей. Исследование основано на использовании ряда методов: метод «Дельфи» (экспертная оценка), углубленное интервью, систематический обзор литературы, контент-анализ объявлений о вакансиях. Как итог автор предлагает структуру будущих ролей и навыков, необходимых библиотекарям в современном библиотечном ландшафте. В качестве ведущих навыков предлагаются: жёсткие навыки (профессиональные навыки), «мягкие» навыки, лидерские навыки, «навыки XXI века»: гражданские, исследовательские, учебные, навык выживания, мультиграмотность, а также культурный интеллект. При этом подчёркивается высокая значимость непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов, особенно в части навыков XXI века, как обязательного условия их конкурентоспособности.

С. Танускоди Thanuskodi) [48], рассматривая компетенции инфор-мационно-билиотечных специалистов, отмечает их большое разнообразие, контекстуальность, необходимость их формулировки на различных уровнях и постоянной модификации. На основе анализа профессиональной литературы автор приводит 6 категорий компетенций: 1) философские компетенции; 2) технологические компетенции; 3) образовательные/

профессиональные и кадровые компетенции; 4) компетенции в области обслуживая пользователей; 5) административные и лидерские компетенции, связанные с управлением; 6) навыки информационной грамотности. Представленные автором компетенции позволяют составить общее представление о разнообразии ролей и функций, которые современный библиотекарь должен выполнять помимо своей традиционной библиотечной работы. В этой статье, как и в ранее описанных, вновь подчёркивается важность консолидации базовых профессиональных навыков с навыками работы в электронной среде, межличностными и управленческими навыками.

Некоторые авторы подробно рассматривают отдельные категории общих компетенций, востребованных в библиотеках различных типов. Вьяс Кумар и Баджпай Маргам Мадхусудхан (Vyas Kumar и Bajpai Margam Madhusudhan) [8] описывают компетенции библиотечных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Авторы приводят подробный перечень конкретных навыков и инструментов в области ИКТ, востребованных в информационно-библиотечной сфере. В качестве категорий верхнего уровня представлены навыки и знания в следующих областях ИКТ: автоматизация библиотек, библиотечные услуги на базе ИКТ, аппаратное оборудование, операционные системы, прикладное программное обеспечение, библиографические стандарты и стандарты метаданных, работа в сетях, облачные технологии, искусственный интеллект. Рахим Шахбази и Азиз Хедаяти (Rahim Shahbazi и Aziz Hedayati) [43] приводят список из 33 элементов знаний и навыков, актуальных для должностей в категории «цифровой библиотекарь». Данные, полученные путём контент-анализа объявлений о вакансиях в области информационно-библиотечного дела в десяти странах, сгруппированы в четыре предметные категории: основы работы с компьютером; интернет, базы данных и электронные сервисы; проектирование и управление веб-сайтом; компьютеризированная каталогизация и библиотечное программное обеспечение.

Зарубежные авторы рассматривают педагогическую роль библиотекаря и связанные с ней компетенции [30; 37; 41]. Дж. Раджу (J. Raju) [37] исследует требования к педагогическим знаниям и навыкам академических библиотекарей на основе анализа профессиональной литературы и контент-анализа объявлений о вакансиях. Автор приводит требования к педагогической компетентности академического библиотекаря в цифровой среде, включающие: 1) общие коммуникативные навыки; 2) знания и навыки в области библиотечного обучения и тренингов (библиографического обучения); 3) общие навыки обучения и подготовки кадров; 4) педагогические знания и умения; 5) требования к педагогической компетентности; 6) знания и навыки, связанные с исследованиями; 7) смешанные

библиотечно-информационные навыки с ИТ-навыками и педагогическим мастерством. Автор делает вывод: в условиях цифровой среды педагогические функции академических библиотекарей постоянно расширяются, и библиотекари воспринимают новые задачи с энтузиазмом. Однако учебные программы в области библиотечно-информационной деятельности слабо реагируют на этот запрос и не имеют фундаментальной педагогической основы.

В профессиональной литературе присутствуют статьи, посвящённые компетенциям и навыкам в сфере лидерства и управления [7; 22], информационно-пропагандистской деятельности [25], управления электронными ресурсами [23] и печатными сериальными изданиями [20]. Не перечисляя конкретных компетенций, некоторые авторы анализируют новые роли библиотечных специалистов [44; 27], что также позволяет составить общее представление о потенциальных знаниях и навыках современного специалиста. Большой блок публикаций посвящён компетенциям в области научной коммуникации и её отдельных аспектов. Для специалистов библиотек и информационных служб, функционирующих в исследовательской среде, они представляют особый интерес. Обзор материалов по данной группе компетенций представлен в следующем разделе.

Компетенции и навыки в области научных коммуникаций

Для информационных организаций, функционирующих в исследовательской среде, прослеживается тенденция: смещение акцента с обеспечения доступа и информационного обслуживания к активной поддержке исследовательского процесса [11; 12; 2B; 39; 42; 49]. Новая роль требует от информационно-библиотечных специалистов развития навыков в области научной коммуникации.

Современная система научных коммуникаций имеет сложный и динамично меняющийся характер. Зарубежные авторы активно обсуждают новые роли и компетенции библиотечных и информационных работников, возникающие на фоне трансформации системы научной коммуникации и отмечают их высокую значимость в современном исследовательском пространстве. Мария Бонн (Maria Bonn) [11] называет научную коммуникативную грамотность «ключевой компетенцией для академических библиотекарей». Рут Харрисон (Ruth Harrison) [2B] оценивает поддержку научной коммуникации как «будущее академической библиотечной деятельности». Стив Брантли (Steve Brantley) и соавторы указывают, что «научная коммуникация всё чаще рассматривается как центральная услуга, которую могут предоставить библиотеки и в которой библиотекари должны быть квалифицированными специалистами» [12]. Хизер Мулейсон Сэнди (Heather Moulaison Sandy) и соавторы отмечают эволюцию в работе библиотек в части поддержки научной коммуникации: переход от простой пропаганды

открытого доступа к «активному предоставлению услуг, связанных с коммуникацией и публикацией исследований, исследовательских данных и дополнительных аспектов научного исследования, составляющих исследовательский процесс» [39].

Как и в случае с общими профессиональными компетенциями, зарубежные специалисты и организации занимаются разработкой специализированных профилей компетенций в области научных коммуникаций. В июне 2016 года целевая группа по компетенциям библиотекарей в поддержку электронных исследований и научной коммуникации опубликовала «Профиль компетенций библиотекарей для научной коммуникации и открытого доступа» (Librarians' Competencies Profile for Scholarly Communication and Open Access) [31]. Профиль включил четыре области ключевых компетенций: научно-издательские услуги, услуги репозитория открытого доступа, советы по авторскому праву и открытому доступу, оценка научных ресурсов. В том же году отдельным документом опубликован «Профиль компетенций библиотекарей для управления исследовательскими данными» (Librarians' Competencies Profile for Research Data Management, 2016) [40], разработанный этой же целевой группой. Эти документы стали одними из первых значительных работ, созданных под эгидой профессиональных ассоциаций и призванных структурировать и конкретизировать компетенции библиотечных специалистов в сфере научных коммуникаций.

В 2017 году независимая профессиональная ассоциация библиотекарей и специалистов в области академических изданий NASIG утвердила документ «Основные компетенции NASIG для библиотекарей научной коммуникации» [35]. Профиль включил четыре тематических блока, которые в общем виде описывают фоновые знания библиотекаря научной коммуникации, технические навыки, информационно-пропагандистскую деятельность и деятельность в области формирования команды (тимбилдинг). Далее представлены пять потенциальных областей внимания, связанных с научными коммуникациями: управление институциональным репозиторием, издательские услуги, услуги по защите авторских прав, услуги по управлению данными, метрики оценки и воздействия. В заключительном блоке профиля описываются личностные характеристики специалиста, позволяющие приспособиться к динамичной природе научных коммуникаций.

Во вступлении к профилю NASIG авторы отмечают, что конкретные обязанности библиотекаря научной коммуникации могут быть «широкими и аморфными». Один специалист не может обладать полным набором компетенций в области научных коммуникаций, и разнообразие является «единственной константой в должностных обязанностях библиотекаря научной коммуникации» [35]. Подобного мнения придерживаются многие зарубежные авторы [12; 21; 39; 49]. Таким образом, профили компетенций и

иные аналогичные наборы компетенций в области научных коммуникаций представляют собой общие рамки, которые должны быть адаптированы к конкретным ролям и задачам в конкретной организации.

Авторские концепции и компиляции во многом опираются на вышеперечисленные и иные профили компетенций, а также дополняются данными анализа объявлений о вакансиях, опросов и дискуссий, обзоров литературы. Рассматривая работу библиотеки, направленную на поддержку научной коммуникации, Хизер Мулейсон Сэнди (Heather Moulaison Sandy) [39] и соавторы приводят её следующие компоненты: 1) цифровое кураторство; 2) управление исследовательскими данными; 3) открытый доступ и публикация статей. Авторы провели обширное исследование и сопоставили компетенции и навыки в области научных коммуникаций, закреплённые в трёх документах: «Профиль компетенций библиотекарей для управления исследовательскими данными» (Librarians' Competencies Profile for Research Data Management, 2016), «Матрица знаний и компетенций цифрового кураторства» (Matrix of Digital Curation Knowledge and Competencies, 2009) и «Подготовка кадров для цифрового курирования» (Preparing the Workforce for Digital Curation, 2015). Как итог авторы приводят 23 категории навыков в области цифрового кураторства и отмечают высокий уровень согласованности документов. Далее компетенции и навыки из изученных документов были сопоставлены с жизненным циклом исследования и сделан вывод: все аспекты исследовательского процесса в той или иной степени могут быть поддержаны информационно-библиотечным специалистом в области научной коммуникации.

Мария Бонн (Maria Bonn) [11] на основе анализа объявлений о вакансиях, а также дискуссий с учёными и библиотекарями приводит перечень навыков и областей знаний, связанных с научной коммуникацией и необходимых современным исследовательским библиотекам. Перечень включает знания и навыки в области авторского права, способов научной коммуникации, издательской деятельности, экономики научной коммуникации, цифровых гуманитарных наук, управления исследовательскими данными, цифровых хранилищ.

Большое количество зарубежных статей посвящено вопросам развития компетенций в области научной коммуникации без перечисления конкретных навыков [12; 28; 29; 42; 47; 51]. Эти публикации описывают опыт зарубежных библиотек по повышению квалификации сотрудников в сфере научных коммуникаций и созданию специализированных групп, ориентированных на поддержку исследовательского процесса. В них не приведена структурированная информация о компетенциях специалиста в области научной коммуникации, но они подтверждают актуальность ранее перечисленных областей поддержки исследователей и являются источником интересного практического опыта.

Часть зарубежных публикаций рассматривает отдельные аспекты научной коммуникации. Исследователи активно изучают вопросы, связанные с управлением исследовательскими данными и компетенциями информационно-библиотечных специалистов, необходимыми для этой сферы. Единого терминологического подхода к определению понятий «управление исследовательскими данными», «кураторство данных», «цифровое кураторство» не выработано. По примеру исследования [21], посвящён-ного терминологическому анализу сферы управления исследовательскими данными, далее эти термины используются как взаимозаменяемые. В зарубежной литературе часто цитируется определение цифрового кураторства, разработанное Центром цифрового кураторства (Digital Curation Centre, DCC). Данное определение фокусируется на «поддержании, сохранении и повышении ценности цифровых исследовательских данных на протяжении всего их жизненного цикла» [цит. по: 47].

В исследовании, проведённом по инициативе Секции библиотечной теории и исследований ИФЛА (Library Theory and Research Section, IFLA), Анна Мария Таммаро (Anna Maria Tammaro) [21] и соавторы приводят результаты масштабной работы, посвящённой определению ролей и обязанностей кураторов данных во всём мире. Рассматривая различные исследовательские вопросы, авторы также приводят сведения о компетенциях. Выводы основаны на анализе объявлений о вакансиях и опросов специалистов, работающих в области курирования данных. Результаты анализа выявили две ключевые группы компетенций: коммуникативные («мягкие») навыки и технические компетенции. Один из участников опроса отметил «гибридный» характер профессии и охарактеризовал её как «сочетание библиотекаря и программиста» [21]. Категория «мягких» навыков включила: способность эффективного взаимодействия с учёными, навыки межличностного общения и сотрудничества, презентационные навыки, навыки подготовки учебных и информационных материалов. Категория технических компетенций включила комплексы навыков по управлению данными, описанию данных и их документации, публикации, архивированию и сохранению. Одним из важных аспектов успешного выполнения роли куратора данных указано понимание процесса и методов исследования. В своём более раннем исследовании Анна Мария Таммаро (Anna Maria Tammaro) [47] также подчёркивает высокую значимость технических навыков для куратора данных и делает акцент на управленческих и операционных навыках и знании предметной области.

Эндрю М. Кокс (Andrew M. Cox) [33] и соавторы в 2019 году опубликовали исследование, посвящённое развитию в библиотеках служб, направленных на консультативную и техническую поддержку процессов управления исследовательскими данными. Результаты исследования основаны на опросе, проведённом в библиотеках Австралии, Канады, Германии, Ирлан-

дии, Нидерландов, Новой Зеландии и Великобритании. В разделе, посвя-щённом организационным структурам исследуемых служб и профессиональным навыкам сотрудников, сделан вывод о необходимости развития следующих навыков: кураторство данных, технические навыки и навыки в области ИКТ, предметные и дисциплинарные знания, знание жизненного цикла и методов исследования, описание данных и документация, юридические, политические и консультационные навыки, понимание целостности исследований, принципов воспроизводимости и прозрачности. Перечисленные навыки тем или иным образом представлены и в других статьях, посвящённых деятельности библиотек в области управления исследовательскими данными [32; 50].

Практически все зарубежные авторы сходятся во мнении: кураторство данных - процесс, требующий консолидации усилий различных специалистов и отделов научной организации (непосредственно исследователей, отдела информационных технологий, юридического отдела и т.д.), и библиотекарь должен выступать частью большой квалифицированной команды.

В качестве отдельных направлений рассмотрения ролей и компетенций библиотечных специалистов выступают открытый доступ [38; 45] и библиометрия [15; 31; 34; 36]. Публикации не содержат конкретных структурированных списков компетенций и навыков, однако позволяют составить представление о наиболее актуальных путях развития библиотечных специалистов в данных областях.

Матрица компетенций информационно-библиотечных специалистов

На основе представленных в статьях материалов разработана матрица знаний и навыков информационного специалиста. Матрица призвана агрегировать различные подходы в единую совокупность знаний и навыков с упором на сферу научных коммуникаций как неотъемлемую составляющую современной библиотеки в исследовательской среде. При этом данная матрица не претендует на полноту отражения всех возможных и необходимых знаний и навыков и является отражением материалов, представленных в профессиональной зарубежной печати за последние 5-7 лет. В связи со значительным объёмом - более 150 элементов (знаний и навыков) - матрица не включена непосредственно в статью, а размещена в открытом доступе в системе ResearchGate.

Матрица разработана путём контент-анализа зарубежных публикаций. В основу положен метод индуктивного кодирования: навыки и категории выделялись не на основе заранее определённых понятий, а на основе содержания исходных документов. Для каждого документа, содержащего конкретные понятия, составлен список навыков и определены обобщаю-

щие категории. С целью сравнения и объединения данных полученные категории приведены к общему виду для всех источников. Определено шесть наиболее обобщающих категорий: фоновые знания (фундаментальные, основы профессии), «жёсткие» (профессиональные) знания и навыки, «мягкие» (личностные) навыки, управленческие (лидерские) знания и навыки, знания и навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий (технические) и знания и навыки в сфере научных коммуникаций. Далее знания и навыки в источниках перекодированы в соответствии с категориями. Аналогичным путём определены обобщённые сферы профессиональной деятельности. Список сформирован на основе наиболее часто упоминаемых зарубежными авторами ролей и обязанностей информационных специалистов. Поскольку исследование ориентировано на библиотеки и информационные службы, функционирующие в исследовательской среде, отдельно вынесены направления работы специалистов в области научных коммуникаций. Сферы профессиональной деятельности включают: управление и лидерство; предоставление информационных услуг; организацию информации и управление ресурсами; аппаратное и программное обеспечение библиотеки; научно-издательскую деятельность, открытый доступ и авторское право; управление репозиториями; управление исследовательскими данными; оценку научных исследований. В соответствии с данными изученных публикаций для каждой сферы деятельности отмечены наиболее актуальные знания и навыки.

Некоторые публикации посвящены конкретной сфере деятельности, а другие носят обобщающий характер и описывают навыки информационных специалистов в целом. К последним в первую очередь относятся общие профили компетенций, разработанные профессиональными ассоциациями [6; 14; 17; 19]. Определить конкретную сферу профессиональной деятельности, для которой наиболее актуальны навыки из данных профилей, затруднительно. В связи с этим знания и навыки из общих профилей компетенций отмечены как актуальные для всех сфер профессиональной деятельности. Исключение составили только конкретные знания и навыки в области ИКТ, связанные с аппаратным и программным обеспечением библиотеки.

С целью повышения информативности матрицы для каждой группы знаний и навыков, а также сферы профессиональной деятельности указаны ссылки на первоисточники.

Представленная матрица не является списком навыков и знаний одного конкретного специалиста, а отражает идеализированное представление о совокупных знаниях и навыках всех специалистов информационной организации, функционирующей в исследовательской среде. Глубина освоения того или иного навыка для различных сфер деятельности будет отличаться, их набор будет варьироваться в зависимости от зани-

маемой должности и конкретных функциональных обязанностей. Некоторые знания и навыки носят обобщающий характер, и их интерпретация может зависеть от контекста конкретной деятельности. Остаётся открытым вопрос для некоторых навыков, которые не упоминаются в публикациях, посвящённых конкретным областям деятельности, но потенциально могут быть востребованы. Возможно, они подразумеваются как базовые и не рассматриваются в рамках конкретной профессиональной сферы деятельности. Несмотря на некоторые ограничения, матрица может служить общей платформой для определения компетенций и путей профессионального развития библиотечного специалиста, выполняющего конкретную роль, а также формирования кадровой политики библиотеки.

Заключение

Опираясь на представленные материалы, можно говорить о следующей позиции профессионального зарубежного сообщества: при условии непрерывного повышения квалификации и развития актуальных компетенций информационно-библиотечные специалисты являются востребованными профессионалами современной информационной инфраструктуры. Очевидна высокая приверженность зарубежных специалистов к идеям непрерывного профессионального развития в информационно-библиотечной сфере. Это проявляется в большом количестве исследований, посвящённых профессиональным компетенциям и их трансформации, оригинальным практикам повышения квалификации, созданию новых специализированных групп и отделов. Сохраняя и развивая традиционные функциональные компетенции, современные информационно-библиотечные специалисты должны активно пополнять свой интеллектуальный капитал, расширять его за счёт новых «мягких», технических и профессиональных навыков и знаний. Как отмечают Дениз А. Д. Бедфорд (Denise A. D. Bedford) и соавторы «интеллектуальный рост библиотечных специалистов должен быть в центре нашего внимания» [10]. В полной мере это касается сотрудников библиотек, работающих в исследовательской среде и подверженных активному развитию цифровых технологий и преобразованиям сферы научных коммуникаций.

Современный информационно-библиотечный специалист должен развивать как экспертные знания в конкретных областях, так и всестороннее понимание широкой научной коммуникационной среды и социального контекста. В качестве основополагающих выступают личностные компетенции («мягкие» навыки), которые являются сквозными для всех ролей и специализаций. Они во многом определяют эффективность сотрудника: его способность осваивать новые профессиональные компетенции, работать в условиях перемен и неопределённости, проявлять инициативу, гибкость, формировать прочные профессиональные отношения. Важ-

ную роль играют лидерские качества и управленческие навыки. В условиях проектной деятельности овладение ими становится прерогативой не только административных должностей, но и других сотрудников, принимающих активное участие в командной работе. Навыки в области ИКТ должны непрерывно совершенствоваться и соответствовать современному уровню развития информационных технологий. На этом же основании должны постоянно развиваться навыки управления ресурсами, организации информации и информационного обслуживания, которые всё больше переходят в цифровую среду. Значимое место в деятельности информационного специалиста занимают педагогические навыки и навыки информационной пропаганды.

Для библиотек исследовательских институтов и университетов особое значение приобретают знания и навыки в области научных коммуникаций. Необходимость квалифицированной поддержки исследовательских процессов, пропаганды открытого доступа и консультирования в области авторского права, лицензирования и управления исследовательскими данными обуславливает расширение списка востребованных компетенций. При этом специалистам в области научных коммуникаций важно развивать навыки и оказывать услуги таким образом, чтобы они облегчали работу исследователя, а не воспринимались как навязчивые или ограничивающие.

Составленная по итогам исследования матрица позволяет ознакомиться с общей совокупностью знаний и навыков информационно-библиотечного специалиста, которые, по мнению зарубежных авторов, востребованы сегодня и будут актуальны в ближайшем будущем. Важно отметить, что полученная совокупность не учитывает специфику отечественного информационного пространства. Это является основанием для дальнейшего изучения компетенций информационно-библиотечных специалистов с целью их уточнения и адаптации к потребностям отечественной информационной инфраструктуры.

Список литературы

1. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Макеева О. В. Матрица задач, ресурсов и ком-

петенций для научных библиотек // Библиосфера. - 2019. - № 3. - С. 35-46. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-3-35-46

2. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 7. - С. 3-13.

3. Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные зна-

ния библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. - 2019. - Т. 68. - № 6. - С. 647-658.

4. Редькина Н. С. Мировые тенденции развития библиотек: оптимизм vs пес-

симизм (по материалам зарубежной литературы). Часть 1 // Библиосфера.

- 201B. - № 4. - С. B7-94. DOI: 10.20913/1B15-31 B6-201 B-4-B7-94

5. Редькина Н. С. Мировые тенденции развития библиотек: оптимизм vs пес-

симизм (по материалам зарубежной литературы). Часть 2 // Библиосфера.

- 2019. - № 1. - С. 49-5B. DOI: 10.20913/1B15-31B6-2019-1-49-5B

6. ALA' s Core Competences of Librarianship (2009) / [American Library Association].

Available at: http://www.ala.org/educationcareers/sites/ala.org.educationcareers/ fi les/conte nt/ca re ers/co re co mp/co recompeten ces/fi nalcorecompstat09.pdf

7. Aslam M. (201B) Perceptions of leadership and skills development in academic

libraries. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available at: https://digital-commons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4911&context=libphilprac B. Bajpai V. K., Madhusudhan M. (2019) ICT skills and competencies of library and information science professionals working in College Libraries, University of Delhi: A study. Library Philosophy and Practice (e-journal). Available at: https://digitalcom-mons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5687&context=libphilprac/

9. Barbuti N., Giorgio S. Di, Valentini A. (2019) The Project BIBLIO-Boosting Digital

Skills and Competencies for Librarians in Europe: An Innovative Training Model for Creating Digital Librarian. International Information & Library Review, 51 (4) : 300-304.

10. Bedford D. A. D., Donley J. K., Lensenmayer N. (2015) The role of librarians in a knowledge society: Valuing our intellectual capital assets. Advances in librarianship. Current Issues in Libraries, Information Science and Related Fields, 39 : B1-113.

11. Bonn M. (2014) Tooling up: Scholarly communication education and training. College & Research Libraries News, 75 (3) : 132-135.

12. Brantley S., Bruns T. A., Duffin K. I. (2017) Librarians in transition: Scholarly communication support as a developing core competency. Journal of Electronic Resources Librarianship, 29 (3) : 137-150.

13. Bronstein J. (2015) An exploration of the library and information science professional skills and personal competencies: An Israeli perspective. Library & Information Science Research, 37 (2) : 130-13B.

14. Cherinet Y. M. (201B) Blended skills and future roles of librarians. Library Management, 39 (1-2) : 93-105.

15. Competencies for bibliometrics (2019a) / A. Cox, E. Gadd, S. Petersohn, etc. Journal of Librarianship and Information Science, 51 (3) : 74б-7б2.

16. Competencies for Information Professionals / [Special Libraries Association]. Available at: http://www.4info-management.com/pdf/SLACompetencies.pdf

17. Competency Index for the Library Field (2009) / [WebJunction ; Editor Betha Gut-sche]. Available at: https://www.webjunction.org/documents/webjunction/Compe-tency_Index_for_the_Library_Field.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1B. Cook E. I., Zanders T. (2020) An Interview with Tony Zanders, Founder of Skilltype. The Serials Librarian. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/ pdf/10.1 0B0/0361 526X.2020.1 7227B2?needAccess=true 19. Core competencies for 21st Century CARL librarians (2010) / Canadian Association

of Research Libraries. Available at: https://www.carl-abrc.ca/doc/core_comp_pro-file-e.pdf/

20. Core Competencies for Print Serials Librarians (2015) / S. Mann, S. Davis, E. Beh, etc. Serials Librarian, 68 (1-4) : 243-248.

21. Data curator's roles and responsibilities: An international perspective (2019) / A. M. Tammaro, K. K. Matusiak, F. A. Sposito, etc. Libri, 69 (2) : 89-104.

22. Dodd J. (2019) Competency or Capacity: Measuring Librarians' Potential for Success. Journal of Library Administration, 59 (6) : 684-692.

23. Dresselhaus A., Tatterson R., Cook E. I. (2019) Core competencies at every stage. The Serials Librarian, 76 (1-4) : 134-140.

24. Ertel M. (2019) Summary of the 2019 World Library and Information Congress Knowledge Café Program - Change literacy: digital, collaborative, creative. Available at: http://library.ifla.org/2853/1/184-knowledge-cafe-summary-2019.pdf

25. Ferrari A. C., Paulo S. (2019) Advocacy : building skills and competencies in Brazil. I FLA Wlic : 1-11.

26. Fraser-Arnott M. (2017) Competencies for information specialists in emerging roles. Library Management, 38 (1) : 65-76.

27. González-Alcaide G., Poveda-Pastor I. (2018) Emerging roles in Library and Information Science: consolidation in the scientific literature and appropriation by professionals of the discipline. Scientometrics, 116 (1) : 319-337.

28. Harrison R. (2018) Reshaping Academic Librarianship in the Context of Twenty-First Century Scholarly Communications and Information Fluency: A Case Study of the Scholarly Communications Management Team at Imperial College London Library Services. New Review of Academic Librarianship, 24 (3-4) : 351-364.

29. Koltay T. (2020) Identifying new roles for academic libraries in supporting data-intensive research. Bibliosphere, 34 (4) : 97-102.

30. Lewitzky R. A. (2020) Educating, learning, and growing: A review of the teaching role in academic librarianship. College & Undergraduate Libraries, 27 (1) : 32-40.

31. Librarians' Competencies Profile for Scholarly Communication and Open Access (2016) / P. Calarco, K. Shearer, B. Schmidt, etc. Available at: https://www.coar-re-positories.org/flles/Competencies-for-ScholComm-and-0A_June-2016.pdf/

32. Martin C., Cadiou C., Jannès-Ober E. (2017) Data management: New tools, new organization, and new skills in a French research institute. Liber Quarterly, 27 (1) : 73-88.

33. Maturing research data services and the transformation of academic libraries (2019) / A. M. Cox, M. A. Kennan, L. Lyon, etc. Journal of Documentation, 75 (6) : 1432-1462.

34. Mihaljevi J. (2015) The New Competency Profile of Academic Libraries in the Function of Evaluation of Scientific Productivity. Ekonomski Vjesnik, 28 (2) : 535-549.

35. NASIG Core Competencies for Scholarly Communication Librarians (2017) / A. Wesolek, W. J. Thomas, A. Dresselhaus, etc. Available at: https://digitalcom-mons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1055&context=scholcom

36. Petersohn S. (2016) Professional competencies and jurisdictional claims in evaluative bibliometrics: The educational mandate of academic librarians. Education for

Information, 32 (2) : 165-193.

37. Raju J. (2017) To teach or not to teach? The question of the academic librarian's pedagogical competencies in the digital age. South African Journal of Higher Education, 31 (2) : 251-269.

38. Rodriguez J. E. (2015) Scholarly Communications Competencies: Open Access Training for Librarians. New Library World, 116 (7/8). Available at: http://dx.doi. org/10.1108/N LW-12-2014-0140/

39. Sandy H. M., Million A. J., Hudson-Vitale C. (2020) Innovating support for research: The coalescence of scholarly communication? College & Research Libraries, 81 (2) : 193-214.

40. Schmidt B., Shearer K. (2016) Librarians' Competencies Profile for Research Data Management. Available at: https://www.coar-repositories.org/files/Competen-cies-for-RDM_June-2016.pdf

41. Schwartz J. (2018) Visual literacy: academic libraries address 21st century challenges. Reference Services Review, 46 (4) : 479-499.

42. Sewell C., Kingsley D. (2017) Developing the 21st Century Academic Librarian: The Research Support Ambassador Programme. New Review of Academic Librarianship, 23 (2-3) : 148-158.

43. Shahbazi R., Hedayati A. (2016) Identifying Digital Librarian Competencies According to the Analysis of Newly Emerging IT-based LIS Jobs in 2013. Journal of Academic Librarianship, 42 (5) : 542-550.

44. Shaping the future of academic libraries: Authentic learning for the next generation (2018) / J. Schulte, B. Tiffen, J. Edwards, etc. College & Research Libraries, 79 (5) : 685-696.

45. Sidney E. (2017) The Library Profession in the Time of Open Access. The Serials Librarian, 73 (3-4) : 215-225.

46. Stevenson S., Hannaford J. (2019) Workplace-integrated-learning: Preparing tomorrow's academic library workforce. Journal of Academic Librarianship, 45 (3) : 234-241.

47. Tammaro A. M. (2016) Heritage Curation in the Digital Age: Professional Challenges and Opportunities. International Information & Library Review, 48 (2) : 122-128.

48. Thanuskodi S. Professional Competencies and Skills for Library and Information Professionals : a Present-Day Scenario. Available at: https://docplayer. net/14489299-Professional-competencies-and-skills-for-library-and-informa-tion-professionals-a-present-day-scenario.html

49. Time to adopt: Librarians' new skills and competency profiles (2016) / B. Schmidt, P. Calarco, I. Kuchma, etc. Positioning and Power in Academic Publishing: Players, Agents and Agendas: Proc. 20th Int. Conf. Electron. Publ. ELPUB : 1-8.

50. Watek A. (2018) Is data management a new "digitisation"? A change of the role of librarians in the context of changing academic libraries ' tasks. IFLA Wlic : 1-11. Available at: http://library.ifla.org/2247/1/139-walek-en.pdf

51. Warren E. (2018) Is the doctor in? PhD to professional: Complementary perspectives in research libraries. Liber Quarterly, 28 (1) : 1-21.

Интернет-источники

https://www.webjunction.org/home.html

https://www.skilltype.com/

http://library.ifla.org/

https://www.nasig.org/

http://www.ala.org/

https://www.oclc.org/

https://www.researchgate.net/publication/344376751_Pekseva_MA_Matrica

kompetencij_informacionnogo_specialista

https://www.dcc.ac.uk/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.