УДК 002+004+378
М.С.Галявиева
БИБЛИОМЕТРИЯ В БИБЛИОТЕКЕ В ОЦЕНКАХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) 1
В последние годы одним из востребованных и перспективных направлений в работе библиотек и информационных центров во всем мире является библиометрия. Рассмотрены некоторые результаты зарубежных исследований, посвященных изучению мнения библиотекарей о роли и месте библиометрии в деятельности научных и университетских библиотек. Особое внимание уделено обсуждению проблемы профессиональной подготовки библиотекарей в области библиометрии.
Ключевые слова: библиометрия, научные библиотеки, университетские библиотеки, библиотекари, информационно-библиотечное образование
M.S.Galyavieva BIBLIOMETRICS IN LIBRARY IN ESTIMATIONS OF LIBRARIANS (ON MATERIALS OF FOREIGN RESEARCHES)
Last years one of the demanded and perspective directions in work of libraries and information centers are bibliometrics. Some results of the foreign researches devoted to studying of opinion of librarians about a role and a place bibliometrics in activity of research and academic libraries are considered. The special attention has been given discussion of a problem of vocational training of librarians in area bibliometrics.
Keywords: bibliometrics, research libraries, academic libraries, librarians, education for library and information science
В настоящее время происходят существенные изменения в информационной среде научной коммуникации. Изменяются информационные потребности пользователей научной информации, научно-издательская среда, формируются новые модели научной информационной культуры и информационного поведения, реализуются новые формы и способы взаимодействия участников системы научной коммуникации, возрастает значимость количественной оценки результатов научной деятельности [4]. Все это оказывает влияние на роль и место научных библиотек в современной исследовательской инфраструктуре. Как замечает J.MacColl [20], окружающая среда перестраивает библиотеку.
Современная информационная среда научной коммуникации способствует реализации новых типов сотрудничества ученых, издателей, библиотекарей и появлению новых ролей для библиотек и библиотекарей. Новая парадигма, согласно C.L. Borgman, заключается в смещении роли научных библиотек от внимания к услугам для читателя к вниманию к услугам для автора
[4].
Библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях жизненного цикла научного исследования (research lifecycle): от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации и далее анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек называются: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных (data curation); поддержка электронных публикаций (e-publishing services), а также информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия) [4].
В этих условиях особую актуальность приобретает решение проблемы соответствия профессиональных компетенций и профессиональной подготовки библиотекарей задачам нового времени.
Цель данной статьи - рассмотреть некоторые результаты зарубежных исследований, посвященных изучению мнения библиотекарей о роли и месте библиометрии в деятельности научных и университетских библиотек. Особое внимание уделено обсуждению проблемы профессиональной подготовки библиотекарей в области библиометрии.
Библиотекари как поставщики библиометрических услуг
Возникновение и развитие информетрии неразрывно связано с информационно-библиотечной сферой. Основные понятия и методы, в частности библиометрии, возникли и получили развитие в этой области и уже позже были использованы в других областях знания. Фундаментальное значение для теории и практики информационно-библиотечной деятельности имеют закономерности роста, старения, концентрации-рассеяния информации; эмпирические распределения А. Лотки, Дж. Ципфа, С. Бредфорда и др.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-03-12004
Традиционно в 1970-е годы библиометрия2 в библиотеках была связана с использованием анализа цитирования в формировании и управлении фондом (коллекциями), оценкой научных изданий и т. д. В последнее десятилетие в связи с активным применением библиометрии в научной политике и управлении финансированием наукой основное внимание переместилось к анализу и оценке результатов научной деятельности ученых, организаций и др. (см., напр., [1, 3, 622]).
Сегодня университетские библиотеки Европы (Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Швеция и др.) и Австралии реализуют различные направления библиометрической деятельности (см., напр., [1-3, 6-8, 11, 14-19]). В библиотеках создаются специальные отделы и появляются специальные должности «bibliometririan» или «библиометрический аналитик» [3, 6, 7, 16, 17, 20].
Исследование роли и места библиометрии в деятельности научных и университетских библиотек является одним из актуальных направлений исследований в сфере информационно-библи-отечных наук (Library and Information Science, LIS) за рубежом, особенно в последние годы. Подтверждением данного факта служат публикации в профессиональных научных журналах (см., напр., [6, 8, 9, 11, 17, 18, 21]), а также материалы докладов, представленных на различных конференциях (см., напр., [10, 12-16, 19, 22]).
По мнению зарубежных специалистов, именно библиотеки и информационные центры являются независимыми и междисциплинарными учреждениями, способными взять на себя поставку библиометрических данных, необходимых для управления наукой, и именно специалисты в библиотеках изучают как рынок научных публикаций, так и потребности ученых. Среди причин, почему именно библиотеки должны осуществлять эту работу, называются (см., напр., [1, 6-9, 16, 17]):
- библиотеки традиционно оказывают информационную поддержку в научных исследованиях;
- информетрические исследования - важная часть исследований в библиотечно-информаци-онной сфере;
- библиометрические запросы представляют собой промежуточное звено между фактографическими и библиографическими запросами, а в качестве источника данных выступает библиографическая информация;
- для библиометрического поиска используются информационные ресурсы, которые являются библиографическими базами данных (БД);
- профессиональные компетенции библиотекарей включают знания о документах (библиографические метаданные, типы документов); знание каналов научной коммуникации, навыки работы с библиографическими данными и аналитико-синтетической обработки информации; владение методами поиска в информационно-поисковых системах и базах данных;
- библиотеки поддерживают собственные БД публикаций сотрудников университетов и репозитории; у библиотек имеются все возможности для редактирования профилей организаций во внешних базах данных;
- библиотеки управляют контрактами с издателями и являются подписчиками информационных ресурсов;
- библиотеки обеспечивают и предоставляют лицензионный доступ к БД индексов научного цитирования.
Применение библиометрических законов для управления массивами журналов или оценки научного влияния журналов, авторов, статей являются, согласно I. Wormell (Центр информетрических исследований, Королевская школа библиотечных и информационных наук, Дания), потенциальными сферами, где информационные работники и библиотекари могут использовать научные законы и методы своей области для обеспечения пользователей соответствующей информацией с дополнительной ценностью для удовлетворения их интересов и обеспечения конкурентоспособности [2].
Функции библиотеки как поставщика «сырых» (необработанных) данных или носителей данных дополняются в ходе проведения библиометрического анализа высококвалифицированной обработкой информации. Информационное обслуживание на таком
2 Зарубежные библиотекари традиционно используют термин «библиометрия».
уровне представляет собой, по сути, процесс прибавления стоимости, и позволяет определить библиометрию как новую сферу бизнеса для информационных профессионалов. Библиотеки с помощью предложения услуг с добавленной ценностью, таких как библиометрические продукты, могут ощущать себя на верху инновационной шкалы, подчеркивает R. Boll (директор Центральной библиотеки научно-исследовательского центра в г. Юлихе, Германия) [1, 8].
Сотрудники отдела библиометрии библиотеки Венского университета (Австрия) рассматривают библиометрию как важное направление, предоставляющее большие возможности в расширении сферы их деятельности. По их мнению, она идеально подходит для разработки и оказания инновационных услуг для академического и административного штата университета [16, 17].
Таким образом, фундаментальные изменения связаны с тем, что библиотеки от традиционных функций обслуживания и информационного обеспечения ученых переходят к функциям контроля и оценки, осуществляя статистику научной производительности и воздействия через исследование публикаций и изучение цитирования. В этой связи библиотеки активно вовлекаются во все фазы научного производства, начиная от предоставления информации до ее оценки и использования при принятии решений. Следовательно, библиотеки становятся частью процесса политики управления научными исследованиями, указывают авторы [6, 7].
Однако библиометрия предоставляет научным библиотекам не только новые возможности, но и ставит перед ними новые проблемы [1, 2, 8, 17, 20].
Библиометрия в библиотеке в оценках библиотекарей
В ряде зарубежных публикаций последних лет представлены результаты исследований по проблематике «библиометрия в библиотеке», проведенных на базе научных и университетских библиотек в разных странах мира. Далее остановимся подробнее на рассмотрении наиболее значимых результатов, полученных в ходе данных исследований.
В статьях [11, 18] анализируются результаты исследования, проведенного в 2012 г. на базе университетских библиотек Австралии, Великобритании, Ирландии и Новой Зеландии. Среди основных целей этого исследования - поиск ответов на следующие вопросы:
- Какие услуги по библиометрии и RDM предлагаются в настоящее время и планируют предложить в будущем научные библиотеки Австралии, Ирландии, Новой Зеландии и Великобритании?
- Какие ограничения существуют?
- Требуются ли сотрудникам библиотек дополнительное образование, обучение и поддержка в этих областях знания?
- Как информационно-библиотечные науки и учебные заведения могли бы ответить на развивающиеся в научных библиотеках услуги по библиометрии и RDM?
Был проведен онлайн-опрос, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на 35 вопросов анкеты, предусматривающих, в основном, альтернативные ответы. Кроме этого была предусмотрена возможность дать ответ в произвольной форме или написать комментарий. Всего было обработано 140 анкет. Каждый участник опроса идентифицируется как «библиотека».
Результаты исследования подтвердили растущую степень вовлеченности научных библиотек в процессы предоставления библиометрических услуг с целью поддержки научных исследований. Наиболее распространены (более чем в 50 % библиотек) такие услуги, как предоставление отчетов о цитировании, оценка воздействия исследования, «библиометрическая грамотность». Менее представлены подготовка библиометрических данных при приеме на работу, продлении контракта (срока пребывания) или обосновании поощрения.
Большинство библиотек (примерно 80 %) отметили, что их сотрудники получают знания и навыки в области библиометрии непосредственно на работе или путем самообразования. Респонденты указали, что основным фактором, сдерживающим развитие услуг в области библиометрии и управления научными данными, является отсутствие у библиотекарей специальных знаний и навыков в этих областях. При этом более трети библиотек указали на необходимость в обучении библиометрии в рамках учебных планов подготовки информационно-библиотечных специалистов. Примерно 60 % полагают, что должен быть предложен специальный курс. И только семь человек указали на отсутствие какой-либо потребности в профессиональном образовании в данной области.
Далее был задан вопрос о специальных знаниях и требуемых навыках в области
библиометрии. В числе наиболее важных большинство участников указали знание библиометрических инструментов и методов (93 %), знание различных целей и приложений библиометрии (87,5 %), а также навыки в количественных методах и математической статистике (81,3 %). Две трети респондентов поддержали предложение о необходимости организации факультативных программ (курсов по выбору) по библиометрии и управлению научными данными в программах профессионального обучения информационно-библиотечных специалистов и оценили данное направление как «важное».
По мнению авторов цитируемой статьи, информационно-библиотечным учебным заведениям необходимо обратить пристальное внимание на результаты, полученные в ходе исследования. Данные анкетирования свидетельствуют о необходимости разработки не только профессиональных образовательных программ по библиометрии, но и специализированных программ подготовки информационно-библиотечных специалистов в области поддержки научных исследований, а также краткосрочных курсов в рамках дополнительного образования.
В статьях [6, 7] представлены результаты анкетирования библиотекарей библиотек университетов Швеции, реализующих библиометрические услуги. Отмечается, что, по крайней мере, в 18 из 48 библиотек университетов Швеции (данные 2010 г.) ведется библиометрическая деятельность.
В числе целей анкетирования - определение положительных и отрицательных последствий для библиотек, осуществляющих библиометрическую деятельность. В результате, например, на вопрос о «выгоде» библиометрических исследований были получены три группы ответов:
1. Библиометрия рассматривается как «дополнение» к основным обязанностям библиотекарей. Библиометрия - направление деятельности, которое «расширяет» компетенции библиотек и библиотекарей.
2. Новая роль увеличивает «видимость» библиотеки в широком академическом контексте.
3. Более тесное сотрудничество в процессе научного исследования приводит, как следствие, к усилению интеграции библиотеки в управленческие процессы, увеличивает влияние и престиж библиотеки в пределах университета.
Часть респондентов отметила, что помимо новой роли в академическом контексте библиометрические исследования привлекают к библиотекам и большее внимание. Один из респондентов подчеркивает, что руководство библиотеки считает эти действия престижными.
На вопрос о рисках только один из респондентов отметил, что не видит никаких рисков в данной деятельности. В остальных анкетах называются различные риски, в том числе: недостаточная компетентность библиотекарей в статистических методах в целом и библиометрических индикаторах в частности; сложности во взаимоотношениях между библиотекарями и учеными в процессах оценки научных исследований (насколько компетенции библиотекарей позволяют законно оценивать ученых?); опасность «плохих» результатов и др.
В работе [22] проводится сопоставительный анализ результатов интервью с библиотекарями Великобритании (13 человек) и Германии (15 человек). Исследование стремится найти ответ на вопрос, составляют ли библиометрические услуги в научных библиотеках признанную область профессиональной практики библиотекарей в контексте социологии профессий A. Abbott's.
Интервью включало вопросы об уровне и природе библиометрической подготовки и знаний (т. е. отношение к академической базе знаний в области библиометрии); библиометрические методы и инструменты в использовании (библиометрия как область профессиональной практики); типы услуг, предложенных для различных категорий пользователей (библиометрия как область профессиональной практики); положение сотрудника библиотеки в университетской среде, а также поощрение библиометрической деятельности в пределах профессионального сообщества (социальная оценка библиометрии как профессиональной области). Для обработки результатов был использован контент-анализ.
По результатам исследования выявлено, что большинству участников опроса не было доступно какое-либо формальное обучение в области библиометрии. Преобладают самообразование и обучение на рабочем месте. Кроме этого, указаны такие образовательные каналы, как чтение профессиональных научных журналов и участие в научных конференциях. Сделан вывод, что академическая база знаний играет пока более важную роль в библиометрической деятельности информационно-библиотечного специалиста, чем профессиональная практика в области библиометрии (см. выше перечень причин, почему именно
библиотекари должны заниматься библиометрией).
Заключение. В последнее десятилетие научные библиотеки проходят сложный процесс переопределения своей роли и задач в системе научной коммуникации. Увеличивается степень интеграции библиотек в академическую среду. Научные библиотеки рассматриваются как полноправный партнер на всех стадиях жизненного цикла научного исследования. Одним из стремительно развивающихся направлений в деятельности научных библиотек называется оценочная библиометрия, позволяющая библиотекам, по мнению J. МасСо11 [20], реализовать стратегическую роль в процессе оценки и управления исследованиями.
Результаты исследований, описанных выше, подтверждают активное участие научных библиотек в процессах поддержки научных исследований, в частности, в организации библиометрических исследований и предоставлении библиометрических услуг. Вместе с тем, полученные результаты свидетельствуют о наличии определенного разрыва между доводами «за» организацию библиометрической деятельности в библиотеках и существующим уровнем компетентности библиотекарей (по их собственным оценкам) в области библиометрии.
Таким образом, результаты рассмотренных исследований подтвердили наличие ряда противоречий, сформулированных нами ранее в работе [5].
Полагаем, что современные тенденции в области библиометрии как востребованной и перспективной области профессиональной практики библиотекарей должны найти отражение в учебных планах подготовки информационно-библиотечных специалистов. В этой связи актуальной и практически значимой представляется задача разработки и реализации концепции профессионально направленного обучения информетрии (библиометрии, наукометрии и др.) в рамках непрерывного информационно-библиотечного образования.
Литература
1.Болл Р. Библиометрический анализ как новая сфера деятельности библиотек / / Международный форум по информации. - 2008. - Т. 33, № 2. - С. 28-32.
2.Вормелл И. Придание новых качеств найденной информации // Международный форум по информации. - 2000. - Т. 25, № 4. - С. 23-29.
3.Галявиева М.С. Библиометрия - новое направление работы библиотек университетов Европы // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 71-78.
4.Галявиева М.С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации // Вестник КазГУКИ. - 2014. - № 1. - С. 104-108.
5.Галявиева М.С. Обучение информетрии современных информационно-библиотечных специалистов: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/109-9594 (дата обращения: 10.12.2014).
6. Äström F., Hansson J. How implementation of bibliometric practice affects the role of academic libraries // Journal of Librarianship and Information Science. - 2013. -Vol. 45, No. 4. - P. 316-322. - DOI: 10.1177/09610006124 56867.
7.Äström F., Hansson J., Olsson M. Bibliometrics and the changing role of the university libraries. - URL: http://lnu.divaportal.org/ smash/get/ diva2: 461857/FULLTEXT01 (дата обращения: 10.12.2014).
8. Ball R., Tunger D. Bibliometric analysis: A new business area for information professionals in libraries? // Scientometrics. - 2006. - Vol. 66, No. 3. - P. 561-577. -DOI: 10.1007/s11192-006-0041-0.
9. Bladek M. Bibilometrics Services and the academic library: meeting the emerging needs of the campus commu-nity// College & Undergraduate Libraries. - 2014. - Vol. 21, Iss.
1. Boll R. Bibliometricheskij analiz kak novaja sfera dejatel'nosti bibliotek // Mezhdunarodnyj forum po informacii. - 2008. - T. 33, № 2. - S. 28-32.
2. Vormell I. Pridanie novyh kachestv najdennoj informacii // Mezhdunarodnyj forum po informacii. -2000. - T. 25, № 4. - S. 23-29.
3. Galjavieva M.S. Bibliometrija - novoe napravlenie raboty bibliotek universitetov Evropy // Bibliosfera. - 2012. - № 5. - S. 71-78.
4. Galjavieva M.S. O novoj roli nauchnyh bibliotek v sovremennoj informacionnoj srede nauchnoj kommunikacii // Vestnik KazGUKI. - 2014. - № 1. - S. 104-108.
5. Galjavieva M.S. Obuchenie informetrii sovremennyh informacionno-bibliotechnyh specialistov: postanovka problemy // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/109-9594 (data obrashhenija: 10.12.2014).
6. Äström F., Hansson J. How implementation of bibliometric practice affects the role of academic libraries // Journal of Librarianship and Information Science. - 2013. - Vol. 45, No. 4. - P. 316-322. - DOI: 10.1177/09610006124 56867.
7. Äström F., Hansson J., Olsson M. Bibliometrics and the changing role of the university libraries. - URL:
http://lnu.divaportal.org/smash/get/diva2: 461857/FULLTEXT01 (data obrashhenija: 10.12.2014).
8. Ball R., Tunger D. Bibliometric analysis: A new business area for information professionals in libraries? // Scientometrics. - 2006. - Vol. 66, No. 3. -P. 561-577. - DOI: 10.1007/s11192-006-0041-0.
9. Bladek M. Bibilometrics Services and the academic library: meeting the emerging needs of the campus commu-nity//College & Undergraduate Libraries. - 2014. - Vol. 21, Iss. 3-4. - P. 330-344. -
3-4. - P. 330-344. - D01:10.1080/10691316. 2014. 929066.
10. Carlsson H. Bibliometrics in the Nordic countries - on the library's home turf / / Fourth Nordic Conference on Scholarly Communication, Lund, 21 - 23 April, 2008. - URL: http://www.lub.lu.se/en/ncsc/presentations.html (дата обращения: 10.12.2014).
11. Corrall S., Kennan A M., Afzal W. Bibliometrics and research data management: emerging trends in library support for research / / Library Trends. - 2013. -Vol. 61, No. 3. - P. 636-674. - DOI: 10.1353/lib.2013.0005.
12. De Bellis N. Bibliometrics and research evaluation: what's in for the librarian? // 31. Österreichischer Bibliothekartag. Die neue Bibliothek -Anspruch und Wirklichkeit, Congress Innsbruck, 18 - 21 Oktober, 2011. - P. 48.
13. Forsman M. University libraries, research evaluation and bibliometrics / / 15th Nordic Workshop on Bibliometrics and Research Policy, Bergen, 28.-29.9.2010. - URL: https: / /www.uib.no/ub/artikler/2010/09/ programme-and-abstracts (дата обращения: 10.12.2014).
14. Gerritsma W, Loman M.E., Renkema J.M.S., van der Togt P.L., Veerman I.V., van Veller M.G.P. Bibliometrics in the library, putting science into practice // Book of Abstracts of the 11th Int. Conference on Science and Technology Indicators, Leiden, 9 - 11 September, 2010. -P. 98-99.
15. Gerritsma W., van der Togt P., van Veller M. Bibliometric analysis tools on top of the university's bibliographic database, new roles and opportunities for library outreach // LIBER, 40th Annual Conference, Barcelona, 29 June - 2 July,2011. - URL: http://bibliotecnica.upc.edu/LIBER2011/sites/bibliotec nica.upc.edu.LIBER2011/ files/authors/ PDF/7_4_GERRITSMA_TOGT_VELLER.pdf (дата обращения: 10.12.2014).
16. Gorraiz J., Gumpenberger C. Off to new horizons: the crucial role of libraries in bibliometric analysis // European Summer School for Scientometrics, Berlin, Germany, 2013. - URL: http://www.scientometrics-school.eu/ berlin2013.html (дата обращения: 10.12.2014).
17. Gumpenberger C., Wieland M., Gorraiz J. Bibliometric practices and activities at the University of Vienna / / Library Management. - 2012. - Vol. 33, Iss. 3. -P. 174-183. - DOI: 10.1108/01435121211217199.
18. Kennan AM., Corrall S., Afzal W. «Making space» in practice and education: research support services in academic libraries// Library Management. -2014. - Vol. 35, Iss. 8/9. - P. 666-683. - DOI: 10.1108/LM-03-2014-0037.
19. Kronman U. Bibliometrics - what, why and how? // 5th Elsevier Scandinavian Librarian Forum, Oslo, Norway, Nov. 8 - 9, 2007. - URL: http://piex.publ.kth.se/presentations/2007-11-0 (дата обращения: 10.12.2014).
20. MacColl J. Library roles in university research assessment / / Liber Quarterly. - 2010. - Vol. 20, No. 2. - P. 152-168.
21. May M. Bibliometrie - ein Aufgabengebiet von
DOI: 10.1080/10691316. 2014. 929066.
10. Carlsson H. Bibliometrics in the Nordic countries - on the library's home turf // Fourth Nordic Conference on Scholarly Communication, Lund, 21 - 23 April, 2008. - URL:
http://www.lub.lu.se/en/ncsc/presentations.html (data obrashhenija: 10.12.2014).
11. Corrall S., Kennan A. M., Afzal W. Bibliometrics and research data management: emerging trends in library support for research // Library Trends. -
2013. - Vol. 61, No. 3. - P. 636-674. - DOI: 10.1353/lib.2013.0005.
12. De Bellis N. Bibliometrics and research evaluation: what's in for the librarian? // 31. Österreichischer Bibliothekartag. Die neue Bibliothek -Anspruch und Wirklichkeit, Congress Innsbruck, 18 - 21 Oktober, 2011. - P. 48.
13. Forsman M. University libraries, research evaluation and bibliometrics // 15th Nordic Workshop on Bibliometrics and Research Policy, Bergen, 28.29.9.2010. - URL:
https://www.uib.no/ub/artikler/2010/09/ programme-and-abstracts (data obrashhenija: 10.12.2014).
14. Gerritsma W, Loman M.E., Renkema J.M.S., van der Togt P.L., Veerman I.V., van Veller M.G.P. Bibliometrics in the library, putting science into practice // Book of Abstracts of the 11th Int. Conference on Science and Technology Indicators, Leiden, 9 - 11 September, 2010. - P. 98-99.
15. Gerritsma W., van der Togt P., van Veller M. Bibliometric analysis tools on top of the university's bibliographic database, new roles and opportunities for library outreach // LIBER, 40th Annual Conference, Barcelona, 29 June - 2 July,2011. - URL: http://bibliotecnica.upc.edu/LIBER2011/sites/bibliotecni ca.upc.edu.LIBER2011/ files/authors/ PDF/7_4_GERRITSMA_TOGT_VELLER.pdf (data obrashhenija: 10.12.2014).
16. Gorraiz J., Gumpenberger C. Off to new horizons: the crucial role of libraries in bibliometric analysis // European Summer School for Scientometrics, Berlin, Germany, 2013. - URL:
http://www. scientometrics-school.eu/ berlin2013.html (data obrashhenija: 10.12.2014).
17. Gumpenberger C., Wieland M., Gorraiz J. Bibliometric practices and activities at the University of Vienna // Library Management. - 2012. - Vol. 33, Iss. 3. - P. 174-183. - DOI: 10.1108/01435121211217199.
18. Kennan A.M., Corrall S., Afzal W. «Making space» in practice and education: research support services in academic libraries// Library Management. -
2014. - Vol. 35, Iss. 8/9. - P. 666-683. - DOI: 10.1108/LM-03-2014-0037.
19. Kronman U. Bibliometrics - what, why and how? // 5th Elsevier Scandinavian Librarian Forum, Oslo, Norway, Nov. 8 - 9, 2007. - URL: http://piex.publ.kth.se/presentations/2007-11-0 (data obrashhenija: 10.12.2014).
20. MacColl J. Library roles in university research assessment // Liber Quarterly. - 2010. - Vol. 20, No. 2. - P. 152-168.
21. May M. Bibliometrie - ein Aufgabengebiet von Bibliotheken? // Bibliotheksdienst. - 2014. - Bd. 48 (2).
Bibliotheken? // Bibliotheksdienst. - 2014. - Bd. 48 (2). -S. 132-147. - DOI: 10.1515/bd-2014-0019.
22. Petersohn S. Bibliometric Services in Research Evaluation: A New Task Area Strengthening the Jurisdiction of Academic Librarians // Proceedings of the IATUL Conferences, 2014. - URL: http:// docs.lib.purdue.edu
/iatul/2014/performance/1 (дата обращения: 10.12.2014).
- S. 132-147. - DOI: 10.1515/bd-2014-0019. 22. Petersohn S. Bibliometric Services in Research Evaluation: A New Task Area Strengthening the Jurisdiction of Academic Librarians // Proceedings of the IATUL Conferences, 2014. - URL: http://docs.lib.purdue.edu /iatul/2014/performance/1 (data obrashhenija: 10.12.2014).