Научная статья на тему 'ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕКАРЯ'

ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕКАРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / VERBAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL CULTURE / VERBAL COMMUNICATION CULTURE / EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранина Теонила Альфредовна, Куриленко Екатерина Анатольевна

Введение. В статье представлены результаты междисциплинарного научного исследования вербальных коммуникаций в системе профессиональной культуры библиотекаря, трансформирующейся в новых социальных условиях и актуальных библиотечных процессах. Данная работа стала основой монографии «Вербальные коммуникации в профессиональной культуре библиотечного специалиста». От уровня профессиональной культуры специалиста библиотечноинформационной сферы, его коммуникативных компетенций напрямую зависит функционирование библиотеки, ее позитивное восприятие социумом, формирование привлекательного имиджа библиотекаря. Этот факт определяет актуальность проблематики статьи и профессиональный интерес к расширению арсенала прикладных знаний, обогащающих библиотечного специалиста как языковую личность, отработке коммуникативных умений и формированию навыков их применения. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил интегративный подход, применение которого обусловлено междисциплинарным характером проблемы вербальных коммуникаций в качестве компонента профессиональной культуры библиотекаря. Также использованы системный, пространственный, культурологический, андрагогический, функциональный, формальный подходы, позволившие обеспечить решение конкретных исследовательских задач на различных этапах работы. Преимущественно использовались следующие методы: терминологический анализ; мониторинг вербальных характеристик специалистов; метод дедукции; экспериментальный метод; метод опроса. Основой исследования стали результаты проведенного авторами мониторинга. Результаты исследования. Объективировано значение вербальной коммуникации в системе профессиональной культуры специалиста библиотечноинформационной сферы, предложена профильная дефиниция. Введено понятие «культура вербальной коммуникации». Разработана образовательная программа для курсов повышения квалификации библиотечных специалистов, созданная с учетом результатов мониторинга коммуникативных компетенций библиотекарей. Обсуждение и заключение. Предпринятое исследование подтверждает гипотезу о том, что развитие культуры вербальной коммуникации библиотекарей и повышение качества профессионального вербального взаимодействия эффективно в условиях дополнительного профессионального образования. Образовательная программа «Вербальные коммуникации библиотечного специалиста» может быть использована в системе базовой профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования библиотечноинформационных работников России. Данное направление имеет перспективы дальнейшей разработки в соответствии с потребностями социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbal communications as a key component of professional culture of the librarian

Introduction. The article presents the results of a cross-disciplinary scientific research of verbal communication in the system of professional culture of a librarian, transforming in the new social conditions and actual library processes. The following work has become a basis of the monograph “Verbal communications in the professional culture of a library specialist”. Functioning of a library, its positive perception by the society, forming of appealing image of a librarian directly depends on professional culture of a specialist of a library and information sphere, his professional competencies. This fact determines the relevance of the article’s problem and professional interest in expanding the arsenal of applied knowledge, that enriches the library specialist as a linguistic persona, in developing communication skills and developing the skills of their application. Materials and Methods. The methodological basis of the study is represented by an integrative approach, the application of which is due to the cross-disciplinary nature of the problem of verbal communication as a component of the professional culture of the librarian. Also here are used systemic, spatial, cultural, andragogic, functional, formal approaches, which allowed to provide solutions to specific research problems at different stages of work. The following methods were mainly used: terminological analysis; monitoring the verbal characteristics of specialists; deduction; experimental method; survey method. The results of the monitoring, carried out by the authors, were the basis of the study. The results of the study. The value of verbal communication in the system of professional culture of a specialist in the library and information sphere has been objectified, a specialized definition has been proposed. The concept of “culture of verbal communication” has been introduced. An educational program for professional training courses for library specialists has been developed with consideration of the results of monitoring the communicative competencies of librarians. Discussion and Conclusions. The study supports the hypothesis that the development of a culture of verbal communication of librarians and the improvement of the quality of professional verbal interaction is effective in the context of additional vocational education. The educational program «Verbal Communications of a Library Specialist» can be used in the system of basic training and supplementary vocational education of library and information workers of Russia. This direction has prospects for further development in accordance with the needs of society.

Текст научной работы на тему «ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕКАРЯ»

публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года

вербальные коммуникации как ключевая составляющая профессиональной культуры библиотекаря

Туранина Неонила Альфредовна

доктор филологических наук, профессор, Белгородский государственный институт искусств (г. Белгород), e-mail: turanina@mail.ru Куриленко Екатерина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, редактор, Старооскольский технологический институт имени А.А. Угарова (филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС») (г. Старый Оскол) e-mail: shushkova-k@ mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10038

Аннотация: Введение. В статье представлены результаты междисциплинарного научного исследования вербальных коммуникаций в системе профессиональной культуры библиотекаря, трансформирующейся в новых социальных условиях и актуальных библиотечных процессах. Данная работа стала основой монографии «Вербальные коммуникации в профессиональной культуре библиотечного специалиста».

От уровня профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы, его коммуникативных компетенций напрямую зависит функционирование библиотеки, ее позитивное восприятие социумом, формирование привлекательного имиджа библиотекаря. Этот факт определяет актуальность проблематики статьи и профессиональный интерес к расширению арсенала прикладных знаний, обогащающих библиотечного специалиста как языковую личность, отработке коммуникативных умений и формированию навыков их применения.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил интегративный подход, применение которого обусловлено междисциплинарным характером проблемы вербальных коммуникаций в качестве компонента профессиональной культуры библиотекаря. Также использованы системный, пространственный, культурологический, андрагогический, функциональный, формальный подходы, позволившие обеспечить решение конкретных исследовательских задач на различных этапах работы. Преимущественно использовались следующие методы: терминологический анализ; мониторинг вербальных характеристик специалистов; метод дедукции; экспериментальный метод; метод опроса. Основой исследования стали результаты проведенного авторами мониторинга.

Результаты исследования. Объективировано значение вербальной коммуникации в системе профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы, предложена профильная дефиниция. Введено понятие «культура вербальной коммуникации». Разработана образовательная программа для курсов повышения квалификации библиотечных специалистов, созданная с учетом результатов мониторинга коммуникативных компетенций библиотекарей.

Обсуждение и заключение. Предпринятое исследование подтверждает гипотезу о том, что развитие культуры вербальной коммуникации библиотекарей и повышение качества профессионального вербального взаимодействия эффективно в условиях дополнительного профессионального образования. Образовательная программа «Вербальные коммуникации библиотечного специалиста» может быть использована в системе базовой профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования библиотечно-информационных работников России. Данное направление имеет перспективы дальнейшей разработки в соответствии с потребностями социума.

Ключевые слова: вербальные коммуникации, профессиональная культура, культура вербальной коммуникации, образовательная программа, система повышения квалификации.

verbal communications as a key component of professional culture of the librarian

Turanina Neonila Alfredovna

Doctor of Philology, Professor, Belgorod State Institute of Arts (Belgorod), e-mail:

turanina@mail.ru.

Kurilenko Ekaterina Anatolievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Editor, Stary Oskol Technological Institute named

after A.A. Ugarov (a branch of National Research Technological University "MISiS") (Stary Oskol) e-mail: shushkova-k@mail.ru

Annotation: Introduction. The article presents the results of a cross-disciplinary scientific research of verbal communication in the system of professional culture of a librarian, transforming in the new social conditions and actual library processes. The following work has become a basis of the monograph "Verbal communications in the professional culture of a library specialist".

Functioning of a library, its positive perception by the society, forming of appealing image of a librarian directly depends on professional culture of a specialist of a library and information sphere, his professional competencies. This fact determines the relevance of the article's problem and professional interest in expanding the arsenal of applied knowledge, that enriches the library specialist as a linguistic persona, in developing communication skills and developing the skills of their application.

Materials and Methods. The methodological basis of the study is represented by an integrative approach, the application of which is due to the cross-disciplinary nature of the problem of verbal communication as a component of the professional culture of the librarian. Also here are used systemic, spatial, cultural, andragogic, functional, formal approaches, which allowed to provide solutions to specific research problems at different stages of work. The following methods were mainly used: terminological analysis; monitoring the verbal characteristics of specialists; deduction; experimental method; survey method. The results of the monitoring, carried out by the authors, were the basis of the study.

The results of the study. The value of verbal communication in the system of professional culture of a specialist in the library and information sphere has been objectified, a specialized definition has been proposed. The concept of "culture of verbal communication" has been introduced. An educational program for professional training courses for library specialists has been developed with consideration of the results of monitoring the communicative competencies of librarians.

Discussion and Conclusions. The study supports the hypothesis that the development of a culture of verbal communication of librarians and the improvement of the quality of professional verbal interaction is effective in the context of additional vocational education. The educational program «Verbal Communications of a Library Specialist» can be used in the system of basic training and supplementary vocational education of library and information workers of Russia. This direction has prospects for further development in accordance with the needs of society.

Key words: verbal communication, professional culture, verbal communication culture, educational program, professional training system.

Исследование вербальных коммуникаций в системе профессиональной культуры библиотечного специалиста проводилось в рамках деятельности научной школы «Дискурс как явление культуры» на базе Белгородского государственного института искусств и культуры под руководством доктора филологических наук, профессора Н.А. Тураниной. Исследования научной школы направлены на разработку вопросов стратегии коммуникативного поведения, концепции коммуникативно-культурного взаимодействия, межкультурной коммуникации, методики формирования межкультурной компетенции, динамики межкультурного общения, факторов взаимопонимания в межкультурной коммуникации. Исследовательская работа проводится поэтапно, системно, в рамках таких научных дисциплин, как педагогика, теория коммуникации, библиотековедение, современный русский язык, а также социология, психология, культура речи, методика преподавания в сфере дополнительного профессионального образования.

Вербальная коммуникация - «языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников» [8, с. 140]. Проблема вербальной коммуникации в библиотечно-информационной сфере рассматривается через призму профессиональной культуры библиотечного специалиста, трансформирующейся в новых социальных условиях и актуальных библиотечных процессах, преодолевающей ограничения в выборе форм и методов воздействия. Необходимо учитывать дуалистическую природу явления: профессиональная культура одновременно является и частью культуры, и определенной системой ключевых личностных и профессиональных характеристик работника. Развитие профессиональной культуры подразумевает качественное повышение требований к специалисту, создание на рынке труда атмосферы здоровой конкуренции, модернизацию культурно-досуговой среды и т.д. Это мотивирует библиотекарей на повышение своей квалификации, расширение перечня не только узкоспециальных умений и навыков, но и общекультурных, общепрофессиональных компетенций.

Кризис вербальных коммуникаций в современном мире обусловлен массовым использованием новинок технического прогресса в межличностном и деловом общении, это происходит на фоне общего снижения культуры речи общества в целом и отдельных индивидов, социальных групп, профессиональных сообществ в частности. Естественным образом кризис вербальных коммуникаций отражается и на форме и содержании библиотечных коммуникаций. Мультиаспектная деятельность современных библиотек обязывает к эффективному и динамичному взаимодействию не только с читателями, но и с социальными партнерами, представителями государственной и муниципальной власти, общественными, издательскими, книготорговыми организациями и т.д. Так образуются сложные коммуникационные системы открытого типа. Соответственно, сегодня востребован качественно новый уровень профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы, характеризующийся гармоничным сочетанием всех ее аспектов, в том числе и

культуры вербальной коммуникации.

Культура вербальной коммуникации - сложное, многоплановое явление, включающее следующие компоненты: собственно культуру речи (знания о коммуникативных качествах речи, языковых нормах, этических принципах продуктивного диалога, функциональных разновидностях современного русского литературного языка, их основных чертах и особенностях, технике речи и т.д.), эмоциональную культуру (адекватное восприятие окружающего мира), культуру мышления (восприятие и создание текстов, соответствующих целям диалога и достоверно отражающих объективную реальность), культуру общения, культуру поведения [9, с. 77]. Эффективность вербальных коммуникаций рассматривается как индикатор уровня профессиональной культуры библиотекаря.

Проблема коммуникации в библиотечно-информационной сфере признана ведущими учеными отрасли, теоретиками и практиками библиотечного дела: С.А. Басовым, С.Д. Бородиной, В.В. Брежневой, Е.Ю. Гениевой, М.Я. Дворкиной, О.А. Калегиной, А.В. Соколовым, Л.М. Туевой и др. Вопросам библиотечного взаимодействияпосвящены труды авторитетных отечественныхбиблиотековедов: Г.А. Алтуховой [1], Е.В. Бруй [3; 4], А.А. Грузовой, Т.В. Захарчук [7], С.А. Езовой [5; 6]. Так, показателен факт перепрофилизации подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» в крупнейшем вузе культуры РФ - Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Обновленный профиль «Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек» качественно расширен за счет введения соответствующих образовательных модулей сообразно требованиям профессионального сообщества и социума к библиотечному специалисту [2, с. 25]. Важность коммуникационных процессов в современной библиотеке, необходимость совершенствования культуры вербальной коммуникации сотрудников, а также недостаточная изученность их речевого потенциала обусловили актуальность предпринятого исследования.

С целью подтверждения гипотезы о недостаточном уровне культуры вербальной коммуникации в библиотеках региона (Белгородской, Воронежской, Курской области) был проведен мониторинг «Выявление уровня знаний, умений и навыков в сфере библиотечных вербальных коммуникаций». Исследование охватило специалистов библиотечно-информационной сферы, состав респондентов разнообразен, исходя из следующих критериев: место работы (географическое положение учреждения и его тип), возраст, стаж в библиотечной профессии, образование, должность, - и обеспечивает репрезентативность полученных данных. В рамках мониторинга библиотекарям в идентичной печатной и электронной форме была предложена анкета «Основы библиотечной вербальной коммуникации», призванная диагностировать уровень коммуникативной компетентности респондентов. Анкета включала четыре блока («Современная языковая норма», «Коммуникативные умения и навыки», «Ораторское искусство», «Культура деловых коммуникаций») и содержала вопросы открытого и закрытого типов, а также задания на выявление

индивидуальных речевых и ораторских особенностей, творческие задания.

Количественный и качественный анализ результатов мониторинга красноречиво подтверждает недостаточный уровень культуры вербальной коммуникации подавляющего большинства респондентов. Так, обобщенные данные свидетельствуют о том, что лишь 3% опрошенных обладают коммуникативными компетенциями на высоком уровне, 25% респондентов владеют средним уровнем знаний, 45% - ниже среднего, и 27% - низким.

По итогам настоящего исследования создана образовательная программа «Вербальные коммуникации библиотечного специалиста», которая была успешно внедрена в системе повышения квалификации работников библиотек Белгородской области. Данная образовательная программа разработана с учетом результатов проведенного мониторинга, призвана ликвидировать лакуны и актуализировать знания, умения и навыки слушателей в области современного русского языка, культуры устной и письменной речи, риторики. Цель модуля - повышение уровня культуры речи, ораторских навыков, психолого-педагогической готовности сотрудников библиотечно-информационной сферы к профессиональным вербальным коммуникациям в качестве важнейшей составляющей профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы. Данный курс предполагает адаптирование к его специфике эффективных форм обучения, в том числе применение новейших мультимедийных и телекоммуникационных технологий; направлен на синхронное совершенствование языковой, коммуникативной, технологической, информационной и общекультурной компетенций. Отличительной особенностью модуля является интеграция речеведческих, библиотековедческих, технологических знаний, умений и навыков для оперативного решения текущих задач и продуктивной профессиональной деятельности в целом. Анализ количественных данных по итогам внедрения образовательной программы в систему повышения квалификации демонстрирует ее эффективность: уровень коммуникативных компетенций в экспериментальной группе повысился на 24,25%.

Предпринятое исследование подтверждает гипотезу о том, что развитие культуры вербальной коммуникации библиотекарей и повышение качества профессионального вербального взаимодействия эффективно в условиях дополнительного профессионального образования. Данное направление имеет перспективы дальнейшей разработки в соответствии с потребностями социума.

Важно понимать, что от уровня профессиональной культуры библиотечного специалиста, его коммуникативных компетенций напрямую зависит функционирование библиотеки, ее позитивное восприятие социумом, формирование привлекательного имиджа библиотекаря. В связи с этим и актуализируется профессиональный интерес к расширению арсенала прикладных знаний, обогащающих библиотечного специалиста как языковую личность, отработке коммуникативных умений и формированию навыков их применения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухова, Г. А. Основы культуры речи библиотекаря. М.: Литера, 2008.

168 с.

2. Брежнева, В.В. Профильная подготовка бакалавров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК / В.В. Брежнева, М.Н. Колесникова, Д.А. Эльяшевич // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. 2015. Т. 205. С. 24-31.

3. Бруй, Е.В. Коммуникативная культура библиотечно-информационного специалиста: сущность, содержание, структура // Человеческий капитал. 2015. № 1. С. 43-47.

4. Бруй, Е.В. Коммуникативная культура библиотечных сотрудников вуза (по материалам исследований в библиотеке НИУ ВШЭ) / Е.В. Бруй, Е.В. Соловьева // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. 2016. Вып. 4 (13). Режим доступа: http://theoryofculture.ru/issues/64/67/886/ (дата обращения: 30.05.2018).

5. Езова, С.А. О гуманизме и коммуникативных практиках // Библиотечное дело. 2012. № 13. С. 29-30.

6. Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты. М.: Либерия-Бибинформ, 2012. 96 с.

7. Захарчук, Т.В. Профессиональные коммуникации / Т.В. Захарчук, А.А. Грузова. СПб.: СПбГУКИ, 2014. 128 с.

8. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. 228 с.

9. Туранина, Н.А. Вербальные коммуникации в профессиональной культуре библиотечного специалиста / Н.А. Туранина, Е.А. Куриленко. М.: РОСА, 2018. 186 с.

REFERENCES

1. Altukhova G.A. Osnovy kultury rechi bibliotekarya [The basics of speech culture of a librarian]. Moscow, Litera Publ., 2008. 168 p.

2. Brezhneva V.V, Kolesnikova M.N., Eljyashevich D.A. Profilnaya podgotovka bakalavrov bibliotechno-informatsionnoj deyatelnosti v SPbGIK [Professional training of bachelors of library and information services in St Petersburg University]. Trudi Sankt-Peterbugskogo gosudarstvennogo instituta kulturi i iskusstv, 2015, vol.205, pp. 24-31.

3. Bruj E.V. Kommunikativnaya kultura bibliotechno-informatsionnogo spetsiolista: sushchnost, soderzhanije, struktura [Communication culture of a library and information specialist: essence, content, structure]. Chelovecheskij kapital, 2015, no.1, pp. 43-47.

4. Bruj E.V., Solovjyova E.V. Kommunikativnaja kultura bibilotechnikh sotrudnikov vuza (po materialam issledovanij NIU VSHE) [Communication culture of library workers of a higher educational institution (after the researches of Higher School of Economics]. Kultura: teoriya i praktika: elektronnij nauchnij zhurnal, 2016, iss.4 (13) (in Russ.) Available at: http://theoryofculture.ru/issues/64/67/886/ (accessed: 30.05.2018).

5. Ezova S.A. O gumanizme i kommunikatvnykh praktikah [About humanism and communication practice]. Library science, 2012, no.13, pp. 29-30.

6. Ezova S.A. Professionalnoje obshchenije: novije nuansi i aspekti [Professional communication: new peculiarities and aspects]. Moscow, Liberiya-Bibinform Publ., 2012. 96 p.

7. Zakharchuk T.V., Gruzova A.A. Professionalnije kommunikatsii [Professional communications]. St Petersburg, SPbGUKEE Publ, 2014. 128 p.

8. Sadokhin A.P. Mezhkulturnajya kommunikatsiya [Intercultural communication]. Moscow, Alfa-M: INFRA-M Publ., 2014. 228 p.

9. Turanina N.A., Kurilenko E.A. Verbalnije kommunikatsii v professionalnoj kulure bibliotechnogo spetsiolista [Verbal communications in the professional culture of a library specialist]. Moscow, ROSA Publ., 2018. 186 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.