Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / инновации / интеграция / цифровые технологии / цифровые компетенции / технологии дистанционного обучения / самостоятельная работа обучающихся / педагогика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Шалунов В.В., Шаповал Р.М.

В статье рассматриваются аспекты формирования цифровых компетенций обучающихся, как необходимое условие инновационной научной деятельности вуза. Приводится нормативно-правовая документация актуализации развития у выпускников вузов цифровых навыков. Аргументируется развитие у обучающихся вузов навыков работы с цифровыми инструментами и цифровыми технологиями. Рассматриваются аспекты формирования определённого вида компонентов цифровых компетенций и способы реализации их освоения в образовательной среде вуза участниками педагогического взаимодействия. Приводятся результаты пилотного исследования на сформированность выделенных компонентов цифровых компетенций у обучающихся медицинского вуза. Результаты интерпретируются, и учитываются как необходимые условия обеспечения качества образования и внедрения инноваций в образовательный процесс с дальнейшим развитием научной деятельности высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Шалунов В.В., Шаповал Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-333-342 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

NIION: 2018-0076-9/21-202 Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

MOSURED: 77/27-023-2021 -09-401 и профессиональной коммуникации

ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ЕВДОКИМОВ Николай Анатольевич,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: nikolayevdokimov@yandex.ru

ШАЛУНОВ Вячеслав Викторович,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского»,

e-mail: shlvv@mail.ru

ШАПОВАЛ Роман Михайлович,

Бакалавр по направлению подготовки 12.03.04. Биотехнические системы и технологии ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», e-mail: SHAP0VAL.R@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ НАУЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования цифровых компетенций обучающихся, как необходимое условие инновационной научной деятельности вуза. Приводится нормативно-правовая документация актуализации развития у выпускников вузов цифровых навыков. Аргументируется развитие у обучающихся вузов навыков работы с цифровыми инструментами и цифровыми технологиями. Рассматриваются аспекты формирования определённого вида компонентов цифровых компетенций и способы реализации их освоения в образовательной среде вуза участниками педагогического взаимодействия. Приводятся результаты пилотного исследования на сформированность выделенных компонентов цифровых компетенций у обучающихся медицинского вуза. Результаты интерпретируются, и учитываются как необходимые условия обеспечения качества образования и внедрения инноваций в образовательный процесс с дальнейшим развитием научной деятельности высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование, инновации, интеграция, цифровые технологии, цифровые компетенции, технологии дистанционного обучения, самостоятельная работа обучающихся, педагогика

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

EVDOKIMOV Nikolay Anatolyevich,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

SHALUNOV Vyacheslav Viktorovich,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

SHAPOVAL Roman Mikhailovich,

Bachelor's degree in the field of training 12.03.04. Biotechnical systems and technologies Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

DEVELOPING DIGITAL COMPETENCIES OF STUDENTS AS A PREREQUISITE FOR INNOVATIVE SCIENTIFIC ACTIVITY

OF THE UNIVERSITY

Annotation. The article considers the aspects of the development of digital competences of students as a prerequisite for innovative research activities in higher education institutions are discussed. The legal and regulatory documentation of the actualisation of the development of digital skills in university graduates is provided. It argues for the development of digital tools and digital technology skills in higher education students. Aspects of the formation of a certain type of digital competence components and ways of their implementation in the educational environment of higher education institutions by participants in pedagogical interaction are considered. The results of a pilot study on the formation of the identified components of digital competences in medical students are presented. The results are interpreted and taken into account as necessary conditions for ensuring the quality of education and the introduction of innovations in the educational process with further development of the scientific activities of the higher education school.

Key words: higher education, innovation, integration, quality of education, digital technology, digital competences, distance learning technologies, independent work of trainees, pedagogy

Современные тренды развития трудового рынка детерминируют потребность работодателей в получении в свои ряды таких специалистов, которые обладают не только профессиональными компетенциями, прописанными в профессиональных стандартах, но и теми навыками, с помощью которых организация повысит свою конкурентоспособность и рентабельность [7; 12; 17; 31]. В этой связи намечаются две важные стратегии развития профессионального образования, одна из которых направлена на развитие нового вида компетенций, к которым следует относить цифровые [3; 5; 20; 27; 32], и вторая тенденция связана с интеграцией достижений научной и образовательной деятельности вуза в национальную инновационную систему [7]. Эти тенденции взаимодействуют друг с другом, объединяя усилия высшей школы в поиске путей дальнейшего совместного эффективного взаимодействия, в целях развития цифровой экономики нашей страны. Более того, современные вузы озадачены подготовкой высококвалифицированных кадров, в связи с чем актуализируется использование инновационных технологий в образовательном пространстве [11; 16; 18; 21]. В настоящее время востребованы выпускники и в целом специалисты с развитыми цифровыми навыками, что отражено в нормативно-правовой документации государства [24-26; 28].

По результатам проведённых исследований [32, с. 103], понятие цифровой компетентности и цифровой компетенции не имеют единого представления «о сущности и структуре данного фено-

мена в научных кругах». Однако имеются обобщённые варианты структурной составляющей профессиональной компетенции [3], в которой можно выделить первоочередное значение в развитии навыков работы с цифровыми инструментами и цифровыми технологиями. В этой связи в настоящей статье рассматриваются основные аспекты выделенных компонентов и способы реализации их освоения в образовательной среде вуза участниками педагогического взаимодействия. В данном ключе одна из приоритетных задач учебного заведения - это не только получение студентами теоретических знаний, но и развитие умений пользоваться информационными технологиями, применять в своей профессиональной деятельности цифровые инструменты, самостоятельно извлекать и анализировать информацию [5; 9; 10; 13; 19; 30; 33].

Развитие цифровых технологий в образовательном пространстве - ведущая цель профессионального образования, позволяющая развивать конкурентоспособные качества студентов на пути к становлению высококвалифицированных специалистов. В связи с этим центральной задачей преподавателя является использование цифровых технологий в учебном процессе с учетом индивидуальных способностей обучающегося. В большинстве исследований авторы указывают на возможность реализации цифровых технологий в дистанционной форме обучения [4; 6; 8; 11; 23]. Развитие методов дистанционного обучения (далее - ДО) имеет свою историю, как в мире, так и в нашей стране. На протяжении десятилетий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

существовали формы заочного обучения, в которых использовались доступные формы общения (обычная почта, радио, телевидение). Однако современные формы ДО получили возможность развиваться только после появления Интернета, точнее, когда он стал доступен различным образовательным организациям и отдельным пользователям [1; 15].

В России датой официального начала ДО «считается 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобрнауки России № 1050, положивший начало эксперименту дистанционного обучения в сфере образования» [8]. Требования к ДО в здравоохранении сформулированы в Концепции использования телемедицинских технологий в Российской Федерации [2], утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации и РАМН от 27 августа 2001 г. «Положение об организации заочного обучения медицинского персонала», утвержденное Минздравом России 18 декабря 2002 года [26].

Настоящий этап дистанционного обучения реализуется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности статьи 16 «Реализация образовательных программ с использованием электронных и дистанционных технологий обучения» [29].

С позиции педагогического опыта применения дистанционного обучения с использованием цифровых технологий, как способа развития цифровых компетенций, необходимо сделать выводы об эффективности применения и освоения данного дидактического инструментария. Авторская позиция основана на убеждении о важности развития цифровых компетенций всех участников педагогического взаимодействия - и обучающихся и преподавателей. Следует поясность, что эффективность контента цифровой образовательной среды вуза является затратной статьёй, а вот оправданность вложений нуждается в подтверждении. Таким образом, необходимо выяснить востребованность инновационных технологий вуза со стороны участников педагогического взаимодействия, от сформированности цифровых компетенций которых зависит экономное и рентабельное распределение ресурсов учебного заведения. Раскрытие данного факта обнародует перспективы использования рассматриваемых ресурсов в инновационной научной деятельности, или наоборот укажет на недостаточность сформи-рованности цифровых компетенций педагогов и обучающихся, что и рассматривается далее

Как показал опыт нескольких месяцев массового использования внутривузовских площадок цифровой образовательной среды [5; 6; 9], а также других онлайн-платформ, самой распространен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ной формой проведения занятий стали онлайн-конференция и чат-общение. Наиболее популярными стали такие онлайн-платформы, как GoogleMeet, Zoom, WhatsApp, Skype, b.b.b., vk. com, а также переписка, консультирование, выставление видеолекций и других материалов на основе использования личной почты преподавателей и студентов. Для формирования заданий тематического контроля знаний наиболее часто применялись Google-Формы.

Менее распространенным подходом к организации ДО преподавателями стало использование бесплатных онлайн-платформ для разработки курсов (MoodleCloud и Moodle -ModularObject-Orie ntedDynamicLearningEnvironment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), GoogleClassroom, OnlineTestPad, CanvasInstructure). При этом особую актуальность приобрели ссылки на сторонние образовательные ресурсы, разработанные ведущими вузами страны. Отдельные курсы естественнонаучной, биомедицинской и педагогической направленности были доступными на таких порталах, как STEPIK (https://stepik.org/catalog/58), «Национальная платформа открытого образования» (https:// openedu.ru/course/) и «Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования» (https://dppo.edu.ru/). Однако доступные онлайн-курсы не могли полностью соответствовать содержанию внутривузов-ских образовательных программ по изучаемым предметам.

Анализ опыта временного перехода на ДО в 2020 году показал, что отдельными преподавателями использовались материалы персональных сайтов, которые были интегрированы в цифровой образовательной среде вузов [6]. В составе средств организации ДО персональный сайт преподавателя носит более неформальный характер, который дополняет разнонаправленные площадки для взаимодействия со студентами. Сайт преподавателя служит летописью его научных и творческих интересов, личных достижений, методической копилкой. Это рабочий фотоальбом, папка с документами, сборник учебных пособий, книг, онлайн-источников, авторских публикаций и интерактивных заданий по преподаваемым предметам. Он может служить планировщиком и организатором работы преподавателя: включать расписание и календарь работы, новостную ленту. Сайт также может быть использован для организации проектной и научной деятельности, самостоятельной работы и выстраивания индивидуальных траекторий обучающихся. Сайт может служить основой для организации дискуссий, опросов и анкетирования студентов и педагогов. Проектирование сайта с возможностью обратной связи, без-

условно, составляет основу для более эффективной организации ДО и расширения возможностей для взаимодействия между преподавателем и обучающимся.

Стоит выделить сложности освоения цифровых компетенций участниками педагогического взаимодействия. К примеру, организация контроля знаний в дистанционном режиме сталкивалась с рядом проблем. Широко использовались онлайн-системы контроля знаний, которые основаны на конструировании закрытых (в основном, тестовых) форм заданий, выполнение которых связано с выбором одного или нескольких ответов, с установлением соответствия между элементами двух множеств, с определением правильной последовательности процессов. Ограничение времени прохождения тестирования на онлайн-платформах, с одной стороны активизировало подготовку студента, но, с другой стороны, достаточно часто не совпадало с его индивидуальным темпом самостоятельной работы. В ходе ДО также возникала необходимость в применении открытых форм заданий и их выполнения в письменной, рукописной форме. Как известно, проверка открытых форм проверочных работ более трудоемка и не основывается на компьютерном учете получаемых студентом результатов.

Кроме того, письменные работы студентов, выполненные с использованием пакета программ MicrosoftOffice, достаточно часто содержат большое количество заимствований (плагиата), что в некоторых случаях требует применения рукописных форм ответов, более сложных для проверки. В некоторых естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах необходимо рукописное выполнение рисунка или схемы на основе практического применения полученных данных, что так же затрудняет проверку подобного рода заданий. В некоторых случаях сохраняется необходимость устного контроля знаний на основе межличностного взаимодействия преподавателя и студента. Особенно это остро касается итоговых форм контроля знаний - зачета и экзамена. Учитывая эти аргументы, для организации открытых форм контроля знаний в практике ДО использовались такие приемы, как представление рукописных письменных работ путем оцифровки - фотоотчетов и видеоотчетов по выполненным заданиям; проведение устного контроля и собеседования на видеоконференции. В целом, сказанное о контроле знаний актуализирует более масштабную проблему измерения качества обучения, которое проходило в дистанционном формате. В этой связи важна разработка доступных диагностических методик, показывающих уровень сформированности разных групп цифровых компетенций у обучающихся.

Еще одна отмеченная в ходе ДО проблема - недостаточная методическая и техническая оснащенность цифровыми средствами ДО участников педагогического процесса. Несмотря на владение телекоммуникационными средствами обучения (имеются ввиду такими средствами как ПК, микрофон, наушники, web-камера, видеокамера, сеть Интернет, СДО Moodle, программа Skype, мультимедиа проигрыватель и колонки), большинство педагогов и студентов в ходе реализации технологий ДО довольно часто сталкивались с потребностью в технической поддержке дистанционного образовательного процесса. Это касалось, например, обеспечения устойчивости и быстродействия интернет-связи.

Требовалась поддержка со стороны технических тьюторов по организации устойчивой связи со студентами в ходе ведения преподавателем онлайн-занятий, по применению программного обеспечения, техническому сопровождению видеоконференции и др.

Также наблюдалась недостаточность компьютерных и технических компетенций у преподавателей: особенно это касалось актуальных вопросов создания гипертекстовых обучающих систем в формате HTML JavaScript, PHP на основе использования языков программирования С++, Phyton и интерактивных тексто-графических мультимедийных приложений для Windows (Linux, Android). Возникала необходимость создания онлайн-курсов на известных онлайн-платформах. Последнее замечание подразумевает высокую актуальность повышения квалификации педагогических кадров именно в области разработки, использования, экспертизы и диагностики эффективности онлайн-курсов для развития цифровых компетенций.

На данный момент одним из самых простых и распространенных видов связи в Интернет остаётся для всех участников образовательного процесса электронная почта. Разные поисковые системы предлагают реализовать на своей цифровой платформе возможность для общения в глобальной сети. Из общего перечня таких систем можно выделить Yandex и Google. В данных поисковых системах дистанционная связь в полной мере обеспечивается между студентами и преподавателями. В частности, иногда участники педагогического процесса используют подобную возможность как коммуникацию в сети, по причине того, что вся необходимая информация для обучающихся может быть предоставлена исключительно в личных целях.

Так же стоит рассмотреть использование социальных сетей. На данный момент количество и виды социальных сетей увеличивается с каждым годом. Применение данного вида коммуника-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ции, как правило, используется в качестве неделового общения. Однако студенты могут общаться вместе с преподавателем на одной из многочисленных площадок так же, как и посредством электронной почты, но есть определённые нюансы при использовании в данном случае: обилие рекламных объявлений и избыточная содержательная часть самой выбранной сети. Данные нюансы необходимо учитывать, так как есть вероятность снижения успеваемости обучающихся.

Для поддержания зрительного контакта вместе с преподавателем, возможно использовать сторонние онлайн видео-трансляции. На данный момент один из популярнейших сервисов, таких как YouTube предоставляет возможность вещания лектора на аудиторию с большим охватом, без определенных ограничений количества слушателей, а так же появляется возможность публикации своих видео-лекций на площадках рассмотренных ранее нами поисковых системах. Для проведения закрытой лекции только для определенного количества обучающихся применимы онлайн-платформы ZOOM или Skype. Для получения адекватности информации следует применять технологии Big Data, к примеру сайт E-Library.

Наряду с высокотехнологичными учебниками и пособиями в университетах необходимо широко распространять цифровые технологии. Цифровые образовательные технологии представляют собой инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность. Целью использования цифровых технологий является повышение качества, эффективности учебного процесса, а также успешная социализация студентов. В последние годы проблема применения цифровых технологий широко освещается в научных статьях и исследованиях [9; 14; 22].

Среди основных видов цифровых технологий можно выделить следующие:

• мобильное обучение;

• технология интернет-облаков;

• онлайн-курсы;

• игрофикация;

• веб-квесты.

Сейчас технология мобильного обучения наиболее востребована в сфере высшего образования. Благодаря её использованию появляется возможность наиболее удобной и продуктивной совместной работы, обмена знаниями. Субъекты образовательного процесса могут обмениваться материалом удаленно, передавать мобильные устройства внутри студенческой группы, используя беспроводные сети, инфракрасные функции карманного персонального компьютера.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Облачные технологии имеют удобный сетевой доступ, позволяют хранить большое количество информации и дают возможность использовать её при минимальных управленческих усилиях, т.е. облако позволяет распределять, обрабатывать и хранить данные [14].

Рассмотрим применимость цифровых технологий в ключе сформированности цифровых компетенций участников образовательного процесса медицинского вуза на примере цифровой образовательной среды Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского. СГМУ имеет доступ к следующим электронным библиотечным системам (далее - ЭБС):

• ЭБС «Консультант студента»;

• ЭБС «Консультант студента для медкол-

леджа»;

• ЭБС «Консультант врача»;

• ЭБС «IPRbooks».

Основной научно-технической базой университета является общеобразовательный портал для студентов СГМУ - «el.sgmu.ru». Используя этот образовательный ресурс, студенты и обучающиеся ординатуры могут повышать уровень знаний, даже находясь на дистанционном обучении. Портал построен по принципу комплектации блоков, основанных на определённой дисциплине. Студенты могут проверить свой уровень знаний, решая тесты и ситуационные задачи, подготовиться к занятиям, используя кафедральные методические пособия, которых нет в свободном доступе. Также на портале представлены различные мультимедийные материалы, помогающие в подготовке как к экзаменам, так и к семинарам.

Следующий электронный ресурс, который необходимо рассмотреть - научная библиотека СГМУ, которая предлагает ЭБС, содержащие полные тексты учебников, учебных пособий и другие материалы в цифровом виде. Разнообразие цифровых технологий предполагает умение и навыки работы с их цифровым контентом, которые являются индикаторами сформированности цифровых компетенций. В этой связи проводилось пилотное исследование на сформированность ранее выделенных компонентов цифровых компетенций у обучающихся медицинского вуза. В анкетировании рассматривались основные информационно-образовательные ресурсы, используемые в СГМУ в качестве инновационных технологий:

1) образовательный портал СГМУ;

2) научная библиотека СГМУ.

Всем опрашиваемым был задан ряд вопросов, с последующей оценкой информационно-технического оснащения университета. Анкета содержала следующие вопросы: «Пользуетесь ли Вы образовательным порталом СГМУ?», «Оцените информативность научно-образовательного пор-

тала по 5-бальной шкале», «Что, по Вашему мнению, не хватает образовательному порталу СГМУ? Ответ поясните», «Пользуетесь ли Вы научной библиотекой СГМУ?», «Если Вы не пользовались электронной библиотекой, обоснуйте причину», «Оцените информативность электронной библиотеки по 5-бальной шкале».

В анкетировании приняли участие 82 студента ординатуры. Проведя анализ полученных данных, были сделаны следующие выводы. По данным опроса, 100% участников хотя бы раз воспользовались образовательным порталом СГМУ. Большинство студентов-ординаторов (65%) поставили тройку информативности портала, 7% оценило качество на единицу, 9% на двойку, идеальной содержание портала посчитали 11% от опрошенных, оценку «хорошо» поставило 8% респондентов.

На вопрос о том, что не достаёт порталу для информативности, предлагалось дать ответ в произвольной форме. Проанализировав мнения студентов, был сделан вывод, что в большинстве случае портал не отвечал запросам обучающихся касательно актуальности предоставленной там информации (устарелые учебные пособия, отсутствие современных клинических рекомендаций). Негативно студенты-ординаторы высказывались и о скорости передачи данных на этом образовательном ресурсе, постоянный сбой серверов во время загруженности сети. Также прослеживалось недовольство отсутствием достаточного количества мультимедийного материала, сложность в использовании для иностранных граждан и легкий доступ к личной информации студента.

Следующий блок вопросов был посвящен электронной библиотеке СГМУ. Будучи студентами, только 30% опрошенных пользовались информацией, предоставленной на этой электронной платформе, при этом большая часть никогда к этому ресурсу не обращалась. Исходя из результатов анкетирования, большая часть бывших студентов, не знали о существовании данного образовательного ресурса. Причина этого - недостаточная осведомленность обучающихся. Во время образовательного процесса единицы преподавателей акцентировали свое внимание на электронную библиотеку. Многие студенты написали о том, что даже не слышали о таком ресурсе.

Далее следовало получить оценку информативности электронной библиотеки СГМУ по 5-бальной шкале с позиции студентов ординатуры. Статистика учитывалась по выборке из 30%, которые обращались к сайту: только 25% были удовлетворены качеством информации. При этом самые низкие баллы поставила значительно большая группа респондентов, из тех, которые когда-либо пользовались данным ресурсом. Соот-

ветственно данная часть цифровых компетенций, развита у обучающихся меньше всего, а именно умение работать с ресурсами, или ресурсодобывающая. Вывод из данной части опроса следующий - несмотря на созданные условия развития цифровых компетенций, а именно цифровой образовательной среды, участники педагогического взаимодействия не приспособлены к полноценной и продуктивной работе с цифровыми ресурсами. Поэтому необходима разработка профилактических мер по вхождению в цифровую среду у обучающихся и студентов, чтобы экономить ресурсы вуза.

В заключения стоит отметить, что по результатам проведённого анкетирования большинство студентов не удовлетворено информативностью образовательных цифровых ресурсов, информативность образовательного портала не соответствует запросам студентов-ординаторов. Самая распространенная причина недовольства со стороны обучающихся работой портала - это технические сбои. Большая часть информации, содержащаяся на страницах образовательного портала по мнению студентов ординатуры неактуальная (относится не ко всем курсам и профильным предметам). 75% студентов никогда не пользовались электронной библиотекой СГМУ из-за недостаточной осведомленности о её существовании. Таким образом, можно констатировать факт о востребованности технического совершенствования цифровых технологий образовательного процесса вуза, а также об осведомлённости со стороны обучающихся предоставляемых им цифровых инструментов для обучения. Соответственно сформиро-ванность цифровых компетенций участников педагогического взаимодействия нуждается в более подробном изучении для обеспечения качества образования и внедрения инноваций в образовательный процесс с дальнейшим развитием научной деятельности вуза, поскольку наука подразумевает базу для реализации инновационных идей.

Список литературы:

[1] Абдуллаева У.К. Значение интерактивных методов обучения в совершенствовании уровня клинических знаний студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. -2019. - Т. 10, № 1 (33). - С. 29-34.

[2] Владимирский А.В., Андреев А.И. Образовательные аспекты телемедицины // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. - 2018. - № 1-2 (6-7). - С. 43-54.

[3] Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник НВГУ. - 2019. - № 1. - С. 17-24.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

[4] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[5] Евдокимова А.И. Цифровая трансформация учебно-познавательной деятельности студентов как индикатор развития вузовской науки // Человеческий капитал. - 2021. - № 9 (153). - С. 46-56.

[6] Евдокимова А.И. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий / А.И. Евдокимова, Т.В. Перевозникова, Л.О. Сердюкова, Л.В. Славнецкова // Образование и право. - 2020.

- № 9. - С. 377-384.

[7] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Педагогические аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Образование и право. - 2020. - № 12. - С. 217-225.

[8] Евдокимова А.И., Храмова М.А. Из опыта интеграции цифровых технологий в дистанционное дополнительное образование // Образование и право. - 2021. - № 4. - С. 364-370.

[9] Игнатьев С.А. Применение информационных технологий в кластере отраслей образования и здравоохранения / С.А. Игнатьев, С.В. Сле-сарев, С.В. Федюков, М.А. Терехова // Педагогическая информатика. - 2020. - № 1. - С. 57-65.

[10] Клоктунова Н.А. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой экономики / Клок-тунова Н.А., Федюков С.В., Барсукова М.И., Сле-сарев С.В. // Педагогическая информатика. - 2021.

- № 2. - С. 138-144.

[11] Клоктунова Н.А. Значимость сетевого обучения в высшей школе / Н.А. Клоктунова, И.В. Таньчева, А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов // В сборнике: Автоматизация и управление в машино-и приборостроении // Сборник научных трудов. -Саратов, 2020. - С. 129-133.

[12] Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза / Автореферат дис... канд. социол. наук. - Волгоград, 2013. - 22 с.

[13] Клоктунова Н.А. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране / Н.А. Клоктунова, В.А. Соловьева, М.И. Барсукова, А.М. Кузьмин // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 326-340.

[14] Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине // Международный журнал экспе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

риментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 154-156.

[15] Марухно В.М., Овсянникова Е.К. К вопросу о мультимедийных лекциях как форме организации учебного процесса в ВУЗе // Инновации в образовании // Материалы IX региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. - Краснодар, 2018. -С. 193-195.

[16] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2015. - С. 487-493.

[17] Морозов А.В. Модернизация системы управления персоналом образовательной организации // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы // Сборник статей по итогам XIV Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 591-594.

[18] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: АСО, 2015. - С. 256-261.

[19] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сборнике: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 188-194.

[20] Морозов А.В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах / Ответственный редактор О.И. Кабалина. - М.: МГОУ, 2019. - С. 63-69.

[21] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвя-

щенная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[22] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Особенности электронного образования в условиях циф-ровизации // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 2 (38). - С. 62-68.

[23] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.

[24] Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» по Национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://edu-frn.spb.ru/ files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpm O6sd33.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

[25] Постановление Правительства РФ от 2 октября 2021 г. № 1678 «О проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/ 402790897/ (дата обращения 08.10.2021).

[26] Приказ Минздрава РФ и Российской академии медицинских наук от 27 августа 2001 г. № 344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» URL: https://base. garant.ru/4177911/#friends (дата обращения 02.10.2021).

[27] Солдатова Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова // Монография. - М.: Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

[28] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_191669 / (дата обращения: 24.08.2021).

[29] Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://normativ.kontur. ru/ document?moduleId=1& documentId=401528 (дата обращения: 15.09.2021)

[30] Федонников А.С. Цифровая онлайн коммуникация как практика решения социальных проблем института медицины / А.С. Федонников, Е.А. Андриянова, Н.В. Гришечкина // В сборнике: Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов // Сборник докладов VI Всероссийского социологического кон-

гресса / Отв. редактор В.А. Мансуров. - Саратов, 2020. - С. 2645-2656.

[31] Федорчук Ю.М., Морозов А.В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. - 2021. - Т. 1. -№ 2. - С. 73-81.

[32] Яковлева Е.В. Цифровая компетенция: подходы к определению понятия // Педагогическое образование и наука. - 2020. - № 6. - С. 99-107.

[33] Morozov A.V., Kozlov О.А. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

Spisok literatury:

[1] Abdullaeva U.K. Znachenie interaktivnyh metodov obucheniya v sovershenstvovanii urovnya klinicheskih znanij studentov // Medicinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie. - 2019. - T. 10, № 1 (33). - S. 29-34.

[2] Vladimirskij A.V., Andreev A.I. Obrazova-tel'nye aspekty telemediciny // Zhurnal telemediciny i elektronnogo zdravoohraneniya. - 2018. - № 1-2 (6-7). - S. 43-54.

[3] Volkova I.A., Petrova V.S. Formirovanie cifrovyh kompetencij v professional'nom obrazovanii // Vestnik NVGU. - 2019. - № 1. - S. 17-24.

[4] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[5] Evdokimova A.I. Cifrovaya transformaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov kak indikator razvitiya vuzovskoj nauki // Chelovecheskij kapital. - 2021. - № 9 (153). - S. 46-56.

[6] Evdokimova A.I. Format distancionnogo obucheniya v razreze pedagogicheskogo opyta osvoeniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij / A.I. Evdokimova, T.V. Perevoznikova, L.O. Serdyukova, L.V. Slavneckova // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 9. - S. 377-384.

[7] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Pedagog-icheskie aspekty integracii vuzovskoj nauki v nacion-al'nuyu innovacionnuyu sistemu // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 12. - S. 217-225.

[8] Evdokimova A.I., Hramova M.A. Iz opyta integracii cifrovyh tekhnologij v distancionnoe dopol-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

nitel'noe obrazovanie // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 4. - S. 364-370.

[9] Ignat'ev S.A. Primenenie informacionnyh tekhnologij v klastere otraslej obrazovaniya i zdra-voohraneniya / S.A. Ignat'ev, S.V. Slesarev, S.V. Fed-yukov, M.A. Terekhova // Pedagogicheskaya informa-tika. - 2020. - № 1. - S. 57-65.

[10] Kloktunova N.A. Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyah cifrovoj ekonomiki / Kloktunova N.A., Fedyukov S.V., Barsukova M.I., Slesarev S.V. // Pedagogicheskaya informatika. - 2021. - № 2. - S. 138-144.

[11] Kloktunova N.A. Znachimost' setevogo obucheniya v vysshej shkole / N.A. Kloktunova, I.V. Tan'cheva, A.I. Evdokimova, N.A. Evdokimov // V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii // Sbornik nauchnyh trudov. - Saratov, 2020. - S. 129-133.

[12] Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategij professionalizacii studentov medicinskogo vuza / Avtoreferat dis... kand. sociol. nauk. - Volgograd, 2013. - 22 s.

[13] Kloktunova N.A. Izuchenie kognitivnyh pro-cessov obuchayushchihsya pri poiske obrazova-tel'noj informacii na ekrane / N.A. Kloktunova, V.A. Solov'eva, M.I. Barsukova, A.M. Kuz'min // Perspek-tivy nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 3 (39). - S. 326-340.

[14] Maruhno V.M. Distancionnoe obrazovanie v medicine // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimen-tal'nogo obrazovaniya. - 2012. - № 4-2. - S. 154156.

[15] Maruhno V.M., Ovsyannikova E.K. K voprosu o mul'timedijnyh lekciyah kak forme organ-izacii uchebnogo processa v VUZe // Innovacii v obrazovanii // Materialy IX regional'noj mezhvu-zovskoj uchebno-metodicheskoj konferencii s mezh-dunarodnym uchastiem. - Krasnodar, 2018. - S. 193195.

[16] Morozov A.V. Innovacionnye obrazova-tel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevu-zovskogo obrazovaniya // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii // Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. redaktor A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487-493.

[17] Morozov A.V. Modernizaciya sistemy upravleniya personalom obrazovatel'noj organizacii // V sbornike: Sovremennyj menedzhment: problemy i perspektivy // Sbornik statej po itogam XIV Mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod red. E.A. Gorbashko, I.V. Fedoseeva. - SPb.: Izd-vo SPb-GEU, 2019. - S. 591-594.

[18] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Inno-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

vacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': ASO, 2015. - S. 256-261.

[19] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremen-nyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacionnye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov // Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj.

- Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.

[20] Morozov A.V. Sovremennye podhody k probleme formirovaniya kompetencij i kompetentnosti // V sbornike: Aktual'nye problemy teorii i praktiki psi-hologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i lingvo-didakticheskih issledovanij // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.

V 2-h tomah / Otvetstvennyj redaktor O.I. Kabalina.

- M.: MGOU, 2019. - S. 63-69.

[21] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //

V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N. Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[22] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Osobennosti elektronnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2020. - № 2 (38). - S. 62-68.

[23] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3.

- S. 262-267.

[24] Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» po Nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BC-saWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (data obrashcheniya: 12.09.2021).

[25] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 oktya-brya 2021 g. № 1678 «O provedenii eksperimenta po formirovaniyu cifrovyh dokumentov ob obrazovanii posredstvom modulya «Edinyj reestr cifrovyh dokumentov ob obrazovanii» federal'noj informacionnoj sistemy «Federal'nyj reestr svedenij o dokumentah ob obrazovanii i (ili) o kvalifikacii, dokumentah ob obuchenii». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/ 402790897/ (data obrashcheniya 08.10.2021).

[26] Prikaz Minzdrava RF i Rossijskoj akademii medicinskih nauk ot 27 avgusta 2001 g. № 344/76 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya telemedicinskih tekhnologij v Rossijskoj Federacii i plana ee real-

izacii» URL: https://base.garant.ru/4177911/#friends (data obrashcheniya 02.10.2021).

[27] Soldatova G.U. Cifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issle-dovaniya / G.U. Soldatova, T.A. Nestik, E.I. Rasska-zova, E.Yu. Zotova // Monografiya. - M.: Fond Razvi-tiya Internet, 2013. - 144 s.

[28] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 191669/ (data obrashcheniya: 24.08.2021).

[29] Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (v red. ot 02.07.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: https://nor-mativ.kontur. ru/document?moduleId=1& documen-tId=401528 (data obrashcheniya: 15.09.2021)

[30] Fedonnikov A.S. Cifrovaya onlajn kommu-nikaciya kak praktika resheniya social'nyh problem instituta mediciny / A.S. Fedonnikov, E.A. Andri-yanova, N.V. Grishechkina // V sbornike: Sociologiya

i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov // Sbornik dokladov VI Vserossijskogo soci-ologicheskogo kongressa / Otv. redaktor V.A. Mansu-rov. - Saratov, 2020. - S. 2645-2656.

[31] Fedorchuk Yu.M., Morozov A.V. Strategiya razvitiya obrazovaniya: ot mezhdunarodnogo urovnya do urovnya obrazovatel'noj organizacii // Global'naya ekonomika i obrazovanie. - 2021. - T. 1. - № 2. - S. 73-81.

[32] Yakovleva E.V. Cifrovaya kompetenciya: podhody k opredeleniyu ponyatiya // Pedagogich-eskoe obrazovanie i nauka. - 2020. - № 6. - S. 99-107.

[33] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.