Научная статья на тему 'Педагогика волонтёрства: противоречия, проблемы и перспективы'

Педагогика волонтёрства: противоречия, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY OF VOLUNTEERING / INSTITUTE OF VOLUNTEERING / CONTRADICTIONS / PROBLEMS / PROSPECTS / COMPETENCIES / DISCIPLINE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЁРСТВА / ИНСТИТУТ ВОЛОНТЁРСТВА / ПРОБЛЕМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСЦИПЛИНА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И., Пономарев В.Д.

В статье рассматриваются противоречия педагогики волонтёрства, отмечая, что основой данного феномена служит институт волонтёрства как многофакторная-обусловленная развивающаяся система имеет степень свободы, но при этом подвержен существенным ограничениям как внутреннего, так внешнего характера. Авторами выделены три группы педагогических противоречий феномена педагогики волонтёрства, к которым относятся социально-педагогические противоречия, отражающие несоответствия между социальными процессами общества, потребности и необходимости в институализированной волонтёрской деятельности и недостаточной разработанностью педагогической системы поддержки деятельности института волонтёрства, как эффективного средства вовлечения участников процесса в социально-культурную практику; организационно-педагогические (включая профессионально-педагогические) противоречия, которые возникают в самой педагогической системе института волонтёрства, в процессе организации учебно-творческой и профессиональной деятельности участников данного процесса; личностно-творческие противоречия внутри личности участников процесса, в том числе студентов как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе отражает причины становления профессионального развития личности. В статье авторы акцентируют внимание на то, что содержание дисциплины «Педагогика волонтёрства» планируется как системная подготовка студентов, в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». В качестве наиболее значимых элементов в изучении педагогики волонтёрства можно назвать следующие: психолого-педагогический анализ социально-культурных явлений и проблем общества; моделирование социальных ситуаций и определение путей их решения; психолого-педагогическая диагностика; педагогические технологии с отдельными целевыми группами; технологии волонтёрской деятельности с отдельными целевыми группами; психолого-педагогическая подготовка волонтёра-специалиста социально-культурной сферы; профориентационная деятельность. При этом, авторами отмечается, что педагогика волонтёрства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теории и практики социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов. Авторы утверждают, что перечисленные в статье аспекты являются основой привлечения внимания к дисциплине «Педагогика волонтёрства», которая способствует формированию компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования; позволяют рассмотреть возможность включения данной дисциплины в образовательный процесс по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильковская М.И., Пономарев В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF VOLUNTEERING: CONTRADICTIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses contradictions of the pedagogy of volunteering, noting that the basis of this phenomenon is the institution of volunteering, as a multifactorial-conditioned developing system has a degree of freedom, but it is subject to significant limitations of both internal and external nature. The authors have identified three groups of pedagogical contradictions in the phenomenon of pedagogy of volunteering, which include socio-pedagogical contradictions reflecting inconsistencies between social processes in society, the needs and need for institutionalized volunteering and the insufficiently developed pedagogical system supporting the activities of the institute of volunteering as an effective means of involving participants in the process of cultural practice; organizational and pedagogical (including professional and pedagogical) contradictions that arise in the very pedagogical system of the institute of volunteering, in the process of organizing educational, creative and professional activities of participants in this process; personality and creative contradictions within the personality of participants in the process, including students as a subject of the educational process in a higher education institution, reflect the reasons for the development of a person’s professional development. In the article, the authors emphasize that the contents of the discipline “Pedagogy of Volunteering” is planned as a systematic preparation of students, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education bachelor degree in the direction of training 51.03.03 “Social and cultural activities”. The most significant elements in the study of the pedagogy of volunteering include the psychological and pedagogical analysis of socio-cultural phenomena and problems of society; modeling of social situations and identifying ways to solve them; psychological and pedagogical diagnostics; pedagogical technologies with separate target groups; technology volunteering with individual target groups; psychological and pedagogical training of a volunteer social and cultural specialist; career guidance activities. The authors note that the pedagogy of volunteering involves the complex use of tools, forms and methods of pedagogy and provides a positive trend not only in gaining knowledge of the theory and practice of social and cultural activities, but also in the development of students’ social and cultural creativity. The authors claim that the aspects listed in the article are the basis for attracting attention to the disciplinePedagogy of Volunteering”, which contributes to the formation of the competencies established by the federal state educational standard of higher education; allow to consider the possibility of including this discipline in the educational process of “Social and cultural activities”.

Текст научной работы на тему «Педагогика волонтёрства: противоречия, проблемы и перспективы»

УДК 379.815

Vasilkovskaya M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: margo197411@rambler.ru

Ponomarev V.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: ponomarev63@mail.ru

PEDAGOGY OF VOLUNTEERING: CONTRADICTIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS. The article discusses contradictions of the pedagogy of volunteering, noting that the basis of this phenomenon is the institution of volunteering, as a multifactorial-conditioned developing system has a degree of freedom, but it is subject to significant limitations of both internal and external nature. The authors have identified three groups of pedagogical contradictions in the phenomenon of pedagogy of volunteering, which include socio-pedagogical contradictions reflecting inconsistencies between social processes in society, the needs and need for institutionalized volunteering and the insufficiently developed pedagogical system supporting the activities of the institute of volunteering as an effective means of involving participants in the process of cultural practice; organizational and pedagogical (including professional and pedagogical) contradictions that arise in the very pedagogical system of the institute of volunteering, in the process of organizing educational, creative and professional activities of participants in this process; personality and creative contradictions within the personality of participants in the process, including students as a subject of the educational process in a higher education institution, reflect the reasons for the development of a person's professional development.

In the article, the authors emphasize that the contents of the discipline "Pedagogy of Volunteering" is planned as a systematic preparation of students, in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education - bachelor degree in the direction of training 51.03.03 "Social and cultural activities". The most significant elements in the study of the pedagogy of volunteering include the psychological and pedagogical analysis of socio-cultural phenomena and problems of society; modeling of social situations and identifying ways to solve them; psychological and pedagogical diagnostics; pedagogical technologies with separate target groups; technology volunteering with individual target groups; psychological and pedagogical training of a volunteer social and cultural specialist; career guidance activities. The authors note that the pedagogy of volunteering involves the complex use of tools, forms and methods of pedagogy and provides a positive trend not only in gaining knowledge of the theory and practice of social and cultural activities, but also in the development of students' social and cultural creativity. The authors claim that the aspects listed in the article are the basis for attracting attention to the discipline "Pedagogy of Volunteering", which contributes to the formation of the competencies established by the federal state educational standard of higher education; allow to consider the possibility of including this discipline in the educational process of "Social and cultural activities".

Key words: pedagogy of volunteering, institute of volunteering, contradictions, problems, prospects, competencies, discipline, socio-cultural activities.

М.И. Васильковская, канд. пед. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: margo197411@rambler.ru

ВД. Пономарев, д-р пед. наук, проф., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: ponomarev63@mail.ru

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЁРСТВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются противоречия педагогики волонтёрства, отмечая, что основой данного феномена служит институт волонтёрства - как мно-гофакторная-обусловленная развивающаяся система имеет степень свободы, но при этом подвержен существенным ограничениям как внутреннего, так внешнего характера. Авторами выделены три группы педагогических противоречий феномена педагогики волонтёрства, к которым относятся социально-педагогические противоречия, отражающие несоответствия между социальными процессами общества, потребности и необходимости в институали-зированной волонтёрской деятельности и недостаточной разработанностью педагогической системы поддержки деятельности института волонтёрства, как эффективного средства вовлечения участников процесса в социально-культурную практику; организационно-педагогические (включая профессионально-педагогические) противоречия, которые возникают в самой педагогической системе института волонтёрства, в процессе организации учебно-творческой и профессиональной деятельности участников данного процесса; личностно-творческие противоречия внутри личности участников процесса, в том числе студентов как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе отражает причины становления профессионального развития личности.

В статье авторы акцентируют внимание на то, что содержание дисциплины «Педагогика волонтёрства» планируется как системная подготовка студентов, в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». В качестве наиболее значимых элементов в изучении педагогики волонтёрства можно назвать следующие: психолого-педагогический анализ социально-культурных явлений и проблем общества; моделирование социальных ситуаций и определение путей их решения; психолого-педагогическая диагностика; педагогические технологии с отдельными целевыми группами; технологии волонтёрской деятельности с отдельными целевыми группами; психолого-педагогическая подготовка волонтёра-специалиста социально-культурной сферы; профориентационная деятельность. При этом, авторами отмечается, что педагогика волонтёрства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теории и практики социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов. Авторы утверждают, что перечисленные в статье аспекты являются основой привлечения внимания к дисциплине «Педагогика волонтёрства», которая способствует формированию компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования; позволяют рассмотреть возможность включения данной дисциплины в образовательный процесс по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

Ключевые слова: педагогика волонтёрства, институт волонтёрства, проблемы, противоречия, перспективы, компетенции, дисциплина, социально-культурная деятельность.

В современных социально-экономических условиях в России перед учреждениями высшего образования возникает проблема выбора образовательных технологий обучения, дающих возможность выпускникам готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической, педагогической, организационно-управленческой, проектной, художественно-творческой; при этом формировать компетенции: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные. Решение данной проблемы возможно в организации обучения студентов вуза теории и практики реализации волонтёрской деятельности, а именно в деятельности института волонтёрства молодежи в социально-культурой сфере.

Под институтом волонтёрства нами понимается социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности [1].

Основываясь на исследованиях ученых Е.С. Азаровой, С.В. Алещенок, Е.В. Акимовой, Л.В. Вандышевой, ПП. Медведевой, Л.Е. Никитиной, Е.А. Олениной ПВ. Пановой, С.В. Тетерского и др., волонтёрскую деятельность можно рассматривать как важный психолого-педагогический ресурс для приобретения обучающихся высшей школы жизненного, практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного

восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально-значимых качеств личности [2].

Анализ изученной литературы и опыт организации волонтёрской деятельности студентов вуза позволяет нам акцентировать внимание на том, что лич-ностно-профессиональное развитие обучающихся в высшей школе происходит более эффективно на основе их участия в деятельности института волонтёрства, связанных возможностью осуществлять социально-значимую деятельность в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Отметим, что источником функционирования и развития педагогического процесса, в том числе и волонтёрской деятельности, являются противоречия. Противоречие - это положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним. В педагогическом словаре противоречие определяется как несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения [3, с. 89].

Рассматривая противоречия педагогики институализированного волонтёр-ства, отметим, что институт волонтёрства - как многофакторная-обусловленная развивающаяся система имеет степень свободы, но при этом подвержен существенным ограничениям как внутреннего, так внешнего характера. Но при этом,

в педагогике института волонтёрства большое значение оказывают возрастные, индивидуальные, культурные и профессиональные особенности личности участников процесса. Все это порождает в ней внутренние противоречия различного рода, которые могут выступать стимулом или препятствием для дальнейшего эффективного развития института волонтёрства и внедрения педагогики института волонтёрства в образовательный процесс высших учебных заведения.

Анализ научных исследований позволил нам выделить три группы педагогических протворечий феномена педагогики волонтёрства. Социально-педагогические противоречия отражают несоответствия между социальными процессами общества, потребности и необходимости в институализированной волонтёрской деятельности и недостаточной разработанностью педагогической системы поддержки деятельности института волонтёрства, как эффективного средства вовлечения участников процесса в социально-культурную практику.

Организационно-педагогические (включая профессионально-педагогические) противоречия возникают в самой педагогической системе института волонтёрства, в процессе организации учебно-творческой и профессиональной деятельности участников данного процесса. В данном случае возникает противоречие между имеющимся развивающим потенциалом института волонтёрства и недостаточной разработанностью методики формирования и развития профессиональных качеств участников института волонтёрства, в том числе и студенческой молодежи, как социально-педагогической практики творческого развития и самореализации личности.

Личностно-творческие противоречия внутри личности участников процесса, в том числе студентов как субъекта учебно-воспитательного процесса в вузе отражает причины становления профессионального развития личности. Высшая школа должна подготовить советующие требованиям времени кадры для социально-культурной сферы - специалистов ярких, интересных, инициативных, которые хотят работать и добиваться новых профессиональных высот

Стратегию подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности в высшей школе определяют ряд нормативно-правовых документов, среди которых выделим Основы государственной культурной политики, стратегия государственной культурной политики, основные положения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат, примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» [4].

Модернизация российского высшего образования, сопряжение Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, реализация компетентностного подхода при формировании образовательных программ определяют приоритетность учета требований работодателей к уровню подготовки выпускников вузов. Традиционной для вузов культуры является подготовка кадров для учреждений социально-культурной сферы. Важнейшим опытом для вузов культуры в области образования и обеспечения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности выступает проект-ноориентированная политика, в которой тесно связаны образование, культура, экономика, бизнес и социальная политика - ведущие типы социально-культурной, творческой и деловой активности [5].

Определяющим фактором совершенствования подготовки кадров для данных учреждений всегда были и остаются потребности практической деятельности в учреждениях социально-культурной сферы, поэтому важным аспектом подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является развитие партнерских отношений между учреждениями высшего образования и учреждениями социально-культурной сферы, позволяющая осуществлять поиск эффективных практико-ориентированных технологий формирования универсальных, общепрофессинальных и профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

В настоящее время выпускник по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, в том числе о волонтёрстве.

Волонтёрская деятельность молодежи может стать этапом профессионального становления личности, при этом, основные задачи педагогики волонтёрства, как самостоятельной дисциплины или отдельного раздела (модуля) дисциплины «Педагогика досуга» соответствуют требованиям к результатам освоения программы бакалавриата, а именно категориям универсальных компетенций, таких как:

Библиографический список

- системное и критическое мышление (УК-1);

- разработка и реализация проектов (УК-2);

- командная работа и лидерство (УК-3);

- коммуникация (УК-4);

- межкультурное взаимодействие (УК-5);

- самоорганизация и саморазвитие (в том числе и здоровьесбережение) (УК-6, УК-7);

- безопасность жизнедеятельности (УК-8).

Содержание дисциплины «Педагогика волонтёрства» планируется как системная подготовка студентов, в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».

В качестве наиболее значимых элементов в изучении педагогики волонтёр-ства можно назвать следующие:

- психолого-педагогический анализ социально-культурных явлений и проблем общества;

- моделирование социальных ситуаций и определение путей их решения;

- психолого-педагогическая диагностика;

- педагогические технологии с отдельными целевыми группами;

- технологии волонтёрской деятельности с отдельными целевыми группами;

- психолого-педагогическая подготовка волонтёра-специалиста социально-культурной сферы;

- профориентационная деятельность.

При этом, считаем важным становление волонтёра, опираясь на уровне-вый подход, где каждый уровень представляет собой совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, обеспечивающая выпускника способностью осуществлять профессиональную деятельность в следующих областях: а) образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, дополнительного образования детей и взрослых); б) социальное обслуживание (в сфере социального обеспечения; в сфере удовлетворения культурных потребностей социально-незащищенных групп населения посредством приобщения к социально-культурной деятельности; в) культура и искусство (в сфере технических процессов художественной деятельности); г) в сфере реализации государственной культурной политики; д) в сфере организации деятельности учреждений культуры, способствующей культурному развитию населения, содействию культурно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, а также организации свободного времени и стимулирования социально-культурной активности населения России [4].

Вместе с тем, педагогика волонтёрства в сфере досуга призвана раскрываь сущность, закономерности формирования и развития института волонтёрства, его психолого-педагогическое обеспечение, средства, формы, методы и практические пути реализации волонтёрской деятельности, а так же способы повышения её результативности.

В процессе изучения «Педагогика волонтёрства» и включение её в дисциплины основной образовательной программы, по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», студенты смогут овладеть профессиональными умениями и навыками в сфере реализации технологий и форм организации современной социально- культурной деятельности; могут участвовать в разработке и реализации крупных и локальных социально культурных акций и проектов различного уровня, формирующих у студентов представление об особенностях современной социально-культурной деятельности Российской Федерации.

Отметим, что педагогика волонтёрства предполагает комплексное применение средств, форм и методов педагогики и обеспечивает положительную тенденцию не только в получении знаний теории и практики социально-культурной деятельности, а также в развитии социально-культурного творчества студентов.

Именно данные аспекты являются основой привлечения внимания к дисциплине «Педагогика волонтёрства» способствующей формированию компетенций установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, а так же и включения её в образовательный процесс для обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность».

1. Васильковская М.И. Педагогика волонтёрства в подготовке бакалавров социально-культурной деятельности. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Казань: КазГИК, 2018 № 2: 115 - 117.

2. Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтёрства в молодёжной среде. Вестник МГУКИ. Москва: МГИК, 2018, № 4 (84): 142 - 152.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Available at: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

5. Пономарёв В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово: КемГИК, 2016; 37-2: 175 - 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.