Научная статья на тему 'Ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий"'

Ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кормакова В. Н.

В статье анализируются ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, позволяющие прогнозировать, проектировать, корректировать и повышать эффективность исследуемого процесса в разнообразных, изменяющихся условиях. Обоснована единая структура тенденций самоопределения старшеклассников, каждая из которых находит свое выражение в реализации нескольких принципов, обеспечивая целостность и динамичность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кормакова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий"»

УДК 377.35

ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В СФЕРЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ"

В. Н. Кормакова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

Kormakova@bsu.edu.ru

В статье анализируются ведущие тенденции и принципы самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, позволяющие прогнозировать, проектировать, корректировать и повышать эффективность исследуемого процесса в разнообразных, изменяющихся условиях. Обоснована единая структура тенденций самоопределения старшеклассников, каждая из которых находит свое выражение в реализации нескольких принципов, обеспечивая целостность и динамичность данного процесса.

Ключевые слова: ведущие тенденции, принципы, самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий.

Тенденция выражает определенный порядок устойчивой связи между явлениями, при котором изменения одних компонентов педагогического явления могут вызывать изменения других. Процесс самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий как самостоятельно развивающаяся система испытывает на себе влияние тенденций развития образовательной системы, социокультурной среды и обратно, поэтому исследование данного феномена должно быть направлено на выявление основных зависимостей их функционирования и развития. В данном случае мы можем говорить только об определенных тенденциях процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, знание которых позволит обеспечить его коррекцию и прогнозировать его результаты и возможности в других обстоятельствах.

В тенденциях заложено указание на конкретные педагогические ориентиры разработки принципов (В. В. Краевский). Принцип, являясь выражением научных результатов в практических целях, служит общим условием повышения педагогической деятельности в целом и субъектов процесса самоопределения, в частности. Ведущие тенденции процесса самоопределения в сфере рабочих профессий отражают обобщенные знания об этом процессе, а вытекающие из них принципы - в сфере практической деятельности, определяя стратегию и тактику деятельности субъектов процесса самоопределения. Принципы самоопределения в сфере рабочих профессий, таким образом, являются основополагающими предписаниями, которые обусловлены соответствующими тенденциями, следование которым есть необходимое условие успешной реализации процесса самоопределения. Все принципы между собой взаимосвязаны: каждый предполагает другие и реализуется при условии осуществления всех остальных. Тем самым тенденции и принципы связывают между собой теоретические положения и практическую реализацию исследования. В соответствии с этим мы выделяем единую структуру ведущих тенденций процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, каждая из которых находит свое выражение в реализации нескольких принципов.

Тенденция детерминации и развития определяет зависимость реализации процесса самоопределения в сфере рабочих профессий от особенностей внутреннего мира личности старшего школьника, степени развития его внутренней свободы и активности, направленной на личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию в учебно-профессиональной деятельности.

* Статья выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.). Соглашение № 14.А18.21.0042.

Самоопределение - одна из сложных форм работы внутреннего мира личности, переработки жизненного опыта, постановки жизненных и профессиональных целей, выработки собственной жизненной и профессиональной позиции, соответствующих убеждений [1]. Каждый человек пытается не только проникнуть в свой внутренний мир, сколько понять себя в нем в целях дальнейшего проектирования жизненных стратегий и профессионального пути. Самоопределение и жизненный путь - процессы, которые могут изменять друг друга на определенных этапах жизни: «Важно, насколько и когда личность становится субъектом своей жизни и самоопределения» [1, с. 79], насколько она свободна в этом. Свобода как избирательная активность личности характеризуется самостоятельностью и сознательностью, которые позиционируют личность как субъекта самоопределения. То есть личность имеет возможность осуществлять свой выбор (в том числе выбор сферы будущей профессиональной деятельности) среди альтернативных вариантов (жизненных стратегий и тактик самоопределения). При этом, «...свобода делает личность ответственной за принятое решение (выбор), как перед собой, так и перед обществом» [2, с. 124]. Самореализация в будущей профессии как цель самоопределения в сфере рабочих профессий, будучи свободной деятельностью, зависит от внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, прежде всего, от степени признания и принятия личностью старшего школьника целей общества; взаимосвязи самопознания, саморегуляции и самовоспитания как относительно самостоятельных этапов самореализации и механизмов самоопределения. Данная тенденция находит отражение в реализации принципов взаимодействия, активности, непрерывности.

Принцип взаимодействия определяет диалектическое взаимодействие внутренних факторов самоопределения в сфере рабочих профессий и осознаваемых и принимаемых внешних (социокультурных) воздействий. Отметим, что самоопределение, являясь выражением особенностей внутреннего мира личности, все же в большей степени определяется внутренними условиями как побудительными причинами, чем внешними стимулами окружающей среды: потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом деятельности. Однако внешние условия, действуя через внутренние, активно воспринимаются и преломляются личностью.

Принцип активности утверждает созидающую сущность процесса самоопределения в сфере рабочих профессий. Самоопределение понимается нами как ориентация только на активное самосовершенствование личности. Активность в этом случае имеет созидающий характер, подразумевая личностное и профессиональное приращение старшего школьника. Осуществляя связь с предыдущим принципом, принцип активности задает ориентацию процесса самоопределения в сфере рабочих профессий в направлении максимального использования личностью внутренних ресурсов и их возможностей, определяемых изменением условий социокультурной среды.

Принцип непрерывности заключается в том, что процесс самоопределения в сфере рабочих профессий идет непрерывно, меняется лишь скорость происходящих изменений. Учитывая, что при плавном изменении условий поведение может изменяться скачком, это дает нам основание выделить этапы-уровни процесса самоопределения в сфере рабочих профессий. При этом мы подчеркиваем цикличный характер процесса самоопределения в сфере рабочих профессий как повторение на более высоком уровне, используя предыдущие достижения для дальнейшего самоопределения и саморазвития: каждый следующий виток представляет собой новое качество - личность проходит качественно новые состояния. На практике данный принцип означает формирование профессионально важных качеств, освоение новых знаний и способов самоопределения в сфере рабочих профессий в соответствии с индивидуальным опытом старшеклассника, уже имеющимися личностными качествами, знаниями и умениями, то есть обеспечивает единство теоретической и практической подготовки к осуществлению процесса самоопределения.

Тенденция детерминации и развития характеризует общие особенности функционирования и развития процесса самоопределения в сфере рабочих профессий как абстрактного процесса для некоей личности, не учитывая пока особенность его реализации в учебно-профессиональной деятельности школьников при взаимодействии с другими субъектами процесса самоопределения. Процесс самоопределения с позиции его эффективности не может быть замкнутой системой и детерминироваться исключительно внутренними ресурсами самой личности. Согласно положениям синергетики, преобладание изолированности системы приводит к росту дезорганизованности, следовательно, к деградации системы. Открытость же системы способствует увеличению возможностей, следовательно, необходимо дополнить выше обозначенные принципы другими, связанными с социокультурной средой школы и ее субъектами.

Следующая тенденция взаимодействия и взаимодополнения определяет переход старшеклассника от личностного характера к субъектному характеру самоопределения в сфере рабочих профессий в учебно-профессиональной деятельности.

Суть взаимодействия субъектов процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий состоит в органичном сочетании взаимных со-управляющих воздействий: каждый из них выступает причиной и условием эффективного или не эффективного самоопределения другого и одновременно следствием обратного влияния партнеров процесса самоопределения, таким образом, «изолированные» процессы самоопределения интегрируются в единый процесс. При этом происходит взаимопроникновение и взаимодополнение составляющих процессов. Результат такого взаимодействия - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система, подчиняющаяся выше обозначенным общим принципам и специфическим принципам полисубъектности, единства индивидуализации и интеграции, единства положительной и отрицательной обратной связи.

Принцип полисубъектности предполагает повышение активности субъектов самоопределения в сфере рабочих профессий, рассмотрение позиций всех субъектов данного процесса (старшеклассников, их родителей, учителей и др.) как личностно равноправных; он связан с изменением функций субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий, когда субъекты переходят в категорию сотрудничающих между собой. В данном случае особое значение имеют их профессионально-ценностные ориентации, связанные с взаимной заинтересованностью, отношением друг к другу как к самостоятельной ценности и не как к средству достижения своих индивидуальных целей, как способу повышения эффективности совместно осуществляемого процесса самоопределения в сфере рабочих профессий.

Принцип единства индивидуализации и интеграции. Индивидуализация есть необходимый учет особенностей каждого участника процесса самоопределения, то есть учет уникальности пути и освоения механизмов самоопределения в сфере рабочих профессий, определяемого индивидуальными различиями каждой личности. «Процесс индивидуализации начинается с обособления (персонификации) индивида: без такого обособления невозможны ни его существование как индивидуальности, ни эффективная профессиональная деятельность» [2, с. 125]. Интеграция подразумевает синтез «индивидуальных вкладов» (Г. М. Андреева), взаимовлияние субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий друг на друга, взаимовыгодное объединение и дополнение личностных и профессиональных качеств, способов и средств достижения общей цели самоопределения. Эффективность процесса самоопределения в сфере рабочих профессий и возникающие в нем взаимоотношения предопределены индивидуальными особенностями включенных в общую деятельность субъектов, в том числе их личностным опытом: чувствами, переживаниями, эмоциями и т. п. Индивидуализация и интеграция учитывались нами при разработке технологии процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, соответствующих программ, отборе средств в процессе самоопределения старшеклассников и т. д.

Принцип единства положительной и отрицательной обратной связи. Изменение состояния субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий предопределяется также характером обратной связи при их взаимодействии. При рассмотрении процесса самоопределения следует отметить «противоречивое взаимодействие тенденций стабильности, нуждающихся в укреплении отрицательных обратных связей, и тенденций поиска более рациональных способов использования энергии и вещества, необходимо требующих формирования положительных обратных связей» [3, с. 44]. Таким образом, отрицательная обратная связь характеризуется получением информации субъектов друг о друге о том, что некоторый (заданный) результат не достигается, то есть происходит сопоставление результатов процесса с конкретной целью. На основе этой информации субъект с помощью механизмов саморегуляции способен привести собственное движение «в норму» (в соответствие с первоначально заданной траекторией), таким образом, отрицательная обратная связь обеспечивает стабилизирующий эффект, возвращая процесс самоопределения в равновесие.

Для появления новых качеств педагогической системе необходимы положительные обратные связи, призванные усилить личностные изменения субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий в направлении их движения к желаемому состоянию. Именно они определяют переход из одного качественного состояния в другое, обеспечивают условия для активного самоопределения и саморазвития субъекта на основе имеющихся возможностей и информации от участников процесса самоопределения: «...нужны такие положительные связи, которые являлись бы основой обеспечения максимального влияния на мотивационные аспекты личности [4]. Для полноценной реализации процесса самоопределения в сфере рабочих профессий, проходящего различные стадии устойчивости и неустойчивости, необходимо сочетание типов обратной связи при ведущей роли положительной обратной связи, определяющей возможности качественного роста в ходе процесса самоопределения.

Как видим, тенденция детерминации и развития через свои принципы обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного и профессионального потенциала субъектов, тенденция взаимодействия и взаимодополнения характеризует ключевую особенность процесса самоопределения в сфере рабочих профессий - взаимообусловленность составляющих его процессов самоопределения всех участвующих в нем субъектов. При этом идея обратной связи актуализирует следующую проблему: имеется ли необходимость управлять процессом самоопределения в сфере рабочих профессий; если да, какими принципами необходимо при этом руководствоваться. Таким образом, выявляется следующая тенденция, связанная с основным противоречием процесса самоопределения в сфере рабочих профессий между внешним формирующим воздействием и внутренней активностью его субъектов.

Тенденция полисубъектного управления и рефлексивного самоуправления характеризует постепенный переход от внешнего управления к рефлексивному самоуправлению. На начальном этапе процесса самоопределения управляющее направляющее воздействие необходимо, однако внешние воздействия на данный процесс необходимо рассматривать через призму внутренних условий, определяющих его самоорганизацию и саморегуляцию, без навязывания его направления. По мере продвижения субъектов по пути самоопределения в сфере рабочих профессий необходимо постепенное увеличение значимости самоуправления, что в идеале означает приоритет самостоятельности на высоком уровне самосознания. Данная тенденция раскрывается через принципы соответствия, полисубъектного управления и рефлексивного самоуправления, педагогического содействия.

Принцип соответствия характеризует соответствие внешнего социокультурного воздействия внутренней сущности процесса самоопределения в сфере рабочих профессий. При определении цели самоопределения и путей ее достижения субъекты в процессе самосознания, самоактуализации и самоопределения могут придавать (или, наоборот, не придавать) значение внешнему воздействию; оно может иметь разную

степень влияния: существенные изменения в процессе самоопределения возможны лишь в случае, если внутренние условия личности «допускают» их. При активном внешнем воздействии на процесс самоопределения с целью его изменения или интенсификации возможны следующие варианты:

1) у субъектов процесса самоопределения отсутствуют внутренние возможности для противодействия внешнему воздействию, и они пассивно подчиняются, причем данные изменения могут быть как положительными, так и отрицательными: реализуется стратегия формирования - вмешательство во внутренний мир личности, навязывание правил поведения, способов учебно-профессиональной деятельности. Этот вариант основан на традиционном подходе к управлению, согласно которому результат управленческого воздействия есть предсказуемое следствие приложенных усилий [4];

2) субъекты самоопределения имеют достаточно внутренних ресурсов, чтобы не поддаваться внешнему воздействию. В этом случае достаточно велика вероятность стагнации (когда много усилий уходит на противодействие внешнему управлению) или неэффективности самоопределения, поскольку процесс самоопределения в сфере рабочих профессий превращается в этом случае в замкнутую систему, рассчитывая только на собственные силы, негативно воспринимая любые контакты с социокультурной средой;

3) внешнее воздействие на самоопределение активизирует внутренние ресурсы личности старшего школьника, создавая необходимые условия и содействуя переводу процесса самоопределения в сфере рабочих профессий в новое качественное состояние. «Управляющий» в этом случае способствует имеющимся собственным тенденциям самоопределения старшего школьника. В основе такого управления - взаимодействие, со-управление внешних и внутренних факторов.

Таким образом, процесс выбора траектории самоопределения в сфере рабочих профессий представляет собой отбор внешних формирующих воздействий в соотнесении с потенциальными внутренними состояниями личности, результатом которого является появление единственной в конкретных условиях цели, определяющей стратегию самоопределения. Причем, уровень самоуправляемого самоопределения тем выше, чем с большей эффективностью используются внешние ресурсы для этого.

Принцип полисубъектного управления и рефлексивного самоуправления. Качественной характеристикой полисубъектного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у каждого из них (особенно у последнего) развивались способности к самоуправлению своей деятельностью. Управление путем инструкций и рекомендаций не в состоянии заменить деятельность, направленную на достижение самостоятельно поставленной цели, совершающуюся средствами, избранными также самостоятельно. Личность старшего школьника выступает при этом одним из субъектов управления, однако у нее необходимо сформировать соответствующие механизмы самоуправления процессом самоопределения. Одним из таких механизмов является рефлексия, которая обеспечивает не только самоанализ деятельности, но и понимание целей и стратегии управляющего воздействия, принятие и осознание их старшеклассником как личностно значимых и соотнесения с собственными жизненными стратегиями и задачами самоопределения в сфере рабочих профессий. Таким образом, суть данного принципа состоит в побуждении активности, самостоятельности, обеспечении субъектной позиции «управляемых», т. е. старшеклассников, в контексте управления процессом самоопределения в сфере рабочих профессий, в переходе их из позиций «реагирования» в позицию организатора и со-участника собственной деятельности и процесса самоопределения.

Принцип педагогического содействия в идеале предполагает сведение внешнего воздействия «управляющего» к функции консультирования, не ограничивающего личность в реализации своих внутренних ресурсов, сохраняющего свободу выбора решения, проектирования жизненных стратегий, профессиональной карьеры субъекта-

ми, в том числе и выбора оптимальных путей самоопределения в сфере рабочих профессий и методов достижения поставленных целей. Весь смысл управления в этом случае состоит в обеспечении педагогического содействия субъектам с учетом индивидуальных особенностей каждого при их обязательной активности. Практическая реализация данного принципа может выражаться в следующих действиях: совет (содействие в планировании профессиональной карьеры), предложение (предложение адекватных индивидуальным особенностям и возможностям школьника целей его самоопределения, самореализации, саморазвития и/или взаимодействия), помощь, сотрудничество, коучинг, тьюторское сопровождение (содействие в достижении цели) и т. п.

Однако управляющее воздействие на процесс самоопределения (в том числе и самоуправление) должно ориентироваться не только на желания его субъектов, но и на собственные тенденции самоопределения в сфере рабочих профессий как системы. Задача обеспечения целесообразного и эффективного самоопределения в сфере рабочих профессий заключается в создании необходимых условий, при которых субъекты смогут самостоятельно определяться в учебно-профессиональной деятельности таким образом, чтобы продуктивно использовать личностные возможности и качества, индивидуальный жизненный опыт, возможности социокультурной среды школы и семьи.

Тенденция интенсификации и оптимизации определяет зависимость между повышением эффективности процесса самоопределения в сфере рабочих профессий и рациональным использованием личных и коллективных усилий.

Интенсификация трактуется как повышение производительности труда субъектов за единицу времени (Ю. К. Бабанский и др.), где мерой интенсификации является усиление целенаправленности учебно-профессиональной деятельности школьников. При этом речь идет преимущественно об использовании собственных возможностей личности. В контексте самоопределения в сфере рабочих профессий это означает усиление внимания к стимулированию самообразовательной деятельности субъектов при реализации процесса самоопределения в сфере рабочих профессий, создание условий для интенсивного формирования начальных профессиональных умений, самостоятельной мобилизации внутреннего потенциала субъектов в различных ее проявлениях (самоактуализация, саморегуляция, рефлексия). Всестороннее проявление «самости» субъектов свидетельствует об их благополучном самостоятельном продвижении к запланированному качественному результату.

Во избежание потери энергии интенсификацию самоопределения в сфере рабочих профессий целесообразно сочетать с оптимизацией. Оптимальный - лучший для данных условий с точки зрения определенных критериев, где оптимальный результат - максимально возможный в конкретной педагогической ситуации. Мероприятия по оптимизации самоопределения в сфере рабочих профессий предполагают: комплексное решение задач личностного и профессионального самоопределения; выделение приоритетов самоопределения в сфере рабочих профессий и конструирование наиболее целесообразной в конкретных условиях жизненной стратегии; выбор оптимальной (бифуркационной) траектории самоопределения в сфере рабочих профессий; осознанный отбор продуктивных способов решения профессионально ориентированных задач; создание соответствующих психолого-педагогических условий; рефлексия учебно-профессиональной деятельности и процесса самоопределения.

Принципы данной тенденции определяют результаты повышения эффективности процесса самоопределения в сфере рабочих профессий, полученные нами в опытно-экспериментальной работе. Они характеризуют взаимодействие показателей самоопределения в сфере рабочих профессий, их интенсифицирующее влияние друг на друга и на процесс самоопределения в сфере рабочих профессий в целом. Следует отметить, что процесс самоопределения в сфере рабочих профессий на высоких уровнях более динамичен, разнообразен в своих проявлениях, отличается большей целостностью и гибкостью. Это выражается в том, что изменение ключевых компонентов его структуры заставляет реагировать связанные с ними компоненты, что, в свою оче-

редь, влияет на изменение первых компонентов и таким образом процесс самостоятельно интенсифицируется. Принципами данной тенденции являются следующие.

Принцип профессиональной направленности и самореализации отражает ведущую роль интегрального показателя «стремление к самореализации в рабочей профессии» при осуществлении процесса самоопределения в сфере рабочих профессий. При благоприятных условиях, если рабочая профессия воспринимается как сфера самореализации, то есть отвечает жизненным стратегиям личности, если происходят достижения в учебно-профессиональной деятельности, процесс самоопределения в сфере рабочих профессий проходит эффективнее, порождая высокий уровень уважения к себе и удовлетворения собой, чувство идентичности с собой и учебно-профессиональной деятельностью. Реализация данного принципа актуализирует проблему мотивационной готовности субъектов процесса самоопределения к осознанному, самостоятельному овладению рабочей профессией. При неблагоприятных условиях (ошибка в выборе профессии, разочарование в осуществляемой учебно-профессиональной деятельности) самоопределение может тормозиться или блокироваться. Учитель, ориентируясь на самореализацию в своей профессии, стремится и школьника сделать заинтересованным участником процесса по овладению будущей профессией, активизируя его творческий потенциал на пути к вершине самоопределения - самореализации. Стремление к самореализации именно в рабочей профессии выступает одной из движущих сил самоопределения старшего школьника, побуждающей и направляющей его учебно-профессиональную деятельность.

Принцип единства учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Работы исследователей (Е. А. Александрова, А. В. Батаршев, И. Е. Бобрышева, О. Б. Даутова, Ю. Н. Кулюткин, А. Г. Пашков, А. П. Тряпицына и др.), а также результаты наших исследований свидетельствуют о неразделимости учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности для старших школьников. Имеющиеся различия в целях, содержании, методах этих видов деятельности зачастую приводят к их разделению, обусловленному односторонней направленностью личности. Между тем, экспериментальные данные разработанной нами технологии подтверждают, что для самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий эффективно сочетание данных видов деятельности при ведущей роли учебно-профессиональной.

Принцип профессионального самовоспитания завершает ряд ведущих принципов самоопределения в сфере рабочих профессий, так как одна из целей образовательного процесса в школе - создание условий для дальнейшего общего и профессионального самоопределения, самовоспитания и саморазвития. Профессиональное самовоспитание представляет собой вид специальной систематической деятельности старшеклассника, направленной на саморегулирование учебно-профессиональной деятельности, рефлексивное самоуправление, саморазвитие значимых в сфере рабочих профессий качеств личности, удовлетворение потребности личности в профессиональном росте в будущем.

Сформулированные ведущие тенденции и принципы самоопределения в сфере рабочих профессий, будучи взаимно связанными и взаимно зависимыми, образуют иерархическую систему, в которой каждый принцип связан не только с выявленными тенденциями, но и с другими принципами. В своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность реализации процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, выступая теоретико-методологическим обоснованием психолого-педагогических условий эффективности данного самоопределения.

Список литературы

1. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002. - 256 с.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М., 2002.

3. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория и практика / И.А. Шаршов. - М.; Тамбов, 2005.

4. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика / Т.М. Давы-денко. - М.; Белгород, 1995- - 251 с.

LEADING TENDENCIES AND PRINCIPLES OF SELF - DEFINITION OF SENIOR STUDENTS

IN THE FIELD OF WORKING PROFESSIONS

e-mail:

Kormakova@bsu.edu.ru

V. N. Kormakova

Belgorod National Research University

The article analyses the leading tendencies and principles of self - definition of senior students in the field of workiing professions. The paper discusses the efficiency of the process of the study in various changing conditions. It claims the united structure of the tendencies of self - definition of senior students, each of which is expressed in realization of several principles, providing the dynamics of the process.

Key words: leading tendencies, principles, self-definition of senior students in the field of working professions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.