Научная статья на тему 'Полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий'

Полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ГРУППОВОЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОЛИСУБЪЕКТЫ / POLYSUBJECT MANAGEMENT / THE PROCESS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN SELFDETERMINATION IN THE SPHERE OF TRADESMEN JOBS / INDIVIDUAL / GROUP AND ORGANIZATIONAL SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормакова Валентина Николаевна

Статья посвящена исследованию феномена полисубъектного управления процессом самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий. На основе анализа различных подходов в управлении процессом самоопределения старших школьников актуализируется проблема взаимодействия полисубъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий индивидуального, группового и организационного субъектов. Акцентируется внимание на уровнях и функциях управления процессом самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кормакова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the research of polysubject management of the process of senior schoolchildren self-determination in the sphere of tradesmen jobs. The problem of polysubjects interaction of self-determination process in the sphere of tradesmen jobs individual, group and organizational subjects is represented on the basis of the analysis of various approaches to the management of the process of senior schoolchildren self-determination. The author pays attention to the levels and functions of the management of the process of senior schoolchildren self-determination in the sphere of tradesmen jobs.

Текст научной работы на тему «Полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий»

УДК 37.048.45:373.5

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Кормакова Валентина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета психологии

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия kormakova@bsu. edu. ги

Статья посвящена исследованию феномена полисубъектного управления процессом самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий. На основе анализа различных подходов в управлении процессом самоопределения старших школьников актуализируется проблема

взаимодействия полисубъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий - индивидуального, группового и организационного субъектов. Акцентируется внимание на уровнях и функциях управления процессом самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий.

Ключевые слова: полисубъектное управление; процесс самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий; индивидуальный, групповой, организационный полисубъекты.

POLYSUBJECT MANAGEMENT OF THE PROCESS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN SELF-DETERMINATION IN THE SPHERE OF

TRADESMEN JODS

Valentina Kormakova,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogics, the faculty of psychology

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

kormakova@bsu. edu. ru

The article is devoted to the research of polysubject management of the process of senior schoolchildren self-determination in the sphere of tradesmen jobs.

The problem of polysubjects interaction of self-determination process in the sphere of tradesmen jobs - individual, group and organizational subjects - is represented on the basis of the analysis of various approaches to the management of the process of senior schoolchildren self-determination. The author pays attention to the levels and functions of the management of the process of senior schoolchildren self-determination in the sphere of tradesmen jobs.

Keywords: polysubject management; the process of senior schoolchildren selfdetermination in the sphere of tradesmen jobs; individual; group and organizational subjects.

Демократизация жизни, расширение прав и свобод граждан актуализируют полисубъектность общественной жизни. Научное осмысление процесса самоопределения выпускников школ в сфере рабочих профессий показывает, что повышение его эффективности возможно лишь при включении всех субъектов образовательного процесса в поиск направлений его совершенствования, что предполагает мобилизацию их творческого потенциала, а также ресурсов социокультурного окружения.

Основным источником развития процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий является творческая активность его субъектов, пределы которой зависят от структуры управления, от требований, предъявляемых к школьникам ими самими, родителями, учителями, социальными институтами, тем самым усиливая либо снижая активность школьника, воздействуя на механизм мотивации.

Основной путь повышения творческой активности - расширение субъектного поля участников процесса самоопределения, повышение ответственности каждого за индивидуальный участок работы, за реализацию групповых и коллективных целей. Это возможно на основе полисубъектного управления процессом самоопределения старшеклассников, основной смысл которого состоит в предоставлении индивидуальным и групповым субъектам данного процесса максимальной свободы в действиях; во включении их в решение важных для самоопределения профессионально ориентированных задач и создании на этой основе возможности для самореализации в будущей профессиональной деятельности. Представители полисубъектной парадигмы управления (Т.М. Давыденко, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) рассматривают управление как специфический процесс взаимодействия субъектов, направленный на достижение целей системы и реализацию личностных смыслов, их саморазвитие и самореализацию, где взаимодействие понимается как сложный многофакторный процесс, в котором происходит взаимообусловленное изменение и взаимное обогащение взаимодействующих сторон [1; 2]. Существующие подходы к управлению условно можно разделить на две группы.

Первая группа связана с деятельностью общеобразовательных учреждений по обеспечению процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий как объекта управления и направлена на создание условий для самоопределения, самораскрытия и самореализации учащихся и педагогов, что связано с освоением педагогическими коллективами новшеств,

направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с запросами и потребностями учащихся, их родителей, работодателей. Человекоцентристский подход как новая парадигма управления основывается на положении о том, что управление самоопределением должно ориентироваться на личность учащегося. Назначение мотивационного подхода к управлению самоопределением заключается в поиске психологопедагогического стимулирования участников образовательного процесса, обеспечивающего их эффективную деятельность, что позволяет осуществлять функцию управления процессом самоопределения, связанную с созданием организующего и стимулирующего начала в становлении и развитии каждого участника данного процесса. Рефлексивный подход связывает управление с таким влиянием на развитие личности, при котором последней осознается смысл действий и возникает потребность в преобразующей деятельности, происходит развитие способности управляемого к самоуправлению деятельностью в результате его взаимодействия с управляющим [3].

Вторая группа подходов к управлению процессом самоопределения рассматривает его как процесс, направленный на достижение результата. С позиции системного подхода результативность процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий обеспечивается единством понимания задач всеми участниками данного процесса (школьниками, их родителями, учителями, руководителями образовательных учреждений и производственных предприятий, службами занятости населения и др.), единством их действий на основе социального партнерства. Стратегический подход к управлению заключается в разработке программной траектории движения к долгосрочной цели с учетом требуемых для ее достижения ресурсов (В.В. Дудников, Л.И. Фишман), которая способствует эффективному управлению педагогическим коллективом, поскольку программа действий на перспективу создает у субъектов управления представление о будущем, ради которого они работают сегодня. Маркетинговый подход предполагает

ориентацию управляемого объекта - процесс самоопределения в сфере рабочих профессий - на решение задач потребителя образовательных услуг и сосредоточение усилий органа управления образованием на выявлении заказа на образовательные услуги с последующими управленческими действиями, заключающимися в согласовании предоставляемых потребителям образовательных услуг с заказом на них. Реализация маркетингового подхода в управлении процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий позволяет своевременно вносить коррективы в предоставляемые образовательные услуги с учетом изменяющихся в них потребностей.

Информационно-функциональный подход к управлению основан на идее о том, что управление по форме является информационным процессом, состоящим из трех основных этапов: сбор информации о функционировании управляемой системы, переработка информации, принятие управленческого решения. В процессе самоопределения старшеклассников происходит постоянный обмен информацией между управляющей и управляемой подсистемами, внешней средой, по отношению к которой она является подсистемой, в различных формах: посредством команды вышестоящих органов управления образованием и передачи информации обратно от системы в вышестоящие органы управления образованием; взаимовлиянием системы и общества через средства массовой информации; взаимовлиянием системы и потенциальных работодателей и пр. Управление процессом самоопределения носит циклический характер, состоящий из множества различных по времени, объектам, целям управленческих циклов, направленных на обеспечение перевода системы в новое качественное состояние, что создает предпосылки для включения в процесс управления субъектов разного уровня и формирования на этой основе полисубъектного управления.

С позиций синергетического подхода процесс самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий представляет сложную самоорганизующуюся систему, в которой широко представлены процессы

самоорганизации: саморегуляция, самоуправление, индивидуальная и

групповая рефлексия, творческая самореализация субъектов, их самообразование и самовоспитание, становление и развитие индивидуальных и групповых субъектов процесса самоопределения. Интенсивность развития самоорганизующейся системы определяется мерой взаимодействия ее с внешней средой и зависит от того, в какой мере управление системой использует ресурсы и возможности внутренней и внешней среды [4].

Расширение субъектных и усиление творческих начал в деятельности образовательных учреждений, выбор поведения субъектов процесса самоопределения в сфере рабочих профессий и путей их развития свидетельствует о тесной связи управления процессом самоопределения старшеклассников с бифуркационными процессами. Чтобы самоорганизующаяся система могла успешно приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, она должна содержать в себе «механизмы для выработки неопределенности», постоянно формировать и расширять «резерв внутренней вариативности», благодаря которому система становится более чувствительной и подготовленной к преобразованиям (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман). В социальных системах «механизмом выработки неопределенности» являются субъекты: чем более неповторимы, уникальны субъекты самоопределения в сфере рабочих профессий, и чем более свободными они являются в условиях учебно-профессиональной деятельности, тем шире поле неопределенности, богаче «запас вариативности». Таким образом, полисубъектный подход к управлению процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий является эффективным с точки зрения его адаптации к изменяющимся условиям внешнего окружения. Эффективное самоопределение старшеклассников можно обеспечить, с одной стороны, путем перевода его в неустойчивое, неравновесное состояние изменения устоявшейся структуры управления, с другой стороны, путем

реструктуризации управления и повышения организованности образовательного учреждения как субъекта управления.

С позиции субъектно-деятельностного подхода механизмы и технология реализации полисубъектного управления не могут эффективно исследоваться вне рассмотрения категорий индивидуального и группового субъекта, без анализа процесса превращения личности старшеклассника в субъекта будущей профессиональной деятельности, самоуправления, самоопределения, творчества, жизнедеятельности; без изучения субъектных функций участников процесса самоопределения, а также условий, обеспечивающих взаимодействие субъектов процесса самоопределения, которое приводит к появлению интегративных качеств - индивидуального и групповых субъектов.

Главными сущностными характеристиками субъекта являются его способность к целеполаганию и целеосуществлению; способность мыслить, сознательно ставить и достигать цели, проектировать и моделировать действительность, дифференцировать ценности, творчески «перерабатывать» условия существования, иметь свободу выбора в действиях; способность овладевать созданным человеком миром культуры и обогащать его [5].

При взаимодействии субъектов происходит обмен духовными ценностями и информацией, создаются установки на взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество, вырабатывается стратегия совместной деятельности. При этом результаты взаимодействия активно трансформируются в соответствии со смысловыми установками самодействующих полисубъектов. Принимая как исходную полисубъектную парадигму, управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий рассматривается нами как целенаправленная совместная деятельность индивидуальных, групповых и организационного субъектов управления, обеспечивающая оптимальное функционирование процесса самоопределения старшеклассников, перевод его на качественно более высокий уровень по

фактическому достижению цели с помощью необходимых условий, способов и средств и осуществляемая на разных уровнях.

Социально-педагогический уровень управления ориентирован на регулирование отношений в относительно больших по составу социальных общностях и осуществляется посредством формирования целевых установок деятельности по организации процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, разработки программы развития образовательного учреждения, формирования организационно-педагогической культуры, разработки локальных нормативных актов, регулирующих необходимую деятельность и др.

Организационно-педагогический уровень управления рассчитан на реализацию конкретных целевых программ самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий; организацию процесса самоопределения и проведение конкретных мероприятий со старшими школьниками по направлениям профориентационной деятельности образовательного учреждения. Управление на этом уровне осуществляется через подбор и обучение кадров; планирование совместной деятельности; создание материально-технических условий для успешного выполнения задач профессионально-личностного самоопределения старшеклассников и стимулирование их активности; организацию контроля и оценки деятельности субъектов процесса самоопределения.

Психолого-педагогический уровень управления связан с включением старшеклассников в активную учебно-профессиональную деятельность для решения задач самоопределения в сфере рабочих профессий; с саморегуляцией активности субъектов; с организацией сотрудничества; с использованием разных средств воздействия на мотивационно-смысловую и духовную сферу субъектов процесса самоопределения.

Полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий осуществляется на основе

творческого содержательного взаимодействия субъектов разного уровня: руководители образовательных учреждений, производственных предприятий и организаций и их заместители (субъекты макроуровня управления); руководители методических объединений, других структурных подразделений учебного заведения (субъекты мезоуровня); старшеклассники, их родители, учителя, мастера производственного обучения, представители общественных организаций, государственных учреждений и производственных предприятий, специалисты служб занятости населения (субъекты микроуровня управления).

Феноменологическое описание полисубъектного управления состоит в следующем. Во-первых, полисубъектным управлением следует назвать управление, которое способствует формированию индивидуальных, групповых и организационного субъектов процесса самоопределения -полисубъектов. Полисубъект - общность людей, которая в деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами ведет себя как единое целое и способна продемонстрировать свою субъектность, реализуя основные субъектные функции (целеполагание, проявление группового сознания, ответственности, самоконтроль и саморегуляция деятельности, пролонгирование своей деятельности, оценка действия своих членов по собственным критериям) [6].

Базовым условием развития полисубъекта (по аналогии с субъектом) является повышение уровня самосознания входящих в него субъектов. Полисубъект, в отличие от обычной слабоструктурированной группы, обладает следующими свойствами: способностью к осознанию системы отношений между субъектами; совместной творческой активностью; нацеленностью на саморазвитие. Полисубъектное взаимодействие устойчиво и может возникать в общностях разного типа (семья, производственная бригада, творческая проектная группа). В качестве полисубъекта процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий может

выступать педагогический коллектив образовательного учреждения, родители, трудовой коллектив производственного предприятия и т.д.

Целевой установкой полисубъектного управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий является формирование организационного субъекта, когда в качестве полисубъекта выступает организация в целом (в нашем случае учреждение образования школьников) как субъект социальных отношений с другими организациями (производственные предприятия, органы управления образованием, службы занятости населения), образующих структурно-динамическую целостность.

Во-вторых, полисубъектным называется управление, основные управленческие функции которого реализуются совместными усилиями многих субъектов, т.е. людей инициативных, творческих, действующих по своей воле и в соответствии со своими интересами, несущих ответственность за свои действия и выбор линии своего поведения и поступков, автономно и в то же самое время взаимосвязано с другими субъектами осуществляющими свою активность. Такое управление основывается на использовании каждым участником процесса самоопределения в сфере рабочих профессий активного конструирования индивидуальных форм жизнедеятельности и на организации сотрудничества.

В-третьих, полисубъектным следует называть управление, которое ориентирует каждого субъекта процесса самоопределения в сфере рабочих профессий на системное взаимодействие с другими субъектами. Поскольку полисубъект представляет собой динамическую систему активности индивидуальных и групповых субъектов, образуясь из отдельных субъектов тогда, когда они осуществляют свою активность в коллективноцелесообразных формах, особенность активности отдельных субъектов при этом состоит в том, что она основывается на внутренних регуляторах деятельности, добровольном подчинении своих действий осознанной, целесообразной необходимости. Такое взаимодействие субъектов процесса

самоопределения возможно лишь тогда, когда каждый из них осознает свою роль и место в общей деятельности, благодаря чему формируется структура совместной деятельности, без которой не существует полисубъекта.

В-четвертых, полисубъектным называется управление, обеспечивающее развитие у каждого субъекта процесса самоопределения особого системного качества - полисубъектности. Для того чтобы общность субъектов превратилась в полисубъект, необходимо взаимопонимание между ними, которое невозможно без формирования «общего смыслового поля деятельности», единых духовных ценностей («единого семантического пространства»), установки на сотрудничество и взаимопонимание.

В-пятых, полисубъектное управление представляет собой гармоническую систему взаимодействия субъектов разного организационного уровня (индивидуальных субъектов, групповых, организационных, муниципальных, региональных и федеральных субъектов власти), которое нацелено на обеспечение эффективности функционирования процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий. Всякое взаимодействие субъектов разного уровня обеспечивает полисубъектность лишь в том случае, когда каждый субъект процесса самоопределения в сфере рабочих профессий согласовывает, сопрягает свои планы, цели, интересы и потребности, проявляет активность в соответствии с требованиями, которые исходят от других субъектов, строит свою активность в социально необходимых формах; воспринимает свои действия с позиций их включенности в общую деятельность, несет ответственность за успех общего дела.

В-шестых, с точки зрения отдельного субъекта полисубъектность управления означает, что любая личность, включенная в процесс самоопределения, выступает одновременно в роли субъекта управления своим внутренним потенциалом, воздействия на организационный субъект. Степень влияния отдельного субъекта на других зависит от его управленческого опыта, профессиональной компетенции, развития субъектных функций. По мере

развития субъектов управления расширяется субъектное поле активности, развивается способность влиять на субъектов самоопределения в сфере рабочих профессий, где субъектное поле активности понимается как совокупность функций субъекта управления, которые личность успешно выполняет самостоятельно. С этих позиций полисубъектное управление представляет собой процесс создания психолого-педагогических условий для расширения субъектного поля активности участников процесса самоопределения, повышения меры их субъектности в реализации управленческих функций.

Таким образом, переход от моносубъектного характера управления к полисубъектному означает переход от манипулирования поведением и действиями старшеклассников к их сознательной активности, к инициативному построению каждым своей деятельности, реализации своих целей, интересов и потребностей в совместной с другими работе и взаимному согласованию этих целей, активности в соответствии с общими целями.

Сущность управления выражается через его функции - операции, действия субъектов управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, в которых очерчен круг деятельности, ее содержание, виды, назначение, роль [7]. В управлении процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий целесообразно использовать следующие функции: целеполагание,

планирование, организация, регулирование и корригирование, контроль и анализ. Функция анализа направлена на переработку информации, полученной в результате контроля. Сущность функции целеполагания состоит в принятии управленческого решения по итогам выполненного анализа, формулировке желаемых результатов, которые необходимо получить на следующем этапе работы, определении их реальности, выполнению основных путей достижения сформулированных целей. Определение цели и стратегии ее достижения позволяет осуществить планирование предстоящей деятельности с

формулировкой этапов, конкретных исполнителей и сроков, т.е. разработку технологической карты предстоящей деятельности. Функция организации заключается в доведении информации до каждого субъекта процесса самоопределения в сфере рабочих профессий с объяснением ему общего замысла деятельности, характера деятельности каждого участника, с осуществлением координации деятельности индивидуальных, групповых и организационных субъектов. Функция контроля состоит в организации сбора информации о деятельности управляемой подсистемы с целью оказания на нее адекватного воздействия.

Таким образом, полисубъектное управление процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий обеспечивает построение гибкой организационной структуры, предполагающей информационную открытость и высокую активность ее структурных компонентов за счет непрерывного взаимодействия друг с другом и внешней средой школы, позволяющих перевести их из позиции «реагирования» в позицию «интенсивного самоуправляемого развития».

Литература

1. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. - М., 1997. - 256 с.

2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

3. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Москва-Белгород, 1995. - 251 с.

4. Весна М.А. Педагогическая синергетика: Монография. - Курган: КГПУ, 2001. - 204 с.

5. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие. - Л., 1991. - 185 с.

6. Коваленко В.И. Полисубъектное управление образовательной системой вуза. - Белгород, 2006. - 347 с.

7. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: Учеб. пособие / Г.Г. Корзникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

Рецензент:

В.С. Шилова, профессор кафедры педагогики БелГУ, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.