УДК 37.047 ББК 74.200.526 К 66
В.Н. Кормакова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белгородского
государственного университета; E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается проблема модернизации взаимодействия общеобразовательных учреждений с рынком компетенций в условиях социального партнерства. Показан опыт использования возможностей образовательного аутсорсинга как инновационной технологии управления процессом самоопределения выпускников общеобразовательных школ в сфере рабочих профессий.
Ключевые слова: самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий, управление процессом самоопределения, социальное партнерство.
V.N. Kormakova
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Pedagogy Department at Belgorodsky State
University; E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL OUTSOURCING IN THE CONTROL SYSTEM OF SENIOR PUPIL SELF-DETERMINATION IN SPHERE OF WORKING TRADES
Abstract. The paper examines modernisation of interaction of educational institutions with the competence market in the conditions of social partnership. The author shows experience in using possibilities of educational outsourcing as an innovative technology of control by self-determination of comprehensive school graduates in sphere of working trades.
Keywords: senior pupil self-determination in sphere of working trades, self-determination control, social partnership.
Экономика России переживает сегодня острый дефицит рабочих кадров. Совершенно иными стали функции рабочего, занятого на современном производстве; понятие «рабочий» приобретает иное качественное наполнение в условиях динамично развивающегося научно-технического прогресса; изменилась общая логика развития труда - от простого физического до сложного интеллектуального. Жизнь подводит к очевидному выводу: подготовка современных рабочих кадров в России нуждается в поиске новых подходов, нестандартных решений. Время диктует изменившиеся требования к уровню и содержанию не только подготовки молодых специалистов, занятых в производстве, но и оказания педагогической поддержки молодежи в самоопределении в сфере рабочих профессий.
От понимания этой ситуации обществом, работодателями, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех развития экономического потенциала российского общества, поэтому перед отечественной системой образования стоит задача оперативного реагирования на происходящие изменения. Существующие способы управления общеобразовательными учреждениями не обеспечивают готовности старшеклассников к самоопределению в сфере рабочих профессий, удовлетворяющей требованиям современного рынка труда и заказчиков рабочих кадров (работодателей). Решение этой проблемы требует срочных мер по модернизации и внедрению новых
организационно-правовых форм взаимодействия учебных заведений с социальными партнерами.
Общеобразовательные учреждения все более становятся субъектами активизации инновационных процессов в использовании образовательных технологий, новаций в управлении, проявляют заинтересованность в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ, однако они не всегда обладают достаточными ресурсами для этого. В этих условиях приобретают значимость необходимость реорганизации системы управления, поиск технологий управления, направленных на формирование профессиональных компетенций у субъектов образовательного процесса как важного интеллектуального ресурса учебного заведения [1]. К таким технологиям управления образовательным учреждением можно отнести образовательный аутсорсинг, который в теории инновационного управления понимается как выполнение отдельных функций (образовательных, управленческих, производственных, информационных, финансовых и др.) внешней организацией, располагающей для этого ресурсами на основе долгосрочного соглашения [2].
Идеология образовательного аутсорсинга сегодня актуальна и востребована, потому что отражает тенденции, происходящие в социально-экономическом развитии общества и в системе образования. Являясь методологией адаптации управления образовательным учреждением к условиям рынка, аутсорсинг позволяет повысить конкурентоспособность организации, используя все имеющиеся возможности внешней среды, а также пересмотреть подходы к управлению для достижения конкретных преимуществ в рамках долгосрочного стратегического планирования развития учреждения.
В контексте рассматриваемой нами проблемы причиной перехода общеобразовательных школ к аутсорсингу является сосредоточение усилий на вопросах управления повышением качества подготовки выпускников школ к жизни и труду в сфере рабочих профессий, предполагающее взаимодействие и частичную передачу образовательных функций социальным партнерам (в нашем опыте учреждениям профессионального образования и производственным предприятиям). Механизм сбалансированного обмена компетенциями между учебным учреждением, научными структурами и производственными предприятиями, заинтересованными в подготовке рабочих кадров из числа школьников, способен обеспечить достижение конкурентных преимуществ обеим сторонам, поскольку основной принцип аутсорсинга - «заниматься тем, что можешь и умеешь делать лучше других, и поручать другим то, что они делают лучше и дешевле».
В нашем исследовании введение аутсорсинга как инновационной модели управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий предполагало передачу ряда функций предприятиям при прохождении производственной практики старшеклассниками, обучающимися в межшкольном учебном комбинате г. Белгорода. В частности, ЗАО «Завод Энергомаш» обеспечил обучение старшеклассников рабочей профессии слесаря-инструментальщика с навыками электросварочных работ, предоставив учебные рабочие места, необходимое оборудование, рабочую одежду для обучающихся, мастеров производственного обучения. В течение двух лет занятия со старшеклассниками по теоретическому освоению профессии проводит учитель межшкольного учебного комбината, практические занятия проводит мастер производственного обучения, делегированный заводом для обучения школьников навыкам рабочей профессии непосредственно в условиях производства. Как результат взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производственного предприятия, значительная часть учащихся, прошедших подобную подготовку (64%), пожелали в будущем связать свою профессиональную карьеру с освоенной на заводе профессией.
Для нашего исследования представляла интерес стратегическая цель аутсорсинга -достижение конкурентных преимуществ образовательного учреждения перед другими учебными заведениями аналогичного профиля за счет сокращения затрат на высококвалифицированный персонал на основе делегирования части функций партнерам и сохранения за собой тех, выполняя которые учреждение обеспечивает качество общеобразовательной подготовки и начальной профессиональной подготовки выпускников. При этом аутсорсинг позволяет готовить старшеклассников не только в роли соискателей рабочих мест, но и в роли создателей этих мест, когда воспитание предпринимательских качеств у школьников воспринимается ими как реальная профессиональная перспектива. Поиск баланса между необходимостью образовательного учреждения реализовать общественно значимые цели и ориентацией на реальные рыночные отношения делает выбор в пользу образовательного аутсорсинга.
Построение взаимовыгодных отношений в рамках образовательного аутсорсинга лежит в области долгосрочного стратегического планирования образовательного учреждения и опирается на современные методы инновационного управления. В частности, управление учреждением на основе компетентностного подхода предполагает использование ключевых и профессиональных компетенций работников как важнейшего ресурса образовательного учреждения. В этом значении образовательный аутсорсинг как организационный механизм обмена компетенциями между социальными партнерами позволяет сократить количество уровней управления (особенно эффективно при создании профильных классов в школе) [3]; обеспечить работу творческих групп учителей; выявить лидеров, готовых взять на себя ответственность за результаты работы; интенсифицировать внутреннюю и внешнюю конкуренцию в образовательном учреждении; создать партнерские структуры управления на основе диверсификации функций и ресурсов; преобразовать формальные знания в прикладные компетенции. Таким образом, складываются следующие стратегические направления образовательного аутсорсинга для средних школ: участие в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечней начальной профессиональной подготовки школьников (формирование регионального кадрового заказа); разработка процедур оценивания итогового качества профильного обучения, начальной профессиональной подготовки старшеклассников в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования; формирование общественного мнения о качестве образования; участие в разработке и реализации образовательных проектов (формирование имиджа образовательного учреждения). Значимыми являются также участие в разработке программ обучения отдельных групп учащихся, например, детей-инвалидов (софинансирование и трудоустройство); участие в разработке программ развития образовательных учреждений (аудит качества обучения, культурно-досуговые мероприятия); внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс, в т.ч. распространение педагогического опыта; разработка научно-методического и материально-технического обеспечения по направлениям взаимодействия.
Непросто решиться на передачу ряда функций внешним организациям как поставщикам образовательных услуг для учреждения (аутсорсинг) или внутреннему подразделению (инсорсинг), что требует выделения дополнительных ресурсов (кадровых, информационных, материально-технических). Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что в интересах развития образовательного учреждения с учетом требований современного рынка труда, конкурентоспособности учреждения во внешней и внутренней среде жизнедеятельности, в интересах профессионально-личностного самоопределения старшеклассников тщательно разработанная стратегия в отношении образовательного аутсорсинга ведет к повышению эффективности общего дела и работы конкретной организации. Результатами социологических исследований аутсорсинг определяется как важное средство снижения издержек и повышения результативности работы любой организации независимо от профиля. Нашим исследованием также
доказано, что в условиях общеобразовательной школы совершенствование процесса профессионального самоопределения старшеклассников происходит эффективно благодаря образовательному аутсорсингу, когда предоставляется возможность использования опыта лучших поставщиков внешних услуг (в нашем опыте производственных предприятий разных форм собственности) и оптимизации работы непосредственно самого учреждения, его структурных подразделений.
Организационно разработанная нами модель образовательного аутсорсинга представлена координацией партнерских отношений государственных органов управления образованием (Управление образования г. Белгорода, Управление ГОЧС г. Белгорода, Управление внутренних дел г. Белгорода, Управление социального обслуживания населения администрации г. Белгорода, Центр занятости населения г. Белгорода и др.), общеобразовательных учреждений г. Белгорода (35 школ разных типов), учреждений начального и среднего профессионального образования (10 наименований), предприятий и организаций разных форм хозяйствования и собственности (39 наименований), а также региональными рынками профессиональных компетенций. Под организационной моделью аутсорсинга мы понимаем проектирование организационных структур на основе диверсификации функций между сферой общего образования и социальными институтами. Логика проектирования может быть представлена следующей цепочкой функций управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: целеполагание - планирование -организационная структура - ресурсы - контроль - результат - корригирование. При этом главным координационным механизмом в нашем опыте работы стало взаимное согласование всех обозначенных функций.
Моделирование осуществлялось посредством создания образовательной инфраструктуры на основе горизонтальной кооперации между межшкольным учебным комбинатом и отраслевыми предприятиями на базе предприятий (отдельные рабочие места, мастерские, учебные фирмы, бизнес-инкубаторы). Компонентами образовательного аутсорсинга в нашей модели явились повышение качества начальной профессиональной подготовки старших школьников за счет ее адаптации к потребностям регионального рынка компетенций и предоставления старшеклассникам мест для прохождения производственных практик; взаимодействие с работодателями с одновременным смещением вектора подготовки выпускников школ в сторону обучения с учетом требований работодателей; стимулирование мобильности школьников и учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения к совершенствованию ключевых и профессиональных компетенций; повышение вклада начальной профессиональной подготовки выпускников школ г. Белгорода в социально-экономическое и культурное развитие региона; сокращение сроков обучения и экономия финансовых затрат при кооперации ресурсов.
Переход к образовательному аутсорсингу осуществлялся на основе «договорной децентрализации», т.е. передачи части функций от школы (межшкольного учебного комбината) производственным предприятиям, учреждениям профессионального образования (колледжам, техникумам и др.), другим социальным партнерам. В межшкольном учебном комбинате (МУК) г. Белгорода и Разуменском межшкольном комбинате Белгородского района Белгородской области реализация экономического механизма нормативного бюджетного подушевого финансирования программ начальной профессиональной подготовки стимулировалась правовой базой отношений между сторонами - подписанием договоров с родителями на оказание образовательных услуг по обучению детей выбранной рабочей профессии; с работодателями на финансирование целевых проектов трудоустройства выпускников; с учреждениями профессионального образования на прием выпускников общеобразовательных школ, межшкольных учебных комбинатов на договорной основе. В перспективе обозначена задача совместного опережающего обучения рабочих кадров.
В условиях интенсивного формирования новой инфраструктуры общего и дополнительного образования школьников, призванного обеспечить систему взаимосвязи между учреждениями общего образования и субъектами экономической деятельности, главная экономическая особенность инфраструктуры заключается в том, что результат труда выступает в форме полезного эффекта - услуги, т.е. полезность инфраструктурной деятельности выражается в повышении качества образовательной деятельности. При этом важно, чтобы образовательный аутсорсинг, как рыночно ориентированный инструмент управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий в общеобразовательных учреждениях, был востребован на разных уровнях управления: и в системе образования, и в производственной сфере. Решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно, если будут определены экспериментальные площадки учреждений общего и дополнительного образования школьников, на базе которых могут быть апробированы механизмы управления на основе образовательного аутсорсинга; если будут разработаны программы тренинг-семинаров в системе повышения квалификации педагогических работников общего и профессионального образования (такой опыт имеется в системе повышения квалификации на базе Белгородского государственного университета), которая ориентирована на формирование и развитие предпринимательских качеств у субъектов образовательного процесса, заинтересованных в эффективном самоопределении старшеклассников в сфере рабочих профессий: руководителей
образовательных учреждений и структурных подразделений, научно-методических служб, руководителей органов самоуправления и пр.). Решение проблемы управления самоопределением старшеклассников ускорится, если механизм передачи управленческих компетенций по аутсорсингу от бизнес-структур в общее и дополнительное образование будет адекватен тем экономическим механизмам, которые реализуются в настоящее время в системе образования.
Фактором успеха является стратегия, ориентированная на конкретный результат, оптимальное планирование этапов совместной деятельности, эффективное решение проблем кадрового и финансового обеспечения, контроль затрат, управление передачей компетенций, а главное - ориентация на получение конечного результата: самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий.
Примечания:
1. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. М.; Белгород, 1995. 250 с.
2. Никитин М.В., Ярочкина Г.А. Образовательный аутсорсинг - инновационная модель управления // Народное образование. 2007. № 9. С. 122-128.
3. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии: пособие для
руководителей образовательных учреждений. М.: Классикс Стиль, 2006. 592 с.
References:
1. Davydenko T.M. Reflective school management: the theory and practice. - Moscow-Belgorod, 1995. - 250 p.
2. Nikitin M.V, Yarochkina G.A. Educational outsourcing as an innovative model of management // National education. 2007. No. 9. P.122-128.
3. Profile training at school: models, methods and technologies / The manual for heads of educational institutions. - М.: Classics Style, 2006. - 592 p.