УДК 373.6
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ ВЫСКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ1
© Илья Федорович ИСАЕВ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, e-mail: [email protected] © Валентина Николаевна КОРМАКОВА Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, e-mail: [email protected]
Рассматривается культурологический подход к разработке проблемы самоопределения выпускников школ в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Показан системно-интегра-тивный характер методологии исследования проблемы самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий.
Ключевые слова: высокотехнологичные рабочие профессии; культура самоопределения старшеклассников.
Рыночная трансформация экономики России затронула основы жизнедеятельности общества, личности и государства. Рынок труда, становясь все более гибким, предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы для внедрения новых производственных технологий. Возрастает конкуренция в среде работодателей за лучшие рабочие кадры, поскольку каждая сфера экономики России сегодня переживает острый дефицит рабочих и специалистов высокой квалификации, владеющих современными производственными технологиями и новейшей техникой. В свою очередь, недостаток рабочих кадров ведет к снижению экономического потенциала государства.
Необходимость удовлетворения спроса современного рынка труда и производства в компетентных и мотивационно готовых к труду в сфере высоких технологий работниках потребовали оказания педагогического содействия выпускникам школ в самоопределении в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Только осознанно и самостоятельно выбранная профессия позволяет
1 Статья выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009-2013 гг.) по теме «Разработка и реализация культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий», соглашение 14.А18.21.0042.
обеспечить компетентное вхождение будущего работника в рынок труда с прочно сформированной потребностью в творческой личностной самореализации. Эту мысль подтверждает опрос рабочих производственных предприятий г. Белгорода, который показал, что профессионально-производственная адаптация на предприятии протекает более успешно у тех молодых рабочих, кто еще в школе сознательно определил для себя рабочую профессию в качестве сферы своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому самоопределение выпускников школ в сфере рабочих профессий является государственной научно-педагогической проблемой и важным фактором социально-экономического развития страны.
В настоящее время изменились функции рабочего, занятого на производстве; содержание понятия «рабочий» приобретает качественно новое наполнение в условиях динамично развивающегося научно-технического прогресса; изменилась общая логика развития труда. Изменение функций труда обозначило критерии привлекательности видов деятельности для российской молодежи. Очевиден вывод: подготовка современных рабочих кадров в России нуждается в поиске новых решений на основе потребностей личности, интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг.
К тому же, как показывают исследования, стало престижно выполнять работы в сфере высоких технологий, связанные со значительными интеллектуальными нагрузками. Это относится, прежде всего, к сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Поэтому приоритетной в ближайшие годы должна стать работа в учебных заведениях, и, прежде всего, в общеобразовательных школах, по педагогическому содействию школьникам в самоопределении в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Новые подходы к изучению многообразных видов социальной активности школьников позволяют обогатить методологию и теорию соответствующих отраслей психологии и педагогики.
Однако в настоящее время остаются пока очевидными факты недостаточной глубины научной разработки и неравномерной представленности в современных публикациях результатов исследования проблемы самоопределения выпускников школ в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. От понимания этой ситуации обществом в целом и специалистами, работающими в сфере образования, зависит стабильность кадрового потенциала работников высокотехнологичной производственной сферы деятельности, обеспечение их конкурентоспособности на мировом, российском и региональном рынках труда, следовательно, успех развития и процветания России, ее экономическая безопасность.
Самоопределение в сфере высокотехнологичных рабочих профессий связано с выделением дальней профессиональной цели и ее согласованием с жизненными стратегиями старшеклассника, с выделением ближней и далекой перспективы как этапов к достижению главной жизненной цели. Такая ситуация подтверждает необходимость формирования культуры самоопределения, сопровождающегося развитием личностного и профессионального потенциала субъектов самоопределения. Культура самоопределения - это. прежде всего, культура ценностных ориентиров, ценностных предпочтений во имя «творчества понимания» человеком окружающего мира, других людей и себя. Культура самоопределения - это, в первую очередь, работа над собой, процесс и результат которой свидетельствуют о психологической
культуре личности. И только по мере ее формирования и развития становится оправданной любая инициатива в решении вопроса культуры самопознания и определения Образа Я в будущей профессии.
В процессе самоопределения происходит самоутверждение и самоактуализация личности, ее свобода реализуется как личностная ответственность. Механизмом реализации культуросообразного процесса самоопределения старшего школьника является диалог с собой, который происходит в мышлении школьника, отражающем интеграцию процессов, происходящих в культурном и социальном пространствах. В этой связи встает фундаментальный вопрос о создании культурологической концепции самоопределения выпускника школы в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, которое мы характеризуем ценностно-смысловым отношением к рабочим профессиям в сфере высоких технологий, позволяющим перестраивать направление и содержание учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности школьника на основе самоактуализации, самоидентификации и творческого саморазвития.
Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных проблеме профессионального самоопределения школьников, специальные работы с глубокой теоретической разработкой культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий в существующей теории и практике образования отсутствуют. В то же время накопленный в педагогике и психологии, в смежных с ними науках значительный теоретический и фактический материал позволяет приступить к разрешению противоречия между потребностью общества и рынка труда в работнике современного производства с высоким уровнем культуры профессионального самоопределения и недостаточной разработанностью стратегий, механизмов и технологий ее формирования.
Знакомство с теоретическим дискурсом заявленной проблематики свидетельствует о ее важном значении для современного гуманитарного знания и одновременно о недостаточном ее научном осмыслении. Ряд российских ученых (О.С. Газман, А.Л. Журавлев, Е.А. Кострюкова, А.Б. Купрейченко и др.)
отмечают несоответствие существующих моделей самоопределения личности современной культурной эпохе [1].
Разработка и реализация культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий предопределены социокультурными предпосылками и базируются на междисциплинарном анализе проблемы самоопределения как сферы культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.И. Гессен, И.А. Ильин, М.С. Каган, Н.С. Розов и др.), парадигме воспитания человека культуры в рамках культурологических концепций образования (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.). Развитие идеи культуросообразности находит свое отражение в разработке культурологического подхода к содержанию самоопределения (Г.И. Гайсина, Н.Н. Лебедева и др.), в разработке новых моделей самоопределения, адекватных современным социокультурным условиям (В.С. Библер, В.А. Караков-ский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург и др.).
Для разработки и внедрения культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий научный интерес представляют полученные характеристики структуры личности в различных психологических теориях (Г. Айзенк, А.Р. Кеттел, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик и др.). Они показывают, что по мере увеличения значимого опыта успешной профессиональной ориентации и выполнения поведения в конкретных жизненных ситуациях повышаются возможности прицельного опосредования организации поведения.
Основой для проектирования концепции служат фундаментальные психолого-педаго-гические разработки. Среди них особое место занимают исследования различных аспектов самоопределения личности: ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности (Н.И. Исаева, А.К. Маркова, А.Б. Орлов и др.), теория профессионального развития (Е. Гинцберг, Ф. Парсонс, Д. Сьюпер и др.); воспитательная концепция профессионального выбора (А.Ф. Ахматов,
A.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко), теория профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников,
B.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова); теория и практика профориентационной работы
(Е.Е. Григорьева, Л.М. Митина, А.В. Мордовская и др.); обоснование педагогических условий формирования мотивационной готовности школьников к труду (И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова) [2], использование сети Интернет в формировании культуры самоопределения школьников (Е.Н. Кролевецкая, Г.В. Макотрова), идеи предпрофильной подготовки и профильного обучения (А.В. Великанова, А.А. Кузнецов, А.А. Пинский, В.А. Хуторский и др.).
Для разработки проблемы самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий представляют интерес идеи зарубежных педагогов и психологов, выражающих углубленный интерес к личности, к осознанию ею собственного «Я», познанию социокультурной среды, в которой ей предстоит реализовать свои идеалы и жизненные стратегии (Р. Бернс, А. Бине, П. Бове, Э. Кей, У. Килпатрик,
A. Маслоу, В. Франкл и др.). Среди зарубежных исследований мы выделяем работы, которые являются основой для разработки механизмов, факторов, принципов, тенденций и закономерностей самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: теории смысла, смыслообразования, динамики смыслового развития в онтогенезе (Р. Вилк, М. Коган, Х. Рид, Э. Стоунс и др.), социальные и психологические условия развития творческого потенциала (Б. Блум, П. Торренс, В. Штерн).
Разработка и реализация культурологической концепции самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий опирается на следующие современные концепции и теории: самоопределения в рамках экзистенционализма (Н. Аббаньяно, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, С. Кьеркегор, Х. Ортега, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.), формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (А.Я. Найн, И.Ф. Исаев, Н.С. Пряж-ников и др.) и профессионального становления (Н.И. Исаева, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев и др.); образовательного процесса культуротворческой школы (В.С. Библер, А.П. Валиц-кая, Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, Н.Б. Крылова, Т.И. Шамова и др.); связи профессионального самоопределения с личностным самоопределением (М.Р. Гинзбург,
B.И. Журавлев, В.Н. Кормакова, В.А. Крутец-кий и др.); результаты исследований в области
поликультурного воспитания (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский и др.); материалы исследования связи успешности учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности с личностными особенностями ее субъекта (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Анцыферова, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн и др.) [3].
Различные аспекты проблемы формирования и становления социально и профессионально подготовленной личности будущего рабочего отражены в работах С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, А.М. Новикова, К.К. Платонова, Г.М. Романцева и др. Большое внимание учеными уделяется вопросам социального партнерства учреждений образования и работодателей, интеграции различных видов ресурсов образования и производства (О.Н. Арефьев, Е.О. Дубровская, В.Н. Кормакова, О.Е. Яворский и др.) [2; 4], управления многоуровневой подготовкой рабочих и специалистов в системе непрерывного образования (В.И. Коваленко, М.В. Никитин и др.).
Самоопределение старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий предполагает утверждение культурного профессионального статуса личности школьника. В нашем исследовании динамика самоопределения в сфере высокотехнологичных профессий рассмотрена как возможность культурного самоопределения, сущность которого - освоение и порождение культуры. Современному производству требуются личности, которые, пройдя путь культуроосвое-ния, придут к культуротворчеству.
В этой связи встает фундаментальный вопрос о создании культурологической модели самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, которое мы характеризуем ценностным отношением к рабочим профессиям в целом, к высокотехнологичным рабочим профессиям, в частности, позволяющим перестраивать направление и содержание своей деятельности на основе самоактуализации, самоидентификации и творческого саморазвития. Для ее разработки требуется определение ведущих методологических подходов, позволяющих выделить систему принципов, механизмов, педагогических условий самоопределения в сфере высокотехнологичных
рабочих профессий в соответствии с культурным статусом личности.
Нами были проанализированы возможности различных методологических подходов к проблеме самоопределения выпускников школ в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Поскольку разработка культурологической концепции предполагает утверждение культурного статуса самоопределения личности старшего школьника и, в частности, развития ее культурного потенциала, нами определен в качестве основного методологического подхода культурологический подход. В последние годы он активно выступает в качестве надежного теоретикометодологического ориентира, позволяющего выявлять закономерные связи и отношения изучаемого явления, что позволяет использовать его в качестве обобщающей теории по отношению к частным исследованиям.
Самоопределение личности в рамках этого подхода понимается как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и «самоопределению в мире культурных ценностей» (Е.В. Бондарев-ская). Самоопределение может быть представлено в виде культурного опыта самовыражения, который включает, на наш взгляд, также и универсальную составляющую культурного опыта самовыражения: систему личностно-значимых смыслов и ценностей высокотехнологичных рабочих профессий, учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, творческую познавательную активность.
Мы определяем сущность самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий с позиций культурологии как целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем мотивационной готовности к труду в сфере высокотехнологичных рабочих профессий; сформированным ценностным отношением к рабочим профессиям в сфере высоких технологий; предмету, средствам и результатам учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности; развитыми профессионально важными качествами личности старшего школьника; владением
необходимыми компетенциями, позволяющими наиболее полно реализовать себя в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности и впоследствии в будущей профессии.
С позиций культурологического подхода динамика самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий рассматривается как процесс культурного самоопределения, сущность которого - порождение культуры. В этом процессе раскрывается природа вхождения личности в культуру самоопределения, ее движение от культуроосвоения к культуротвор-честву.
Обоснование выбора культурологического подхода в качестве основного методологического подхода в исследовании проблемы самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий показывает, что он «позволяет рассматривать педагогические явления на широком общекультурном фоне социума как совокупность культурных компонентов» [5]. Поэтому культурологический подход не исключает реализацию идей других методологических подходов к разработке проблемы самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий.
Анализ возможностей других методологических подходов (аксиологического, системного, деятельностного, полисубъектного, компетентностного и др.) приводит нас к ряду продуктивных идей, которые мы будем использовать при разработке и реализации культурологической модели самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий: использование персонифицированных образцов профессионального самоопределения; формирование ценностного отношения старшеклассников к высокотехнологичным рабочим профессиям; включение механизмов самоактуализации, самоидентификации и самоосознания потенциальных возможностей личности старшего школьника; систематическое и постепенное усложнение учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности с переводом ее на более высокие уровни развития на основе становления культуры самоопределения; выбор и решение школьником на основе субъектного опыта и личностной рефлексии проблемных задач и профессио-
нально ориентированных ситуаций; сочетание диагностики и самодиагностики составляющих самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий в управлении данным процессом; развитие умений профессионально-личностного самоопределения с использованием различных педагогических технологий (образовательного аутсорсинга, коучинга, профессиональных проб, имитационного моделирования, проектных и др.).
Совокупность выявленных подходов и на их основе продуктивных идей свидетельствует о системно-интегративном характере методологии исследования проблемы самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Исследование на ее основе механизмов самоопределения старших школьников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, обоснование педагогических условий самоопределения, создание и апробация технологических подходов к реализации культурологической модели самоопределения старших школьников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий открывает новые возможности и перспективы развития теории профессионального самоопределения, теории проектирования технологий самоопределения, что позволяет поднять уровень реализации самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий от уровня культу-роосвоения до уровня культуротворчества в науке.
1. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. Вып. 2.
2. Кормакова В.Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление. Белгород, 2011.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
4. Самоопределение школьников в сфере рабочих профессий: технологическая стратегия, педагогическое содействие / под ред. В.Н. Кормаковой. Белгород, 2012.
5. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность. Белгород, 2006.
Поступила в редакцию 20.06.2012 г.
UDC 373.6
CULTURAL APPROACH TO SELF-DEFINITION PROBLEM OF SENIOR STUDENTS IN HIGH TECHNOLOGICAL LABOR PROFESSIONS SPHERE
Ilya Fyodorovich ISAYEV, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
Valentina Nikolayevna KORMAKOVA, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
The cultural approach to the development of self-definition problem of high school students in the high technological labor professions sphere is considered. The systematic and integrative character of methodology of the research of selfdefinition of senior students in the high technological labor professions sphere is shown.
Key words: high technological labor professions; culture of self-definition of senior students.