Научная статья на тему 'Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми'

Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СКРЫТАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / УРОВНИ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синенко Василий Яковлевич

В статье уделено внимание потенциальной и скрытой одаренности, основным путям выявления одаренности, проблемам взаимоотношения одаренных детей с коллективом учащихся и учителями. Раскрыты пять уровней интеллектуально одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми»

модернизация общего образования

УДК 373.3/.5+316.3/.5+159.922.7

Синенко Василий Яковлевич

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, rector@nipkipro.ru, Новосибирск

ведущие проблемы работы С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье уделено внимание потенциальной и скрытой одаренности, основным путям выявления одаренности, проблемам взаимоотношения одаренных детей с коллективом учашдхся и учителями. Раскрыты пять уровней интеллектуально одаренных детей.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность; потенциальная одаренность; скрытая одаренность; олимпиадное движение; уровни одаренности.

Sinenko Vasili Yakovlevich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member ofthe Russian Academy of Education, Rector of Novosibirsk Institute of Professional Skills, ,rector@nipkipro.ru, Novosibirsk

LEADING PROBLEMS OF WORK WITH INTELLECTUALLY EXCEPTIONAL CHILDREN

Abstract. The article is devoted to the potential inner capability of gifted children ,to the elicitation of the genius, to the relationships with teachers. Five levels of intellectually-gifted children are introduced in the article.

Keywords: intellectual capability, potential capability, inner capability, contest, levels of capability.

Усиление внимания работе с одарёнными детьми в нынешних условиях, когда инновационные процессы во всех ведущих сферах жизни людей являются определяющими, вполне объяснимо и весьма актуально [1; 2; 4].

Однако, остаются неразрешёнными ключевые проблемы по работе с одарёнными детьми. Эти проблемы выступают в качестве ведущих направлений в работе с детьми, проявляющими особые качества в интеллектуальной деятельности.

До сих пор не уточнены понятия «одарённость», «одарённый ребёнок», «талантливый ребёнок» и т.д. Нет единых подходов к различению одарённости детей по виду их деятельности (интеллектуальная одарённость, одарённость в искусстве, в спорте, в техническом творчестве и т.д.). Серьёзной проблемой являются динамические аспекты перехода одарённых детей в группу «среднестатистических», важно знать скорость

«угасания одарённости». Потенциальная и скрытая одарённости являются тем серьёзным «запасным» вариантом дополнительных к уже известной группе продвинутых детей (одарённых, талантливых и т.д.), который необходимо выявить, изучить, определить содержание работы с ним. По нашему мнению, одарённость часто бывает скрытой, а по объёму значительно превосходит известную группу одарённых детей, как подводная часть айсберга надводную. Являясь не выявленной и случайно не проявившись, эта явно не видимая часть одарённости (именно, как подводная часть айсберга) гаснет так и не раскрывшись. Выявление одарённости у детей, система работы с ними является на сегодняшний день самой актуальной проблемой. Создание различных нестандартных ситуаций в разнообразных видах деятельности детей, перевод детей на индивидуальное обучение, обеспечение проектных подходов

к овладению детьми ранее ими неизведанного, нацеленность на будущую профессию и т.д. в комплексе помогут выявить интеллектуально одарённых детей и обеспечить эффективную с ними работу. Немаловажной проблемой является современное олимпи-адное движение. К сожалению, нередко оно является почти единственной массовой формой работы с одарёнными детьми и далеко не всегда формирует у детей положительные мотивы к познавательно-исследовательской деятельности. Вызывают тревогу взаимоотношения одарённых детей с коллективом учащихся и, даже, учителями. С другой стороны, уровень уверенности одарённых детей, нередко переходящий в самоуверенность может существенно отрицательно повлиять на их дальнейшее развитие. Примеров тому немало.

Всегда актуальной будет проблема подготовки педагогических кадров для работы с одарёнными детьми. К сожалению, современное образование в громадной мере несёт в себе «печать» работы со среднестатистическим ребёнком. Да и генезис самого урока, его доминирующая традиционная пятиэлементная структура (оргмомент ^ опрос ^ объяснение нового ^ закрепление ^ домашнее задание) в полной мере содействует уравниванию детей, сведению их к «среднестатистическим». Так удобно работать учителю. А ведь нет необходимости доказывать то обстоятельство, что по-настоящему заметить (выявить) одарённость у ребёнка, а уж тем более развивать её, создать адекватные условия учебно-познавательного проживания одарённого ребёнка может соответствующего профессионального уровня учитель. Другими слова - одарённый учитель.

Перечень указанных проблем по работе с одарёнными детьми не является исчерпывающим. Нами была предпринята попытка указать на те проблемы, которые «лежат на поверхности». Не вызывает сомнений и то, что при решении указанных выше проблем появятся новые.

Однако, есть смысл остановится ещё на одной проблеме. Эта проблема связана с фиксацией уровня одарённости ребёнка.

Наша позиция основана на том, что тот или иной зафиксированный уровень одарённости ребёнка является динамическим аспектом, зависящим от многих факторов

(психологического состояния ребёнка, его соматического здоровья, окружающей среды и т.д.). Другими словами, мы не являемся сторонниками строгого «припечатывания» уровня, который ребёнок демонстрирует в данное время, к его личности навсегда или даже на длительный период времени. Мониторинг необходим постоянный, но оптимальным будет мониторинг через конкретную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность ребёнка [3]. Мы остановимся на критериях уровней интеллектуальной одарённости, хотя в определённой мере они могут адаптироваться и на другие виды одарённостей (в области спорта, искусства и т.д.).

Первый уровень одарённости учащихся. Учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщёнными действиями по выполнению учебных заданий. Успешно, без затруднений выполняет все традиционные программные задания. Инициативы для получения заданий повышенного уровня не проявляет. Проявления интереса к непрограммному содержанию учебных предметных курсов не замечено даже когда это инициируется учителем (родителями). В 20% случаев получает положительный результат при выполнении заданий нетрадиционного (олимпиадного) характера. Личные, собственные подходы к решению проблем наблюдаются редко.

Второй уровень одарённости учащихся. Учащийся всегда успешен при выполнении традиционных программных заданий, при этом нередко проявляется желание выполнять задания повышенной трудности.

При выполнении нетрадиционных заданий (олимпиадного характера) приходит к положительному результату в 50% случаев.

При решении тех или иных проблем в основном используются известные алгоритмы действий, хотя в редких случаях проявляются собственные подходы.

К непрограммному содержанию учебных предметных курсов проявляет интерес в том случае, если это инициируется учителем (родителями). По рекомендации учителя может участвовать на школьных научно-практических конференциях.

Третий уровень одарённости учащихся. Учащийся постоянно проявляет желание выполнять практические задания повышенной трудности, а практические задания

190

Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2012

программного уровня даются ему легко, не вызывая трудностей и вследствие этого интереса для него не представляют. Вместе с тем, овладение теоретическим содержанием предмета в рамках стандарта осуществляется без опережения и без углубления.

При выполнении нетрадиционных практических заданий к успешному результату приходит в 80% случаев. Наряду с известными алгоритмами действий, почти в 30% случаев использует собственные подходы к успешному решению проблем.

Интерес к непрограммному материалу проявляется не только по инициативе учителей (родителей), но и в такой же мере по собственной инициативе. В исследованиях учащегося проявляются элементы проектной деятельности и самостоятельной систематизации материала, что позволяет с успехом выступать на школьных и районных научно-практических конференциях.

Четвёртый уровень одарённости учащихся. Программный теоретический материал учащийся усваивает с некоторым опережением, углубляя и расширяя его.

Нетрадиционные практические задания (олимпиадного характера) учащийся выполняет почти в 95% случаев, используя при этом не менее, чем в половине случаев собственные подходы к успешному решению проблем.

Интерес к непрограммному материалу, в основном, проявляет по собственной инициативе.

Владея проектной деятельностью, с удовольствием занимается исследованием наиболее сложных проблем на основе школьных учебных предметов, получает интересные результаты, является активным участником научно-практических конференций учащихся регионального (областного, краевого) характера.

Пятый уровень одарённости учащихся. Учащийся легко осваивает программу вузовского уровня в рамках магистратуры, имея потенциальные возможности досрочного завершения вузовского образования. Содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы.

При выполнении заданий олимпиадно-го характера к положительному результату приходит практически всегда.

Проводит научные исследования на диссертационном уровне, представляющими объективную новизну.

Участвует не только в работе общегосударственных школьных научно-практических конференций, но и конференций вузовских и межвузовских.

Основное назначение рассмотренных уровней интеллектуальной одарённости -видеть состояние и перспективу её развития у данного ребёнка, подростка. В этом случае опасными являются риски, связанные с немедленной реакцией чиновников от образования и учителей в форме организации «соревнования», всевозможной отчетности по количеству детей того или иного уровня одарённости (чего делать вообще нельзя). Ведь сам феномен одарённости детей является весьма индивидуальным и хрупким явлением, требующим к себе со стороны педагогов грамотного, этически всесторонне продуманного, терпеливого отношения.

Библиографический список

1. Савенков А. Творчески одарённые дети: выявление и развитие // Учитель в школе. - 2008. -№ 1. - С. 103-106.

2. Синенко В. Я. Детская одарённость в условиях современного образования // Сибирский учитель. - 2009. - № 6. - С. 5-6.

3. Синенко В. Я. Методологические применения современных технологий в учебно-познавательной деятельности учащихся: монография. -Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2010. - 164 с.

4. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: Иллюзии и реальность. - М: Изд-во «Просвещение», 2000. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.