жили ребятам и учителям просмотр фильма о влиянии брани на человека, о возможности воды сохранять и передавать информацию. На классных часах ребята смотрели фильм с последующим обсуждением, обменом мнениями. Затем мы проводили беседу по истории возникновения брани как общественного явления, места и цели ее использования в древности в различных обрядах, и ее не соответствия современным ситуациям и нормам культуры языка. На одной из бесед предложили задуматься над тем, что, если вводные слова при письме выделяются запятыми, как и обращения, то нецензурные «связки слов» в речи можно расценивать и как обращение к собеседнику, что вряд ли кому-либо может понравиться. Проводили ребятам аналогии брани с другими явлениями и фактами окружающей действительности: говорить принародно грязные слова, рвущие кашу речь, подобно тому, как прийти в школу или к друзьям в рваной и грязной одежде, есть из разбитой грязной банки, если рядом стоит приличная посуда. Остается право выбора, в соответствии с уровнем самоуважения.
В итоге работы мы провели деловую игру «Суд над нецензурной бранью». Ребята могли выступать как в роли защитника нецензурной брани, так и в роли обвинителя, внимательно слушали, старались высказываться аргументировано, с использованием полученных знаний и сложившихся в ходе предыдущей работы мнений.
Нам удалось получить положительные результаты работы: внешнее любопытство к теме сменилось осознанным отношением, ребята стали внимательнее следить за своей речью, как показателем их культуры. Некоторые старшеклассники отметили, что «раньше ругались, а теперь нет, могу обходиться без мата», кому-то стало неприятно, а кому-то просто надоело. Но что еще более важно, старшеклассники следили не только за своей речью, но и останавливали бравирующих нецензурной бранью младших подростков.
Процесс может быть обратим. Остается надеяться, что еще не поздно и заинтересованные взрослые, педагоги и родители могут прийти на помощь в решении проблемы. Это возможно, и это необходимо.
Г.А. Мусабекова
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
В статье актуализируется необходимость решения проблемы образования одаренных; раскрываются подходы к понятию «одаренность», её виды; анализируются стратегии разработки содержания учебной деятельности одаренных детей; делаются выводы о направлениях в образовании одаренных детей и подростков в современный период.
Ключевые слова: одаренность, школа инновационного типа, одаренные дети.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в XXI веке. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема воспитания одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Глоба-
лизация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования, поскольку от ей решения в итоге зависит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства.
Подобное понимание значимости одарённости обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию одарённого общества, от образования и воспитания элиты - к элитарному по своему качеству образованию и воспитанию.
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной и зарубежной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
50
Вестник КГУ т. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
О Г.А. Мусабекова. 2008
На современном этапе развития науки «одарённость» понимается как потенциал (к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения); как результат (Дж. Рензулли); как качество, возникшее в результате социализации (Р. Стернберг, А. Шведел). Разделяют одаренности на общую и как способность к одному направлению (Ф. Гальтон, С. Мар-лэнд); в психологии закрепилось представление о двух видах общей одаренности: интеллектуальной одаренности и творческой одаренности (креативности) (Д. Гилфорд, Е. Торренс, Д.Б. Богоявленская и др.).
Психологи и педагоги выделяют следующие сферы одаренности: интеллектуальная, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности.
Интеллектуальная ~ проявление необычно высокого уровня умственного развития (при прочих равных условиях) и качественного своеобразия умственной деятельности.
Творческая - порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций.
Специальная - одаренность в отдельных видах деятельности: музыкальная, артистическая, математическая, лингвистическая, спортивная, техническая и т.п.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка [3].
Выделение многих видов одаренности служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития, поскольку одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний (С. Марлэнд).
Опыт ряда школ показывает, что в настоящее время происходит движение от сциентистской, рационально-знаниевойт технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании
потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека.
В теории обучения и мировой педагогической практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одаренных детей.
К первой группе относятся стратегии, опирающиеся на количественные изменения. «Стратегия ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала, что позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, благотворно сказывается на общем интеллектуально-творческом развитии. В качестве организационных вариантов «ускорения» могут рассматриваться более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно, или перескакивание одаренного ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе. Альтернативой данной стратегии выступает «стратегия интенсификации», которая предполагает изменение не темпа усвоения, а увеличение объема и подразделяется на «горизонтальную» (дополнение традиционного учебного плана новыми курсами и предметами) и «вертикальную» (обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом) интенсификацию [2].
Вторая группа — стратегий обучения, опирающиеся на качественные изменения (обогащение). Наибольшую популярность получили три вида обогащения учебных программ, предложен-ные Дж. Рензулли, где один вид может сменять другой. Первый направлен на максимальное расширение кругозора ребенка и выбор им в итоге наиболее привлекательного для себя вида учебных занятий, второй ориентирован на развитие мышления, совершенствование познавательных способностей, третий - предполагает проведение ребенком собственных исследований. К данной группе относятся стратегии горизонтального обогащения: обучение мышлению (целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка); социальная компетентность (интегрированные курсы, направленные на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализация и др.); физическое развитие.
К стратегиям вертикального обогащения относятся: индивидуализация (создание образовательных моделей для одаренных и талантливых
Педагогика. Психология. Социальная работа Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
51
детей); самоуправляемое изучение (self-directed study) (конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик); исследовательское обучение (передача учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности); проблема-тизация (обучение видеть проблему, анализировать и самостоятельно решать её). Еше одним видом стратегии обогащения выступает независимое обучение (independent study), где учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения, учитель представляет материал и является консультантом [2].
Существует большое разнообразие учебных заведений, классов для одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные школы», обучение в группах «смешанных способностей». Широко применяются интенсивные летние и зимние программы, при этом практикуются следующие формы углубления дифференциации обучения одаренных учащихся: «ускорение», «обогащение», «междисциплинарное обучение». Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся («бендинг», «стриминг», «сеттинг»), обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов.
Одной из организационных форм обучения является «Бендинг» (banding — деление на «ленты», «полосы»). Эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие «полосы» на основе тестирования: 25% учащихся переводятся в верхнюю полосу (top band), 50% в среднюю полосу (middle band) и 25% в нижнюю полосу (bottom band). С одной стороны, это шаг к лучшему обеспечению учебных потребностей всех учащихся, но, с другой стороны, обучение в полосе ориентируется на среднего учащегося, а потребности высоко одаренных не полностью удовлетворяются.
Следующей формой является «Стримипг» (streaming - деление на «потоки») - метод группирования по способностям, что создает возможность делать группы еще более однородными, применяется в средней школе на втором, третьем году обучения, но одаренные дети не всегда могут найти место в этой системе, поэтому в отдельных
школах для них создаются специальные потоки (express stream), где вводятся такие предметы, как латинский и греческий языки и т.д. Тем самым обеспечивается более высокий темп обучения.
Третья форма - «Сеттинга» (setting - деление на «сеты», группы), основанным на группировании детей в процессе обучения на основе успеваемости по отдельным предметам. Один и тот же учащийся может быть в первом «сете» по естествознанию и в последнем «сете» по математике, что позволяет выбирать оптимальные методы и формы работы педагогам и одаренные дети, способности которых проявляются не во всех предметах, имеют условия для развития своего потенциала. «Сеттинг» является наиболее гибкой формой обучения, поскольку по результатам успеваемости в конце триместра учащийся может быть переведен в другой сет. При этой форме нередко каждый учащийся имеет свое собственное расписание [1].
Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом,
A.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В. А. Орловым,
B.C. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой, В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированно-го образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность.
Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у учащихся; углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; использование специализированных программ педагогического наставничества.
На основе анализа научных и практических источников, мы констатируем необходимость учета национальных культурно-образовательных традиций в образовании одаренных.
52
Вестиик КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
Одним из возможных и, возможно, наиболее эффективных, путей создания такой среды может быть создание специальных школ для особо одаренных детей. Такая школа призвана решать следующие психолого-педагогические задачи: выявление особо одаренных детей и подростков, в том числе и со «скрытой», т.е. не отмечаемой учителями и родителями одаренностью; создание для них особой развивающей среды, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное разви тие этих детей и подростков; с помощью специально организованной психологической службы создание реальных условий для формирования, развития и укрепления у одаренных детей и подростков необходимых и достаточных навыков эффективной самореализации, имея в перспективе их будущую творческую профессиональную деятельность.
Деятельность таких школ должна быть направлена на развитие у учащихся умений бесконфликтного общения, снижение общей конфпиктоген-ности; повышение сплоченности внутри учени-
ческого и педаго готе ского коллективов; повышение мотивации на саморазвитие, самосовершенствование; овладение умениями и навыками снятия стресса и эффективного отдыха, улучшение самочувствия; формирование ценностной позиции и адекватной самооценки; создание модели работы с одарёнными детьми; повышение социального статуса одарённых детей в школе и др.
Библиографический список
1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом Я Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. -15 января, http:// www.eidos.ru/joumal/2007/0115-9.htm.
2. Богоявленская Б,Д. Рабочая концепция одаренности //Вопросы образования. - 2004. - № 2. -
С. 46-68.
3. Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми (18 июня 2004 г.) // Вопросы образования. -2004. -№2.-С. 260-271.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Хй 6
53