Научная статья на тему 'Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи'

Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5490
851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GIFTED CHILDREN / GIFTED YOUTH / PROFESSIONALISM / FOREIGN EXPERIENCE / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маликова Ирина Николаевна, Христофорова Елена Дмитриевна

В отечественной педагогической практике работа с одаренными детьми ведется давно. Но все мероприятия сводились к инициативе отдельных, неравнодушных к этой проблеме, педагогов-новаторов и организаций, без учета научных исследований и разработки универсальных программ. В статье рассматривается опыт работы с одаренными людьми и молодежью на примере Великобритании, Германии, США, Израиля, Китая, Корейской Республики. Отмечается, что в указанных странах работа по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи носит характер национальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маликова Ирина Николаевна, Христофорова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Experience in Identifying and Further Accompanying Gifted Children and Youth

In the domestic pedagogical practice, work with gifted children has been going on for a long time. But all activities were reduced to the initiative of individual, not indifferent to this problem, pedagogues-innovators and organizations, without considering scientific research and the development of universal programs. The article deals with the experience of working with gifted people and youth on the example of Great Britain, Germany, the USA, Israel, China, and the Republic of Korea. It is noted that in these countries, the work on identifying and supporting gifted children and youth has the character of national programs.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи»

УДК 37.036

Foreign Experience in Identifying and Further Accompanying Gifted Children and Youth

Malikova I.N. , Khristoforova E.D.

GABPO U CC "AMT" Armavir

Annotation. In the domestic pedagogical practice, work with gifted children has been going on for a long time. But all activities were reduced to the initiative of individual, not indifferent to this problem, pedagogues-innovators and organizations, without considering scientific research and the development of universal programs. The article deals with the experience of working with gifted people and youth on the example of Great Britain, Germany, the USA, Israel, China, and the Republic of Korea. It is noted that in these countries, the work on identifying and supporting gifted children and youth has the character of national programs.

Keywords: gifted children, gifted youth, professionalism, foreign experience

Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи

Маликова И.Н. , Христофорова Е. Д.

ГБПОУ КК «АМТ» г. Армавир

Аннотация. В отечественной педагогической практике работа с одаренными детьми ведется давно. Но все мероприятия сводились к инициативе отдельных, неравнодушных к этой проблеме, педагогов-новаторов и организаций, без учета научных исследований и разработки универсальных программ. В статье рассматривается опыт работы с одаренными людьми и молодежью на примере Великобритании, Германии, США, Израиля, Китая, Корейской Республики. Отмечается, что в указанных странах работа по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи носит характер национальных программ.

Ключевые слова: одаренные дети, одаренная молодежь, профессионализм, зарубежный опыт

Вопрос профессионализма будущих специалистов, качества и уровня современной подготовки, создания оптимальных условий для развития умений ставить и решать принципиально новые задачи, быстро ориентироваться в большом потоке научной информации, при этом сохранять творческий потенциал, физическое и психологическое здоровье, желание к саморазвитию и самосовершенствованию

в течение всей жизни, стоит перед Российским образованием, как никогда остро.

В статье «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом», доктор педагогических наук, профессор, гл. науч. сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО, Аксенова Э. А., отмечает: «Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации, ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той, или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять» [1].

Проблема одаренности, выявления и дальнейшего обучения одаренных детей и молодежи в современных российских условиях, продолжает во многом рассматривается как глобальная проблема, оставаясь до конца не решенной. И это несмотря на наметившиеся в последнее время тенденции к интеграции научной и учебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов всех уровней.

Не секрет, что работа с одарёнными детьми и молодежью в России ведется давно. С 60-х годов XX века существуют специальные школы, которые занимаются отбором одарённых детей.

По вопросам выявления и поддержки обучающихся с повышенными образовательными потребностями, работали такие выдающиеся педагоги как: Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, В. А. Орлов, В. А. Ясвин, А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева и др.

Но, к сожалению, практически все мероприятия сводились и сводятся лишь к инициативе отдельных, неравнодушных к этой проблеме, педагогов-новаторов и ряда образовательных организаций, а также к региональным возможностям, без учёта серьезных научных исследований, систематизации данных по этой проблематике и разработки универсальных программ.

Рассматривая данную проблему, нужно отметить главный факт: недостаточно только распознать одаренность, развить и сохранить ее, необходимо создать в ОО систему сопровождения, особые условия расширения возможностей обучающихся, для дальнейшей эффективной самореализации, в том числе, оптимально в профессиональной деятельности.

Возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми и молодежью, попытки

изменить ситуацию в образовании, заставляют, как можно оперативнее, заниматься изучением проблемы, обращаясь к опыту не только российских школ, но и зарубежных.

Рассмотрим опыт работы с одарёнными детьми и молодежью на примере ряда зарубежных стран.

Великобритания.

В Великобритании накоплен богатый практический опыт работы в данной области. В стране функционирует Национальная Ассоциация содействия одаренным детям, в работе которой принимают активное участие Министерство образования Великобритании, многие университеты, колледжи и общественные организации. С 1982 года выпускается специальный журнал «Обучение одаренных в мире» (Gifted Educational International).

В школах Англии существует дифференциация обучения двух видов: внутренняя и внешняя. При грамотном сочетании они обеспечивают высокую эффективность учебного процесса. Внешняя дифференциация выражается в разнообразии специфических форм организации учебного процесса, основными из которых являются:

1. Распределение учащихся по потокам по уровням их способностей на основе результатов тестов, собеседований.

2. Распределение учащихся на определенном этапе обучения по их склонностям к тому или иному циклу учебных дисциплин. Внутри таких групп может существовать распределение обучающихся определенного уровня способностей по более мелким временным группам для совместного изучения той или иной дисциплины.

3. Обучение в группах «смешанных» способностей.

Анализ проведения внешней и внутренней дифференциации показывает, что она может способствовать усилению познавательной активности учащихся, повышает их взаимоконтроль и ответственность не только перед учителями и товарищами по учебной группе, но и перед всеми одноклассниками, позволяет варьировать самостоятельную работу с элементами взаимообучения.

При такой организации учебного процесса работа учителя направлена на творческую поддержку учащихся. Он поощряет общение и взаимодействие, особенно в форме совместных исследований, дискуссий, обмена опытом. От ученика же требуется интеллектуальная работа, где каждый может проявить свои индивидуальные способности.

В английской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая одаренность (или творческое продуктивное мышление). Британские специалисты полагают, что «творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности,

и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента».

С целью обеспечения учебных потребностей одаренных детей используются следующие формы обучения:

1. «Бендинг» (banding - деление на ленты, полосы). Эта форма основана на распределении всех учащихся одной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие «полосы»: верхнюю полосу (topband), среднюю полосу (middleband); нижнюю полосу (bottomband).

2. «Стриминг» (streaming - деление на потоки) - метод группирования по способностям, при котором образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы более однородными, чем при делении на «полосы». Считается, что здесь меньше «навешивания ярлыков», так как нет жесткого деления на три группы. Однако одаренные дети не всегда могут найти место в этой системе, поэтому в отдельных школах для них создаются специальные потоки (expresstream), где вводятся дополнительные предметы, тем самым обеспечивается более высокий темп обучения.

3. «Сеттинг» (setting - деление на сеты, группы) предполагает группировку детей в процессе обучения по отдельным предметам на основе успеваемости. Один и тот же учащийся может быть в первом сете по естествознанию и в последнем - по математике.

Многие педагоги считают, что «сеттинг» имеет значительные преимущества по сравнению с другими организационными формами обучения, так как дает возможность раскрытия способностей всех детей. Основным направлением повышения эффективности обучения в таких группах является применение различных средств индивидуального обучения, а также работа в группе бригады учителей.

Германия.

Германия - одна из развитых европейских стран, система образования которой считается лучшей во всем мире.

Одаренных детей выявляют в 10-12-летнем возрасте с помощью специальных методик, что позволяет в дальнейшем проводить сегментирование одаренных учащихся в отдельные группы путем ранней специализации в гимназиях.

Большой популярностью в Германии пользуются так называемые «каникулярные академии» для одаренных учащихся.

Под влиянием американской программы для одаренных учащихся старших классов (CTY) в 1988 году в Германии была разработана летняя программа, которая получила название «Немецкая школьная академия» (Deutsche Schuler Akademie). Эта программа дает возможность одаренным учащимся 16-19 лет заполнить крити-

ческий период между старшими классами и университетом учебными курсами высокого уровня.

В течение нескольких лет после открытия Академия превратилась в уникальную по своему уровню программу для одаренной молодежи. Она получила правительственную поддержку, что позволило родителям оплачивать только треть всех расходов, а учащимся из семей с низким достатком учиться в ней бесплатно.

Каждое лето в программе участвуют 90 высокоодаренных детей из всех земель Германии, которые отбираются на основе рекомендаций учителей своих школ либо достижений в различных конкурсах, олимпиадах по предметам.

В течение 16-ти дней они занимаются по одной из шести академических дисциплин под руководством высококвалифицированных специалистов в этих областях.

Главной целью Академии является создание атмосферы интеллектуального и социального вызова для наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками, обладающими таким же высоким потенциалом и мотивацией.

В 2000 году во Франкфурте был открыт Центр для одаренных детей, призванный помочь детям и подросткам с выдающимися способностями, а также их родителям, воспитателям и учителям.

В задачи Центра одаренных детей входит:

- информирование родителей о способах и результатах диагностики одаренности, о возможностях развития детей, о контактах с другими учреждениями;

- организация открытых лекций и семинаров на тему детской одаренности для родителей и педагогов;

- организация мероприятий и курсов для одаренных детей и подростков различного возраста в учебное и внеучебное время;

- консультации школьных преподавателей;

- предоставление специальной литературы для педагогов и родителей.

Соединенные Штаты Америки.

Преимущественно рассматривая «одарённость», как потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения, американские исследователи относят к категории одаренные и талантливые дети тех, кто по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей, демонстрируют высокие и сверх высокие достижения.

Работы современных американских педагогов и психологов Дж. Галлахера, Б. Кларк, Дж. Кокс, Дж. Рензулли, П. Торренса, Дж.

Фельдхьюсена и ряда др., помогли выявить основные психолого-педагогические концепции одаренности в школьной практике, охарактеризовать систему отбора и обучения одаренных детей в США.

Исследователи Л. Якобсон и Р. Розенталь с 1968 года, реализуя во многих школах эксперимент по тестированию умственных способностей обучающихся, накопили не только практический опыт, но и достигли определенных позитивных результатов в области диагностического тестирования. Анализ результатов эксперимента позволили в дальнейшем разработать методики обучения одаренных детей, являющихся потенциалом развития любого общества, создать соответствующие учебные программы по специальной подготовке учительских кадров и качественно улучшить потенциал обучающихся с помощью преподавателей.

Израиль.

Сложившаяся современная система работы с одаренными детьми в Израиле, основывается на реализации специальной программы для особо одаренных детей, принятой в 1973 году решением Министерства просвещения страны.

Ежегодно, в рамках программы, проводится единый экзамен среди всех учащихся 2-3-го класса. Отборочный процесс состоит из двух этапов и начинается за год до основной работы по программе. На первом этапе отбираются 15% учеников, которые прошли специальный экзамен и получили наивысший балл, а также дети, не вошедшие в 15%, но рекомендуемые преподавателями.

В ходе второго этапа отобранные комиссией дети, проходят дополнительный экзамен, при помощи которого выявляются особо одаренные ученики, их доля от общего числа, как правило, составляет, от 1 до 3%. Эти школьники становятся участниками программы, получают право учиться по специальной программе, либо приглашаются к участию в факультативах по специальным темам.

Китай.

В Китае нет специальных школ для одаренных детей, однако широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров. При каждом университете существуют школы, обеспеченные университетскими кадрами и дающие образование повышенного уровня.

Кроме того, в Китае создана иеархическая система школ: во всех провинциях, городах выделяется несколько лучших школ, среди них самая лучшая - «супершкола». Эти образовательные учреждения (их несколько на весь Китай) получают наибольшую государственную поддержку и, главное, - право конкурсного отбора.

Примером такой школы является «Shanghaihigh school» (Шанхайская школа), одна из старейших школ в Китае, основанная в 1865

году. В 1993 году было образовано международное отделение этой школы, а в 1995 году на базе этой школы создан бакалавриат.

Школа приглашает лучших преподавателей из разных стран. Это элитное заведение, где учатся не только китайцы, но и граждане США, Англии, Австралии, Канады и других стран. Обучение платное от 5 до 10 тыс. $, преподавание осуществляется на английском языке.

С учениками работает три группы специалистов - университетские ученые, педагоги, психологи. Педагогическая нагрузка составляет 18 часов, в то время как в обычной школе - 12 часов. 20% выпускников едут учиться за границу, в престижные университеты США.

Особую роль в отборе одаренных детей, которые продолжают обучение в «супершколах» Китая, играет ЕГЭ. Он проводится в школах с 1-го класса и по его результатам проводится «микширование» групп внутри классов: выделяются «элитная» и «слабая» группы, а в старших классах - группы, склонные к специализации в тех или иных областях. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п.

Несмотря на то, что китайское образование пока уступает по качеству образованию лучших мировых образовательных центров, все больше хороших студентов едут учиться именно туда.

Республика Корея.

Сегодня Республика Корея не только ввозит современные технологии, но и достигла большого успеха в их реализации. Однако многие политики, ученые, педагоги понимают, если не научиться их создавать в своей стране - у страны не будет будущего. Государство тратит на образование до 10% ВВП (один из самых высоких показателей в мире), поэтому его политику в образовании можно сформулировать так: «Чтобы создавать технологии нужно много внимания уделять образованию. Значит, образование - главный приоритет».

Работа с одаренными детьми в Южной Корее носит характер национальной программы, разработанной региональными центрами подготовки учителей, активно взаимодействующими между собой. Для особо одаренных, созданы специальные школы, отработана система развития для реализации их таланта.

Наибольшей популярностью пользуется «супершкола» для одаренных детей в городе Бусане «Bussan Science Academy» (с 2006 года - «Korean Science Academy). Школа не похожа на китайские «су-

першколы», так как не привязана жестко к университету, но выполнят при этом функции «детского университета» в котором отрабатываются методы обучения и работы с талантливыми учащимися.

В «Korean Scince Academy» только старшие классы. Это «High School». Основное направление - математика и естественные науки. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. Преподавание ведется на английском языке. Учебники, в основном, американские. Учителя приглашаются не только из государственных учреждений страны, но и различных стран мира. Учителю поставляется любое лабораторное оборудование, что создает уникальные возможности для экспериментальной работы. Ученики школы участвуют во всех крупных государственных и международных конференциях, а также исследовательских работах. Выпускники школы освобождены от ЕГЭ и могут поступать в любое высшее учебное заведение без экзаменов.

В числе важных направлений работы с детьми на начальном этапе, специалисты выделяют, обязательное дополнительное образование, по выбору родителей и детей. Несмотря на то, что дополнительное образование в Корее платное и осуществляется за родительские деньги, во второй половине дня дети обязаны учиться. Специалисты утверждают, что в учреждениях дополнительного образования происходит разностороннее развитие ребенка, именно здесь созданы лучшие и необходимые условия для выявления одаренности.

В стране активно работает «Institut For Gifted Educationand Promotion», который занимается не только анализом работы с одаренными детьми, но и организует международные программы подготовки и переподготовки учителей города Бусана. Результаты курсов повышения квалификации регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей.

Особо можно отметить, что опыт работы с одаренными детьми в США, Израиле, России и Сингапуре считается корейскими учеными наиболее интересным.

Подводя краткий итог, заметим, что во всех описанных странах работа по выявлению и дальнейшей поддержке одаренных детей и молодежи, как правило, носит характер национальных программ.

Библиографический указатель:

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС». 200770115-9.htm.

2. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. - Луганск, 2004.

3. Тищенко Е.Г. Практика выявления одаренных учащихся в школах США // Педагогика и народное образование за рубежом: НИИТиИП, вып. 2 (170), 1992.

4. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1993.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.edweek.org - EducationWeekontheWed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки.

Об авторах:

Маликова Ирина Николаевна - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский машиностроительный техникум», преподаватель.

Христофорова Елена Дмитриевна - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский машиностроительный техникум», преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.