ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 29 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 29 2012
УДК 371.3:54
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯПО ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
© Г. С. ЮЗБАШЕВА Херсонская академия непрерывного образования (Украина), кафедра теории и методики преподавания естественно-математических и технологических дисциплин
e-mail: [email protected]
Юзбашева Г. С.- Работа с одаренными учащимися по химии как одно из направлений дифференциации// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 29. С. 317-322. - В статье раскрывается этапы работа с одаренными учащимися по химии при подготовке к олимпиаде, пути формирования умений учащихся решать нестандартные задания (задачи).
Ключевые слова: дифференциация, компетентность, одаренность, талант, предметная олимпиада, стратегия обучения.
Yuzbasheva G. S. - Work with the gifted student on chemistry as one of directions differentiation of // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 29. P. 317-322. - In the article opens up the stages work with the gifted student on chemistry at preparation to the Olympiad, possibility of application of technology at forming of abilities student to decide non-standard tasks (tasks).
Keywords: differentiation, competence, gift, talent, subject Olympiad, teaching strategy.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Образование XXI столетия направлено на развитие личности, на ее интересы, склонности. Рассматривая философию этого вопроса, понятно что центром педагогического процесса есть человек с его необходимостями и собственным миром как самая высокая ценность общества. Для построения демократичного общества необходимо развивать человека, который был бы самостоятельным, самодостаточным, ответственным, подготовленным к осознанной и продуктивной деятельности в разных сферах производства. Американский педагог Джон Хиббен подметил, что «образование - это умение правильно действовать в любых жизненных ситуациях»[8]. Следовательно, можем утверждать, что образование - это развитие компетентной личности, т.к. именно компетентностью определяется способность одаренной личности действовать. И не может быть компетентности в отдельно взятом вопросе, отдельной области знаний.
Для того чтобы иметь такого образование необходимо уделять огромное внимание дифференцированному и индивидуальному обучению.
Анализ исследований и публикаций показали, что проблема дифференциации и индивидуализации обучения в общеобразовательных школах уделяют внимания многие ученые, а именно: Н. М. Буринская,
В. Н. Володько, П. Н. Гусак, А. Н. Речицкий, П. И. Си-корский В. Д. Шарко, Н. И. Шиян, О. Г. Ярошенко и другие [2,9].
Как утверждают ученые, результатом дифференцированного обучения есть развитие способностей личности, что приводит к развитию одаренности, таланта. Проблема обучения одаренных детей заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Эта проблема, которая существует в учебно-воспитательном процессе, следует рассматривать как одно из направлений гуманизации современного обучения. Тенденция гуманизации образования воспринимается, прежде всего, как поворот школы к ребенку, уважение его личности, понимание его запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей. Гуманизация вносит человеческое измерение не только в содержание, но и в организацию всей жизнедеятельности школы[4].
Отсюда возникает задание современной школы - воспитание компетентной личности, которая владеет не только знаниями, высокими моральными качествами и является профессионалом, но и умеет действовать адекватно в разных ситуациях, используя накопленный опыт и беря на себя ответственность за свою деятельность. Компетентный человек должен уметь изучать, искать, думать, сотрудничать, быть то-
лерантным, принимать решения, иметь потребность и готовность постоянно учиться, стремиться к творчеству, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ обобщить теоретический материал о работе с одаренными учащимися и разработать стратегию подготовки к школьной олимпиаде по химии как внеклассная форма обучения.
МАТЕРИАЛ ОСНОВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Высокий интеллектуальный и творческий потенциал личности - залог успеха в любой ее сфере деятельности. Только неординарные личности являются двигателями научно-технического прогресса. Поэтому одним из главных заданий современной усовершенствованной школьной системы образования является задание по раннему выявлению, обучению и воспитанию одарённых и талантливых школьников.
В исследовании психологов доказано наличие индивидуальных особенностей в типе нервной системы и психике человека. Люди различаются своими задатками, типом памяти, стилем восприятия окружающего мира, доминирующим характером мышления. Различием между учениками обусловлены различными условиями обучения, различным жизненным опытом, разной степенью успешности учения на предшествующих этапах обучения. Индивидуальные различия характера особенно проявляются в поведении школьников в учебе, в их работоспособности, трудолюбии. Степень влияния индивидуальных особенностей учеников на процесс обучения обуславливается необходимостью использования личностно ориентированного подхода[2].
В некоторых странах созданы учебные заведения для изучения и разработок технологий обучения одаренных детей. Например, в США для достижения этой цели, создано отдельное направление науки -психология одарённости. В Украине в 2007 году при Национальной академии педагогических наук создан Институт одарённого ребёнка.
Никто не сомневается в том, что одарённые дети, вопреки всему, в нашей стране рождаются. Но можем ли мы воспитать и сохранить их таланты?
Древние греки говорили: «Ученик должен учиться сам, главная роль учителя - руководить деятельностью ученика, мотивировать, консультировать и корректировать его». Как утверждал известный древний философ Г. Песталоцца «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться».
Можем смело утверждать, что задача каждого современного учителя, работающего с одарёнными детьми, - развитие личности, обладающей жизненной компетентностью в широком смысле. Одарённый человек не может и не должен быть узким специалистом, которого точно охарактеризовал Бернард Шоу: «Ни один человек не может быть узким специалистом без того, чтобы не быть идиотом в широком смысле слова. Узкий специалист узнаёт всё больше о меньшем и так до тех пор, пока не будет знать всё ни о чём и ниче-
го обо всём»[9]. Г.К.Лихтенберг, учёный-физик эпохи Просвещения, утверждал: «Кто не понимает ничего кроме химии, тот и её понимает недостаточно». В конечном итоге задача педагога - помочь ученикам наиболее полно раскрыть все свои качества и способности и успешно реализовать их.
Очень важно понимать, что величайшим даром
- способностью к творчеству - природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
«Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»[5].
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь? В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одарёнными [9]:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они неточны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории. В нашей школьной действительности мы чаще всего имеем дело с детьми, хорошо обучающимися в школе.
Развитие и обучение ребёнка должно определяться, по Эриху Фромму, не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет. Давно и верно подмечено, что успех в любой деятельности большей частью зависит от работоспособности школьника, от его желания обучаться.
Много форм, методов работы с одаренными учащимися существуют, но мы остановимся на форме внеклассной работы. Одна из общепризнанных форм работы с одарёнными учениками предметные олимпиады. Как внеклассная, внешкольная деятельность школьников, которая является не столько проверкой учебных достижений учащихся, сколько соревнованием в нестандартной ситуации умело применить знания, умения, способности по решению химических нестандартных задач и заданий повышенной сложности. В некоторой степени олимпиада - открытие нового в познании творческих заданий.
Одарённые ученики, участвуя в олимпиадах, оказываются в среде по интеллектуальным способностям равных себе. Они соревнуются с другими, стре-
мятся к победам, ведь олимпиада любого уровня дает уникальный шанс добиться признания для самого себя. Эта победа над самим собою.
Нет сомнения, что подготовка к олимпиадам -это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности, как со стороны учителя (тренера), так и школьника.
Это процесс затрагивает многие сферы деятельности: учебную, интеллектуальную, психическую
Подготовка к олимпиаде постоянно занимает много времени у учителя и у ученика. Самообразование, как элемент обучения ученика, отслеживает все инновационные подходы олимпиадного движения. Как показывает школьная жизнь, каждый учитель (тренер) имеет комплект (банк) олимпиадных заданий (теоретических, экспериментальных) для работы с учениками [6]. Для эффективной работы, по подготовке одаренных учеников к олимпиаде, учителя обмениваются опытом с коллегами из других школ на районных, об-ласных семинарах; на курсах повышения квалификации; на мастер-классах; на учебно-методических конференциях.
Любая разработанная технология носит индивидуальный характер, так как она основывается на лич-ностно ориентованом подходе.
Известно, что олимпиады с базовых предметов в Украине проводятся в пять этапов: школьный (I); районный (городской) (II); областной (III); республиканский (всеукраинский) (IV); международный (V).
Победа школьника в различных этапах олимпиады, несомненно, является достижением ученика над собой и конечно учителя в профессиональной подготовке его.
Участие в олимпиадном движении начинается с Ьтапа, который проводится учитель-предметник. Именно учителя химии организуют и составляют задания этого этапа, проводят консультацию для школьников, учат решать нестандартные задачи, дают направление работы, готовят победителей к следующим, все более сложным этапам. Это требует от каждого учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения олимпиад, владения методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности.
Для качественной подготовки одарённых детей к олимпиаде необходимо [4]:
- мотивировать учеников к осознанной подготовке к олимпиаде;
- обеспечить организацию повторения и углубление учебного материала;
- формировать учебные умения, особенно исследовательские и творческие;
- организовать поэтапный промежуточный мониторинг самостоятельную деятельность школьников.
При подготовке учащихся к олимпиадам учитель выбирает стратегию подготовки к решению нестандартных заданий и задачи повышенной сложности, учитывая индивидуальные способности личности. В своей работе Д.Б.Богоявленский «Рабочая концепция одарённости» дал краткую характеристику некоторым
составляющим стратегий подготовки [1]. Рассмотрим некоторые из них.
1. Ускорение обучения. Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одарённым.
Основное требование при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения обучения, следующие:
- учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
- учащиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но необязательно их участие.
Признано, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одарённостью к иностранным языкам. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углубленному учебному содержанию по предмету.
2. Углубление обучения. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одарённым детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углубленным изучением предмета (внешняя и внутренняя дифференциация).
3. Обогащение обучения. Она включает несколько направлений:
- расширение кругозора;
- освоение знаний об окружающем мире;
- самопознание;
- углубление в предметы;
- освоение метазнаний (знаний о знаниях).
Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность (исследовательские проекты, интеллектуальные турниры, конкурсы).
4. Проблематизация обучения. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся фактов, поиска новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Многолетний опыт работы с одаренными школьниками нам помог разработать методические рекомендации. Как можно организовать работу по подготовке и проведению олимпиад по химии? Рассмотрим некоторые шаги действия.
Первый шаг, который необходимо сделать каждому учителю, работающему с одарёнными учащимися, это создать «банк» заданий. В него входят задания, которые можно было бы использовать на школьной олимпиаде. Они не должны быть слишком лёгкими, не должны слепо повторять обычные школьные задачи, которые решаются на уроках, в них должен присутствовать «творческий дух», но в то же время эти задания не должны перегружать учащихся при подготовке. В таком «банке» накапливаются задания, составленные самостоятельно учителем или подобраны из специальной литературы [6].
Второе шаг учителя - это задание по выявлению наиболее подготовленных и заинтересованных школьников, способности которых выше среднего, и которых мы можем назвать одарёнными. Как было отмечено выше, чаще всего, это учащиеся, хорошо обучающиеся в школе, - одна из категорий одарённости. В этом учителю химии больше всего помогают наблюдения в ходе уроков и проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также анализ их успеваемости по математике, физике, биологии и других предметов.
Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, все же создание команды единомышленников имеет место в подготовке к олимпиаде. Это третий шаг. Команда состоит из 3-5 человек (одногодки) [9]. Работает по таким принципам: помогает друг другу, передает опыт участия в олимпиадах молодым участникам, поддержка психологической атмосферы. В такой команде любой участник,постоянно находясь в атмосфере решения химических заданий и задач, при этом проговариваются разные варианты решения заданий, построения плана исследования экспериментальных задач. Наличие команды учащихся позволяет в некоторой степени уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие школьники. Как показывает анализ школьной практики каждый участник команды, под руководством учителя, развивает элементы аналитического мышления. Обмениваясь друг с другом они находят универсальный алгоритм решения задач повышенной сложности. У Б. Шоу есть великолепная фраза, подтверждающая эту мысль: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и меня остаётся по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три компонента формирования умений (это четвёртый, пятый и шестой шаги работы с одарёнными детьми):
- умение решать химические задачи, учитывая химизм процессов, и владение необходимым для этого математическим аппаратом;
- энциклопедические знания по классам веществ, развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга соединений, способов их получения, областей применения;
- практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.
Каждое умение следует формировать при поэтапном промежуточном мониторинге самостоятельной работой. Детально рассмотрим формирование каждого умения.
Шаг четвёртый. Умение решать задачи приходит при решении большого числа химических задач. Процесс осуществляется с помощью учителя и более подготовленными учениками. Многократное повторение решения задач приводит к формированию навыков.
Какие навыки необходимо формировать в процессе решения задач? Учитывая разнообразие и нестандартное содержание олимпиадных задач, можно сформулировать самые общие правила решения химических задач, например:
- решение расчетных задач желательно осуществлять в количественных отношениях веществ (моль);
- если в задаче идёт речь о массовых долях, можно перейти к понятию «Пусть взято 100 г вещества» и опять переход к количественному отношению веществ;
- если не даны никакие величины, можно предположить, что речь идёт об 1 моле вещества или число молей берётся по коэффициентам в уравнении реакции;
-при невозможности использования реальных формул веществ используются буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;
- при невозможности использования численных данных для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения, системы уравнений;
- если число неизвестных больше, чем число уравнений необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, общая формула вещества и т.п.
Необходимым условием успеха школьника на олимпиаде является правильное оформление работы, определенная культура проведения математических вычислений, округления числа полученного результата.
Нельзя не отметить, что очень важно понимать задачу. Из текста задачи уметь выделять главную мысль у второстепенную.
Шаг пятый. Развитие химического кругозора осуществляется с помощью изучения химической литературы. Как утверждал Гёте «Знания нужны не для того, чтобы их собирать, а для того, чтобы уметь ими пользоваться». Это может быть создание опорных
схем, посвященных химии того или иного химического элемента, таблиц отражающих свойства различных соединений или областей их применения, исследования по истории науки. В поисках необходимой информации изучаются самые различные источники, отбирается необходимый материал, который может использоваться как справочный материал при анализе сложных задач.
Шаг шестой. Практические умения и навыки
- обязательное условие участия вовсех этапах олимпиады. Умения работать с веществами и химическим оборудованием, составление химических приборов, проводить химические опыты, знать и соблюдать Правила охраны труда это далеко не полный список, что должны знать участники. В экспериментальных и в теоретических заданиях могут встретиться задания на виртуальный эксперимент, например, предложите план разделения смеси или определить хлорид-ион. Если школьник ни разу не провёл самостоятельно химический эксперимент, не знает приборы, не держал в руках колбу, не видел, чем отличается аргентум хлорид от алюминий гидроксида - справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами можно предложить ученикам провести систематизацию реактивов в школьной химической лаборатории, обновить этикетки, составить различные коллекции, приготовить растворы.
Из навыков, которые используются при практической работе, можно отметить следующие:
- взвешивание веществ, измерение объема жидкости, определение температуры кипения (замерзания), определение плотности вещества;
- приготовление растворов, фильтрование смеси, разделение смесей, декантация;
- распознавание веществ с помощью качественных реакций;
- титрование, работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов.
Седьмой шаг в подготовке одарённых школьников очень важный это подведение итогов. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Результаты олимпиады обязательно обсуждаются, разбираются все задания, а к наиболее интересным задачам подбираются рациональные способы решения.
Победа в школьном этапе олимпиады ведёт к участию в последующих этапах олимпиады, задания для которого готовятся сотрудники Института повышения квалификации педагогических кадров. В восьмом шаге важно совершенствовать следующие умения:
- умение длительное время сохранять и систематизировать тематическую информацию (прочность знаний);
- умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- умение находить, исправлять и анализировать ошибки в решении заданий;
- умение оценивать достоверность полученной информации.
После достижения данного этапа учитель делает подробный анализ олимпиадных заданий.
Как правило, учителя проводят тщательную подготовку учащихся к олимпиадам разного этапа. В случае победы, на каком-то этапе участник делегируются на следующий этап олимпиады
Конечно, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть даже в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию компетентной творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Необходимо учитывать, что одарённые учащиеся всегда хотят что-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, можно утверждать, что таких школьникам надо увлекать занимательными и развивающими задачами и упражнениями, как на уроке, так и при домашней подготовке, они - незаменимые помощники и при проведении опытов, зачетов, внеклассных мероприятий по химии.
ВЫВОДЫ
Пошаговое формирование умений есть, неотъемная часть развития личности, что дает возможность получить стабильный положительный результат, а именно: это постоянные победы украинских школьников на международных олимпиадах (V), это поступление в высшие учебные заведения европейского уровня, это выбор профессии связанной с химией.
Системная и целенаправленная работа с одарёнными детьми влияет на общее развитие всего класса. Задание учителя - мотивировать одаренного ученика для поисково-исследовательской работы, но как показывает опыт работы это сложный вопрос для учителя. Уровень подготовки учителя не всегда способен помочь одаренным учащимся.
Поэтому мы считаем, что наши рекомендации помогут решить далеко не все вопросы в этом направлении. Все вышеизложенное, естественно, не отражает всей системы работы с одарёнными детьми, которая представлена здесь в восьми шагах. Каждому учителю, который работает с одарёнными детьми, надо помнить, что даже маленькая практика стоит большой теории, и «всякий необходимо причиняет пользу, употреблённый на своём месте»(Козьма Прутков).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одарённости // Вопросы образования. 2004. №4.
2. Володько В. М. Індивідуалізація і диференціація навчання і виховання // Гуманітарні науки. 2002. № 4. С. 54-56.
3. Концепцияодаренности (обобщениесовременногосо-стояния знаний в области психологи одаренности) // Обдарована дитина. 2000. № 1. С. 5-9.
4. Єлисєєва Н. М. Науково-практична підготовка обдарованих дітей // Хімія. Біологія. 2003. № 161. С. 5-7.
5. Савенков А. И. Одарённые дети в массовой школе// Начальная школа. 2003. №10.
6. Юзбашева Г. С., Глазунов М. М.Підготовка школярів до олімпіади з хімії: Навчально-методичний посібник. Херсон: Айлант, 2009. 232 с.
7. Таранов П. С. Управление без тайн. Симферополь: «Таврида», 1993.
8. Ярошенко О. Г. Проблеми групової навчальної діяльності школярів: дидактико-методичний аспект. К.: «Станіца»,1999. 245 с.
9. Электронный ресурс. Режим доступа: www.iod.gov.ua