ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Features of psychological and pedagogical support of gifted fifth graders
Sedyh D.
Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных
пятиклассников Седых Д. С.
Седых Дарья Сергеевна / Sedyh Dar'ja—учитель биологии, педагог—психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 108 г. Челябинска имени Героя Российской Федерации А. В. Яковлева, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматриваются такие понятия, как «одаренность» и «психолого-педагогическое сопровождение». А также рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников.
Abstract: this article discusses concepts such as "talent" and psycho-pedagogical support. As well as the features ofpsychological and pedagogical support of fifth graders are considered.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, одаренность, одаренные дети, олимпиада, тьютор.
Keywords: psychological and pedagogical support, talent, gifted children, olympics, tutor.
Для того чтобы эффективно реализовать современный стандарт общего образования, в образовательном учреждении должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.
Несмотря на разные точки зрения и разное отношение ведущих Российских учёных к концепции одарённости, следует согласиться со словами великого Фердинанда Августа Бебеля: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться».
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Психолог Теплов Б. М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
И олимпиада - одно из тех явлений современности, которое позволяет совершаться этому наиболее эффективно.
Участие одаренного ребёнка в олимпиаде нужно и подталкивает его к познанию расширенной информации, выходящей за пределы школьной программы. Многими учёными (например, Селиванова Е. А., Андреева Н. Ю., Ильясов Д. Ф.) отмечается, что такая форма работы является одной из самых востребованных. Олимпиады могут способствовать более глубокому развитию школьника.
Участвуя в конкурсах «Интеллектуалы XXI века» и «Шаг в будущее», одаренные обучающиеся работают не только с методической литературой, но и доказывают практическую значимость и в связи с этим одаренным обучающимся необходима дополнительная помощь педагога - тьютора.
В то же время отмечается, что ребёнок должен быть готов к участию в олимпиаде и конкурсах не только предметно, но и психологически [5]. И если указанными авторами отмечается повышение уровня тревожности среди старшеклассников, то, что уж говорить о младших подростках. А для успешного участия в олимпиадном движении необходимо психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом-тьютором ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Специально выстроенная система работы позволит создать специальную образовательную среду, где бы ученики в психологически комфортных условиях могли бы готовиться к участию в олимпиадах различного уровня. Это особенно актуально, так как в сентябре 2013 г. в Челябинской области впервые стартовала программа региональной очно-заочной подготовки олимпиадного резерва. В «Средней общеобразовательной школе № 108 г. Челябинска» с 2013 года реализуется муниципальный проект «Одарённые дети». Автором разработан план работы, который позволяет выявить и поддержать одарённых детей, создать индивидуальные образовательные маршруты для детей пятого класса с повышенными интеллектуальными возможностями.
Целью психолого-педагогического сопровождения одарённых детей является создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одарённых детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.
Автор использует в работе принципы сопровождения младших подростков, предложенные в пособии [3]:
• дифференциации и индивидуализации - означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, управление познавательной, проектной, исследовательской деятельностью;
• непрерывности - предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим подросткам в развитии познавательного интереса, проектной и исследовательской деятельности;
• гибкости - ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе;
• открытости - реагирование на необходимость освоения новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации.
Всё начинается с выявления детей с высоким интеллектуальным потенциалом и обновления банка данных по данной категории учащихся. На основе анализа среза подростков с высоким ^ и выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты.
Маршрут состоит из личных данных, психолого-педагогического портрета школьника и плана его развития. Психолого-педагогический портрет школьника составляется классными руководителями с использованием банка психолого-педагогических диагностик.
Выявление детей, проявивших выдающиеся способности, - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому автором для диагностики одарённости среди указанной группы учащихся применяется диагностический комплекс, который помогает тьютору выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.
Отдельной стороной является проведение психологических тренингов. Они позволяют младшим подросткам не только справиться с волнением, но и приобрести необходимые навыки работы в команде для успешного выполнения групповых заданий в олимпиадах.
Таким образом, педагог-тьютор создает условия и помогает ученику развивать его познавательный интерес, учиться самостоятельно, планировать образовательный и жизненный путь, формировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы (стратегии), умения и навыки разрешения проблемных ситуаций, а также начинает готовить его к проектной и исследовательской деятельности.
Литература
1. Ильясов Д. Ф., Андреева Н. Ю. Особенности развития одаренности учащихся // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-educatюn.ru/ru/artide/view?id=6277/ (дата обращения: 24.09.2016).
2. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А. Психолого-педагогическая поддержка одаренных старшеклассников в ситуации конкурсных испытаний // Фундаментальные исследования, 2014. № 12-1. С. 174-178. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://&МатепЫ-research.ru/ru/article/view?id=36091/ (дата обращения: 24.09.2016).
3. Методические рекомендации по организации работы специалистов сферы общего образования по выявлению и сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности. Московский государственный областной университет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tropa.tomsk.ru/ (дата обращения: 24.09.2016).
4. Рабочая концепция одаренности. Ю. Д. Бабаева и др. Д. Б. Богоявленская (ответственный редактор). В. Д. Шадриков (научный редактор). 2-е изд. доп. перераб. М., 2003. 90 с.
5. Селиванова Е. А., Андреева Н. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников и педагогов-тьюторов при подготовке к олимпиаде // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stience-educatюn.ru/ra/artide/view?id=12034/ (дата обращения: 24.09.2016).
Concept of psyinterface: connections between mind and virtual space
in Incertualism Ryabcev D.
Концепция псиинтерфейса: взаимодействие психики и виртуального пространства с точки зрения инсертуализма Рябцев Д. В.
Рябцев Денис Валерианович / Ryabcev Denis — студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы, народов, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматривается теоретическая возможность взаимодействия психики и виртуального пространства с помощью неопределенности, в качестве инструмента связи.
Abstract: theoretical connection between mind and virtual space by using uncertainty as a tool is considered in this article.
Ключевые слова: инсертуализм, наблюдение, псиинтерфейс, потенциал, неопределенность. Keywords: incertualism, observation, psyinterface, potential, uncertainty.
Современный мир переполнен неопределенностью. Сейчас зачастую люди воспринимают неопределенность в негативной окраске. Такое отношение имеет свои причины, одна из которых - недостаточное исследование взаимоотношений с ней. Ведь взаимодействие с неопределенностью может иметь крайне интересные и выгодные для человечества плоды. Для того чтобы их получить, необходимо тщательно и максимально объективно изучить это явление. Исследованием неопределенности занимается такое направление практической и научной мысли, как инсертуализм [4]. Взаимодействие психики и неопределенности может сделать поистине невероятные вещи вполне реальными.
Одним из подобных приложений инсертуализма является теоретическая возможность взаимосвязи психики и виртуальной реальности с помощью неопределенности, в качестве инструмента связи.
Использование механизмов, которые веками вызывали у человечества скорее фрустрацию, нежели любопытство, для того, чтобы соединить в удивительном инструменте мысль и виртуальную реальность.