Научная статья на тему 'Педагогические основы обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях'

Педагогические основы обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ СТУДЕНТ / КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипова Матлуба Лутфуллаевна, Шоазизова Азиза Шомурод Кизи

В статье представлен анализ проблемы взаимодействия педагогов с одарёнными студентами в высших учебных заведениях, разработаны рекомендации по усовершенствованию психолого-педагогического сопровождения одарённых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипова Матлуба Лутфуллаевна, Шоазизова Азиза Шомурод Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

1 1 Арипова М.Л. , Шоазизова А.Ш.

1Арипова Матлуба Лутфуллаевна - кандидат педагогических

наук, доцент, кафедра педагогики и психологии;

Шоазизова Азиза Шомурод кизи - магистр, специальность: иностранный язык и литературы, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен анализ проблемы взаимодействия педагогов с одарёнными студентами в высших учебных заведениях, разработаны рекомендации по усовершенствованию психолого-педагогического

сопровождения одарённых студентов.

Ключевые слова: одаренный студент, концепция одаренности, организация учебной деятельности, креативность.

Одним из важнейших ресурсов общества, несомненно, является его интеллектуальный потенциал, представленный сообществом людей, нашедших свое место в жизни, сполна реализовавших собственные творческие и профессиональные возможности, интеллектуальные и организаторские способности. Именно они являются главным двигателем прогресса во всех сферах деятельности общества и государства. Способность к сохранению и приумножению интеллектуального потенциала жизненно необходима для общества, существующего в условиях глобализации и информатизации ХХ1 столетия. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане определена постоянная поддержка одаренных молодых ученых, художников, спортсменов - мощного потенциала создания будущего страны [1].

Согласно концепции одаренности: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

К характерным проявлениям одаренности в студенческом возрасте относят: энергичный рост моральных, интеллектуальных сил и возможностей; повышенный уровень абстрагирования и обобщения; формирование прямых и обратных операций, рассуждений и умозаключений; критичность; усиление умственной деятельности; стремление к самосовершенствованию; становление мировоззрения, нравственных, эстетических чувств; умение предвидеть последствия деятельности, критичность мышления; рост и обогащение одаренности; становления, формирования специальных склонностей и способностей; легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях; очень хорошее развитие навыков общения, открытость, дружелюбие, развитое чувство юмора; живая и непосредственная воображение; неумение скрывать свои чувства и эмоции; активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску; нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложной задачей; независимость в суждениях, поведении [2].

Рациональная организация учебной деятельности в высшем учебном заведении требует дифференцированного подхода к обучению студентов. Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащаяся молодёжь заметно различается своими способностями и задатками, типами памяти, уровнем подготовки и восприятием окружающего. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых юноши или девушки могли бы проявить себя и показать путь к самореализации. Одарённость студента могут определить профессионально-подготовленные преподаватели и специалисты по некоторым параметрам: выдающиеся

способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (способности к языкам, интеллектуальные, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к художественному творчеству: пению, рисованию, танцам, психомоторные способности). В настоящее время одарённость всё ещё остаётся загадкой. Существует множество понятий к определению «одарённость», поэтому и сегодня нет его чёткой формулировки. Одарённость определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. По мнению исследователя А. И. Ерёмкина, одарённость является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием и образованием [3].

Проектирование системы организации работы с одаренными студентами целесообразно начать с уточнения данного понятия в контексте достижения профессионального мастерства. Под профессиональной одаренностью будем понимать такое сочетание интеллектуального и креативного потенциалов, лидерских качеств и способностей самоменеджмента, которые обеспечивают и успешное профессиональное совершенствование, и реализацию профессиональных знаний и умений в процессе деятельности. Отметим, что в данное понятие включены качества человека как генетически определяемые, так и приобретенные на момент поступления в вуз.

Важной составляющей профессиональной одаренности выступает креативность, позволяющая человеку порождать новые идеи и реализовывать инновационные технологии при решении как задач фундаментальной науки, так и чисто прикладных, актуализированных потребностями

региональной экономики.

Существует несколько подходов к выявлению одаренных студентов, особенности некоторых из них раскрыты, в частности, в работе. Прежде всего, необходимо ориентироваться на студентов, показавших склонность к творчеству в период обучения в школе (победители олимпиад,

медалисты и т.п.). Кроме того, достаточно легко фиксируемым показателем, прогнозирующим (но не определяющим) одаренность, выступает успешность освоения обучающимся основной профессиональной образовательной программы. Значимым показателем является познавательная активность студентов: с одной стороны, их заинтересованность на занятиях в ходе учебного процесса в выходе при исследовании проблемы за очерченные преподавателем условия, с другой -стремление к занятию научной деятельностью, выполнению интересных проектов во внеурочное время.

Именно креативность, характеризующаяся выходом обучающегося на эвристический или творческий уровень интеллектуальной активности, является наиболее достоверным показателем его одаренности. При этом креативность студента лучше всего проявляется в творческой деятельности, не имеющей жестких ограничений в широте, глубине и направлении исследования проблемы. Такая деятельность, реализуемая в вузе в виде олимпиад, профессиональных конкурсов, участия в деловых играх по специальности, позволяет как диагностировать креативность, так и сделать первый шаг в ее развитии в направлении профессиональной деятельности [4].

В отличие от школьных олимпиад, диагностирующих общую одаренность, олимпиады в вузе, отражающие социальный и предметный контекст будущей профессиональной деятельности, направлены на диагностику и развитие профессиональной одаренности.

Технологии развития творческих способностей одаренных студентов, используемые в наиболее развитых странах мира, можно разделить на три направления. В основе первого направления лежит идея о том, что определяющим для развития страны будет наличие творческой элиты, которую необходимо отбирать в раннем возрасте и в дальнейшем создавать для нее специальные условия развития и использовать инновационные педагогические технологии. Данные технологии активно продвигаются в ряде азиатских стран, а также продолжают эффективно работать на

постсоветском пространстве. Второе направление технологий не предполагает разделение на одаренных и обычных детей (а в некоторых странах такое разделение вообще рассматривается как дискриминация ребенка), поэтому при обучении используются одни и те же педагогические средства, но допускается создание гибких малых групп и формирование индивидуальной траектории. Третьим направлением в развитии творческих способностей, реализуемым в европейских и североамериканских странах, является приоритетность самостоятельной, вначале познавательной, а затем и исследовательской деятельности обучающегося. Тем самым повышается способность к саморазвитию и обеспечивается готовность к изменению области профессиональной деятельности вследствие изменения экономической ситуации.

Подводя итоги к этому краткому анализу, можно сказать, одаренный студент — это студент, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в выбранной профессиональной деятельности. Таким образом, сегодня забота об одаренной молодежи, а в частности о студенчестве это - забота о развитии науки, культуры, социальной и экономической жизни общества завтра.

Список литературы

1. Арипова М.Л. Концепция обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях //Academy, 2018. № 4 (31).

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. 318 с.

3. Рахманова Ю.К. Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку // Образование и воспитание, 2017. № 2. С. 89-91. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2179/ (дата обращения: 27.01.2019).

4. Puchkov N.P., Popov A.I. Olimpiadnoe dvizhenie kak forma organizatsii obucheniya v vuze [Olympiad movement as a form of training in high school], Tambov: Izdatel'stvo Tambovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2009. 180 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.