Научная статья на тему 'Концепция обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях'

Концепция обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ ОДАРЕННОСТИ / МОДЕЛИ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипова Матлуба Лутфуллаевна

В статье с учетом зарубежных и отечественных исследователей рассматриваются особенности развития творческой одаренности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция обучения одарённых студентов в высших учебных заведениях»

обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков студентов.

На практических занятиях по русскому языку можно применять обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности, по аспектам речи и по видам опор. Презентации Power Point можно использовать при изучении таких лексических тем, как: «Узбекистан - независимое государство», «Личность и общество», «Моя будущая специальность». Данные лексические темы включают в себя объемный материал, который необходимо разбирать в течение нескольких практических занятий. Например, лексическая тема «Узбекистан - независимое государство» включает в себя следующие темы: «Ташкент - столица Узбекистана», «Древние города Узбекистана», «Творцы духовного наследия». Студенты самостоятельно изучают эти темы, представляя полученные знания в разработанной ими самими презентации Power Point. Затем студенты выступают с проектами по выбранной теме перед аудиторией, презентации сопровождаются устным докладом по выбранной теме. После презентации следуют контрольные вопросы, которые используются для проверки и закрепления учебного материала аудиторией.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций на практических занятиях способствует повышению мотивации студентов, развитию интеллектуальных, творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную компетенцию студентов.

Список литературы

1. Киличева Ф.Б. Использование технологий мультимедиа в сфере образования / Научный журнал. № 3 (16), 2017. С. 44-45.

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Арипова М.Л.

Арипова Матлуба Лутфуллаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье с учетом зарубежных и отечественных исследователей рассматриваются особенности развития творческой одаренности будущих учителей.

Ключевые слова: одаренность, параметры одаренности, модели одаренности.

Одним из важнейших ресурсов общества, несомненно, является его интеллектуальный потенциал, представленный сообществом людей, нашедших свое место в жизни, сполна реализовавших собственные творческие и профессиональные возможности, интеллектуальные и организаторские способности. Именно они являются главным двигателем прогресса во всех сферах деятельности общества и государства. Способность к сохранению и приумножению интеллектуального потенциала жизненно необходима для общества, существующего в условиях глобализации и информатизации ХХ1 столетия. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане определена постоянная поддержка одаренных молодых ученых, художников, спортсменов - мощного потенциала создания будущего страны.

На основе анализа психо лого-педагогической литературы выявлено, что исследованию проблемы одаренности уделяется надлежащее внимание, в частности таким ее аспектам, как проблема индивидуальных отличий (Б. Ананьев, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Б. Теплов и др.); определение подходов к пониманию психологических основ и структуры одаренности (в западной науке - Дж. Рензулли, П. Торранс, К. Хеллер; в Российской - Н. Лейтес, А. Матюшкин, В. Моляко, Б. Шадриков и др.); психологические концепции интеллекта и творчества (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, М.Смульсон, Д.Ушаков и др.); развитие интеллектуального и творческого потенциала личности (Д. Богоявленская, Н. Кичук, Е. Кульчицкая, С. Максименко, В. Моляко, С. Сысоева и др.); выявление и развитие одаренности учеников (Ю. Гильбух, В. Крутецкий, Е. Кульчицкая и др.).

Под одаренностью понимаем индивидуальное потенциальное своеобразие наследственных (задатки), социальных (благоприятная социальная среда) и личностных (позитивная «Я»-концепция, наличие соответствующих волевых качеств, направленности, настойчивости и т.п.) предпосылок для развития способностей личности до уровня выше условно «среднего», благодаря которым она может достичь значительных успехов в определенной отрасли деятельности.

В построении модели одаренности опираемся на теорию способностей, разработанную отечественными учеными, которая указывает на существование анатомо-физиологических и функциональных особенностей человека (задатков), создающих определенные предпосылки для развития индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого (способностей), развитие и совершенствование которых происходит в процессе целенаправленной деятельности. При этом нами учитываются основные положения социогенного подхода [1], который отмечает значение окружающей среды, социума в формировании выдающихся способностей; основные идеи физиологичного подхода [2; 3] относительно специфики строения и функционирования центральной нервной системы, в частности положения о функциональной специализации полушарий головного мозга; аксиологического подхода, указывающего, что одаренность определяется ценностным содержанием индивидуального сознания.

Важное значение для решения проблемы одаренности приобретает акмеологический подход [3; 1], сущность которого заключается в изучении личности как целостного феномена в единстве ее существенных сторон (индивид, личность, индивидуальность); ориентации человека на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, мотивации высоких достижений, стремлении к высоким результатам, жизненным успехам; организации творческой деятельности личности на всех этапах ее непрерывного образования, создании необходимых условий для самореализации ее творческого потенциала.

Академик В.А. Моляко отмечает, что одаренность является одной из наиболее важных высших психических подсистем упорядочения системы человек - мир. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решений во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные

76

проблемы, требующие именно творческого подхода. Поскольку такого рода ситуации возникают в жизни практически каждого человека и достаточно часто, то будет логичным предположить, что каждый человек в принципе должен получать определенный потенциал возможностей, способствующих его выживанию. Это касается и наследственных факторов, и приобретаемого опыта. Поэтому, подчеркивает ученый, было бы неправильно говорить об одаренности как уникальном, редком явлении.

Система возникновения одарённости учащихся и студентов - это организованная, управляемая деятельность, направленная на: вовлечение молодёжи в различные творческие и научно-исследовательские работы по решению конкретных проблемных задач; оказание всесторонней помощи будущим наставникам (специалистам) в их деятельности, повышение технических, художественных, изобразительных, спортивных, культурных, нравственных, правовых, экологических и экономических знаний; организации смотров, конкурсов, выставки, конференции по вопросам и результатам работы среди одарённой молодёжи; оказание помощи школам, лицеям и колледжам в создании различных кружков; планирование и совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения студентов в интересах личности и общества в целом.

Студентам, которые отмечены как особенно способные, присуще целенаправленное развитие трёх аспектов: одарённость; духовное и нравственное развитие; большая трудоспособность. Несмотря на выраженную одаренность, эти студенты нуждаются в педагогической поддержке. Понятие «педагогическая поддержка лучших студентов» предполагает наличие многочисленных форм и соответствующего содержания работы. К таким студентам предъявляются высокие требования, но при этом общий учебный план в той или иной степени должен варьироваться с целью оптимального использования времени, что приводит к более высоким результатом обучения и дальнейшему развитию личности способных студентов.

Список литературы

1. Сазоненко Г.С. Педагогика успеха (опыт становления акмеологической системы лицея). К.: Гнозис, 2004. 684 с.

2. Латыпов Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга. СПб: Питер, 2005. 336 с.

3. Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи: рассказы о мозге. М.: Просвещение, 1987. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.