Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2025 ГОДА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / SOCIAL SAFETY NET THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC UNTIL 2025 / SOCIAL POLICY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лайпанов А.М.

В статье рассмотрены ведущие направления развития системы социальной защиты Карачаево-Черкесской республики .Согласно Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2025 года Система социальной защиты в долгосрочной перспективе должна обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок, негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING DIRECTIONS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM CHACHAEVO-CHERKESSK REPUBLAS

The article discusses the leading areas of development of the social protection system of the Karachay-Cherkess Republic. According to the Karachay-Cherkess Republic's Social and Economic Development Strategy, the Social Protection System, in the long term, should ensure that measures that contribute to compensation, mitigation and elimination of factors and conditions that negatively affect the quality of life of certain social groups and citizens, social adaptation and integration of citizens in difficult life situations.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 351/354(075.8)

Лайпанов А.М. студент магистратуры 3 курса направление 38.04.04 - Государственное и муниципальное управление научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.

доцент

ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный

университет имени У.Д. Алиева» Россия, г. Карачаевск

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены ведущие направления развития системы социальной защиты Карачаево-Черкесской республики . Согласно Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2025 года Система социальной защиты в долгосрочной перспективе должна обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок, негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова. система социальной защиты; Стратегия социально -экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2025 года; Социальная политика региона.

Laipanov A.M.

Master's 3 course

38.04.04 - State and the municipal government FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University

named after U.D. Aliyev" Scientific director: Ph D Magulayaeva А. А. FSBU VO "Karachaevo-Cherkess State University

named after U.D. Aliyev" Russia, Karachayevsk

LEADING DIRECTIONS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM CHACHAEVO-CHERKESSK REPUBLAS

Annotation. The article discusses the leading areas of development of the social protection system of the Karachay-Cherkess Republic. According to the Karachay-Cherkess Republic's Social and Economic Development Strategy, the Social Protection System, in the long term, should ensure that measures that contribute to compensation, mitigation and elimination of factors and conditions that negatively affect the quality of life of certain social groups and citizens, social

adaptation and integration of citizens in difficult life situations.

Keywords. Social safety net The strategy of socio-economic development of the Karachay-Cherkess Republic until 2025; Social policy of the region.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность региона в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно [1- 6].

Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью региональной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Развитие системы социальной защиты населения в долгосрочной перспективе будет обусловлено:

- повышением уровня доходов населения, что позволит оптимизировать объемы государственных социальных выплат, адресность предоставления социальных услуг;

- сохранением предпосылок семейного неблагополучия и, как следствие, детской безнадзорности, требующих совершенствования профилактической работы с семьями и переориентации социальных выплат с поддерживающих мер на «социальные» инвестиции;

- старением населения и увеличением численности одиноко проживающих пожилых людей, определяющим необходимость модернизации политики в отношении пожилых и их социальной защиты;

- сохранением факторов и условий инвалидизации в различных возрастных группах, определяющих необходимость совершенствования системы социальной адаптации и реабилитации граждан с особыми потребностями;

- сохранением факторов, ограничивающих доступность социальной инфраструктуры для лиц с особыми потребностями, требующих реализации системных мер по формированию безбарьерной среды;

- несформированностью рынка социальных услуг преимущественно государственными формами социального обслуживания;

- сохранением иждивенческих настроений населения в отношении государственной помощи и поддержки.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2025 года Система социальной защиты в долгосрочной перспективе должна обеспечить реализацию мер, способствующих компенсации, ослаблению и устранению факторов и предпосылок, негативно влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и граждан, социальной адаптации и интеграции граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основной целью развития системы социальной защиты населения до 2025 года является достижение необходимого и достаточного уровня доступности для нуждающихся граждан вариантных форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания на основе модернизации организационных, экономических, технологических и правовых механизмов их предоставления.

Развитие социальной защиты населения должно быть направлено на предупреждение различных социальных рисков путем предоставления государственных услуг, отвечающих мировым стандартам качества и доступных вне зависимости от места проживания, и адресной социальной поддержки, оказываемой тем, кто не в состоянии обеспечить для себя минимальные жизненные стандарты собственными силами. Необходимо обеспечить формирование системы социальной защиты, отвечающей потребностям современного общества, реализующей, помимо социальной защиты, функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех категорий населения.

Программы поддержки и социальной адаптации должны быть привязаны к этапам жизненного цикла семьи и гражданина, развиваться на принципах социального контракта, предполагающего взаимные обязательства сторон, и базироваться на принципах партнерства, раннего выявления и вмешательства в социально опасные и трудные жизненные ситуации.

На достижение целевых показателей могут повлиять следующие риски:

- увеличение численности потребителей мер социальной поддержки и

социальных услуг вследствие причин экономического характера;

- усиление дефицита кадрового обеспечения, особенно в сельской местности, в связи с изменениями в оплате труда и оттоком специалистов с педагогическим и медицинским образованием в профильные отрасли и др..

Долгосрочная политика в сфере социальной защиты включает следующие основные направления.

Первое направление - обеспечение адресности социальной защиты населения, обеспечивающей поддержание жизненных стандартов для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, придание социальным выплатам характера «социальных инвестиций».

Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

- совершенствование процедур оценки нуждаемости граждан;

- внедрение в систему социальной защиты солидарной ответственности государства и гражданина, в том числе через систему социальных контрактов;

- оптимальное использование потенциально положительных резервов социального и семейного окружения клиентов;

- развитие профилактической направленности системы социальной защиты населения.

Второе направление - обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг для населения области, соответствующих современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе обеспечение возможности получения государственных социальных услуг в электронном виде.

К 2025 году сформируется рынок качественных, отвечающих мировым стандартам, доступных государственных социальных услуг, обеспечивающий вариативность их получения, в том числе дистанционно.

Поставленные задачи будут решаться за счет:

- оптимизации сети государственных учреждений социальной защиты населения в соответствии с социально -экономическими и демографическими тенденциями развития Карачаево-Черкесской Республики;

- создание «социальных кластеров», включающих системы мобильных социальных услуг;

- выравнивания имущественной и финансовой обеспеченности учреждений социальной защиты населения Карачаево-Черкесской Республики, поддержание материально-технической базы учреждений в состоянии, отвечающем требованиям федерального и республиканского законодательства;

- внедрения в работу учреждений социальной защиты населения системы бюджетирования, ориентированного на результат, в том числе стандартизация и регламентация государственных социальных услуг;

- развития новых форм и технологий социальной защиты населения;

- информатизации системы социальной защиты населения;

- повышения информированности населения о системе социальной защиты населения;

- развития и совершенствования кадрового потенциала отрасли;

- развития механизмов партнерства государства, бизнеса, некоммерческих организаций и учреждений социальной защиты населения и заинтересованных общественных организаций, в том числе поддержка и стимулирование проектной деятельности учреждений;

- демонополизации государства в области предоставления социальных услуг, создания полисекторной модели социального обслуживания населения, внедрения системы государственного заказа;

- развития волонтерского движения в системе социальной защиты.

Третье направление - повышение эффективности государственной

поддержки семьи.

Организационное и нормативное оформление системы социального сопровождения семьи и обеспечение результативности мер ее поддержки предполагается обеспечить решением следующих задач:

- формирование организационных и правовых механизмов сетевого взаимодействия федеральных, областных и местных социальных структур, институтов гражданского общества в сфере поддержки семьи;

- развитие профилактического и интервенционного потенциала социальных служб;

- переход к индивидуальному социальному сопровождению ребенка и семей через совершенствование института сопровождения трудных жизненных ситуаций;

- отработка и реализация технологии кейс-менеджмента в социальном обслуживании семей;

- полное завершение процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей;

- разработка мер и механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие системы предоставления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Четвертое направление - создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения.

К 2025 году будет полностью завершен процесс модернизации и развития республиканской системы социальной интеграции инвалидов и созданы базовые условия безбарьерной среды.

В предстоящий период предполагается решение следующих задач:

- создание доступной инфраструктуры, в первую очередь обеспечение доступности социально значимых объектов, посредством применения универсального дизайна не только на стадии проектирования объектов, но и на стадии проектирования инфраструктуры, окружающей эти объекты;

- организационное и нормативное оформление областной системы комплексной реабилитации и интеграции инвалидов и ее практическая апробация;

- обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, средствами реабилитации и реабилитационными мероприятиями в соответствии с индивидуальной жизненной ситуацией и интеграционным потенциалом;

- формирование областной информационно-консультационной системы по реабилитации;

- формирование системы общественного контроля за нарушением прав и отстаиванием интересов инвалидов;

- развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов трудоспособного возраста;

- проведение широкомасштабной кампании по формированию общественного мнения о проблемах и потребностях инвалидов с привлечением средств массовой информации.

Таким образом, реализация этих мероприятий будет способствовать максимальному удовлетворению потребностей населения республики.

Использованные источники:

1. Социальное управление: Теория и методология [Текст] : учеб. пособие: в 2 ч. / под ред. Иванова В.Н. - М.: Муниципальный мир, 2014.

2. Социальные неравенства и социальная политика в современной России [Текст] / под ред. Горшкова М.К., Тихоновой Н.Е. - М.: Наука, 2017. - 423с.

3. Российская Федерация. Карачаево-Черкесская Республика. О социальной защите населения в Карачаево-Черкесской Республики [Текст] : Закон Карачаево-Черкесской Республики от 10 января 2000 г. № 7 -зсо (с изменениями на 25 декабря 2017 года) - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819031132

4. Российская Федерация. Карачаево-Черкесская Республика. Об утверждении государственной программы "Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 - 2020 годы" [Текст] : Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года N 359- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422402871

5. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mintrudkchr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.