Чотчаева Ф.М. студент 3 курса магистратуры заочная форма обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Магулаева А.А., к.б.н.
доцент
ФГБОУВО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева» Россия, г.Карачаевск
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В рамках данного исследования автором раскрыты основные принципы и методы реализации региональной модели социальной политики Карачаево-Черкесской Республики, на основе программно -целевого метода. Приведена статистика, обозначены государственные организации социального обслуживания населения региона.
Ключевые слова: социальная политика, программно-целевой метод, общество, государственная социальная программа, федеральное и региональное законодательство, органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, Российская Федерация.
Chotchaeva F.M. master's student 3 years extramural education direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Magulaeva A.A., Ph.D.
assistant professor FSBEI HE "Karachay-Cherkess State University
named after U.D. Aliev" Russia, Karachaevsk
FEATURES OF THE REGIONAL MODEL OF SOCIAL POLICY OF KARACHAYEV-CHERKESIA: PRINCIPLES AND METHODS OF ITS
IMPLEMENTATION
Annotation. Within the framework of this study, the author reveals the basic principles and methods of implementing the regional model of social policy of the Karachay-Cherkess Republic, based on the program-targeted method. The statistics are given, the state organizations of social services for the population of the region are indicated.
Key words: social policy, program-target method, society, state social program, federal and regional legislation, executive authorities of the Karachay-Cherkess Republic, the Russian Federation.
Система региональных органов исполнительной власти республики, в лице Министерства труда и социального развития Карачаево -Черкесской Республики, которое является структурным подразделением Правительства Карачаево-Черкесии, отвечает, за сферу реализации системы социальной политики республики. Ключевым стратегической приоритетом региональной социальной политики является совершенствование качества жизни населения республики, его благосостояния, улучшение быта и жизни.
Реализация данного приоритета, выстроена в следующих направлениях деятельности исполнительной вертикали республики: Во -первых, это система совершенствования социально-экономических показателей всех групп населения. Во-вторых, повышение доходов населения, чтоб жители республики могли себе позволить реализацию базовых потребностей, в наличии пропитания, жилья, получения услуг. В-третьих, решение вопроса по сокращению дифференциации групп населения между не обеспеченными слоями и сверх обеспеченными. В-четвертых, сокращение безработицы, открытия новых мест для трудоустройства, экономически активного населения субъекта Федерации. В-пятых, создание благоприятной среды для жизни и отдыха населения многонациональной Карачаево-Черкесии. В-шестых, поддержания мира и стабильности на территории Карачаево-Черкесии, путем решения вопросов межнационального согласия и процветания. В-седьмых, выстраивания конструктивного диалога между обществом и системой властной вертикали региона, институтов гражданского общества.
Автор исследования отмечает, что реализация этих направлений будет осуществляться всей вертикалью власти, не зависимо от ее принадлежности к ветвям и функциям. Также система должна осуществляться, не зависимо от уровня ее реализации, ведь органы местного самоуправления, хотя и выведены за рамки государственной власти согласно Конституции РФ, все равно осуществляют полномочия, передаваемые государственной системной, работая в слаженном механизме взаимодействия. Тут следует добавить, что при формировании и реализации полномочий в сфере социальной политики, также принимают участие и другие общественные институты, профессиональные союзы и их объединения, коммерческие и не коммерческие организации, социальные организации и т.д.
Так деятельность Министерства труда и социального развития КЧР многогранна, функционал обширный, достаточно хорошо сформирована региональная нормативно-правовая база, разрабатываются и принимаются
комплексные программы развития. Так, реализация данной группы полномочий, осуществляется органами исполнительной власти республики и выглядит следующим образом, Министерств ежегодно утверждает план деятельности и его координация основана на нормативно-правовой базе, тех документов, которые принимает наш парламент, глава региона и непосредственно органы исполнительной власти.
В рамках Постановления Правительства Республики утверждена Государственная Программа "Социальная защита населения в Карачаево -Черкесской Республике на 2019 - 2024 годы", [1] которая направлена повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики; улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Задачами Госпрограммы являются:
1. Обеспечение правового и аналитического сопровождения реализации государственной программы для достижения цели государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм.
2. Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания и социальной поддержки населения.
3. Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи, повышение рождаемости.
4. Повышение уровня и качества жизни граждан, сокращение социального неравенства, улучшение демографической ситуации.
5. Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, и как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
6. Формирование организационных, правовых, социально -экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых граждан, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
7. Полноценная комплексная реабилитация и социальная интеграция инвалидов по зрению в общество, повышение их уровня жизни.
8. Осуществление немедицинской реабилитации и ресоциализации отдельных категорий граждан в Карачаево-Черкесской Республике, повышение доступности реабилитационных услуг для лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также без определенного места жительства
Реализация программы подразумевает исполнение некоторых подпрограмм, таких как:
^ Подпрограмма 1 "Управление государственной программой".
^ Подпрограмма 2 "Развитие и поддержка организаций и учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения".
> Подпрограмма 3 "Социальная поддержка семьи и детей".
> Подпрограмма 4 "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан".
^ Подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда работников в Карачаево-Черкесской Республике".
> Подпрограмма 6 "Социальная поддержка граждан пожилого возраста в Карачаево-Черкесской Республике".
^ Подпрограмма 7 "Обеспечение равных возможностей, социальная поддержка, социальное сопровождение, интеграция в общество и реабилитация инвалидов по зрению в Карачаево-Черкесской Республике".
^ Подпрограмма 8 "Немедицинская реабилитация и ресоциализация отдельных категорий граждан в Карачаево-Черкесской Республике".
Объем финансового обеспечения реализации Госпрограммы за 2019 - 2024 годы составляет - 29444700,3 тыс. рублей.
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, а также его бюджетной обеспеченности структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной защиты и социального обслуживания населения в республике.
На 1 января 2021 года численность населения Карачаево -Черкесской Республики составляла 465357 человек, из них 199645 человек (42,9%) -городские жители, 265712 человек (57,1%) - сельские.
В структуре населения в возрасте моложе трудоспособного - 93880 человек (20,2 %), трудоспособного - 266787 человек (57,3%), старше трудоспособного - 104690 человек (22,5 %); 51712 инвалидов (в том числе детей-инвалидов - 2172 человек), что составляет более 11,1% населения республики, подавляющее число из них - 78,6% составляют инвалиды 1 и 2 групп. [2]
Современная демографическая ситуация в республике характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста: с 1989 по 2021 год доля лиц пенсионного возраста от общей численности населения республики увеличилась на 21,3%.
На территории республики функционирует 6 государственных организаций социального обслуживания: РГБУ "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов"; РБУ "Центр социального обслуживания населения"; РГБУ "Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; РГБУ "Республиканский социально -
реабилитационный центр "Надежда" для несовершеннолетних; РГКУ для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"; РГКУ для детей инвалидов "Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Забота".
В рамках реализации Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2012 № 79-РЗ «О некоторых вопросах оказания бесплатной юридической помощи в Карачаево-Черкесской Республике» с 2013 года предоставление бесплатной юридической помощи осуществляется РГКУ «Государственное юридическое бюро», подведомственным Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление региональной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.
На территории Карачаево-Черкесской Республики проживают 107815 детей в возрасте от 0 до 18 лет, что составило 23% от общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики.
К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, которые в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних в республике представлена социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, которое осуществляет профилактику безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних и оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальную помощь детям и семьям, воспитывающим детей -инвалидов, оказывают 4 реабилитационных отделения в составе реабилитационного центра. Курсы комплексной реабилитации -эффективная мера, способствующая интеграции детей в социум. Система оказания комплексной социальной помощи в условиях реабилитационного центра требует постоянного развития.
Содержание сети организаций службы семьи и детей, увеличение их мощности, расширение спектра социальных услуг требует внедрения новых технологий, оснащения современным оборудованием (медицинским, спортивным, развивающим).
Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, требует новых подходов и методик коррекционной психолого-педагогической, медико-социальной помощи. Для решения этой задачи
необходимо обучение инновационным методам работы, соответствующим современным требованиям социального сопровождения детей.
Демографические процессы, происходящие в регионе - выраженная деформация возрастной структуры, «старение общества», главным проявлением которого является значительное повышение доли пожилых людей, обусловливают рост потребностей в социальных услугах.
В настоящее время система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике характеризуется, с одной стороны, повышением объема и качества предоставляемых надомных услуг, внимания к развитию личности, сохранению интеллектуальной и физической активности инвалидов и граждан пожилого возраста, внедрением новых стратегий домашнего ухода, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социальной среде, с другой стороны, ростом очередности в стационарные организации.
Для удовлетворения растущих потребностей в социальных услугах в республике действует сеть, состоящая из 3 государственных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которые с учетом нуждаемости предоставляют широкий спектр социальных услуг.
Система социального обслуживания гарантирует предоставление государственной социальной помощи и постоянно совершенствуется с целью обеспечения всеобщей доступности и качества социальных услуг.
Большинство учреждений социального обслуживания нуждаются в проведении комплексного капитального ремонта, оснащении компьютерным оборудованием, оргтехникой, мебелью, бытовым и кухонным оборудованием, автотранспортом.
Несмотря на принимаемые меры на федеральном и региональном уровнях по усилению социальной защищенности, увеличению объемов денежных средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики на социальную поддержку отдельных категорий граждан, семей, воспитывающих детей, улучшение социального обслуживания, имеют место следующие проблемы:
•сохраняется неудовлетворенным спрос на направление граждан в психоневрологические интернаты;
•медленными темпами развивается негосударственный сектор социального обслуживания населения;
•не снижается уровень семей, воспитывающих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
•сохраняется проблема сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения, насилия в отношении женщин и детей; социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей; остаются
неохваченными ежегодным организованным отдыхом и оздоровлением около 30 процентов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
•около 30 процентов зданий и сооружений государственных организаций социального обслуживания Карачаево-Черкесской Республики требуют капитального или текущего ремонта;
•обеспечены в полном объеме беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Карачаево-Черкесской Республике, предоставление мер социальной поддержки и социального обслуживания инвалидам и маломобильным группам населения;
•недостаточно активно развивается негосударственный сектор социального обслуживания населения.
В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:
- вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;
- вследствие повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей).
В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения республики до 2024 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:
• расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также социальной поддержки семьи и детей;
• дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики по определению категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
• развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходов на преодоление ее последствий.
Реализация Госпрограммы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ответственным исполнителем Госпрограммы ежегодно в разрезе подпрограмм и содержащим, в том
числе перечень ответственных исполнителей мероприятий подпрограмм с указанием фамилий, инициалов и должностей лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы.
Лица, ответственные - за реализацию мероприятий подпрограммы, информируют руководителя органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики - исполнителя соответствующей подпрограммы о ходе реализации мероприятий подпрограммы по мере их реализации, но не реже чем один раз в квартал.
Ответственный за подпрограмму определяет лицо, отвечающее за подготовку и предоставление ответственному за Госпрограмму отчета о ходе реализации мероприятий подпрограммы.
В случае невозможности исполнения мероприятий подпрограммы ответственный за подпрограмму информирует об этом ответственного за Госпрограмму с указанием причин, препятствующих их своевременному исполнению. Утверждены нормы и нормативы в сфере социального обслуживания населения в Карачаево-Черкесской Республике.
Правительством Карачаево-Черкесской Республики издано Постановление [5] «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2022».
В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005 № 6-РЗ «О прожиточном минимуме в Карачаево-Черкесской Республике» Правительство Карачаево-Черкесской Республики установило по представлению Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики величину прожиточного минимума в целом по Карачаево-Черкесской Республике на 2022 год в расчете на душу населения - 11515 рублей,
•для трудоспособного населения - 12551 рубля, •пенсионеров - 9903 рубля, •детей - - 12001 рубля.
В свою очередь Правительством Карачаево-Черкесской Республики, Союзом «Карачаево-Черкесское республиканское объединения организаций профсоюзов», Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесии подписано соглашение о установлении на территории Карачаево-Черкесской Республики минимальной заработной платы с 1 января 2021 года в размере 12792 рубля. Данное соглашение стороны подписали 29 декабря 2020 года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая социальная политика органов государственной власти республики будет способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной форме и соответствующих расходов из бюджета Карачаево-Черкесской Республики. В результате взаимодействия этих двух тенденций можно
ожидать сохранения, а по определенным группам населения - и возрастания потребности в социальной поддержке граждан и соответствующего увеличения расходов бюджетной системы Карачаево -Черкесской Республики.
Использованные источники:
1. Российская Федерация. Карачаево-Черкесская Республика. Об утверждении государственной программы «Социальная защита населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2019 - 2024 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 января 2019 года N 27 - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553106649
2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по СКФО: [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://stavstat. gks.ru/
3. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: ://www.mintrudkchr.ru/
4. Российская Федерация. Карачаево-Черкесская Республика. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Карачаево-Черкесской Республике на 2022 год [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.2021 № 79-Режим доступа: https://www.mintrudkchr.ru/uploadedFiles/upload-2021-12-20-09-45-44.pdf