Научная статья на тему 'Система социальной помощи и льготы для социально незащищенных слоев и групп населения в республике Дагестан'

Система социальной помощи и льготы для социально незащищенных слоев и групп населения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1634
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL HELP / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / STANDARD OF LIVING / БЕДНОСТЬ / POVERTY / ДЕТИ / CHILDREN / ИНВАЛИДЫ / INVALIDS / МАЛОИМУЩИЕ / POOR / АДРЕСНОСТЬ / ADDRESSNESS / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / FINANCING OF MEASURES OF SOCIAL DEFENCE / SOCIAL DEFENCE / ESTABLISHMENTS OF SOCIAL DEFENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казибекова Н. А.

В статье рассматриваются практические меры и инструменты социальной помощи, применяемые в Республике Дагестан. Показана система социальной помощи как совокупность законодательных, экономических и социальных гарантии для отдельных индивидов и групп малоимущего населения. Приводятся статистические данные, характеризующие современное положение инвалидов, семей с детьми, пенсионеров, детей-сирот. Анализируется практика введения жилищных пособий и социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE SOCIAL HELP AND PRIVILEGE FOR SOCIALLY NOT PROTECTED LAYERS AND POPULATION GROUPS IN REPUBLIC DAGESTAN

In article practical measures and the tools of the social help applied in Republic Dagestan are considered. The system of the social help as set legislative, economic and social is shown a guarantee for separate individuals and groups of the needy population. The statistical data characterising modern position of invalids, families with children, pensioners, детейсирот are cited. Practice of introduction of housing grants and social services is analyzed.

Текст научной работы на тему «Система социальной помощи и льготы для социально незащищенных слоев и групп населения в республике Дагестан»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ

КАЗИБЕКОВА Н. А.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ И ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваются практические меры и инструменты социальной помощи, применяемые в Республике Дагестан. Показана система социальной помощи как совокупность законодательных, экономических и социальных гарантии для отдельных индивидов и групп малоимущего населения. Приводятся статистические данные, характеризующие современное положение инвалидов, семей с детьми, пенсионеров, детей-сирот. Анализируется практика введения жилищных пособий и социальных услуг.

КАШЕКОУАКА.

SYSTEM OF THE SOCIAL HELP AND PRIVILEGE FOR SOCIALLY NOT PROTECTED LAYERS AND POPULATION GROUPS IN REPUBLIC DAGESTAN

In article practical measures and the tools of the social help applied in Republic Dagestan are considered. The system of the social help as set legislative, economic and social is shown a guarantee for separate individuals and groups of the needy population. The statistical data characterising modern position of invalids, families with children, pensioners, детейсирот are cited. Practice of introduction of housing grants and social services is analyzed.

Ключевые слова: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, уровень жизни, бедность, дети, инвалиды, малоимущие, дети, инвалиды, адресность, учреждения социальной защиты, финансирование мер социальной защиты.

Keywords: social defence, social help, social support, standard of living, poverty, children, invalids, poor, children, invalids, addressness, establishments of social defence, financing of measures of social defence.

Социальную помощь можно представить как систему законодательных, экономических и социальных гарантий для оказания необходимой социальной помощи отдельным индивидам или группам населения, которые не имеют возможности собственным трудом обеспечить себе существование в тех или иных формах за счет общества. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, специализированных учреждений, общественных организации по созданию благоприятной для

человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, обеспечению граждан жильем, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Важно знать и оценить возможности и полноту инструментов, применяемых в тех или иных регионах для социальной помощи населению, которое в ней нуждается. Проведем подобный анализ на примере Республики Дагестан.

Государственную политику по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других групп населения, нуждающихся в государственной защите, поддержке или помощи, осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и подведомственные ему учреждения и органы, в первую очередь, городские и районные управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях Республики Дагестан. Система социальной защиты населения Республики Дагестан обеспечивает следующие направления деятельности служб социальной защиты:

адресная социальная помощь малоимущим гражданам (общее число лиц, отнесенных к данной категории, составляет 306,2 тыс. чел.); предоставление жилищных субсидий (179789 семьям, что составляет 30,7% общего числа семей, проживающих в республике);

социальная защита инвалидов (в республике насчитывается 217182 инвалида: инвалидов I степени ограничения трудоспособности - 47988 чел.; II степени - 88281 чел.; III степени - 45573 чел.; инвалидов, не имеющих степени ограничения трудоспособности, - 88 чел.; детей-инвалидов - 35252 чел.);

социальная поддержка ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов боевых действий и локальных конфликтов (инвалидов ВОВ - 4353 чел.; участников ВОВ - 558 чел.; тружеников тыла - 29437 чел.; ветеранов боевых действий - 16638 чел.; ветеранов труда - 93207 чел.);

материальная поддержка малоимущих, многодетных семей (в республике проживает 82,7 тыс. многодетных семей, где воспитываются 268,8 тыс. несовершеннолетних детей), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная защита граждан, пострадавших в техногенных катастрофах (3548 чел.);

развитие государственных стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты населения (38 стационарных учреждений и 100 полустационарных и нестационарных учреждений подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, Министерству здравоохранения Республики Дагестан).

По оценке Территориального органа Федеральной службы

государственной статистики по Республике Дагестан, численность малоимущего населения снижается. Основной группой бедного населения остаются семьи с 4 и более детьми, а также неполные семьи со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Наблюдается тенденция уменьшения числа многодетных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Так, если в 2005 году в республике проживало свыше 91,2 тыс. многодетных семей с 300,8 тыс. несовершеннолетними детьми, то по состоянию на 1 января 2007 года в Республике Дагестан проживает около 82,7 тыс. многодетных семей, где воспитываются 268,8 тыс. несовершеннолетних детей, из них 66,2 тыс. семей, или 80% составляют семьи с 3 детьми, 13,1 тыс. семей (15,8%) - с 4 детьми, 3,4 тыс. семей (4,1%) - с 5-и более детьми.

Основной формой социальной поддержки малоимущих семей с детьми является государственное ежемесячное пособие на детей.

Основным нормативно-правовым актом в области социальной поддержки малоимущего населения в республике является Федеральный закон «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ от 17 июля 1999г., который устанавливает правовые и организационно-экономические основы оказания государственной социальной помощи в субъектах Российской Федерации.

Ряд мер в области социальной поддержки наиболее незащищенных категорий населения предусмотрен Законом Республики Дагестан от 3 декабря 2004г. №35 «Об утверждении Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010г.»:

адресная направленность социальной помощи на основе поддержки наиболее нуждающихся;

пересмотр сложившейся системы льгот за счет введения адекватных компенсационных механизмов для ветеранов, пенсионеров и малоимущих слоев населения;

развитие сети учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, женщин и детей;

укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения за счет проведения строительных и ремонтных работ, оснащения необходимым медицинским, реабилитационным оборудованием, автотранспортом и инвентарем;

повышение эффективности социальных услуг, распространение практики государственного социального заказа.

Для реализации данных мер Программой экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010г. предусмотрено выделение денежных средств общим объемом 507,9 млн. руб. (федеральный бюджет -147,8 млн. руб., республиканский бюджет - 295,6 млн. руб., негосударственные средства - 64,5 млн. руб.).

Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон от 3 февраля 2006г. №1 «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам

социального найма», на основе которого органы местного самоуправления осуществляют социальную поддержку малоимущих граждан в форме предоставления жилья по договорам социального найма.

На территории Республики Дагестан на настоящее время предоставлены жилищные субсидии 179789 семьям, что составляло 30,7% от общего числа нуждающихся семей. Количество получателей за 2006 год увеличилось в 1,06 раза, сумма начисленных субсидий - в 1,15 раза, среднемесячный размер субсидий на семью уменьшился в 1,1 раза.

Закон Республики Дагестан №64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» предоставляет следующие льготы:

педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением;

медицинские и фармацевтические работники государственных учреждений здравоохранения, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением;

специалисты культурно-просветительных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением;

социальные работники государственных учреждений социального обслуживания населения имеют право на бесплатные жилую площадь и жилищно-коммунальные услуги;

специалисты государственной ветеринарной службы Республики Дагестан имеют право на бесплатные коммунальные услуги.

В связи с принятием Федерального закона №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» в системе социальной защиты населения произошли существенные изменения:

1. Понятие «льготы» в сфере социальной защиты населения заменено термином «меры социальной поддержки».

2. Расходные обязательства по финансированию мер социальной поддержки отдельных категорий населения разграничены между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

3. Механизм реализации мер социальной поддержки социально-незащищенных категорий населения включает два основных элемента: ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) социально-незащищенным категориям населения, ранее имевшим право на льготы, и набор социальных услуг категориям, отнесенным к федеральному регистру (с правом отказа от набора социальных услуг и получением его стоимости в денежном эквиваленте).

Федеральным законом №122-ФЗ финансирование мер социальной поддержки инвалидов было отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Общий объем финансирования ЕДВ инвалидам Республики Дагестан в 2006г. составил 2600624912 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 2 раза (2005г. - 1297039244 руб.).

Право на набор социальных услуг на 2007г. сохранили за собой только 24,5% инвалидов, остальные предпочли получить его денежную стоимость (такое же соотношение имело место в 2006г.). Обобщенные сведения о численности инвалидов, сохранивших право на набор социальных услуг или отказавшихся от него, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика числа инвалидов - получателей набора социальных услуг1

Категория Годы

2005 2006 2007

Численность инвалидов, сохранивших право на набор социальных услуг, чел.

Инвалиды, всего 163 944 46 130 53 370

из них:

Инвалиды, имеющие I степень ограничения трудоспособности 38 423 10 819 9 216

Инвалиды, имеющие II степень ограничения трудоспособности 68 728 19 788 21 335

Инвалиды, имеющие III степень ограничения трудоспособности 25 523 6 389 14 698

Инвалиды, не имеющие степени ограничения трудоспособности 1 367 17 28

Дети-инвалиды 29 903 9 117 8 093

Численность инвалидов, отказавшихся от набора социальных услуг, чел.

Инвалиды, всего 0 146 369 163 812

из них: 0

Инвалиды, имеющие I степень ограничения трудоспособности 0 33 287 38 772

Инвалиды, имеющие II степень ограничения трудоспособности 0 60 930 66 946

Инвалиды, имеющие III степень ограничения трудоспособности 0 28 609 30 875

Инвалиды, не имеющие степени ограничения трудоспособности 0 24 60

Дети-инвалиды 0 23 519 27 159

Примечание: отказ от набора социальных услуг на 2005г. не был предусмотрен.

На уровне Республики Дагестан приняты нормативно-правовые документы, регламентирующие финансирование Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

1 Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан

1. Закон Республики Дагестан от 12 июля 2001г. №24 «О налоговых льготах общественным организациям инвалидов и их предприятиям».

2. Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2006г. №4 «О категориях граждан, имеющих право на получения жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке его предоставления данным категориям граждан».

3. Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 августа 2006 года №172 «Об утверждении Положения о форме и порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России» в 2007 году из средств республиканского бюджета Республики Дагестан выделено 74 млн. руб. на содержание реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, приобретение оборудования и инвентаря, осуществление капитального ремонта. Это позволило значительно улучшить условия проживания детей и подростков, внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить численность обслуженных детей-инвалидов.

В целях обеспечения адресного, своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов, в управлениях (отделах) социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах создан и ежедневно обновляется электронный банк данных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. По состоянию на 1 января 2007 года в указанный банк данных внесены сведения о 30546 детях-инвалидах, которые получают предусмотренные ежемесячные денежные выплаты взамен льгот, ранее предоставляемых в натуральной форме. Размер ежемесячной денежной выплаты на детей-инвалидов, родители которых отказались от набора социальных услуг, составляет 1150 рублей, на получающих набор социальных услуг - 673 рубля.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 августа 2006 года №172 «Об утверждении Положения о форме и порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Дагестан мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Министерством труда и социального развития Республики Дагестан на основании информации, представленной администрациями муниципальных районов и городских округов, сформированы сводные сведения по Республике Дагестан о ветеранах, инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов, в том числе о 292 семьях, имеющих детей-инвалидов.

Из числа граждан, получивших субсидии на улучшение жилищных условий за счет выделенных из Федерального бюджета Республике Дагестан

средств в виде субвенций в 2007 году, 17 граждан являются родителями детей-инвалидов. Семьи с детьми-инвалидами, вставшие на учет - очередь по обеспечению жильем в муниципальных районах и городских округах после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии Жилищным кодексом Российской Федерации.

В Республике Дагестан создана и действует сеть учреждений социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. В 13 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями в течение 2007 года осуществлялась социальная реабилитация (в республике сложилась определенная система проведения социальной реабилитации детей-инвалидов) около 8,5 тысяч детей с ограниченными возможностями с оказанием более 110 тысяч услуг.

Базовым учреждением является Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, в котором ежегодно с учетом необходимой периодичности проходят реабилитацию более 1 тыс. детей-инвалидов. Для каждого ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, реализация которой начинается в Реабилитационном центре и продолжается по месту жительства детей-инвалидов в 12 реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями в муниципальных районах и городских округах.

В специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных школах и школах-интернатах общего типа, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, обучается 1 660 детей-инвалидов, 2 095 детей-инвалидов обучается на дому, 983 ребенка - в коррекционных классах.

Для детей с проблемами в развитии функционируют 11 специальных (коррекционных) школ и школ - интернатов и один детский дом, из них 8 образовательных учреждений восьмого вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, школа - интернат первого вида для тотально глухих детей, школа - интернат второго вида для слабослышащих и позднооглохших детей, школа - интернат третьего - четвертого видов для слепых и слабовидящих детей. В указанных учреждениях обучается и воспитывается 2 169 детей.

На начало 2007г. в Республике Дагестан проживало инвалидов ВО в -4353 чел.; участников ВО в - 558 чел.; тружеников тыла - 29437 чел.; ветеранов боевых действий - 16638 чел.; ветеранов труда - 93 207 чел.

Федеральным законом №122-ФЗ финансирование мер социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и некоторых других категорий отнесено к расходным обязательствам федеральных органов власти; финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий - к расходным обязательствам органов власти субъектов РФ.

Общий объем финансирования ЕДВ ветеранам Республики Дагестан, внесенным в федеральный регистр, в 2006 г. составил 369016054 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 2 раза.

Право на набор социальных услуг на 2007г. сохранили за собой только 27,5% ветеранов, остальные предпочли получить его денежную стоимость. Обобщенные сведения о численности инвалидов и ветеранов ВОв, ветеранов боевых действий и иных категорий из числа федеральных льготников, сохранивших право на набор социальных услуг или отказавшихся от него, представлены в таблице 2.

На муниципальном уровне за счет средств районных и городских бюджетов управлениями социальной защиты населения оказывается материальная помощь (в денежной и натуральной формах) малоимущим семьям. В 2006г. районными и городскими управлениями социальной защиты населения республики была оказана материальная (натуральная и денежная) помощь более 10 тыс. семей с детьми. Только Управлением социальной защиты населения муниципального образования «город Махачкала» в 2006г. была оказана материальная помощь 2762 семьям на сумму 2021730 руб.

Таблица 2

Динамика числа ветеранов-получателей набора социальных услуг1

Категория Годы

2005 2006 2007

Численность ветеранов, сохранивших право на набор социальных услуг, чел.

Ветераны, всего 8 671 5 983 7 700

из них:

Инвалиды войны 4 208 1 667 1 958

Участники Великой Отечественной войны 908 326 262

Ветераны боевых действий 434 1 651 3 082

Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» 31 5 1

Другие категории 3090 2334 2397

Численность ветеранов, отказавшихся от набора социальных услуг, чел.

Ветераны, всего 0 16 905 20 244

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них:

Инвалиды войны 0 2 514 2 395

Участники Великой Отечественной войны 0 274 296

Ветераны боевых действий 0 10 594 13 556

Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» 0 8 11

Другие 0 35115 3986

Примечание: отказ от набора социальных услуг на 2005г. не был предусмотрен.

Органами социальной защиты населения Республики Дагестан осуществляется государственная социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей с детьми, находящихся в

1 Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан

социально опасном положении.

В органах и учреждениях социальной защиты населения сформирован банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в котором по состоянию на начало 2007 года состоят 9593 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 7223 находятся в опекунских семьях и 1132 - в детских домах и школах-интернатах, усыновлено 1238 детей. Кроме того, 2279 семей «группы риска» и 7214 несовершеннолетних с девиантным поведением.

Законом Республики Дагестан о республиканском бюджете ежегодно утверждаются нормы выплаты опекунским семьям ежемесячных пособий на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот, детей, находящихся под опекой (попечительством).

В Республике Дагестан действует широкая сеть учреждений социальной защиты населения. Повышение эффективности социальных служб напрямую связано с необходимостью улучшения подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Литература

1. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. №195 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995.-№50.-Ст.4872.

2. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95 №122 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1995. №132.

3. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11.95. // Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 48.

4. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от24. 10.97.//Собрание законодательства РФ.-1997.-№143.

5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного само:. управления в Российской Федерации» от 28.08.95. № 43 // Новый сборник законов РФ с изм. И доп. -М.,2003.

6. Адресная социальная помощь: Теория, практика, эксперимент / Под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения, 1999. -С.253.

7. Байгереев М. Бедность и политика социальной помощи малоимущим семьям // Человек и труд. - 2001, №1.

8. Гончарова, Л.И. Социальная защита как элемент социальной политики / Л.И. Гончарова, П.И. Прошунин // Уровень жизни населения и социальная политика в регионах: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. -Пенза, 2006г.

9. Гусейнова, И. Социальная поддержка - самым неимущим / И. Гусейнова // Социальное обеспечение. -1999, -№11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.