ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация: Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
Ключевые слова: Социальная политика, адресная помощь, социальное обслуживание, население, социальная защита, малообеспеченные, услуги, программы
Vartanova M.L. ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF TARGETED SOCIAL POLICY
Abstract: The state plays the major role in the organization of social protection of the population, organizing pension service and providing with grants, social service, the social help to a family and children, preparing the legislation on social protection of the population, situation on bases of social policy, social standards and recommendations for development of regional social programs, providing the external economic and international cooperation, analyzing and predicting a standard of living of various categories of the population.
Key words: Social policy, address help, social service, population, social protection, needy, services, programs.
Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. [1]
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во - первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во - вторых, помощь назначается только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, сиротство, потеря кормильца). [2]
Так, в 2002 году в 14 российских городах начался эксперимент по введению персонифицированных социальных счетов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. По предварительным оценкам Минтруда, Минэкономразвития и Госстроя Российской Федерации, новшество дало хорошие результаты.[3]
Суть новшества состоит в том, что радикально меняется схема финансирования адресных субсидий малообеспеченным семьям на оплату жилья и коммунальных услуг.
Если раньше бюджетные дотации на эти цели направлялись на счета жилищно-коммунальных организаций , то теперь они передаются непосредственно в распоряжение граждан - получателей субсидии и зачисляются на их личные банковские счета. С этого момента в квитанции на оплату услуг ЖКХ указывается их полная стоимость, без учета субсидии. [4]
Получатель вносит платежи в соответствии с указанной суммой, снимая средства с персонифицированного счета и добавляя их к собственным. С материальной точки зрения для него ничего не изменилось, но финансовые потоки, идущие в жилищно-коммунальное хозяйство, становятся гораздо прозрачнее, исключается нецелевое использование бюджетных средств.
На получателей социальной помощи возлагаются ответственные обязательства, в частности по трудоустройству, по использованию экономического потенциала (получению доходов за счет ис-
Вартанова Марина Львовна
К.э.н.,
доцент филиала РГСУ г. Люберцы [email protected]
пользования садовых участков, излишков жилплощади и т. д.). В случае отказа от встречных обязательств, или их невыполнения, семья может быть лишена статуса нуждающейся. [5]
Помимо тех видов адресной помощи, которые предусмотрены федеральным законодательством, в республиках установлен ряд дополнительных региональных льгот. Так, малоимущие семьи с детьми не только получают детские пособия, но и пользуются льготами по оплате детских садов, компенсациями за школьные завтраки. [6, 13, 15]
К важнейшим региональным видам адресной помощи относятся и транспортные льготы. На федеральном уровне они предоставляются по категориальному принципу - инвалидам, ветеранам и т.д. [7] Некоторые регионы оказывают адресную помощь работникам сельского хозяйства в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой. [17]
Стоит подчеркнуть, что региональные льготы предоставляются на основе оценки нуждаемости и носят строго адресный характер. Это позволяет учитывать стоимость социальной помощи персонифицировано, то есть в расчете на каждое домохозяйство. [8] Данная задача сегодня актуальна для всей России. Её выполнение исключит дублирование социальных клиентов и позволит более рационально расходовать бюджетные средства. [9]
Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1, 16]
Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. [10, 11]
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся гражданам, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно. [12]
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения, на наш взгляд, необходимо:
1. Улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
2. Повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
3. Развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
4. Совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
5. Организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
6. Обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям [14], подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
Список использованных источников
1. Конституция РФ от 12.12 1993.
2. Федеральный закон от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ».
3. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
4. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
5. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003.
6. Водопьянова Е.А., Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий. - М: 2003.
7. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2001.
8. Основы социальной работы: Учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2003.
9. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2003.
10. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М; ИНИОН-РАН, 2002.
11. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. -Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов - на - дону: Издательский центр «Март», 2004 - 400 с.
12. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - 2 - е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 668 с.
13. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 78-84.
14. Багомедов М.А., Хаджалова Х.М. Влияние трансформаций в институте семьи на демографическую ситуацию // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 1. С. 381-391.
15. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы Республики Дагестан // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2012. № 47. С. 116-126.
16. Багомедов М.А., Мусаева А.З. Основные проблемы российской законодательной базы системы социального страхования // Вопросы структуризации экономики. 2007. № 3. С. 25-29.
17. Балиянц К.М. Государственная поддержка АПК в России и членство в ВТО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 52-58.