Научная статья на тему 'Социальная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Мордовия)'

Социальная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1098
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кушаева Юниря Халильевна, Масловская Мария Владиленовна

В статье представлены основные проблемы социальной политики Республики Мордовия. Проанализированы различные виды нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main issues of social policy of the Republic of Mordovia. Various types of normative legal acts regulating social protection in the Republic of Mordovia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Мордовия)»

МАСЛОВСКАЯ М. В., КУШАЕВА Ю. Х.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Аннотация. В статье представлены основные проблемы социальной политики Республики Мордовия. Проанализированы различные виды нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту в Республике Мордовия.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, правовые источники, меры социальной защиты, социальные программы.

MASLOVSKAYA М. V., KUSHAEVA YU. KH.

REGIONAL SOCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: A STUDY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA Abstract. The article considers the main issues of social policy of the Republic of Mordovia. Various types of normative legal acts regulating social protection in the Republic of Mordovia are analyzed.

Keywords: social policy, social protection, legal sources, measures of social protection, social programs.

Термин «социальная политика» широко применяется в научном обороте, текстах нормативных правовых актов, практической деятельности. Социальная политика является предметом научных дискуссий, поскольку у исследователей различается объем данного понятия и его содержание. Социальную политику традиционно характеризуют как совокупность форм и способов воздействия государства, институтов гражданского общества на социальную сферу с целью создания механизмов, регламентирующих основные векторы развития социальных процессов в обществе. В широком смысле слова «социальная политика - это система отношений, которые возникают между социальными субъектами по реализации основных целей общества, главная из которых - человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность. Под социальной политикой в узком смысле слова понимают систему конкретных мер, которые направлены на повышение благосостояния и жизнеобеспечения граждан» [11, с. 15].

На данном этапе социальная защита и социальное обеспечение претерпели изменения. В частности, изменилась система управления и финансирования таковыми. Это связано со стремлением законодателя наиболее четко разделить полномочия в социальной сфере между различными уровнями публичной власти. В частности, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов Российская Федерация гарантирует

1

денежные выплаты в виде пенсий, пособий по обязательному социальному страхованию, пособий семьям, имеющим детей, выплаты военнослужащим и др. Законодательством субъектов РФ регулируются вопросы социального обслуживания населения, его виды и формы, а также размеры оплаты социальных услуг.

Ю. В. Заболев, рассматривая региональную социальную политику, предлагает выделять следующие направления, по которым осуществляется регламентация социального процесса и его управление:

- определение и установление бюджетных и налоговых основ социальной политики;

- повышение денежных доходов и уровня жизни населения;

- сфера занятости и трудоустройства, рынок труда;

- развитие отраслей социальной инфраструктуры [8, с. 62].

Рассмотрим, как реализуется социальная политика Российской Федерации в регионах на примере Республики Мордовия.

Конституция Республики Мордовия, принятая в 1995 году [4], не только заложила фундамент социальных основ и их гарантий в республике, но и определила направления конкретной деятельности по решению социально-экономических проблем. Согласно ст. 5 Конституции РМ, в Республике Мордовия осуществляется социальная политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

В отдельных исследованиях отмечается, что «социальная политика, направленная на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, представляет собой одну из основ конституционного строя Мордовии» [9].

Расходы на социальную сферу, образование и культуру составляют более половины республиканского бюджета, они идут на решение задач социальной политики региона, закрепленных в региональных программах. Например, задачи государственной политики в области социальной защиты населения республики закреплены в Государственной программе Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 гг. [3], общий объем бюджетных ассигнований которой составляет более 37 млрд. руб. Ее главной целью является обеспечение социальных гарантий государства гражданам в Республике Мордовия.

Указанная программа включает ряд отдельных направлений (так называемых подпрограмм), в числе которых «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»,

2

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Организация отдыха и оздоровления детей».

В рамках государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы в республике проводится ряд мероприятий, которые направлены на формирование условий для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также интеграции данной категории граждан в общество. А именно, выполнены мероприятия по капитальному ремонту жилых корпусов в целях обеспечения доступности для маломобильных групп населения в трех государственных стационарных учреждениях социального обслуживания: «Саранский пансионат ветеранов войны и труда», «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Потьминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». На реализацию указанных мероприятий в 2014 году выделено 11,2 млн. рублей. В учреждениях оборудованы пандусы, поручни по путям движения и в санитарных узлах, смонтированы лифты и подъемники. Однако работа по обеспечению, при предоставлении социальных услуг в стационарной форме, возможности для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания продолжается (в частности, устанавливаются поручни для перемещения внутри зданий, в том числе для передвижения в креслах-колясках, расширяются возможности для отдыха). За 2014-2016 годы адаптировано 45 объектов в шести приоритетных сферах жизнедеятельности: здравоохранении - 9 объектов, социальной защите населения - 11 объектов, занятости населения - 5 объектов, спорте - 5 объектов, культуре - 11 объектов, образовании - 4 объекта.

На протяжении ряда лет Республика Мордовия входит в состав лидирующих субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Хорошо развитый механизм ипотечного кредитования, значительные объемы вводимых жилых помещений для указанной категории, привлечение средств бюджетов разного уровня позволили 4437 молодым семьям решить жилищный вопрос. На эти цели из федерального бюджета было выделено 990,8 млн. рублей, 888,6 млн. рублей из бюджета Республики Мордовия и 30,6 млн. рублей - бюджетов муниципальных образований. Основным результатом реализации указанной подпрограммы стало создание системы государственной поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

В последние годы благодаря грамотно построенной социальной поддержке в Мордовии наблюдается положительная демографическая динамика. Так, в частности, в 2003 году было рождено 7433 младенца, 2007 году - 7728; 2008 год стал наиболее удачным по

3

соответствующим показателям: число родившихся составило 8215 человек. Хотя, следует отметить, что если в последующие годы с 2010 по 2016 год число родившихся в среднем составляло около 8000 человек, то рождаемость в 2017 году не превысила семи тысяч и составила 6884 младенца.

В Республике Мордовия создана достойная перинатальная медицина, которая должна обеспечить положительную динамику материнской и младенческой смертности [10, с. 66].

В Мордовии также с успехом решается задача улучшения жилищных условий (см. табл. 1). В частности, в 2010-2013 гг. на обеспечение жильем ветеранов из бюджета Российской Федерации было перечислено около 6 млрд. руб. Социальными выплатами на строительство или приобретение жилья было охвачено порядка 99,7% ветеранов.

Таблица 1

Предоставление жилья гражданам Республики Мордовия*

2012 2013 2014 2015 2016

Число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), единиц 28022 29022 28995 27463 26092

в процентах от числа всех семей 8,7 9,0 9,0 8,5 8,1

Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, единиц 3420 1498 1314 1290 1521

в процентах от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к началу соответствующего года 12,7 5,3 4,5 4,5 5,5

Помимо этого, в Республике Мордовия большое внимание уделяется адресной поддержке малоимущих граждан и малоимущих семей. Об этом свидетельствует начатая в 2014 г. выработка механизма предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в первую очередь таким категориям населения, как малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Заметим, что технология социального контракта предусматривает активные действия со стороны граждан, стремящихся преодолеть трудную жизненную ситуацию, а также наиболее полно реализовать трудовой потенциал семьи.

С одной стороны, государственная социальная помощь, оказываемая в виде выплат в денежной или натуральной форме и носящая стабильный характер, позволяет за счет

получения постоянных источников доходов повысить уровень жизни соответствующим

*

Данные приведены с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru.

категориям граждан. В тоже время выполнение социального контракта повышает социальную ответственность последних.

В Мордовии также предусматривается выделение средств на поддержку ипотечного жилищного кредитования, на предоставление безвозмездных социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, выделения средств на санаторное лечение в здравницах республики работников бюджетных организаций из числа малообеспеченных граждан.

Доброй традицией становится предоставление бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения детям, нуждающимся в социальной поддержке. Ежегодно около 90 тысяч детей получают новогодние подарки от Главы Республики: это дети до 13 лет включительно, проживающие в сельской местности; дети работников бюджетной сферы; дети из малообеспеченных и многодетных семей; дети-инвалиды до 18 лет; дети из приемных семей и находящиеся под опекой; ребятишки из семей, где оба родители - инвалиды, а также ряд других категорий.

Многодетным семьям ежегодно выплачиваются единовременные денежные пособия, а с ноября 2010 года многодетные семьи также награждаются Почетным дипломом Главы Республики Мордовия «За заслуги в воспитании детей».

В Республике Мордовия, как и в других субъектах Российской Федерации, реализуется программа поддержки семей с детьми при помощи материнского капитала, в большей части средства которого направлены на улучшение жилищных условий. Отдельными жителями республики материнский капитал был использован на обучение ребенка в образовательных учреждениях разного уровня.

В целях выполнения требований федерального законодательства в регионе принят целый ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми выполняется назначение и выплаты пособий, в их числе, например: Закон РМ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающих в Республике Мордовия» [5], Указ Главы РМ от 06.03.2001 № 21«О дополнительных мерах по государственной поддержке многодетных и молодых семей в Республике Мордовия» [6], а также социальные программы, закрепляющие отдельные виды пособий и льгот для стабилизации демографического и социально-экономического развития.

К процессу решения социальных задач руководство республики стремится привлечь и бизнес. В частности, социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, из республиканского бюджета Республики Мордовия выделяются субсидии [7].

Важным приоритетным направлением развития социальной политики в республике является обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения. На современном этапе в Мордовии наблюдается тенденция к снижению как общей численности безработных граждан, так и численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (см. табл. 2).

Таблица 2

Численность рабочей силы, занятых и безработных (тысяч человек)*

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Численность рабочей силы1) - всего 466 457 457 452 446 444

мужчины 237 232 230 227 227 229

женщины 229 225 227 225 219 215

в том числе: занятые в экономике - всего 442 435 437 433 427 425

мужчины 224 220 219 217 217 219

женщины 218 215 218 216 210 206

безработные - всего 24 22 20 19 19 19

мужчины 13 12 11 10 10 10

женщины 11 10 9 9 9 9

Численность безработных,

зарегистрированных в

государственных учреждениях службы занятости (на конец года)2) - 6 5 4 4 4 4

всего

мужчины 3 2 2 2 2 2

женщины 3 3 2 2 2 2

Тенденции развития Республики Мордовия (увеличение бюджетных расходов на социальную сферу, образование и культуру, широкое применение программных инструментов в осуществлении социальной политики республики, увеличение общероссийских критериев роста по достаточному числу направлений социальной сферы, гарантии эффективного уровня занятости трудоспособного населения) свидетельствуют о формировании социального государства, основанного на свободном существовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства.

В тоже время, следует отметить существующие в рассматриваемой сфере проблемы, в их числе, в частности: сохранение низкого уровня доходов граждан, рост миграции граждан республики в индустриально развитые города и регионы России (Москва, Самара, Нижний Новгород и др.), низкая вовлеченность частного предпринимательства в решение социальных проблем. Кроме того, осуществление социальной политики на региональном

*

Данные приведены с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru.

уровне не имеет системности, научного обоснования, что соответственно снижает ее эффективность. Одну из острейших проблем в Республике Мордовия, как, впрочем, и в других российских регионах, составляют размеры пособий. В последнее время институт государственных пособий семьям с детьми фактически потерял социально-экономическую значимость из-за незначительного размера указанных выплат. Так, средний по России размер ежемесячного пособия на детей в возрасте до 16 лет составляет примерно 800 руб.

Представляется важным изучение опыта соседних регионов. Так, на наш взгляд, к числу ведущих и перспективных направлений в развитии социальной сферы Ульяновской области можно отнести как создание, так и дальнейшее совершенствование системы грантового поощрения инициатив сообществ по развитию социальной инфраструктуры; реализацию программного подхода, концентрацию средств на территории, где потребность в них чрезвычайно высока; подготовку и переподготовку кадров, создание дополнительных рабочих мест; расширение возможностей для привлечения инвестиций в целях развития социальной инфраструктуры и др.

Таким образом, современная социальная политика российского государства в целом, а также на региональном уровне направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства и должна разрешить многие демографические проблемы в государстве. В результате проведенного анализа следует отметить, что основной формой социальной поддержки является денежная, которая реализуется путем предоставления пособий, ежемесячных выплат и компенсаций, материальной помощи и др.

В целях урегулирования указанных выше проблем законодательные нормы РФ о социальном обеспечении должны развиваться в направлении улучшения социального положения нуждающегося, увеличения объема финансирования социальных выплат и повышения качества предоставляемых благ. Крайне важно, чтобы механизм социальной поддержки приобрел устойчивый адресный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от

19.05.1995 № 81-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.

2. О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей): Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 481 // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 28. - Ст. 3700.

7

3. Постановление Правительства РМ от 18.11.2013 г. № 504 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2020 годы» // Известия Мордовии. - 2013. - 22 ноября.

4. Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995 // Известия Мордовии. - 1995. -22 сентября.

5. О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в

Республике Мордовия: Закон РМ от 28.12.2004 г. № 102-З // Известия Мордовии. -2004. - 30 декабря.

6. О дополнительных мерах по государственной поддержке многодетных и молодых

семей в Республике Мордовия: Указ Главы РМ от 06.03.2001 г. № 21 // Известия Мордовии. - 2001. - 7 марта.

7. Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области социальной поддержки и защиты граждан, семьи, поддержки материнства, отцовства и детства, реабилитации инвалидов, безработных и иных категорий граждан, проживающих на территории Республики Мордовия, а также благотворительную деятельность: Постановление Правительства РМ от 18.02.2013 г. № 48 // Известия Мордовии. - 2013. -22 февраля.

8. Буянкина С. В. Социальная обусловленность законодательной деятельности субъектов Российской Федерации (по материалам Респ. Мордовия) / под ред. С. В. Полениной. - Саранск, 2003. - 128 с.

9. Заболев Ю. В. Региональный менеджмент в условиях реформирования бюджетной

системы и социальной сферы в Российской Федерации // Социология власти. -2008. - № 3. - С. 61-67.

10. Изергина Н. И., Логинов А. В. Социальная политика Республики Мордовия как стабилизирующий фактор регионального процесса и становление социального государства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4. -Ч. 2. - С. 65-69.

11. Холостова Е. И., Климантова Г. И. Социальная политика: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.