Научная статья на тему 'Социальная составляющая перехода Российской Федерации к устойчивому развитию'

Социальная составляющая перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
устойчивое развитие / социальная сфера / здравоохранение / образование / жилье / жилищно-коммунальные услуги / социальная поддержка населения / занятость населения / доступная среда / сталий розвиток / соціальна сфера / охорона здоров’я / освіта / житло / житловокомунальні послуги / соціальна підтримка населення / зайнятість населення / доступна середу / sustainable development / social services / health / education / housing / housing and communal services / social support of the population / employment / accessible environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостев Руслан Георгиевич, Гостева Снежана Руслановна

В статье рассматривается социальная сфера в качестве важнейшего условия перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гостев Руслан Георгиевич, Гостева Снежана Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social component of the Russian Federation transition to sustainable development

The article discusses the social sphere as an essential condition of the Russian Federation transition to the sustainable development.

Текст научной работы на тему «Социальная составляющая перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

ЭКОНОМИКС. 2014. № 1.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 316.4

Р.Г. Гостев*, С.Р. Гостева** СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Гостев Р.Г., Гостева С.Р. Социальная составляющая перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. - Статья.

В статье рассматривается социальная сфера в качестве важнейшего условия перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социальная сфера, здравоохранение, образование, жилье, жилищно-коммунальные услуги, социальная поддержка населения, занятость населения, доступная среда.

Gostev R.G., Gosteva S.R. Social component of the Russian Federation transition to sustainable development. - Article.

The article discusses the social sphere as an essential condition of the Russian Federation transition to the sustainable development.

Keywords: sustainable development, social services, health, education, housing, housing and communal services, social support of the population, employment, accessible environment.

Гостєв Р.Г., Гостєва С.Р. Соціальна складова переходу Російської Федерації до сталого розвитку. - Стаття.

У статті розглядається соціальна сфера як найважливішої умови переходу Росії до сталого розвитку

Ключові слова: сталий розвиток, соціальна сфера, охорона здоров'я, освіта, житло, житлово-комунальні послуги, соціальна підтримка населення, зайнятість населення, доступна середу.

Введение устойчивого развития на всех уровнях и ин-

В Итоговом документе Конференции теграции его экономической, социальной и

Организации Объединенных Наций по экологической составляющих и учета их

устойчивому развитию, состоявшейся 20- взаимосвязи, для достижения целей устой-

22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро (Бра- чивого развития на всех его направлениях.

зилия), получила подтверждение привер- Триада устойчивого развития предполага-

женность курсу на устойчивое развитие и ет достижение экономической, социальной

на обеспечение построения экономически, и экологической устойчивости.

социально и экологически устойчивого бу- Итоговый документ «Будущее, кото-

дущего для нашей планеты и для нынеш- рого мы хотим» признал, что искоренение

него и будущих поколений; признана необ- нищеты, отказ от неустойчивых в пользу

ходимость дальнейшего продвижения идеи устойчивых структур потребления и про-

* Гостев Руслан Георгиевич - депутат, член Комитета Государственной Думы по делам национальностей, доктор исторических наук, профессор, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, Россия.

** Гостева Снежана Руслановна - кандидат исторических наук, доцент, директор филиала в г. Воронеж Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия.

изводства и охрана и рациональное использование базы природных ресурсов экономического и социального развития являются главными задачами и важнейшими предпосылками устойчивого развития.

Как это отмечается в Итоговом документе Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, каждый пятый человек на планете, а это более миллиарда людей, до сих пор живет в условиях крайней нищеты; а каждый седьмой житель планеты - или 14 процентов -страдает хроническим недоеданием, и что по-прежнему здоровье людей подвергается угрозе, и продолжают свирепствовать пандемии и эпидемии [9].

В утверждении идеи, концепции, модели устойчивого развития в Российской Федерации, как и в планетарном масштабе, исключительная роль принадлежит социальной сфере. Правда, социальная сфера нашей страны имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими странами (высокоразвитыми и развивающимися).

Социальная политика любого государства - это сложный комплекс, включающий сферы труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, защита трудовых прав); развитие социального партнерства, занятость населения и безработица, миграционная политика, социальное страхование, пенсионное обеспечение. Одной из важнейших задач социальной политики является социальная защита населения, в том числе: уволенных с военной службы, инвалиды войны и труда, социальные пособия, компенсационные выплаты и стипендии; система социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи. Образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, отдых и туризм - важнейшие отрасли социальной сферы.

Вопросы развития социальной сферы Российской Федерации находят отражение в многочисленных федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, прежде всего от 7 мая 2012 года «О мерах по

реализации государственной социальной политики» (№ 597); «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (№ 598); «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599); «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (№ 600); «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (№ 606); постановлениях, распоряжениях Правительства Российской Федерации, стратегиях, концепциях, доктринах, целевых федеральных программах, нормативноправовых актах властей субъектов Российской Федерации, органов власти муниципальных образований. Выполняя указы Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации разработало и утвердило государственные программы, в которых рассмотрены задачи совершенствования различных сторон социальной сферы: «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р); «Развитие здравоохранения» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 г № 2511-р); «Содействие занятости населения» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2149-р); «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 г № 2227-р); «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена распоряжением Правительства РФ от

04.03.2013 г. № 294-р); «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2567-р); «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена распоряжением Правительства РФ от

20.03.2013 г. № 402-р); «Доступная среда» на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г.

№ 2181-р); «Социальная поддержка граждан» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2553-р) и др.

К настоящему времени сформировалась довольно обширная историография устойчивого развития, в которой представлены имена российских и зарубежных авторов.

В связи с этим Л.А. Рябова в статье «Концепция устойчивого развития и формирование социальной политики в местных сообществах Севера РФ» обращает внимание на то, что развитию концептуальных основ устойчивого развития посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как В. Адамс, У Аллен, Е. Барбье, П. Булангер,

B.И. Данилов-Данильян, П. Дасгупта, В.А. Коп-тюг, А. Ле Кама, В.К. Левашов, Н.Н. Лукьянчи-ков, Д.С. Львов, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, Т. Сэндлер, А.Д. Урсул и др.

Исследованию теоретических и методических подходов к УР регионов в России посвящены работы А.Б. Бандмана, С.Н. Бобылева, М.Г. Ганопольского, И.П. Глазыри-ной, А.А. Голуба, А.Г. Гранберга, В.А. Коптю-га, В.К. Левашова, В.Н. Лексина, Г.П. Лузина,

C.В. Макара, Н.В. Пахомовой, А.В. Позднякова, В.С. Селина, Н.П. Тарасовой, А.Ш. Ходжае-ва, Н.В. Чепурных, А.Н. Швецова и др.

Проблемы УР местных сообществ, в т.ом числе городов, описаны зарубежными исследователями М. Эмери, М. Карли, Б. Мерфи, К. Флора, Т. Фукс и многими другими. В России эти проблемы освещаются в работах таких авторов, как А.А. Брудной, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гладышев, Ю.Д. Губернский, Е.В.Рюмина, Т.М. Орлова и др.

Среди ведущих современных зарубежных исследователей северных местных сообществ Н. Ашетер, Й.О. Барен-хольт, Й. Дахл, П. Йулл, С. Иенхофт, Г. Оше-ренко, УД. Скантадоттир, Т Туйску, Д. Хикс,

О. Янг и др. Северная местная социальноэкономическая проблематика освещается в работах отечественных авторов: Н. Антоновой, Т. Дмитриевой, В. Лексина, А. Пилясова, А. Шейнгауз. Вопросы устойчивого развития северных городов Российской Федерации

затрагиваются в работах В. Дидыка и Л. Зал-кинд [15, с. 150].

Приведенный Л.А. Рябовой перечень авторов, исследующих устойчивое развитие, конечно же, не носит исчерпывающий характер. Так, например, в него необходимо внести имена академиков РАН М.Ч. Залиха-нова и В.И. Жукова, члена-корреспондента Б.Н. Кузыка, докторов наук Х.А. Барлыбае-ва, С.Н. Бабурина, Ю.В. Яковца и др.

В 2002 году Г.Н. Селезнев, В.Б. Христенко, М.Ч. Залиханов, Д.С. Львов, В.М. Матросов, А.Г. Гринберг, В.К. Левашов, А.Д. Урсул и А.М. Шелехов издали книгу «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Авторы изложили новую парадигму, социальные и экономические критерии устойчивого развития, обосновали необходимость комплексного учета экологических, геополитических и других аспектов развития [13].

Авторами данной статьи опубликован ряд научных работ, в которых рассмотрены различные аспекты устойчивого развития [7].

Неоспорим вклад в разработку идеи, концепции устойчивого развития Донеллы Медоуза, Йоргена Рандерса и Денниса Медоуза. Не соглашаясь с их отдельными выводами, подчеркнем, что ими предложен глубоко обоснованный взгляд на необходимость отказа от модели неустойчивого развития, перехода к устойчивому развитию. Указанные авторы сравнивают переход к устойчивому развитию с великими революциями. «Как и другие великие революции, - пишут они, - грядущий переход к устойчивому развитию изменит облик Земли и перевернет основы человеческой личности, культуры и общественной жизни. Как и с другими революциями, на проявление всех ее достижений уйдут века, несмотря на то, что сейчас она уже на подходе.

Разумеется, в точности никто не знает, как провести такую революцию. Это не пошаговая инструкция вроде «Чтобы произошло глобальное изменение представлений,

сделайте то-то и то-то, вот вам 20 пунктов, которые надо выполнять». Как и предыдущие великие революции, эту тоже нельзя спланировать и провести в приказном порядке, издав набор правительственных постановлений и указов или следуя программе специалистов по компьютерному моделированию. Переход к устойчивому развитию должен быть естественным и постепенным. Он станет результатом изменения мировоззрения, проявлением интуиции, опыта и действий миллиардов людей. Такую задачу не потянуть кому-то в одиночку или каким-то отдельным группам. Памятник за это никому не поставят, но посильный вклад может внести каждый» [11, с. 239].

Здоровье, образование, доступное и комфортное жилье - приоритетные направления совершенствования социальной сферы

Начиная с 2006 года в федеральном бюджете Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП) «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - граждан России» и «Развитие агропромышленного комплекса», направленных на улучшение здоровья населения, решение проблем повышения качества образования, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и развитие сельского хозяйства.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2012 году

4,2 % расходов федерального бюджета (543,6 млрд рублей, или 97,9% к уточненной росписи, - 555,0 млрд рублей) осуществлено в рамках реализации приоритетных проектов.

Приоритетный национальный проект «Здоровье»

В рамках ПНП «Здоровье» осуществлялись мероприятия, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, непосредственно влияющих на качество жизни населения.

В рамках реализации мероприятий по ПНП «Здоровье» были достигнуты следующие результаты.

«Формирование здорового образа жизни»

В рамках мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака:

- созданы и оснащены 502 Центра здоровья для взрослых и 204 Центра здоровья для детей, штаты которых укомплектованы специалистами, прошедшими специальную подготовку на базе медицинских организаций субъектов Российской Федерации;

- в Центры здоровья в Российской Федерации в 2012 году обратились 4457,0 тыс. человек (в 2011 г. -

3882,2 тыс. человек), в том числе

1361,8 тыс. детей (30,6 %). Обращаемость в Центры здоровья в 2012 году составила 6413 человек (в 2011 г. - 5586 человек);

- реализована масштабная рекламная кампания по приоритетным направлениям программы «Здоровая Россия».

«Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний»

В рамках направления «Финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С» обследовано с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С 22955,5 тыс. человек (111 % от плановых показателей).

В рамках мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С получили лечение 125,6 тыс. ВИЧ-инфицированных человек (114 % от плановых показателей) и 6,9 тыс. инфицированных вирусами гепатитов В и С человек (114,8 % от плановых показателей).

В рамках мероприятий, направленных на обеспечение населения с целью выявления

туберкулеза, лечения больных туберкулезом, профилактических мероприятий, а также подпрограммы «Туберкулез» ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» - суммарный охват населения мероприятием с начала его реализации составила 92308,9 тыс. человек (около 65 % от общей численности населения России). Смертность от туберкулеза на 1 января 2013 года составила 12,2 умерших на 100,0 тыс. населения, что на 12,2 % меньше по отношению к 2011 году (13,9 умерших).

«Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи»

В рамках реализации мероприятия «Высокотехнологичные виды медицинской помощи»:

- оказана высокотехнологичная медицинская помощь 451,7 тыс. пациентам, что более чем в 1,4 раза больше, чем в 2011 году (322,0 тыс. пациентов); высокотехнологичную медицинскую помощь в 2012 году оказывали 342 медицинские организации;

- пролечено 324,7 тыс. пациентов в федеральных медицинских учреждениях и 127,1 тыс. пациентов в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;

- увеличилось число операций по трансплантации органов и тканей, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, более чем в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом, до 1958 операций. В 2012 году 45 % медицинских организаций, осуществляемых трансплантацию органов и тканей, представлены медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.

В рамках мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, а также подпрограммы «Онкология» ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» создана система оказания онкологической помощи населению, ориентиро-

ванная на раннее выявление онкологических заболеваний, в регионах, принимающих участие в реализации мероприятий; налажена система учета и мониторинга состояния онкологических заболеваний и смертности; оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием

14 профильных учреждений.

В рамках совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях создана система этапности оказания медицинской помощи в зависимости от степени тяжести полученных травм пострадавшими в результате ДТП, которая представлена травмоцентрами трех уровней.

В рамках совершенствования медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями:

- создано и оснащено оборудованием 85 региональных сосудистых центров и 207 первичных сосудистых отделений за период реализации мероприятий и участвующих субъектах Российской Федерации;

- проведены мероприятия по организации оказания медицинской помощи при заболеваниях с острыми нарушениями мозгового кровообращения и неотложной медицинской помощи при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля в 66 учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на базе которых открыты первичные сосудистые отделения и региональные сосудистые центры.

В рамках мероприятий по развитию службы крови:

- осуществлена поставка медицинского оборудования в 13 федеральных учреждений; установлено, настроено и подключено к единому информационному пространству 185 серверов и более 1000 рабочих мест с установлением на них Автоматизированной информационной системой трансфузиологии;

- продолжена реализация мероприятий по пропаганде и привлечению

безвозмездных доноров, поддержка сайта Ядонор.ру и телефонной горячей линии по донорству.

«Совершенствование медицинской помощи матерям и детям»

- в рамках реализации мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике:

- организован новый курс обучения по пренатальной (дородовой) диагностике нарушений развития ребенка, принята принципиально новая программа подготовки специалистов на кафедре медицинской генетики Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования»;

- обследовано около 400 тыс. беременных по новому алгоритму, что позволило выявить более 2 тыс. врожденных пороков развития;

- обследовано более 95 % новорожденных на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1252 ребенка с врожденными наследственными заболеваниями (267 - фенилкетонурия, 512 - врожденных гипотиреоз, 199 - адреногенитальный синдром, 93 - галактоземия, 181 - муковисци-доз). Все дети были взяты на диспансерный учет, получали необходимое лечение;

- зарегистрирован один из лучших показателей охвата новорожденных неонатальным скринингом в Уральском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах - 95 %, что отвечает требованиям ВОЗ и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия.

В рамках направления «Закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга»:

- обследовано 95 % новорожденных на I этапе аудиологического скрининга, выявлено 52,0 тыс. детей с нарушением слуха, на II этапе скрининга (углубленная диагностика) обследовано более 41,0 тыс. детей, выявлено 5,8 тыс. детей с нарушением слуха;

- под динамическим диспансерным наблюдением в центре (кабинете) реабилитации слуха субъектов Российской Федерации состоит 14,2 тыс. детей первого года жизни;

- обследовано в ходе аудиологического скрининга во всех субъектах, начиная с 2008 по 2012 гг., более 3,5 млн детей, выявлено более 14 тыс. детей с нарушением слуха, проведено более 3,8 тыс. операций кохлеарной имплатации.

В рамках мероприятия «Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок» привито против вирусного гепатита В -

78.8 тыс. человек; кори - 3277,8 тыс. человек; полиомиелита - 6249,4 тыс. человек; краснухи - 3252,9 тыс. человек; дифтерии, коклюша, столбняка - 6249,4 тыс. человек; эпидемического паротита - 3248,3 тыс. человек; гемофильной инфекции - 4,1 тыс. человек; туберкулеза - 2146,7 тыс. человек; гриппа - 33246,9 тыс. человек.

В рамках мероприятия «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» прошли дополнительную диспансеризацию в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации

2727.8 тыс. человек; дополнительную диспансеризацию в федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА - 98,4 тыс. человек.

В рамках мероприятия «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» за 2012 год прошли диспансеризацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

309,6 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По результатам диспансеризации дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, распределены по группам здоровья (I группа составила 4,6 %; 2 группа - 33,2 %; 3 группа - 39,6 %; 4 и 5 группы - 13,8 % и

8,7 %) [8, с. 38-42].

В указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О совершенство-

вании государственной политики в сфере здравоохранения» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» поставлены широкомасштабные задачи модернизации здравоохранения, повышения эффективности демографической политики, что уже к 2018 году позволит обеспечить повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет. К 2018 году будет обеспечено:

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожнотранспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми;

- доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 % [6; 17; 20].

На протяжении ряда лет самое пристальное внимание уделяется реализации приоритетного национального проекта «Образование», в числе мероприятий которого: улучшение материального положения учителей общеобразовательных школ, осуществляющих функции классного руководителя, поощрение лучших учителей, государственная поддержка способной и талантливой молодежи, внедрение современных информационных образовательных технологий и дистанционных программ

обучения, развитие сети федеральных университетов, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Процесс реформирования (модернизации) образования идет сложно, противоречиво, имеются как позитивные, так и негативные факты, явления.

К проблемам образования резко усилилось внимание, что связано с тем, что образование является одним из ключевых элементов социализации личности.

После долгих и острых дискуссий был принят на альтернативной основе Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», который отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние 20 лет. Федеральный закон № 273-ФЗ призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.

Заметим, что сущностные споры по отдельным положениям данного Федерального закона продолжаются, отмечаются допущенные в нем «ляпы». На наш взгляд, потребуется серьезный мониторинг реализации закона, на основе которого можно будет сделать вывод о правоте сторонников или противников Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.

Хотелось бы привлечь внимание к изданию «Комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, автором которого является А.А. Кирилловых. Комментарий содержит анализ законодательных новелл и образовательной правоприменительной практики. Рассмотрены система образования и образовательных организаций, образовательный процесс и реализация образовательных программ, правовой статус субъектов образовательной деятельности, государственное регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения и т.д. [10].

Реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчинена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [1].

Целями Государственной программы являются:

- обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населением и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны.

В Государственной программе поставлены следующие задачи:

- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

- модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественнопрофессионального участия;

- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Предусмотрено, что прогнозный объем финансового обеспечения Государственной программы (в ценах соответствующих

лет) за счет средств федерального бюджета составит 3992223353,4 тыс. рублей.

Ожидаются следующие результаты реализации Государственной программы:

- улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

- повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг;

- совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к валовому внутреннему продукту (бюджетные средства, средства семей и предприятий, направляемые в систему образования) увеличится с 4,9 до 6,3 % (в случае реализации модернизационного сценария);

- повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий;

- повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров;

- будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

- увеличится количество российских вузов, отмеченных в первой полуты-сяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов;

- будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни;

- увеличится доля образовательных услуг, оказываемых в рамках частногосударственного партнерства;

- будет сформирована сеть ведущих вузов страны;

- будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3 года);

- будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации;

- во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- не менее 75 % детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;

- увеличится доля молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, с 17 % в 2010 году до 28% к 2020 году;

- повысится эффективность реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны [1].

Цели, задачи развития образования на 2013-2020 годы значительны, прогнозируемые результаты амбициозны, что значительно возрастает с учетом имеющихся недостатков во всей образовательной системе страны, которые потребуют немалых усилий при их устранении.

Конечно же, модернизация образования затрагивает интересы прежде всего российской молодежи, сегодня это около 37 млн человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 34 % трудоспособного населения страны. В дальнейшем ее доля будет увеличиваться на фоне абсолютного сокращения численности российских трудовых ресурсов.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.

Вместе с тем, как это отмечается в Государственной программе Российской

Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:

- ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения. Общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4 %;

- продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям, растет число беспризорных подростков;

- около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 % (в среднем - 37 %);

- молодые люди не стремятся активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве; доля молодых предпринимателей не превышает 2-3 % от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

- происходит деформация духовнонравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

- слабо развивается культура ответственного гражданского поведения;

- у значительной части молодежи отсутствуют стремления к общественной деятельности, навыки самоуправления;

- снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами [1].

Устранение перечисленных, как и других недостатков в молодежной среде невозможно только средствами образовательной системы. На повестке дня сто-

ит выработка современной эффективной молодежной политики, которая бы стала важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния российских граждан и совершенствования общественных отношений.

Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами граждан Российской Федерации относится к приоритетным национальным проектам, что определено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищнокоммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [2].

Как отмечается в указанной Государственной программе, объем жилищного фонда в стране по состоянию на 2011 год составляет 3,2 млрд кв. метров. Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 60,8 млн. Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2011 году около 86 % жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 425 единиц на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 23,0 кв. м на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах ЕС.

С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности

жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере. Начиная с 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Основными инструментами реализации ПНП стали ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Различные жилищные программы реализуют ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Однако обеспеченность граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем, качество жилищно-коммунальных услуг вызывало и вызывает немало справедливых нареканий у населения. Наличие серьезных проблем в обеспечении жильем населения, жилищно-коммунальных услугах стало стимулом для издания Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Выполняя требования Указа Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.11.2012 года № 2227-р утвердило Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Целями Государственной программы определены:

- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг граждан.

Для достижения целей Государственной программы предстоит решать следующие задачи:

- вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;

- создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;

- содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;

- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;

- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

- содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

- переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований;

- расселение аварийного жилищного фонда;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и представление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;

- создание условий для увеличения объема качественного ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;

- повышение эффективности качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;

- стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением;

- обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам.

На обеспечение реализации Государственной программы в 2013-2020 годах будет израсходовано 2 415 238 978,1 тыс. рублей (в текущих ценах) за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета -558 228 678,4 тыс. рублей. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 648 835 409,2 тыс. рублей, за счет внебюджетных - 1 213 174 890,5 тыс. рублей.

В Государственной программе поставлена задача обеспечить объем ввода жилья в 2015 году до 71 млн кв. метров общей площади жилья в год, в 2017 году -79 млн кв. метров общей площади в год, к 2020 году до 92 млн кв. метров общей площади жилья в год; достижение доли семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем в 2015 году - 22,5 %, в 2017 году - 37 %, в 2020 году - 60 %; площадь земельных участков, вовлеченных Фондом РЖС в оборот в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, из находящихся в федеральной собственности земельных участков - не менее 7,5 тыс. га ежегодно в период 2013-2020 годов; общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, - 4 тыс. га в 2013 году, в 2014-2020 годах - 5 тыс. га ежегодно; объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Фондом РЖС в соответствии

с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», при реализации проектов жилищного строительства (нарастающим итогом) - не менее 5 млн кв. метров до конца 2017 года, не менее 30 млн кв. метров до конца 2020 года.

Предполагается снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 г.) - в 2015 году - 10,6 %, в 2018 году - 20 %, в 2020 году - 20 %; ожидается изменение коэффициента доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 30 % в 2015 году, до 50 % к 2018 году, доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 16,5 % в 2015 году, 30 % к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30 %. Намечается повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения: количество предоставленных в год ипотечных жилищных кредитов -714 тыс. штук в 2015 году, 815 тыс. штук в 2018 году, 868 тыс. штук в 2020 году; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов, к 2020 году -до уровня не более 2,2 процентных пунктов; поддержание значения данного показателя на уровне не менее 50 % в 2020 году.

Доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах достигнет 7,4 % до конца 2015 года,

8,8 % - до конца 2017 года, 10 % к 2020 году.

Намечено расселение аварийного жилищного фонда: переселение семей из аварийного жилищного фонда - 714,0 тыс. человек в 2013-2015 годах, 301,9 тыс. человек в 2016-2020 годах.

Государство будет выполнять обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем и предоставлению государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям - количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, из числа отдельных установленных категорий: 201,99 тыс. семей в 2013-2015 годах, в том числе 30,0 тыс. семей ветеранов ВОВ, 15,56 тыс. семей инвалидов и ветеранов, 105,1 тыс. молодых семей в рамках ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, 51,34 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы: 120,94 тыс. семей в 2016-2017 годах, 10,38 тыс. семей инвалидов и ветеранов, 72,20 тыс. молодых семей в рамках ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы, 38,36 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы; 253,6 тыс. семей в 20182020 годах, 15,56 тыс. семей инвалидов

и ветеранов, 180,5 тыс. молодых семей в рамках ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы, 57,54 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2016-2020 годы.

Одной из задач, определенных в Государственной программе, является создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности - для капитального отремонтированных многоквартирных домов: 2015 год - 3,6 %; 2017 год - 6,2 %; 2020 год - 11,6 %; улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 20132020 годов для 2,94 млн человек, в период 2016-2020 годов для 13,08 млн человек.

Предполагается довести долю заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод: 2015 год - 16,5 %; 2017 год -30 %; 2020 год - 30 %.

В Государственной программе определены задачи стимулирования рационального потребления коммунальных услуг населения: темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом снижение на 10,1 % в 2013-2015 годы, снижение на 6,5 % в 2016-2017 годы; снижение на 6,5 % в 2018-2020 годы; доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - не более 12 % в 2015 году; не более 11 % в 2020 году.

Уделено внимание обеспечению населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, уста-

новленным санитарно-эпидемиологическим правилам. Предусматривается снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, - 15,2 % в 2015 году, 14,4 % в 2017 году,

13,6 % в 2020 году; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, - 51 % в 2015 году, 53 % в 2017 году, 55 % в 2020 году; снижение доли уличной водопроводной воды, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной водопроводной сети -36 % в 2015 году, 28 % в 2017 году, 25 % в 2020 году; снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в общем объеме поданной воды - 18 % в 2015 году, 16 % в 2017 году,

15 % в 2020 году; снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной канализационной сети - 31 % в 2015 году, 27 % в 2017 году, 25 % в 2020 году [2].

При условии выполнения Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» улучшатся жилищные условия, коммунальные услуги российского населения, что не означает, что в этой отрасли будут решены все проблемы, накопившиеся в ней в последние десятилетия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная поддержка населения

В совершенствовании социальной сферы, придании ей устойчивости значимую роль играет социальная поддержка населения, целью которой является создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Правительство Российской Федерации видит своими задачами: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-

инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышения роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в представлении социальных услуг.

Социальная поддержка граждан - система правовых, экономических, организационных и других мер, которые гарантированы государством отдельным категориям населения, являющимся получателями социальной поддержки. Меры социальной поддержки и условия ее предоставления определяются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В структуру системы социальной поддержки Российской Федерации входят:

- граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной поддержки граждан (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);

- организации, подведомственные уполномоченным органам государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляющие меры социальной поддержки гражданам;

- государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации);

- межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

- общественные организации, в том числе социально ориентированные неком-

мерческие организации, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии со своими учредительными документами;

- юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами;

- благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Система социальной поддержки граждан в Российской Федерации исходит из добровольности предоставления мер социальной поддержки; безусловной гарантированности исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущения снижения уровня и ухудшения условий их предоставления, вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции [3].

Приоритеты государственной политики в области социальной поддержки граждан определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной

социальной политики», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Созданию условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышению доступности социального обслуживания населения посвящена Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2553-р). Госпрограмма включает четыре подпрограммы:

- «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

- «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;

- «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;

- «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Предполагается, что объем финансового обеспечения реализации программы за 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 8 315 913 398 тыс. рублей, в том числе: развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан -628 910 404,00 тыс. рублей; модернизация и развития социального обслуживания населения - 1 717 639,1 тыс. рублей; повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций - 1 678 499,6 тыс. рублей.

Ожидается, что в результате реализации Госпрограммы будут достигнуты: снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления; удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения; обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации

граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе; рост рождаемости; решение к 2015 году проблемы беспризорности; преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; создание прозрачной и конкурентной системы государственных социально ориентированных некоммерческих организаций; увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями [3].

Устойчивость социальной сфере страны призвана придать пенсионная система, к очередному этапу реформирования которой Правительство Российской Федерации приступило с осени 2013 года. Хотелось бы, чтобы этот этап реформирования пенсионного обеспечения был бы более успешным по сравнению с предыдущими попытками.

Занятость населения

Рост устойчивости социальной сферы зависит в том числе от занятости населения, особенно трудоспособной его части. Принимаемые в последние годы меры оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11 %). При этом уровень безработицы снизился с 7,5 % до

6,6 % от численности экономически активного населения. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась с 1875 тыс. человек в 2010 году до 1430 тыс. человек в 2011 году (на 24 %), уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,5 % до 1,9 % от численности экономически активного населения соответственно [4].

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными: женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Наиболее напряженная ситуация на рынке труда сложилась в Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республик Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия, Республике Марий Эл, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Тыва, Чеченской Республике, Алтайском крае, Забайкальском крае, Курганской области. В этих субъектах Российской Федерации сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышает среднее значение по России.

Нарастают проблемы в трудоустройстве иностранцев, лиц без гражданства.

Уделяя пристальное внимание развитию рынка труда, сокращению безработицы, выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации распоряжением от 22.11.2012 г. № 2149-р утвердило Государственную программу «Содействие занятости населения», включающую три подпрограммы:

- активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан;

- внешняя трудовая миграция;

- развитие институтов рынка труда.

Цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Задачи программы:

- предотвращение роста напряженности на рынке труда;

- привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

- содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

На реализацию программы выделяются на 2013-2020 годы 634872256,92 тыс. рублей из федерального бюджета.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы:

- создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

- предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

- создание с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

- удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;

- снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

- создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда путем утверждения к

2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

- обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

- поддержание социальной стабильности в обществе [4].

Доступная среда

В современных условиях, как и в прошлом, весьма острой является проблема доступной среды. Это связано с тем, что в России в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов (около 8,8 % населения страны). Социологические исследования показали, что 60 % граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 % - при совершении покупок; 2/3 респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха [5].

Правительство Российской Федерации считает, что из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем, в том числе:

- несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармо-низированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

- отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализа-

ции ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;

- отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

В целях изменения ситуации в лучшую сторону Правительство Российской Федерации распоряжением от 26.11.2012 г. № 2181-р утвердило Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Цели программы:

- формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медикосоциальной экспертизы.

Задачи программы:

- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

На финансирование Государственной программы предусматривается в 20112015 годах за счет средств федерального бюджета 160 343 539,49 тыс. рублей.

Ожидается, что результатом реализации Госпрограммы станут:

- увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (возрастет с 12 % в 2010 году до 45 % к 2016 году);

- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (возрастет с 30,0 % в 2010 году до 55,0 % к

2016 году);

- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (возрастет с 30,0 % в 2010 году до 49,6 % к 2016 году);

- увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (возрастет с 10,0 % в 2010 году до 86,0 % к 2016 году);

- повышение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)) (возрастет с 6,5/6,3 % в 2010 году до 14,5/12 % к 2016 году) [5].

Пенсионное обеспечение В конце 2013 года Правительство Российской Федерации приступило к очередной реформе системы пенсионного обеспечения. Предыдущие реформы оказались малоуспешными, сформировав у довольно значительной части населения недоверие к действиям властей, связанных с пенсионным обеспечением.

Основные положения, начавшейся пенсионной реформы, изложены в ряде федеральных законов. Государственную программу Российской Федерации о пенсионном обеспечении предстоит разработать и принять в 2014 году

Из нового пенсионного законодательства следует, что пенсионная реформа направлена на повышение пенсий, сбалансированное с финансовыми источниками. Рост пенсий в реальном выражении к 2018 году составит по сравнению с 2012 годом 20-28 %. При этом средний размер трудовой пенсии по старости в 2018 году достигнет уровня не менее двух прожиточных минимумов пенсионера.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федера-

ции на период до 2018 года, утверждённых Правительством РФ 31 января 2013 года, подчёркнуто, что при проведении пенсионной реформы будет обеспечено:

- право граждан направить 4 % страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования на формирование накопительной части трудовой пенсии ( в том числе после 1 января 2014 г.);

- введение механизма, увязывающего размер трудовой пенсии с продолжительностью нормативного стажа;

- установление в более высоком размере пенсии для граждан, принявших решение отсрочить назначение пенсии после достижения пенсионного возраста;

- установление дополнительных взносов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда;

- предоставление самозанятым гражданам права выбора страховой нагрузки и соответствующего объёма пенсионных прав;

- создание условий для гарантированной сохранности пенсионных накоплений на долгосрочную перспективу и усиление надзора за институтами коллективного инвестирования, управляющими этими средствами;

- создание стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений в рамках корпоративных и частных пенсионных систем, позволяющих повысить уровень пенсий.

Механизм реформы пенсионного обеспечения запущен. Населению предстоит в очередной раз согласиться с Правительством, надеясь, что теперь-то оно всё взвесило, что в ходе реформы пенсионного обеспечения будут решены все задачи и достигнуты цели, о которых так убедительно и проникновенно говорили и продолжают говорить представители Правительства Российской Федерации.

Вместо заключения

Социальная сфера - важный компонент перехода Российской Федерации к

устойчивому развитию. В предстоящие годы предстоит сделать многое для того, чтобы придать всем отраслям социальной сферы стабильную устойчивость. Перейти к устойчивому развитию всего комплекса социальной сферы, добиться устойчивости, стабильности в развитии каждой в отдельности социальной отрасли - это значит создать комфортные условия жизни для населения всех субъектов Российской Федерации, всей России. Переход к устойчивому развитию социальной сферы, стабильной устойчивости всех ее отраслей станет реальным воплощением в жизнь статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2012-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. - [Электронный ресурс] : www. consultant.ru (Дата сохранения: 15.10.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 г. № 2227-р. - [Электронный ресурс] : www.consultant.ru (Дата сохранения: 14.10.2013).

3. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка

граждан». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2553-р // СЗ РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.2). - Ст.8054.

4. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2149-р. -[Электронный ресурс] : www.consultant.ru (Дата сохранения: 04.10.2013).

5. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.11.2012 г. № 2131-р. www.consultant.ru (Дата сохранения: 08.10.2013).

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511-р. -[Электронный ресурс] : www.consultant.ru (Дата сохранения: 06.10.2013).

7. Гостев Р.Г. Время Русь собирать! Российская цивилизация в глобализированном мире XXI века / Р.Г. Гостев, Г.Г. Провад-кин, С.Р. Гостева. - М.: «Еврошкола», 2007. -512 с.

8. Исполнение федерального бюджета и бюджетов системы Российской Федерации за 2012 год. - М., 2013. - 139 с.

9. Итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, Бразилия, 20-22 июня 2012 года. Резолюция, принятая Генеральной ассамблеей 66/288. Будущее, которого мы хотим. 11 сентября 2012 года. A/RES/66/288.

10. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону «Об образовании» № 273-ФЗ. (Постатейный). - М.: Книжный мир, 2013. - 352 с.

11.Медоуз Д.Х. Пределы роста: 30 лет спустя/ Д.Х. Медоуз, Й. Рандерс, Д.Л. Медоуз. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 358 с.

12. Модернизация России: социальногуманитарные измерения. Под ред. акад. Н.Я. Петракова. - М.: СПб.: Нестор - История, 2011. - 448 с.

13. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации/ Под общ. ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. - М.: Издание Государственной Думы, 2002. - 232 с.

14. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство/ Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 624 с.

15. Рябова Л.А. Концепция устойчивого развития и формирование социальной политики в местных сообществах Севера/ Л.А. Рябова. / / Север&рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - № 1. - С.145-150.

16.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// СЗ РФ. - 7 мая 2012 г. - № 19. -Ст.2334.

17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»// СЗ РФ. - 7 мая 2012 г. - № 19. - ст.2335.

18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СЗ РФ. - 7 мая 2012 г. - № 19. - Ст.2336.

19.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»//СЗ РФ. - 7 мая 2012. - № 19. - Ст. 2337.

20. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»// СЗ РФ. - 7 мая 2012 г. - № 19. - Ст. 2243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.