Научная статья на тему 'Ведущие факторы, определяющие эффективность физической подготовки студентов непрофильного вуза'

Ведущие факторы, определяющие эффективность физической подготовки студентов непрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL CONDITION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кизько Елена Александровна, Кизько Александр Петрович, Тертычный Алексей Владимирович, Пересадина Екатерина Евгеньевна

Специфические методические принципы отражают тенденции развития физической подготовленности, поэтому планирование на их основе учебно-тренировочных занятий не позволяет получать гарантированный результат. Решение поставленной проблемы, применительно к целевым установкам физического воспитания, к ограниченному временному ресурсу и особенностям занимающегося контингента лежит в области конкретизации параметров системы организованных физических воздействий. Установлены дифференцированные параметры максимального объема развивающих физических нагрузок различной направленности для студентов различного соматотипа и длительность сохранения фазы повышенной работоспособности в организме студентов при выполнении таких нагрузок. В эксперименте подтверждена высокая эффективность разработанного подхода в повышении уровня физической подготовленности студентов в границах временного ресурса, отводимого ФГОС на дисциплину «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кизько Елена Александровна, Кизько Александр Петрович, Тертычный Алексей Владимирович, Пересадина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic and practical base of non-specialized universities' students' physical condition improvement

Specific methodical principles demonstrate the physical development tendencies, so planning physical exercise on this basis does not allow achieving the necessary results. The solution of this problem, applied to physical education goals' installation with limited time and students' lifestyle peculiarities, flows in the area of organized physical stress application system parameters. There are identified the differential parameters of maximal physical stress exertion of different types, based on various students' somatic types and oriented on working ability length preservation. In the current experiment, there has been proved the high efficiency of this approach in the physical condition state improvement, utilized in the time borders given by the National Educational Standard of “Physical education and sport" program.

Текст научной работы на тему «Ведущие факторы, определяющие эффективность физической подготовки студентов непрофильного вуза»

УДК 796.011.3

ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Елена Александровна Кизько, старший преподаватель, Александр Петрович Кизько, кандидат педагогических наук, доцент,

Алексей Владимирович Тертычный, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Евгеньевна Пересадина, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университета (НГТУ)

Аннотация

Специфические методические принципы отражают тенденции развития физической подготовленности, поэтому планирование на их основе учебно-тренировочных занятий не позволяет получать гарантированный результат. Решение поставленной проблемы, применительно к целевым установкам физического воспитания, к ограниченному временному ресурсу и особенностям занимающегося контингента лежит в области конкретизации параметров системы организованных физических воздействий. Установлены дифференцированные параметры максимального объема развивающих физических нагрузок различной направленности для студентов различного соматотипа и длительность сохранения фазы повышенной работоспособности в организме студентов при выполнении таких нагрузок. В эксперименте подтверждена высокая эффективность разработанного подхода в повышении уровня физической подготовленности студентов в границах временного ресурса, отводимого ФГОС на дисциплину «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физическая подготовленность, эффективность.

METHODIC AND PRACTICAL BASE OF NON-SPECIALIZED UNIVERSITIES' STUDENTS' PHYSICAL CONDITION IMPROVEMENT

Elena Aleksandrovna Kizko, the senior teacher,

Aleksandr Petrovich Kizko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vladimirovich Tertychnyi, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Evgenievna Peresadina, the senior teacher, Novosibirsk State Technical University

Annotation

Specific methodical principles demonstrate the physical development tendencies, so planning physical exercise on this basis does not allow achieving the necessary results. The solution of this problem, applied to physical education goals' installation with limited time and students' lifestyle peculiarities, flows in the area of organized physical stress application system parameters. There are identified the differential parameters of maximal physical stress exertion of different types, based on various students' somatic types and oriented on working ability length preservation. In the current experiment, there has been proved the high efficiency of this approach in the physical condition state improvement, utilized in the time borders given by the National Educational Standard of "Physical education and sport" program.

Keywords: students, physical education, physical condition, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

При любой общественной формации социальный заказ общества состоит в том, чтобы из вуза выходили здоровые, хорошо развитые физически и умственно будущие высококвалифицированные специалисты. Однако, современные условия оказывают негативное влияние на физические кондиции студентов. Это - учебные перегрузки, гиподинамия, отрицательное отношение учащихся к физической культуре, стремление к быстрым учебным достижениям и успехам и др. [3, 6]. Эти факторы формируют состояние здоровья студентов еще в школе. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья выпускников общеобразовательных учебных заведений отражает стойкую тенденцию ухудшения

показателей здоровья. В настоящее время всего лишь 10-12% выпускников школ являются практически здоровыми, а у остальных отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья [5, 14]. Как результат, 55.. .75% первокурсников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [9, 16].

Наиболее выраженные трудности испытывают студенты первого курса в связи с процессом адаптации к обучению в вузе [2, 17]. Для студентов, завершающих обучение, актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого, что также вызывает психоэмоциональное напряжение [11]. За период обучения в вузе доля студентов с ослабленным здоровьем каждый год возрастает на 10.15%. Если на первом и втором курсах, как вид заболеваний, преобладает ОРВИ, то к четвёртому, пятому курсу на первое место выходят заболевания желудочно-кишечного тракта и нарушения психического здоровья [7].

Уровень развития двигательных качеств также является одним из важных показателей здоровья. Статистический анализ данных, проведенный специалистами по физической подготовке в системе Вооруженных Сил Российской Федерации, позволил сделать вывод, что состояние физической подготовленности выпускников высших учебных заведений (военный призыв 2013 г.) было крайне неудовлетворительное. По результатам анализа физических качеств из 11348 призывников только 43,7% оценены положительно, а 53,8% получили неудовлетворительную оценку, вместе с тем, 2,5% были освобождены от сдачи нормативов по состоянию здоровья [15].

Отрицательная динамика физической подготовленности студентов за время обучения в вузах отмечена многими авторами [1, 9].

В последние десятилетия в научных публикациях специалистов рассматриваются варианты модернизации системы физического воспитания (ФВ):

- увеличение приоритета образовательного раздела программы физического воспитания, для формирования мотивационной сферы студентов и вовлечение их на этой основе к самостоятельным занятиям физической культурой [13];

- увеличение количества уроков физкультуры, в частности, в школе (решение на уровне Постановления Правительства РФ);

- спортизация физического воспитания в учреждения общего, среднего и высшего профессионального образования [4].

В качестве обоснования необходимости этого процесса авторы выделяют низкую эффективность и даже отрицательный эффект ФВ в границах временного ресурса, отводимого ФГОС на эту дисциплину [4, 16].

В современных социально-экономических условиях нашей страны не приходится рассчитывать на возможность увеличения часов, а практика применения новых технологий в физическом воспитании студентов принципиально не изменили негативную тенденцию уровня их физической подготовленности. С нашей точки зрения, необходимо ориентироваться на поиск внутрисистемных факторов планирования физической подготовки, которые способны гарантировать положительную динамику физической подготовленности учащихся.

Цель работы: обосновать условия, которые должны лежать в основании планирования учебно-тренировочного урока, направленного на повышение уровня физической подготовленности студентов.

В фактологическом содержании современной теории физического воспитания и спорта заложена основа развития физических качеств. Первый фактор - это принцип систематичности. С точки зрения этого принципа, каждое последующее занятие должно совпадать по времени с периодом функционирования положительного следа, инициируемого предыдущей физкультурной деятельностью и только в этом случае, будет наблюдаться эффект развития. Биологическим отражением положительного следа является закономерное явление - суперкомпенсация.

Второй фактор - это мера физической нагрузки в учебно-тренировочном занятии, от которой зависит длительность сохранения в организме занимающегося этого явления.

ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе кафедры физического воспитания НГТУ проведено исследование физкультурной деятельности бегового характера студентов 1-2 курсов на установление максимально объема развивающей беговой нагрузки для представителей различного соматотипа. Педагогическим критерием понятия «развивающая» нагрузка является «момент рассогласования между скоростью и ЧСС, а также частотой шагов» спортсмена, который И.Г. Огольцовым был назван «границей развивающего объёма» [12]. Корректность критерия «развивающая» нагрузка хорошо обосновывается с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина и широко используется в практике циклических видов спорта при проведении повторных тренировок.

Логика проведённого исследования реализовалась в следующей последовательности. Устанавливался индивидуальный максимальный объем развивающей беговой нагрузки для упражнений трех разновидностей (155 ± 5 уд/мин, 175 ± 5 уд/ мин, бег с максимальной скоростью на 50 м). Участнику предлагалось бежать с постоянной скоростью (самостоятельно или бег за лидером), при этом монитором сердечного ритма (РОЬАЯ-635) регистрировалась заданная по ЧСС интенсивность нагрузки экспериментального занятия. Критерием выполнения максимального объема развивающей нагрузки служило устойчивое увеличение на 5-6% индивидуальной ЧСС в сравнении со средней дистанционной ЧСС при неизменной скорости бега. Результаты эксперимента представлены в таблице 1. Таблица 1 - Дифференцированные параметры максимального объема развивающей бего-

Пол Соматотип Интенсивность беговой нагрузки по ЧСС Бег 50 м

155 ± 5 уд/мин 175 ± 5 уд/мин

Время (с) Расстояние (м) Время (с) Расстояние (м) (раз)

Юноши (п 15) астеник 5172±315 12040±391 2940±164 8380±544 7-8

нормостеник 4790±637 10560±740 2401±335 6420±1035 7-8

гиперстеник 4331±475 9300±943 2171±412 5700±800 8-9

Девушки (п = 15) астеник 4526±521 8360±357 1348±190 3280±460 6-7

нормостеник 4063±236 8060±219 1261±50 2940±167 6-8

гиперстеник 3575±539 6760±606 1267±319 2740±194 7-8

Последующий эксперимент был направлен на установление динамики восстановления после выполнения студентами максимального объема развивающей нагрузки. Контроль и оценка динамики восстановительного процесса участников исследования проводились с использованием

«информационного комплекса системы управления функциональной подготовкой спортсменов» [10]. Тестирование осуществлялось в следующей последовательности:

а) фиксировалось функциональное состояние перед началом выполнения физической нагрузки (снятие индивидуальной зависимости ЧСС = /(Убега);

б) выполнялся максимальный объем развивающей нагрузки;

в) фиксировалось функциональное состояние участников эксперимента на автоматизированной установке сразу после выполнения физической нагрузки и в период восстановления.

Повторное тестирование осуществлялось последовательно один раз в сутки до прихода состояния организма испытуемых к исходному. В результате была установлена длительность периода сохранения суперкомпенсационного явления у различного контингента исследуемых при выполнении нагрузки конкретной интенсивности. В последующих экспериментах были выявлена длительность сохранения суперкомпенсационного явления при выполнении нагрузок других вариантов интенсивности (таблица 2).

Таблица 2 - Длительность периода сохранения суперкомпенсационного явления в функциональном состоянии организма при выполнении максимального объёма развивающей нагрузки _

Контингент Интенсивность беговой нагрузки

155 ± 5 уд/мин 175 ± 5 уд/мин повторный бег с максимальной скоростью (50 м)

Неспортсмены, n = 30 до 7-8 дней до 7-8 дней до 7-8 дней

Длительность периода сохранения суперкомпенсационного явления в организме студентов при выполнении максимального объема развивающей нагрузки дает основание говорить о возможности реализации принципа систематичности и о получении эффекта повышения уровня физической подготовленности учащихся вуза при двух занятиях в неделю. Такой констатирующий эксперимент был проведен в рамках двух занятий в неделю по физвоспитанию студентов 1-2 курсов НГТУ (7 юношей и 7 девушек) в осеннем семестре 2018-19 учебного года, занимающихся на учебном отделении «Легкая атлетика». На каждом учебно-тренировочном занятии студентами выполнялся максимальный объем развивающей нагрузки. Нагрузки разной преимущественной направленности на занятиях последовательно и циклически повторялись: интенсивность по ЧСС - 155 ± 5 уд/мин, ЧСС - 175 ± 5 уд/мин, повторный бег (7-9 раз) с максимальной скоростью на 50 м. и т.д. В границах недели занятия проводились в дни: первая группа - понедельник, четверг. Вторая группа -вторник, пятница.

Текущий контроль динамики физической подготовленности студентов осуществлялся путем фиксирования мониторами сердечного ритма (POLAR) пульсограмм занимающихся. Оценка динамика функционального состояния, в частности, по ЧСС покоя, проводилась еженедельно путем регистрации вариабельности сердечного ритма, которая выполнялась с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) пульсовой диагностики «ВедаПульс», изготовитель ООО «Биоквант» г. Новосибирск.

Результаты итогового контроля динамики показателей физической подготовленности студентов представлены в таблицах 3, 4. Динамика функционального состояния отражена в таблице 5.

Таблица 3 - Динамика средних значений физической подготовленности юношей за время эксперимента_

Вид теста Начало семестра Конец семестра Различия средних Достоверность различий

1000(м) 235(с) 218,1(с) -16,9(с) 7,19(%) р <0,01

50(м) 7,07(с) 6,69(с) -0,38(с) 5,3(%)

Прыжок в длину с места (см) 237,5 248,5 -11,1 4,67(%)

Подтягивание (раз) 13,3 15,4 -2,1 15,7(%)

Таблица 4 - Динамика средних значений физической подготовленности девушек за время эксперимента_____

Вид теста Начало семестра Конец семестра Различия средних Достоверность различий

1000 (м) 307(с) 284,7(с) -22,3(с) 7,26 (%) р <0,01

50 (м) 10,2(с) 9,8(с) -0,4(с) 3,92 (%)

Прыжок в длину с места (см) 163,3 174,4 -11,1 6,79 (%)

Подъем туловища (раз) 36,8 41,4 -4,5 12,2 (%)

Таблица 5 - Динамика средних значений ЧСС девушек и юношей за время эксперимента по данным вариабельности сердечного ритма___

ЧСС среднее (уд/мин) Начало семестра Конец семестра Различия средних Достоверность различий

Девушки 79,6 72,6 -7 8,8 (%) р <0,01

Юноши 65,3 63,1 -2,2 3,36 (%) р <0,05

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проблема укрепления здоровья молодого поколения является одной из актуальных в современной России. В настоящее время многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, ее здоровья.

С нашей точки зрения, одна из посылок разрешения этой проблемы лежит в области научно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса студентов, и в частности, в сфере ведущих факторов, влияющих на эффективность физической подготовки, в данном случае речь идет о мере физической нагрузки и зависящей от нее величины длительности фазы сохранения повышенной работоспособности в организме занимающегося.

В качестве аргументации первостепенной важности в повышении эффективности практических занятий по физическому воспитанию в вузе такого фактора как мера физической нагрузки можно привести следующий пример. По данным Н.Д. Даниловой, «границы диапазона частоты сердечных сокращений развивающего двигательного режима, обеспечивающего тренировочный эффект физических упражнений ... составляют для юношей и девушек первого курса (возраст 18-19 лет), соответственно, 150-170 и 155-175 уд/мин. Нормативной единицей тренировочной нагрузки является объем выполненной работы, не превышающий индивидуальных показателей функциональной активности организма занимающихся в заданном режиме интенсивности и составляет у юношей - 14001900 м, 1работы 8-9 мин., у девушек - 900-1400 м, 1работы 6-8 мин [4; С. 97].

В исследованиях автором установлено, что «выполнение объема упражнений равного одной нормативной единице может быть классифицировано как низкая физическая нагрузка, выполнение объема упражнений равного двум нормативным единицам - как средняя физическая нагрузка и трем нормативным единицам - как высокая физическая нагрузка» [4; С. 98].

Сопоставим значения максимального объема развивающей нагрузки, полученные в нашем исследовании (таблица 1) и режима высокой физической нагрузки (три нормативных единицы) [4], при близких значениях интенсивности. В первом варианте длина пробегаемой дистанции составляет соответственно у юношей 9300-12040 м, у девушек 67008360 м. Во втором варианте у юношей 4200-5700 м, а у девушек 2700-4200 м.

Как следует из сопоставления первого и второго вариантов, длины пробегаемых студентами дистанций различаются практически в два раза. При условии выполнения ими максимального объема развивающей нагрузки (первый вариант) длительность фазы сохранения суперкомпенсационного явления составляет 7-8 дней, то при выполнении половинной меры этой нагрузки длительность сохранения этого явления будет закономерно меньше в два раза. Следовательно, в последнем случае при двухразовых занятиях в неделю попадать в положительный след работоспособности не представляется возможным и принцип систематичности перестает работать и обеспечивать эффективность физической подготовки.

Если учесть то, что выбранный нами для сопоставления пример рекомендаций из данных, представленных в научно-методической литературе, является наиболее напряженным по физической нагрузке для студентов вуза, то становиться очевидной сохраняющаяся негативная тенденция в динамике физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи.

ВЫВОДЫ

В настоящее время требования стандарта к процессу обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» предусматривают выделение обязательных 4-х академических часов в неделю (реальных звонковых - 3 часа) на 1 и 2 курсах и 2 часа на 3 и 4 курсах, исходя из ресурса времени, отводимых на реализацию задач физического воспитания, очевидно.

1. Повышение уровня физической подготовленности студентами 1-2 курсов возможно только при выполнении ими обязательного условия - реализовать на учебно-тренировочных занятиях максимальный объем развивающей нагрузки.

2. Занятия в режиме 2-х часов в неделю на 3-4 курсах не сопровождаются кумулятивным эффектом, что выражается снижением или отсутствием изменений в развитии физических качеств по сравнению со 1 и 2-м курсами. В этой связи студентам 3-4 курсов, для получения положительного эффекта динамики физической подготовленности необходимо проведение, как минимум, еще одного физкультурно-спортивного занятие в неделю во внеурочное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверясова, Ю.О. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов : монография / Ю.О. Аверясова, Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев. - М. : ТР-принт, 2015. - 170 с.

2. Адаптация, интенсификация обучения и состояние здоровья студентов / H.A. Агаджанян, А.Е. Северин, Н.В. Ермакова [и др.] // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2005. -№ 3 (30). - С. 6-15.

3. Бака, Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 14-17.

4. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.

5. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов // Педиатрия. - 2012. - Т. 91, № 3. - С. 9-14.

6. Вайнер, Э.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Э.Н. Вайнер. - М. : Кнорус, 2015. - 308 с.

7. Горелов, А.А. К проблеме систематизации новых физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, В.П. Сущенко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 45-50.

8. Данилова, Н.В. Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи : дис. ... канд. пед. наук / Данилова Н.В. - М., 2010. - 126 с.

9. Жомин, К.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... канд. биол. наук / Жомин К.М. - Новосибирск, 2013. - 157 с.

10. Кизько, А.П. Совершенствование системы управления функциональной подготовкой спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей (на примере лыжных гонок) : монография / А.П. Кизько ; Новосибирский гос. техн. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. -400 с.

11. Кузнецова, Л.Э. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л.Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 877-879.

12. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика / И.Г. Огольцов. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 127 с.

13. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие / В.П. Лукьяненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 2007. - 228 с.

14. Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 494-496.

15. Трапезников, С.А. Современное состояние физической подготовленности выпускников вузов Российской Федерации с учетом военной безопасности страны / С. А. Трапезников, А. В. Гурвич // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 25-27.

16. Яковлева, В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // ScienceTime. - 2014. - № 9. - С. 254-261.

17. Dyson, R. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping / R. Dyson, K. Renk // J. Clin. Psychol. - 2006. - No. 62 (10). - P. 1231-1244.

REFERENCES

1. Averyasova, Yu.O., Andryushenko, L.B. and Aliev, T.D. (2015), The formation of the PE space in the sphere of professional education: monography, TR-Print, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Agadzhanyan, N.A., Severin, A.E., Ermakova, A.E. and others (2005), "The adaptation, intensification of the education and health condition of the students", RUDN university journal, No. 3 (30), pp. 6-15.

3. Baka, R. (2010), "The physical condition as a representation of the students' physical culture formation", Student physical education, No. 2, pp. 14-17.

4. Balsevich, V.K. (1993), "The sportive condition high technology converse as an actual direction of physical education and sport improvement", The theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 2123.

5. Baranov, A.A. (2012), "Children's' health condition in the Russian Federation, Pediatrics, Vol. 91, No. 3, pp. 9-14.

6. Vainer, E.V. (2015), The basics of the medical knowledge and healthy lifestyle, Knorus publ., Moscow.

7. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Sushchenko, V.P. (2014), "The problem of new physical culture technology systematization in the educational space of the modern university", Sports science journal, No. 2, pp. 45-50.

8. Danilova, N.V. (2010), Normalization of motor mode in the process of physical education of youth, dissertation, Moscow.

9. Zhomin, K.M. (2013), Morpho-functional and psychophysiological of female students in dependence to the type and frequency of the physical activity, dissertation, Novosibirsk.

10. Kizko, A.P. (2009), The improvement of the sportsmen functional training system management based on logical connections (cross-county skiing): monography, NSTU publ., Novosibirsk.

11. Kuznetsova, L.E. and Kuleshova, M.Yu. (2015), "The growth of the adaptation potential during the psychological conduction process", The young scientist, No. 23, pp. 877-879.

12. Ogoltsov I. G. (1971), Cross-country skier trainings, Physical culture and sport, Moscow.

13. Lukyanenko, V P. (2007), Physical culture: the basics, manual. - 3rd release., corrected and add, Soviet sport, Moscow.

14. Makarova, L.P., Solovyov, A.V. and Syromyatnikova, L.I. (2013), "The actual problems of the school pupils health formation", The young scientist, No. 12, pp. 494-496.

15. Trapeznikov, S.A. and Guvrich, A.V. (2014), "The current condition of the gradients physical state at the Russian Federation universities considering military safety factor", The theory and practice of physical culture, No. 9. pp. 25-27.

16. Yakovleva, V.N. (2014), "The physical education and physical condition of the student youth", ScienceTime, No. 9, pp. 254-261.

17. Dyson, R. and Renk, K. (2006), "Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping", J. Clin. Psychol, No. 62 (10), pp. 1231-1244.

Контактная информация: a.p.kizko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2019

УДК 377

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС КАК ПРОДУКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Татьяна Ильинична Ким, кандидат исторических наук, доцент, Институт развития образования Краснодарского края, г. Краснодар;

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Вячеслав Николаевич Ниживенко, старший преподаватель, Вера Николаевна Еременко, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Авторы в статье раскрывают тему реализации программы профильного обучения на государственном уровне. На базе Кубанского государственного технологического университета создан Краснодарский инженерно-технологический колледж, который служит базой для получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.