Научная статья на тему 'Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по физическому воспитанию'

Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / MOTIVE / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL PREPAREDNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобелева Елена Григорьевна, Кизько Александр Петрович

Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурной, является мотивация. Специалистами проводится большая поисковая работа с целью выявления факторов, влияющих на мотивацию студентов к посещению занятий по физическому воспитанию. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи активности посещения студентами занятий по физическому воспитанию и уровнем их физической подготовленности. На основании данных анкетного опроса студентов о мотивах посещения занятий выявлены ведущие факторы, влияющие на этот процесс. Представлена структура мотивов посещения занятий студентов в зависимости от уровня физической подготовленности. Использование преподавателем этой информации позволяет повышать заинтересованность студентов к двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобелева Елена Григорьевна, Кизько Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of level of physical preparedness of students on dynamics and motives of attending physical training lessons

The main component for the successful implementation of any activity, including sports, is motivation. Specialists conduct a large amount of search work in order to identify the factors affecting the motivation of the students to attend physical education classes. The article discusses the correlation between the activity of the students attending classes in physical education and their level of physical fitness. Based on the data of the questionnaire survey of students about the motives for attending classes, the leading factors influencing this process are revealed. The structure of the students’ motives for attending, depending on the level of physical fitness, has been presented. Application by the teacher of this information allows students to increase interest in physical activity.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня физической подготовленности студентов на динамику и мотивы посещения занятий по физическому воспитанию»

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ДИНАМИКУ И МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Елена Григорьевна Кобелева, старший преподаватель, Александр Петрович Кизько, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет

Аннотация

Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурной, является мотивация. Специалистами проводится большая поисковая работа с целью выявления факторов, влияющих на мотивацию студентов к посещению занятий по физическому воспитанию. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи активности посещения студентами занятий по физическому воспитанию и уровнем их физической подготовленности. На основании данных анкетного опроса студентов о мотивах посещения занятий выявлены ведущие факторы, влияющие на этот процесс. Представлена структура мотивов посещения занятий студентов в зависимости от уровня физической подготовленности. Использование преподавателем этой информации позволяет повышать заинтересованность студентов к двигательной активности.

Ключевые слова: студенты, мотив, физическое воспитание, физическая подготовленность, здоровье.

INFLUENCE OF LEVEL OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS ON DYNAMICS AND MOTIVES OF ATTENDING PHYSICAL TRAINING LESSONS

Elena Grigoryevna Kobeleva, the senior teacher,

Aleksandr Petrovich Kizko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novosibirsk State Technical University

Annotation

The main component for the successful implementation of any activity, including sports, is motivation. Specialists conduct a large amount of search work in order to identify the factors affecting the motivation of the students to attend physical education classes. The article discusses the correlation between the activity of the students attending classes in physical education and their level of physical fitness. Based on the data of the questionnaire survey of students about the motives for attending classes, the leading factors influencing this process are revealed. The structure of the students' motives for attending, depending on the level of physical fitness, has been presented. Application by the teacher of this information allows students to increase interest in physical activity.

Keywords: students, motive, physical education, physical preparedness, health.

ВВЕДЕНИЕ

Данные многочисленных исследований свидетельствуют, что за последние 20 лет состояние здоровья и уровень физической подготовленности населения России носят негативную тенденцию. Особенно тревожит, что ухудшение здоровья происходит в молодежной среде среди обучающихся студентов. Динамика современного этапа развития общества диктует повышенные требования к подготовки молодых специалистов. Студенческая молодежь считается наиболее подверженной негативному влиянию социальной среды. Ученые рассматривают студенческий возраст, как наиболее важный период для становления личности, включения в различные сферы социальной среды, выработки устойчивых способов поведения, овладения структурой будущей деятельности, усвоения новых для себя предписаний и норм, приобретения желаемой социальной роли.

Вместе с тем согласно статистическим данным системы здравоохранения, обобщенным результатам научных наблюдений, среди студентов наблюдается значительное снижение уровня здоровья [1]. По мнению большинства специалистов, основным фактором, способствующим улучшению здоровья студенческой молодежи, является физическое

воспитание [1, 2]. Задачами физического воспитания в вузе являются - воспитание личности, развитие физических способностей студентов, приобретение ими умений и знаний в области физической культуры, формирование здорового образа жизни, а также социальной адаптации путем физической подготовки и физического развития.

Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурной, является мотивация. Мотивация - процесс формирования образования, побуждающего к сознательным действиям и поступкам и служащего для них основанием [2, 4]. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о серьезной поисковой работе кафедр физического воспитания вузов России с целью повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой [3, 5]. Широко рассматривается вопросы влияния мотивации на уровень физической подготовленности студентов [5]. Однако недостаточно работ, направленных на изучение обратного процесса - влияния уровня физической подготовленности на мотивацию студентов к посещению занятий.

Приступая к исследованию этой проблемы, мы исходили из предположения, что на формирование положительной мотивации студента к физической активности может оказывать информация об индивидуальном уровне его физической подготовленности. А корректное использование такой информации позволило бы преподавателям повышать заинтересованность студентов к двигательной активности.

В результате исследования предполагали установить взаимосвязь уровней физической подготовленности и характера мотивации студентов к посещению занятий по физическому воспитанию в вузе.

В соответствие с целью были поставлены следующие задачи - определить уровень физической подготовленности студентов. Установить структуру мотивов студентов к посещению занятий по физической культуре в вузе и её изменение в зависимости от уровня физической подготовленности студентов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование поводилось на базе Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) в весеннем семестре 2017-18 учебного года.

Для решения поставленных в исследовании задач в окончании семестра было проведено тестирование физической подготовленности 180 студентов (90 юношей и 90 девушек) технических специальностей 1, 2 курсов НГТУ, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В своей двигательной активности студенты ограничивались только объемом физических упражнений, предусмотренных учебным планом.

Для дифференцирования физической подготовленности студентов была использована, разработанная на кафедре физического воспитания НГТУ система единых контрольных нормативов (ЕКН) (таблица 1).

Таблица 1 - Балльная оценка уровня подготовленности студентов НГТУ

Вид норматива Пол Балл

1 2 3 4 5

- прыжок в длину (см) м 215 220 230 240 250

ж 150 160 170 180 190

- 1000 м (с) м 270 260 240 215 202

ж 330 320 310 275 250

- подтягивание (раз) м 4 6 8 14 17

- пресс (раз за 1 мин) ж 20 25 30 37 47

Студенты, принимавшие участие в тестировании, по результатам сдачи ЕКН были разделены на 3 группы:

- студенты с отличной физической подготовленностью (ФП), сдавшие нормативы на 15-11 баллов;

- студенты с хорошей ФП, сдавшие нормативы на 10-6 баллов;

- студенты в удовлетворительной ФП сдавшие нормативы на 5 баллов и ниже или не выполнившие нормативные требования.

Результаты оценки физической подготовленности представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни физической подготовленности студентов по данным ЕКН

Физическая подготовленность

Отличная Хорошая Удовлетворительная

Юноши п = 90 28 29 33

Девушки п = 90 29 39 23

Для определения взаимосвязи посещения студентами учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию и уровнем их физической подготовленности были выровнены по наполняемости группы каждого уровня ФП (20 девушек и юношей в каждом уровне). Проведен анализ учебных журналов на предмет процентного соотношения количества посещений студентов исследуемых групп в семестре от общего числа в соответствии с рабочей программой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На рисунке 1 представлены результаты сопоставления уровня физической подготовленности и регулярности посещения студентами занятий по физическому воспитанию.

85 92,5 82,5 85

35

40

□ юноши

□ девушки

Отличная ФП Хорошая ФП Удовлетворительная ФП

Рисунок 1 - Взаимосвязь уровней физической подготовленности студентов и регулярностью посещения

учебно-тренировочных занятий (%)

Установлено, что юноши, имеющие высокий уровень подготовленности, посещали не менее 85% от общего количества. У девушек этот показатель оказался значимым при количестве посещений не менее 92,5%. Уровню хорошей ФП соответствовали процентные соотношения: юноши - не менее 82,5, девушки - не менее 85% посещений. Для удовлетво -рительного уровня ФП были характерны низкие показатели посещаемости: юноши - 35%, девушки - 40%.

Результат сопоставления данных уровней подготовленности студентов и количества посещений учебно-тренировочных занятий в семестре показывает, что студенты, имеющие отличный и хороший уровень ФП, регулярно посещают занятия по физической культуре. Можно говорит о том, что они заинтересованы в сохранении и улучшении своей физической подготовленности, заботятся о здоровье и сознательно относятся к выбору занятий. Девушки проявляют больший интерес к занятиям физической культурой, чем юноши не зависимо от уровня ФП. В то же время студенты, чья ФП оценивается как удовлетворительно, посещают занятия не регулярно.

Необходимо отметить, что посещаемость занятий во многом зависит от такого фактора как доступность, так студенты с хорошей ФП для которых выполнение задач уроков и нормативов не представляет трудностей, показывают высокую учебную активность, при ухудшении физической подготовленности студенты снижают учебную активность поскольку не верят в свои способности и на первый план выходят другие мотивы посещения занятий. Усложнение задач занятия вызывает снижение активности, вплоть до отказа.

Важно выяснить, что же побуждает студентов заниматься физической культурой? На следующем этапе исследования был проведен анкетный опрос студентов (девушки - 60 человек, по 20 из каждого уровня ФП и аналогично у юношей) с целью выяснения мотивов к посещению занятий по ФК. Студентам, участвующим в исследовании, было предложено ответить на вопрос: «Какую цель Вы преследуете, посещая занятия по ФК?», и выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных:

- «поддержание себя в «хорошей» форме»;

- «необходимость получения зачета по дисциплине»;

- «знание о пользе занятий»;

- «коррекция фигуры»;

- «снижение веса»;

- «возможность расслабиться и отвлечься после учебного дня»;

- «влияние окружающих».

В результате анализа анкетных данных установлено, что у всех групп студентов ведущими мотивами являются три варианта: «поддержание себя в «хорошей» форме», «необходимость получения зачета по дисциплине», «знание о пользе занятий». Следующий этап анализа был связан с сопоставлением ведущих мотивов посещения занятий по физической культуре и уровнем физической подготовленности занимающихся (рисунок 2).

Юноши

□ Поддержание себя в «хорошей» форме

□ Необходимость получения зачета по дисциплине

□ Знание о пользе занятий

87,5

70

82,5

77,5

87,5

25 37,5 32,5 47,5

Отличная ФП

Хорошая ФП

Удовлетворительная ФП

Рисунок 2 - Ведущие мотивы посещения занятий по физической культуре в зависимости от ФП занимающихся

(%)

Установлено, что юноши с отличной и хорошей оценкой ФП в качестве основного мотива посещения занятий по физической культуре выбрали «Поддержание себя в «хорошей» форме». Студенты с хорошей ФП наряду с фактором «Поддержание себя в «хорошей» форме» уделяют большое внимание оздоровительной направленности занятий - это вариант «знание о пользе занятий», который актуален для 77,5% опрошенных. Юноши с удовлетворительной ФП в качестве основного мотива к посещению занятий назвали: «Необходимость получения зачета по дисциплине» (87,5%).

На рисунке 3 представлены результаты опроса девушек.

87,5

Девушки

□ Поддержание себя в «хорошей» форме

□ Необходимость получения зачета по дисциплине

□ Знание о пользе занятий

80

90

47,5

42,5

52,5

30

32,5

40

Отличная ФП

Хорошая ФП

Удовлетворительная ФП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Ведущие мотивы посещения занятий по физической культуре в зависимости от ФП занимающихся

(%)

В группе девушек с отличной ФП доминирует мотив «Поддержание себя в хорошей форме» (87,5%), он в 2 раза более значим, чем «Знание о пользе занятий» и «Необходимость получения зачета по дисциплине». По мере снижения ФП студенток важность мотива «Поддержание себя в хорошей форме» уменьшается, так в группе девушек с хорошей ФП его доля составляет 52,6%, а в группе с удовлетворительной ФП - 32,5%.

В то же время мотив «Знание о пользе занятий», по мере снижения уровня ФП, возрастает практически в 2 раза для студенток с отличной ФП и составляет 42,5%, а для девушек в группе с удовлетворительной ФП достигает 90%.

Сравнивая результаты опроса девушек и юношей, можно заметить, что для групп с отличной и хорошей ФП ведущие мотивы имеют аналогичную структуру. В то время как в группах юношей и девушек с удовлетворительной ФП различаются по мотивации. Так если у юношей значимость мотивов «поддержание себя в хорошей форме» и «знание о пользе занятий» оказывается одинаковыми, то у девушек доминирует ответ «знание о пользе занятий» и доля, выбравших его у девушек по отношению к «поддержание себя в хорошей форме», превышает в 2 раза.

В целом у девушек, по сравнению с юношами, мотив «Знание о пользе занятий» более значим во всех группах, отличающихся по ФП. Так как девушки традиционно ниже оценивают состояние своей ФП независимо от её реального качества. Мотив «необходимость получения зачета» занимает промежуточное положение между двумя основными мотивами во всех группах. Наибольшие его показатели характерны для респондентов с хорошей ФП, как для юношей, так и для девушек. Мотив «Поддержание себя в хорошей форме» имеет одинаковую тенденцию к уменьшению значимость со снижением уровня ФП.

ВЫВОДЫ

1. Активность посещения студентами занятий по физическому воспитанию взаимосвязана с уровнем их физической подготовленности и будет стимулироваться, если учебно-тренировочные программы будут учитывать уровень их физической подготовленности.

2. Мотивы к посещению занятий существенно различаются в зависимости от уровня ФП. Основным мотивом к посещению занятий у респондентов с отличной и хорошей ФП как у юношей, так и у девушек, является «Поддержание своей физической подготовленности на надлежащем уровне». У юношей с плохой ФП ведущим мотивом к посещению занятий является «Необходимость получения зачета по дисциплине», в то время как у девушек «Знание о пользе здоровья».

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева, И.В. Здоровье студентов: социологический анализ / И.В. Журавлева. - М. : Институт социологии РАН, 2012. - 252 с.

2. Наговицын, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицин // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298.

3. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В.В. Беляничева, Н.В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Вып. 2. - Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2009. - С. 6-9.

4. Макаренко, В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В.К. Макаренко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 10. - С. 78-81.

5. Замчевская, Е.С. Мотивация студентов к посещению занятий физической культуры в вузе / Е.С. Замчевская, А.С. Кривцов, Н.А. Тулинова // Дискурс. - 2017. - № 3. - С. 33-38.

REFERENCES

1. Zhuravleva, I.V. (2012), Student health: a sociological analysis, Publishing House of Institute of Sociology RAS, Moscow.

2. Nagovitsyn, R.S. (2011), "The students'motivation to physical training in a higher institution", Fundamental research, No. 8, pp. 293-298.

3. Belyanicheva, V.V. and Gracheva, N.V. (2009), "Formation of the motivation of physical education classes for students", Physical culture and sport: the integration of science and practice, publishing center «Nauka», Saratov, No 2, pp. 6-9.

4. Makarenko, V.K. (2008), Formation of motivation to engage in physical culture and sports, News of V.G. Belinsky State Pedagogical University, No. 10, pp. 78-81.

5. Zamchevskaya, E.S., Krivtsov, A.S. and Tulinova, N.A. (2017), "Motivation of students to attend physical education classes at the university", Discourse, No 3, pp. 33-38.

Контактная информация: a.p.kizko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2019

УДК 796.034.2

ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО

ВОЗРАСТА

Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Владислав Иванович Мартыновский, старший преподаватель, Самарский Университет, Самара; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент; Екатерина Эмильевна Ивашкова, кандидат педагогических наук, доцент; Александр Игоревич Мавриенко, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, Москва

Аннотация

В статье приводятся данные об эффективности проведения самостоятельных занятий оздоровительным плаванием женщинами 35-39 лет с целью рекреации. Не обременительные для семейного бюджета двухразовые занятия в неделю плаванием оказали положительное влияние на повышение жизненного тонуса, работоспособности, состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ключевые слова: женщины среднего возраста, оздоровительное плавание, самостоятельные занятия, функциональное состояние.

INFLUENCE OF INDEPENDENT OCCUPATIONS BY HEALTH-IMPROVING SWIMMING ON THE MIDDLE AGE WOMEN'S FUNCTIONAL STATUS Mikhail Nikanorovich Komarov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Vladislav Ivanovich Martynovsky, the senior teacher, Samara University; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer; Ekaterina Emilievna Ivashkova, the candidate of pedagogical science, senior lecturer; Alexander Igorevich Mavrienko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, State University of Land Use Planning, Moscow

Annotation

Data on efficiency of carrying out the independent occupations are provided in the article regarding the improving swimming by women aged 35-39 years old for the purpose of recreation. Not burdensome for the family budget, two times in a week swimming occupation had positive impact on increase of the vitality, working capacity, condition of the cardiovascular and respiratory systems.

Keywords: mature age women, health-improving swimming, independent occupations, functional

state.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность пропаганды здорового образа жизни для человека среднего возраста, в потоке стрессовых ситуаций, загруженности в профессиональной сфере и быту,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.