ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Церковная Е.В., Приходько А.И., Попрошаев А.В.
Харьковский национальный университет радиоэлектроники Национальная юридическая академия У краины имени Ярослава Мудрого
Аннотация. В статье проведен анализ уровня двигательной активности, самооценки и динамики состояния здоровья, определены приоритетные виды спорта и мотивация студентов к посещению занятий по физическому воспитанию. Определены приоритетные виды спорта для юношей и девушек. Это позволило эффективно организовать спортивно-массовую работу со студентами Мотивация студентов к посещению занятий по физическому воспитанию не одинакова. Студенты первых курсов недостаточно ориентированы на укрепление здоровья и на высокий уровень физической подготовки. Знание мотивов к занятиям позволит строить процесс обучения с учетом индивидуальных потребностей сту дентов
Ключевые слова: двигательная активность, мотивация, самооценка состояния здоровья, приоритетные виды спорта.
Анотація. Церковная О.В., Приходько Г.І., Попрошаєв О.В. Проблеми пошуку шляхів оптимізації процесу фізичного виховання у вищих навчальних закладах. У статті проведений аналіз рівня рухової активності, самооцінки й динаміки стану здоров'я, визначені пріоритетні види спорту й мотивація студентів до відвідування занять з фізичного виховання. Визначено пріоритетні види спорту для юнаків і дівчин. Це дозволило ефективно організувати спортивно-масову роботу зі студентами Мотивація студентів до відвідування занять по фізичному вихованню не однакова Студенти перших курсів недостатньо орієнтовані на зміцнення здоров'я й на високий рівень фізичної підготовки. Знання мотивів до занять дозволить будуватипроцес навчання з урахуванням індивідуальних потреб студентів
Ключові слова: рухова активність, мотивація, самооцінка стану здоров'я, пріоритетні види спорту.
Annotation. Cerkovnaya Е^., Prikhodko АЛ., Poproshaev A.V. Problems of search of ways of optimization of process of physical education in higher educational establishments. In clause the analysis of a level of impellent activity, a self-estimation and dynamics of a state of health is lead, priority kinds of sports and motivation of students to visiting employment on physical training are certain. Priority aspects of sports for young men and girls are defined. It has allowed to organize effectively sports - mass work with students. The motivation of students to visitation of occupations on physical training is not equal. Students of the first courses insufficiently oriented on strengthening of health and on a high level of physical preparation. The knowledge of motives to occupations will allow to build process of learning with the count of individual necessities of students.
Keywords: impellent activity, motivation, a self-estimation of a state of health, priority kinds of sports.
Введение.
В настоящее время вызывает серьезную озабоченность состояние здоровья студенческой молодежи Многолетняя практика работы, а так же анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в последние годы прослеживается тенденция снижения уровня здоровья [3,4,6], уровня двигательной активности [1,7,9], к преобладания пассивного способа жизни студенческой молодежи [2,5,8]. Кроме того, физкультурнэ спортивная деятельность не входит в число жизненноважных потребностей у подавляющего большинства студентов В ситуации, когда отклонения в состоянии здоровья в значительной степени обусловлены поведением человека, стилем жизни, повышение физкультурнэспортивной активности студентовстановится одной из главных задач физического воспитания. При этом необходимо обеспечить не только высокую эффективность занятий физическим воспитания, но и сделать их наиболее привлекательными для студентовс учетом их индивидуальных особенностей.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого(НЮАУ).
Формулирование целей работы.
Цель: поиск путей оптимизации физического воспитания в высших учебных заведениях.
Задачи:
1. Определить факторы, оказывающие влияние на уровень двигательной активности сту дентов
2. Определить факторы мотивации студентовк занятиям физическими упражнениями
3. Определить самооценку студентовк изменению состояния здоровья.
Нами было проведено анкетирование студентов НЮАУ Анкета включала 30 вопросов, преимущественно закрытого типа, скомплектованных по блокам: самооценка состояния здоровья, физического состояния, успеваемости, режима двигательной активности студентов формы проведения досуга; цели посещения занятий по физическому воспитанию.
Анкетирование проводилось анонимно, в нем взяли участие 848 студентов 1-5 курсов (юноши и девушки). Результаты анкетирования заносились в компьютерную базу данных рис.1.
Soicki
n«i
h Г
■j QfHi 2І ^** Sw** ҐЛІМГІйЧІИЛ MliW F 3
С*ічГІШІ№Н*ііІ ІхШІмі
Г /мфмм Я VinH'fTh |Г ііч-^-пішіі
ill АНІ іінДОіпКгііі UfdMltafl
■'' Utjuttibi '■' UijkiHtMi Г Ні івачігійі
■: Ні
"Bhirctli J0M*
- I№
Г Mr
З
s г НІИ*»^ГОМ I" Г' Uqaui№b Г H*nI»ikMl№i
'.Ч(~іЛ(-(Ю0 ЩІІЛЙМЯ+Мір
f лцшш Г' У(И'Ї1[.. t"
TutM!
: Піні 11 't-r.i 1 'іьл--
МГШЖТІІІШІСІСІЇЇМІЇВПІІИЛк ПІ ґ Ні І-І-НЯ
Яшпміпп«шс^#^»паг^Іі№р<івжтігФ«? шпчгачч? идінийттгсч^іагричячсі"
Ґ 1 рн У Зрній Ґ Зн4ма
ІІГЛМИ(1( IIW ИИПіЧ ^«НИТЛТПП
-Лі Г Her
^xiitFi «■пї'чртміиїтт™ |«M:Hiffj-J гпі tibiikhw!
'" І* f W(T
МЦПфІ. (ЙтА ‘™*«W (у цшн П Ttllftrr їй * ™щ«в
'.f 'ftfvii Г ifin to :^пійлічіір.і
Г -dsw Г Г -*™*«нч
Г ■(iS'trioii Г имаїйіл Г «((#•-> П -0*41
>■>“4-вчмімалимйіичкч'Ь'тїиті ь^А'-л^'шм“
і” 1ДН1 ■ р :■■ ;л-:і -н fai 7 'Птшґіі >rt4f aj'\'-K-:\і Г~ стрігіп^ ;-к-"-і Р "У>.ІІ*Г Г ■ КО10»«<±’ООф™ Г ■K*«(I*<«™w^r^4ss)h-iftO(.illMLllllh,QE!
;і:«иячгіг-тік*я дачі^тЖ
Г T.«V4**f41ilO«tW ■' ІЧ'^Ат* НчіТІ
■' ИЛ<*ІТР‘Т-І«ЧПП г ІШЧ^тчктаф'ЩІ'Ч
'' моїтмін ■ :онк ■ еиі:гкп>
І 'ИІ!4тр4Р№,|[НЛ»«С»СІ1піШф(ІіЧііЛи ' 'IbllAlMI k'lbj
!І.(ШТі)ГртьШГ'ТТ(Н'і№ЧГПІШИІ! МНГЧПоИ)
Г пЗТ WWHIH UHDUlbCF Г 1Ш «1И*Т-ЗіБЩЧЛ HtTfllU
г тч»п*івив^';[>іґ(.тиіі(Гіі.і
. -г. ві^нрі'
ГХцстл ^ Ншлт г" Нмнига. j
t ПИИОПІ
г /н г it ,'i fч-
Ешш ікд іирлймійиішішгіЛЗДм puutaij (Цілішії
"., ?■ Ъ\Ь Г ге®. Г Як-
Htt<atlf tiEh iiHMwitaHlilfMi'w ПМГДОИЫШЛМ ‘A-fi .'■:. vw»b llAi* ■ i-.bi ГІсчимс *;ИІ
■;' Лі г гіг
Еїї льгіипнч -к' 'ігкріЕ wa аиптргіт.: ":■ iv:.■
Г 1Й С ї+і Г' л* Г *jp,
t ЧИП®»*. НИН мч«1 (И "JTI*4 Г ні «Ч1ІЧ. IU4Mч, :i#
Г О
с літіЦіпіі#
kkiH йМІУіі І&.М [*MtІ. С ЯГ hi ШЫкАЫИ
" П^Нг?ГЯІ 1 НІОїЧНР
Г гміпшг:»гілмгі-:ііі«4шп,і^л £г*яі-і
рщлчи
HtpjlfHtf ДИгІ-1
l-kUJV
r' !P.|4»Tt-I" ^m;;ih<{
■■ DHUtvfliriiKTi icdndicdud
fii fermiDiifrwteimf tpn*' Г (Al4«b(JIf1 тттшьт ifivfl1' -j«IH
Г Би Ir^L <#ii DTUli
J
^[Ттд| ^ ^ И]Дщинг]-1и | ^arnrffl-n„, |Д(ДЗД1ИК1 | ЩДИДЦЗ Jiqfp4..| bJ WWrflJWg.. I Д|НГИ6ГТ,. I (j>>!Lit«ill ^ВмянД... Jj
Рис. 1. Внешний вид программы по обработке результатов анкетирования студентов
После обработки анкет были получены следующие результаты Результаты исследо ваний.
Одним из главных предпосылок определяющих способность студентов осваивать сложный учебный материал вуза, требующий проявления психофизических качеств (умственной и физической работоспособности), является уровень соматического здоровья. Результаты оценки студентами своего состояния здоровья представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты самооценки состояния здоровья студентов
Самооценка состояния здо ровья % :
КУРС 1 2 3 4 5
-хорошее 28,0 36,4 26,0 56,7 45,9
-удовлетворит: 25,8 49,1 64,4 27,8 32,2
-плохое 46,2 14,6 9,6 15,5 21,9
Сравнительный анализ самооценки состояния здоровья показывает, что студенты первого курса оценивают гораздо ниже уровень своего здоровья, чем студентыпятого курса. На наш взгляд, это связано с общей тенденцией ухудшенияздоровья подрастающего поколения в Украине, что подтверждается результатами исследований ряда авторов [2,3,4]. В то же время наблюдается и другая тенденция, в среднем 27-35% студентоввсех курсов отмечают ухудшениездоровья за период обучения в вузе. Это, по нашему убеждении, можно объяснить характером учебной деятельности современного студента, характеризующейся высокой гиподинамией и гипокинезией,
продолжительной работой за компьютером, большими психическими и информационными нагрузками, низкой комфортностью студенческихобщежитий и неготовностью к самостоятельному ведению быта и т.п.
Одной из систем, несущей значительную нагрузку в учебной деятельности является зрительная. Г лаза -самый подвижный орган человека, И.М. Сеченов зрительное восприятие связывал с деятельностью мышечного аппарата глаз. При помощи мышц осуществляется движение глаз в орбите, они же и являются механизмом, благодаря которому сознание получает информацию о внешнем мире. Глаз, в частности его сетчатка, - это часть мозга, вынесенная на периферию. Она соприкасается с внешним миром и принимает всю информацию перерабатывает, трансформирует внешнюю световую энергию в электрический импульс нейрона. Сегодня, по сравнению с прошлым, нагрузка на органы зрения выросла в сотни, а то и тысячи раз. Учебная деятельность характеризуется высокой скоростью поступления информации, необходимостью длительный период времени сохранять концентрацию и внимание. В то же время использование компьютера сопровождается повышенным напряжением органа зрения, способствует развитию функциональных (структурных! изменений со стороны нервномышечного аппарата и системы кровообращения глаз, т.е. вызывает ряд функциональных зрительных расстройств.
Учитывая, что распространенность заболеваний органов зрения достаточно велика, в опрос были включены вопросы об оценке студентами своего зрения (табл. 2) и динамике изменения зрения в процессе обучения
Таблица 2
Результаты самооценки состояния зрения студентов
Вы имеете зрение: 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
-100% зрение, % 51,6 57,5 32,8 61,9 54,5
-небольшие наруш., % 40,9 39,9 63,8 28,6 32,9
-заболевания глаз,% 7,5 2,6 3,4 9,5 12,6
Заболевания органов зрения отмечают, в зависимости от курса, от 3 до 13 % студентовюридического вуза. Однако небольшие нарушения зрения имеют значительный процент студентоввсех курсов - 30-40%. При этом столько же студентов(30-40%) констатировалиухудшениезрения за время обучения в вузе.
Оптимальный двигательный режим является непременным условием полноценного выполнения двигательных и вегетативных функций организма на всех этапах развития человека. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают как главенствующий признак жизни. Специальные исследования показывают, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшаетсяконцентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Изучение режима двигательной активности студентовюридической академии, позволило получить следующие данные.
Таблица 3
Специально организованная двигательная активность студентов течение недели (%)
Сколько часов в неделю вы уделяете двигательной активности? %
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
меньше 2 22,6 21,2 21,5 18,3 14,0
2-3 часа 52,7 53,0 34,5 25,4 30,1
4-5 часов 18,4 17,2 25,4 23,8 36,4
6 и более 6,3 6,6 18,6 32,5 19,6
На 1-2 курсе 75% студентов уделяют двигательной активности менее 2-3 часов в неделю, и лишь 25% -более 4-6 часов. На 4-5 курсе 55% студентовуделяют двигательной активности более 4-6 часов в неделю и 45% -менее 2-3 часов. Полученные результаты позволяют выдвинуть нам гипотезы: во-первых, к старшим курсам наблюдается тенденция увеличения уровня двигательной активности, во-вторых, снижается двигательная активность подрастающего поколения
В среднем 62-82% студентоввсех курсов посещают занятия по физвоспитанию, при этом 13-35% посещают спортивные секции.
Таблица 4
Результаты определения частоты посещения студентами занятий по физическому воспитанию
Посещаете ли вы занятия по физвоспитанию?
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
-да, % 76,9 81,5 68,4 81,0 62,2
-нет, % 23,1 18,5 31,6 19,0 37,8
Физическое воспитание (ФВ) является составной частью высшего образования. В НЮАУ учебная дисциплина «ФВ» преподается на 1-5 курсах. С целью выяснения отношения студентов к видам спорта и оздоровительным системам студентам было предложено выбрать наиболее предпочтительные. Исследование показало, что у девушек пользуется популярностью аэробика (25-30%), волейбол (11-18%), легкая атлетика и ОФП (7-10%). У юношей наиболее популярны единоборства (бокс, борьба, 12-31%), спортивные игры (баскетбол волейбол, футбол, 13-35%). Из нетрадиционных видов спорта наиболее популярны среди девушек и юношей туризм (15-40%), рыцарские бои (10-11%), йога, цигун (11-20%). Нетрадиционные виды спорта наиболее популярны среди студентовстарших курсов
В спортивных секциях занимаются 13-40% студентоввсех курсов Исследования показали, что наименьшее количество студентов посещающих спортивные секции на 3-м курсе, и наибольшее, 40% - на пятом Возможно, это связано с тем, что у студентов занимающихся каким-либо видом спорта, вырабатывается стойкий интерес к избранному виду.
Известно, что уровень положительной мотивации человека, рассматривается как необходимое условие, влияющие на эффективность различных видов деятельности, включая занятия физической культурой [1,8]. Нами были предложены 5 мотивационных вариантов посещения занятий по физвоспитанию. Результаты опроса представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты изучения мотивации посещения студентами занятий по физическому воспитанию
Цели вашего посещения занятий по ФВ, %:
КУРС 1 2 3 4 5
- укрепление здоровья 27,4 29,8 5,6 34,9 29,2
- развитие двиг. качеств 15,1 30,5 24,7 30,2 37,1
- получениезачета 30,1 33,1 56,7 22,2 20,4
- приятное времяпровождение 10,8 1,3 6,8 4,0 7,1
- получение конкретных навыков 0,5 5,3 6,2 8,7 6,3
С целью получения зачета по предмету посещают занятия 30-33% студентов младших курсов, на старших курсах таких студентовтолько 20-22%. Вполне, очевидно, что такие студенты стремятся выполнить необходимый минимум требований для получения зачета и, как правило, инициативы не проявляют.
С целью укрепить здоровье посещают занятия 27-30% студентов1-2 курсов, и 29-35% студентов4-5 курсов Желают развить двигательные качества 15-30% студентов1-2 курсов, и 30-37% студентов4-5 курсов Это говорит о том, что студенты старших курсов более ориентированы на укрепление своего здоровья и на более высокий уровень развития двигательных качеств, чем студенты 1-2 курсов Относительно небольшой процент студентов всех курсов от 0,5 до 8,7% в зависимости от курса, посещают занятия по физвоспитанию с целью получения конкретных навыков в избранном виде спорта.
Немаловажным фактором, влияющим на посещаемость студентами занятий, является качество проводимых занятий. Выявлено что 50-70% студентов считают, что занятия проводятся на хорошем уровне, 27-40% -
удовлетворительно, только 3-8% студентовсчитают, что занятия проводятся плохо.
Исследуя причины, по которым студентыне посещают занятия, было выявлено, что 55-75% студентоввсех курсов не посещают занятия в связи с нехваткой времени, 5-23% - из-за отсутствия желания заниматься, 2-10% считают плохой спортивную базу академии.
Выводы.
Проведенное анкетирование дало возможность определить субъективную самооценку студентов своего состояния здоровья, динамику изменения здоровья и зрения в процессе обучения Виявлено, что 27-35% студентов всех курсов отмечают ухудшениездоровья, а 30-40% констатировали ухудшениезрения за время обучения в вузе.
Определено, что уровень двигательной активности студентов 4-5 курсов выше, чем у студентов 1-2 курсов Возможно, это связано с тем, что лишь на старших курсах, когда начинают прогрессировать какие-либо хронические заболевания, ограничивающие работоспособность, оценка важности занятий становится более весомой.
Проведенное анкетирование позволило определить приоритетные виды спорта для юношей и девушек, что позволит эффективно организовать спортивно-массовую работу со студентами
Выявлено, что мотивация студентов к посещению занятий по физвоспитанию не одинакова Студенты первых курсов недостаточно ориентированы на укрепление здоровья и на высокий уровень физической подготовки
Знание мотивов, которыми руководствуются студенты позволит строить процесс обучения с учетом их
индивидуальных потребностей.
Дальнейшее исследование планируется провести в направлении изучения изменения здоровья студентовв
процессе обучения в вузе.
Литература
1. Алексейчук І., Добровольська Н., Начата О. Мотиви занять фізичною культурою і спортом у вищій школі//Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві: Зб. Наукових праць. Том і. -Луцьк, 2002. -с.173 - 175.
2. Власюк Г. Учнівське самоврядування у формуванні здорового способу життя засобами фізичноі культури // Фізичне виховання в школі - 2002. - № 2. - С. 38 - 42
3. Здоров’я і освіта: проблеми та перспективи: Матеріали IV Всеукраїнської наукпракт.конференції за ред. РибковськогоА.Г. - Донецьк: ДонНУ, 2006. - 225 с.
4. Здоров’я кожного - основа благополуччядержави. - Урядовий портал: http:// www.kmu.gov.ua
5. Компанієць Ю.А.. Щодо визначення сутності поняття „здоровий стиль житт// Педагогика, психология и
медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков: ХХПИ, 2007. - №10. - С.75-78.
6. О проблемах глобальной стратегии ВОЗ по достижению здоровья для всех в ХХІ веке // Вопр. эконом и
управлдля рук-лей здравоохранения,- 2002.- № 4.- С.26-38.
7. Тамбовський А.Н., Бархударян Р.Г. Двигательная активность, зрение студентов/Межд. Науч. Конгресс «Физическая культура спорт, туризм - в новых условиях развития стран СНГ». - Минск: Тесей, 1999. - с.194-i97.
8. Єсіонова Г.О. Дослідження мотивів студентів до занять фізичними вправами //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за ред. проф. Єрмакова С.С. -Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - № 10. - С. 96 - 99.
9. Данні з сайту: http://fizkylt.com. .ua
Поступила в редакцию 03.06.2008г.