Научная статья на тему 'Методическая основа совершенствования урока физического воспитания студентов'

Методическая основа совершенствования урока физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PHYSICAL ACTIVITY / ОПТИМАЛЬНАЯ МЕРА БЕГОВОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТА / OPTIMAL MEASURE OF THE TRAINING LOAD OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизько Александр Петрович, Кизько Елена Александровна

Результаты мониторинга физического состояния учащейся молодежи в России фиксируют снижение уровня физической подготовленности и соответственно, здоровья. В статье рассмотрен один из важных факторов научно-методического обеспечения планирования физической нагрузки у студентов непрофильного вуза мера физической нагрузки. В результаты проведенного эксперимента установлены оптимальные верхние граница развивающей беговой нагрузки различной интенсивности, которые характерны для студентов НГТУ. Полученные экспериментальные данные могут быть объективным ориентиром для студентов других высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизько Александр Петрович, Кизько Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS FOR IMPROVING THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES OF STUDENTS

The monitoring results of the students' physical state of Russia show the decrease of their physical fitness level and therefore their health. The article considers one of the important factors of scientific and methodological support for the planning of physical activity of the students the optimal measure of the training load. The results of the experiment determined the optimal upper bounds of the running activity of different intensity, which are indicative for students of the NSTU. The obtained experimental data can be an objective benchmark for students from other universities.

Текст научной работы на тему «Методическая основа совершенствования урока физического воспитания студентов»

УДК 796

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Александр Петрович Кизько

Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, тел. (383)346-25-76, e-mail:[email protected]

Елена Александровна Кизько

Новосибирский государственный технический университет, 630073, Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, старший преподаватель кафедры физического воспитания, тел. (383)346-25-76, e-mail: [email protected]

Результаты мониторинга физического состояния учащейся молодежи в России фиксируют снижение уровня физической подготовленности и соответственно, здоровья. В статье рассмотрен один из важных факторов научно-методического обеспечения планирования физической нагрузки у студентов непрофильного вуза - мера физической нагрузки. В результаты проведенного эксперимента установлены оптимальные верхние граница развивающей беговой нагрузки различной интенсивности, которые характерны для студентов НГТУ. Полученные экспериментальные данные могут быть объективным ориентиром для студентов других высших учебных заведений.

Ключевые слова: физическая нагрузка, оптимальная мера беговой нагрузки студента.

METHODOLOGICAL BASIS FOR IMPROVING THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES OF STUDENTS

Alexander P. Kizko

Novosibirsk state technical University, 630073, Russia, Novosibirsk, K. Marx Avenue 20, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of physical education, tel. (383)346-25-76, e-mail: [email protected]

Elena A. Kizko

Novosibirsk state technical University, 630073, Russia, Novosibirsk, K. Marx Avenue 20, senior lecturer, Department of physical education, tel. (383)346-25-76, e-mail: [email protected]

Abstract. The monitoring results of the students' physical state of Russia show the decrease of their physical fitness level and therefore their health. The article considers one of the important factors of scientific and methodological support for the planning of physical activity of the students -the optimal measure of the training load. The results of the experiment determined the optimal upper bounds of the running activity of different intensity, which are indicative for students of the NSTU. The obtained experimental data can be an objective benchmark for students from other universities.

Key words: physical activity, optimal measure of the training load of the student.

При любой общественной формации социальный заказ общества состоит в том, чтобы из вуза выходили здоровые, хорошо развитые физически и умствен-

но будущие высококвалифицированные специалисты. В настоящее время многие исследователи отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, её здоровья.

Среди причин сложившейся ситуации специалисты выделяют то, что с одной стороны, более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два и более хронических заболеваний, 30 % призывников в вооруженные силы Российской Федерации являются не годными к срочной службе по состоянию здоровья, а около 40% молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы по общей физической подготовленности даже на удовлетворительную оценку [4;7]. С другой стороны, исследованиями специалистов [6] установлено, что значительная часть молодых специалистов покидают учебные заведения с более низким уровнем физической подготовленности, чем они имели по приходу в вуз. Среди негативных факторов, влияющих на физическое состояние студентов, выделяются - учебные перегрузки, гиподинамия, отрицательное отношение учащихся к физической культуре, стремление к быстрым учебным достижения и успехам.

Аналогичная тенденция установлена и на основании мониторинга уровня физической подготовленности студентов Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), проводимого с 2009 г.

Начиная с 2000 годов, в России проведено несколько этапов модернизация дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГ0С-2000, ФГ0С-2010, ФГОС-3, ФГОС-3+.

В этих реформах предлагались различные варианты совершенствования этой дисциплины, например:

- увеличение приоритета образовательного раздела программы физического воспитания, для формирования мотивационной сферы студентов и вовлечение их на этой основе к самостоятельным занятия физической культурой [1; 3; 8];

- увеличение количества уроков физкультуры, в частности в школе (решение на уровне Постановления Правительства РФ);

- спортизация физического воспитания в учреждения общего, среднего и высшего профессионального образования [2].

Обоснованием необходимости этого процесса авторы выделяли низкую эффективность физического воспитания в предшествующих системах школьного, среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время в связи с бесспорной неудовлетворенностью результатами произошедших изменений возникает потребность разобраться в причинах неудач, чтобы исправить положение. В этой связи рассмотрим объективность некоторых научно-методических факторов, которые должны лежать в основании методика проведения учебно-тренировочного урока, направленного на повышение уровня функциональной (физической) подготовленности студентов.

Цель работы: экспериментально установить количественные значения максимального объёма развивающей нагрузки разной преимущественной направ-

ленности у студентов 1 курса, проходящих практический раздел дисциплины «Физическая культура» в НГТУ.

Известно, что действие нагрузок разной направленности на организм характеризуется специфической совокупностью качественных и количественных показателей, отражающих процесс их взаимосвязи. Поэтому при составлении конспекта урока по физическому воспитанию необходимо идентифицировать действие нагрузок разной направленности. Среди многообразия качественных показателей меры воздействия (предельная, до отказа, максимальная и др.) особое место занимает критерий «максимальный объём развивающей нагрузки», введённый И.Г. Огольцовым в теорию и практику планирования подготовки лыжников-гонщиков [5]. Количественную сторону принципа эквивалентности отражают закономерные взаимосвязи показателей (внешние и внутренние) нагрузок разной направленности в момент реализации критерия «максимальный объём развивающей нагрузки», которые проявляются в динамике ряда показателей, например, нарушение ритмической структуры бегового шага, резкое увеличение ЧСС при сохранении скорости бега и другие.

На кафедре физического воспитания НГТУ проведено экспериментальное исследование по установлению количественных значений максимального объёма развивающей нагрузки разной преимущественной направленности у студентов 1 курса, проходящих практический раздел дисциплины «Физическая культура».

Эксперимент проводился на беговой дорожке (200 м) манежа НГТУ.

В эксперименте принимали участие студенты первого года обучения основной медицинской группы, ранее не занимавшихся спортивной тренировкой (юноши - 21 человек, девушки - 15 человек). В группах юношей и девушек исследуемый контингент был дифференцирован в соответствии соматотипа (астеники, нормостеники, гиперстеники). В исследованиях ставилась задача -определить максимальный объем развивающей беговой нагрузки характерный для соответствующего соматотипа при выполнении беговой нагрузки трех режимов интенсивности. Первый режим - развитие общей выносливости (ЧСС = 150 ±5 уд/мин). Второй режим - для развития специальной выносливости (темповой бег, ЧСС = 175 ± 5 у мин) и третий для развития быстроты (бег с максимальной скоростью на дистанцию 43 м с периодом отдыха между пробежками до восстановления ЧСС ~ 120 уд/мин).

В первых двух испытаниях исследуемым давалось задание бежать с постоянной скоростью (бег за лидером), при этом отмечалась монитором сердечного ритма POLAR , заданная по ЧСС интенсивность нагрузки.

Критерием выполнения максимального объёма развивающей нагрузки служит устойчивое увеличение на 5-6 % индивидуальной ЧСС в сравнении со средней дистанционной ЧСС при неизменной скорости бега (критерий рассчитан на основании опроса квалифицированных тренеров:«Какое снижение ско-

рости бега спортсмена при повторной работе на отрезках является для Вас основанием прекращения пробежек?»).

На рисунке представлена одна из пульсограмм учебного занятия.

Рис. Пульсограмма учебного занятия юноши 18 лет, не занимающегося спортом, при выполнении теста на определение максимального объёма развивающей беговой нагрузки при интенсивности 175 ± 5 уд/мин

Между испытаниями выдерживался недельный перерыв без выполнения физической нагрузки для снятия следа от действия тренировочного воздействия.

Результаты эксперимента получены следующие данные.

1. В группе юношей средние значения максимальной развивающей беговой нагрузки при интенсивности составили соответственно:

а) при ЧСС = 150 ± 5 уд/мин у астеников - 11400 м; нормостеников - 9800 м; гиперстеников - 8800 м;

б) при ЧСС = 175 ± 5 уд/мин у астеников - 8400 м; нормостеников - 7300 м; гиперстеников - 5800 м;

в) бег с максимальной скоростью на 43 м (количество повторений) - 8-9

раз.

2. В группе девушек средние значения максимальной развивающей беговой нагрузки при интенсивности составили соответственно:

а) при ЧСС = 150 ± 5 уд/мин у астеников - 8400 м; нормостеников - 7600 м; гиперстеников - 7000 м;

б) при ЧСС = 175 ± 5 уд/мин у астеников - 3600 м; нормостеников - 2900 м; гиперстеников - 2400 м;

в) бег с максимальной скоростью на 43 м (количество повторений) - 7-9

раз.

Заключение.

Проблема укрепления здоровья молодого поколения является одной из актуальных в современной России. В этой связи приходится признать наличие в этой области деятельности противоречия. Суть которого в том, что при наличии множества публикаций специалистов, подтверждающих саму возможность целенаправленного воздействия на укрепление здоровья, повышения физических кондиций учащейся молодежи, в реальной практике физического воспитания студентов негативная тенденция сохраняется.

С нашей точки зрения, одна из причин разрешения этой проблемы лежит в области научно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса студентов, и в частности, уточнения одного из ведущих факторов, влияющих на эффективность процесса физического воспитания - это оптимальной меры физической нагрузки.

В результаты проведенного эксперимента установлены оптимальные верхние граница развивающей беговой нагрузки различной интенсивности, которые характерны для студентов НГТУ. Можно предполагать, что эти данные будут объективным ориентиром для студентов других высших учебных заведений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - С. 27-32.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 5. - С. 19-20.

3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знания: [Текст] учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 228 с.

4. Румба О.Г., Богоева М.Д., Горелов А.А. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: Монография. - Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2011. - 172 с.

5. Огольцов И. Г. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 127 с.

6. Салимов М.И., Афанасьев Е.А., Вадутов Р.Р. Мониторинг состояния здоровья студентов Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 68-72.

7. Скалиуш В.И, Таланцев А.Н. Сравнительный анализ показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов «неспортивных» профилей вуза физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 5. - С. 67-71.

8. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... док.пед. наук. - Томск, 2003. - 481 с.

© А. П. Кизько, Е. А. Кизько, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.