УДК 372.016:796*40
Кизько Александр Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет; a.p.kizko@mail.ru, ORCID 0000-0003-3092-4733, Новосибирск
Тертычный Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет; a.v.tertychnyy@mail.ru, ORCID 0000-0003-3453-6260, Новосибирск
Герасимов Сергей Николаевич
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет; Sergei2015.sg@gmail.ru, ORCID 0000-0002-5121-0548, Новосибирск
Кизько Елена Александровна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет; alena_kizko@mail.ru, ORCID 0000-0002-8438-1191, Новосибирск
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
Аннотация. В России актуальной проблемой является состояние здоровья молодого поколения. Одна из задач практической работы преподавателя физического воспитания -его улучшение. Без изучения физиологических закономерностей деятельности организма нельзя правильно планировать физическую нагрузку, какими бы исчерпывающими знаниями теории и методики физического воспитания специалист ни располагал. Анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) до и после выполнения нагрузки является для преподавателя физического воспитания физиологической основой практического руководства по контролю меры воздействия физической нагрузки на организм студентов. Установлены среднегрупповые и индивидуальные значения мощности общего спектра ВСР и индекса морфофункционального состояния студентов учебных отделений «Легкая атлетика» и «Плавание» до выполнения нагрузки и сразу после. Обоснована необходимость проведения исследований, направленных на разработку средств и методов мониторинга состояния студентов в процессе выполнения физических упражнений, как надежного фундамента для подготовки методических рекомендаций по нормированию двигательного режима на занятиях физического воспитания.
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, функциональное состояние, студенты.
Ведение в проблему. В современной России одной из актуальных проблем является состояние здоровья молодого поколения. Его улучшение - одна из главных задач преподавателей физического воспитания или тренеров, которая осложняется неудовлетворительным состоянием здоровья молодежи. Более 50 % выпускников общеобразовательных учреждений имеют два и более хронических заболевания,
30 % призывников являются негодными к срочной службе в Вооруженных силах Российской Федерации по состоянию здоровья, около 40 % молодых людей призывного возраста не могут выполнить нормативы общей физической подготовленности даже на удовлетворительную оценку [1; 6].
Мониторинговое исследование, выполняемое на кафедре физического воспитания НГТУ с 2009 г. с применением
информационно-компьютерной техноло -гии и включающее оценку качества физической подготовленности (ФП) студентов (по шкале, рекомендованной Минобрнау-ки России, пр. № 06-499 от 29.03.2010 г.), позволило определить конкретные данные, отражающие общие тенденции, наблюдаемые из года в год на разных уровнях организации (вуза, факультетов): 1) снижение уровня ФП у девушек и некоторой стабильности этого показателя у юношей, поступающих на 1-й курс НГТУ; 2) снижение уровня ФП у юношей и девушек в динамике лет обучения в вузе (от 1-го к 4-му курсам; 3) у девушек темпы снижения уровня ФП в 3-6 раз выше, чем у юношей-сверстников.
Решение обозначенной выше проблемы возможно при изучении объективных индивидуальных характеристик студентов и выявлении отношения студентов к своему здоровью как к компоненту здорового образа жизни (ЗОЖ) с целью применения этих признаков в качестве оснований для поэтапной рационализации и оптимизации педагогического процесса [2].
Отличительной особенностью образа жизни современных молодых людей является гиподинамия [7]. В связи с этим одной из целевых установок занятий по физической культуре в любом учебном образовательном заведении является компенсация недостатка движений. Причем целесообразно выбирать виды физических упражнений, которые во временных условиях занятия позволяли бы максимально реализовать норму суточной двигательной активности. Одним из таких видов физкультурной деятельности на кафедре физического воспитания НГТУ выступают средства легкой атлетики (ходьба, бег) и плавание. Преимущество данных видов упражнений заключается в том, что при их выполнении задействуются более 60 % мышечной системы организма. Исследования, проведенные рядом ученых (см., напр.: [4]), доказывают, что занятия легко-
атлетическими упражнениями и плаванием положительно влияют на развитие всех физических качеств (выносливость, скорость, силу, гибкость, ловкость). Однако есть важное условие эффективности применения этих видов физических упражнений, которое заключается в том, что процесс физического воспитания должен быть подкреплен объективной информацией о физическом состоянии приходящих на тренировочное занятие студентов и о тренировочном эффекте от выполнения физической нагрузки. Только в этом случае возможно корректирование учебного занятия с учетом множества факторов, оказывающих негативное влияние на организм занимающихся.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается тем, что без изучения физиологических закономерностей деятельности целостного организма, его индивидуальных особенностей нельзя правильно планировать физическую нагрузку, диагностировать и прогнозировать состояние занимающегося, какими бы исчерпывающими знаниями теории и методики физического воспитания специалист ни располагал. Это подчеркивает и неразрывность связи физиологических и педагогических методов изучения личности при занятиях физической культурой и спортом [3].
Цель исследования: оценка состояния студентов, занимающихся на учебных отделениях «Легкая атлетика» и «Плавание», на основе анализа параметров вариабельности сердечного ритма до и после выполнения нагрузки как физиологическая основа практического руководства по контролю меры воздействия физической нагрузки на организм студентов для преподавателя физического воспитания.
Организация и методы исследования. Исследования проводились с 12 по 22 декабря 2017 г. на базе кафедры физического воспитания Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). В них приняли участие 7 юношей и 7 девушек учебного отделения «Легкая атлети-
ка», 7 юношей и 7 девушек отделения «Плавание» в возрасте 18-21 лет, отнесенные к основной медицинской группе допуска к занятиям по физическому воспитанию. В дни исследований утром в 10:00 до нагрузки в течение 5 минут в положении сидя производилась запись вариабельности сердечного ритма (ВСР). Далее студенты выполняли учебно-тренировочную нагрузку по программам учебных отделений. Последующие записи ВСР проводились сразу после выполнения исследуемыми физической нагрузки. За время эксперимента было проведено 56 коротких записей. Регистрация и анализ ВСР осуществлялись с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) пульсовой диагностики «ВедаПульс» (изготовитель ООО «Биоквант» г. Новосибирск). Метод анализа вариабельности ритма сердца, лежащий в основе работы АПК «ВедаПульс», рекомендован Комиссией по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике Министерства здравоохранения Российской Федерации (2000 г.).
При анализе ВСР в покое изучались пространственно-спектральные компоненты ВСР: ТР (мс2) - общая мощность спектра ВСР; LFIHF - индекс симпатико-парасимпатического баланса; ИМФС (%) -индекс морфофункционального состояния; ИН (у.е.) - индекс напряжения.
Результаты, полученные в процессе проведенного эксперимента, оценивались по данным полученной статистической информации показателей спектрального анализа ВСР и особенностям
Диагностический алгори
индивидуальных динамик показателей ВСР исследуемых.
Для решения первой задачи использовался диагностический алгоритм оценки состояния FRS, предложенный Н. И. Яблу-чанским (табл. 1) [8].
В таблицах 2, 3 представлены средне-групповые величины спектральных показателей вариабельности сердечного ритма, полученные в результате проведенного эксперимента.
Из данных таблиц 2, 3 видно, что перед началом эксперимента среднегрупповой общий показатель спектра (ТР) в группе юношей-легкоатлетов численно равен 3 430,1 ± 2 267,1 мс2, что соответствует высокой норме значения (табл. 1). В группе юношей-пловцов этот показатель численно равен 2 318 ± 11 081,2, что соответствует умеренной норме значения. После учебно-тренировочного занятия этот показатель в группе легкоатлетов снизился на 69 %, в группе пловцов - на 83 %. При сравнении процента снижения показателя ТР можно судить о большем нагрузочном содержании занятия в группе юношей-пловцов.
В группе девушек-легкоатлеток средне-групповая величина ТР численно равна 5 534,8 ± 4 540 мс2, что соответствует высокой норме значения. В группе девушек-пловчих этот показатель численно равен 3 808,1 ± 3 015,1, что также соответствует высокой норме значения. Снижение величины показателя ТР после тренировки равно 65,6 и 65 % соответственно. Сравнение этих данных говорит о близком значении меры воздействия нагрузки на занятии в группах легкоатлеток и пловчих.
Таблица 1
м оценки состояния FRS
Мощность показателей спектра Значения в норме (мс2)
Общая ТР 3 466 ± 1 018
Высокая 3 000
Умеренная 1 500-3 000
Низкая 300-1 500
Критично-низкая Менее 300
LFIHF 1,5/2,0
Таблица 2
Динамика показателей вариабельности сердечного ритма студентов учебного отделения «Легкая атлетика» НГТУ
Контингент ТР (мс2) ИМФС (%) LF/HF ИН (у.е.)
до после до после до после до после
Юноши 1. К.Д. 1 888 159 95 40 1,2 6,9 117 1 209
2. О.А. 639 343 50 40 6,1 12,1 276 706
3. П.Д. 4 311 75 80 40 0,402 2,1 54 1 542
4. П.А. 4 990 4 438 80 75 1,1 1,6 62 71
5. И.П. 4 858 113 85 45 1,6 11,3 70 983
6. К.Д. 2 133 745 85 55 0,932 4,3 74 244
7. П.А. 6 752 1 799 95 85 2,6 1,6 45 187
М ± G 3 430,1 ± 2267,1 1 096 ± 1 593 81,4 ± 15,2 54,28 ± 18,5 1,99 ± 1,93 5,7 ± 4,51 99,7 ± 81 706 ± 564
Девушки 1. Д.Л. 3 000 376 80 45 2 5,9 91 755
2. Г. А. 4 254 242 75 40 3 8,8 114 861
3. Ч.И. 4 734 1 471 85 60 0,935 4,9 24 61
4. Х.М. 4 898 910 85 70 1,6 1,9 50 235
5. В.Л. 15 640 5 015 75 50 1,3 1,6 15 55
6. П.А. 2 537 2 136 95 85 1,4 4,2 92 78
7. Я.О. 3 661 3 163 60 55 0,7 1,4 60 134
М ± G 5 534,8 ± 4 540 1 901,8 ± 1 720 79,3 ± 10,96 57,85 ± 15,5 1,56 ± 0,76 4,1 ± 2,71 63,7 ± 37 311,3 ± 346,2
Таблица 3
Динамика показателей вариабельности сердечного ритма студентов учебного отделения «Плавание» НГТУ
Контингент ТР (мс2) ИМФС (%) LF/HF ИН (у.е.)
до после до после до после до после
1. К.А. 3 103 72 80 30 2 12,8 67 1 313
2. Б.А. 3 031 381,1 85 60 2,5 1,8 70 327
| 3. М.Н. 1 191 1 210 80 70 0,411 1,4 154 248
о К 4. М.А. 452 65 50 30 1,5 2,2 456 1 583
Й 5. Ш.М. 3 311 283,6 90 50 0,859 4,3 66 493
6. Т.Ф. 2 680 482 80 55 2,8 5,6 51 335
7. Г.И. 2 461 248 75 35 1,6 8,5 48 956
М ± G 2 318 ± 1 081,2 391,6 ± 391,4 77,1 ± 12,8 47,1 ± 15,7 1,66 ± 0,85 5,2 ± 4,17 130,3 ± 148 750,7 ± 535,8
1. М.А. 1 274 759,8 60 55 1 2 230 435
2. Б.У 3 956 1 989,7 85 75 3,6 5,5 55 153
1 3. Р.А. 4 219 2 038 85 70 2,6 7,6 67 252
и 4. Ч.Ю. 10 227 1 165,3 60 70 1,2 3,4 24 227
е 5. С.Е. 2 426 861,9 75 55 3,3 4,4 137 395
6. Я.В. 2 018 403,7 75 45 2,3 12,0 153 585
7. К.А. 2 537 2136 95 85 1,4 4,2 92 78
М ± G 3 808,1 ± 3 015,1 1 336,3 ± 708,9 76,4 ± 13,1 65 ± 13,8 2,2 ± 1,03 5,58 ± 3,3 108,3 ± 70,1 303,7 ± 176,4
Характеристика вклада вегетативных влияний в модуляции ритма сердца (LF/HF отражается в следующих соотношениях:
- у юношей-легкоатлетов и юношей-пловцов до выполнения нагрузки средне-групповой показатель отношения LF/HF равен 1,99 ± 1,93 и 1,66 ± 0,85 соответственно и находился на уровне относительной нормы. После выполнения нагрузки показатель отношения LF/HF возрос соответственно до 5,7 ± 4,51 в группе легкоатлетов и до 5,2 ± 4,17 у пловцов, что отражает преобладание симпатической регуляции;
- в группах девушек до выполнения нагрузки среднегрупповой показатель отношения LF/HF был равен 1,56 ± 0,76 у легкоатлеток и 2,2 ± 1,03 у пловчих. После выполнения нагрузки в обеих группах отмечено преобладание симпатической регуляции.
Среднегруповой индекс морфофунк-ционального состояния (ИМФС) у юношей-легкоатлетов до выполнения нагрузки соответствовал значению в 81,4 ± 15,2 %, в группе пловцов - 77,1 ± 12,8 %. Различие в исходном состоянии по ИМФС составило 5,3 %. В группе девушек-легкоатлеток среднегрупповое значение ИМФС до занятия составляло 79,3 ± 10,9 %, у девушек-пловчих - 76,4 ± 13,1 %, что соответствует различию в 3,7 %.
На уровне индивидуальных показателей исходные значения и динамика показате-
лей ТР, LF/HF, ИМФС носят разнообразный характер. Можно предположить, что они обусловлены различным уровнем физической подготовленности юношей и девушек и, соответственно, различной реакцией организма на одинаковое содержание учебно-тренировочного занятия.
В результате проведенного эксперимента выявлены случаи большого разброса индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР. Для оценки этих изменений использовали следующие системы.
1. Уровни состояния по мощности показателей спектра (табл. 1).
2. Значения индекса напряжения (ИН, стресс-индекс), отражающего степень централизации управления сердечным ритмом (табл. 2, 3).
По мнению Н. Д. Поляковой-Семеновой и др., можно условно принять следующие градации функционального состояния по индексу напряжения: ИН < 60 у.е. - ва-готоники, имеющие сниженный уровень активации регуляторных механизмов; у нормотоников (60 < ИН < 150 у.е.) происходят адаптивные изменения регуляции; симпатотоники (ИН > 150 у.е.), характеризуются напряжением процессов регуляции [5]. Результат сравнения индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР представлен в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительная оценка студентов учебных отделений «Легкая атлетика» и «Плавание» по данным вариабельности сердечного ритма
Система оценки состояния по данным ВСР Уровни состояния по данным ТР Юноши Девушки
Легкая атлетика Плавание Легкая атлетика Плавание
до до до до
Яблучанский Н. И. (2010) Высокий 4 3 6 3
Умеренный 2 2 1 3
Низкий 1 2 - 1
Полякова-Семенова Н. Д. (2007) Ваготоники 2 2 4 2
Нормотоники 4 3 3 4
Симпатотоники 1 2 - 1
Анализ индивидуальных значений параметров спектрального анализа ВСР дает основание отметить следующие результаты.
В соответствии диагностического алгоритма состояния FRS Н. И. Яблучанско-го до выполнения физической нагрузки у юношей-легкоатлетов 4 студента имели высокий уровень мощности спектра (ТР), 2 - умеренный и 1 - низкий. В группе юношей-пловцов высокий уровень зафиксирован у 3 студентов, умеренный - у 2 и низкий - у 2. В группе юношей-пловцов у студента № 3 зафиксирована парадоксальная реакция на физическую нагрузку, когда после занятия величина ТР оказалась выше, чем до его начала.
У девушек-легкоатлеток до выполнения нагрузки 6 студенток имели высокий уровень ТР и 1 - умеренный. В группе девушек-пловчих высокий и умеренный уровень ТР имели по 3 студентки и 1 - низкий уровень. У студентки № 5 из группы легкоатлеток и у студентки № 4 из группы пловчих отмечены очень высокие уровни общего спектра мощности ВСР.
В результате следует заключить: до выполнения физической нагрузки в группах юношей и девушек преобладал высокий уровень мощности общего спектра ВСР и индивидуальных значений ИМФС. Можно предположить, что позитивные величины общего спектра ВСР и индекса морфо-функционального состояния обусловлены тем, что занятия по физическому воспитанию проводились на первой учебной паре и соответственно на функциональное состояние негативно не отразилась другая учебная деятельность.
По системе оценки состояния Н. Д. Поляковой-Семеновой до выполнения нагрузки к ваготоникам относились 2 студента из группы юношей-легкоатлетов, к нормотоникам - 4 и к симпатотони-кам - 1. В группе юношей-пловцов к ва-готоникам относились 2 студента, к нор-мотоникам - 3 и к симпатотоникам - 2 студента. У девушек-легкоатлеток до вы-
полнения нагрузки к ваготоникам относились 4 студентки, к нормотоникам - 3. В группе девушек-пловчих к ваготоникам относились 2 студентки, к нормотоникам - 4 и к симпатотоникам - 1. Следует отметить, что распределение студентов учебных отделений по системе оценки состояния Н. Д. Поляковой-Семеновой хорошо согласуется с результатами распределения по уровням мощности ТР.
Выводы
1. В результате анализа среднегрупповых и индивидуальных значений показателей ТР, ИМФС до выполнения нагрузки у студентов обеих учебных отделений преобладал высокий уровень мощности общего спектра ВСР и индивидуальных значений ИМФС. Можно предположить следующее: позитивные величины этих показателей спектрального анализа ВСР обусловлены тем, что занятия по физическому воспитанию проводились в утреннее время и в этой связи на функциональное состояние не оказала негативное влияние другая учебная деятельность.
2. В результате сравнительной оценки индивидуальных параметров ВСР у студентов (юноши, девушки) установлено, что внутригрупповые перемещения исследуемых по уровням мощности ТР, типам вегетативной регуляции (Н. Д. Полякова-Семенова и др.) до и после выполнения тренировочного занятия носят согласованный характер.
3. Сравнительная оценка по среднестатистическим данным вариабельности сердечного ритма студентов учебных отделений «Легкая атлетика» и «Плавание» показывает, что до выполнения тренировочной нагрузки лучшие показатели функционального состояния отмечены в группах юношей и девушек, занимающихся на учебном отделении «Легкая атлетика». После выполнения тренировочных заданий данные спектрального анализа отражают более высокую степень утомления юношей из группы легкоатлетов в сравнении с пловцами (у легкоатлетов снижение
ТР на 31 %, в группе пловцов - на 17 %). У девушек-легкоатлеток и пловчих после выполнения нагрузки снижение мощности общего спектра ТР равно 65,6 и 65 % соответственно, что говорит об эквивалентной (равнозначной) степени воздействия тренировочных программ на организм занимающихся.
4. Анализ вариабельности сердечного ритма позволяет определить группы обу-
чающихся, которые на начало учебно-тренировочного занятия находятся в неоптимальном функциональном состоянии и для которых выполнение физической нагрузки и последующая учебная работа будут связаны с накапливающимся утомлением. Данный подход может использоваться как элемент контроля и корректирования содержания учебно-тренировочной программы занятия.
Библиографический список
1. Буров А. Э., Ерохина О. А., Федотова О. Е. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спор-тивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Фундаментальные исследования: педагогические науки. - 2014. - № 6. - С. 1278-1281.
2. Гончарук С. В., Никулин И. Н., Стрельцов В. А., Гончарук Я. А. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 18-21.
3. Кизько А. П., КизькоЕ. А. Критерии оптимальности развивающей физической нагрузки студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 122-126.
4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 246 с.
5. Полякова-СеменоваН. Д., ДаниловаЮ. В.,
Семенова О. С. Анализ вариабельности сердечного ритма у студентов вуза на разных этапах обучения // Научно-медицинский вестник центрального черноземья. - 2007. - № 28. - С. 27-32.
6. Скалиуш В. И., Таланцев А. Н. Сравнительный анализ показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов «неспортивных» профилей вуза физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 5. - С. 67-71.
7. Шатилович Л. Н., Низмутдинова В. И., Речапов Д. С. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 12. - С. 28-31.
8. Яблучанский Н. И., Мартыненко А. В. Вариабельность сердечного ритма в помощь практическому врачу. Для настоящих врачей. -Харьков: КНУ, 2010. - 131 с.
Поступила в редакцию 14.01.2018
Kizko Alexander Petrovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education, Novosibirsk State Technical University; a.p.kizko@mail.ru, ORCID 0000-0003-3092-4733, Novosibirsk
Tertychnyi Alexey Vladimirovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Physical Education, Novosibirsk State Technical University; a.v.tertychnyy@mail.ru, ORCID 0000-0003-3453-6260, Novosibirsk
Gerasimov Sergey Nikolaevich
Senior lecturer, Department of Physical Education, Novosibirsk State Technical University; Sergei2015.sg@gmail.ru, ORCID 0000-0002-5121-0548, Novosibirsk
Kizko Elena Alexandrovna
Senior lecturer, Department of Physical Education, Novosibirsk State Technical University; alena_ kizko@mail.ru, ORCID 0000-0002-8438-1191, Novosibirsk
THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS AS A BASIS FOR THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL METHODS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Abstract. The health condition of the youth is one of the most actual problems in the Modern Russia. To improve it is one of the general tasks of the physical education teacher's practical work. It is impossible to plan correctly the physical stress without the examination of the body's physical abilities, even disregarding the amount of theoretical and methodic knowledge obtained by the specialist. The heart rate variability analysis exerted before and after the implementation of physical stress is the physiological basis of the Manual for the physical education teacher that is to explain the control of the impact on the students' bodies formed by the physical stress. There are formed the individual and general power numbers of the heart rate variability main spectrum and of the morphological-functional condition index for the students studying «Track and field» and «Swimming» specialities, before physical stress and right after. There is justified the necessity of exerting the new research that would be to develop the means and methods of students' condition monitoring during the physical exercise, which can be seen as the solid basis during the methodic recommendations' development that determine the normalisation of the moving activity at the physical education classes.
Keywords: heart rate variability, functional state, students.
References
1. Burov, A., Erokhina, O. A., Fedotova, O. V., 2014. The results of the monitoring study of motor development of the student's youth based on the approbation of the sports complex «Ready for labor and defense». Fundamental research: Pedagogical Sciences, 6, pp. 1278-1281. (In Russ.)
2. Goncharuk, S. V., Nikulin, I. N., Streltsov, V. A., Goncharuk, Y. A., 2017. Academic physical education process improvement model. The theory and practice of the physical culture, 6, pp. 18-21. (In Russ.)
3. Kizko, A. P., Kizko, E. A., 2016. The Criterion of optimality of the students physical activity. Siberian Pedagogical Journal, 3, pp. 122-126. (In Russ.)
4. Nazarenko, L. D., 2002. Wellness basics of physical exercises. Moscow: VLADOS-PRESS Publ., 246 p. (In Russ.)
5. Polyakova-Semenova, N. D., Danilova, U. V.,
Semenova, O. S., 2007. Heart Rate variability analysis for the students of different year of education. Scientific-medical journal of the central black earth, 28, pp. 27-32. (In Russ.)
6. Scalies, V. I., Talantsev, A. N., 2011. Comparative analysis of indexes of physical development, functional and motor preparedness of the students of the non-sporting profiles of the University of physical culture. Physical culture: upbringing, education, training, 5, pp. 67-71. (In Russ.)
7. Shatilovich, L. N., Nazmutdinova, V. I., Re-chapov, D. S, 2017. Analysis of health situations in students and working young people. The theory and practice of the physical culture, 12, pp. 28-31. (In Russ.)
8. Yabluchanskiy, N. I., Martynenko, A. V., 2010. Heart Rate Variability as a Tool for Doctors. For Natural Doctors. Kharkov: KNU Publ., 131 p. (In Russ.)
Submitted 14.01.2018