товки, самоподготовки и методическому образованию в них, объективна как одна из форм физкультурного образования сотрудника ОВД.
На основании всего изложенного выше нами представляются следующие выводы.
1. Рассматриваемая проблема условий функционирования физической культуры как в общеобразовательной, так и высшей профессиональной школе имеет и объективные и субъективные причины. Она актуализируется в течение многих десятилетий ведущими учеными и специалистами, но в итоге никаких положительных сдвигов не наблюдается, а происходит все наоборот Например, на какой юридической основе можно объяснить тот факт, что сокращение количества уроков и занятий по дисциплине «Физическая культура» в школе и вузе происходили по причине того, что определенного министерствами объема учебных часов не хватает для других предметов. И это при том, что Президент РФ постоянно акцентирует внимание общественности на неоспоримую ценность физической культуры и спорта в воспитании молодежи и готовности их к труду и защите Родины. А если нет необходимой инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, то ее надо создавать, строить залы, площадки и стадионы при учебных заведениях всех уровней и профилей.
2. Образование по теории и методике физической самоподготовки курсантов и слушателей вуза МВД РФ должно иметь равноценную значимость, как и их уровень физической подготовленности, а в целом уровень физической культуры личности сотрудника полиции. При этом образование становится реально-действенным и эффективным, если оно экстраполируется в трансформацию самоБиблиографический список
образования личности, ее стиль образа мышления, а в итоге мировоззрение, убежденность, необходимость и потребность.
3. Именно личность всегда и во всем поднимается над обстоятельствами, диктуемыми социумом и условиями функционирования профессиональной деятельности. Только личность в самой глубокой психологической сути разрабатывает свою стратегию отношения к обстоятельствам жизни - быть или не быть, иметь или не иметь.
4. Системы американского и европейско-западного образования вообще не свойственны российскому менталитету сознания и практики. Их насаждение даже в условиях активной и агрессивной информационной войны приводит в итоге к разрушению российской системы образования, того лучшего, что считалось передовым во всем мире, а в итоге - к духовно-нравственной и психофизической деградации.
Тем самым отсутствие в преподавании физической культуры диалектического единства теории и практики лишает учащихся таких личностных качеств, как осознанная активность, мотивирование, рефлексивность, колезивность, креативность, опосредование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация и самореализация.
Между тем данные качества крайне необходимы для них и для того, чтобы продолжать дальнейшее обучение в вузах, в том числе системы МВД, а также для того, чтобы осознанно подходить к проблеме физической активности и дальнейшего совершенствования личности в области физической культуры. Особенно это важно для работников системы МВД.
1. Быховская И.М. «Быть телом» - «иметьтело» - «творить тело»: три уровня бытия. HOMO SOMATUS и проблемы физической культуры. Теория и практика физической культуры. 1993; № 7: 2 - 5.
2. Виленский М.Я., Масалова О.Ю., Горшков A.r. Педагогическое использование потенциала комплекса ГТО в ценностях профессионального образования и саморазвития личности. Культура физическая и здоровье. 2015; № 3 (54): 29 - 38.
3. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД России. Культура физическая и здоровье. 2019; № 2 (70): 142 - 143.
4. Карданов A.K Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского. Теория и практика общественного развития. 2014; № 11: 118 - 120.
5. Лотоненко A.A., Лотоненко АВ., Молодых AE., Бабайцев С.В., Буганов Н.И. Всероссийский физкультурный комплекс ГТО в пространстве педагогической системы формирования физической культуры личности. Культура физическая и здоровье. 2017; № 2 (62): 12 - 15.
6. Лукяненко В.П. Сущность понятия и главное предназначение образования по физической культуре. Постановка проблемы. Физическая культура в школе. 2016; № 2: 2 - 8.
7. Макеева В.С. Физическая подготовка в обеспечении личной безопасности курсантов обучающихся по профилю ГИБДД. Культура физическая и здоровье. 2015; № 3 (54): 48 - 50.
8. Петренко ДА Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке: монография. Владикавказ, 2015.
9. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. Москва: Илекса, 2014.
10. Соловьев ГМ. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие. Ставрополь, 2016.
11. Соловьев Г.М. Формирование морально-волевых качеств в контексте культуры здорового образа жизни личности курсанта вуза МВД России: учебное пособие. Ставрополь, 2017.
12. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности: монография. Москва, 2004.
References
1. Byhovskaya I.M. «Byt' telom» - «imet' telo» - «tvorif telo»: tri urovnya bytiya. HOMO SOMATUS i problemy fizicheskoj kul'tury. Teoriya ipraktika fizicheskojkultury. 1993; № 7: 2 - 5.
2. Vilenskij M.Ya., Masalova O.Yu., Gorshkov A.G. Pedagogicheskoe ispol'zovanie potenciala kompleksa GTO v cennostyah professional'nogo obrazovaniya i samorazvitiya lichnosti. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e. 2015; № 3 (54): 29 - 38.
3. Dottuev T.I. Koncepciya obucheniya boevym priemam bor'by sotrudnikov OVD Rossii. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2019; № 2 (70): 142 - 143.
4. Kardanov A.K. Znachenie fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti sovremennogo policejskogo. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 11: 118 - 120.
5. Lotonenko A.A., Lotonenko A.V., Molodyh A.V., Babajcev S.V., Buganov N.I. Vserossijskij fizkul'turnyj kompleks gTo v prostranstve pedagogicheskoj sistemy formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2017; № 2 (62): 12 - 15.
6. Lukyanenko V.P. Suschnost' ponyatiya i glavnoe prednaznachenie obrazovaniya po fizicheskoj kul'ture. Postanovka problemy. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2016; № 2: 2 - 8.
7. Makeeva V.S. Fizicheskaya podgotovka v obespechenii lichnoj bezopasnosti kursantov obuchayuschihsya po profilyu GIBDD. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2015; № 3 (54): 48 - 50.
8. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke: monografiya. Vladikavkaz, 2015.
9. Solov'ev G.M. Fizicheskaya kul'tura lichnosti (teoriya i tehnologiya formirovaniya): uchebnoe posobie. Moskva: Ileksa, 2014.
10. Solov'ev G.M. Teoriya i metodika ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury v strukture fizicheskoj samopodgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: uchebnoe posobie. Stavropol', 2016.
11. Solov'ev G.M. Formirovanie moral'no-volevyh kachestv v kontekste kul'tury zdorovogo obraza zhiznilichnostikursanta vuza MVD Rossii: uchebnoe posobie. Stavropol', 2017.
12. Filimonova S.I. Fizicheskaya kul'tura i sport - prostranstvo, formiruyuschee samorealizaciyu lichnosti: monografiya. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 15.05.20
УДК 371
Telenskaya D.Yu., Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vemadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
LEADING FACTORS IN THE FORMATION OF ARTISTIC TASTE AMONG STUDENTS BY MEANS OF THEATER AND POP ART. The article discusses the essence and specificity of the process of the formation of artistic taste among students by applying various means, including theatrical and variety art. The specific characteristics and factors of these types of arts, as well as their structural features, are distinguished. Related essential elements are considered (for example, such definitions as "musical taste" and "artistic and aesthetic worldview"). The author notes the importance of timely identification, formation and development of the system of artistic and aesthetic taste of a young person, which should be recognized and perceived as the key goal of aesthetic education in the pedagogical reality of the sociocultural space of the modern university. It is necessary to take into account the influence on student youth of all kinds of arts and, above all, theatrical and variety. These types are the most attractive and interesting for student youth, due to which they can be used as active motivators for the process of pedagogical education of artistic taste and the formation of a system of spiritual and moral values among students of the university.
Key words: artistic and aesthetic taste, aesthetic education, artistic and aesthetic worldview, factors in the formation of artistic taste, theater and pop art.
Д.Ю. Теленская, ст. преп, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-таИ: [email protected]
ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА
В статье рассматриваются сущность и специфика процесса формирования художественного вкуса у студенческой молодежи путем применения различных средств, в том числе театрального и эстрадного искусства. Выделяются специфические характеристики и факторы этих видов искусств, а также их структурные особенности. Рассматриваются смежные сущностные элементы (например, такие дефиниции, как «музыкальный вкус» и «художественно-эстетическое мировоззрение»). Автор отмечает большое значение своевременной идентификации, становлению и развитию системы художественно-эстетического вкуса молодого человека, которое должно осознаваться и восприниматься как ключевая цель эстетического воспитания в педагогической реальности социокультурного пространства современного вуза. Необходимо учитывать влияние на студенческую молодёжь всех видов искусств и, прежде всего, -театрального и эстрадного. Именно эти виды являются наиболее привлекательными и интересными для студенческой молодежи, за счет чего можно использовать их как активных мотиваторов для процесса педагогического воспитания художественного вкуса и формирования системы духовно-нравственных ценностей у обучающихся вуза.
Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, эстетическое воспитание, художественно-эстетическое мировоззрение, факторы формирования художественного вкуса, театральное и эстрадное искусство.
Духовное становление личности сегодня - одна из передовых задач воспитания в высшей школе, поскольку именно оно подвергается постоянной деформации, становится неустойчивым и хрупким в условиях современных реалий. В то же время оно - основа личности, тот фундамент, на основе которого личность выстраивает систему нравственных и других ценностей, формирует собственные моральные установки и фокусирует творческие и другие способности. Одной из важнейших составляющих такого становления нам представляется эстетическое и художественное воспитание личности, претерпевающее стадию активного становления и укрепления в период студенчества. Эстетическое воспитание возможно лишь при содействии системы внешних и внутренних факторов, таких как семья, социум и его субъекты - социальные группы, образовательные учреждения - школа, вуз, ссуз, системы дополнительного образования, система самовоспитания и т.д. Именно вуз, по нашему мнению, углубляет личность в процессе социализации, начавшейся в школе, тем самым формируя его систему социальных навыков и ценностей, необходимых для дальнейшего эстетического воспитания [1 - 6].
Как известно, одной из важнейших функций вуза считается воспитание, в том числе и эстетическое, художественное. Здесь важно отметить, что такого рода воспитание имеет сложную систему, включающую такой компонент, как художественный вкус, формирующийся из различных элементов и посредством различных факторов.
Основой эстетического воспитания личности является устойчивая, сформированная система навыков, установок и ценностей, включающая умение видеть и осмысливать с различных точек зрения произведения искусства и культуры (то, что многие называют «прекрасным»); способности к выражению эмоционального отклика на эти произведения, выражению собственных чувств и позиции относительно его качеств и особенностей; умения творческого порядка, необходимые для осуществления созидательной деятельности в области искусства (музыка, живопись, кино и т.д.); нравственные эстетические суждения, базовые ценности, элементы духовного развития и становления [6]. Все вышеуказанные пункты, по нашему мнению, могут быть и основой художественного вкуса, поскольку в структурированном виде крайне схожи с его элементами. Так, мы можем говорить о необходимости не только собственно теоретических знаний критического или искусствоведческого характера, позволяющих оценивать произведения, проводить аналитическую деятельность, но и творческих умений в области создания художественного произведения, его ана-литико-рефлексивной оценки. Помимо этого исследователь тенденций и проблем эстетического воспитания учащейся молодежи и студенчества Н.В. Черникова выделяет основные «болевые точки» этой области, или, говоря проще, ее основные проблемные стороны: так называемое «размытие» нравственных и культурных ориентиров студенческой молодежи; неразвитая культура проведения досуга молодых людей; слабые проявления социальной активности; недостаток знаний и общих сведений в области творчества и искусства. Однако исследователь считает, что существуют и положительные тенденции в области эстетического воспитания, которые проявляются в разных областях и могут стать фундаментом для воспитательной деятельности в вузе. К таким положительным тенденциям относятся следующие: осознание и принятие молодыми людьми ценности образования (как школьного, так и высшего, что немаловажно) и воспитания; мобильность, адаптированность к рыночным отношениям и рынку труда в целом; высокая личностная активность в области достижения индивидуального успеха, в том числе и профессионального; наличие патриотических ориентиров, чаще всего проявление гражданской позиции и активности; признание семьи как неоспоримой ценности [6].
Таким образом, можно заключить, что воспитательная деятельность в вузе, с одной стороны, обладает определенными пробелами и негативными сторонами именно в связи с восприятием молодых людей ее положений и ценностей, а с
другой - положительными тенденциями в связи с гражданской осознанностью большинства представителей студенческой молодежи, их пониманием сути современных социальных отношений, социальных связей и принципов. В целом же справедливым было бы отметить, что студенчество - крайне сложный период развития личности, который характеризуется неоднозначностью, индивидуализацией всего накопленного до этого опыта и комплекса навыков, способностей и умений, их переориентацией на профессиональную деятельность и духовную составляющую личности. Главным здесь можно считать стремление студентов изначально к профессиональному, карьерному становлению, нежели нравственному, поскольку это представляется им наиболее актуальным в связи со сферой их деятельности. Кроме того, профессиональная деятельность во многом определяет степень самоощущения личности, которая чувствует себя наиболее успешной и актуальной именно в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей, что во многом определяет ее интерес к этому. Здесь можно говорить о недостаточной заинтересованности в самовоспитании и формирования индивидуального ценностного ряда, воспитания художественного вкуса, что становится ключевой задачей педагога высшего учебного заведения.
М.Ю. Бирюков считает, что для наиболее эффективного формирования художественного вкуса у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе существует педагогическая потребность в создании определенных педагогических условий, к которым относятся: в обязательном порядке интеграция художественно-эстетических дисциплин; синтез пространственных видов искусства (к которым относится театральное, эстрадное и др.); активное применение всевозможных разновидностей художественно-творческой деятельности; организация ознакомления студентов с художественно-эстетическими ценностями на регулярной основе с учетом современных тенденций [1].
Все эти условия, в сущности, взаимозависимы и взаимовлиятельны, в связи с чем в реальном образовательно-воспитательном процессе они должны реа-лизовываться одновременно, комплексно и регулярно.
В связи с этим важно отметить влияние произведений искусства как крайне важного фактора, оказывающего влияние на становление художественного вкуса у студенческой молодежи, в особенности произведений театрального, изобразительного и эстрадного искусства. Для эффективного формирования такой сложной личностно-нравственной структуры, как художественный вкус, внешнего, устного ознакомления с произведениями искусства недостаточно, если не сказать незначительно. Главное здесь - это практические, наглядные примеры, своевременное разъяснение их специфики, отличительных особенностей, художественной, культурно-исторической, социальной ценности. Также важно отметить исключительность каждого произведения для обоснования творческой идентификации студента, для подчеркивания индивидуальности творца, его видения. Студенты, таким образом, получат если не первичные, то уже немного углубленные эстетические знания, научатся правильно управлять критическим мышлением, применять его в качестве главного аналитико-рефлексивного механизма оценки собственного и «чужого» творчества.
Особенно важным в системе формирующих художественный вкус факторов нам представляется театральное искусство, его средства, оказывающие влияние на зрителей, место и роль в системе мирового культурно-исторического наследия. Здесь стоит отметить такое понятие, как «художественно-эстетическое мировоззрение», которое лежит в основе становления художественного вкуса человека. Театральное искусство некоторыми исследователями [2, 3] представляется неким универсальным фактором в данном случае. Это принято связывать с тем, что подавляющее большинство молодых людей заинтересовано как в рассмотрении существующих произведений, так и в процессе создания, участия в театральном творчестве. Студентам особенно интересно пробовать себя в различных творческих видах деятельности, связанных со сценой, самовыражением посредством представлений.
Н.И. Жукова выделяет критерии (факторы) и соответствующие им показатели структуры художественно-эстетического мировоззрения в рамках формирования художественного вкуса студентов средствами театрального искусства. К таким критериям она относит: развитие художественно-эстетического сознания, которое включает в свой сущностный состав художественно-творческую познавательную деятельность, понимание и интерпретацию специфики языка искусства, интегрально-синтетическое отражение картины мира в художественных образах и творческой деятельности; субъектную (индивидуальную) самоактуализацию в системе духовно-нравственных ценностей, которая состоит в совокупности ценностных ориентаций на духовно-эстетические идеалы мировой культуры, мотивационной рефлексия, которая лежит в основе художественно-эстетической деятельности, индивидуальной саморегуляции в рамках концептуальной системы общечеловеческих ценностей; становление индивидуальности на основе ее творческой природы, что базируется на развитии эмпатии, самоидентификации студента в качестве творчески активного субъекта, развитии креативности в рамках решения художественно-эстетических задач и бытовых задач творческим способом; непосредственно самореализацию в творческой деятельности, которая складывается из множества факторов, таких, к примеру, как владение способами и приемами реализации творческой деятельности в сфере театрального искусства, самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в рамках процесса творческой деятельности, глубина и сложность создаваемых художественных образов и т.д. [3].
Таким образом, все вышесказанное дает нам повод полагать, что факторы становления и развития художественного вкуса студентов, связанные с театральным искусством и реализацией в театральном творчестве, представляют собой личностный базис, на основе которого происходит расширение и углубление личностных, индивидуально-творческих способностей, проявляется личностная самостоятельность в воплощении художественно-эстетических идей в процессе театрального творчества, выражается интерес студентов к постоянному культурному, профессиональному и личностному развитию и т.д. Главное - происходит активное развитие художественного вкуса, который позволяет молодым людям укреплять ценностную систему и духовно развиваться в соответствии с собственной, грамотно выстроенной и целостной духовной концепцией.
Еще одним важным элементом в системе художественного вкуса является музыкальный вкус личности, который претерпевает крайне сложный путь становления и развития. Музыкальный вкус объединяет по своей сущности разнообразные способы погружения в содержательную часть личностно-твор-ческой интерпретации произведений репертуара, что частично перекликается со специфическими характеристиками театрального искусства и его влияния, описанными ранее. В связи с этим можно заметить, что такой вкус формируется посредством становления ценностной оценки произведений музыкально-
Библиографический список
го (эстрадного) творчества. Как известно, основой становления музыкального (а следовательно, - и системы художественного вкуса) является художественно-эстетический идеал, базирующийся на представлениях о ценностях, существующих в рамках какого-либо историко-культурного периода развития искусства и социума [4].
Эстрадное искусство оказывает особенное влияние на формирование художественного вкуса человека, поскольку сопровождает его на протяжении всего жизненного пути, особенно сейчас, когда музыкальная культура стоит в центре внимания СМИ и социума. Посредством музыки студенческая молодежь самореализовывается и приобщается к массовой культуре, находит единомышленников и друзей. Важным здесь является становление вкуса, поскольку сегодня музыкальная культура состоит не всегда из качественных произведений, несущих ценностные идеалы и морально устойчивые установки. В связи с этим необходимо структурированно сформировать занятия и внеучебные мероприятия по изучению истории музыки, прослушиванию классических композиций, пояснению их значения и сущности. Таким образом можно педагогически отрегулировать собственно музыкальное восприятие молодого поколения.
Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на духовную культуру личности студентов, непосредственно причастных к исполнительскому искусству, являющихся ее представителями. Как известно, сегодня целью значительного количества пользователей Интернета является приобретение популярности и славы. На пути к этому молодые люди постоянно ищут ниши для самореализации. Так, сегодня достаточно большой процент исполнителей, причем не всегда с устойчивой музыкально-художественной культурой. Крайне важным в этом случае является формирование особой системы художественного вкуса, которая характеризуется в первую очередь общим уровнем освоения музыкального искусства и проявляется в стремлении к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в процессе творческой деятельности при наличии высокоразвитой рефлексии, вполне сформированного мировоззрения, владения определенной системой ценностей, активной жизненной позиции [5]. Таким образом, эстрадное искусство формирует личность как всесторонне развитую, рефлексивно чуткую и ценностно ориентированную структуру. Художественный вкус здесь - тот элемент, на развитие и устойчивое становление которого направлена вся творческая деятельность личности.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что следует учитывать влияние на молодёжь всех элементов различных видов искусств, в данном случае - театрального и эстрадного. Интересно отметить, что именно эти виды являются наиболее привлекательными и интересными для студенческой молодежи, за счет чего можно использовать их как активных мотиваторов для процесса педагогического воспитания художественного вкуса и формирования системы духовно-нравственных ценностей у обучающихся вуза.
1. Бирюков М.Ю. Обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса у студентов творческих специальностей в процессе их профессиональной подготовки. Самарский научный вестник. 2016; № 2 (15).
2. Губанова Я.Н. Формирование художественного вкуса посредством театрального творчества. Баландинские чтения. 2019; № 1.
3. Жукова Н.И. Критерии формирования художественно-эстетического мировоззрения студенческой молодежи в театре-студии. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015; № 1.
4. Илларионова Н.Н. Музыкальный вкус эстрадного вокалиста как психолого-педагогическая проблема. Москва, 2014.
5. Маргатова Е.В. Исполнительская культура эстрадного певца как Высшая форма его профессиональной деятельности. Наука и школа. 2012; № 5.
6. Черникова Н.В. Формирование эстетической культуры студентов в педагогическом вузе: методические рекомендации. Минск 2010.
References
1. Biryukov M.Yu. Obosnovanie pedagogicheskih uslovij formirovaniya hudozhestvennogo vkusa u studentov tvorcheskih special'nostej v processe ih professional'noj podgotovki. Samarskij nauchnyj vestnik. 2016; № 2 (15).
2. Gubanova Ya.N. Formirovanie hudozhestvennogo vkusa posredstvom teatral'nogo tvorchestva. Balandinskie chteniya. 2019; № 1.
3. Zhukova N.I. Kriterii formirovaniya hudozhestvenno-'esteticheskogo mirovozzreniya studencheskoj molodezhi v teatre-studii. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; № 1.
4. Illarionova N.N. Muzykal'nyj vkus 'estradnogo vokalista kakpsihologo-pedagogicheskaya problema. Moskva, 2014.
5. Margatova E.V. Ispolnitel'skaya kul'tura 'estradnogo pevca kak Vysshaya forma ego professional'noj deyatel'nosti. Nauka ishkola. 2012; № 5.
6. Chernikova N.V. Formirovanie 'esteticheskoj kul'tury studentov v pedagogicheskom vuze: metodicheskie rekomendacii. Minsk 2010.
Статья поступила в редакцию 28.04.20
УДК 355.23:159.9
Tsentserya S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Head of Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov military order Zhukov Red Banner
Institute of the National Guard of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES, COMMAND AND METHODICAL SKILLS. The article reveals psychological and pedagogical bases of formation of professional qualities, command and methodical skills of cadets of military educational organizations of higher education in the course of educational activities. The author concludes that the solid basis for the formation of the cadets' professional qualities, command and methodical skills is the entire life of the educational institution in all its manifestations. First, it should be noted that the principle of managers at all levels to the obligatory implementation of the activities of the regulations of service time, the daily routine, the plan of major events and the zealous demand for the proper organization of service by all types of daily outfits. Particularly it is necessary to take into account the commanding exactingness, pedagogical tact and personal exemplary of officers, warrant officers and servants in relation to service, appearance and military correction.
Key words: personality, professional qualities of person, professional and specific qualities, moral and psychological qualities, team skills, methodical skills, educational activity, innovative personality.